Skip to main content

Геометрия

Задачи по стереометрии (Прасолов, Шарыгин) 1989 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Задачи по стереометрии (Прасолов, Шарыгин) 1989

Назначение: Для школьников, преподавателей, студентов педагогических институтов. 

Содержит около 560 задач, снабженных подробными решениями, и 60 задач для самостоятельной работы. Большинство задач по своей тематике близки к школьной программе. Задачи разбиты на циклы, связанные общей идеей решения. Внутри каждого цикла задачи расположены в порядке возрастания трудности. Такое разбиение поможет читателю ориентироваться в наборе задач и даст ему возможность разобраться непосредственно в заинтересовавшей его теме, не читая подряд всю книгу.

© "НАУКА" ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА 1989

Авторство: Виктор Васильевич Прасолов, Игорь Федорович Шарыгин

Формат: DjVu Размер файла: 4.69 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 7

Знакомство со стереометрией

Решения 11

Глава 1. Прямые и плоскости в пространстве 18

§ 1. Углы и расстояния между скрещивающимися прямыми 18

§ 2. Углы между прямыми и плоскостями 18

§ 3. Прямые, образующие равные углы с прямыми и плоскостями 19

§ 4. Скрещивающиеся прямые 20

§ 5. Теорема Пифагора в пространстве 20

§ 6. Метод координат 21

Задачи для самостоятельного решения 21

Решения 22

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Глава 2. Проекции, сечения, развертки 31

§ 1. Вспомогательные проекции 31

§ 2. Теорема о трех перпендикулярах 32

§ 3. Площадь проекции многоугольника 32

§ 4. Задачи о проекциях 33

§ 5. Сечения 33

§ 6. Развертки 34

Задачи для самостоятельного решения 34

Решения 35

Глава 3. Объем 45

§ 1. Формулы для объема тетраэдра и пирамиды 45

§ 2. Формулы для объема многогранников и круглых тел 45

§ 3. Свойства объема 46

§ 4. Вычисление объема 47

§ 5. Вспомогательный объем 49

Задачи для самостоятельного решения 50

Решения 51

Глава 4. Сферы 62

§ 1. Длина общей касательной 62

§ 2. Касательные к сферам 62

§ 3. Дно пересекающиеся окружности лежат аа одной сфере 63

§ 4. Разные задачи 64

§ 5. Площадь сферической полоски и объем шарового сегмента 64

§ 6. Радикально плоскость

§ 7. Сферическая геометрия в телесные углы 67

Задачи для самостоятельного решения 68

Решения 69

Глава 5. Трехгранные п многогранные углы. Теоремы Чевы и Мсиелая для трехгранных углов

§ 1. Полярный трехгранный угол 62

§ 2. Неравенства с трехгранными углами

§ 3. Теоремы синусов и косинусов

§ 4. Разные задачи 63

§ 5. Многогранные углы. 64

§ 6. Теоремы Чевы и Мепелая для трехкратных углов 84

Задачи для самостоятельного решения 87

Решения 83

Глава 6. Тетраэдр, пирамида и призма 160

§ 1. Свойства тетраэдра 100

§ 2. Тетраэдры, обладающие специальными свойствами 101

§ 3. Прямоугольный тетраэдр 162

§ 4. Равнорапный тетраэдр

§ Б. Ортоцентрическим тетраэдр

§ 6. Достраивание тетраэдра

§ 7. Пирамида и призма

Задачи для самостоятельного решения

Решения

Глава 7. Геометрические преобразования и векторы 131

§ 1. Скалярное произведение. Соотношения 131

§ 2. Скалярное произведение. Неравенства 132

§ 3. Липидные зависимости векторов 132

§ 4. Разные задачи 133

§ 5. Векторное произведение 133

§ 6. Симметрия 135

§ 7. Гомотетия 136

§ 8. Поворот. Композиции преобразований 137

§ 9. Отражение лучей света 139

Задачи для самостоятельного решения 139

Решения 140

Глава 8. Выпуклые многогранники и пространственные многоугольники 155

§ 1. Равные задачи 155

§ 2. Признаки невписанности и неописанности многогранников 155

§ 3. Формула Эйлера 15В

§ 4. Обходы многогранников 157

§ 5. Пространственные многоугольники 158

Решения 159

Глава 9. Правильные многогранники 174

§ 1. Основные свойства правильных многогранников 174

§ 2. Взаимосвязи между правильными многогранниками 176

§ 3. Проекции и сечения правильных многогранников 177

§ 4. Самосовмещения правильных многогранников 177

§ 5. Различные определения правильных многогранников 178

Решения 179

Глава 10. Геометрические неравенства 190

§ 1. Длины, периметры 190

§ 2. Углы 191

§ 3. Площади 192

§ 4. Объемы 192

§ 5. Разные задачи 193

Задачи для самостоятельного решения 194

Решения 194

Глава 11. Задачи на максимум п минимум 207

§ 1. Отрезок с концами па скрещивающихся прямых 207

§ 2. Площадь п объем 207

§ 3. Расстояния 208

§ 4. Разные задачи 209

Задачи для самостоятельного решения 209

Решения 210

Глава 12. Построения и геометрические места точек 219

§ 1. Скрещивающиеся прямые 219

§ 2. Сфера и трехгранный угол 220

§ 3. Разные 220

§ 4. Построения на изображениях 221

§ 5. Построения, связанные с пространственными фигурами 222

Решения 222

Глава 13. Некоторые методы решения задач 231

§ 1. Принцип крайнего 231

§ 2. Принцип Дирихло 231

§ 3. Быход в пространство 232

Решения 235

Глава 14. Центр маес. Момент инерции. Барицентрические координаты 244

§ 1. Центр масс и его основные свойства 244

§ 2. Момент ннерции 245

§ 3. Барицентрические координаты 256

Решения 247

Глава 15. Разные задачи 254

§ 1. Примеры и контрпримеры 254

§ 2. Целочисленные решетки 255

§ 3. Разрезания. Разбиения. Раскраски 254

§ 4. За дач и од п почки 257

Решения 257

Глава 16. Инверсии и стереографическая проекция 271

§ 1. Свойства инверсии 271

§ 2. Сделаем инверсию 272

§ 3. Наборы касающихся сфер 272

§ 4. Стереографическая проекция 273

Решения 274

Приложение. Задачи для самостоятельного решения 282

Список рекомендуемой литературы 286

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Задачи по стереометрии (Прасолов, Шарыгин) 1989 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ

Недавно изданная книга И. Ф. Шарыгина «Задачи по геометрии. Стереометрия)) (М.: Наука, 1984) наряду с задачами письменных конкурсных экзаменов содержит много интересных задач повышенной трудности, как известных, так и оригинальных, авторских, но задачи в ней почти не систематизированы. Дело в том, что усилиями как профессиональных математиков, так и просто любителей математики в области стереометрии был накоплен богатый и интересный материал, и поэтому сначала нужно было собрать теоремы и задачи, изучить и сравнить их различные доказательства, т. е. провести предварительную обработку всего этого материала, а уже потом привести его к более стройному и завершенному виду. В нашей книге мы и постарались справиться со второй задачей. Разумеется, при этом мы опирались на первый этап работы, и все наиболее интересные задачи из указанной книги в нашу книгу вошли (с переработанными решениями); они составляют примерно половину ее.

Книга содержит около 560 задач, снабженных решениями, п около 60 задач для самостоятельного решения. По сравнению с указанной книгой И. Ф. Шарыгина включено несколько новых тем: центр масс, правильные многогранники, инверсия, принцип Дирихле, раз резания, целочисленные решетки и т. д. Для удобства пользования принята подробная рубрикация; задаче разделены на 16 глав, а каждая глава на 5—6 параграфов.

Особый интерес представляет вводная часть — «Знакомство со стереометрией». В ней собраны задачи не требующие фактически никаких знаний по стереометрии, но для решения которых нужно обладать пространственным воображением.

При решении некоторых задач используются планиметрические факты; мы сочли излишним повторять пх известные доказательства. В таких случаях указывается, где вти доказательства можно прочитать. Ссылки даются на две книги, изданные недавно и достаточно большим тиражом: Прасолов В. В. Задачи по планиметрии, чч. I, П.— М.: Наука, 1986 (в ссылках — Прасолов и номер соответствующей задачи) и Ш а р ы г и и И. Ф. Задачи по геометрии. Планиметрия.— Изд. 2-е.— М.: Наука, 1986 (в ссылках — Шарыгин; римская цифра указывает номер раздела, арабская — номер задачи). См., например, с. 37.

Значительную часть книги составляют задачи повышенной трудности, причем некоторые из них требуют предварительного знакомства с основными понятиями и теоремами стереометрии. Поэтому начинающим изучать стереометрию рекомендуются в первую очередь следующие задачи:

1.1, 1.7, 1.8, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.17, 1.18, 1.19, 1.21, 1.22;

2.1, 2.9, 2.10, 2.11, 2.13, 2.14, 2.18, 2.26;

3.1, 3.2, 3.3, 3.7, 3.10, 3.32;

4.1, 4.2, 4.3, 4.12, 4.41;

5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.11, 5.16;

6.1, 6.2, 6.3, 6.18, 6.19, 6.54;

7.1, 7.12, 7.31, 7.33, 7.34, 7.52;

10.13, 10.22, 10.23, 10.32, 10.35;

11.1, 11.10, 11.17, 11.18;

12.20, 12.21, 12.22, 12.23, 12.25, 12.26;

15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.5, 15.26.

ЗНАКОМСТВО СО СТЕРЕОМЕТРИЕЙ

1. Сложите 6 спичек так, чтобы образовалось 4 правильных треугольника со стороной, равной длине спички.

2. Предложите практический способ непосредственного измерения диагонали кирпича (без каких-либо вычислений).

3. Можно ли изготовить звезду, изображенную на рис. 1?

4. Решая задачу, ученик изобразил тетраэдр, в котором проведено сечение (рис. 2). Правилен ли его чертеж?

5. На рис. 3, а и б изображены проекции двух многогранников, точнее говоря, их вид сверху. (Никаких невидимых ребер нет.) Возможны ли такие многогранники?

6. Какую форму должна иметь пробка, чтобы ею можно было заткнуть отверстия трех видов: треугольное, квадратное и круглое?

7. Можно ли в плоскости прорезать тонкое отверстие, не разбивающее ее на части, сквозь которое можно продеть каркас: а) куба; б) тетраэдра? (Ребра каркаса считаются сколь угодно тонкими.)

8. Можно ли четырьмя свинцовыми шарами закрыть точечный источник света? (Источник считается закрытым, если любой луч, выходящий из него, пересекает хотя бы один из шаров.)

9. Вырежьте из прямоугольного листа бумаги фигуру, изображенную на рис. 4. (Клеем пользоваться нельзя.)

10. Можно ли сложить 6 карандашей так, чтобы любые два из них соприкасались? Тот же вопрос для 7 карандашей.

11. Человек прошел километр на север, затем километр на запад и километр на юг. Мог ли он при этом вернуться в исходное положение?

12. Из 7 одинаковых кубиков склеен «крест» следующим образом: к каждой из 6 граней одного из кубиков

приклеено но кубику (склейка происходит по граням). Можно ли такими «крестами» заполнить без просветов все пространство?

13. а) Вершины М и N куба с ребром «симметричны относительно центра куба. Найдите длину кратчайшего пути, идущего пз М в N по поверхности куба.

б) Коробка имеет форму прямоугольного параллелепипеда размером 30 X 12x12. Точка А находится на грани 12x12, причем она удалена па расстояние 1 от одной стороны этой грани и равноудалена от двух других параллельных сторон. Какова длина кратчайшего пути по поверхности коробки из точки А в точку, симметричную ей относительно центра параллелепипеда?

14. Можно ли единичный кубик завернуть в платок размером 3x3?

15. а) Докажите, что поверхность куба можно разрезать так, что, развернув ее, получим фигуру, изображенную на рис. 5, а.

б) Та же задача для фигуры, изображенной на рис. 5, б.

16. Докажите, что из прямоугольного листа бумаги можно склеить бесконечно много различных тетраэдров (склейка производится только по краям, без наложений).

17. а) Можно ли соединить 3 резиновых кольца так, чтобы их нельзя было расцепить, но после разрезания любого из них они расцеплялись бы?

б) Тот же вопрос для 10 колец.

Решения

1. Спички нужно сложить в виде правильного тетраэдра.

2. Можно, например, сложить три кирпича так, как показано на рис. 6, и измерить расстояние между отмеченными точками.

3. Нет, такую звезду изготовить нельзя. Обозначим вершины звезды так, как показано на рис. 7. Рассмотрим плоскость

AXASA&. Звено АЬА3 показывает, что точка Л2 лежит «выше» этой плоскости; звено А,АЛ показывает, что точка Л4 лежит «ниже» ее. А вот звено АгА показывает, что, наоборот, Л 2 лежит «ниже», а А 4 «выше».

Изображенная звезда представляет собой один из примеров так называемых «невозможных объектов». Подобного рода объекты и kohcthvkhhh не так старых русских мастеров иконописцев. Очень много «невозможных объектов» изобрел известный голландский художник Эшер (1898—1972), творчество которого любят многие математики и физики.

4. Заштрихованный на рис. 2 четырехугольник не может быть плоским. В самом деле, продолжения противоположных сторон сечения, изображенных сплошной линией, пересекают продолжения переднего ребра тетраэдра в двух различных точках. Этого не может быть, так как плоскость и прямая, в ней не лежащая, имеют не более одной общей точки.

5. Изображенные многогранники невозможны. Обозначим iia рис. 3, а вершины внешнего четырехугольника (квадрата), начиная с правой нижней, против часовой стрелки через А, В, С и D, а вершины внутреннего четырехугольника через А (, Вх, Сх и Dx соответственно. Рассматривая сечения, параллельные плоскости ABCD, убедимся, что Вх отстоит от плоскости ABCD дальше, чем Ах, Сх — дальше, чем Вх, ?, — дальше, чем Сх, Ах — дальше, чем D,. Это невозможно.

Введем на рис- 3, б такие же обозначения, как и на рис. 3, а. Как и в предыдущем случае, легко убедиться, что точки Ах и С± менее удалены от плоскости A BCD, чем точки Вл и Dx. Следовательно, любая точка отрезка AxCt менее удалена от плоскости ABCD, чем любая точка отрезка BXDX, а значит, эти отрезки не пересекаются. Поэтому точка Ах, Вх, Сх и Dx не могут лежать в одной плоскости.

6. Задача имеет бесконечно много решений. Условию задачи удовлетворяет, например, пробка, изображенная на рис. 8, а (кусок цилиндра с квадратным сечением обрезан в виде клина). С другой стороны, формально возможна даже фигура, изображенная на рис. 8, б (круг, квадрат и треугольник, расположенные так, как показано на атом рисунке).

7. а) Процесс протаскивания каркаса куба сквозь отверстие в виде буквы Н изображен на рис. 9, а. Сначала подводим одно ребро куба к перекладине и двигаем куб до тех нор, пока сквозь перекладину не пройдет второе ребро. Затем сдвигаем куб так, чтобы к перекладине переместилась другая пара «вертикальных» ребер. Дальнейший процесс аналогичен предыдущему.

б) Процесс протаскивания каркаса тетраэдра сквозь отверстие в виде буквы Т изображен на рис. 9, б. Расположим тетраэдр так, чтобы одна его грань была параллельна данной плоскости, а его противоположная вершина была обращена к плоскости. Подведем эту вершину к разрезу и начнем проталкивать тетраэдр так, чтобы два его ребра двигались по горизонтальной «перекладине» буквы Т, а одно — по ее вертикальной «стойке». Когда к «перекладине» подойдет ребро грани, параллельной плоскости, повернем слегка тетраэдр вокруг этого ребра. Оставшаяся часть тетраэдра проталкивается сквозь отверстие очевидным образом.

8. Можно. Пусть источник света находится в центре О правильного тетраэдра ABCD. Рассмотрим трехгранный угол, образованный лучами О А, ОВ и ОС. Построим шар, пересекающий лучи О А, ОВ и ОС н не содержащий точки О. Такой шар, как легко видеть, существует: можно, например, взять шар, касающийся лучей ОА, ОВ и ОС, и слегка его увеличить (или приблизить к О). Этот шар, очевидно, закроет весь трехгранный угол ОАВС. Другим шаром закроем угол OABD. Если второй шар пересекается с первым, то, отодвигая его центр по лучу ОР, где Р — петр второго шара, и соответственно увеличивая его радиус, всегда можно добиться того, чтобы второй тар не пересекался с первым. Затем точно так же построим шар, закрывающий трехгранный угол О A CD и не пересекающийся с двумя первыми шарами, и шар, закрывающий трехгранный угол OBCD.

Еслп потребовать, чтобы все шары были одинакового радиуса, то наименьшее число шаров, закрывающих источник спета, равно 6. Доказательство этого факта достаточно сложно. Попробуйте, однако, самостоятельно найти нужную конструкцию из 6 равных шаров.

9- Требуемая выкройка изображена на рис. 10. Ее нужно взять в руки, дерзка левой рукой левый край, а правой — правый, и повернуть правый край на 180° па себя. Дальнейшее очевидно.

10. На рис. 11, а показано, как сложить три карандаша. Сверху на них можно положить еще три карандаша, сложенных аналогичным образом (рис. 11, б) при этом карандаши можно сложить так, чтобы диаметр вписанной окружности треугольника, образованного точками касания трех нижних (и трех верхних) карандашей, был равен диаметру карандаша. Тогда в образовавшийся между ними зазор можно вставить седьмой карандаш.

Если d — диаметр карандаша, I — его длина, то сложить 7 карандашей указанным способом можно, лишь если dll к, где к — некоторое число. Найдите самостоятельно наименьшее такое к. (Для обычных неочищенных карандашей требуемое соотношение выполняется.)

11. Да, мог. Предположим, что человек вышел из точки А и, пройдя по меридиану 1 км па север, оказался в точке В. Пройдя 1 км по параллели, он может снова оказаться в точке В, если обойдет одни или несколько раз вокруг Северного полюса.

Для этого длина параллели, на которой лежит точка В, должна быть равна 1/га км.

12. Можно. Разобьем пространство на слои толщиной 1, а слои разобьем на единичные кубики. В нечетных слоях поместим центры крестов в клетках, отмеченных цифрой 1, а в четных слоях — в клетках, отмеченных цифрой 2 (см. рис. 12).

13. а) Любой путь, идущий по поверхности куба, можно развернуть на плоскость. На рис. 13, а изображены развертки шести кратчайших путей, идущих из М в N; длина каждого из них равна УЪа.

б) Как и в задаче а), достаточно выбрать наименьший га отрезков АВ, AC, AD и АЕ (рис. 13, б). Ясно, что АВ2 — 422 = *= 1764, АС2 = 372+172 = 1658, AD2 = 322+ 242 = 1600 п AF. A D. Кратчайший путь A D имеет длину 40.

Изобразите самостоятельно этот путь на параллелепипеде.

14. Можно. Из квадрата со стороной 21/2 можно вырезать фигуру, в которую можно завернуть единичный кубик (па рис. 14 эта фигура заштрихована). Ясно также, что ....

15. Вырежьте эти фигуры из бумаги. Свернуть из них поверхность куба вы сможете без затруднений (сгибать их нужно по диагоналям квадратиков).

16. Склеим из прямоугольника цилиндр и выделим на его верхнем и нижнем основании два диаметра. Если угол между этими диаметрами не слишком велТик, то «сплющив» основания по этим диаметрам, получим тетраэдр. Изменяя угол между диаметрами, будем получать разные тетраэдры

17. Можно. На рис. 15 показано, как сцепить 5 колец. Аналогичным образом можно сцепить любое количество колец.

Геометрия - ЗАДАЧИ - РЕШЕНИЯ - УПРАЖНЕНИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

Математика - Планиметрия-Стереометрия-Тригонометрия

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙Задачи - Решения - Упражнения, Педагогическое образование, Геометрия - Планиметрия-Стереометрия-Тригонометрия, Задачники и решебники, Автор - Шарыгин И.Ф., Все - Для учащихся старших классов, Автор - Прасолов В.В., Геометрия - Задачи - Решения - Упражнения, Геометрия - Для учащихся старших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ГЕОМЕТРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ГЕОМЕТРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ГЕОМЕТРИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ГЕОМЕТРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика