Skip to main content

Геометрия

Задача деления круга (Школьник) 1961 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Задача деления круга 1961

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР, МОСКВА 1961

Авторство: А. Г. Школьник

Формат: DjVu, Размер файла: 2.34 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Книга А. Г. Школьника, посвящённая вопросу о двучленных уравнениях и делении круга циркулем и линейкой, представляет собой написанную очень доступно и вместе с тем на безукоризненном научном уровне монографию по одному из вопросов, наиболее интересных и поучительных во всей истории математики. Издание этой монографии имеет поэтому значительную ценность прежде всего для библиотеки учителя, а затем и для студенчества и всех интересующихся математикой и развитием её идей.

Действительный член АПН проф. А. Хинчин.

9/Х-1947 г.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать учебник СССР - Задача деления круга 1961 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Вопрос о возможности деления окружности циркулем и линейкой на равные части (или о возможности построения правильных многоугольников), с которым мы встречаемся в курсе элементарной геометрии, не получает там своего разрешения, так как требует более глубоких средств исследования. Полное решение этой задачи давалось до сих пор на основе теории Галуа и потому оставалось в значительной мере недоступным преподавателям средней школы, не владеющим этой теорией. Настоящая работа ставит своей целью дать вполне строгое изложение названного выше вопроса более элементарными средствами, без применения теории групп.

§ 1. ВВЕДЕНИЕ

1. Решение уравнений вида хп — а = О, называемых двучленными, находится в тесной связи с геометрической задачей построения правильных многоугольников, или, что то же, с задачей деления окружности на равные части. Из элементарной геометрии известно, как, пользуясь циркулем и линейкой, построить вписанные в окружность квадрат и правильные шестиугольник, треугольник, десятиугольник, пятиугольник и пятнадцатиугольник. Известно, далее, как удвоить число сторон правильного многоугольника, пользуясь теми же средствами построения. Таким образом, оказывается возможным делить окружность на 2ky 32, 5 -2ky 15 • 2k частей. Возникает вопрос, на сколько же равных частей вообще возможно разделить окружность при помощи циркуля и линейки. Можно ли, например, разделить окружность на 7, 9 и т. д. частей?

Задача деления окружности, известная ещё в древности, получила своё полное разрешение, однако, лишь в новое время. Решение её выпало на долю юного Гаусса, выяснившего условия, от которых зависит возможность построения правильных многоугольников циркулем и линейкой, доказавшего (1796 г.) возможность построения правильного семнадцатиугольника и давшего общий метод и почти исчерпывающее решение всей проблемы.

2. Решение двучленного уравнения хп — а = 0(а0) равносильно извлечению корня n-й степени из числа а:

х = уг а. Последняя задача допускает, как известно, следующее решение. (...)

Таким образом, зная bo — значение одного корня п-й степени из числа а, лш можем получить все остальные корни умножением на все значения корня п-й степени из. единицы.

Формулы (1) и (3) могут быть записаны в более компактной форме, если прибегнуть к показательной форме комплексного числа

(такую форму для комплексного числа мы получим, использовав известную формулу Эйлера, связывающую показательную функцию с тригонометрическими:

Если воспользоваться геометрическим изображением комплексных чисел как точек плоскости, то сразу становится ясной тесная зависимость, существующая между извлечением корня /1-й степени и, следовательно, решением двучленного уравнения, с одной стороны, и делением окружности на п частей, или построением правильного многоугольника, — с другой.

В самом деле, формулы (2) показывают, что все п корней имеют одинаковый модуль р = jf г и, следовательно, располагаются на окружности с центром в начале координат и радиусом, равным р.

Из рассмотрения же аргументов видно, что каждый из них отличается от следующего на — ; это и показывает,

что точки, изображающие корни n-й степени, делят окружность на п равных частей, что они располагаются в вершинах правильного п-угольника .(см. черт. 1 и 2).

3. Итак, извлечение корня, или решение двучленного уравнения, эквивалентно геометрической задаче деления окружности, или построения правильного многоугольника. Нашей целью является исследование условий, при кото-, рых эта задача на построение разрешима с помощью циркуля и линейки. Иными словами, нужно установить, в каких случаях корни двучленного уравнения могут быть построены при помощи циркуля и линейки. Но как решается вопрос о возможности построения циркулем и линейкой корней любого уравнения вообще?

Из элементарной геометрии известно, как (с помощью циркуля и линейки) строить сумму или разность данных отрезков а + b или а — Ь, произведение отрезка на целое число т а, четвертую пропорциональную и среднее геометрическое Yab. Следовательно (полагая в выражении ~ о = 1 к с — Ь, ав выражении у ab b = 1),

мы видим, что можем построить отрезки:

a+b, ab, Vа- (8)

Отсюда вытекает, что при помощи циркуля и линейки можно построить любую функцию данных величин (отрезков), если для её получения приходится совершать конечное число раз следующие пять операций: сложение, вычитание, умноокение, деление и извлечение квадратного корня.

В частности, следовательно, можно построить корни квадратного уравнения ах2 + Ъх + с — 0:

так как для получения их из данных величин а, Ь, с над ними не приходится производить никаких иных действий, кроме указанных выше операций: уравнение ах2 + Ъх + + с = 0 разрешимо в квадратных радикалах.

Предположим обратно, что некоторая величина (отрезок) — пусть это будет корень какого-либо уравнения — может быть построена с помощью циркуля и линейки. Всякое построение циркулем и линейкой разбивается на ряд элементарных построений, которые заключаются в нахождении точек пересечения либо двух прямых, либо прямой и окружности, либо двух окружностей. Аналитически.для нахождения координат искомых точек приходится решать систему двух уравнений: в случае двух прямых — это два уравнения I степени; в случае прямой и окружности — одно уравнение I степени и одно уравнение II степени; в случае двух окружностей — два уравнения II степени. Во всех случаях системы разрешимы в квадратных радикалах (или даже без их помощи). Это очевидно в первом и во втором случаях. В последнем случае приходится решать систему уравнений:

Открывая скобки и вычитая одно уравнение из другого, мы получим уравнение I степени:

Определяем из него х или у, подставляем в одно из исходных уравнений, и дальнейшее сводится к решению квадратного уравнения. Итак, координаты искомых точек будут выражаться при помощи квадратных радикалов. Искомая величина (отрезок) найдётся как расстояние между этими точками. Но формула аналитической геометрии d = V{x2 — хх)2 + (уг — ух)2, дающая расстояние между двумя точками по их координатам, не содержит никаких других иррациональностей, кроме квадратного радикала; поэтому не будет их содержать и искомое выражение для данной величины. Таким образом, если некоторая величина может быть построена циркулем и линейкой, то она выражается (через данные величины) в квадратных радикалах. Итак, окончательно мы можем сделать следующее заключение:

Для того чтобы корни уравнения f(x) = 0 могли быть построены с помощью циркуля и линейки у необходимо и достаточно, чтобы уравнение это разрешалось в квадратных радикалах

Мы видим, таким образом, что поставленная нами задача деления окружности, или построения правильного многоугольника, циркулем и линейкой сводится к вопросу о разрешении двучленного уравнения в квадратных радикалах.

4. Возможность разрешения двучленного уравнения в квадратных радикалах будет зависеть, как мы увидим, от свойств целого числа п — степени двучленного уравнения. При установлении этой зависимости нам придётся опираться как на некоторые свойства целых чисел, так и на некоторые свойства целых рациональных функций (многочленов, или полиномов). Простейшие из них, чтобы к этому в дальнейшем не возвращаться, мы здесь напомним. Причём, так как многочлены (целые рациональные функции) ведут себя во многих отношениях как целые числа, то мы, чтобы проследить эту аналогию, изложим свойства тех и других параллельно. На доказательстве в большинстве случаев останавливаться не будем.

МАТЕМАТИКА КРУГА

БОЛЬШЕ НЕТ

Математика - ГЕОМЕТРИЯ ФИГУР

БОЛЬШЕ НЕТ

Книги и учебники по ГЕОМЕТРИИ для учителей

БОЛЬШЕ НЕТ

Геометрия - Внеклассные - Дополнительные занятия

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор-учебника - Школьник А.Г., ★ВСЕ➙Задачи - Решения - Упражнения, Геометрия - Внеклассные - Дополнительные занятия, Геометрия - Для Учителей, Геометрия - Задачи - Решения - Упражнения, Геометрия круга, Геометрия фигур

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ГЕОМЕТРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ГЕОМЕТРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ГЕОМЕТРИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ГЕОМЕТРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика