Игры на переменах для школьников 4-6-х классов (Геллер) 1985 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Игры на переменах для школьников 4-6-х классов

Назначение: Пособие адресовано  учителям физкультуры,  организаторам внеклассной работы с детьми, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, комсомольскому и физкультурному активу школы.

© Издательство  "Физкультура и спорт" Москва 1985

Авторство: Ефим Моисеевич Геллер

Формат: PDF, Размер файла: 2.34 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3 

      Организационно-методические и педагогические требования к проведению подвижной перемены 5 

      Подвижные игры как основной компонент перемены 8 

      Планирование подвижных игр на большой перемене 11 

      На свежем воздухе и в помещении 13 

      Игры и эстафеты 14 

      Аттракционные игры, соревнования-поединки 35 

      Зимой на воздухе 40 

      Приложения 45 

      Вам помогут эти книги 48

Скачать бесплатный учебник  СССР - Игры на переменах для школьников 1-3-х классов (Геллер) 1985 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 От автора 

      О гиподинамии в последнее время много пишут и говорят. Мнение ученых сводится к тому, что именно гиподинамия является одной из главных причин роста частоты и тяжести сердечно-сосудистых и ряда других современных заболеваний. 

      К сожалению, от недостатка движений страдают и дети. 

      По подсчетам ученых, школьники 18 час. в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Выборочные исследования режима дня городских школьников показали, что ежедневная продолжительность учебных занятий в школе и дома составляет в 4 — 6-х классах около 9 час. 

      В результате нерационального режима отмечается неблагоприятное воздействие учебной нагрузки (как классной, так и внеклассной) на уровень артериального давления и зрение. К этому следует добавить, что гиподинамия при чрезмерном питании с избытком углеводов и 

      жиров ведет к ожирению. Тучные дети, столь недавно восхищавшие родителей, начинают вызывать у них тревогу: скованные движения, одышка, жалобы на слабость и сердцебиение. Все это вредит здоровью детей и, следовательно, мешает полноценной учебе. 

      Несомненно, эффективным средством борьбы с гиподинамией является физическая культура. К сожалению, два урока физической культуры в неделю могут компенсировать только 11% движений, необходимых по норме. Даже ежедневные уроки физической культуры не могут ликвидировать дефицит движений. Поэтому специальным положением о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ предусмотрены различные физкультурные мероприятия в режиме дня школы. 

      Одним из них является так называемая подвижная перемена. Основная ее функция — содействовать повышению работоспособности учащихся с помощью активного отдыха (сильное возбуждение зоны двигательных центров коры головного мозга ведет к углублению торможения в утомленных учебной работой участках нервных клеток и более быстрому их восстановлению). 

      В основу этих перемен положены подвижные игры, поскольку они в наибольшей степени соответствуют задачам подвижной перемены и особенностям психики детей. 

      В работе использованы материалы отечественных и зарубежных авторов, а также игры, ранее опубликованные автором с учетом конкретных задач и требований современной школьной перемены. 

      Организационно-методические и педагогические требования к проведению подвижной перемены 

      Подвижная перемена как мероприятие в режиме учебного дня общеобразовательной школы регламентируется соответствующими документами Минпроса СССР и Спорткомитета СССР, которые определяют содержание и порядок проведения этой работы, а также обязанности всех членов педагогического коллектива. 

      Тан, на директора школы возлагается ответственность за обеспечение необходимых условий для проведения внеклассной спортивномассовой работы, в том числе и школьной перемены. Организатор внеклассной работы с детьми несет за нее ответственность и оказывает всемерную помощь в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня. Он привлекает к этой работе шефствующие организации, родителей и старшеклассников. Учитель физической культуры несет ответственность за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня и, в частности, подвижной перемены, готовит общественных инструкторов из числа учащихся и максимально привлекает их к проведению игр на переменах. Важная роль в организации и проведении перемены отведена классным руководителям и другим учителям. 

      

      Внедрение и продуктивное использование в режиме учебного дня 

      подвижной перемены обусловливается соблюдением ряда организационно-методических требований: 

      1. Важнейшим условием успешного использования подвижной перемены в режиме учебного дня является хорошо организованная и слаженная работа всего педагогического коллектива, возглавляемого директором школы. Каждый член школьного трудового коллектива должен не только осознать цели и задачи подвижной перемены, но и действенно участвовать в ее проведении, настойчиво пропагандировать ее среди учащихся и их родителей. 

      2. Важное значение для полноценной организации подвижной перемены имеет состояние материально-физкультурной базы, а также величина открытых и закрытых площадей, где проводится перемена, количество и качество спортивного инвентаря и оборудования, их размещение и доступность и т. п. Поэтому руководство школы обязано постоянно заботиться о расширении и оборудовании открытых спортивных площадок, физкультурно-спортивных городков и закрытых помещений (спортивные залы), на которых можно организовать физкультурно-оздоровительные мероприятия на перемене. 

      3. Следует стремиться охватить физкультурно-оздоровительными мероприятиями на перемене всех учащихся, независимо от их принадлежности к медицинской группе. Это условие обязывает предусматривать специальные задания для учащихся специальной медицинской группы. 

      Очень важно создать равноценные условия для всех классов и и групп. Нельзя допускать срывов проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на перемене из-за проведения контрольных работ, очередности питания, неподготовленности мест занятий и т. п. 

      4. В школе следует назначить ответственных лиц (коллективы), продумать способы оповещения о времени предполагающих физкультурно-оздоровительных мероприятий во время перемен, об их содержании. Надо наладить систему контроля за их качеством и эффективностью, вести постоянную агитационно-пропагандистскую работу среди детей, коллектива школы о значимости подвижной перемены для оздоровления детей, повышения их работоспособности.

      5. Эффективность проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий на перемене во многом определяется наличием специальных знаний, умений и навыков у административных работников, классных руководителей, учителей, воспитателей, которые несут ответственность и непосредственно участвуют в организации подвижной перемены. Поэтому с педагогическими работниками должны проводиться систематические занятия, направленные на повышение уровня их организационно-методической подготовленности по физической культуре. Методические занятия по организации, содержанию и методике проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий во время перемены проводят в школе учителя физической культуры. 

      Учителя, ответственные за проведение подвижной перемены, совместно с учителем физической культуры заблаговременно определяют места для занятий каждого класса на открытых площадках и в здании школы на случай ненастной погоды. Они разрабатывают планы проведения подвижных перемен для отдельных классов с учетом возраста учащихся и их интересов, распределяют обязанности между работниками школы, предусматривают меры безопасности, организацию быстрого выхода и возвращения в школу, места для очистки обуви при входе в школу и т. п. 

      Лучше всего проводить занятия на перемене в повседневной одежде, по возможности на открытом воздухе и лишь в ненастную погоду, при сильном морозе — в здании школы. Ни в коем случае не следует отменять занятия. 

      Продолжительность удлиненной перемены устанавливается администрацией школы в соответствии с конкретными условиями. Например, в ряде школ Белоруссии с односменным и полуторасменным режимом работы перемену проводят после третьего урока 30 — 40 мин. Такие перемены проводят и в двухсменных школах после третьего урока в каждой смене по 20 — 25 мин. В некоторых школах, где нет возможности вывести одновременно на площадки всех учащихся, практикуются две перемены по 20 — 25 мин., после второго и третьего уроков. 

      Игры и упражнения, предлагаемые учащимся на подвижной перемене, должны быть подобраны в соответствии с программой по физической культуре. Необходимо обеспечить преемственность решения задач физического воспитания учащихся во всей системе физкультурных мероприятий с учетом закономерностей возрастного развития детей. В связи с этим учителя, планируя содержание подвижных перемен, руководствуются документами планирования (как правило, рабочими планами на четверть), разработанными учителем физической культуры для соответствующего класса. 

      Содержание подвижной перемены планируется понедельно. В недельный план включается материал из двух смежных уроков, а также игры и упражнения, сходные по направленности. При этом следует принимать во внимание состав группы или класса, возраст учащихся, их подготовленность и заинтересованность в выполнении тех или иных заданий, время года. Важно охватить всех детей, дать им достаточную физическую нагрузку, соблюдая вместе с тем правильную физиологическую кривую (нарастания и снижения нагрузки). 

      Помимо основного плана проведения подвижной перемены обязательно составляются запасные варианты на случай ненастной погоды. Они должны включать материал, соответствующий по своему характеру условиям проведения подвижной перемены в помещении. Готовится, как правило, один-два запасных варианта плана на случай переноса перемены в помещение. 

      Подчеркивая необходимость увязывания содержания материала подвижной перемены с программой по физической культуре, рабочими планами на четверть, ни в коем случае нельзя использовать подвижные перемены как дополнительный урок по физической культуре. 

      

      Подвижные игры как основной компонент перемены 

      Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Однако практика показывает, что эффективность его оказывается выше, а учащиеся проводят перемены с большим интересом, если в основу перемены положены подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения, состязания типа игр-аттракционов. 

      В результате специальных исследований, проведенных с целью определения эффективности подвижной перемены и содержания активного отдыха, выявлено, что школьники, активно игравшие на перемене, в четыре раза меньше отвлекались на следующем после перемены уроке, чем их товарищи по классу, занимавшиеся в это время другими делами. 

      Согласно Положению о физическом воспитании учащихся в общеобразовательных школах от 5.XI. 1979 г. в основу подвижной перемены положены различные подвижные игры. 

      В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» четко сформулировано требование об обеспечении проведения во всех школах подвижных игр во время перемен. 

      Это обусловлено тем, что из всего арсенала средств физической культуры подвижные игры имеют большое гигиеническое и оздорови-

      тельное значение. Они оказывают благотворное влияние на сердечно сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма, активизируют обмен веществ, стимулируют функции желез внутренней секреции. 

      Игра в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастических) всегда связана с инициативой детей, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность и отодвигает возникновение утомления. Кроме того, естественные, не регламентированные в играх движения, выполняются в индивидуальном темпе и ритме. Это соответствует анатомо-физиологическим особенностям детского организма, в котором преобладают возбудительные реакции и еще недостаточно развиты процессы внутреннего торможения. 

      Подвижные игры в наибольшей степени удовлетворяют потребности детей в движении. Развлекательная сторона игр, преимущественное использование в них локомоторных, естественных движений, меньшая жесткость правил соответствуют функциональным возможностям детского организма. 

      В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В играх, связанных с выполнением приятных двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь в одной и той же игре, даже периодически повторяемой, действия участников не идентичны. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей. Таким образом, уже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятные волнения, причем это проявляется перед началом игры безотносительно к предполагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением. Это положение научно подтверждено нашими многолетними исследованиями в процессе проведения соревнований по комплексам подвижных игр под названием «Вас вызывает Спортландия!». 

      Говоря о применении подвижных игр на перемене, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры во время перемены, что и предопределяет ожидаемый гигиенический и педагогический эффект.

      При проведении подвижной перемены необходимо соблюдать основные требования, предъявляемые к занятиям физической культурой: организованное начало занятий, постепенное повышение физиологической кривой и снижение ее к концу занятий. 

      Наши наблюдения позволили выделить три разновидности подвижных игр применительно к школьной перемене. В основу этой группировки положены признаки психофизической нагрузки: малая, средняя, высокая. К первой отнесены игры, в процессе которых отмечается повышение ЧСС до 140 ударов в минуту от исходного уровня, ко второй — до 180, к третьей — свыше 180 ударов в минуту. 

      Подбирая игры для перемены, следует учитывать некоторые характерные особенности детей данного возраста. В частности, у детей среднего школьного возраста повышается устойчивость организма к проявлению физических усилий; резко повышаются функциональные возможности; исчезают неэкономные движения, требующие излишней 

      затраты сил. Это позволяет ребятам участвовать в играх, требующих большей интенсивности и длительности. Примером могут быть такие игры, как «Перемена лагеря», «Не давай мяча водящему», «Ритмическая эстафета» и др. Мальчикам особенно нравятся игры, в которых преимущественно развивается сила: «Лебедь, рак и щука», «Возьми городок», «Бой петухов» и др. Они имеют определенное преимущество перед девочками своего возраста в играх с бегом на скорость, с метанием на дальность и в цель. Поэтому в ряде игр девочки не могут вступать в единоборство с мальчиками. Их больше привлекают игры с ритмичными движениями, элементами равновесия. Все же в большинстве командных игр девочки и мальчики могут играть совместно. Необходимо четко продумывать методические приемы проведения игр на переменах, чтобы максимально охватить всех детей. Детей, отнесенных врачом к специальной медицинской группе, надо очень искусно ограничивать в движениях, не считаясь с их желанием быть активными участниками игр. Это особенно важно в играх с элементами силовой борьбы, в командных играх с мячом. Таких ребят рекомендуется привлекать в качестве помощников судей, помощников руководителей. 

      Практика проведения подвижных игр на переменах, специальные исследования позволили выделить следующие требования к играм, подбираемым для перемены: 

      — все упражнения и действия в играх должны соответствовать анатомо физиологическим и психологическим особенностям детей этого возраста; 

      — следует подбирать простые игры, доступные по содержанию, которые бы вызывали интерес у детей; 

      — важно следить за тем, чтобы физическая и психологическая нагрузка в играх, функциональные сдвиги соответствовали нормальной физиологической кривой; 

      — игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать чрезмерный азарт и нервозность; 

      — предпочтение следует отдавать играм, в которых любой учащийся может войти в игру и выйти из нее по своему желанию. 

      Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили оживленнее, нужно подбирать (особенно в игровых упражнениях, поединках, конкурсах, аттракционах) учеников одного или смежных классов. Очередность выполнения упражнений устанавливают руководители игр. Они не только организуют игры, но в ряде случаев выступают в роли судей, уточняют правила, поддерживают надлежащий порядок. 

      Дозировка нагрузки с учетом подготовленности детей может осуществляться за счет изменения размеров площадки, длительности игры, количества играющих, числа повторений, интервалов отдыха между ними. 

      Возьмем для примера доступную всем игру «Подсечка». Нагрузка при ее проведении будет зависеть от высоты поднимания скакалки во время игры; количества участников (чем больше их, тем меньше нагрузка); длительности игры и количества повторений; длительности и количества интервалов для отдыха. Как видим, размер площадки здесь не играет роли. А вот в таких играх, как «Скакуны и бегуны», «День и ночь», в эстафетах величина площадки — один из важнейших факторов, определяющих нагрузку. 

      

      Планирование подвижных игр на большой перемене 

      В последнее время в общеобразовательных школах длительность большой перемены колеблется в пределах 30 — 40 мин. Если учесть, что часть этого времени понадобится на организацию и подготовку игр, то непосредственно на игры останется 20 — 30 мин. Хотя это и немного времени, однако при хорошей организации и правильном планировании перемены, эффективность ее довольно ощутима. 

      Как правило, за время такой перемены можно успеть провести две-три игры. В основном это игры, освоенные детьми на уроках физической культуры. Вместе с тем педагогически оправдано включение и незнакомых подвижных игр, выходящих за рамки школьной программы. Это способствует повышению интереса детей к проводимым оздоровительным мероприятиям на перемене, что существенно для увеличения эффективности перемены. 

      Использовать только новые игры нецелесообразно, так как много времени потребуется на объяснение и ознакомление с игрой. Рекомендуется проводить две знакомые игры и одну новую. Знакомые игры следует видоизменять, вносить в них элементы новизны: вводить дополнительные правила, изменять формы и способы передвижения, исходные положения играющих, включать дополнительные препятствия, задания, использовать другой инвентарь. 

      Учитель заранее составляет план-график физкультурных мероприятий, которые намечает провести на большой перемене в течение года. План-график отражает лишь основные разделы проводимых мероприятий, последовательность их прохождения в учебном году; содержание отдельных перемен не раскрывается. 

      Для V класса можно предложить примерно такой план-график проведения подвижных игр на большой перемене. 

      С элементами общеразвивающих упражнений С бегом С прыжками С метанием на дальность и в цель С элементами спортивных игр С катанием на санках 

      

      На основании плана-графика учитель составляет более подробный план проведения игр на месяц, неделю. Этот план можно вывесить на видном месте в школе для общего обозрения. 

      Для удобства подбора игр в соответствии с задачами перемены учителю следует сгруппировать игры по их психофизиологической нагрузке на организм детей по частям перемены (приложение 1). 

      Практика подтвердила целесообразность накопления игрового материала для проведения перемен в виде игровых карточек. Наличие такой картотеки в школе позволяет привлечь к проведению игр на перемене широкий физкульгурный актив, а также внести соответствующие коррективы в планирование перемены при таковой необходимости (приложение 4). 

      Примерный план проведения подвижных игр на большой перемене для учащихся 5-х классов 

      День недели Названия игр 

      Понедельник «Вызов номеров», командные салки, «Охота на тигра» 

      Вторник «Разведчики и часовые», «Вьюны», «Три стихии» 

      Среда «Передал — садись», «Охотники и утки», «Метание мешочков» 

      Четверг «Вызов номеров», «Охотники и утки», «Землемеры» 

      Пятница Эстафета с чехардой, «Не Давай мяча водящему», «Пройди ворота» 

      Суббота «День и ночь», «Не давай мяча водящему», «Метание мешочков» 

      В связи с погодными условиями учитель может внести коррективы в план проведения игр на перемене. В прохладную погоду следует давать игры высокой и средней интенсивности. В теплую погоду — игры средней и малой интенсивности. 

      

      На свежем воздухе и в помещении 

      

      Физкультурно-оздоровительные перемены, как правило, проводятся на свежем воздухе. Во многих школах для их проведения используются не только школьные площадки, но и ближайшие парки, стадионы, скверы. При неблагоприятной погоде (дождь, мороз свыше 15°, ветер) перемены проводятся в помещениях, которые должны быть предварительно проветрены и приспособлены к проведению игр. 

      При проведении подвижных игр на свежем воздухе можно широко использовать игры с мячом, линейные эстафеты, игры с элементами спортивных игр, игровые упражнения с использованием стационарных аттракционов и приспособлений, имеющихся в школьном дворе. В некоторых играх могут одновременно участвовать команды параллельных классов. 

      В помещении следует проводить игры с учащимися одного класса. Наиболее приемлемы в этом случае игры-аттракционы, игры-поединки, конкурсы, встречные эстафеты. 

      Организаторы подвижной перемены и руководители игр могут вносить соответствующие дополнения, изменения, исходя из конкретных условий проведения перемены.

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА, СПОРТ, ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика