Вопросы тригонометрии и её преподавания (Бескин) 1950 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для педагогических институтов.
Эта книга возникла из главы «Преподавание тригонометрии», входившей в состав моей книги «Методика геометрии» (Москва, 1947). Несмотря на значительное увеличение объема по сравнению с упомянутой главой, эта книга все-таки не содержит детального разбора отдельных уроков, а посвящена главным образом обсуждению принципиальных вопросов, связанных с построением курса Тригонометрии в средней школе. Эти вопросы каждый учитель должен решить для себя прежде, чем он приступит к составлению планов отдельных уроков.
Первые четыре главы изложены более подробно, чем следующие, потому что именно здесь (общий характер школьного курса тригонометрии, определение тригонометрических функций, формулы приведения и формулы сложения) сосредоточены все методические трудности и спорные вопросы преподавания тригонометрии. Всё остальное носит более технический характер и не вызывает столь коренных разногласий.
© Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Москва 1950
Авторство: Бескин Н.М.
Формат: DjVu Размер файла: 2.5 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I
Содержание школьного курса тригонометрии.
§ 1. Критика сложившегося школьного курса тригонометрии 3
§ 2. В каком направлении следует изменить сложившийся школьный курс
тригонометрии 20
ГЛАВА И
Начало курса тригонометрии
§ 1. Нужен ли пропедевтический курс тригонометрии 28
§ 2. С чего начинать курс тригонометрии 31
§ 3. Определение тригонометрических функций 38
§ 4. Тригонометрические тождества 52
ГЛАВА III
Формулы приведения и графики
§ 1. Аппарат тригонометрии 56
§ 2. Формулы приведения 60
§ 3. Графики тригонометрических функций 67
ГЛАВА IV
Формулы сложения и следствия из них
§ 1. Вывод формул сложения 75
§ 2. Следствия из формул сложения 77
§ 3. Тригонометрические таблицы 00
ГЛАВА v
Тригонометрические уравнения
§ 1. Понятие о тригонометрических уравнениях 04
§ 2. Некоторые приёмы для решения тригонометрических уравнений . . 08
ГЛАВА VI
Обратные тригонометрические функции
§ 1. Понятие об обратных тригонометрических функциях 111
§ 2. Формальные свойства обратных тригонометрических функций . . . 120
ГЛАВА VII
Решение треугольников 127
Тригонометрическая таблица 132
Таблица для перевода радианной меры в градусную 138
Скачать бесплатный учебник СССР - Вопросы тригонометрии и её преподавания (Бескин) 1950 года
СКАЧАТЬ DjVu
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА ТРИГОНОМЕТРИИ.
§ 1. Критика сложившегося школьного курса тригонометрии.
Разрыв между школьным курсом тригонометрии и наукой. Ни В ОДНОЙ математической дисциплине нет столь резкого разрыва между школьным курсом и наукой, как в тригонометрии. Школьные курсы алгебры И геометрии, хотя и далеки по своему содержанию от современной науки, но, во всяком случае, не содержат ничего противоречащего ей. Эти курсы содержат элементы науки, и ученик, усвоивший их, может беспрепятственно изучать математику дальше. Школьный же курс тригонометрии, как будет показано в этом параграфе, прививает ученикам антинаучные навыки, приносящие при дальнейшем изучении математики прямой вред. При изучении высшей математики приходится отучаться от многих идей, прививаемых в школьном курсе тригонометрии.
Ниже мы подробно рассмотрим противоречия между школьным курсом тригонометрии и наукой, а пока укажем, что эти противоречия, несмотря на их многообразность, имеют одну общую причину: тригонометрия как наука представляет главу анализа, а в школьном курсе её рассматривает как главу геометрии.
Цели преподавания тригонометрии в школе.
Преподавание математики в средней школе преследует различные цели. Одна из них — подготовка учеников к высшей школе. Эта цель — не единственная и даже не главная. Её роль для различных математических предметов различна. В курсе арифметики эта цель почти совсем стушёвывается, потому что арифметика имеет повседневное применение в практической жизни и необходима каждому человеку сама по себе, независимо от того, на какой ступени он прервёт своё образование. В алгебре и геометрии эта цель имеет несколько больший удельный вес. В курсе же тригонометрии эта цель является первостепенной. Непосредственные применения тригонометрии в практической жизни гораздо более ограничены, чем применения арифметики, алгебры и геометрии. Эти применения сводятся почти исключительно к решению прямоугольных треугольников. Есть также некоторые применения тригонометрии в школьном курсе физики: то же решение прямоугольных
треугольников в школе плюс теория гармонического колебания. Тот широкий курс тригонометрии, который проходится в средней школе, не может быть оправдай только этими примитивными применениями. Одна из важнейших его целей — подготовка к высшей школе. Само собой разумеется, что эта цель нисколько не исключает других целей и не противоречит им. Мы лишь должны не забывать о ней, рассматривая содержание курса тригонометрии. Изучение свойств тригонометрических функций играет также важную общеобразовательную роль, совершенно не зависящую от решения треугольников. Это изучение обогащает сведения учеников о функциях и их свойствах.
Поэтому содержание школьного курса тригонометрии следует обсудить с точки зрения того, даёт ли этот курс необходимую подготовку для изучения высшей математики и для изучения физики в средней школе и содействует ли он расширению кругозора учащихся в области изучения функций. Говоря о высшей математике, мы будем подразумевать потребности студентов втузов. Во-первых, это — самый многочисленный контингент «потребителей» тригонометрии. Во-вторых, если будет доказано, что школьный курс тригонометрии не годится в качестве фундамента даже для курса высшей математики во втузах, то это тем более будет относиться к гораздо более солидному курсу математики, проходимому на математических факультетах университетов и пединститутов.
Существует наука «тригонометрия»?
Часто приходится сталкиваться с возражением: не существует особой науки — тригонометрии. В современной математике тригонометрия никогда не
выделяется в особую науку, равноправную с алгеброй или геометрией. О науке, называющейся «тригонометрия», говорят только в школьном курсе. Всё это верно, и тем не менее, в рамках школьного курса, выделение тригонометрии в особую науку вполне законно. Тригонометрия есть глава математического анализа, изучающая свойства некоторого класса функций и некоторые приложения этих функций. Поскольку курс анализа в средней школе отсутствует, эта глава уже перестаёт быть главой, и её значение вырастает до ранга науки.
Могут ещё сказать, что тригонометрия — не единственный раздел анализа, проходимый в средней школе. Прогрессии, показательная и логарифмическая функции, изучаемые в курсе алгебры, тоже относятся к анализу. Однако нецелесообразно присоединять эти вопросы к тригонометрии. Поскольку в средней школе отсутствуют общие методы исследования функций, теорию тригонометрических функций, с одной стороны, и аналитические элементы в курсе алгебры, с другой стороны, следует рассматривать как обломки анализа, связь между которыми (при тех точках зрения, какие даются в средней школе незаметна. Если бы изучались какие-нибудь общие вопросы, относящиеся к функциям, то эти обломки осознавались бы как части единого целого. При существующем же положении вполне естественно и законно, говоря о школьном курсе, рассматривать тригонометрию как автономную науку.