Останови оружие (Оранский, Линдер) 1991 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга для учащихся старших классов
Книга рассказывает об ушу – традиционном китайском искусстве, содержащем в себе гимнастику, вид спорта и боевой раздел. Читатели познакомятся с историей возникновения и развития этого вида спорта, его философией, классификацией школ и стилей ушу. В книгу включены подготовительные, разминочные, гимнастические, оздоровительные и боевые, (только защитного характера) упражнения, разучивание которых не составит сложности для начинающих. Книга адресована учащимся старших классов и всем, кто интересуется восточными единоборствами.
© "Просвещение" Москва 1991
Авторство: Линдер Иосиф Борисович, Оранский Игорь Валерьевич
Формат: PDF Размер файла: 5.24 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
От авторов 3
Часть I. Лабиринты Шаолиня 4
Глава 1. Большие тайны «Маленького леса»
Глава 2. Орел против богомола. 12
Часть II. Лестница в небо 17
Глава 1.Чудесное дыхание 18
Глава 2. Игра на китайской лютне 38
Часть III. Маленький Дракон 65
Глава 1.Навстречу Дракону—
Глава 2. Рождение Дракона 67
Глава 3. Путь Дракона 72
Глава 4. Дракон умер! Да здравствует Дракон!?76
Библиография 79
Скачать бесплатный учебник СССР - Останови оружие (Оранский, Линдер) 1991 года
СКАЧАТЬ PDF
От авторов
_ Ушу_ Слово это образовано из двух иероглифов, обозначающих след в песке и копье. Написанные вместе, они означают «останови оружие», то есть останови агрессию, борись со злом и несправедливостью, отстаивай добро, защищай слабых. Познав ушу, ты обретешь необходимые для этого силы и сможешь бороться со злом, какой бы мощью оно ни обладало, к каким бы хитростям и уловкам ни прибегало.
Китайские боевые искусства, или ушу, возникшие в начале нашей эры, прошли сквозь долгие века, знали спады и подъемы, солнечные и ненастные дни, но тем не менее дожили до нашего времени и не только продолжают развиваться, но и становятся все более и более популярными. Потому что ушу — это не просто техника ведения невооруженного поединка, как, например, бокс или борьба, а уникальный, не имеющий равных путь физического, нравственного и духовного воспитания и совершенствования. Уникальность его заключается прежде всего в том, что ушу настолько богаты и разнообразны, что каждый может найти в них что-то свое, что-то именно для себя, что полностью соответствует его физическим данным, состоянию здоровья, характеру и наклонностям. И свое обретет каждый — и тот, кто хочет никогда не болеть, быть в форме и прекрасно себя чувствовать, и тот, кто мечтает быть сильным и умелым и побеждать в турнирах и чемпионатах, и тот, кто надеется научиться в случае необходимости постоять за себя. Так что путь ушу — путь познания и самосовершенствования — открыт для всех.
Открыт так же, как и выход. Потому что если вы хотите заниматься для того, чтобы использовать потом свое искусство во зло, чтобы стать самым сильным и доказывать это на каждом шагу, вам лучше не открывать дверь в мир под названием ушу, а повернуться и пойти в обратном направлении. Потому что этой цели с помощью ушу вы никогда не достигнете, сколько бы ни старались. Ушу борятся с агрессией, но они не агрессивны и злоба и жестокость им чужды.
В ушу множество дорог, множество путей — одни занимаются оздоровительными системами, вторые — спортивными, третьи — прикладными. Но каким бы путем ни шел человек, он все равно приходит к одной и той же цели — совершенству. И становится не только более сильным, но и более добрым, честным, вежливым, умным, понимающим. И человечным.
Мир ушу настолько огромен, что в нем довольно легко потеряться. Так что эта книга — своего рода путеводитель, который поможет вам выбрать свой путь. А каким он будет и к чему приведет — зависит уже от вас...
ЧАСТЫ
ЛАБИРИНТЫ ШАОЛИНЯ
Глава 1. Большие тайны «Маленького леса»
Гулко захлопывается за спиной окованная железом дверь, и со всех сторон обрушивается тьма. Пути назад нет —только вперед. Вперед по безжалостно запутанному, насквозь пронизанному могильным холодом лабиринту. И чтобы снова выйти на поверхность и еще раз увидеть такое яркое, такое приветливое после леденящего мрака солнце, надо собраться, напрячь волю и суметь продемонстрировать все то, чему тебя учили в монастыре на протяжении нескончаемо долгих лет. И даже большее, ибо пройти лабиринт под силу только сверхчеловеку, которому подвластно все и которому не страшно ничто. И помнить, что из десяти вошедших в лабиринт выходит из него лишь один. И этим одним должен стать именно ты. Если хочешь, конечно.
Глаза постепенно привыкают к темноте, но чтобы увидеть опасность, одних глаз здесь недостаточно. Противник тут невидим и неслышим, за исключением шуршащих где-то поблизости ядовитых змей и ревущих в подземелье диких зверей. Но в любой момент снизу или сверху, спереди или сзади, справа или слева ты можешь получить смертельный удар. Может обрушиться на голову огромный камень, который оставляет от человека лишь мокрое место, может вылететь с любой стороны стрела, копье или дротик, выскочить из ниши манекен, наносящий удар мечом или деревянным кулаком, вполне способным расколоть голову. Может разверзнуться под ногами пол, и тогда ты полетишь в подземелье, где мечется в ожидании сладостной добычи давно не кормленный хищник гигантских размеров, который с удовольствием тобой полакомится, если ты не опередишь его и потом каким-то чудом снова не выберешься наверх навстречу новым опасностям.
Здесь каждый твой шаг может стать последним. Потому что, наступая на плиты, которыми вымощен лабиринт, ты сам приводишь в действие хитроумные смертоносные механизмы. И чтобы выжить, ты должен обладать высочайшей интуицией, шестым чувством, ясновидением —качествами,
которым позавидует любой колдун и маг, и с их помощью обходить те плиты, нажатие на которые равносильно твоему концу, и быть в постоянной готовности к отражению или уходу от удара любой силы, нанесенного с любого направления. Так что техника здесь тоже важна, хоть и идет на втором месте.
Главное — психика, дух, разум. Так как только отбросив все мысли, желания и чувства ты сможешь выжить. Иначе...
Определенного времени нахождения в лабиринте нет —это может быть секунда, могут быть несколько дней. И это ты тоже отлично знаешь. А по пути то и дело натыкаешься на скелеты своих предшественников, многих из которых помнишь живыми и здоровыми, веселыми и жизнерадостными, и это усиливает страх, пробирающийся внутрь с самого первого мига. Но стоит поддаться ему — и ты уже труп. Потому что если хоть чуть-чуть уступишь страху, то начнешь нервничать и суетиться, не сможешь хладнокровно мыслить и оценивать ситуацию, и вскоре он завладеет тобой полностью.
...Ну вот, все позади. Ты даже не знаешь, сколько времени блуждал по темным коридорам — то кажется, что прошло несколько мгновений, то — что позади целая вечность, уже не помнишь, сколько раз смерть смотрела тебе прямо в глаза и ты чувствовал на лице ее ледяное дыхание. Сколько раз уходил от страшных ударов, сколько раз пригибался в самую последнюю долю секунды и сорвавшаяся с тугой тетивы стрела гладила тебя по голове, сколько раз отточенный острее самой острой бритвы меч с лязгом опускался на то место, где ты только что находился. Сколько раз мощным блоком ты встречал выскакивающие из ниши деревянные руки так, что две-три из них сломались пополам.
И вот — последнее испытание, кажущееся уже ничтожным и даже неинтересным. Надо отодвинуть заваливший выход раскаленный трехсоткилограммовый камень, и ты окажешься под ласковыми лучами солнца. Ты обхватываешь его, не замечая, что он обжигает окровавленное от нескольких ран и многочисленных порезов тело, и — путь свободен. А на предплечьях твоих остаются два клейма —суровый тигр и мудрый дракон. Эти два клейма будут служить тебе верой и правдой, потому что любой увидевший их будет смотреть на тебя как на полубога. И
многие с радостью отдали бы за такие клейма на своем теле все богатства, всю власть, которая у них есть, но их нельзя ни купить, ни получить в подарок. Пройди лабиринт — и они засияют на твоем теле, только и всего. И каждый увидевший их будет знать, что перед ним — выпускник Шаолиня. Центра изучения и развития боевых искусств, чья слава гремит по всей Поднебесной империи и далеко за ее пределами...
В середине шестого века в Китае появился какой-то странный человек — абсолютно не похожий на китайца, загорелый и темноволосый, с большой окладистой бородой, так что чужестранца сразу прозвали «Бородатым Варваром». Самих себя китайцы считали нацией необычайно цивилизованной, и в общем небезосновательно. Правда, человек этот, явившийся из варварских земель, превосходил большинство местных мудрецов, ибо был это не кто иной, как 26-й патриарх ортодоксального буддизма, основатель секты чань Бодхидхарма, чье имя в переводе с индийского означает «Просветленный разум». Да Мо, как прозвали его в Китае на свой манер, прибыл из Индии для проповедывания буддизма, но рассуждения его не понравились местному правителю. Да Мо удалился в небольшой монастырь, носивший название Шаолинь-су или Шаолинь-сы —«Маленький лес» или «Храм в лесу», который благодаря ему вошел в историю.
Говорят, что, придя сюда, Бодхидхарма уселся у белой стены и просидел так, предаваясь размышлениям и самосозерцанию, целых девять лет, чем внушил монахам неподдельное уважение. Китайским служителям Будды такой аскетизм и фанатизм были непривычны —ленивые, изнеженные, разбалованные, они предпочитали жизнь спокойную и размеренную, хотя опасностей в ней хватало — в Китае в те времена было огромное количество разбойных шаек, которые грабили и убивали странствующих монахов, собирающих небогатое подаяние для монастырей, а порой даже нападали на их обители, стремясь поживиться солидной добычей. Не миновать бы этой беды и Шаолиню, но разбойников отпугивали высокие и неприступные стены, к тому же храм располагался на горе и подойти к нему незамеченной большой группе людей было сложно.
А этот странный монах все сидел и сидел, а однажды, ненадолго заснув во время размышлений, по пробуждении пришел в такую ярость, что оборвал себе веки и отбросил их в сторону — там выросли чайные кусты, и монахи, заваривая их листья и глотая ароматный обжигающий напиток, благодарили чужеземца за столь бесценный дар.
Когда девятый год неподвижного сидения подошел к концу, «Просветленному разуму» наконец открылась истина, которую он искал. Бесконечные раздумья подсказали ему, что идти надо не путем сострадания и спасения, по которому ведет буддизм, а путем укрепления тела и духа, самосовершенствования, ибо, совершен-ствуясь, человек познает себя и других, природу и окружающий мир, обретает несметные знания и делится ими с другими, делая их и свою жизнь лучше и чище. И, решительно поднявшись с земли, «Бородатый Варвар» приступил к проповедыванию нового учения.
Однако тут Бодхидхарму ждали разочарования. Монахи, не привыкшие к столь страстным и длинным проповедям, самым постыдным образом засыпали во время них — они были слабы не только телом, но и духом. И тогда Да Мо, решив закалить шаолиньских монахов, дал им 18 упражнений, 18 легких и простых комбинаций «блок-удар», отработка которых и должна была привести к желаемым результатам, а заодно спасти их в случае чего от бандитов. Нельзя сказать, что монахи с радостью восприняли известие о том, что уготовил их рыхлым, нетренированным телам Бодхидхарма, но перечить ему не осмелились — этот человек с горящими глазами внушал не только уважение, но и некоторый страх. И — начали заниматься. Поначалу — проклиная ретивого учителя на чем свет стоит, но постепенно входя во вкус.
А через несколько лет их было уже не узнать. И разбойники, всегда считавшие бритоголовых служителей Будды легкой добычей, вынуждены были в корне изменить свое мнение о них — теперь они уже предпочитали вступить в бой с отрядом хорошо вооруженных солдат, нежели напасть на одного невооруженного питомца Шаолиня. Потому что если в первом случае они могли еще на что-то рассчитывать, то во втором их ждала быстрая и короткая расправа. А уж Шаолинь они вообще обходили стороной.
Вообще-то искусство невооруженной борьбы было известно в Китае задолго до Бодхидхармы. Еще за два с половиной тысячелетия до наступления нашей эры возникла жестокая и кровавая борьба го-ти, суть которой заключалась в том, что участники поединка надевали на головы рогатые шлемы и старались забодать про-тивника, либо, ухватив его за рога, повалить на землю. Потом возникли единоборства чиао-ти-шу и сянпу, в I веке нашей эры появилось «искусство длинной руки», приписываемое некоему князю Куок И и так и оставшееся неизвестным. А во II веке придворный лекарь Хуа-то создал «гимнастику пяти зверей» — она была основана на подражании движениям тигра, медведя, птицы, оленя и обезьяны и могла применяться как для лечения, так и для
боя. Словом, единоборств хватало и до Бодхидхармы, но создателем ушу считается именно он — у него это было не просто махание руками и ногами, а целая система, воспитывавшая не только тело, но и дух.
Бодхидхарма, будучи сыном индийского раджи, в молодости изучал в обязательном порядке искусство борьбы без оружия, в частности систему ваджрамушти, до наших дней не сохранившуюся, на которую огромное влияние оказал греческий панкратион, представлявший собой нечто среднее между борьбой и боксом — в нем были разрешены и броски, и удары, и захваты, и подножки. Поэтому может показаться странным, что Бодхидхарма дал своим ученикам всего 18 элементов — знал он их, без сомнения, намного больше. Но он опасался давать более мощное оружие в руки людей, не имевших должной нравственной, философской, психологической подготовки. И не догадывался, что после его смерти обитатели лесного храма не только не забросят тренировки, но и создадут на базе его 18 комбинаций (комбинации эти, получившие название «18 движений рук архатов», до сих пор являются базовыми практически во всех школах ушу) сначала 72 приема, потом — 170, затем — многие тысячи. И что Шаолинь на несколько веков станет местом паломничества желающих приобщиться к тайнам ушу, и имя его навсегда войдет в историю боевых искусств.
Много веков Шаолинь был хранителем тайн ушу. Здесь писались трактаты, разрабатывались и оттачивались все новые и новые приемы. Правда, в 845 году, после того как император Поднебесной империи издал антибуддийский указ, намереваясь покарать монастыри за их поддержку крестьянских восстаний, монастырь был разрушен, а монахи разбрелись по дорогам Китая и делились своим искусством с теми, кто кормил их и предоставлял ночлег. Но потом монастырь вновь поднялся из пепла. Именно тогда, во время второго периода его существования, и была создана уникальная система подготовки супербойцов, равной которой не было и нет.
Рассказывают, что в то время, когда боевые искусства только- только зарождались в монастырских стенах, попасть туда мирянину было практически невозможно. Брали туда только тех, кто доказал чистоту намерений и духа, показал, что чист душой, искренен и правдив. Проверка это продолжалась и после того, как монастырские ворота открывались перед пришельцем, и если он чем- либо не нравился шаолиньским старейшинам, то его попросту изгоняли прочь. Но потом двери открывались для всех. Но только на вход — войти мог любой, выйти — далеко не каждый. Человек, посвященный в секреты школы и прошедший все испытания, мог покинуть монастырь — годы тренировок духовных и физических
преображали его, и можно было не бояться, что он использует свое искусство не по назначению, во зло.
Брать в монастырь старались людей помоложе, а особое предпочтение отдавали маленьким мальчикам — их набирали в окрестных деревнях в группы будущих монахов-воинов. Курс обучения, равнявшийся пятнадцати — двадцати, а то и более годам, должен был либо закалить их так, чтобы они стали крепче стали, либо — навсегда сломать. Жестокий естественный отбор, шедший в монастыре, был оправдан — в те неспокойные времена, когда на Китай то и дело обрушивались полчища завоевателей, только настоящие бойцы могли спасти храм и страну. К тому же только настоящие бойцы — и телом, и духом — могли продолжать дело своих наставников, вносить вклад в модернизацию борьбы, расширять и дополнять ее технический арсенал, ее теорию и философию.
Отбор этот проходили немногие. Часы напряженных жестких, жестоких тренировок сменялись мучительно долгими молитвами, потом наступал черед тяжелых хозяйственных работ, а потом все начиналось по новой. И так — день ото дня, месяц за месяцем, год за годом. Выдержать такое не каждому было под силу: кто сходил с ума, кто умирал или погибал во время занятий, кто пытался бежать. Но последние были обречены на провал — покинуть Шаолинь можно было только чудом, а чудеса, как известно, встречаются весьма редко. И история случаев удачных побегов из Шаолиня не сохранила.
А тренировки были более чем серьезными. Для того чтобы противостоять одному или нескольким вооруженным противникам, надо было, чтобы руки и ноги имели твердость камня и удар ничем не отличался от удара мечом и даже превосходил его по силе и резкости. И ученики часами молотили мешки с опилками, потом опилки заменяли ветками деревьев, потом — песком, потом — камнями, и лет через пять монахи могли срубать ударами средней толщины деревья. Для тренировки выносливости к рукам, ногам, животу, спине привязывались камни и мешочки с песком, и ученики проводили занятия с отягощениями, отрабатывали прыжки — до сих пор на гранитных плитах, которыми вымощен монастырский двор, видны вмятины от ног тысяч обучающихся. Зато потом, когда камни отвязывали, ученик мог легко, как птица, взмывать в воздух и оттуда обрушиваться на растерянного врага. Отрабатывали они и прыжки в высоту через толстые ветви колючего кустарника или затупленные мечи, проделывали различные упражнения на ничем не закрепленных чурбачках, бегали по густому лесу, стараясь не задевать за деревья и кусты, спарринговали на высоко подвешенных тонких бревнах.
Использовались в Шаолине своеобразные тренажеры, некоторые из них используются и в наши дни. Например, обучающиеся разделялись на пары и один кидал в другого камешки, а тот должен был отбивать их ударами рук и ног — так отрабатывались реакция, глазомер, ставился удар. Или на нитках подвешивали несколько шариков, и ученик должен был наносить по ним удары, но так, чтобы нити не запутывались. Были и более сложные приспособления —так, в Шаолине использовались стволы деревьев с торчащими толстыми ветвями, которые закреплялись или фиксировались в подвешенном состоянии. В первом случае отрабатывался прорыв к телу противника через защиту — то есть прорыв к стволу через ветви, а во втором ствол свободно вращался во все стороны и, раскручиваясь от ударов, отвечал таким же мощным ударом, а то и двумя и тремя и более, причем на разных уровнях.
Учились монахи и владеть оружием. Правда, носить его монаху было запрещено, так что в роли оружия выступали те предметы, которые он мог иметь при себе во время странствий, — нож, посох, плащ, веер, миска для еды и т.д. Владение ими оттачивалось до такого совершенства, что мастер, имея в руках лишь туго скручен-ный плащ, мог не только противостоять вооруженным противникам, но и побеждать их. А посох в руках монахов так и летал, и под его удар лучше было не попадать. Кстати, известен случай, когда 40 шаолиньских монахов по просьбе местных властей отправились на побережье, где высадился японский десант, и, имея при себе лишь окованные железом посохи, разбили наголову прекрасно вооруженного противника, который по численности превосходил их раз в десять.
А сложнейшие тренажеры ждали ученика в лабиринте. Пройдя курс обучения, он сдавал серьезнейший экзамен по истории и философии боевого искусства и только тогда допускался к последнему испытанию. Если он выдерживал его, то мог, как гласили древние летописи, выходить один против ста и один против тысячи. Ему уже никто не был страшен — это был человек с невообразимо устойчивой психикой и невообразимо развитой техникой. И врагам его позавидовать было сложно...
Обитатели Шаолиня были людьми очень свободолюбивыми, не терпевшими зла и насилия и боровшимися с ними. Когда в 14 веке в Китае вспыхнуло восстание «красных повязок», направленное против захватчиков-монголов, мастера шаолиньской школы шли в первых рядах восставших. А когда в 17 веке престол захватила манчжурская династия и вновь начались вооруженные восстания, Шаолинь не остался в стороне. Правда, суеверные манчжуры
поначалу относились к монастырям с большим уважением и боялись прогневить чужих загадочных богов, так что храмы становились оплотом восстаний и центрами подготовки бойцов, но все чаще отыскивались желающие за мизерное вознаграждение стать осведомителями манчжуров и вынюхивать тайны монастырей. К тому времени ушу занимались во многих монастырях, так как на обучение в Шаолинь приходили монахи со всех концов Китая, и когда манчжуры стали узнавать о той роли, которую играли в борьбе с ними буддийские храмы, они один за другим стали стирать их с лица земли.
Не избежал этой участи и Шаолинь. Захватчики подогнали к его стенам огромное войско, подтащили тараны и камнеметы и приступили к осаде. Увы, история не донесла до нас сведений о том бое, но понятно, что длился он не день и не два и полегло нападавших во много раз больше, чем защитников. Но от Шаолиня не осталось камня на камне, в огне сгорели бесценные рукописи, учебники и наставления, исчез под развалинами зловещий лабиринт, погибли в бою и дети-ученики, и седые старцы. Чудом уцелели лишь пятеро монахов, находившихся в дальней обители. Вернувшись и найдя развалины вместо цветущего храма и обезображенные трупы своих учителей и братьев, они поклялись продолжить их дело и ушли на юг, основав там монастырь Чжао-лин — «чистая душа» или «просвет-ленный дух». Но вторым Шаолинем стать ему было не суждено.
А сам Шаолинь впоследствии был отстроен заново, но свою роль центра боевых искусств утратил навсегда. Более того — давно уже в его стенах никто не занимается ушу, и сейчас в нем нет ни одного монаха, знакомого с боевыми искусствами. Лишь древние камни ностальгически вздыхают по прежним временам и, ощущая на своих спинах сохранившиеся отметины и выбоины, озирая уцелевшие изображения бойцов в различных позах, вспоминают с тоской то славное прошлое...
Конечно, на Шаолине история ушу не закончилась. Его продолжали развивать знать и простой народ, монахи и военные. Оно усложнялось и обогащалось и сегодня представляет собой самую сложную, самую богатую систему духовного и физического воспитания, равных которой нет во всем мире. Но Шаолинь — самый яркий и значительный период в истории ушу, превосходящий по значению и драматизму все остальные...
Глава 2. Орел против богомола
...Однажды, когда великий Шаолинь переживал период расцвета, в монастырь пришел некий Вэн Лань, считавший себя неплохим мастером рукопашного боя, и предложил монахам померяться с ним силами. И был повержен первым же приемом. Он вызвал на бой еще нескольких, но результат был неизменным — их мастерство оказалось куда выше его умения.
Большего стыда и огорчения Вэн Ланю испытывать не приходилось. Не один год посвятил он изучению боевых искусств, а тут даже совсем еще мальчишки побеждали его безо всякого труда. Он не помнил, как оказался за воротами и побрел куда глаза глядели, желая лишь одного — пережить свой позор где-нибудь подальше от людей.
Долго странствовал он по свету, и вдруг однажды, когда он прилег отдохнуть, перед его глазами разыгралась схватка между небольшим жуком-богомолом и огромным кузнечиком. Прыгучий кузнечик с внушительными челюстями был побежден в мгновение ока — ловкие, проворные лапки богомола отразили его атаку, и в следующую секунду жук подмял противника под себя.
Вэн Лань все же не зря считал себя специалистом — он сразу заинтересовался движениями богомола и, поймав его, на протяжении месяца стравливал с различными насекомыми и радовался его неизменным победам. А потом, переняв его технику, несколько лет отрабатывал ее в уединении и стал одним из известнейших мастеров, у которого не считали зазорным поучиться его бывшие обидчики. А стиль «Богомол» быстро обрел огромную популярность...
Поначалу стиль в ушу был один — шаолиньский. Но после первого разрушения монастыря, когда многие смогли ознакомиться с тайнами шаолиньской борьбы, ушу начало развиваться и за пределами монастырей. Занимались им разные по физическим данным, привычкам и наклонностям люди, жившие к тому же в разных условиях, так что различия в тактике и технике, несмотря на единую базу, были неизбежны. Например, на севере Китая у людей ноги были развиты куда лучше рук, потому что они издавна были охотниками, много передвигались пешком или на лошади. И в бою им больше подходили удары и блоки ногами, зацепы, подсечки и подкаты. Южане же, занимавшиеся выращиванием риса, предпочитали работать руками и выбирали ближний бой.
Постепенно стали возникать так называемые подражательные стили, имитирующие движения различных живых существ. Еще. в Шаолине родились пять основных стилей — «Тигр» (для него характерны мощные и жесткие удары и блоки), «Леопард»
КНИГИ ПО БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ - ЕДИНОБОРСТВАМ
★ВСЕ➙ Самообразование, самоучитель, ★Все➙ Виды спорта, Автор – Линдер И.Б., Автор – Оранский И.В., Единоборства, Китайские единоборства, Самооборона