Фигура, грация, осанка. Для старшеклассниц (Белякова) 1978 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Фигура, грация, осанка. Для старшеклассниц (Белякова) 1978

Назначение: Для старшеклассниц. 

Автор рассказывает о внешнем облике в манере поведения современной девушки рекомендует комплексы физических упражнений для формирования правильной осанки, красивой походке, пластики движений.

© " Просвещение" Москва 1978

Авторство: Белякова Н. Т.

Формат: PDF Размер файла: 12.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия . 3

Фигура . 9

Грация . 25

Осанка 32

Приложение. Примерные упражнения для занятий гимнастикой  44

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

 

 

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Фигура, грация, осанка. Для старшеклассниц (Белякова) 1978 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Дорогие девочки!

Вы вступили в светлую пору юности, в пору поисков совершенства и гармонии мира — мира внутреннего и окружающего. У каждой из вас уже есть свои сокровенные мечты, заветные желания, определенные цели в жизни. Совершенно ясно, что эти цели различны: одни стремятся работать на производстве, другие— стать врачом, педагогом, инженером, третьи мечтают посвятить свою жизнь искусству, литературному творчеству, общественной деятельности... Все вы хотите быть здоровыми, полезными обществу, своей социалистической Родине. И вы, конечно, понимаете, что добиться всего этого не просто и не легко — понадобятся многие годы, а может быть, и вся жизнь. Для этого нужна не только твердая воля, настойчивость в достижении цели, но и большой запас духовных и физических сил.

У каждой из вас непременно есть еще одно желание, о котором вы, как правило, не говорите никому. Вы хотите быть обаятельными, красивыми. Это желание естественно, понятно и справедливо. Однако все ли вы хорошо представляете себе, что значит быть красивой? Существуют ли какие-либо каноны женской красоты?

Ответить на подобные вопросы однозначно невозможно. Идеалы женской красоты менялись на протяжении всей истории человечества. Душевные достоинства и телесная красота женщины воспеты и запечатлены поэтами, художниками, скульпторами всех эпох и народов. По этим памятникам искусства и литературы мы можем судить об идеалах женской красоты в разные эпохи развития человеческой культуры.

Исторически идеалы женской красоты развивались по двум линиям: формальной и реальной. Формальная диктовалась правящими сословиями, проводником которых была религия, а реальная — самой жизнью. И если формальные позиции идеала женской красоты на протяжении всего этапа развития человеческого общества не раз изменялись в зависимости от идеологии правящих сословий, то реальная оставалась устойчивой и постоянной.

Формальный путь развития идеала женщины схематично был таким: богиню Исиду — женщину с головой и крыльями коршуна

как воплощение тревожного материнства, чей образ тысячелетия культивировался в Древнем Египте,— на очень короткий период сменила реальная, нежная и трепетная Нефертити. Затем вновь восторжествовал лик языческих богинь, который в V в. до и. э. сменился красивыми и жизнерадостными, энергичными и ловкими, нежными и грациозными богинями в облике земных женщин Греции, Рима, Крита и Микен.

Средневековая христианская религия, отвергнув физическую красоту древнегреческих богинь, создала свой идеал женщин духовной скорбной красоты, причисленных к лику святых, одела их в глухое мешкообразное платье для сокрытия «грешной плоти».

Эпоха Возрождения прорвала мрак религиозного средневекового фанатизма и создала новый идеал женщины — естественной и прекрасной, сияющей духовной и телесной красотой.

За всю историю человечества, начиная с древних цивилизаций и до наших дней, формальная и реальная позиции идеала женщины частично смыкались дважды — в эпоху античной культуры и в эпоху Возрождения.

Итак, формальным идеалом женщины Древнего Египта была богиня Исида. Для традиций того времени характерна жесткая условность изображения человеческой фигуры — статичные застывшие позы, единые пропорции тела. Условности рисунка не позволяют нам создать реальный образ женщин привилегированных сословий. Что же касается женщин низших сословий, то их облик широко запечатлен в виде фигурок на различных предметах быта. Разные они были, эти женщины, как и все земные женщины последующих эпох. Одни из них неотразимо женственны, изящны, пластичны, грациозны и стройны, другие также женственны, но имеют более мощное сложение и менее изящны, хотя по-своему привлекательны.

В период Нового царства египетской цивилизации изображение образа царя и членов царской семьи отходит от традиционно-условных форм идеализации образа. В позах и фигурах на рисунке и рельефе уже нет канонических форм и пропорций тела. Царя и его семью изображают не только в момент поклонения богам, но и в быту, в естественных ситуациях. Таким образом, изображение царствующей фамилии было предельно реализовано, приближено к жизни. Археологи и историки познакомили мир с юной и нежной, трогательной и неотразимой красотой жены Эхнатона —

Нефертити.

Поклонение женской красоте во всей ее полноте, во всем ее естественном облике достигло расцвета в период греко-римской культуры. Культ телесной красоты женщины и культ движения тела был поднят на большую высоту и реализован в жизни путем создания системы движений — гимнастики. Гимнастикой занимались в специальных помещениях, вне храма, в обнаженном виде.

В Греции в эпоху эллинской культуры идеал женской красоты был связан с мифологическим образом богини любви Афродиты. Гордая своей лучезарной красотой, спокойно ступала по земле Афродита. И где прошла Афродита, там пышно расцветали цветы, а воздух наполнялся благоуханием.

Эпоха феодализма, длившаяся почти тысячелетие, была царством тьмы и социального бесправия женщины во всех сферах жизни: дома она — раба и вещь хозяина-мужа, в церкви — кающаяся грешница, в общественной жизни — ничто. Самым распространенным в период средневековья был образ женщины, одетой в бесформенное платье, грешной, терпеливой, молящейся о себе и ближних.

Начиная с XV в. в эпоху Возрождения вопрос об идеале женской красоты привлекает не только художников, скульпторов, писателей, но и философов. Создаются трактаты «О красоте женщины». В одном из них каноны телесной красоты женщины формулируются так: плечи плотные и округлые, грудь высокая, ноги длинные и стройные, ступни маленькие, узкие, но не плоские, руки и пальцы длинные и изящные, ногти овальные.

В последующие столетия представления об идеале женской красоты продолжали постоянно меняться: с переменным успехом в определенные годы были модными хрупкие, плоскогрудые, слабые женщины и женщины ладного, статного, крепкого сложения. XX в. — век громадных социальных достижений, век научно-технического прогресса и величайшего достижения человеческой культуры — социального равенства женщин. Мы успели уже привыкнуть и к этим словам, и к положению женщины в социалистическом обществе. Однако это не только красивые слова. В них не только гордость советской женщины. Это и очень большой долг женщины перед обществом, семьей, детьми и любимым.

После окончания школы вы, девочки, вступите на путь самостоятельной жизни — профессиональной учебы, работы, формирования своей семьи, воспитания детей. Тогда вы в полной мере ощутите всю полновесность равных прав и узнаете все богатство оттенков слов «надо» и «должна». Вам надо будет учиться и работать на высоком профессиональном уровне. Плохо работать, когда тебе доверяют, стыдно, просто невозможно. Вам надо быть красивой, обаятельной, потому что вы хотите быть любимой. В свое время вам надо стать не только заботливой и внимательной, но милой, чуткой, доброй, веселой и улыбчивой мамой. Чтобы быть достойной своего времени, женщине надо иметь большой запас душевных и телесных сил. И идеал красоты женщины нашего времени, как бы ни были переменчивы прически и моды одежды, исходит прежде всего из того облика, в котором в наибольшей мере выражен запас душевных и физических сил.

Бесконечна галерея образов наших современниц, женственных, внешне прекрасных, славных своими делами. Это и космонавт Валентина Терешкова, и летчик-испытатель Марина Попович, и королева гимнастики Людмила Турищева, и неотразимая чаровница балета Надежда Павлова, и многие-многие другие.

Понятие о красоте женщины мы связываем со стройностью фигуры, грациозностью движений, легкостью походки, красивой, гордой осанкой, свободной, но изящной манерой держаться, скупыми, но выразительными жестами. Да и как не придавать особого значения этим чертам внешнего облика! Ведь сферой жизни наших девушек и женщин стали не только дом, семья, производство, но и сцены народных театров, домов культуры, трибуна и экран кинохроники, телевизора, откуда они видны всем. И тут уже положение обязывает обладать всеми «секретами» женской красоты. Нам нравится смотреть на девушку, когда она говорит, работает, двигается, действует. И мы досадуем, когда движения ее скованны. Неправильная осанка, неуклюжие движения, фигура с торчащим животом по законам сегодняшнего времени считаются самыми некрасивыми чертами внешности девушки. Более того, эти черты внешнего облика принято считать признаком низкой культуры.

Современная жизнь человека — работа, быт, отдых — насыщена большой и малой автоматикой, которая освобождает его от физической нагрузки и активных физических движений. Это облегчает нашу жизнь. Но, с другой стороны, при сокращении возможности двигаться, проявлять свою мускульную силу появляется излишняя полнота, преждевременное увядание и болезни. Спасением могут быть только физические упражнения. В нашем социалистическом обществе физическая культура и спортивные занятия составляют обязательный элемент культуры каждого человека.

Сегодня любая сфера деятельности — медицина и биология, педагогика и промышленное производство, сельское хозяйство, освоение космических пространств и подводных глубин, наш быт и учеба — немыслима без физической культуры, физических упражнений. Значение физической культуры для современного человека, и особенно девушки, — это не только совершенствование функций организма. С помощью физических упражнений как резцом скульптора «шлифуется» фигура, совершенствуется грация движений и создается запас телесных сил.

На вашем жизненном пути, девочки, будут радости, удачи и счастье. Но всегда их спутниками будут и трудности, горести, тревоги. Не создавайте себе иллюзий, что в жизни вам всегда будет легко. Наступит период вашего социального становления в обществе. И может случиться, что от вас потребуется в полной мере проявление гражданских доблестей. И будет материнство.

Вы без оглядки, самоотверженно станете тратить на детей весь запас духовных, физических сил, здоровье. И длительный период времени у вас не будет реальной возможности позаботиться о себе. Таковы особенности жизни женщины. Она растит и ведет в жизнь человека. И чем больше создает запас телесных сил девушка в юности, тем больше будет радости и счастья у женщины, матери.

Сегодня потребность заниматься физической культурой и спортом можно сравнить с потребностью читать. Без книги человек не может развивать свой духовный мир, без физической культуры — достичь телесного совершенства.

Счастье и тяготы материнства, работа и личное счастье нелегким грузом ложатся на плечи современной женщины. Но если эти плечи поддерживаются крепким здоровьем, то женщина справится со своими почетными обязанностями.

Однако известно, что не только красота телесная, а прежде всего красота и богатство духовного мира женщины были, есть и будут источником вдохновения в творчестве писателей, художников, скульпторов и композиторов. Но тогда почему, же при создании образа женщины, описании ее красоты отмечаются «легкий стан», «движений стройность»? Почему в восприятии человека человеком первыми запечатлеваются движения тела, а не движения души? Не потому ли, что внешние черты человека — фигура, походка, движения, осанка — могут быть «схвачены» по первому впечатлению, а восприятие и оценка благородства души требуют значительного времени или определенного случая?

Доброта, высокая нравственность, благородство, способность к самопожертвованию и самоотречению развиваются в процессе всей жизни. Эти приобретения личности — гражданская зрелость, духовное богатство и душевная красота — обеспечиваются запасом физических сил, которые человек приобретает в детстве, юности, молодости. Внешним выражением запаса телесных сил является форма телосложения, особенность движений и манеры держать свое тело. Они свидетельствуют о запасе духовных и физических возможностей личности.

Гармония душевных и телесных сил, ее потенциал заложены в каждом человеке природой изначально, но не каждому дано вызвать к жизни отведенный ему природой дар гармонии и совершенства. Самые большие потери этого дара природы человек допускает в период ранней юности. Как ни прекрасны годы юности, каждая из вас стремится, скорее, вырасти из одежды «прелестной юности» и стать взрослой, самостоятельной, независимой, значительной и красивой.

Юношеский максимализм, юношеская нетерпимость, юношеская поспешность нередко сбивают на ложный путь внешнего эффекта и случайного успеха девочек со слабым характером, с неверными представлениями о жизни. Что берут на вооружение

своей мнимой взрослости эти девочки? А что возьмёте вы для своего совершенства и утверждения? Модные фасоны и каблуки, искажающие природную легкость шага? Позы и манеры любимых кинозвезд, не присущие природе ваших движений? Косметические рецепты «моей бабушки* для сохранения молодости?

Да, каждая из вас хочет быть красивой, но подражание любимым актрисам, героиням книг или яркой, эффектной соседке не поможет вам ни на шаг продвинуться в этом стремлении. Грубым подражанием вы приобретете лишь смешную манерность.

Красота каждой из вас должна остаться неповторимой. Не надо в угоду моде уничтожать то очарование, которое заложено в вас природой и присуще только вам одной. Пусть помощниками на пути совершенства у вас будут хорошие манеры поведения, любовь к труду, развитый ум, спокойная гордость, присущая только вам грация движений, стройность стана, красивая осанка.

В этой книжке, написанной для вас, девочки, мы рассказываем о современных канонах красоты женской фигуры, пропорциях тела, грации движения, красивой осанке. Предлагаем гимнастические упражнения, которые помогут вам стать изящнее, грациознее, а значит, красивее.

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА, СПОРТ, ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

 
Яндекс.Метрика