Физическая география 5 класс (Максимов) 1988 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Этот учебник 1988 года издания, удостоенный Государственной премии СССР, предназначен для учащихся 5-го класса общеобразовательных школ. Автор Николай Максимов создал фундаментальное пособие по физической географии, охватывающее все ключевые разделы науки: от основ картографии и работы с планом местности до детального изучения оболочек Земли (литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы). Особое внимание уделяется практическим навыкам ориентирования, чтению карт и пониманию природных взаимосвязей. Учебник содержит богатый иллюстративный материал, вложенную карту, словарь терминов и специальный раздел для изучения особенностей родного края.
Авторство: Николай Александрович Максимов
Формат: DjVu, Размер файла: 12.5 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. Что изучает физическая география
§ 2. Развитие географических знаний о Земле 4
§ 3. Современные географические исследования 7
ПЛАН И КАРТА
ПЛАН МЕСТНОСТИ 11
§ 4. Изображение местности на плане. Масштаб
§ 5. Ориентирование и измерение расстояний на местности 15
§ 6. Составление схематического плана участка местности 18
§ 7. Относительная и абсолютная высота 21
§ 8. Изображение рельефа горизонталями 22
§ 9. Чтение плана местности 26
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА 29
§ 10. форма и размеры Земли. Особенности изображения Земли на глобусе. Масштаб глобусов
§ 11. Географические карты. Масштабы карт 31
§ 12. Параллели и меридианы. Различие в их изображении на глобусах и картах 33
§ 13. Нахождение нужной точки на глобусе и карте 35
§ 14. Изображение рельефа на мелкомасштабных картах. Шкала высот. Послойная раскраска 37
§ 15. Отличие плана местности от географической карты.
Значение карт в хозяйственной деятельности человека 38
Вопросы и задания для повторения темы «План и карта» 40
Родной край
ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
ЛИТОСФЕРА 43
§ 16. Внутреннее строение Земли
§ 17. Породы, слагающие земную кору 45
§ 18. Движения земной коры 48
§ 19. Вулканы. Горячие источники 49
§ 20. Основные формы рельефа Земли 54
§ 21. Происхождение гор. Изменение гор 58
§ 22. Образование и изменение равнин 62
§ 23. Охрана земных недр и поверхности суши 66
Вопросы и задания для повторения темы «Литосфера» 67
Родной край
ГИДРОСФЕРА 68
§ 24. Понятие о гидросфере. Мировой круговорот воды
§ 25. Мировой океан. Части Мирового океана 70
§ 26. Суша в океане 73
§ 27. Температура и соленость вод океана 75
§ 28. Движение воды в океанах 76
§ 29. Богатства Мирового океана 79
§ 30. Поверхностные воды. Реки. Питание и режим рек 82
§ 31. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Образование дельт 86
§ 32. Озера. Водохранилища 90
§ 33. Использование и охрана речных и озерных вод. Каналы 93
§ 34. Подземные воды 95
§ 35. Ледники, их значение 98
Вопросы и задания для повторения темы «Гидросфера» 101
Родной край
АТМОСФЕРА 102
§ 36. Понятие об атмосфере. Как изучают атмосферу. Охрана атмосферы
§ 37. Суточный и годовой ход температуры 106
§ 38. Атмосферное давление 108
§ 39. Ветер 110
§ 40. Водяной пар в воздухе. Относительная и абсолютная влажность. Туман, облака 114
§ 41. Атмосферные осадки 117
§ 42. Распределение света и тепла по земной поверхности. Времена года 119
§ 43. Погода и климат 123
§ 44. Зависимость климата от географического положения местности 126
§ 45. Влияние на климат океанских течений, рельефа и господствующих ветров 128
Вопросы и задания для повторения темы «Атмосфера» 130
Родной край
БИОСФЕРА 131
§ 46. Области распространения живых организмов
§ 47. Растительная масса Земли 134
§ 48. Влияние живых организмов на оболочки Земли 137
Вопросы и задания для повторения темы «Биосфера» 139
Родной край
ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ 140
§ 49. Географическая оболочка. Природные комплексы
§ 50. Влияние деятельности людей на природный комплекс 142
Вопросы и задания для повторения темы «Взаимосвязи компонентов природы» 144
Родной край
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ
§ 51. Население Земли 145
§ 52. Государства на политической карте мира 147
Вопросы и задания для повторения темы «Человечество на Земле» 150
Родной край
Краткий словарь географических терминов и понятий 151
Скачать бесплатный учебник СССР - Физическая география 5 класс (Максимов) 1988 года
СКАЧАТЬ DjVu
Учебник удостоен Государственной премии СССР в 1983 г.
Учебник — всенародное достояние! Берегите его!
Учебник, кроме основного текста, имеет иллюстрации, краткий словарь географических терминов и понятий и карту-вкладку.
Чтобы правильно и быстро ориентироваться в учебнике, надо знать применяемые в нем условные обозначения.
По оглавлению учебника можно легко найти нужные разделы.
Вопросы и задания к тексту параграфов обозначены красным вопросительным знаком. Номера рисунков в тексте выделены цифрой в красном кружочке (5).
При ссылке (см. приложение) имеется в виду приложенная к учебнику карта-вкладка. Необходимую карту, план местности или условные знаки надо найти там самостоятельно.
То, на что следует обратить особое внимание, выделено шрифтом или отмечено вертикальной чертой.
В конце каждой темы есть вопросы и задания, которые помогут вам изучить природу и население своей местности. Для записей наблюдений и сведений о родном крае надо иметь отдельную тетрадь. В эту тетрадь вы будете записывать все то, что порекомендует учитель.
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАфИЯ
1. География как наука. Вы приступаете к изучению географии: Наука эта — одна из самых древних.
Можно считать, что первыми географами были путешественники и мореплаватели. Возвращаясь из дальних странствуй, они рассказывали своим соотечественникам о природе и людях, о растениях и животных других стран и о многом, многом другом, т.е. как бы описывали отдельные участки Земли. Слово «география» в переводе с греческого языка означает «землеописание».
Описательной география была в прошлом. Сейчас основная задача географии — это изучение природы, населения, хозяйства на территории нашей страны, ее различных частей, других стран и всей Земли в целом.
География делится на две крупные части — физическую и экономическую. Физическая география изучает природу поверхности земного шара, выясняет причины природных процессов и явлений и закономерности их развития; экономическая география — население, его хозяйственную деятельность, закономерности размещения производства (заводов, фабрик, полей, пастбищ, путей сообщения) и др.
2. Значение физической географии для практической деятельности человека. Раньше физическая география изучала природу земной поверхности, которая изменялась медленно, независимо от деятельности человека, и очень мало занималась природой завтрашнего дня, т.е. географическим прогнозом. В наше время основная задача физической географии — географический прогноз, так как природа земной, поверхности стала изменяться исключительно быстро. Вот почему очень важно предвидеть те изменения, которые могут произойти в природе в результате хозяйственной деятельности человека, так как только в этом случае можно предотвратить нежелательные явления.
Например, в 50-х гг. был предложен проект сооружения на реке Обь, протекающей по Западно-Сибирской равнине, очень крупной гидроэлектростанции. Но, когда этот проект всесторонне рассмотрели, оказалось, что в результате строительства плотины гидроэлектростанции образуется огромное водохранилище, которое затопит значительную часть равнины. Вокруг водохранилища появятся болота, изменится и местный климат, произойдут многие другие неблагоприятные изменения в природе. Проект этот был отвергнут.
Большой вклад физикогеографы вносят в освоение восточных районов страны. Уже многие годы в районе Байкало-Амурской магистрали вместе со строителями трудятся ученые различных специальностей, в том числе и географы. Они выясняют, какие там природные условия, оттаивает ли летом почва на достаточную глубину, есть ли там земли, пригодные для сельского хозяйства, имеется ли достаточно воды для снабжения населения, не замерзают ли зимой источники. Ученые определяют места для строительства городов и поселков, которых с каждым годом становится там больше.
Коммунистическая партия и Советское правительство большое значение придают развитию всех наук, в том числе и географии.
В партийных и государственных документах постоянно подчеркивается, что необходимо развивать научные основы рационального использования и охраны почв, недр, воздушного и водного бассейнов, комплексные исследования Мирового океана, расширять изучение земной коры в целях исследования закономерностей размещения полезных ископаемых.
1. Что изучает физическая география? 2. Почему на реке Обь не стали строить плотину гидроэлектростанции? Какой вклад вносят географы в освоение восточных районов нашей страны? С первых дней сентября ведите наблюдения за погодой.
§ 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ
1.Как люди изучали земную поверхность в древности. В древности все народы мира занимались собирательством и охотой. Обычно они всю жизнь жили там, где родились, знали лишь окрестности, а что было дальше, не могли себе представить. Земля для них была неведомой.
Проходили тысячелетия. На небольших суденышках или пешком смельчаки отправлялись в путешествия и достигали иногда других стран. Возвращаясь домой, они рассказывали об увиденном, сопровождая свои рассказы чертежами. Эти чертежи были первыми географическими картами. Эти карты по сравнению с современными были очень примитивны. На них изображались отдельные участки Земли, наиболее изученные людьми. Такую карту, например, составил еще до начала новой эры древнегреческий ученый Эратосфен (Т). На ней была показана населенная часть суши вокруг Средиземного (Внутреннего) моря: Южная Европа, Северная Африка и западная часть Азии.
Более совершенными были карты греческого ученого Птолемея, жившего во II в. н.э. На них уже была нанесена градусная сетка и показано большее количество географических пунктов. Однако суша на картах занимала большую часть земного шара, хотя на самом деле океаны и моря более чем в два раза превышают площадь суши (Т). Тем не менее картами Птолемея пользовались несколько столетий.
2. Экспедиции Христофора Колумба. В XV в. было совершено много морских экспедиций. Наиболее выдающаяся из них была первая экспедиция Христофора Колумба. В 1492 г. члены этой экспедиции на трех кораблях отплыли от Пиренейского полуострова искать морской путь в богатую золотом и пряностями Индию.
Убежденный в шарообразности Земли, Колумб считал, что, плывя на запад через Атлантический океан, можно достигнуть берегов Азии. После двухмесячного плавания корабли подошли к островам Центральной Америки. Затем Колумб совершил еще три путешествия в Америку, но до конца жизни был уверен, что побывал в Индии, и поэтому острова, открытые им, известны как Вест-Индские (Западно-Индийские), местное население называется индейцами.
3. Первое кругосветное плавание. Несколько позже, с 1519 по 1522 г., экспедиция Фернана Магеллана совершила
впервые кругосветное плавание. На пяти кораблях экипаж в 265 человек отплыл из Испании в Южную Америку. Обогнув ее через пролив, получивший впоследствии название Магелланова, корабли вышли в океан, который Магеллан назвал Тихим.
Плавание продолжалось в трудных условиях. На островах около берегов Юго-Восточной Азии Магеллан вмешался в распри местных племен и в одной из стычек с туземцами погиб. Только в 1522 г. 18 человек на одном корабле вернулись на родину.
Путешествие Магеллана — величайшее событие XVI в. Экспедиция отправилась на запад, вернулась обратно с востока. Этим путешествием было установлено наличие единого Мирового океана, практически доказана шарообразность Земли. Оно имело большое значение также для дальнейшего развития знаний о Земле.
Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже
👇
Автор - Максимов Н.А. , ★Все➙ Учебники 5 класс, Для учащихся средних классов