Подвижные игры в детском саду (Конторович, Михайлова) 1961 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Подвижные игры в детском саду (Конторович, Михайлова) 1961

Назначение: К «РУКОВОДСТВУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА»

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР Москва 1961

Авторство: М. М. КОНТОРОВИЧ, Л. И. МИХАЙЛОВА

Формат: PDFРазмер файла: 1.67 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 

Подвижная игра как средство всестороннего 

развития ребенка дошкольного возраста 

Роль подвижной игры в воспитании детей 

Особенности подвижных игр с правилами 

в каждой возрастной группе 

Методика проведения игры Подбор игр 

Организация условий для проведения игр 

Сбор детей на игру 

Руководство воспитателя игрой 

Объяснение игры 

Проведение игры 

Правила игры 

Распределение ролей 

Окончание игры 

Дозировка движений в игре 

Повторность и усложнение игр 

Организация детей в игре 

Игры для детей 3 лет 

См. оглавление полностью...

Игры большой подвижности 

Игры с бегом 

Вегяе ко мне 

Догоните меня 

Найди свой домик (Солнышко и дождик) 

Мыши и кот 

Воробышки и автомобиль 

Бегите к флажку 

Поезд 

Игры с прыжками 

Мой веселый, звонкий мяч 

По ровненькой дорожке 

Игры с подлезанием 

Наседка и цыплята 

Игры средней подвижности 

Пузырь 

Зайка 

Игры малой подвижности 

Угадай, кто кричит 

Найди флажок 

Игры для детей 4 лет 

Игры большой подвижности 

Игры с бегом 

Птички и птенчики 

Найди свой цвет 

Цветные автомобили 

Трамвай 

Игры с подлезанием 

Мыши в кладовой 

Кролики 

Игры с прыжками 

Поймай комара 

Воробышки и кот 

Игры средней подвижности 

Принеси мяч 

Игры малой подвижности 

Что спрятано? 

Где позвонили? 

Возьми, что хочешь, и поиграй, с кем хочешь 

Кто бросит дальше мешочек 

Попади мешочком в круг 

Игры для детей 5 лет 

Игры большой подвижности 

Игры с бегом 

Быстрей по местам 

Карусель 

Птички и кошка 

Найди себе пару 

Чья колонна (звено) скорее соберется 

Самолеты 

Мы веселые ребята 

У медведя во бору 

Гуси-лебеди 

Лошадки 

Стадо и волк 

Угадай, кого поймали 

Пятнашки 

Игры с прыжками 

Зайцы и волк 

Лиса в курятнике 

Игры с лазанием 

Медведи и пчелы 

Игры с метанием 

Охотник и зайцы 

Игры средней подвижности 

Береги предмет 

Кошка и мышка 

Караси и щука 

Кто скорей снимет ленту 

Кто скорей добежит до флажка 

Через ручеек 

Затейники (Ровным кругом) 

Игры малой подвижности 

Зайка серый умывается 

Найди, где спрятано 

Свободное место 

Кто ушел? 

Угадай по голосу 

Игры для детей 6 лет 

Игры большой подвижности 

Игры с бегом 

Мышеловка 

Ловишки из круга 

Хитрая лиса 

Два мороза 

Совушка 

Скворечники 

Ловушка, бери ленту 

Ловля бабочек 

Рыбаки и рыбки 

Спрячь руки за спину (Ловушка) 

Перемени флажок (мешочек) 

Кто первый через обруч к флажку 

Коршун и наседка

Скачать бесплатный учебник  СССР - Подвижные игры в детском саду (Конторович, Михайлова) 1961 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

      

      Роль подвижной игры в воспитании детей 

      

      Дошкольный возраст — это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления. 

      В повседневной жизни человек постоянно взаимодействует с внешней средой, в результате чего в коре головного мозга образуются временные связи, так называемые условные рефлексы. Условные рефлексы являются основой формирования различных навыков и привычек, которые могут делаться прочными, если их подкрепить, и могут исчезнуть, если такого подкрепления не последует. 

      В процессе воспитания и обучения приходится бороться с вредными привычками и навыками, заменять их новыми и закреплять те, которые полезны и нужны ребенку. 

      «Образ поведения человека и животного, — пишет акад. И. П. Павлов, — обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов»1. 

      1 И. П. Павлов, Полное собрание сочинений, т. III, кн. 2, изд. АН СССР, 1951, стр. 269. 

      Задача советских дошкольных учреждений — обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре. 

      Подвижная игра имеет большое значение как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). 

      В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке. 

      Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность переживаний детей во время игры делают ее эффективным средством воспитания, поэтому воспитатель должен проводить игру живо, интересно, эмоционально. 

      В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитать у детей важнейшие волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, свое поведение. 

      Акад. И. П. Павлов установил наличие в коре головного мозга двух процессов: возбуждения и торможения. Чем моложе ребенок, тем в большей степени возбуждение преобладает над торможением. 

      Важно установить равновесие между этими процессами и сделать их подвижными. В ряде игр имеются такие правила, которые развивают у детей торможение. Так, в игре «Совушка» при появлении «совушки» все «птицы» замирают на месте. Дети, у которых слабо развиты процессы торможения, шевелятся, делают различные движения. В игре «Перемени флажок» дети, у которых мало выдержки, бегут, не дожидаясь, когда воспитатель скажет «беги». Только после систематического проведения игр, требующих выдержки, торможения, дети перестают нарушать правила, начинают проявлять выдержку, самообладание; у них развиваются тормозные процессы. 

      Игры способствуют умственному развитию ребенка. С помощью игр у детей расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развивается внимание, память, наблюдательность. 

      При помощи подвижных игр можно воспитывать у детей такие моральные качества, как смелость, решительность, честность, чувство товарищества, коллективизм. 

      Воспитатель приучает детей играть дружно, не ссориться, подчинять свои желания общим для всех правилам игры; воспитывает навыки культурного, дисциплинированного поведения в коллективе. Так, когда ловушка дотронется до одного из бегущих, то, как бы последнему ни хотелось продолжать игру, он обязан отойти в сторону. В игре «Чья колонна скорее соберется» дети быстро, но не толкая других, должны занять место в своей колонне и т. д. 

      Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические чувства. Ритмичность, точность, плавность движений, четкие построения (пары, колонны, круг), различные фигуры, образы, передаваемые детьми, выразительное произнесение текста, — все это вызывает у детей чувство удовольствия, способствует пониманию красоты. 

      Игра — одно из важных средств всестороннего развития дошкольника. 

      Проф. П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия»1. 

      1 П. Ф. Лесгафт, Избранные педагогические сочинения, т. II, изд. АПН РСФСР, 1951, стр. 238. 

      Однако только при руководстве со стороны воспитателя игра может оказать положительное влияние на ребенка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения. 

      

      Особенности подвижных игр с правилами в каждой возрастной группе 

      

      Младшая группа 

      

      У детей младшей группы (трех-четырех лет) кругозор еще невелик, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом; например, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут, останавливаются по сигналу воспитателя и возвращаются в гараж. 

      Кроме образных игр, имеются игры, в которых нужно выполнить определенное конкретное задание; например, прибежать к воспитателю, догнать мяч, найти спрятанный флажок и т. д. Дети бывают заинтересованы в таких играх самим движением — им нравится бегать, подпрыгивать, ловить мяч и т. д. Использование мячей, флажков, кубиков, погремушек и других предметов повышает интерес к игре. 

      Движения, которые входят в игры детей младшей группы, просты и разнообразны — это преимущественно основные, жизненно необходимые движения: ходьба (в игре «Найди флажок»), бег (в игре «Воробышки и автомобиль»), подлезание (в игре «Наседка и цыплята»), прыжки (в игре «По ровненькой дорожке»), равновесие (в игре «Поезд») и т. д. При этом все дети выполняют одновременно одни и те же движения, например все бегают (игра «Мыши и кот»), прыгают (игра «Мой веселый, звонкий мяч») и т. д. 

      В играх малышей отсутствует элемент соревнования: детей младшей группы больше захватывает самый процесс движения, чем его результат. Например, в игре «Принеси мяч» ребенка интересует бег за мячом и с мячом, а не то, кто первый принесет мяч воспитателю. 

      Количество ролей в играх малышей незначительно: маленький ребенок еще не может охватить своим вниманием различные действия — все дети изображают, например, «мышей», а воспитатель — «кота». 

      Правила игры должны быть совсем просты, так как в этом возрасте еще только начинают развиваться нервные механизмы для сознательного выполнения действий. Например, дети, заслышав гудок поезда, должны садиться «в вагончики» или по сигналу «большая птица» бежать домой и т. 

      В число игр для младшей группы, как и для других групп, включаются игры, которые сопровождаются словами. Текст в игре имеет большое значение. Слова являются сигналом для тех или иных действий, помогают выполнению правил, раскрывают содержание игры. Так, слова «По ровненькой дорожке» помогают детям идти ритмично; слова «Мой веселый, звонкий мяч» и т. д. уточняют содержание игры, дают детям ритм для подпрыгивания; одновременно последние слова текста служат сигналом для убегания.

      

      Средняя группа 

      

      С детьми средней группы (пяти лет) проводятся игры более разнообразные по содержанию, чем с малышами. У детей этого возраста в результате воспитательной работы расширяются представления об окружающем. Поэтому в игры можно включать не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие, с которыми детей знакомят при помощи рассказов, картинок (например, игры «Охотник и зайцы», «Караси и щука»), 

      В средней группе, как и в младшей, проводятся игры, в которых нет образа, но в средней группе в них вносится элемент соревнования, сначала индивидуального (например, игра «Кто скорей добежит до флажка»), а затем и коллективного (игра «Чья колонна (звено) скорее соберется»). 

      Движения детей средней группы более координированы и подчинены контролю сознания, поэтому в игры включаются движения, которые требуют выдержки, ловкости. В играх с бегом увеличивается расстояние, дается бег на скорость («Кто скорей добежит до флажка»); в игры включается метание («Охотник и зайцы»), прыжки через препятствия («Через ручеек»). 

      Правила в играх несколько усложняются: вводятся ограничения действий — убегать в определенном направлении, пойманным отходить в сторону и т. д. Предъявляются требования более точного выполнения правил. 

      В некоторых играх вводится распределение ролей между детьми (например, в игре «Гуси-лебеди» имеется пастух, волк, гуси). 

      В средней группе также даются игры, сопровождающиеся текстом, причем исполнение текста может быть хоровым; например, в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята» и др. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит часто сигналом к прекращению действий или к началу новых движений. Произнесение текста является иногда отдыхом после интенсивных движений, например, после бега сопровождает спокойную ходьбу в играх «Мы веселые ребята», «Карусель». 

      Текст часто раскрывает и дополняет содержание игры, повышает интерес к ней. 

      

      Старшая группа 

      

      В старшей группе увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т. д. 

      Игры детей этого возраста также построены на основных движениях — беге, прыжках, метании, лазании, но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать («Мышеловка», «Ловля бабочек»). 

      Правила в старшей группе усложняются. Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, 

      сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости. 

      Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективное соревнование (игра «Перемени флажок»). 

      Игры-эстафеты в детских садах не проводятся. В них имеется большая зависимость действий детей друг от друга: ребенок не может хорошо и быстро выполнить свое задание, если тот, от кого он должен получить мяч, флажок или другой предмет, запаздывает или плохо подает предмет. Эти игры вызывают большое возбуждение, требуют большого напряжения, внимания. Некоторые дети не выдерживают длительного ожидания, отвлекаются и пропускают тот момент, когда им нужно принять предмет от товарища. К менее ловким, из-за которых группа проигрывает, у детей появляется недоброжелательное отношение, тогда как наша задача развить при помощи игр такие моральные качества, как дружба, товарищество, коллективизм. 

      

      МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ 

      

      Подбор игр

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА, СПОРТ, ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика