Живая геометрия - теория и задачи с 245 чертежами (Перельман) 1930 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: «Живая геометрия» 1930 года издания — это инновационный учебник того времени для учащихся 5–7 классов трудовой школы, созданный выдающимся популяризатором науки Я. И. Перельманом. Книга построена по концентрическому принципу, где материал разделён на два уровня сложности: первый требует только знания арифметики, второй опирается на алгебру. Особенность издания в его практической направленности — автор включил только те 60 теорем, которые имеют реальное применение в жизни. Учебник охватывает весь базовый курс геометрии: от простейших измерений и построений до основ тригонометрии, включая работу с геометрическими инструментами на местности. Важной особенностью является логическое обоснование всех положений с первых страниц, что способствует системному пониманию предмета.
© УНИВЕРСАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО „УНИЗДАТ" ХАРЬКОВ — 1930 г. — КИЕВ.
Авторство: Я. И. Перельман
Формат: PDF Размер файла: 9.4 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие . 3
Советы занимающимся 5
Правила действий с приближенными числами.
ПЕРВЫЙ КОНЦЕНТР.
I. Прямая линия и ее измерение, § 1. Прямая линия 9
- 2. Масштаб » 11
- 3. Диаграммы. 12
II. Углы. Первые сведения об окружности. Параллельные прямые. § 4. Углы и их обозначения. 14
- 5. Сравнение углов. Сложение и вычитание углов 15
- 6. Развернутый угол. 15
- 7. Смежные углы . 16
- 8. Свойство смежных углов. 18
- 9. Противоположные углы 19
- 10. Окружность .19
- 11. Пересечение окружности с прямою и с окружностью 20
- 12. Измерение углов 21
- 13, Параллельные прямые. Углы при них 23
- 14 Углы с параллельными сторонами 25
III. Первые сведения о треугольниках. Параллелограммы. § 15 Сумма углов треугольника 26
- 16. Следствия предыдущего § 27
- 17. Как построить треугольник по трем сторонам 29
- 18. Как построить угол, равный данному. 31
- 19. Как разделить угол пополам 32
- 20. Как построить треугольник по двум сторонам и углу между ними 33
- 21. Как разделить отрезок пополам 34
- 22. Как построить треугольник по стороне и двум углам . 35
- 23 Параллелограммы 36
IV Измерение площадей. § 24 Квадратные меры. Палетка 38
$ 25. Площадь прямоугольника 39
- 26. Площадь треугольника 41
- 27. Площадь параллелограмма 43
- 28. Площадь трапеции 43
- 29. Площадь многоугольника и неправильных фигур 44
V. Поверхность и объем некоторых тел.
- 30. Куб . 45
- 31. Прямоугольный параллелепипед. 46
- 32 Призмы . 48
- 33. Объем и вес. 50
Таблица удельных весов. 50
VI. Круглые фигуры. § 34. Длина окружности. , . 52
- 35 Площадь круга 54
- 36. Цилиндр . . 55
- 37. Литр 57
VII. Занятия на открытом воздухе. § 38. Мерный шнур и работа с ним 57
- 39^ Расстановка вех 59
- 40. Эккер и его употребление. 60
- 41. Съемка плана небольшого участка 62
- 42. Измерение площади участка . 64
- 43. Маршрутная съемка . 65
- 44. План речки. *. 67
- 45. Измерение ширины речки 67
- 46. Измерение расхода воды в речке. 68
- 47. Нивелирование 70
ВТОРОЙ КОНЦЕНТР.
VIII. Дополнительные сведения о треугольниках.
- 48. Равнобедренный треугольник 72
- 49. Угол, опирающийся на диаметр. 74
- 50. Прямоугольный треугольник 74
- 51. Равносторонний треугольник. 75
- 52. Катет против угла в 30°. 76
- 53. Неравные стороны и углы 75
- 54. Перпендикуляр, наклонная, проекция. 78
- 55. Следствие предыдущего §. 78
- 56. Средняя линия треугольника. 79
- 57. Деление отрезка на равные части 80
- 58. Средняя линия трапеции. 82
IX. Многоугольники.
- 59. Сумма углов многоугольника. 83
- 60. Правильные многоугольники. 84
X. Дополнительные сведения об окружностях. § 61. Разыскание центра. Хорды. 84
- 62. Касательные и их построения 85
- 63. Площадь частей круга 89
XI. Подобие фигур.
- 64. Подобие многоугольников 90
- 65. Подобие треугольников 91
- 66. Построение четвертой пропорциональной 95
- 67. Поперечный масштаб. 95
- 68. Пантограф . 97
- 69. Площади подобных треугольников 97
- 70. Площади всяких подобных фигур . 98
XII. Теорема Пифагора и ее приложения.
- 71. Соотношение между сторонами прямоугольного треугольника 99
- 72. Другие соотношения в прямоугольном треугольнике . 109
- 73. Соотношения между отрезками перпендикулярных хорд 101
- 74. Длина касательной 103
XII. Вписанные и описанные фигуры. § 75 Определения 104
- 76. Как описать окружность около данного треугольника . 104
- 77. Как вписать круг в данный треугольник. 105
- 78. Вписанный и описанный квадраты 105
- 79. Вписанный правильный шестиугольник 107
- 80. Вписанный равносторонний треугольник 107
- 81. Круг, вписанный в правильный многоугольник 108
- 82. Круг около правильного многоугольника 108
- 83. Площадь правильного многоугольника 119
XIV. Начальные сведения из тригонометрии.
- 84. Конусность. Тангенс и котангенс острого угла. 119
- 85. Таблица тангенсов и котангенсов 114
- 86. Синус и косинус острого угла. 116
- 87. Таблица синусов и косинусов 117
XV. Дополнительные сведения о телах.
- 88. Пирамида. Ее боковая поверхность и объем 129
- 89. Конус. Его боковая поверхность и объем. 122
- 90. Шар, его объем и поверхность. 123
- 91. Поверхность подобных тел 127
- 92. Объем подобных тел 127
Тригонометрические таблицы 129
Скачать бесплатный учебник СССР - Живая геометрия - теория и задачи с 245 чертежами (Перельман) 1930 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Изложение представляет некоторые особенности, облегчающие усвоение предмета:
1) Материалу придано концентрическое расположение. Это значит, что в первой части книги излагается краткий, но по-своему законченный круг наиболее существенных сведений (первый концентр), который во второй части дополняется и углубляется новыми, составляющими в совокупности второй концентр предмета. Для усвоения первого концентра почти достаточно знания арифметики; второй концентр требует знания алгебры.
2) Небольшой объем этой книги объясняется тем, что число излагаемых в ней геометрических фактов доведено до минимума: включались только те положения, которые имеют более или менее широкое применение на практике или же необходимы для обоснования других, практически применимых положений. Все бесполезные в указанном смысле положения, по традиции фигурирующие в курсах геометрии, в этой книге отсутствуют. Учащийся должен усвоить сравнительно небольшое число геометрических фактов*, но зато должен уметь уверенно распоряжаться ими для решения практических задач и для самостоятельного вывода новых соотношений, если они ему понадобятся. Никакое обилие знаний не может заменить умения ими пользоваться.
3) Благодаря указанным особенностям, а также некоторым дидактическим приемам (например, предварительным упражнениям), прохождение предмета для начинающего облегчается настолько, что представляется возможным с первых же страниц
* В предлагаемом курсе всего 60 теорем.
логически обосновывать почти все его положения. Доказательства нужны в курсе геометрии не столько для того, чтобы оправдать ее положения, сколько для того, чтобы придать им внутреннюю связанность и систематическую упорядоченность; без этого невозможно ни твердо удерживать их в памяти, ни безошибочно применять их к разрешению практических задач. Предлагаемые доказательства в общем не труднее для усвоения, чем те их суррогаты, к которым приходится прибегать, чтобы обойтись без доказательств.
Советы занимающимся.
Работу по этой книге надо начинать, конечно, с внимательного чтения ее текста. Читать необходимо с карандашом в руке, чтобы самому зачерчивать на бумаге все относящиеся к тексту чертежи. Точно так же нужно отмечать у себя на бумаге все то, что в книге выражено математическими обозначениями, и на бумаге же проделывать выкладки и преобразования как бы под диктовку книги. Читая так, вы прежде всего лучше уясните себе смысл читаемого, — а только хорошо поняв мысль, можно ее твердо запомнить. Кроме того, запоминание облегчается, когда в чтении участвуют не только глаза (зрительная память), но и мускулы (двигательная память). При чтении старайтесь дословно запоминать лишь определения и основные положения. Объяснения же и доказательства затверживать наизусть нет надобности: достаточно уловить ход мыслей, их порядок и взаимную связь.
Прочтя параграф раза два, постарайтесь, не глядя на текст, ответить на относящиеся к нему „повторительные вопросы", воспроизводя также на память и соответствующие чертежи. Заботьтесь при этом, чтобы не только помнить содержание параграфа, но и излагать усвоенное ясно, четко, с правильным употреблением терминов. Если это достигнуто, можно читать дальше; если нет, — приходится восполнять пробелы по книге и снова пытаться повторить прочитанное. Только хорошо поняв и усвоив один отдел, можно переходить к дальнейшим. Не спешите чрезмерно с прохождением курса, торопясь забежать вперед, чтобы скорее покончить с предметом. Поспешность только замедлит его усвоение. И еще совет: подвигаясь вперед, почаще заглядывайте в пройденное. Каждый раз, когда почувствуете, что какое-нибудь место из ранее пройденного потускнело в вашей памяти, не ленитесь разыскать соответствующую страницу книги и освежить забытое. Работая над учебной книгой, надо перелистывать ее назад больше, чем вперед, — в этом залог прочного усвоения. Будьте уверены, что, продвигаясь медленно, не спеша, вы достигнете твердого овладения предметом гораздо вернее и быстрее.
Еще одно важное замечание. В геометрии, как и во всех математических науках, можно немного знать, зато необходимо много уметь. Эта книга содержит менее сотни параграфов;
однако ошибочно думать, что, выучив их, вы овладеете геометрией: нет, вы только ознакомитесь с содержанием предмета; будете знать, но не будете уметь. Уменье придет только тогда, когда проделаете значительное число разнообразных упражнений. Усвоил геометрию тот, кто не только твердо знает правила, но и умеет уверенно их применять. „При изучении наук, — писал Ньютон, — задачи (примеры) важнее правил Каждый параграф предлагаемой книги сопровождается поэтому указанием на его применения. Но эти указания объясняют лишь, как надо решать соответствующие задачи. Для овладения предметом их недостаточно: надо самостоятельно проделать множество упражнений. Подбор таких задач для самостоятельного решения вы найдете в составленном автором этой книги, применительно к ней, „Новом задачнике по геометрии", ГИЗ (включен в список учебных книг, рекомендованных Государственным Ученым Советом для трудовой школы).
Правила действий с приближенными числами.
Большая часть числовых данных, приводимых в упражнениях этой книги, получена путем измерения. Но так как ни одно измерение не может быть выполнено абсолютно точно, то все подобные числа — числа приближенные. Правила выполнения действий с приближенными числами таковы:
Округление. Округление числа состоит в том, что его укорачивают на одну или несколько значащих цифр. Если первая из отбрасываемых цифр не больше 4, то оставшихся цифр не изменяют, а вместо отброшенных пишут нули (в случае целого числа). Например 354,3 округляют в 354 или в 350.
Если первая из отбрасываемых цифр больше 4, то последнюю остающуюся цифру увеличивают на 1. Например, 267,86 округляют в 267,9 в 268 или в 270.
Но в тех случаях, когда отбрасывается только цифра 5 (или 5 с последующими нулями), принято округлять число так, чтобы последняя остающаяся цифра оказывалась четной. Например, 4,25 округляют в 4,2, число 3750—в 3800.
Результат сложения или вычитания не должен оканчиваться значащими цифрами в тех разрядах, которых нет хотя бы в одном из данных чисел. Если такие цифры получаются, их следует заменять нулями. (Нули, стоящие между значащими цифрами, также считаются значащими)
Примеры:
283 [а не 283,15] 175,8 fBMecT0 175
Результат умножения и деления не должен состоять из большего числа значащих цифр, чем их имеется в том из данных чисел, которое содержит наименьшее число значащих цифр.
Примеры:
v 37 57.8:3,2 = 18 [вместо 18,06]
х 245
9100 [вместо 9065] 25: 3,14 = 8,0 [вместо 7,961]
Число значащих цифр степени или корня не должно превышать числа их в основании или в подкоренном количестве.
Примеры:
1572 — 24 600 [вместо 24 649]
5,813 = 196 [вместо 196,122 941]
]/з29—18,1 [вместо 18,1 <384]
"^0,638 = 0,861 [вместо 0,86088]
Указанные правила выполнения действий относятся только к окончательным результатам выкладок. Если же выполняемое действие не окончательное, т.-е. если с полученным результатом предстоит выполнять еще и другие действия, то в результате оставляют одною цифрою больше, чем указано в предыдущих правилах. Например вычисление:
36 v 1.4 ’ 3,4 выполняют так:
36 X 1,4 = 50,4 (а не 50)
50,4 : 3,4 = 15.
Этими правилами следует руководствоваться не только при собственных выкладках, но и при пользовании готовыми результатами из таблиц.
ПЕРВЫЙ КОНЦЕНТР.
I. Прямая линия и ее измерение.
- 1. Прямая линия.
Среди линий мы нередко встречаем такие, которые имеют форму туго натянутой нити. Линии эти называются прямыми линиями, а каждая часть их — отрезком прямой линии. Для удобства часто говорят коротко: „прямая", „отрезок", без слова „линия".
Линии иного вида носят другие названия. Те непрямые линии, которые составлены из отрезков прямой (черт. 1), называются ломаными. Все прочие линии — не прямые и не ломаные— называются кривыми (черт. 2).
Прямые линии чертят на бумаге, пользуясь линейкой.
Через одну точку можно провести сколько угодно прямых линий. Но через две точки сразу может проходить не более одной прямой: нельзя через две точки провести больше одной прямой так, чтобы проведенные линии не сливались в одну. Этим свойством прямых линий пользуются для перекалывания узоров, составленных из прямых линий. Предположим, что вы желаете изобразить в точности узор черт. 3 а, т. е. желаете, как говорят, „снять с него копию". Вы можете поступить так: подложить под узор чистую бумагу и проколоть иглой (или ножкой циркуля) конечные точки всех его линий. У вас получится на чистой бумаге то, что вы видите на черт. ЗЬ. Если затем, глядя на узор, вы соедините точки черт. ЗЬ по линейке прямыми линиями — у вас получится точная копия узора; так как между двумя точками можно провести только одну прямую линию, то ясно, что отрезки, соединяющие точки черт. ЗЬ, должны быть те самые, что и на черт.
Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже
👇
Автор-учебника - Перельман Я.И. , ★Все➙ Учебники 5 класс, ★Все➙ Учебники 6 класс, ★Все➙ Учебники 7 класс, Для учащихся средних классов, Геометрия - 5 класс, Геометрия - 6 класс, Геометрия - 7 класс, Геометрия - для средних классов