Skip to main content

Геометрия

Геометрия для 8-9 классов (Фетисов) 1957 - скачать советский учебник

Скачать Советский учебник

Геометрия часть вторая - стереометрия для 9-10 классов Фетисов 1957

Назначение: Пробный учебник для 8—9 классов средней школы

© "Учпедгиз" Москва 1957 

Авторство: Антонин Иванович Фетисов

Формат: PDF Размер файла: 6.31 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Отношение и пропорциональность отрезков

§ I. Отношение отрезков 3

§ 2. Измерение отрезков 10

§ 3. Пропорциональные отрезки 11

Глава II. Гомотетия и подобие

§ 4. Гомотетия 18

§ 5. Подобие 28

Глава III. Метрические соотношения в геометрических фигурах

§ 6. Метрические соотношения в круге и в треугольнике • . 40

§ 7. Тригонометрические функции острого угла 49

§ 8. Применение алгебраических методов к решению геометрических задач на построение    59

Глава IV. Измерение площадей многоугольников

§ 9. Основные формулы измерения площадей 64

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

§ 10. Преобразование многоугольников в равновеликие фигуры .... 72

Глава V. Правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга

§ 11. Правильные многоугольники  77

§ 12. Длина окружности и площадь круга  82

Приложение  90

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Геометрия для 8-9 классов (Фетисов) 1957 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 ГЛАВА 1

ОТНОШЕНИЕ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ОТРЕЗКОВ

§ 1. ОТНОШЕНИЕ ОТРЕЗКОВ

1. Действия над отрезками

В начале курса геометрии VI класса мы познакомились с неко¬торыми действиями над отрезками. Напомним эти действия. Во- первых, можно складывать отрезки, т. е. по нескольким данным отрезкам находить их сумму. Во-вторых, можно посредством вы¬читания найти разность двух данных отрезков. Наконец, в-треть¬их, можно умножать отрезок на целое число. Это значит, мы должны данный отрезок повторить слагаемым столько раз, сколько единиц содержит данное целое число. Если, например, отрезок АВ нужно умножить на число 5, то мы должны найти отрезок AHV, удовлетворяющий равенству:

MN = АВ 4- АВ 4- АВ + АВ + АВ = 5АВ.

Позднее, уже в курсе VII класса, было показано, как разделить отрезок на несколько равных частей. Если при делении отрезка АВ на семь равных частей получился отрезок MN, то соотношение меж¬ду этими отрезками записывается так:

MN=—, или MN АВ. —,—5

7 7 '

Посредством деления отрезка на

равные части можно умножать его на Q О

дробь. При этом нужно поступать так же, как при умножении числа на Черт'

дробь в арифметике. Если, например, нам нужно умножить 21 на -у-, то мы делим 21 на 7 и полученное число 3 умножаем на 5. Подобным же образом мы поступаем и при умножении отрезка на дробное число.

Если нужно отрезок АВ (черт. 1) умножить на —, то делим его на семь равных частей и берём таких частей пять. В результате по¬лучим отрезок CD, удовлетворяющий равенству: CD = — АВ.

Итак, для того чтобы умножить отрезок на число — , нужно п

этот отрезок разделить на п равных частей и взять т таких частей.

2- Отношение отрезков

Если при умножении отрезка Ь на число k получился отрезок а, то число k называется отношением отрезка а к отрезку Ь. Отноше¬ние отрезков записывается так:

Например, отношение — = 5 показывает, что отрезок b со- b

держится в отрезке а пять раз, т. е. а — 5Ь.

Огношение == -у-(см. черт. 1) показывает, что одна седьмая часть отрезка АВ содержится в отрезке CD пять раз.

Огношение — = — показывает, что — часть отрезка b со- ь п п

держится в отрезке а т раз. В таком случае существует отрезок, который содержится целое число раз и в отрезке айв отрезке Ь.

Определение. Отрезок, который содержится в каждом и данных отрезков целое число раз, называется общей мерой этих отрезков.

Отрезки, имеющие общую меру, называются соизмери¬мыми.

Если общая мера содержится в отрезке а т раз, а в отрезке b— п раз, то отношение этих отрезков равно — , так как — часть OT- fl л

резка b содержится т раз в отрезке а.

3. Несоизмеримые отрезки

Не для всякой пары отрезков существует общая мера, т. е. не всегда отношение двух отрезков есть рациональное число. Оказы¬вается. существуют такие отрезки, отношение которых не может быть выражено никаким рациональным числом. Такие отрезки не имеют общей меры и называются несоизмеримыми. Для доказательства существования несоизмеримых отрезков достаточ¬но привести хотя бы один пример такой пары отрезков. Для этого докажем следующую теорему.

Теорема . Диагональ квадрата несоизмерима с его стороной.

Рассмотрим квадрат A BCD с диагоналями АС и BD (черт. 2), пересекающимися в точке О. Обозначим через а отрезок, равный стороне квадрата, а через с — отрезок, равный его диагонали. Пред- а т

положим, что отношение— равно числу —, где /пи п — взаимно- с п

простые числа. Тем самым мы допускаем, что существует общая ме¬

 

ра, которая откладывается т раз на стороне квадрата и п раз на его диагонали (на чертеже 2:т = 5, п = 7). Так как точка О де¬лит диагонали пополам, то отрезок ВО

ВС: ВОявт или—=—; таково от-

2 ВО п ношение стороны квадрата к по¬ловине его диагонали. Проведём через точки деления (т. е. точки, которые получились при откладывании общей меры) на стороне ВС прямые, парал¬лельные диагонали А С. Тогда отрезок ВО разделится на т равных частей. Если через точки деления на ди¬агонали АС проведём прямые, парал¬лельные стороне CD, то сторона AD разделится нал равных частей. Деле¬ния на отрезке ВО равны делениям на стороне AD. Это следует из того,

что дЛЛ1ДО=дВРр, так как у них острые углы содержат по 45е и гипотенузы равны между собой: АМ=ВР, так как по предполо¬жению каждый из этих отрезков равен общей мере диагонали и стороны.

Итак, AN = BQ и каждый из этих отрезков есть общая мера стороны квадрата AD и половины его диагонали, т. е. ВО. Но AD = ВС. Следовательно, — = —.

ВО т

Сравнивая это равенство с полученным ранее, находим:

2/71 /I о я 9

— «о — . или 2т2 = п2.

п т

Число 2/па — чётное. А так как квадрат всякого чётного числа есть число чётное, а квадрат нечётного числа — нечётное, то мы заключаем отсюда, что п есть тоже число чётное: п = 2k. Значит, 2ma = 4k1, или т1 — 2k1. Но отсюда следует, что и т — число чётное. А это противоречит тому, что числа тип — взаимно-про¬стые. Полученное противоречие показывает, что отношение —

С не есть рациональное число, отрезки с и а не имеют общей меры и, значит, диагональ квадрата несоизмерима с его стороной*).

Несоизмеримость двух отрезков, доказанная на примере диаго¬нали квадрата и его стороны, не является исключительным случаем.

Можно привести многочисленные примеры несоизмеримых отрезков. Несоизмеримыми являются: сторона равносторон-

*) Открытие несоизмеримых величин представляет собой одно из величай¬ших открытий древних математиков. Полагают, что это открытие сделано уче¬никами греческого математика Пифагора примерно в V в. до н. э.

него треугольника с его высотой, боковая сторона равнобедренного треугольника с его основанием, если угол при вершине содержит целое число градусов, не равное 60; катеты прямоугольного тре¬угольника несоизмеримы с гипотенузой, если отношение катетов есть целое число и т. д.

4. Иррациональные числа

В предыдущем пункте было установлено, что существуют такие пары отрезков, отношения которых не могут быть выражены ника¬ким рациональным числом.

Чтобы выразить отношение между несоизмеримыми отрезками, пришлось расширить понятие числа и ввести новые числа, на¬зываемые иррациональными, в противоположность ранее известным — рациональным числам.

Как определяется иррациональное число, будет видно из сле¬дующего примера. Рассмотрим отношение диагонали с квадрата к его стороне а. Так как в треугольнике гипотенуза больше катета, но меньше суммы двух катетов, то из треугольника ЛВС получим неравенства: а < с < 2а, откуда следует: 1 < — < 2.

Можно получить более точные неравенства*), дающие соотно¬шения между стороной и диагональю квадрата. Эти неравенства следующие:

1,4 <—< 1,5 (с точностью до 0,1); а

1,41 < —< 1,42 (с точностью до 0,01); а

1,414 <—<1,415 (с точностью до 0,001); а

1,4142 < —<1,4143 (с точностью до 0,0001); а

1,41421 <—<1,41422 (с точностью до 0,00001); а

1,414213<—£-<1,414214 (с точностью до 0,000001);

Ряд этих неравенств не может закончиться, так как отношение —- а не выражается никаким рациональным числом.

Рассмотрим две полученные последовательности чисел:

1; 1,4; 1,41; 1,414; 1,4142; 1,41421; 1,414213; ...

2; 1,5; 1,42; 1,415; 1,4143; 1,41422; 1,414214; ...

*) Способ получения этих неравенств показав в приложении, помечёвчоы в конце книги.

6

Сравним эти последовательности с теми, которые получаются при обращении в десятичную дробь обыкновенных дробей и 3

5

1— . При этом тоже получаются бесконечные последовательности:

0,3; 0,33; 0,333; 0,3333; 0,33333; ...

0,4; 0.34; 0,334; 0,3334; 0,33334;. . .

и

1,7 ; 1,71; 1,714; 1,7142; 1,71428; 1,714285; 1,7142857; ...

1,8 ; 1,72; 1,715; 1,7143; 1,71429; 1,714286; 1,7142858; ...

Нетрудно убедиться в том, что все эти пары последовательно¬стей обладают следующими свойствами:

1) Каждое число первой последовательности меньше любого числа второй.

2) Числа первой последовательности возрастают, числа второй убывают.

3) Разности между числом второй последовательности и соответ¬ствующим числом первой уменьшаются так, что всегда можно найти разность меньшую любого данного положительного числа.

В двух последних случаях для каждой пары последовательностей существует единственное рациональное число, которое больше любого числа первой последовательности и меньше любого числа второй. На. пример, — больше чисел 0,3; 0,33; 0,333; ... и меньше чисел 0,4;

3 к

0,34; 0,334; 1— больше чисел 1,7; 1,71; 1,714; ... и меньше чисел

1,8; 1,72; 1,715; ...

В этом случае говорят, что данные бесконечные последователь¬ности определяют рациональное число (в наших примерах 1 . 5 \

— И 1  .

з 7 /

В том же случае, когда последовательности являются десятич¬ными приближениями, получающимися при определении отноше¬ния двух несоизмеримых отрезков, такого рационального числа не существует. Тогда говорят, что эти последовательности опреде¬ляют иррациональное число. Принимают, что это ирра-циональное число больше любого числа первой последовательности н меньше любого числа второй.

Например, отношение— диагонали квадрата к его стороне боль- а

ше чисел 1; 1,4; 1,41; 1,414; ... и меньше чисел 2; 1,5; 1,42; 1,415;. ..

Рациональные и иррациональные числа вместе называются действительными (или ве шественными) числами.

Обычно последовательности, определяющие иррациональное чясло, записываются в виде одной десятичной дроби, которая явля¬

ется бесконечной и непериодической. Например, мы можем отноше¬ние диагонали квадрата к стороне записать так: — = 1,4142135...

От

Многоточие в конце указывает на то, что дробь не заканчива¬ется последней цифрой. Сохраняя в этом числе только две цифры после запятой, получим 1,41 — приближённое значение по недостат¬ку, а увеличивая на единицу последнюю из оставленных цифр, по¬лучим 1,42 — приближённое значение по избытку. Разность между приближённым значением по избытку и по недостатку, т. е. 1.42—1,41 — 0,01 определяет степень точности.

Бесконечность дроби мы понимаем в том смысле, что за каж¬дой цифрой этой дроби можно найти следующую цифру.

5. Отыскание отношения двух отрезков

При отыскании отношения двух отрезков пользуются следую¬щей аксиомой.

Аксиома Архимеда*). Если даны два неравных от¬резка а и Ь, причём а > Ь,то всегда существует такое целое число п, при котором nb > а.

Другими словами, как бы ни был А В велик отрезок а и как бы мал ни был

1 1 1 |ш||||1н| отрезок Ь, всегда можно повторить

слагаемым меньший отрезок доста- ।! r, г 111, (। точно большое число раз и полу¬

чить отрезок, превосходящий а. Черт. 3. Пусть даны отрезки АВ и CD

(черт. 3). Отложим отрезок CD на отрезке АВ. По аксиоме Архимеда при этом всегда можно получить отрезок, больший АВ. Положим, например, что 3CL) < АВ,

a 4CD > АВ, т. е. 3CD < АВ < 4CD, следовательно, 3 < < 4.

Разделим CD на 10 равных частей и CD на остатке. Пусть, например, CD

будем откладывать отложится четыре

раза с остатком, получим: 3,4CD<AB<3,5C£), следовательно:

3,4< —<3,5. CD

Продолжая дальше, делим — CD опять на 10 частей, ана- 10

AR логично получим: 3,42 < — <3,43.

CD

•) Архимед Сиракузский (287—212 гг. до н. э.) — величайший математик древности. Жил и работал в Сиракузах на о. Сицилия. Им открыты законы ры¬чага, законы равновесия тел в жидкости, найдены формулы для вычисления поверхностей и объёмов различных геометрических тел, дан спосоо вычисления отношения длины окружности к длине диаметра и т. д. Убит римскими воинами при взятии ими Сиракуз.

Такое построение можно продолжать до тех пор, пока мы имеем возможность делить полученные отрезки. Однако несовершенство наших инструментов заставляет окончить построение на втором или третьем десятичном знаке. Таким образом, это построение даёт приближённое значение отношения с той степенью точно¬сти, какую допускают наши инструменты. Числа 3,42 и 3,43 назы-

- АВ

ваются десятичными приближенными значениями отношения — .

6. Умножение отрезка на бесконечную десятичную дробь

Пусть данный отрезок а (черт. 4) нужно умножить на бесконеч¬ную десятичную дробь 2,236068 ... Возьмём луч с вершиной О и отложим отрезок ОЛ1 — 2а и отрезок OBi — За. Потом отложим

Черт. 4.

отрезок ОАз = 2,2а и ОВз = 2,3а. Далее, отложим ОАз= •-=2,23а и ОВз = 2,24а и т. д. Каждый раз мы берём приближённое значение числа по недостатку и приближённое значение по избытку. Получается бесконечная последовательность отрезков: Л1В», АзВз, АзВз, ... Эта последовательность обладает следующими свойствами:

1) Каждый последующий отрезок, находится внутри предыду¬щего.

2) В этой последовательности всегда можно найти отрезок, мень¬ший любого данного отрезка.

Такая последовательность отрезков называется системой вложенных стягивающихся отрезков.

Примем следующую аксиому*):

Существует единственная точка, принадлежащая одновременно всем вложенным стягивающимся отрез¬кам.

Пусть на чертеже 4 такой точкой будет точка М, которая опре¬деляет конец искомого отрезка ОМ.

На практике приближённое положение этой точки находится очень быстро с достаточной точностью, так как отрезки получаются настолько маленькими, что мы не в состоянии отличить друг от друга их концы. Например, на чертеже 4 черта, которая опре¬

*) Эта аксиома называется аксиомой Кантора. Георг Кантор (1845—1918)— известный немецкий математик — основоположник современной теории беско-нечных множеств.

деляет точку М, покрывает отрезок Л<В< и все последующие от¬резки Д5В5, ЛвВв и т. д.

Если мы будем находить отношение отрезка ОМ к отрезку а тем построением, каким мы пользовались в предыдущем пункте, то, оче¬видно, получим то же самое число 2,236068...

$ 2. ИЗМЕРЕНИЕ ОТРЕЗКОВ

7. Длина отрезка

Определение. Измерить отрезок — это значит найти его отношение к некоторому постоянному отрезку, принимаемому за единицу длины.

Число, полученное в результате измерения, называется дли¬ной отрезка.

Если через а обозначить измеряемый отрезок, через е—едини¬цу длины, через а — отношение данного отрезка к единичному, то получим: а=ае*).

Так, например, в результате измерения получаем: длина тетра¬ди равна 20,5 см, ширина реки равна 78 м, расстояние от Москвы до Подольска равно 35 км и т. д. Знаками см, м, км обозначены еди¬ницы длины, а числа 20,5; 78; 35 обозначают отношения соответ¬ствующих отрезков к единичным, они являются множителями (коэф¬фициентами) при единичных отрезках.

8. Связь между длиной отрезков и их отношением

Теорема. Отношение отрезков равно отношению ах длин (при условии, что отрезки измерены одной и той же- единицей).

Положим, что отрезки а и b измерены одной и той же едини¬цей е, в результате чего получились числа а и Ь. Итак,

а = ае и b = be.

Пусть отношение отрезков а и Ь равно числу k, т. е.—— = k, или а = кЬ. Отсюда следует: ае = kbe.

Так как при умножении отрезка е на числа а и kb получились равные отрезки, то, значит, а = kb или k = —, т. е. — = —, Ь b ь

что и требовалось доказать.

*) Чтобы отличить обозначение отрезка от обозначения его длины, в пер¬вой и второй главах отрезки обозначены полужирным курсивом, их длины — той же буквой, но светлым курсивом. При записи на доске или в тетради обозна¬чения отрезков нужно подчёркивать.

 

★Все➙ Учебники 8 класс, ★Все➙Учебники 9 класс, Все - Для учащихся старших классов, Геометрия - 8 класс, Геометрия - Для учащихся старших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ГЕОМЕТРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ГЕОМЕТРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ГЕОМЕТРИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ГЕОМЕТРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика