Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе (Адашкявичене и др.) 1980 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе (Адашкявичене и др.) 1980

Назначение: Для воспитания Старших детей дошкольного возраста

© Издательство  Просвещение Москва 1980

Авторство: Э. И. Адашкявичене,Л. В. Карманова, Л. М. Коровина,А. В. Листенева, Н. В. Потехина, Ю. Ю. Рауцкнс,И. И. Сергееня, Э. Я. Степаненкова

Формат: PDF, Размер файла: 5.34 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 К читателям 3 

      Обучение основным движениям детей старшего дошкольного возраста. Ю. Ю. Рауцкис 

      Обучение детей прыжкам. И. И. Сергееня 20 

      Обучение основным движениям на этапе их совершенствования. Н. В. Потехина 32 

      Пространственная ориентировка детей в подвижных играх. Э. И. Степаненкова 48 

      Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий. Л. М. Коровина 65 

      Ежедневные физкультурные занятия на воздухе. Л. В. Карманова 81 

      Обучение детей езде на двухколесном велосипеде. А. В. Листенева 103 

      Овладение элементами игры в баскетбол детьми 6 лет. Э. И. Адашкявичене 119 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе (Адашкявичене и др.) 1980 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

К ЧИТАТЕЛЯМ 

      Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе — важнейшая задача детского сада. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание. 

      В советских дошкольных учреждениях наряду с охраной здоровья, закаливающими процедурами проводится комплекс занятий, игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование движений детей. 

      «Программой воспитания в детском саду» определены конкретные знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к моменту перехода в школу. Указаны и показатели физического развития детей. Однако практическое осуществление перечисленных в «Программе» задач нередко представляет для воспитателей детских садов значительные трудности, которые возникают от недостатка опыта, неумения создать необходимые условия, подобрать упражнения, спланировать свою работу. 

      Творческое решение авторами книги актуальных вопросов физического воспитания детей, многолетняя проверка достигнутых результатов позволяет рекомендовать их опыт для внедрения в работу с детьми. 

      На конкретном материале раскрываются возможности осуществления всестороннего развития ребенка на занятиях и в играх; методика, стимулирующая работу мышления, развитие воображения и творческой активности. Показывается возможность практически упражнять детей в проявлении нравственных качеств, развивать их эстетический вкус, формировать трудовые навыки. 

      В книге освещается комплексный подход к процессу обучения детей основным движениям и спортивным упражнениям, подбору материала, различным вариантам его планирования, организации занятий. 

      Воспитатели детских садов часто испытывают большие трудности при планировании занятий. В материалах Ю. Ю. Рауцкиса они познакомятся с опытом поквартального планирования программного материала по основным движениям (план-график); 

      важнейшими педагогическими требованиями при подборе ведущих упражнений; вариантами сочетаний программного материала, распределением упражнений с учетом интенсивности; методическими приемами обучения и способами организации детей, направленными на лучшее усвоение движений; с данными об эффективности использования некоторых методов обучения. 

      И. И. Сергееня, освещая опыт обучения прыжкам детей дошкольного возраста, раскрывает общие вопросы методики, возможности применения ориентиров, рассказывает об организации необходимых условий. Он рекомендует специальные упражнения для укрепления мышц и связок стопы как одной из важнейших задач совершенствования двигательной функции ребенка. Особое внимание уделяется влиянию двигательной активности на общение между детьми. 

      Н. В. Потехина рассказывает о задачах обучения детей основным движениям в процессе их совершенствования, чтобы выработать у дошкольников умение применять разученные движения в различных условиях; выбирать действия, соответствующие данной обстановке. Автор раскрывает содержание обучения применению основных движений в играх с бегом, подлеза-нием, метанием; показывает принцип составления вариантов подвижных игр, методику их проведения. 

      Неотъемлемым компонентом двигательной деятельности детей служит сознательная ориентировка их в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий. Об этом рассказывает Э. Я. Степаненкова. На конкретном материале она показывает единство методики обучения и совершенствования у детей двигательных навыков (основные движения) и одновременного формирования пространственной ориентировки. Раскрывается роль подвижных игр как наилучших условий для выработки у детей прочных навыков ориентировки. Прилагается серия подвижных игр с правилами, в которых выделяются задания на ориентировку в пространстве. 

      В процессе совершенствования основных движений ребенок овладевает двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой и жизненной ситуации. Учет достигнутого детьми уровня двигательных навыков позволяет использовать в целях еще большего их совершенствования доступные детям элементы соревнования. Помимо этого, появляется возможность стимулировать творческую активность детей и направлять первые попытки их творческих поисков в подвижных играх. 

      Л. М. Коровина описывает организацию и методику проведения упражнений и игр с элементами соревнования. Подчеркивает значение соревнования для достижения высокого качества и быстроты выполнения движений, стимулирования к проявлению физических качеств; раскрывает этапы обучения и роль соревнования в формировании двигательных навыков. Она предлагает определенную последовательность упражнений и игр с элементами соревнования при обучении детей бегу, метанию, различным упражнениям с мячом. Раскрывает этапы, условия и приемы формирования творческого отношения детей к двигательной деятельности. Творчество рассматривается как фактор формирования целенаправленности, ответственности, критичности мысли, настойчивости в преодолении трудностей, фантазии, наблюдательности, увлеченности и т. п. 

      В материалах Л. В. Кармановой излагается специфика содержания и планирования физкультурных занятий на воздухе и определяется методика их проведения в различные сезоны года. Автор раскрывает роль двигательной деятельности на воздухе в развитии" ребенка, принципы подбора физических упражнений для занятий в различные сезоны года, указывает особенности структуры, формы занятий. Автор делится опытом планирования конкретного материала по развитию движений в различные сезоны, приводит материал для их освоения, повторения, совершенствования. 

      А. В. Листенева раскрывает содержание и методику обучения детей езде на велосипеде. Читатель познакомится с техникопедагогической характеристикой детских двухколесных велосипедов, методами и приемами обучения детей езде на них, с примерными планами занятий. 

      Об обучении детей 6 лет элементам игры в баскетбол рассказывает Э. И. Адашкявичене. Она показывает, как дети овладевают приемами ловли, передачи, ведения мяча и броска его в корзину, указывает основные требования к технике выполнения, характерные ошибки. Разнообразный материал, предлагаемый автором, подбор подвижных игр и методика их проведения облегчают использование этих рекомендаций. 

      Материал, который найдут воспитатели в этой книге, несомненно, будет содействовать лучшей организации обучения и методике руководства разносторонней двигательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста. А это, в свою очередь, будет служить своевременной, целенаправленной физической подготовке детей к занятиям в школе. 

      

      ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

      

      Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения, направленности интересов. 

      Физическое воспитание детей подготовительной к школе группы требует особого внимания. Возрастные особенности детей этой группы благоприятны для достижения хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а также совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершать их в различном темпе, амплитуде, проявляя значительные скоростно-силовые возможности и выносливость. 

      Дети старшего дошкольного возраста овладевают различными движениями и упражняются в них осознанно. Они приобретают широкий круг специальных знаний, умения анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, изменять и перестраивать их в зависимости ог получаемого результата, оценки и ситуации. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей в процессе обучения, проявлению волевых усилий, инициативы, воспитанию у детей интереса к занятиям по физической культуре. 

      Занятия являются основной формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий по физической культуре может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом принципов систематичности, доступности, активности, сознательности и др. Чрезвычайно важно, что построенные по определенному плану занятия позволяют регулировать оказываемую на ребенка физическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивать ее, способствуя повышению выносливости детского организма. 

      Большое значение для успешного проведения занятий имеет правильное расположение практического материала в основной его части. От сочетания разучиваемых упражнений в этой части в большой степени зависит плотность всего занятия и качество процесса обучения, которое определяется чередованием упражнений, их количеством и повторением, дозировкой нагрузки, выбором наиболее целесообразных способов организации детей, обеспечивающих детскую активность и самостоятельность. 

      В основной части занятия в первую очередь осуществляется учебно-образовательная работа. Задачами основной части является усвоение программного материала: обучение новым физическим упражнениям — основным движениям и общеразвивающим упражнениям, формирование двигательных навыков, воспитание физических качеств. Содержание основной части составляют: а) общеразвивающие упражнения — без предметов и с ними; б) упражнения в основных видах движений; в) подвижные игры. С задачами, содержанием и методикой основной части занятия органически взаимосвязан весь ход занятия, его оздоровительный и воспитательный эффект. Поэтому воспитателю важно знать принципы подбора упражнений для основной части занятия, оптимальное количество и сочетание упражнений в основных движениях в этой части занятия. 

      По нашему мнению, наиболее правильный подход к систематизации и подбору упражнений для детей дошкольного возраста предложен Е. А. Аркиным1. Все движения детей он сгруппировал по следующим признакам: 1) анатомическому, 2) физиологическому, 3) функциональному — в зависимости от выполняемой задачи. 

      Для формирования правильного телосложения ребенка чрезвычайно важно развивать прежде всего крупные мышечные группы, чередовать деятельность разных мышц. В педагогических целях группировка упражнений по анатомическому признаку весьма удобна и давно уже нашла применение относительно гимнастических общеразвивающих упражнений. 

      Что касается основных движений — ходьбы, бега, прыжков, лазанья и др., то они чаще всего рассматриваются с точки зрения функционального воздействия на организм ребенка, несмотря на то что характеристика физиологического влияния основных движений и решение вопросов дозировки их педагогическими средствами затруднительна. Поэтому мы попытались сгруппировать все основные движения, опираясь на анатомический признак, предложенный Е. А. Аркиным. В связи с ним упражнения в основных движениях распределены на следующие три группы: 

      — упражнения для преимущественного воздействия на развитие мышц ног — прыжки, упражнения в равновесии, бег, ходьба. 

      — упражнения для преимущественного воздействия на развитие мышц рук — разнообразные упражнения в метании, ползание с подтягиванием на руках. 

      — упражнения для одновременного воздействия на развитие мышц рук и туловища — лазанье, ползание, перелезание, пролезание. 

      Ниже предложено распределение всего программного содержания основных движений для подготовительной к школе группы на основании классификации по анатомическому признаку. 

      группа — упражнения для работы мышечных групп ног: а) ходить и бегать друг за другом в колонне по одному и парами, меняя направление по указанию воспитателя; ходить и бегать по скамье или по бревну с разными заданиями: прямо, боком, с разным положением рук: в стороны, за головой на поясе, вверх, ходить по канату, по узкой рейке гимнастической скамьи с мешочком на голове. Ходить и бегать с преодолением препятствий, бегать наперегонки, пробегать под вертящейся веревкой в одну и другую сторону. Приседать скрестно; б) подпрыгивать, стоя на месте и с разбега, с целью достать предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка на 20 см. Спрыгивать с высоты, мягко приземляться. Прыгать прямо и боком из обруча в обруч, прыгать на двух ногах, на одной ноге, продвигаясь вперед по скамейке, подпрыгивать на месте и с продвижением вперед с предметом, зажатым ногами; в) прыжок в длину с места, прыжок в высоту с места, прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, прыжки через короткую и длинную скакалку. 

      группа — упражнения для работы мышечных групп рук: а) бросать мяч вверх и ловить двумя руками, одной рукой, отбивать мяч одной рукой об пол на месте (правой и левой) и продвигаясь вперед, отбивать мяч о стенку, ловить его, подбрасывать и ловить мяч с хлопками, подбрасывать и ловить мешочек с песком и т. д.; б) бросать мяч, мешочки в горизонтальную и вертикальную цель двумя руками, одной рукой (левой, правой) разными способами: снизу, сбоку, из-за головы, от плеча, из-за спины, толчком двумя руками от груди, назад между ногами с наклоном вперед и бросок назад через голову; в) бросать мячи, мешочки на дальность правой и левой рукой с места и с разбега. Попадать мячом, снежком в движущуюся цель. Перебрасывать мяч через сетку, натянутую немного выше головы ребенка (двумя руками). 

      группа — упражнения для работы мышечных групп ног, рук туловища: а) ходить на четвереньках, опираясь руками о пол, ползать на четвереньках по гимнастической скамейке, подниматься и опускаться на четвереньках по наклонной доске, ползать по гимнастической скамейке с подтягиванием рук, поворачиваться на скамейке, лежа на животе, опираясь рука-ми об пол; б) пролезать в обручи, под скамейкой разными способами: на четвереньках (опираясь на колени и ладони, опираясь на колени и предплечья), приставным шагом, боком, одноименным и разноименным способами, вползать по наклонной доске, переходить на гимнастическую стенку; в) влезать по гимнастической стенке приставным и переменным шагом, влезать по гимнастической стенке, переходить с одного пролета на другой и спускаться вниз, влезать по гимнастической стенке доверху, переходя с пролета на пролет, спуститься и перейти на наклонную доску, сойти по ней боком. 

      Подбор упражнений в связи с таким их распределением позволяет на каждом занятии по физической культуре разнообразно и всесторонне воздействовать на организм детей. Влияние движений на формирование морфологических и функциональных показателей зависит от характера мышечной деятельности в том или ином виде физических упражнений. С учетом особенностей этих процессов должно решаться и рациональное соотношение специальных упражнений и элементов общей физической подготовки. 

      Чтобы представить себе наглядно содержание каждого занятия, порядок и частоту включения в них разных видов движений, упражнения следует излагать в плане-графике. Распределение программного материала сделано в нем на основании концентрического (спирального) способа. По этому способу все виды основных движений дети должны разучивать и повторять в среднем на двух-трех занятиях подряд, а затем повторять их через некоторое время (1 — 2 месяца). Для правильного планирования следует учитывать следующее: 1) необходимость всестороннего воздействия упражнений на организм детей; 2) трудности усвоения упражнений; 3) сочетание учебного материала, проходимого в одном квартале, с материалом последующего; 4) длительность и характер учебных кварталов; 5) время года, на которое приходится квартал. 

      Программный материал по основным движениям в плане-графике распределен следующим образом: 

      квартал — разные прыжки разучиваются, усовершенствуются, повторяются на занятиях 18 раз; метание — 15 раз, лазанье — 11 раз, упражнения в равновесии — 10 раз, ходьба и бег — 8 раз. 

      квартал — прыжки — 18 раз, метание — 16 раз, лазанье — 16 раз, упражнения в равновесии- 7 раз, ходьба и бег — 7 раз. 

      квартал — прыжки — 18 раз, метание — раз, лазанье — 16 раз, упражнения в равновесии — 10 раз, ходьба и бег 9 раз. 

      V квартал (имеется в виду, что учебный год кончается 15 июня) — прыжки — 4 раза, метание — 4 раза, упражнение в равновесии — 3 раза, ходьба и бег — 1 раз.

 

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА, СПОРТ, ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика