Играй в мини-волейбол (Фурманов) 1989 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Рекомендовано к печати Всесоюзным научно-исследовательским институтом физической культуры. Серия «Физкультурная библиотечка школьника». Адресовано учащимся среднего школьного возраста, желающим научиться играть в мини-волейбол.
Авторство: Г.А. Фурманов
Формат: DjVu, Размер файла: 0.7 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Дружба с юных лет 3
Младший брат волейбола 5
Познакомьтесь с правилами 7
Играем без ошибок 9
Ключ к секретам мастерства 11
Для самых любознательных 21
Приложения 28
Скачать бесплатный учебник СССР - Играй в мини-волейбол (Фурманов) 1989 года
СКАЧАТЬ DjVu
ДРУЖБА С ЮНЫХ ЛЕТ
Можно утверждать, что никогда не игравших в волейбол людей на свете просто не существует. Когда-нибудь да обязательно это было с каждым из нас. Пусть не по правилам. Пусть даже без сетки. Но никто не избежал этой радости — ударить рукой по упруго надутому шару, послушно летящему в заданном направлении. И многие, ощутив эту радость, уже не хотели от нее отказаться и отдали свое спортивное пристрастие волейболу.
Чем раньше подобное произойдет в вашей жизни — тем лучше. Ведь чтобы достичь высокого мастерства в волейболе, нужны годы и годы регулярных тренировок и участия в соревнованиях. Вырастить сильного спортсмена не так-то просто, и, закладывая фундамент в развитие отечественного волейбола, его организаторы и пропагандисты хорошо понимали, что без широкого притока молодежи и особенно ребят этой интересной игре не подняться до нужных высот. И вот в 1923 году де детский волейбол официально «вышел в свет» — он был включен в программу Спартакиады пионеров и школьников, а в 1935 году состоялось I Всесоюзное первенство школьников. Оно проводилось в несколько этапов: на первом участвовали команды 12 городов и областей по олимпийской системе (проигравшая команда выбывала из соревнований). За каждый город и область выступало по три команды: юноши младшей и старшей возрастной группы и команда девочек. Победители затем по круговой системе (каждый с каждым) соревновались в финале. Многие из участников Спартакиады и первенства впоследствии стали известными волейболистами. Им было оказано доверие защищать спортивную честь нашей Родины на международной арене.
Впрочем, это было только начало работы по вовлечению в занятия волейболом и выявлению юных талантов. В дальнейшем она развернулась с небывалым размахом, и не было в нашей стране ни одной школы, пионерлагеря, парка культуры, не говоря уже о спортивных базах, где бы не порхал над сеткой волейбольный мяч, не кипели ребячьи страсти в многочисленных увлекательных турнирах.
Волейбол как игра, широко доступная и притягательная для людей всех возрастов, стал поистине неотъемлемой составной частью культурного отдыха советских людей, особенно молодежи.
Вот как вспоминает об этой поре известный ученый, географ, мастер спорта С. Кузнецов, чьи юные годы прошли в Москве:
«Центральный парк культуры и отдыха имени Горького привил горячую любовь к спорту сотням тысяч юношей и девушек, навсегда подружил с ним. К числу таких вот навсегда завербованных принадлежу и я. Никогда не забуду «волейбольный ряд» Центрального парка культуры и отдыха в середине — конце тридцатых годов. Одна за другой выстроились десять или двенадцать волейбольных площадок, которые, по мнению специалистов, считались одними из лучших.
Площадки ЦПКиО жили полной жизнью. Сюда приходили лучшие волейболисты страны. А мы, мальчишки, плотной стеной обступали эти площадки, следили за каждым движением. Ну, а потом сами начинали играть. Благо для этого парк предоставлял все возможности — площадки, инвентарь и даже, помнится, обувь напрокат.
Так и жил «волейбольный ряд» ЦПКиО — без передышки, без отдыха, не снижая темпа. Все двенадцать площадок были как бы разными классами своеобразной волейбольной академии. Новички начинали на самых крайних, но постепенно росло мастерство и многие доходили до первых площадок. Так случилось и со мной. Незадолго до войны я уже стал выступать за команду мастеров «Науки». Волейбол остался со мной на всю жизнь. И даже сейчас, когда мне уже перевалило за пятьдесят, я нередко выхожу со своими учениками и сотрудниками на волейбольную площадку...»
Все, что рассказал ученый, это лишь одно свидетельство того громадного интереса к волейболу, который возник еще в довоенные годы в нашей стране и стал причиной бурного роста мастерства в этом виде спорта. Но есть в этих воспоминаниях и еще одна примечательная деталь: чтобы по-настоящему увлечься им, нужно стремиться наблюдать образцы хорошей игры, вызывающей восхищение, и, конечно, знать правила.
Правила «взрослого» волейбола не так уж сложны для юного читателя. В чем их суть? Две команды по шесть человек в каждой располагаются друг против друга на площадке размерами 18X9 м, разделенной по середине ее длины сеткой, верхний край которой устанавливается на высоте 224 см — для женщин и 243 см — для мужчин, а мяч имеет окружность 640 — 660 мм и вес 260 — 280 г. По обеим сторонам сетки установлены так называемые «антенны» высотой 80 см, касание которых мячом или рукой не допускается.. (С их помощью легче определить, пролетает ли мяч в том или ином, игровом эпизоде в границах площадки.)
От средней линии, проходящей строго под сеткой, справа и слева прочерчиваются на расстоянии 3 м линии нападения. В этой зоне нападения с каждой стороны располагается у сетки по три игрока. По три остальных игрока занимают места на задней линии, но так, чтобы во время подачи все строго располагались в своих зонах и перед каждым основным игроком задней линии находился соответствующий игрок передней линии.
Подачу осуществляет игрок зоны I — с правого дальнего (если стоять лицом к сетке) угла площадки. Мяч посылается на сторону противника и должен пролететь над сеткой, не задев ее. Если мяч приземлился на площадке принимающих подачу или они совершили ошибку в его приеме, или не перевели мяч на сторону соперника (например, отбили в аут), а также если допустили более трех касаний мяча, то подающая команда выигрывает очко. Если же мяч переведен ими по всем правилам на сторону подающих и аналогичная ошибка совершена там, то происходит смена подачи. При этом игроки команды, получившие право на подачу, перемещаются на одну позицию, по часовой стрелке.
Победителем в партии считается тот из соперников, кто первым наберет 15 очков, но если противник к этому моменту набрал 14, то игра продолжается до тех пор, пока преимущество в счете у той или другой команды не достигнет двух очков, т. е. партия может закончиться, например, со счетом 16:14, 17:15 и т. д. Игра может сложиться так, что победу в ней придется добывать в 3, 4 или даже 5 партиях (т. е. с результатом 3:0, 3:1 или 3:2).
Спортивная экипировка — майка с номером, трусы и кеды.
К этому краткому изложению правил можно было бы добавить еще немало нюансов, связанных с тем, какие бывают ошибки и как они штрафуются судьями (их, кстати, пятеро), но все это любознательный читатель может и сам найти в спортивной литературе или увидеть на официальных соревнованиях любого ранга. И все же здесь, наверное, нелишне напомнить об основных правилах «взрослого» волейбола, чтобы легче было разобраться в особенностях его «мини-собрата», который должен не только подружить вас, ребята, с замечательным видом спорта, но и подготовить к будущим уверенным выступлениям на «взрослом» уровне.
МЛАДШИЙ БРАТ ВОЛЕЙБОЛА
Так называют мини-волейбол, поскольку правила игры в него менее строги. Кстати, это не просто развлечение. Ребят 7 — 10 лет уже допускают участвовать в официальных соревнованиях. И не беда, что им не всегда по плечу успешное выполнение большинства приемов техники игры. Упрощение правил облегчает ребятам возможность «нарабатывать» постепенно настоящие волейбольные навыки. Опыт показывает, что со временем они сами отказываются от послаблений в требованиях и старается многое перенимать у взрослых спортсменов. Характерно, что играют они обычным волейбольным мячом, но на уменьшенной площадке. При всех упрощениях в правилах игра в мини-волейбол нисколько не теряет в эмоциональности и зрелищности спортивных баталий. Ребята среднего и младшего школьного возраста приняли его как свою любимую игру, и он прибился в их среде настолько, что общественные организации не могли остаться в стороне от столь массового увлечения.
Любопытный опыт приобщения школьников к мини-волейболу и проведения соревнований есть, например, в Белоруссии. Здесь,
начиная уже с 1978 года, проводились официальные соревнования, организованные для учащихся младших классов. Учителя физкультуры школ, подавшие заявки на участие их команд в этих соревнованиях, заблаговременно произвели отбор в группы по обучению ребят игре, провели тренировки и контрольные игры, причем активное участие в подготовке команд к соревнованиям принимали родители и старшеклассники.
Минский горком комсомола и газета «Физкультурник Белоруссии» учредили переходящие призы. Соревнования по организации и накалу спортивной борьбы ничем не отличались от первенств, проводимых по волейболу среди старших школьников.
На соревнованиях по мини-волейболу присутствовали тренеры ДЮСШ, которые тут же брали на заметку наиболее отличившихся в игре ребят, проявивших коллективизм, желание победить, дисциплинированность, находчивость, сообразительность.
Здесь приведен только один пример того, как активно распространялся мини-волейбол в нашей стране, где сегодня популярность его растет с каждым годом. И все же мы отстаем, например, от японских ребят, потому что в Стране восходящего солнца вот уже более четверти века во всех ее префектурах регулярно проводятся соревнования по мини-волейболу, а кроме того существует продуманная система турниров на всех уровнях между школьными коллективами, проводятся общенациональные фестивали мини-волейбола. Вот так заботливо и дальновидно поддерживается и множится в Японии число приверженцев волейбола, которым в этой стране занимается каждый десятый житель и который считается там спортом № 1.
Можно, не преувеличивая, утверждать, что мини-волейбол — прекрасное средство физического развития и укрепления здоровья школьников. Юные волейболисты быстро прибавляют в силе и выносливости. Ребята успешно обучаются владеть своим телом в пространстве, свободно управлять движениями. Они становятся много проворнее, координирование и точнее в своих действиях. Развиваются периферическое зрение, ориентирование в окружающей обстановке, быстрота реакции. Прыжки и упражнения на потягивание способствуют ускорению роста.
Быстрая смена событий на волейбольной площадке, сочетание комбинационности и импровизации, которыми изобилует игра, приучают к творческому мышлению, к умению подчинять личные интересы коллективным. Маленькая команда действует на площадке как единый организм, руководствуется единой целью, а это укрепляет дружбу юных спортсменов, воспитывает такое бесценное качество, как постоянная готовность к взаимовыручке.
Словом, трудно перечислить все преимущества занятий мини волейболом со школьных лет. Но стоит добавить, что приобретенные в нем технические навыки, понятия о тактике и игровом мышлении обязательно пробудят у ребят интерес к совершенствованию мастерства, и для многих откроется дорога во «взрослый» волейбол, в прекрасный мир спорта.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПРАВИЛАМИ
Играют в мини-волейбол 7 — 8 и 9 — 10-летние мальчики и девочки раздельно. Могут играть и школьники более старшего возраста (рис. 1).
В игре участвуют две команды по 6 игроков. Они располагаются на площадке длиной 12 м и шириной 9 м, разделенной линией на две равные части (все линии площадки имеют ширину 5 см и входят в ее пределы).
В каждой команде, кроме основных, есть также 6 запасных игроков, участие которых в игре обязательно. В каждой партии команда может заменять основных игроков на запасных и возвращать их снова в игру. Количество замен не ограничивается (рис. 2).
Волейбольная сетка закрепляется между двумя стойками на высоте 2 метров — одинаково для мальчиков и девочек (рис. 3).
В мини-волейбол можно играть обычным волейбольным мячом, вес которого не должен превышать 270 г, а окружность — 66 см (рис. 4).
Судья перед началом игры подзывает капитанов команд и предлагает им с помощью жребия разыграть право на подачу. Если одна команда выиграла право на подачу в первой,партии, то в начале второй партии подает другая команда (рис. 5).
Команда, получившая право на подачу, вводит мяч в игру. Соперники принимают и разыгрывают мяч, посылая его через сетку, где подававшая команда вновь пытается отправить его на сторону принимающей. И так до тех пор, пока мяч не приземлится на площадке или не коснется посторонних предметов, пола за площадкой, или пока игроки одной из команд не совершат ошибку, т. е. нарушат правила.
Каждому игроку дано право производить не более трех подач подряд. После этого команда, производящая подачу, совершает переход по площадке, и подавать уже будет другой игрок этой команды. Если подача выполнена с ошибкой, то право на подачу передается соперникам (рис. 6).
Подача выполняется со специально отведенного места, которое ограничивается тремя метрами по лицевой линии в правом дальнем от сетки углу площадки. Ребята 7 — 8 лет, еще не овладевшие навыками подачи, могут подавать мяч с более близкого расстояния — 3 м от сетки (рис. 7).
Каждая команда, выигравшая право на подачу, должна произвести смену мест игроков из зоны по часовой стрелке. После этого мяч вводится в игру волейболистом;, вышедшим в зону, откуда выполняется подача.
В момент подачи игроки обеих команд должны занять свои места в соответствии с записью их расстановки в протоколе. После введения мяча в игру они могут перемещаться по площадке, меняясь местами с партнерами.
После того, как один из игроков подал три подачи подряд, команда опять совершает переход, и подачу уже выполняет другой игрок этой команды (рис. 8).
Игроки каждой команды стараются направлять Мяч через сетку на сторону соперника так, чтобы он коснулся там площадки или чтобы соперник не смог его принять (рис. 9).
Игра состоит из двух партии по 15 минут (время остановок — не в счет). Между партиями командам дается 5-минутный перерыв, затем они меняются площадками (рис. 10).
При своей подаче команда набирает 3 очка, если мяч попал в площадку соперника и игроки не коснулись его. Только 2 очка начисляется ей, если соперник принял мяч, но не перебил его через сетку. Наконец, 1 очко она получает, если мяч был хотя бы раз переброшен соперником через сетку, а затем все же проигран в борьбе (рис. 11).
Стараясь принять, разыграть и перебить мяч на сторону соперника, игроки одной команды могут производить не более 3 ударов, выполненных поочередно (рис. 12).
По мячу можно ударять двумя или одной рукой. Мяч отбивается отрывистым касанием пальцев, задерживать его в ладонях при передачах запрещается. Если мяч коснулся головы или туловища, то это не считается ошибкой. Просто это касание засчитывается как удар. Если мяч попал в ногу — ошибка (рис. 13).
Оспаривать решение судьи не разрешается. Игрок, удаленный судьей с площадки, не возвращается в игру до конца матча (рис. 14).
При игре в мини-волейбол судья фиксирует ошибку и останавливает игру, если:
1) мяч коснулся площадки или постороннего предмета;
2) команда коснулась мяча более трех раз или игрок прикоснулся к мячу два раза подряд (исключая блокирование);
3) игрок прикоснулся к сетке;
4) игрок коснулся мяча на стороне соперника;
5) мяч попал в тело игрока ниже пояса;
6) игрок заднёй линии пришел к сетке и перебил на сторону соперника мяч, находившийся выше верхнего края сетки;
7) подача произведена не с отведенного для нее места;
8) игрок при нападающем ударе или блокировании воспользовался помощью других игроков (рис. 15);
9) мяч брошен (вместо отрывистого касания).
Игрок может коснуться мяча во второй раз подряд только после его участия в блокировании. Касание мяча одновременно двумя игроками засчитывается за два удара. После этого оба они не имеют права производить третий удар. Поэтому мяч должен третьим ударом перевести на сторону соперника игрок, не касавшийся мяча в этом эпизоде.
★Все➙ Подвижные игры-соревнования, ★ВСЕ➙ Самообразование, самоучитель, ★Все➙ Виды спорта, Автор – Фурманов Г.А.