Здоровье и сила — в твоих руках (Седов, Седов) 1968 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Здоровье и сила — в твоих руках (Седов, Седов) 1968

Назначение: Библиотека пионера "Знай и умей"

© Издательство  "Детская литература"  Москва 1968

Авторство: Аркадий Владимирович Седов, Александр Владимирович Седов

Формат: DjVu, Размер файла: 3.06 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ДАВНЫМ-ДАВНО 3 

      Древние Олимпийские игры 6 

      Ликует буйный Рим 10 

      На родине наших предков 12 

      

      ГЛАВНОЕ — НЕ ВЫИГРЫШ, А УЧАСТИЕ 19 

      Голы, очки, секунды 28 

      

      РАССКАЗ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ 31 

      Неутомимый орган 33 

      Древо жизни 38 

      Источник движений 42 

      Нервная система 43 

      Солнце, воздух и вода 44 

      

См. оглавление полностью...

      В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ — ЗДОРОВЫЙ ДУХ 48 

      Как заниматься физкультурой 52 

      Развитие физических качеств 58 

      Сила 59 

      Выносливость 63 

      Быстрота 65 

      Гибкость 67 

      Ловкость 08 

      Упражнения для развития мышц 70 

      Упражнения для рук и плечевого пояса — 

      Упражнения для ног 71 

      Упражнения для туловища 72 

      Упражнения с гантелями 73 

      Упражнения с эспандером 74 

      Упражнения с резиновым жгутом — 

      Воспитание воли 75 

      

      ВСЕ ВИДЫ СПОРТА ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС 79 

      Легкая атлетика 80 

      Плавание 85 

      Развлечения на воде 89 

      Гимнастика 92 

      Велосипедный спорт 97 

      Футбол 102 

      Волейбол 110 

      Баскетбол 117 

      Хоккей на траве 121 

      Городки 123 

      Бадминтон 126 

      Настольный теннис 129 

      Катание на лыжах 131 

      Катание на коньках 137 

      Каток и игры на нем 140 

      Фигурное катание на коньках 144 

      Хоккей с шайбой 149 

      Хоккей с мячом 157 

      ТУРИЗМ 162 

      Пешеходный туризм 170 

      Водный туризм 172 

      Велосипедный туризм 173 

      Лыжный туризм 174 

      Путешествия по пещерам — 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Здоровье и сила — в твоих руках (Седов, Седов) 1968 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Уже много веков назад люди узнали секрет той чудодейственной силы, которая борется с болезнями, делает человека волевым, бодрым, жизнерадостным, помогает преодолеть любые трудности. 

      В этой книге мы расскажем тебе, как стать здоровым и сильным, как научиться никогда не болеть. Это очень пригодится в жизни. Ведь какую бы ты ни выбрал профессию — космонавта или моряка, врача или инженера, — одних знаний недостаточно, нужно еще обладать крепким здоровьем. 

      

      ДАВНЫМ-ДАВНО 

      Из дошедших до нас античных мифов и сказаний мы узнали, что за много веков до нашей эры наибольшего развития достигла физическая культура в Древней Греции, на родине Гомера и Аристотеля, Платона и Сократа. Причем изумительным физическим развитием отличались не только юноши, но и девушки. 

      История донесла до нас любопытный случай, который произошел во время греко-персидских войн. Перед одной из битв, когда незначительная армия греков противостояла численно превосходящему войску персов, чтобы поднять дух воинов, греческий полководец сделал Следующее: он приказал вывести перед строем пленных персов и раздеть их. Греки увидели бледную, не знающую солнца кожу и физически неразвитые тела своих врагов и рассмеялись. По их мнению, такой тщедушный враг не мог быть опасным, так как доблесть — удел физически здоровых людей. Греки уверенно начали битву и, несмотря на значительное превосходство персов, победили благодаря своей хорошей физической подготовке и тренированности. 

      Древние греки жили в условиях постоянных войн с окружавшими их многочисленными народами, а необходимость защищать свою страну ог иноземцев заставляла держать наготове смелую и выносливую армию, поэтому занятие физической культурой стало одной из важнейших сторон подготовки бойца. И хотя в те далекие годы физическое воспитание не было основано на научных данных, а опиралось лишь на опыт предыдущих поколений, физическая культура стояла на очень высоком уровне. 

      В одном из древнейших рабовладельческих городов-государств — Спарте, или Лаконике, физическое воспитание начиналось очень рано. Когда мальчик достигал семилетнего возраста, его уже приучали владеть оружием, ездить верхом и плавать. Ежегодно для детей устраивались соревнования по пятиборью — бегу, прыжкам, борьбе, метанию диска и копья. Юноши воспитывались в суровых условиях, закалялись, приучались переносить голод и жажду. Зимой и летом они ходили в одной и той же одежде, с непокрытой головой, ели очень простую пищу. Физическое воспитание в Спарте получали и девушки, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами. Большое значение в спартанской системе воспитания придавалось умению сдерживать себя во всем. 

      В Афинах, так же как и в Спарте, спортом начинали заниматься с самого раннего детства. Главной задачей этой системы было сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Обычно с семи лет дети в древних Афинах посещали грамматические школы, где, обучались чтению, письму и счету; или кафаристские школы, где учились петь, играть на музыкальных инструментах и заучивали поэмы Гомера. С двенадцати-тринадцати лет мальчики переходили в палестру, где упражнялись в беге, прыжках, метании диска, копья и борьбе. Немало времени отводилось также играм, пляскам и другим физическим упражнениям. 

      Среди различных видов бега практиковался бег на одну стадию. Стадия — 600 ступней жреца, отмерявшего дистанцию (около 200 м). Отсюда место состязаний и получило название — стадион. 

      Юноши бегали на дистанцию две стадии без вооружения и с вооружением (копье, щит, шлем и панцирь), проводился также бег и на длинные дистанции. 

      В те времена атлеты славились своей выносливостью в беге. По преданию, греческий полководец Мильтиад после битвы в местечке Марафон, расположенном примерно в 40 км к северу от Афин, послал в столицу одного из своих воинов, лучшего бегуна Фединикса, чтобы тот передал весть о победе над персами. Фединикс прибежал в Афины на центральную площадь, крикнул: «Радуйтесь, мы победили!», потом упал и умер. В память этого события бег на дистанцию, равную 42 км 195 м, получил название «марафонский бег». 

      Учащиеся в палестрах состязались по прыжкам в длину с разбега, прыгали с шестами через рвы и другие препятствия. Во время тренировок прыгуны брали в руки тяжести (например, гантели из свинца, камня или железа), которые бросали в момент полета. Прыжки в длину совершались под звуки флейты. 

      Диск, изготовленный из камня или металла, бросали только на дальность, копье же обычно метали и в цель, и на дальность, причем вначале метали тяжелое боевое копье, а затем — дротики. 

      Проводились также соревнования по борьбе, где победу присуждали или тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал противника на землю, или же тому, кто положил противника на спину. Перед борьбой атлеты натирали тело маслом и посыпали мелким песком, для того чтобы не было скольжения при захватах. 

      Все эти упражнения: прыжки в длину, бег, борьба и метание диска, копья или дротика — объединялись в так называемый пентатлон — античное (древнегреческое) пятиборье. Помимо этого, ученики занимались кулачным боем, плаванием, верховой ездой, перетягиванием каната, отбиванием мяча ладонью и ногами, бегом с оружием, играми, напоминающими современный бой петухов, учились управлять колесницей, стрелять из лука и фехтовать. 

      В Афинах ежегодно в честь покровительницы города богини Афины-Паллады устраивались соревнования, в которых юноши показывали достигнутые за год результаты. Раз в четыре года на соревнования приглашались атлеты из соседних государств. Призом на таких соревнованиях, называемых панафинеями, была амфора с изображением на одной стороне богини Афины, а на другой — того вида упражнений, который выигран победителем. Наравне с юношами в празднествах участвовали и девушки. Они состязались в беге, прыжках, метании и даже борьбе. 

      Наряду с атлетическим совершенствованием, то есть развитием красивого, пропорционального тела, греки стремились быть ловкими и изящными. Для этого они занимались танцами и музыкой. Такая система физических упражнений делала тело сильным и стройным. 

      Телесная красота, так же как и здоровье, чрезвычайно высоко ценились в Древней Греции. Перед красотой человеческого тела преклонялись, о красивом человеке говорили не меньше, чем о знаменитом философе, полководце или государственном деятеле. Можно сказать, что в античной Греции был культ красивого, гармонично развитого тела. 

      

      ДРЕВНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 

      Придавая физической культуре исключительно большое значение, древние греки в программу своих религиозных праздников вводили различные состязания. Наибольшей популярностью пользовались праздники, проходившие в долине реки Алфея. В этой красивой и плодородной долине, где произрастали экзотические деревья южных пород и стелились виноградники, находилась местность, называемая Олимпией. 

      Греки считали Олимпию священным местом, так как, согласно мифам, боги сходились сюда для пиров и совещаний. По свидетельству историков, уже в IX веке до н. э. в Олимпии наряду с праздниками проводились состязания или игры. Древнегреческий миф рассказывает, что когда-то в Олимпии одержал победу в беге Геракл, за что и был награжден венком из дикой оливы. 

      Началом Олимпийских игр принято считать 776 год до н. э., с которого греческим историком Тимеем введено 

      летосчисление по олимпиадам. Такое измерение времени четырехлетиями, именуемыми олимпиадами, впоследствии было утверждено римскими императорами и сохранилось в классических сочинениях археологов вплоть до наших дней. 

      Согласно установившейся традиции Олимпийские игры должны были происходить в тот месяц, когда луна находится ближе всего от летнего солнцестояния, то есть в конце июня или в начале июля. По представлениям древних греков, в это время совершался священный брак луны и солнца. 

      На время праздников объявлялось священное перемирие, всякие военные действия приостанавливались, и ни один вооруженный воин не смел вступить на территорию Греции. 

      Перед открытием игр во все города Пелопоннесского полуострова рассылались гонцы, оповещавшие о начале великих торжеств. И в Олимпию начинал стекаться народ, чтобы участвовать в состязаниях или быть зрителями. 

      Олимпийский праздник привлекал общественных деятелей, торговцев, ученых, философов, поэтов, музыкантов, художников. Иные плыли на кораблях из-за моря, другие ехали на колесницах или верхом, а некоторые, как, например, Сократ, совершали длинные пешие путешествия. Вблизи Олимпии появлялись разноцветные шатры и закипала бурная, полная радости и веселья жизнь. 

      Участники состязаний обязаны были начинать подготовку к играм за целый год, и, если они не были увенчаны лаврами победителей, им приходилось являться для проверки за месяц до начала игр. 

      Долгое время к участию в Олимпийских играх допускались только греки, но, когда римляне завоевали Грецию, к участию в состязаниях пришлось допустить и их, а позднее и других иностранцев. Существовали твердые законы, по которым состязающийся должен быть свободным греком, не виновным ни в убийстве, ни в святотатстве. Если же он принадлежал к провинции, нарушавшей олимпийское перемирие, тогда ему тоже запрещалось участвовать в состязаниях, до тех пор пока эта провинция не уплатит полагающегося штрафа. 

      Каждый участник игр должен был поклясться перед статуей Зевса в том, что он действительно тренировался в течение десяти месяцев и на игрищах будет повиноваться установленным правилам. 

      Все племена Эллады выбирали судей, которые приступали к своим обязанностям за десять месяцев до празднеств. Сперва они изучали традиции и уставы игрищ, затем наблюдали за упражнениями атлетов во время тренировок, определяли готовность участников, составляли программу игр и следили за приготовлением арены для состязаний. 

      Судьи являлись на состязания, одетые в пурпурные одежды, садились на трибуны против финиша бегов на стадионе или ипподроме и начинали свою почетную работу. На каждом состязании должны были присутствовать не менее трех судей. Их решения обыкновенно считались окончательными, хотя оставалась возможность подавать протесты в Олимпийский сенат. 

      Состязания на играх проводились в необычайно торжественной и пышной обстановке. Музыка и гимны в честь богов, жертвоприношения, процессии, кортежи и освящение дисков предшествовали единоборствам. 

      В день состязаний зрители приходили на место игр с первыми лучами утренней зари. К восходу солнца все уже были в сборе. Олимпийские игры начинались с торжественного шествия и жертвоприношений. Судьи громким голосом называли атлетов, готовых к состязанию, глашатай выкрикивал их имена и место рождения. 

      В течение первых тринадцати игр единственным номером программы был только стадиодромос, то есть бег на одну длину стадиона (около 200 м). Начиная с четырнадцатых игр программа дополняется бегом на две длины стадиона (около 400 м), через четыре года был проведен первый бег на длинную дистанцию — долихос (около 4,6 км). В 708 году до н. э. вводится пентатлон — древнегреческое пятиборье. На последующих играх участники состязались уже по двадцати четырем видам программы; в восемнадцати принимали участие взрослые и в шести — мальчики. 

      По словам историков, на Олимпийских играх происходили следующие состязания: бег на трех различных дистанциях, борьба, кулачный бой, соревнования на колесницах, запряженных четверкой или парой коней или мулами, скачки, бег с оружием и в доспехах, скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью. Одновременно происходили состязания ораторов, поэтов, музыкантов, трубачей и герольдов. 

      Игры начинались с бега и кулачных боев. Кулачный бой был одним из самых популярных упражнений в Древней Греции. Бой происходил на земляной арене и велся на призы. Бойцы обвивали кисти рук ремнями из сыромятной или пропитанной маслом кожи. Ремни служили для защиты рук от повреждений. Противники сражались без ограничения времени, до того момента, когда один из них не мог уже вести бой. У греков не было разделения бойцов по весу, пары составлялись просто по жребию. Затем проводилось метание диска, копья и, наконец, скачки на колесницах. 

      В последний день после окончания всех состязаний победителей (олимпиоников) торжественно провожали в храм Зевса, где устраивалось пиршество и вручались призы. Олимпионики награждались венком, сплетенным из оливковых ветвей. Эти ветви нарезал специальным золотым ножом мальчик, у которого обязательно должны были быть живыми и мать и отец. В придачу к венкам олимпионикам давали пальмовые ветви, изображение которых можно видеть на многих скульптурах античных спортсменов. Во время награждения глашатай объявлял во всеуслышание имя победителя, имя его отца и название местности, откуда прибыл спортсмен. Из храма Зевса победители начинали торжественное шествие через священную рощу. 

      В честь победителей в Олимпии воздвигались статуи, искусные живописцы рисовали портреты олимпиоников, а знаменитые поэты прославляли победителей в одах и стихах. Человек, заслуживший оливковый венок в Олимпии, часто освобождался от государственных повинностей, получал пожизненную пенсию, государственные премии. Победители удостаивались величайших почестей: их содержали на общественный счет, в театре они получали почетные места, а соотечественники их чтили чуть ли не наравне с божествами.

      Греческие историки писали, что победивший в играх 

      мог пользоваться благами общества всю свою жизнь. Он давал имя всему следующему четырехлетию, и даже много веков спустя после смерти олимпионика его слава продолжала жить. Среди прославленных атЛетов древности наибольшей известности добился Леонид из Радоса, двенадцать раз увенчанный оливковым венком. Следующим за ним в исторических записях упоминается Астилос из Коротона, который на 73 — 76-х играх одержал восемь побед. Согласно преданию, женщины также принимали участие в состязаниях в беге на короткую дистанцию (160,22 м). Женщины выступали в трех возрастных группах. На состязания они выходили с распущенными волосами, в рубашке (тунике), достигавшей коленей. 

      Проводимые в Древней Греции Олимпийские игры имели большое значение в развитии физической культуру. В 394 году н. э. эти состязания, просуществовавшие более двенадцати веков, были запрещены византийским императором Феодосием I. Греция теряет свое могущество, и центр культурной жизни перемещается в Италию.

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ФИЗКУЛЬТУРА, СПОРТ, ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика