Атеистическое воспитание учащихся в обучении географии (Алексеев) 1983 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга для учителя
В книге раскрываются содержание, формы и методы атеистического воспитания учащихся при изучении физической географии в V классе, географии материков в VI классе и физической географии в VII классе средней школы. В отдельные разделы и темы включен материал, который может быть успешно использован не только на учебных занятиях, но и во внеклассной воспитательной работе с учащимися массовой, кружковой и индивидуальной.
В конце книги дается рекомендательный список литературы в помощь учителю по атеистическому воспитанию учащихся.
© "Просвещение" Москва 1983
Авторство: А.Н. Алексеев
Формат: DjVu Размер файла: 4.66 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
Введение 3
Глава I. Учение марксизма-ленинизма, документы КПСС и Советского государства — методологическая основа атеистического воспитания в советской школе 8
Глава II. Атеистическое воспитание учащихся на уроках
физической географии в V классе 47
§ 1. Элементы научного атеизма при изучении темы «Введение» —•
§ 2. Изучение разделов «Литосфера», «Гидросфера» и «Атмосфера» как одно из средств формирования научно-атеистических взглядов и представлений школьников 51
§ 3. Атеистическое воспитание учащихся при изучении раздела «Население земного шара» ... 60
Глава III. Формирование научно-атеистических взглядов и представлений учащихся при изучении географии материков 67
§ 1. Религия и церковь в истории открытий и исследований Африки как фактор, тормозящий развитие экономики и культуры народов этого материка 68
§ 2. Научно-атеистическое воспитание учащихся при изучении раздела «Австралия и Океания» . . 74
§ 3. Формирование научно-атеистических понятий и представлений у школьников на материале изучения Южной Америки 79
§ 4. Атеистическое воспитание учащихся на материале изучения темы «Северная Америка» ... 82
§ 5. Атеистическое воспитание учащихся при изучении крупнейшего материка земного шара — Евразии ..... 92
Глава IV. Воспитание научно-атеистических убеждений семиклассников в процессе изучения физической географии СССР 103
§ 1. Научно-атеистическое воспитание учащихся при изучении физико-географического обзора СССР —
§ 2. Религия и церковь в Советском государстве 511
СССР 126
Заключение 134
Список рекомендуемой литературы 136
§ 3. формирование научно-атеистических убеждений школьников при изучении природных условий и естественных ресурсов крупных территорий
Скачать бесплатный учебник СССР - Атеистическое воспитание учащихся в обучении географии (Алексеев) 1983 года
СКАЧАТЬ DjVu
В седьмое десятилетие своего существования наша страна вступила одной из самых высокоразвитых держав мира. И все народы братского Союза Советских Социалистических Республик испытывают чувство гордости за пройденный путь. 60-летие образования Союза ССР — знаменательное событие всего нашего народа, каждой нации и всех советских людей. «В эту славную годовщину,— говорится в постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик»,— Советский Союз предстает перед всем миром как дружная семья равноправных республик, совместно строящих коммунизм» .
Послеоктябрьская эра в истории человечества — это эра торжества реального равноправия и подлинного равенства народов. Это стало возможным благодаря тому, что на историческую арену вышел рабочий класс, что на базе марксистско-ленинского учения об обществе народы многих стран уже построили основы социализма, а в Советской стране утвердился развитой социализм. «Двадцатый век принес с собой больше перемен, чем любое предшествовавшее ему столетие, — отметил XXVI съезд КПСС.— И ни одна страна не внесла в эти перемены более весомого вклада, чем Союз Советских Социалистических Республик — родина Великого Октября, первая страна победившего социализма» .
И сегодня, как никогда, стоит задача сохранить завоевания Великого Октября, а для этого, как отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов на июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 г., «надо последовательно и настойчиво разоблачать врагов мира и прогресса, милитаристские планы империализма, в первую очередь американского, который является сегодня источником нависшей над человечеством угрозы мировой войны» . Надо постоянно помнить, что «упрочение социалистического сознания идет в упорном противоборстве с рецидивами мелкобуржуазной психологии, с проникающим по разным каналам идеологическим влиянием империалистической пропаганды на сознание некоторой части населения». Поэтому, — говорит он, — «необходимо активнее всеми nponaia.-jy на\ чпо-матер|.ал,^ . нческих взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию. Шире вовлекать верующих в общественную жизнь, настойчивее внедрять советскую обрядность» .
Именно такой подход должен быть и к одному из важнейших направлений идеологической работы — научно-атеистической пропаганде. Воинствующий материалист, разъясняющий несостоятельность религиозных верований и предрассудков, стремящийся преодолеть религиозные представления, должен использовать весь арсенал средств борьбы за научно-материалистическое миропонимание: достижения современной науки, передовую литературу, искусство, силу убеждения, доступные, сами за себя говорящие примеры и т. д.
Быть воинствующим атеистом — значит не просто не верить в бога и фанатические вымыслы религии или безразлично относиться к тому и другому, а неуклонно бороться с религиозной идеологией, быть непримиримым ко всем формам религии и идеализма. Эта задача сегодня не менее актуальна для советской школы, для учителя географии, чем борьба с влиянием на детей церковников и сектантов.
Учитывая, что школьник очень восприимчив к внушениям взрослых, что у него еще неустойчивые сознание и психика, педагог проводит систематическую работу по формированию у учащихся атеистических взглядов. При этом работа ведется не только с теми, кто попал в паутину религии под воздействием верующих родителей, соседей, родственников, но также со всем классом. В выборе средств атеистического воспитания учитель должен быть осторожен: ему необходимо особо следить за логикой и убедительностью своих доводов, стремиться последовательно строить цепь доказательств, проявлять выдержку, терпение, такт. Учащимся, активно помогающим учителю в атеистической пропаганде, следует непременно объяснить, что, борясь против религиозных предрассудков, нельзя оскорблять чувства верующих. Возбуждение вражды и ненависти к религиозным верованиям Конституцией СССР запрещается.
XXVI съезд КПСС подчеркнул необходимость направить все средства идейного воздействия на укрепление у каждого советского молодого человека коммунистической убежденности, чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма, идейной стойкости и умения противостоять любым формам буржуазного влияния, в том числе и религии. «Вся идейно-воспитательная работа должна вестись живо и интересно, без штампованных фраз и стандартного набора готовых формул. Советский человек — это образованный, культурный человек» .
Коммунистическая убежденность — неотъемлемая черта нравственного облика советского человека. В ее содержание входит сознание правоты и непобедимости идей марксизма-ленинизма, политики нашей партии, уверенность в превосходстве социалистического строя над капиталистическим, в полном торжестве идеалов коммунизма, беззаветная преданность нашему революционному делу и непримиримость к его врагам. В связи с этим особо возрастает роль географических знаний, призванных раскрыть ученикам живую практику и исторический опыт людей в борьбе за построение коммунизма, смело, творчески развивать их практическую деятельность, вовлекать в активную борьбу со всеми проявлениями враждебной нам идеологии, будь то попытка очернить наш образ жизни, разжечь националистические предрассудки или отравить сознание молодежи ядом религии и идеализма.
Все учебные дисциплины, в том числе и география, служат воспитанию коммунистической убежденности. Географические знания, так же как общественные и гуманитарные науки, формируют диалектико-материалистическое мировоззрение и атеистические взгляды на природу, на общество, раскрывают ханжескую и лицемерную сущность религиозной морали, показывают ее антиобщественный, античеловечный характер и противопоставляют ее нашей, коммунистической морали. Основы географических знаний, получаемые в школе, в доступной форме, на конкретном материале подводят учащихся к пониманию важнейших явлений общественной жизни, развития и преобразования природы, знаний в области экономики.
Задача данной книги — показать, какое место в формировании научного мировоззрения вообще и атеистического в частности занимает география, раскрыть содержание, указать пути, формы и средства атеистического воспитания школьников в связи с изучением физической географии.
При изучении географии школьник прежде всего знакомится со своей Родиной, с окружающей его природой. Он получает свои первые познания о развитии этой природы, о социальной жизни нашего общества. География помогает школьнику понять свое место в нем, рождает у него уважение ко всему, что создано благодаря труду, борьбе поколений, она учит его противостоять любым формам буржуазного влияния.
География дает богатый материал для атеистического воспитания учащихся. Географические знания отвергают религиозные представления о божественном вмешательстве в процесс развития и преобразования природы, в судьбы человечества, о фатальной предопределенности развития народов и государств. Изучение географии наряду с историей помогает ученикам понять причину возникновения и развития различных религий, вскрывает тесную связь религиозного мировоззрения с интересами эксплуататорских классов. Большой материал для атеистического воспитания учащихся дает изучение нашей Родины. Школьный курс географии СССР играет важнейшую роль в формировании атеистических
взглядов и убеждений молодежи. Объясняя закономерности развития природы и человеческого общества, учитель географии доводит до сознания детей и молодежи мысль о том, что определяющим является экономическое развитие общества, что все другие стороны общественной жизни зависят от материального производства.
Правильное освещение трудовой, преобразующей роли народных масс в историческом процессе изменения окружающей среды также помогает учащимся понять, что географические законы объективны и что они действуют независимо от «божественной» воли. Поняв это, ученики смогут увидеть всю нелепость утверждений идеологов империализма, что смена общественных формаций якобы предрешена волей всевышнего.
Школьный курс географии в соответствии с требованиями Программы КПСС и материалов XXVI съезда партии в ходе атеистического воспитания детей и подростков призван раскрыть реакционную сущность религии в различных регионах земного шара, показать ее вредное влияние на советскую молодежь.
В раскрытии этих двух основных аспектов и других вопросов, связанных с критикой религии, учитель опирается на атеистическое наследие классиков марксизма-ленинизма, на документы КПСС.
Атеистическое наследие К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и Коммунистической партии страны вобрало в себя наиболее прогрессивные традиции прошлого, поставив теорию и практику научного атеизма на высшую ступень. Новый, научный подход к религии тесно связан с глубоко атеистической философией Маркса и Энгельса — диалектическим и историческим материализмом. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина мы находим освещение таких коренных вопросов, как происхождение религии, ее социальная сущность, взаимосвязь религии с другими формами общественного сознания, социально-политическая роль религии, пути преодоления религии.
Новая эпоха —эпоха социалистической революции и переход от капитализма к социализму, в которую жил и творил В. И. Ленин, потребовала дальнейшего развития марксистской теории научного атеизма. В новых исторических условиях Ленин творчески развил марксистское учение о религии, ее социальных и гносеологических корнях, о роли религиозных организаций в эпоху империализма и революции, дал развернутую критику утопических форм религии, попыток ее обновить и подчистить, приспособив к современным условиям жизни.
Развивая научные основы атеизма, Ленин в своих трудах поднял марксистскую атеистическую мысль на новую высоту: уделил особое внимание обоснованию принципа неразрывного единства материалистического мировоззрения и атеизма, четко определил место научного атеизма, атеистической пропаганды в деятельности Коммунистической партии, раскрыл подлинную социальную сущность религии и религиозных организаций в эпоху империализма, уделил особенно много внимания проблемам религии и атеизма после Великой Октябрьской социалистической революции. В. И. Ленин придавал огромное значение союзу между атеизмом и естествознанием для совместной борьбы против религиозного дурмана, против философских шатаний в сторону идеализма.
Далее рассмотрим подробнее, в чем же состоят основные принципы подхода классиков марксизма-ленинизма к религии и атеизму? Как их применяет КПСС в своей воспитательной, пропагандистской работе?
Мысли К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина об атеизме, религии и церкви — важная составная часть их теоретического наследия, имеющего непреходящее значение. Высказывания основоположников научного атеизма о социальных и гносеологических корнях религии, ее классовой сущности, происхождении, эволюции и закономерном отмирании в условиях коммунистического общества— важный научно-теоретический фундамент, на котором строится политика коммунистической партии и социалистического государства по отношению к религии, церкви и верующим.
В первой главе книги раскрываются идеи основоположников научного коммунизма и атеизма, которые имеют актуальное значение для коммунистического и в том числе атеистического воспитания детей, для разоблачения всевозможных теорий реакционных богословов, буржуазных фальсификаторов, стремящихся извратить марксистско-ленинское учение о религии и церкви. Они дают возможность учителям географии глубже понять основы марксистско- ленинского атеизма, построить свою работу так, чтобы человек воспитывался «не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего—как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения» , — указывал Ю. В. Андропов.