Игры на переменах для школьников 1-3-х классов (Геллер) 1985 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Игры на переменах для школьников 1-3-х классов (Геллер) 1985

Назначение: Пособие адресовано учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы с детьми, учителям физкультуры, пионервожатым, старшеклассникам-активистам, организаторам продленного дня.

© Издательство  "Физкультура и спорт" Москва 1985

Авторство: Ефим Моисеевич Геллер

Формат: PDF, Размер файла: 1.95 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3 

      Организационно-методические и педагогические требования к проведению подвижной перемены 5 

      Подвижные игры как основной компонент перемены 8 

      Планирование подвижных игр на большой перемене 11 

      На свежем воздухе и в помещении 13 

      Игры и эстафеты 14 

      Аттракционные игры, соревнования-поединки 37 

      Зимой на воздухе 42 

      Приложения 45 

      Вам помогут эти книги 48 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Игры на переменах для школьников 1-3-х классов (Геллер) 1985 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 От автора 

      Все мы были школьниками. И каждый из нас хорошо помнит, с каким нетерпением мы зачастую ожидали волшебного звонка на перемену. С этим сигналом мы выбегали во двор, с веселым шумом заполняли коридоры и затевали интересные игры. 

      «А у меня внутри есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель...» Это слова из озорной и задорной ребячьей песни. Очень точно подметил поэт: в каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Бегать наперегонки, толкаться, скакать на одной ножке для него столь же естественно и необходимо, как дышать. 

      Но, как говорится, делу время — потехе час. В семь лет, а для многих теперь уже и в шесть лет, для каждого юного гражданина нашей страны раздается первый школьный звонок на урок. Крепок гранит науки. Чтобы одолеть его, нужно трудиться. Но организм-то все же еще детский: к концу урока заметно снижается внимание учащихся. Это свидетельствует о том, что наступило утомление. Развиваются процессы торможения в центральной нервной системе ребенка как защитная функция организма, направленная на предохранение нервных клеток мозга от разрушения. Заторможенные клетки отдыхают. Чем глубже торможение, тем быстрее и лучше восстанавливается работоспособность утомленных клеток. Таким образом, задача сводится в общих чертах к необходимости добиться как можно более глубокого торможения утомленных участков коры головного мозга. 

      Основоположник русской физиологии И. М. Сеченов доказал, что при переключении на другие виды работ, а не при полнейшей бездеятельности организм особенно быстро приходит в состояние высокой и продуктивной работоспособности. Это позволяет сделать важный вывод: активный отдых как наиболее эффективный способ восстановления работоспособности организма следует использовать возможно чаще. 

      О том, что движение способствует мышлению, известно было в глубокой древности. Аристотель, например, создал школу так называемых перипатетиков (гуляющих), в которой проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. Ж.-Ж. Руссо также считал, что ходьба и физические упражнения способствуют игре мозга и работе мысли. 

      Проведенные нами специальные исследования показали, что весьма важным фактором в решении задачи по обеспечению работоспособности детей начальных классов является целенаправленное использование перемен в виде игр и спортивных развлечений. Установлено, что такие перемены способствуют не только восполнению недостатка движений у учащихся, но и обеспечивают правильное протекание физиологических функций и более длительное сохранение умственной работоспособности. 

      Не случайно в Белоруссии в последние годы все большее распространение получает практика так называемых подвижных перемен. Однако, как показывает опыт, отсутствие конкретных методических пособий не позволяет в полной мере воплотить в жизнь требования упомянутого выше постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о внедрении подвижных игр во время перемен. 

      В этой работе на основе изучения опыта проведения подвижных перемен в школах Белоруссии автор изложил методику организации и проведения перемен с использованием подвижных игр. 

      Пособие адресовано учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы с детьми, старшеклассникам-активистам, которые привлекаются к организации внеурочных физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми младшего школьного возраста, и, конечно, учителям физической культуры. Представленный практический игровой материал будет полезным воспитателям групп продленного дня, организаторам работы с детьми по месту жительства и всем, кто призван заботиться об активном отдыхе детей. 

      

      Организа ионно-методические и педагогические требования к проведению подвижной перемены 

      Как правильно организовать перемену? Одни специалисты считают, что перемена для того и существует, чтобы школьники побегали, размялись, а учителя отдохнули. Другие утверждают, что беготня на переменах нередко бывает причиной детского травматизма. Опыт и исследования свидетельствуют о необходимости проведения подвижных перемен. 

      Главное назначение перемены — приостановить развивающееся в процессе учебных занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить развитие острого хронического умственного утомления у детей и дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Кроме того, как показали наблюдения, хорошо организованная подвижная перемена — важный фактор улучшения двигательного режима детей в борьбе с гиподинамией. 

      К сожалению, нередко учителя, не успев разъяснить домашнее задание или повторить новый материал, делают это за счет перемен, сокращая тем самым время отдыха ребят. Наверное, они не отдают себе отчета в том, что удлинение урока за счет перемены не приносит желаемого результата. Как правило, объяснение проходит в шуме, при отсутствии должного внимания учащихся. Не отдохнув, школьники плохо воспринимают материал следующего урока. Мало того, систематические нарушения школьного режима, как показывают наблюдения, серьезно 

      отражаются на здоровье детей — накапливается утомление, изнуряется нервная система, резко снижается жизнедеятельность организма. Все это не может не сказаться на результатах обучения в целом. 

      Особенно недопустимо задерживать учащихся после звонка в тех случаях, когда школьникам во время перемены нужно перейти из кабинета в кабинет, занять свои места, подготовить все необходимое к следующему уроку. 

      Исследования показывают, что наибольшую оздоровительную ценность имеют подвижные игры, проводимые на свежем воздухе. Учащиеся выходят на перемену в повседневной одежде. При температуре ниже 3° мороза, они должны быть в верхней одежде. Перемены на свежем воздухе в средней полосе страны могут проводиться при температуре до-10°, при скорости ветра до 4 м/сек. 

      Руководят организацией и проведением подвижных игр и упражнений на переменах директор школы и его заместители. Непосредственное проведение подвижных перемен возлагается на дежурных педагогов и физкультурный актив школы из числа учащихся старших классов. 

      Учитель физкультуры определяет содержание подвижных перемен, подготавливает актив, оказывает помощь учителям начальных классов в подборе игр и физических упражнений. 

      Продолжительность удлиненной перемены устанавливается администрацией школы в соответствии с конкретными условиями. Например, в ряде школ Белоруссии с односменным и полуторасменным режимом перемену проводят после третьего урока продолжительностью до 30 и даже 40 мин. В двухсменных школах после третьего урока в каждой смене продолжительность перемен до 20 — 25 мин. 

      В некоторых школах, где невозможно вывести одновременно на площадки всех учащихся, практикуются две перемены по 20 — 25 мин., после второго и третьего уроков. 

      Места проведения занятий следует подготовить в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Необходимо обеспечить условия безопасности учащихся. 

      Радиофикация мест занятий позволяет интереснее проводить подвижные перемены: все учащиеся организованно выходят и возвращаются под звуки популярной мелодии. По ходу перемены можно делать различные сообщения, вносить коррективы в игры. 

      Успешной организации подвижных перемен способствует наличие достаточного количества инвентаря и оборудования. Привлекательны стационарные аттракционы типа «Набрось кольцо», «Шарокат», «Охота на тигров» и т. п. 

      Дети, отнесенные к специальной медицинской группе, во время подвижных перемен участвуют в играх, не связанных со значительной нагрузкой (аттракционные игры) или гуляют на свежем воздухе, по своему усмотрению. 

      Практика показывает, что ежемесячно надо проводить методические занятия с организаторами подвижных перемен. Учитель физкультуры предлагает набор игр и игровых упражнений на будущий месяц, уточняет приемы организации ребят, оказывает методическую помощь учителям начальных классов, воспитателям, общественным инструкторам в правильном подборе игр и методике проведения игр. 

      Медицинские работники школы должны проводить наблюдения за учащимися, помогать дозировать нагрузку по внешним признакам, по функциональным показателям, проверять пульс, кровяное давление. Особое внимание им следует обращать на детей с ослабленным здоровьем. 

      Очень важно накапливать и систематизировать материалы педагогических наблюдений и медицинских показателей учащихся, чтобы на конкретных цифрах (пульса, антропометрии, состояния здоровья и физического развития, умственной работоспособности и т. д.) наглядно показать благотворное влияние физических упражнений и игр на переменах на здоровье, физическое развитие и работоспособность детей. 

      Мы уже отмечали, что в Белоруссии накоплен значительный опыт использования подвижных игр на переменах как фактора повышения умственной работоспособности и улучшения двигательного режима учащихся. Причем такие перемены получили довольно широкое распространение не только в городах, но и в сельской местности. Характерен опыт Кочищанской сельской школы Ельского района Гомельской области. Здесь сложилась своеобразная система организации перемен. Сущность ее в следующем. Организатором подвижных перемен на учебную неделю является дежурный класс. Классный руководитель распределяет среди своих учеников обязанности по организации и проведению перемены. Эти учащиеся, предварительно уточнив мнение физоргов классов, составляют план на неделю. Каждую субботу в кабинете директора школы собираются классные руководители, сдающие и принимающие дежурство, организатор внеклассной и внешкольной работы, учитель физкультуры для подведения итогов и утверждения программы на следующую неделю. На заседании совета критически анализируются проведенные перемены на прошедшей неделе и выставляется оценка классу за проведенные мероприятия. К концу четверти класс, получивший наибольшую сумму баллов, награждается однодневной экскурсионной поездкой в Гомель. Окончательные итоги подводятся в конце учебного года. 

      Значительную помощь в организации перемен могут оказать и кабинеты физвоспитания институтов усовершенствования учителей. Об этом свидетельствует опыт работы Брестского и Гомельского институтов усовершенствования учителей. Они снабдили школы наборами игровых карточек, разработанных кафедрой спортивных игр Белорусского института физической культуры. В игровой карточке даны рисунки, описание игр, наиболее целесообразное расположение игроков и методические указания (см. приложение 4). 

      Такие наборы игровых карточек в школах позволяют привлечь к проведению подвижных игр на переменах широкий актив, в том числе старшеклассников. 

      Практика показала, что в школах, где подвижные перемены проводятся систематически, значительно повысилась успеваемость учащихся и отмечаются положительные сдвиги в состоянии здоровья детей. 

      

      Подвижные игры как основной компонент перемены 

      Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Возможно применение различных средств двигательной активности. Однако, как показала практика, наиболее эффективны перемены, в основу которых положены подвижные игры.

      Чем это можно объяснить? 

      Игры в отличие от строго регламентированных движений всегда связаны с инициативой в решении двигательных задач и протекают в основном с эмоциональным подъемом, стимулирующим двигательную активность и отодвигающим возникновение утомления. 

      В процессе игры существенно повышается кровоснабжение утомленного мозга детей, усиливается дыхание, улучшается функциональная деятельность организма в целом, что способствует улучшению подготовки организма к последующей умственной деятельности. 

      Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам подвижной перемены. 

      Итак, подвижные игры — наиболее предпочтительное средство проведения подвижной перемены. Но, как известно, игры бывают разные по воздействию на организм, педагогической направленности и другим признакам. Поэтому важно правильно подбирать их в определенной последовательности и уяснить методику проведения. 

      К подвижной перемене предъявляются те же основные требования, что и к занятиям физической культурой: организованное их начало, постепенное нарастание физиологической нагрузки и снижение ее в конце занятий. 

      Слишком большая нагрузка в начале перемены может вызвать у ребят чувство усталости и неблагоприятно скажется на их работоспособности. В то же время через 1 — 2 месяца с ростом тренированности организма эта же нагрузка может стать оптимальной. 

      К концу подвижной перемены нагрузка снижается. Нормальным можно считать положение, когда перед началом следующего урока показатели пульса у ребят на 15 — 20 ударов выше, чем были перед началом подвижной перемены. Повышение первоначальных показателей на 40 ударов свидетельствует о завышенной нагрузке, недостаточном отдыхе, слабой тренированности или недомоганиях учащихся. 

      Подвижные игры на переменах классифицируются по психофизической нагрузке, оказываемой игрой. Наблюдения позволили выделить три степени нагрузки: малую, среднюю, большую. К первой степени отнесены игры, в процессе которых отмечается повышение частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту от исходного, ко второй степени — до 180%, к третьей — свыше 180% ударов в минуту. 

      Практика проведения подвижных перемен и специальные исследования позволили определить следующие требования, предъявляемые к подбираемым играм: 

      — все упражнения в играх должны соответствовать анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей, быть простыми по содержанию, доступными и вызывать интерес у детей; 

      — физическая й психологическая нагрузка в играх, функциональные сдвиги должны соответствовать нормальной физиологической кривой (постепенное нарастание нагрузки и приближение ее в конце к исходным величинам); 

      — не рекомендуется проводить остроконфликтные игры, вызывающие слишком большой игровой азарт; 

      — следует включать и такие игры, в которых предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию (аттракционные игры, конкурсы, поединки). 

      Прежде всего учитель объявляет название игры, напоминает учащимся ее правила. Это напоминание должно быть ясным, точным и немногословным, так как дети начальных классов не обладают необходимой выдержкой и хотят как можно быстрее начать играть. Нами установлено, что во время объяснения игры у ребят значительно учащается пульс. Очевидно, слушая рассказ учителя, дети уже мысленно участвуют в игре, выполняют движения и стремятся достичь цели. 

      Рекомендуется использовать на переменах знакомые детям игры, чтобы не терять времени на объяснение. Если все же приходится давать новую игру, целесообразно после короткого объяснения сути опробовать ее, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся все поняли. Затем следует внести поправки и по всем правилам провести игру до соответствующего результата. 

      Руководящая роль старшего при этом может заключаться в контроле за соблюдением правил игры, в определении результата, разборе конфликтных ситуаций (если они возникнут), поддержании порядка. Важно во время игры поощрять хорошие поступки учащихся и осуждать отрицательные. 

      Руководитель должен в процессе игры дозировать физическую нагрузку, учитывая подготовленность детей, размеры площадки, длительность игры, характер упражнений, входящих в нее, количество повторений и интервалы отдыха между ними. 

      Как это делается, покажем на примере игры «Совушка». 

      Игра по своим правилам и содержанию упражнений (бег, прыжки) довольно проста. Поэтому ее можно предложить сравнительно слабо физически развитым учащимся начальных классов. 

      Величина нагрузки в этой игре будет зависеть от двух факторов: а) длительности игры; б) интервалов между командами «День наступает, все оживает!» и «Ночь наступает, все замирает — сова вылетает!». Размеры площадки в данной игре существенно не отражаются на величине нагрузки. А в играх типа «Бездомный заяц», эстафетах различного характера размеры площадки являются решающим фактором в определении нагрузки. 

      Варьируя величину задания (длину бега, прыжков и т. п.), длительность игры и интервалы между повторениями, руководитель может сознательно уменьшать или увеличивать физическую нагрузку подвижных игр во время перемены. 

      Следует поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры детей, отвечающие требованиям подвижной перемены. Если при этой игре не потребуется прямое руководство ею, то старший должен наблюдать за игрой, иначе интерес у школьников пропадет и игра быстро прекратится. 

      При рекомендации детям очередных игр на перемене желательно избегать предложений типа «Сегодня вы будете играть в...». Лучше использовать товарищескую форму общения, учитывая интерес играющих, предлагать детям игры на выбор. Например, «В какую игру вы хотите поиграть сегодня?», или «Давайте поиграем в игру...», или «Знаете ли вы игру... Давайте сегодня попробуем ее провести» и т. п. 

      Во время перемены можно использовать игротеку. В удобном месте установить небольшой ящик с мелким игровым инвентарем, который раздать играющим, находящимся под наблюдением ответственного за игротеку. 

      

      Планирование подвижных игр на большой перемене 

      Учитель заранее составляет план-график физкультурных мероприятий, которые намечает проводить на большой перемене в течение года. В плане-графике отражаются лишь основные разделы проводимых мероприятий, последовательность их прохождения в году. Содержание отдельных перемен в нем не раскрывается. 

      Для 1-го класса можно предложить примерно такой план-график использования подвижных игр на большой перемене. 

      На основании плана-графика учитель составляет более подробный план игр на месяц, на неделю. План можно вывесить на видном месте в школе, чтобы с ним познакомились все ученики. 

      Практика показала, что на большой перемене можно провести две-три игры: сначала — игру средней интенсивности, затем высокой и наконец — малой интенсивности. Такая схема построения перемены в наибольшей степени соответствует ее задачам. 

      Уточним, что включаемые в перемену игры в основном должны быть знакомы детям по урокам физической культуры. Вместе с тем педагогически оправдано использование подвижных игр, выходящих за рамки школьной программы. Это способствует повышению интереса детей к проводимым оздоровительным мероприятиям на переменах. 

      Следует избегать крайностей: не обязательно каждый день проводить все новые игры. В частности, из трех включаемых игр одну можно провести из накануне проведенных. Но, предлагая такую игру, желательно как-то ее видоизменить, внести элементы новизны. Этого можно достичь за счет введения дополнительных правил, изменения способов передвижения, исходного положения, использования различных препятствий, другого инвентаря. 

      Игры на перемене следует проводить с одним классом, так как в большом коллективе дети быстрее утомляются, увеличивается нервное напряжение, что, естественно, не способствует отдыху. 

      

      На свежем воздухе и в помещении 

      

      Наибольший оздоровительный эффент достигается при проведении подвижных перемен на свежем воздухе. Однако это не всегда возможно из-за погоды. Поэтому приходится проводить их в помещении. Предварительно помещение должно быть хорошо проветрено и приспособлено для проведения игр, так как подбор игр зависит от конкретных условий. 

      Ниже приводится примерное описание игр. Естественно, что организаторы подвижной перемены и проводящие игры могут вносить в них соответствующие изменения, дополнения, исходя из реальной ситуации, условий проведения. Но проявленное творчество должно способствовать выполнению основной задачи подвижной перемены. 

      

      Игры и эстафеты 

      

      1. «Космонавты» 

      Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают: 

      Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. 

      На какую захотим, 

      На такую полетим! 

      Но в игре один секрет: 

      Опоздавшим — места нет! 

      Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет». Внутри каждой «ракеты» обозначено от двух до пяти кружков, а сбоку — название маршрута, например: 

      3 — Л — 3 (Земля — Луна — Земля) 

      3 — М — 3 (Земля — Марс — Земля) 

      3 — Н — 3 (Земля — Нептун — Земля) 

      3 — В — 3 (Земля — Венера — Земля) 

      3 — С — 3 (Земля — Сатурн — Земля) 

      Каждый кружок в «ракете» — место для участника. Но кружков в «ракетах» на 3 — 4 меньше, чем играющих. Опоздавшие на «рейс» становятся в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по три раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космосе». 

      Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось совершить три полета. 

      

      2. Горелки 

      Дети становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3 — 4 м, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придется водить снова. Водящий становится в пару сзади всех с тем, кого поймал. Другой из этой пары становится водящим. 

      С. Я. Маршак написал приговорку к этой игре: 

      Косой, косой, 

      Не ходи босой, 

      А ходи обутый, 

      Лапочки закутай. 

      Если будешь ты обут, 

      Волки зайца не найдут, 

      Не найдет тебя медведь. 

      Выходи, тебе гореть, тебе гореть! 

      

      3. «Пчелки» 

      За одной чертой размещаются все играющие. За другой, расположенной на расстоянии 15 — 20 м, находятся 3 — 4 игрока — «пчелки». 

      Ребята, высоко поднимая колени, идут к «пчелкам» и приговаривают: 

      Мы к лесной лужайке вышли, 

      Поднимая ноги выше, 

      Через кустики и кочки, 

      Через ветки и пенечки. 

      Кто высоко так шагал — 

      Не споткнулся, не упал. 

      После этих слов они останавливаются вблизи от «пчелок». 

      Глянь, дупло высокой елки... 

      Показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки: 

      Вылетают злые пчелки! 

      «Пчелки» начинают кружиться и изображать полет движениями кистей рук, согнутых в локтях. При этом произносят: 

      Ж-ж-ж — хотим кусать! 

      А ребята хором отвечают: 

      Быстроногих не догнать! 

      Нам не страшен пчелок рой, 

      Убежим скорей домой! 

      После этого ребята убегают домой. За ними гонятся «пчелки». Каждая хочет ужалить — запятнать кого-нибудь из играющих. Ужаленные становятся «пчелками» и идут играть с остальными. 

      Выигрывает тот, кто ни разу не был ужален. 

      

      4. «У медведя во бору» 

      Все играющие свободно располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя. 

      Дети подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают: 

      У медведя во бору 

      Грибы-ягоды беру, 

      А медведь сидит 

      И на нас рычит. 

      Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будет поймано трое-пятеро ребят. 

      

      5. Октябрята 

      На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку — несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят: 

      Мы, ребята-октябрята, 

      Любим бегать и скакать. 

      Ну, попробуй нас поймать! 

      Раз, два, три — лови! 

      После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок — дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. 

      После двух-трех попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается. 

      

      6. «Два Мороза» 

      На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами: 

      Мы — два брата молодые, 

      Два Мороза удалые: 

      Я — Мороз Красный Нос, 

      Я — Мороз Синий Нос. 

      Кто из вас решится 

      В путь-дороженьку пуститься? 

      Ребята хором отвечают: 

      Не боимся мы угроз, 

      И не страшен нам мороз! — 

      и начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили. 

      

      7. «Узнай по голосу» 

      Ребята становятся в круг, в середине которого находится водящий, которому завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят: 

      Мы немножко поиграли, 

      А теперь в кружок мы встали. 

      Ты загадку отгадай, 

      Кто позвал тебя — узнай! 

      Руководитель молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос или издать звук птицы, животного, чтобы усложнить игру. 

      Вариант. Играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» — делают полный поворот И продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: «Скок, скок, скок!» (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок) — угадай, чей голосок!» 

      

      8. «Светофор» 

      Изготовляют кружки (диаметр 10 см) красного, зеленого и желтого цвета, которые прикрепляют к палочкам. Ученики стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал — приседают, на желтый — встают, на зеленый — маршируют на месте. 

      Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный — все стоят, желтый — продвигаются в приседе, зеленый — продвигаются на носках. 

      За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков. 

      

      9. «Совушна» 

      Из числа играющих выделяется «совушка». Ее гнездо в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» — в гнезде. 

      По сигналу ведущего: «День наступает, все оживает!» — дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, все замирает — сова вылетает!» — играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трех играющих. 

      Затем «совушка» опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться по площадке. 

      После двух-трех выходов «совушки» на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались. 

      Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться. 

      

      10. «Карусель» 

      Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами: 

      Еле-еле, еле-еле 

      Завертелись карусели, а потом кругом, 

      А потом кругом-кругом, 

      Все бегом-бегом-бегом. 

      Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону. 

      Тише, тише, не спешите! 

      Карусель остановите. 

      Раз и два, раз и два, 

      Вот и кончилась игра! 

      Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается. 

      Вариант. На веревке могут быть метки, на три меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны схватиться за метку. Кому метки не достанется, тот не катается. 

      

      11. «Мы тоже можем тан» 

      Играющие образуют круг и размыкаются на ширину вытянутых рук. Руководитель читает стихотворение С. Михалкова «Так». После слов «мы тоже можем так» ребята вслед за руководителем проделывают те движения, которые он им показывает: 

      Зимой и летом, круглый год, Журчит в лесу родник. 

      В лесной сторожке здесь живет Иван Кузьмич — лесник. 

      Стоит сосновый новый дом: Крыльцо, балкон, чердак. 

      Как будто мы в лесу живем, Мы поиграем так: 

      Смотри скорей, который час! Тик-так, тик-так, тик-так. 

      Налево — раз! Направо — раз!.. Мы тоже можем так! 

      Дети ставят руки на пояс, нагибаются сначала вправо, потом влево. 

      Чтоб стать похожим на орла И напугать собак, 

      Петух расправил два крыла... 

      Мы тоже можем так! 

      Играющие вытягивают руки в стороны, плавно поднимают их и опускают. 

      Пастух в лесу трубит в рожок — 

      Пугается русак. 

      Сейчас он сделает прыжок... 

      Мы тоже можем так! 

      Все приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают указательные пальцы, изображая заячьи уши, прыгают на месте. 

      Идет медведь, шумит в кустах, 

      Спускается в овраг... 

      На двух ногах, 

      На двух руках... 

      Мы тоже можем так! 

      Дети становятся на четвереньки, передвигаются сначала в одну, затем в другую сторону. 

      Иван Кузьмич сказал: «Пора! 

      Заждался мой земляк, 

      Я выезжаю со двора...» 

      Мы тоже можем так! 

      Подражая милиционеру, школьники руками показывают путь в одну, а потом в другую сторону. 

      Иван Кузьмич принес хомут, 

      И Ласточку запряг, 

      И вожжи взял, 

      И новый кнут... 

      Мы тоже можем так! 

      Играющие становятся парами. В каждой паре кучер и лошадь. Кучера запрягают своих лошадей. 

      Сначала рысью, а потом 

      Сменили рысь на шаг, 

      Конь через мост идет шажком... 

      Мы тоже можем так! 

      Дети играют в лошадки. Бегут по площадке сначала в одну сторону, затем в другую рысью, а потом шагом. 

      Теперь пора и отдохнуть: 

      Устали как-никак! 

      Поесть, попить и снова в путь... 

      Мы тоже можем так! 

      Все приседают и движениями показывают, как наливают чай, размешивают сахар ложечками, нарезают бутерброды, потом пьют, едят и после этого становятся в круг и уходят строем в класс. 

      

      12. «Если нравится тебе» 

      Ребята свободно располагаются на площадке. Руководитель становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает песню и показывает движения. Участники подхватывают песню (мелодия проста и запоминается сразу) и вслед за руководителем проделывают все движения. 

      (Ноты) 

      Если нравится тебе, 

      То делай так... 

      (два щелчка пальцами над головой) 

      Если нравится тебе, 

      То делай так... 

      (два щелчка пальцами над головой) 

      Если нравится тебе, 

      То и другим ты покажи. 

      Если нравится тебе, 

      То делай так... 

      (два щелчка пальцами над головой) 

      Дальше все строки куплетов повторяются еще три раза, но движения заменяются другими: сначала — два хлопка в ладоши, потом — два хлопка по коленям, потом — два притопа ногами. Затем дети поют: 

      Если нравится тебе, То ты скажи: «Хорошо!» 

      Если нравится тебе, То ты скажи: 

      «Хорошо!» 

      Если нравится тебе, 

      То и другим ты покажи. Если нравится тебе, Хорошо, хорошо! 

      В заключение игры поют: 

      Если нравится тебе, То делай все... 

      Повторяются подряд одно за другим все движения: два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям, два притопа ногами. Хорошо! 

      Если нравится тебе, 

      То делай все... 

      Все движения повторяются снова. 

      Хорошо! 

      Если нравится тебе, 

      То и другим ты покажи. 

      Если нравится тебе, 

      Хорошо! 

      

      13. «Бинго» 

      Веселый хоровод «Бинго» — любимая игра эстонских ребят. 

      Ребята становятся парами, берутся за руки и образуют круг. Они идут вправо и поют: 

      (Ноты) 

      Наш лохматый старый песик 

      Из окна глядит. 

      Бэ-и-эн-ге-о, 

      Бэ-и-эн-ге-о, 

      Бэ-и-эн-ге-о, 

      Бэ-и-эн-ге-о, 

      Да, Бинго — вот его имя. 

      После слов «из окна глядит» пары размыкают руки. Внутренний круг продолжает движение вперед, а внешний идет в обратном направлении. При встрече ребята из внешнего круга и внутреннего круга поднимают попеременно то правую, то левую руку, хлопают друг друга по ладошке и на каждый хлопок произносят одну из букв, составляющих имя пса: «Б-и-н-г-о! Последняя буква «о-о-о!» произносится протяжно, хлопок заменяется крепким рукопожатием. Те, чьи руки встретились в рукопожатии, становятся в пары, и хоровод начинается сначала. Направление движения надо менять. 

      

      14. «Красная шапочна» 

      Играют, как в обычные пятнашки, но по-затейному. У водящего — «волка» картонная полумаска, а у убегающего — красный колпачок. Кто наденет его, тот становится «Красной шапочкой». Этого игрока и должен ловить «волк». Но красный колпачок можно передавать другому игроку. Тогда «волк» должен уже догонять новую «Красную шапочку». Когда «волк» поймает ее, он передает ей свою маску и идет играть наравне со всеми. Колпачок передается другому игроку. 

      

      15. «На трех ногах» 

      В каждом забеге три-четыре пары. Они строятся в шеренгу за общей линией старта. Перед каждой парой установлена поворотная стойка. Партнеры обнимают друг друга за пояс одной рукой; их рядом

      стоящие ноги (разноименные) связываются широким бинтом или тесьмой чуть ниже колен. По сигналу руководителя участники забега устремляются вперед, сгибают свою поворотную стойку и возвращаются назад. Побеждает пара, первой пересекающая линию финиша — старта. Затем стартуют очередные пары. 

      В концы можно устроить забег пар-победителей. 

      Примерная дистанция бега — 15 — 20 м. 

      

      16. «Тропинна» 

      Играющие делятся на команды по 8 — 10 человек. Каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Игра начинается с бега детей вправо по кругу. По сигналу «тропинка!» играющие каждого круга должны построиться в колонну и присесть. Когда руководитель подает команду «копна!», каждый круг делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «горка!» ребята снова строятся в цепочку (колонну), но при этом первая пара встает на носки с поднятыми руками, вторая — ставит руки на пояс, а остальные приседают. 

      После каждого выполненного задания игра продолжается с бега детей по кругу вправо. 

      Руководитель каждый раз отмечает, какая группа точнее выполнила задание, за что ей начисляется выигрышное очко. 

      Выигрывает команда, игроки которой наберут большее количество очков. 

      

      17. «Западня» 

      Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний — в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подает следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется. 

      Игра продолжается до тех пор, пока во внешнем круге останется три игрока. Они и являются победителями. 

      Вариант. Шесть игроков, оставшихся во внешнем круге, образуют внутренний круг. Игра повторяется.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА, СПОРТ, ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика