Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе (Рипа, Велитченко, Волкова) 1988 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе (Рипа, Велитченко, Волкова) 1988

Назначение: Библиотека учителя физкультуры

© Издательство  Просвещение Москва 1988

Авторство: Михаил Дмитриевич Рипа, Виталий Кондратьевич Велитченко, Светлана Степановна Волкова

Формат: DjVu, Размер файла: 3.67 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 

 Глава 1. Значение, задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп 

 Глава 2. Учебная работа по физическому воспитанию. Организация учебного процесса 

 Глава 3. Примерное содержание уроков физической культуры 

 Глава 4. Методика обследования и врачебно-педагогических наблюдений 

 Глава 5. Особенности методики оздоровительной физкультуры, обусловленные клиническим диагнозом ослабленных детей 

 Глава 6. Работа школы, семьи и врачебно-физкультурного диспансера по физическому воспитанию ослабленных школьников 

 Литература 

 Приложение

Скачать бесплатный учебник  СССР - Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе (Рипа, Велитченко, Волкова) 1988 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Глава 1. 

      ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП 

      

      «Социалистическое общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. 

      Нужно организовать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия»,— говорится в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы 

      Обучение в школе, увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). 

      Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениям обмена веществ и т. д. 

      Вместе с тем в период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоровляющие меры. В частности, систематическая мышечная деятельность усиливает импульсы, несущие сигналы в кору и подкорковые образования головного мозга обо всех изменениях, протекающих в организме. Эти сигналы воспринимаются нервными окончаниями — рецепторами, заложенными в мышцах, сухожилиях (проприорецепторах), во внутренних органах (ич-терорецепторах), в органах слуха, зрения и вестибулярного лабиринта (экстерорецепторах). Они являются естественными стимуляторами, активизирующими деятельность всех физиологических систем организма. Сигналы адресуются в соответствующие центры нервной системы, управляющие определенными функциями организма. 

      В противоположность этому ограничение мышечной активности (гипокинезия) сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок. 

      Дефицит мышечной деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца: работа его становился неэкономной, менее стабильной. В связи со снижением силы сердечных сокращений уменьшается выброс крови в периферическое сосудистое русло с каждым его сокращением. Для поддержания должного уровня артериального давления сердечные сокращения учащаются, интервалы расслабления между отдельными сокращениями укорачиваются, мышца сердца устает. 

      В условиях дефицита мышечной работы приспособление даже к малым нагрузкам сопровождается выраженным учащением пульса, отрицательной реакцией на ортостатическую пробу (т. е. на переход из горизонтального в. вертикальное положение тела). 

      В качестве примера отрицательного влияния гипокинезии могут служить следующие случаи. 

      Дима К., ученик VII класса, физкультурой занимался только на уроках в школе. Свободное время проводил у телевизора. Зимой по дороге в школу упал, получил травму, сопровождавшуюся сотрясением головного мозга и переломом правой лучевой кости. 

      Коля М., ученик VIII класса, физкультурой занимался два раза в неделю по 40 мин только по обязательной программе. После перенесенной им болезни Боткина (инфекционный гепатит) был полностью освобожден от занятий физкультурой на 6 месяцев. За это время масса его тела увеличилась на 4,5 кг. Рекомендованные ему занятия лечебной физкультурой при поликлинике не посещал. Назначенные ему занятия в СМГ избегал. По истечении 6-месячного срока возобновил сразу занятия физкультурой в основной группе и на одном из первых уроков, выполняя прыжок в длину, получил тяжелую травму — перелом лодыжек правой голени. 

      Неля К-, ученица VI класса, после воспаления легких и частых ангин длительно освобождалась от уроков физкультуры, рекомендованную лечебную физкультуру не выполняла. После длительного освобождения сразу была допущена к занятиям в подготовительную, минуя специальную, группу. При выполнении прыжка через «козла» получила травму — перелом костей предплечья левой руки. 

      В двух последних случаях неправильной была тактика врача и педагога. Практически с первых дней болезни этим школьникам следовало бы назначить соответствующую лечебную физкультуру, а с первого дня посещения школьных занятий пройти поэтапную подготовку к физическим упражнениям, начиная занятия в СМГ. 

      Во всех же трех случаях возникновению тяжелых травм способствовали гипокинезия, плохая координация движений, неподготовленность к самостраховке в результате слабой тренированности. 

      Наблюдая за юными гимнастами, футболистами, волейболистами, видим, что во время тренировок им приходится много раз падать, но хорошая координация движений, умение сгруппироваться помогают избежать травм. 

      Таким образом, физическая культура способствует профилактике детского травматизма путем внедрения рациональных физических нагрузок в двигательный режим, целенаправленного обучения школьников необходимым специальным двигательным умениям и навыкам. 

      Наблюдения показывают, что физические упражнения имеют большое значение для развития костной системы. Под их влиянием костные клетки лучше снабжаются кровью, что сказывается на их росте. Физические упражнения являются хорошим средством, предупреждающим нарушения осанки — сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. 

      Рациональные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, и особенно против сердечно-сосудистых.

      Мышечная работа способствует мобилизации жизненно важных свойств организма — выносливости, силы, гибкости, быстроты, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связаны творческий, высокопроизводительный труд и выполнение священного долга защитника Родины. 

      Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии доброты, жизнерадостности, энергичности, собранности, уверенности в себе. 

      Опыт работы в некоторых школах г. Москвы и Прибалтики, в также в ряде социалистических стран с большой убедительностью показывает, что увеличение времени на организованную питательную деятельность в суточном режиме не только улучшает физическое развитие учащихся, но и способствует повышению их успеваемости по другим школьным предметам. 

      Чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом обеспечивает быстрое восстановление работоспособности. Это особенно важно для школьников СМГ, так как у них наблюдается повышенная утомляемость организма, ослабленного болезнью. 

      Итак, движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами. 

      Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы. 

      В соответствии с этим к основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития. 

      К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность. 

      К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой. 

      С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов детей, относящихся к СМГ по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется подразделять на две подгруппы — «А» и «Б». 

      К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями. 

      К подгруппе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.). 

      Деление на подгруппы — это тот фактор, который определяет режим занятий. При этом наиболее доступным критерием по отбору соответствующих нагрузок служит пульсовой режим. 

      Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются: 

      укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма; 

      расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение; 

      повышение защитных сил организма и его сопротивляемости; 

      освоение основных двигательных навыков и качеств; воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой; 

      разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (что особенно важно для школьников, имеющих избы- 

      точный вес), пребывания на воздухе (прогулки, внеклассные занятия физической культурой) и т. п. 

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА, СПОРТ, ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика