Учителю о шахматах (Костьев) 1986 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Учителю о шахматах (Костьев) 1986

Назначение: Пособие для учителя

Пособие предназначается руководителям шахматных кружков и секций в общеобразовательных школах. Особенно важна практическая направленность книги — при помощи данного пособия учитель, ведущий занятия, сможет реально подготовить шахматистов IV-III разрядов.

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, приучают к самостоятельной работе с книгой, содействуют укреплению здорового образа жизни. Это тем более важно, что в последнее время в нашей стране предусмотрен целый комплекс мероприятий по улучшению эстетического и художественного воспитания школьников.

© "Просвещение" Москва 1986 

Авторство: Костьев А.Н. 

Формат: PDF Размер файла: 697 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава первая. Общие сведения о шахматной игре. 1. Где, когда как — 4. 2. Чатуранга—4. 3. Шатрандж— 5. 4. Табии — 5. 5. Шахматная нотация— 5. 6. Качество ... за незнание — 7. 7. Ферзь против короля — 7. 8. Ладья против короля — 8. 9. Два слона против короля — 8. 10. Слон и конь против короля — 8. 11. Термины и понятия — 9.

Глава вторая. Законы дебюта, 12. Три главных принципа —10. 13. Центр— 10. 14. Мобилизация— 11. 15. Безопасность— 12. 16. Ловушки— 13. 17. О дебютном репертуаре—14. 18. Как изучать дебют—15. 19. Итальянская партия. Идеи и планы. Варианты и примеры—15. 20. О вкусах не спорят—18.

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

Глава третья. Законы миттельшпиля, 21. «Только в середине начинается настоящая игра!» — 21. 22. Трудно ли научиться комбинировать? — 22. 23. Связка—23. 24. Двойной удар — 23. 25. Нападение из-за угла — 24. 26. Отвлечение и завлечение — 25. 27. «Спертый» мат — 26. 28. Перегрузка — 27, 29. Слабость горизонтали — 27. 30. Перекрытие — 28. 31. Блокада—28. 32. Осво-бождение поля или линии — 28. 33. Вечный шах — 29. 34. Как составляется план — 29. 35. Атака на нерокировавшегося короля — 30. 36. Когда рокировки сделаны в короткую сторону — 32. 37. Когда рокировки сделаны в длинную сторону— 33. 38. Атака на короля при разносторонних рокировках — 33. 39. Пешечный штурм при коротких рокировках — 35. 40. Как прервать фланговую атаку — 37. 41. Образование форпоста — 38. 42. Захват вертикали — 39. 43. Вторжение на седьмую горизонталь — 40. 44. Стратегия центра—42. 45. Методика оценки позиции—43. 46. Как рассчитывать варианты — 46.

Глава четвертая. Законы эндшпиля. 47. Как реализовать материальный перевес —47, 48. Правило квадрата — 49. 49. «Золотое» правило оппозиции — 50. 50. Два классических примера — 52. 51. Защищенная проходная пешка — 54. 52. Отдаленная проходная пешка — 55. 53. Прорыв — 55. 54. «Треугольник» — 56. 55. Выжидательный ход — 56. 56. Игра на два фланга —57. 57. Крайняя пешка —58. 58. Помеха — 58. 59. Цугцванг — 58. 60. Отталкивание—59. 61. Преимущество в пространстве — 59. 62. Пешечная фаланга —60. 63. Обход — 60. 64. Подрыв — 61. 65. Слон против пешки — 61. 66. Конь против пешки—62. 67. Слон и пешка против слона — 62. 68. Конь и пешка против коня— 64. 69. Слон и пешка против коня — 65. 70. Конь и пешка против слона—65. 71. Когда слон сильнее коня —66. 72. Когда конь сильнее слона—67. 73. Ладья против пешки — 68. 74. Мост — 69. 75. Позиция Филидора — 69. 76. Атака ладьей с фланга — 70. 77. Атака ладьей с фронта — 71. 78. О ладейной пешке — 71. 79. Ферзь против пешки — 73.

Глава пятая. Рассказы о чемпионах мира. 80. Вильгельм Стейниц— 75. 81. Эмануил Ласкер—76. 82. Хосе Рауль Капабланка — 79. 83. Александр Алехин — 81. 84. Макс Эйве — 84. 85. Михаил Ботвинник — 86. 86. Василий Смыслов —88. 87. Михаил Таль—89. 88. Тигран Петросян —91. 89. Борис. Спасский—93. 90. Роберт Фишер—94. 91. Анатолий Карпов — 96. 92. Гарри Каспаров— 98. 93. Партии чемпионов мира— 101.

Глава шестая. Методические рекомендации. 94. Как организовать учителю шахматный кружок в школе— 104. 95. Как проводить шахматные занятия — 105,' 96. Как судить шахматный турнир— 106. 97. Как присваиваются разряды— 107. 98. Как составить турнирную таблицу— 107. 99. Как организовать школьный турнир на приз клуба ЦК ВЛКСМ «Белая ладья» — 108. 100. Как провести молниеносный турнир «Белые — черные» — 110,

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Учителю о шахматах (Костьев) 1986 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, приучают к самостоятельной работе с книгой, содействуют укреплению здорового образа жизни. Это тем более важно, что в последнее время в нашей стране предусмотрен целый комплекс мероприятий по улучшению эстетического и художественного воспитания школьников,

Но как учить шахматам? Какими материалами пользоваться? Как организовать шахматный кружок в школе? Эти вопросы сразу же встают перед любым энтузиастом, который решит посвя-тить свой досуг обучению школьников шахматной игре.

Книга «Учителю о шахматах» не только отвечает на поставленные вопросы. Она дает тот минимум знаний по истории и теории шахмат, по организации занятий и методике преподавания, который позволит школьному учителю, даже не имеющему высокой шахматной квалификации, уверенно вести шахматный факультатив в школе. А сведений, почерпнутых из этой книги, вполне достаточно для подготовки учеников до уровня IV и III спортивных разрядов.

Первые четыре главы пособия посвящены основным разделам теории, пятая глава состоит из очерков о чемпионах мира, шестая содержит методические рекомендации и различные вспомогательные сведения. В качестве учебных примеров использованы материалы из предыдущих работ автора и других источников, опубликованных в периодической печати до 31 декабря 1985 года,

.. . Пусть движет Ваша светлость королевскую пешку на четыре, полть считан от королевского коня, у если противник сыграет таким же образом, играйте конем на третье поле королевского слона,..

Из Геттингенской рукописи (1490 год)

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ

1. Где, когда, как? Есть несколько толкований происхождения шахмат, но большинство исследователей сходится на том, что игра зародилась в Индии в середине VI века. Из древнего индийского эпоса до нас дошло немало легенд о возникновении шахмат. Вот одна из них.

Из классического наследия

Раджа и мудрец

Жадный и жестокий раджа, захвативший много сопредельных земель, возомнил себя самым могущественным завоевателем. И потому он пришел в ярость, когда ему передали слова бедного мудреца, сказавшего однажды, что без своего народа раджа не смог бы одержать ни одной победы. Раджа велел привести мудреца во дворец. «Если не докажешь свои слова — будешь казнен. Даю тебе на раздумья одну ночь», — приказал раджа.

Но мудрец подтвердил свою правоту. Он принес радже игру собственного изобретения — шахматы, из правил которой следовало, что один лишь король без помощи своих фигур выиграть партию не может.

Радже так понравились шахматы, что он предложил изобретателю любую награду. И каково нее было удивление повелителя, когда мудрец попросил не золото, не драгоценности, а простое пшеничное зерно! Вернее, столько зерен, сколько поместится па всех клетках шахматной доски — если на первую положить одно зерно, на вторую — два, на третью — четыре, на четвертую — во-семь и т. д.

Думая, что речь идет о нескольких мешках пшеницы, раджа велел придворным подсчитать, сколько потребуется зерна. Оказалось, однако, что если даже собрать урожай со всего мира, то и тогда не хватит зерна для мудреца. Так, заключает легенда, был посрамлен заносчивый раджа.

На самом деле шахматы изобретены не одним человеком. Это плод творчества народных масс. Возникнув на Востоке, шахматы постепенно проникли во все уголки земного шара.

2. Чатуранга. К современному виду шахматы шли долго. В древние шахматы играли четыре человека. Игра сводилась не к матованшо короля, а к уничтожению сил каждого из соперников. Причем ходы делались в зависимости от показаний игральной кости. Так, если выпадала цифра 2, ю играла ладья, 3 — конь, 4 — слон и т. д.

Вот так выглядели древние шахматы (см. диаграмму 1). Опи назывались чатуранга (четырехсоставное войско) и возникли в Северной 'Индии не позже V века (все клеточки на доске были одного цвета).

3. Шатрандж. На рубеже VI—VII веков чатуранга превратилась в шатрандж (или ша транг)—игру для двух соперников, внешне сходную с нынешними шахматами, но с иными правилами.

В шатрандже не было рокировки, пешка передвигалась лишь на одно поле и превращалась только в ферзя. Сам ферзь считался слабой фигурой и ходил лишь на соседнее поле по диагонали. Слон не обладал дальнобойностью и передвигался только на третье поле, причем он мог перепрыгивать через фигуры и пешки. Только король, ладья и конь «подчинялись» современным требованиям. Выигрышем в шатрандже считался не только мат, но и пат. Кроме того, победителем признавался тот, кто забирал все фигуры соперника, даже если у сильнейшей стороны к этому моменту оставалась только одна фигура или пешка.

4. Табии. Медлительность шатранджа породила табии— готовые позиции с примерно равными шансами для обоих соперников.

Так выглядит табия «двойной альмушанах» (2), возникающая после 12 ходов. Ее разработал видный теоретик шатранджа Аб- дулфарадж Ладжладж (умер около 970 года). По его мнению, лучшим стратегическим планом для белых будет продвижение пешек g и h. Любопытно, что «двойной альмушанах» в 1911 году исследовал шахматный мастер И. Мизес, сыгравший ряд партий по правилам шатранджа. Мизес считал, что план, предложенный Ладжладжем, просто великолепен.

5. Шахматная нотация. Шахматная игра обладает одной особенностью: с помощью специальной системы обозначения полей доски можно описать «жизненный путь» любой шахматной партии. В основе лежит принцип, применяемый в детской игре «мор-

2

abcdef gh

3

ской бой» — каждое поле рассматривается как точка пересечения горизонталей и вертикалей. Горизонтали обозначаются цифрами, вертикали —» буквами латинского алфавита .(3).

Фигуры при записи выглядят так: Кр — король, Ф — ферзь, Л — ладья, С — слон, К — конь. Для пешек просто указываются координаты полей. Имеются и сопроводительные знаки: + (шах), X (мат), : (взятие), + + (двойной шах), ! (сильный ход), ? (слабый ход), 0—0 (рокировка в короткую сторону), 0—0—0 (роки

ровка в длинную сторону).

Вот пример расшифровки шахматной партии.

Из классического наследия

Морфи— Консультанты (Париж, 1858). Защита Филидора.

Шахматная карьера американца Пола Морфи была необычной: за два года (1857—1859) он победил всех лучших шахматистов мира, а затем отошел от практической игры. Свою самую знаменитую партию Морфи играл во время представления «Севильского цирюльника». Соперниками Морфи были герцог Брауншвейгский и граф Изуар.

1. е4 е5 2. Kf3 d6. Эта защита предложена знаменитым французским шах* матистом Филидором (1726—1795) и носит его имя. 3. d4 Cg‘4? Консультанты ошибаются в самом начале. Правильно 3... Kd7 или 3... Kf6. 4. de! C:f3. Нельзя 4...de из-за 5. Ф:б8 + Kp:d8 6. К:е5 5. ФЛЗ de 6. Сс4. Белые пер

выми переходят в наступление — это последствия 3... Cg4? 6... Kf6? Еще одна неточность (лучше 6 Фе7). Консультанты не видят грозящего двойного удара. 7. ФЬЗ! Фе7 8. КсЗ. Конечно, белые могли выиграть пешку, но Морфи не хотел менять ферзей; 8. Ф:Ь7 ФЪ4 + . 8...С6 9. Cg5 Ь5?? Герцог и граф проявляют неуместную активность. Они совсем не думают о. развитии фигур. Нужно было играть 9... Фс7. Теперь Морфи переходит в энергичное наступление. 10. К:Ь5! cb 11. С:Ь5+ Kbd7 12. 0-0-0! Л48 (4).

13. JI:d7! Этой жертвой Морфи обеспечивает своим фигурам полное превосходство на решающем участке сражения и, сковав силы консультантов, проводит изящную комбинацию. 13...JI:d7 14. JIdl Феб 15. C:d7 + K:d7 16. ФЪ8+ K:b8 17. Л48Х.

Честь изобретеция алгебраической нотации принадлежит сирийскому шахматисту Ф. Стамме, жившему в XVIII веке. Современный вид нотация приняла с 1784 года, когда ее усовершенствовал М. Гиршель.

6. Качество.», за незнание. Рассказывают, что как-то X. Р. Капабланка во время сеанса одновременной игры обратил внимание на любителя, не сделавшего в партии ни одного хода конем. После сеанса выяснилось, что любитель просто не знал, как ходят кони!

Эта анекдотичная история вспоминается при взгляде на партию юных третьеразрядников (5). У черных позиция хуже (Клименок— Саноцкий, 1979): под боем ладья а8, да и конь е5 в опасности. Не найдя защиты от всех угроз, черные отдали качество

—0). А можно было ничего не отдавать, сделав длинную рокировку. Но в тот момент Володя Саноцкий не знал, что атакованная ладья может участвовать в рокировке.

Так что повторить правила никогда не мешает. Вот несколько вопросов, ответы на которые должен знать каждый шахматист. Что такое взятие на проходе? Как пешка превращается в фигуру? Когда можно и когда нельзя делать рокировку? Что такое пат? Какова ценность шахматных фигур? Сколько ферзей может быть на доске?

7. Ферзь против короля. Ферзь — самая сильная фигура, поэтому он быстро справляется с одиноким королем. Надо только помнить, что ферзь должен согласовывать свои действия с собст-венным королем и не забывать об опасности пата (6).

1. 0g5. Начинается стадия оттеснения — типичный прием для всех разновидностей матования одинокого короля. 1.. Kpd4 2. КрЪЗ. В согласованности действий белых фигур залог успеха. 2... Kpd3. В случае 2... Кре4 последовало бы 3. КрсЗ Кр1’3 4. Kpd3 Kpf2 5. Ф?4 Kpf 1 6. КреЗ Кре 1 7. Фе2х 3. <М4 Кре2

Для развития ПРОЕКТА!

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика