Практикум по элементарной математике – Геометрия (Гусе, Литвиненк, Мордкович) 1992 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для студентов физико-математических специальностей педагогических институтов и учителей
Настоящее пособие предназначено для студентов математических и физико-математических специальностей педагогических институтов и может быть также использовано в работе учителями математики.
Авторы стремились к тому, чтобы в нем были представлены основные типы школьных геометрических задач. Таким образом, в пособии помещено более 1000 различных по степени трудности задач. Наряду с задачами, достаточно простыми, носящими тренировочный характер, имеются задачи, для решения которых потребуются определенные навыки, а иногда и способность к нестандартному мышлению.
Решение значительной части задач поможет студенту в приобретении одного из важнейших навыков профессиональной подготовки будущего учителя математики — навыка решения геометрических задач в соответствии с требованиями программ по математике средней общеобразовательной школы.
1-е издание вышло в 1985 г. под названием «Практикум по решению математических задач. Геометрия».
© "Просвещение" Москва 1992
Авторство: Гусев Валерий Александрович, Литвиненко Виктор Николаевич, Мордкович Александр Григорьевич
Формат: PDF Размер файла: 7.24 MB, DjVu Размер файла: 5.08MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
- 1. Введение (О методах решения геометрических задач) 6
Г лава /. Планиметрия 26
- 2. Треугольники и четырехугольники 31
Задачи для самостоятельного решения (№ 1 —140) 38
- 3. Окружности 46
Задачи для самостоятельного решения (№ 141—261) 54
- 4. Площади 62
Задачи для самостоятельного решения (№ 262—363) 73
- 5. Наибольшие и наименьшие значения 80
Задачи для самостоятельного решения (№ 364—391) 89
Глава II. Стереометрия 92
- 6. Общие сведения о полных изображениях
- 7 Простейшие построения в пространстве (позиционные задачи) 98
Задачи для самостоятельного решения (№ 392—401) 101
- 8. Построения на изображениях многогранников (позиционные задачи) 102
Задачи для самостоятельного решения (№ 402—461) 124
- 9. Общие сведения о метрически определенных изображениях 131
Задачи для самостоятельного решения (№ 462;—492) 141
- 10. Простейшие построения в пространстве (метрические задачи) 144
Задачи для самостоятельного решения (№ 493—516) 158
- 11. Построения на изображениях многогранников (метрические задачи) 180 Задачи для самостоятельного решения (№ 517—602) 185^
- 12. Угол между скрещивающимися прямыми 193
Задачи для самостоятельного решения (№ 603—647) 200
- 13. Расстояние от точки до прямой, до плоскости и расстояние между скрещивающимися прямыми 204
Задачи для самостоятельного решения (№ 648—702) ^20
- 14. Угол прямой с плоскостью 226
Задачи для самостоятельного решения (№ 703—747) 236
- 15. Угол между плоскостями. Двугранный и многогранный углы 240
Задачи для самостоятельного решения (№ 748—796) 259:
- 16. Площади сечений 263
Задачи для самостоятельного решения (№ 797—836) 273
- 17 Площади поверхностей 277
Задачи для самостоятельного решения (№ 837—889) 290
- 18. Объемы 294
Задачи для самостоятельного решения (№ 890—973) 303
- 19. Комбинации с многогранниками и круглыми телами 310
Задачи для самостоятельного решения (№ 974—1077) 321*
- 20. Наибольшие и наименьшие значения 328
Задачи для самостоятельного решения (№ 1078—1109) 334
Ответы 337
Скачать бесплатный учебник СССР - Практикум по элементарной математике – Геометрия (Гусе, Литвиненк, Мордкович) 1992 года
СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu
ПРЕДИСЛОВИЕ
Приемы и методы решения геометрических задач рассматриваются в различных разделах курса геометрии, изучаемого в пединститутах. Однако традиционным методам уделяется недостаточное внимание, и восполнение этого пробела — одна из целей, которая ставилась авторами при создании предлагаемого пособия.
Отметим, что книга, представляя собой практикум по решению задач (каждый параграф содержит теоретический материал и решение типовых задач), вместе с тем является и сборником задач (в конце каждого параграфа помещены задачи для самостоятельного решения по теме этого параграфа). Подбирая примеры, авторы стремились систематизировать их таким образом, чтобы охватить основные типы школьных геометрических задач и методы их решения. Наряду с традиционными методами авторы в некоторых случаях предлагают и новые подходы к решению примеров.
Книга состоит из двух глав. Первая глава посвящена планиметрии. В § 1 этой главы рассматриваются основные методы решения геометрических задач. При этом методы геометрических преобразований, векторный и координатный, рассматриваются наряду с традиционными.
В § 2—4 включены разнообразные планиметрические задачи. Решение их, как показывает практика, является одним из слабых мест в профессиональной подготовке студента.
Два параграфа (§ 5 и 20) посвящены геометрическим задачам на отыскание наибольших и наименьших значений. Обычно считают, что эти задачи должны рассматриваться в курсе математического анализа. Однако в указанном курсе основное назначение этих задач — демонстрация прикладной роли дифференциального исчисления (акцент делается на решение задачи внутри составленной математической модели и в меньшей степени на само составление модели и ее интерпретацию). Включая в настоящее пособие ту или иную задачу на отыскание наибольшего или наименьшего значения, авторы имели в виду то обстоятельство, что каждая задача должна быть интересной прежде всего с геометрической точки зрения (акцент делается на конструирование модели и ее интерпретацию).
Вторая глава посвящена решению стереометрических задач. Авторы убеждены, что стереометрические задачи нельзя успешно решать, минуя задачи на построение в пространстве и в особенности на построение на изображениях пространственных фигур. При этом, естественно, необходимо уделить внимание и так называемым воображаемым построениям (иллюстративные чертежи), которые выполняются при изложении начальных сведений стереометрии, и эффективным построениям (решающие чертежи), которые выполняются при изложении последующих разделов.
Решение позиционных задач на построение в пространстве и на изображениях многогранников является, на наш взгляд, необходимым практическим дополнением при изучении аксиом стереометрии и темы «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве».
Решение метрических задач на построение в пространстве и особенно на изображениях многогранников должно дополнять теоретическую часть темы «Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве». Умение решать такие задачи потребуется затем при нахождении угла между прямой и плоскостью, угла между плоскостями, двугранного угла, площади сечения и т. д.
Авторы считают, что стереометрические задачи на построение должны решаться сначала как самостоятельные задачи (а не в связи с необходимостью, например, подсчитать величину какого-нибудь угла или какое-нибудь расстояние в многограннике). Решение таких задач способствует развитию пространственных представлений. Навыки выполнения построений в пространстве, разумеется, «сработают» в дальнейшем — при решении последующих задач, особенно таких, где требуется выполнять дополнительные построения.
Исходя из изложенных соображений, авторы дают во второй главе необходимую информацию о полных изображениях (§ 6), рассказывают о простейших построениях в пространстве (§ 7), о различных методах решения позиционных задач на изображениях многогранников (§ 8), затем сообщают основные сведения о метри
чески определенных изображениях (§ 9), об основных методах решения метрических задач на построение в пространстве (§ 10) и на изображениях многогранников (§ И).
Все примеры, а также упражнения для самостоятельного решения в § 6—11, а также в § 12—16 являются новыми, составленными специально для настоящего пособия. Много новых примеров и упражнений и в последующих параграфах второй главы. Упражнения для самостоятельного решения даются во второй главе преимущественно блоками — по три задачи в каждом номере. Как правило, внутри каждого блока задачи расположены по нарастанию трудности.
Значительное внимание при решении примеров в § 6—11 уделяется изложению способов построения в пространстве, ранее не освещавшихся в методической литературе (способ выносных чертежей, вычислительный и векторно-координатный способы). Применение этих способов позволяет более полно использовать аппарат параллельного проектирования при решении стереометрических задач.
Структура и содержание книги, порядок изложения материала обсуждались авторами совместно. Работа по написанию книги распределилась между авторами так: введение написано В. Н. Литвиненко и А. Г Мордковичем, ими же написан § 19 (пп. 1 и 2 — А. Г Мордковичем, п. 3 — В. Н. Литвиненко), § 2—4 написаны А. Г Мордковичем (при этом были использованы материалы, подготовленные В. А. Гусевым), § 5 и 20 написаны А. Г. Мордковичем, а § 6—18 — В. Н. Литвиненко.
Авторы
- 1. ВВЕДЕНИЕ
(О методах решения геометрических задач)
Основными методами решения геометрических задач (не являющихся задачами на построение) можно считать следующие три метода: геометрический, алгебраический и комбинированный.
Напомним суть этих методов и рассмотрим примеры их применения.
Геометрический метод чаще всего используется при решении задач на доказательство. Требуемое утверждение при этом выводится из ряда известных теорем с помощью логических рас- суждений. Заметим, что при этом во многих случаях приходится устанавливать равенство двух отрезков (или углов) Укажем основные пути доказательства равенства двух отрезков:
— рассматривают эти отрезки как стороны двух треугольников и доказывают, что треугольники равны, а рассматриваемые отрезки являются в них соответственными сторонами;
— рассматривают эти отрезки как стороны одного треугольника и доказывают, что он является равнобедренным треугольником, а рассматриваемые отрезки являются его боковыми сторонами;
— заменяют отрезок а равным ему отрезком а', отрезок Ь — равным ему отрезком Ь' и доказывают равенство отрезков а' и Ь'.
При решении геометрических задач обычно приходится выполнять различные дополнительные построения. Укажем некоторые из них: проведение прямой, параллельной или перпендикулярной одной из имеющихся на рисунке; удвоение медианы треугольника с последующим достраиванием треугольника до параллелограмма; проведение вспомогательной окружности; проведение радиусов в точки касания двух окружностей или окружности и прямой и т. д.
К геометрическому методу относится и метод геометрических преобразований (симметрия центральная и осевая, параллельный перенос, поворот, гомотетия).
Суть алгебраического метода может состоять в том, что искомая величина находится с помощью уравнения (или системы уравнений), составленного по условию задачи. Естественно, при составлении уравнения используются различные геометрические факты, формулы, теоремы. Например, пропорциональность соответственных элементов в подобных фигурах, формула для опреде- 6
ления косинуса угла треугольника, теорема Пифагора и т. д. Наиболее распространенным путем получения уравнения является выражение какой-либо величины двумя независимыми способами. Такую величину называют опорным элементом, а алгебраический метод в этом случае называют также методом опорного элемента.
В качестве опорного элемента могут быть использованы длина отрезка (или квадрат длины отрезка, или сумма отрезков), площадь фигуры, объем фигуры. Если, в частности, опорным элементом является площадь фигуры, то говорят, что применяется метод площадей. Разумеется, при составлении уравнения могут быть избраны также векторный, или координатный, или векторно-координатный пути. В этом случае говорят о применении соответственно векторного, или координатного, или векторно-координатного методов. В качестве опорного элемента тогда могут быть использованы разложение вектора по неколлинеарным векторам, длина вектора, расстояние между двумя точками.
Отметим еще, что если фигура, о которой идет речь в задаче, задана с точностью лишь до подобия, то для составления уравнения может оказаться целесообразным введение так называемого вспомогательного параметра. Чаще всего в качестве вспомогательного параметра принимают длину какого-нибудь отрезка (или длину вектора, или расстояние между двумя точками). После введения вспомогательного параметра, как обычно, находят выражения опорного элемента двумя независимыми способами. Приравнивая полученные выражения, приходят к уравнению.
При решении некоторых задач оказывается целесообразным для нахождения искомой величины найти сначала некоторую другую величину. Такую величину называют вспомогательной неизвестной. В качестве вспомогательной неизвестной может быть выбрана длина некоторого отрезка, величина какого-то угла и т. д. Вспомогательная неизвестная величина может быть введена также и при составлении системы уравнений.
Разумеется, уравнение может быть составлено не только путем уравнивания двух независимых выражений опорного элемента, а и, например, из соображений подобия или путем использования других зависимостей между элементами геометрических фигур.
К алгебраическому методу следует отнести и так называемый метод прямого счета, называемый также поэтапно-вычислительным методом, который состоит в поэтапном нахождении ряда промежуточных (вспомогательных) величин, с помощью которых находят затем и искомые величины. Естественно, при нахождении промежуточных величин могут быть использованы различные геометрические факты, формулы и теоремы, а также сведения из векторной алгебры, координатные соображения.
Геометрия - Практикум - Практические-Лабораторные занятия
Математика - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Книги и учебники по ГЕОМЕТРИИ для учителей
Автор-учебника - Гусев В.А. , Автор-учебника - Мордкович А.Г., Педагогическое образование, Автор - Литвиненко В.Н., Геометрия - Для преподавателей ВУЗов, техникумов, ПТУ, Геометрия - Для Учителей, Автор - Гусев В.А.