География материков 6 класс (Коринская, Прозоров, Щенев) 1982 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 6 КЛАССА
Авторство: Валентина Александровна Коринская, Леонид Дмитриевич Прозоров, Владимир Андреевич Щенев
Формат: DjVu, Размер файла: 11.2 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Как работать с учебником 2
Введение
§ 1. Что изучает география материков 3
§ 2. Различие карт по охвату территории и содержанию 5
§ 3. Разномасштабность картографического изображения 8
Рельеф и климаты Земли
Земная кора и рельеф земного шара
§ 4. Строение земной коры. Карта «Строение земной коры» 11
§ 5. Особенности расположения крупных форм рельефа на Земле 14
Климаты Земли
§ 6. Зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты 15
§ 7. Воздушные массы и господствующие
ветры земного шара 18
§ 8. Климатические пояса земного шара 20
АФРИКА
Общий обзор
§ 9. Географическое положение Африки. Океаны и моря, омывающие ее. Очертания берегов 23
§ 10. Из истории исследований Африки 25
Рельеф и полезные ископаемые
§ 11. Рельеф 27
§ 12. Полезные ископаемые 30
Климат
§ 13. Климатическая карта 31
§ 14. Влияние географической широты, циркуляции атмосферы и характера земной поверхности на климат Африки 33
§ 15. Климатические пояса Африки 38
Реки и озера
§ 16. Общая характеристика рек Африки.
Реки бассейна Атлантического океана 39
§ 17. Реки бассейна Индийского океана.
Озера 42
Природные зоны
§ 18. Почвенная карта. Понятие о природной зоне. Карта природных зон 44
§ 19. Влажные экваториальные леса 48
§ 20. Саванны и редколесья 49
§ 21. Тропические пустыни и полупустыни.
Субтропики. Влияние человека на природу 52
Население и политическая карта Африки
§ 22. Население 55
§ 23. Политическая карта 58
Природные области Африки
§ 24. Северная Африка 80
§ 25. Центральная (Экваториальная) и Восточная Африка 85
§ 26. Южная Африка 87
Задания для обобщающего повторения по разделам «Карты материков», «Рельеф и климаты Земли», «Африка» 70
АВСТРАЛИЯ
Общий обзор
§ 27. Географическое положение и очертания берегов. Из истории открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые 71
§ 28. Климат. Реки и озера 73
§ 29. Органический мир. Природные зоны.
Население 78
Природные области Австралии и Океании
§ 30. Северная и Восточная Австралия 81
§ 31. Западная и Центральная Австралия 84 § 32. Океания 86
Задания для обобщающего повторения ,по разделу «Австралия» 89
АНТАРКТИДА
§ 33. Антарктика и Антарктида. Открытие Антарктиды 90
§ 34. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров и рельеф 93
§ 35. Климат, растительный, и животный мир 95
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Общий обзор
§ 36. Географическое положение. Очертания берегов. Из истории открытия и исследования Южной Америки 98
§ 37. Рельеф и полезные ископаемые 100
§ 38. Климат 102
§ 39. Реки и озера 105
§ 40. Природные зоны. Влажные экваториальные леса. Саванны и редколесья 107 § 41. Степи и полупустыни. Высотная поясность в Андах 110
§ 42. Население и политическая карта 113
Природные области Южной Америки
§ 43. Восток материка 115
§ 44. Анды 117
Задания для обобщающего повторения по изученным материкам
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Общий обзор
§ 45. Географическое положение. Очертания берегов. Из истории открытия материка 120
§ 46. Рельеф и полезные ископаемые 122
§ 47. Климат 124
§ 48. Реки и озера 127
§ 49. Природные зоны 130
§ 50. Население. Политическая карта 132
Природные области Северной Америки
§ 51. Арктический Север и тундрово-таежные равнины Канады 135
§ 52. Аппалачи. Центральные и Великие равнины 138
§ 53. Кордильеры 139
§ 54. Мексиканское нагорье. Центральная
Америка 143
Задания для обобщающего повторения раздела «Север- пая Америка» 145
ЕВРАЗИЯ
Общий обзор
§ 55. Географическое положение. Величина территории. Очертания берегов 148
§ 56. Океаны и моря, омывающие Евразию 147
Рельеф и полезные ископаемые
§ 57. Общие особенности рельефа Евразии.
Равнины. Горные пояса 149
§ 58. Области землетрясений и вулканов.
Вековые колебания земной коры 151
§ 59. Полезные ископаемые и закономерности их размещения 152
Климат
§ 60. Общая характеристика климата. Зависимость климата Евразии от географической широты. Климатические пояса 154
§ 61. Влияние океанов, размеров материка и рельефа на климат. Климатические области 158
Реки и озера
§ 62. Общая характеристика рек и озер Евразии. Реки и озера бассейнов Северного Ледовитого и Атлантического океанов 159
§ 63. Реки и озера бассейнов Тихого и Индийского океанов и бассейнов внутреннего стока 182
Природные зоны
§ 64. Расположение природных зон в Евразии. Изменение природы человеком. Арктические пустыни, тундра и лесотундра 164
§ 65. Леса умеренного пояса. Лесостепи и степи 167
§ 66. Полупустыни и пустыни умеренного пояса. Зона субтропических лесов и кустарников. Субтропические и тропические полупустыни и пустыни 169 § 67. Саванны. Субэкваториальные и экваториальные леса. Высотная поясность в горах Евразии 171
Население и политическая карта
§ 68. Население 173
§ 69. Политическая карта 175
Природные области зарубежной Евразии Северная Европа
§ 70. Архипелаг Шпицберген и Исландия 177
Западная Европа
§ 71. Фенноскандия 179
§ 72. Низменные среднеевропейские равнины 182
§ 73. Область средневысотных гор 184
§ 74. Альпы и Карпаты с прилегающими равнинами 186
Южная Европа
§ 75. Южная Европа 189
Юго-Западная Азия
§ 76. Природа и население Юго-Западной Азии 192
Центральная Азия
§ 77. Центральная Азия и ее исследования 194
Восточная Азия
§ 78. Общие черты природы Восточной Азин 197
§ 79. Восточный Китай. Корейский полуостров и Японские острова 199
Южная Азия
§ 80. Общие черты природы Южной Азии. Индо-Гангская низменность и Индостан 202
§ 81. Полуостров Индокитай и Малайский архипелаг 204
Задания для обобщающего повторения по разделу «Евразия» 207
ОБЩИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
§ 85. Географическая зональность. Географические пояса 215
§ 82. Развитие рельефа 208
§ 83. Климатообразующие факторы. Обзор климатических поясов. Изменение климата во времени 210
§ 84. Закономерности географической оболочки. Ее целостность. Круговорот веществ. Ритмические явления 212
Взаимодействие природы и общества
§ 86. Изменение природных условий под влиянием хозяйственной деятельности людей 217
§ 87. Природные ресурсы и охрана природы 219
Приложение: цветные карты.
Скачать бесплатный учебник СССР - География материков 6 класс (Коринская, Прозоров, Щенев) 1982 года
СКАЧАТЬ DjVu
Как работать с учебником
Для того чтобы успешно изучать географию, необходимо уметь работать с учебником: правильно пользоваться его содержанием, текстом, заданиями, иллюстрациями. С помощью содержания вы узнаете, из каких разделов и параграфов состоит учебник, в какой последовательности изучают материки земного шара.
Основная часть учебника — его текст. Поэтому необходимо научиться анализировать его построение и содержание. Для этого надо мысленно разделить параграф на части и определить главное содержание каждой из них; найти имеющиеся в тексте определения географических явлений, характерные черты природы, причины ее изменения, а также изменений в жизни, составе и размещении населения. При этом полезно сравнивать изучаемый материал с другим, уже известным вам, выясняя причины сходства или различий. Это поможет вам при пересказе содержания параграфа.
Перед параграфом и в конце его помещены вопросы и задания. Вопросы в начале параграфа нужны для повторения изученных ранее сведений. Задания в конце параграфа позволят проверить, как вы усвоили его содержание.
Важный источник географических знаний — карта. По ней вы сможете установить, где расположена изучаемая территория, каковы особенности ее природы, кто на ней живет, а также причины, которые определяют особенности природы и жизни населения.
Для изучения географии вам понадобится контурная карта, на которую надо наносить изучаемые географические объекты и явления.
В учебнике много иллюстраций и они помогут вам наглядно представить природу и население материков, а также понять сложные географические процессы.
Новые понятия и географические названия, которые вы должны хорошо знать, выделены в тексте другим шрифтом. После изучения каждой темы выписывайте их в тетрадь.
Помимо учебника, о природе земного шара, о жизни и занятиях населения материков вы сможете узнать, читая географические книги, Детскую энциклопедию, из передач радио и телевидения.
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Что изучает география материков
Изучая начальный курс физической географии, вы познакомились с внутренним строением земного шара, его оболочками; узнали, что такое географическая оболочка и природный комплекс.
В VI классе вы будете изучать географию материков, или континентов. Познакомитесь с жаркой и знойной Африкой, своеобразным растительным и животным миром Австралии, покрытой ледниковым щитом Антарктидой, протянувшимися от Антарктики до студеных морей Арктики Южной и Северной Америкой и самым большим и разнообразным по природе материком — Евразией; При этом расширите и углубите свои знания о компонентах природы (рельефе, климате, водах, почвах, растительном и животном мире), географической оболочке и познакомитесь с общими географическими закономерностями. Вы узнаете, как благодаря путешествиям, исследованиям и научным экспедициям постепенно накоплялись знания о материках и населяющих их народах, познакомитесь с особенностями природы каждого материка, узнаете, Как живут люди в различных странах земного шара. Все компоненты географической оболочки взаимо.-связаны между собой, и изменение одного из них вызывает постепенное изменение всех других. Знание законов природы позволяет предсказать ход этих изменений, помогает предвидеть последствия вмешательства людей в жизнь природы, правильно использовать ее разнообразные богатства и организовать их охрану и восстановление.
Материки (континенты) и острова. Поверхность всего земного шара равна 510 млн. км2. Большая ее часть занята океанами. Они соединены между собой, и все вместе образуют единый Мировой океан. На долю суши - материков и островов - приходится около 149 млн. км2, или 29% всей поверхности Земли (рис. 1).
Большая часть суши находится в северном полушарии. В южном полушарии материки (за исключением Австралии), широкие в своих северных и средних частях, к югу сужаются и уступают место океанам Всего на Земле шесть материков: Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка и Евразия.
Вблизи материков на материковой отмели или материковом склоне находятся материковые острова. В океанах много мелких вулканических островов. Есть другие мелкие острова-коралловые. Общая площадь всех островов Земли составляет немногим больше 6% всей суши.
Части света. Наряду с делением суши земного шара на материки существует условное ее деление на части света.
Древнегреческие географы различали лишь две части света — Европу и Азию. К Европе (ассирийское «эреб» — закат) они относили страны, лежащие к западу и северу от мест поселения греков, а к Азии (ассирийское «асу» — восход) — страны, расположенные к востоку.
Во время господства римлян, завоевавших южное побережье Средиземного моря, появилось название третьей части света Африка. Европа, Азия и Африка составляют Старый Свет.
Когда Колумб в конце XV в. открыл за Атлантическим океаном новые земли, они все получили название Америка, хотя Северная и Южная Америка составляют два самостоятельных материка и сильно отличаются по природным условиям. Эти земли были названы Новым Светом. Еще позднее европейцам стали известны части света Австралия (XVII в.) и Антарктида, открытая русскими мореплавателями в начале XIX в.
Таким образом, частей света тоже шесть. Единый материк Евразия разделен на две части света — Европу и Азию, а в часть света Америку вошли два материка Северная и Южная Америка.
Части света, кроме территории материков, включают также относящиеся к ним острова.
ЗАДАНИЯ. 1. Какие материки пересекает экватор, какие — начальный меридиан? Какие материки лежат целиком в северном полушарии? Какие — в южном? 2. При помощи градусной сетки определите в километрах: а) ширину Индийского океана по экватору; б) расстояние между Южной Америкой и Австралией по 20° ю. ш. (Величина дуги Г по экватору — 1 11,3 км, по 20° — 104,6 км.) 3 Пользуясь картой полушарий, определите, какой остров находится на 54 ю. ш. и 69° з. д. 4. По глобусу определите кратчайшее расстояние в градусах и километрах от города (пункта), в котором расположена ваша школа, до экватора и начального меридиана.
КАРТЫ МАТЕРИКОВ
§ 2. Различие карт по охвату территории и содержанию
1. Что называют географической картой? Чем она отличается от плана местности? В чем основное отличие изображения местности на карте (плане) от ее изображения на аэрофотоснимке? 2. Назовите карты, с которыми вы работали в V классе. 3. Что такое масштаб карты (плана)?
Для изучения географии материков требуется много разнообразных карт. По ним вы будете определять размещение, очертания и взаимное положение материков, океанов, морей, горных массивов и других географических объектов, производить необходимые измерения, например протяженность материка. Чтобы уметь пользоваться разными картами, важно ясно представлять себе их назначение и основные особенности, а также возможность правильно делать по ним измерения. Читать карту — это значит, хорошо зная ее условные знаки, находить на ней государства, моря, горы, реки, определять климаты, растительность и другие географические объекты и явления, их свойства и, связав эти сведения друг с другом, понимать географические особенности территории в целом.
Карты по различным признакам делят на группы. Для вашей работы важно знать деление карт по двум основным признакам: по охвату изображаемой на них территории и по теме, которой они посвящены, т. е. по содержанию. (Подумайте, по каким еще признакам можно делить карты.)