Элементы общей лингвистики (Касевич) 1977 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга в сжатой форме излагает основные представления современного языкознания - традиционные (классические) и новейшие концепции, утвердившиеся в мировой и отечественной науке о языке (трансформационно-порождающая грамматика, теория диатезы, глоттохронология и др.). Может быть использована как учебное пособие для студентов факультетов востоковедения.
Авторство: Касевич В.Б.
Формат: DjVu, Размер файла: 5.81 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.
Язык как важнейшее средство общения и как непосредственная
действительность мысли.
Язык, речь, речевая деятельность.
Соотношение категорий языка, речи и речевой деятельности.
Языковая система. Структура языка.
Язык как система знаков.
Двойное членение в языке. План выражения и план содержания.
Уровни языка и речевой деятельности.
Основные модели лингвистического описания.
Фонология.
Морфология.
Предмет морфологии.
Уровень морфем.
Уровень слов.
Критерии выделения слова.
Словообразование и формообразование.
Формообразующие и классифицирующие категории. Части речи.
Подклассы слов.
Важнейшие морфологические категории.
Синтаксис.
Структура предложения.
Парадигматические отношения в синтаксисе.
Трансформационно-порождающая грамматика.
Основные принципы генеративного синтаксиса.
Словарь и фонология в порождающей грамматике.
Семантика.
Порождающая семантика.
Семантика синтаксиса и семантика словаря.
Генетическое изучение языков.
Типологическое изучение языков.
О психолингвистике.
Вводные замечания.
Усвоение языка. Структура языка.
Порождение речи.
Восприятие речи.
Скачать бесплатный учебник СССР - Элементы общей лингвистики (Касевич) 1977 года
СКАЧАТЬ DjVu
УРОВНИ ЯЗЫКА И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
§ 23. В разделе, раскрывающем понятие языковой системы (§§ 8-10), уже говорилось, что эта система включает многие подсистемы. Когда такие подсистемы соотносятся иерархически, т. е. одна является как бы «управляющей» по отношению к другой, то можно сказать, что каждая подсистема представляет собой особый уровень языка.
Необходимо различать уровни языка (языковой системы) и уровни речевой деятельности. Если уровень языка — это, как сказано выше, отдельная подсистема языка, имеющая свой «ранг» в языковой иерархии, то уровень речевой деятельности — это отдельный «такт», или стадия работы языкового механизма, когда в процессе порождения или восприятия высказывания участвует та или иная конкретная подсистема, конкретный уровень языка. Например, система фонем — это особый, фонологический, уровень языка. На определенной стадии порождения речи происходит воплощение каждого высказывания в звуковой форме;