Skip to main content

Введение в языкознание (Маслов) 1975-87 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Введение в языкознание (Маслов) 1975 

Назначение: В учебнике рассмотрены все разделы курса «Введение в языкознание». Теоретические положения разъясняются на конкретном материале славянских, германских, романских, а также латинского и некоторых других языков. Во 2-м издании (1-е —в 1975 г.) добавлены разделы о генеалогической классификации языков, о происхождении языка, отдельные разделы расширены и переработаны. В книге дан предметный указатель.

©"ВЫСШАЯ ШКОЛА" МОСКВА 1975-87

Авторство: Маслов Ю.С.

Формат: DjVu, Размер файла: 10.4 MB, Формат: PDF, Размер файла: 3.15 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Введение . Что такое наука о языке?. . . . . . . 4

Глава 1. Сущность языка: его общественные функции и его внутренняя

структура ..................... 7

1. Язык — важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования

и выражения мысли ............................................... 7

2. Язык — своеобразная знаковая система............................................. 24

Глава II. Фонетика и фонология ........................................................ 33

1. Вступительные замечания .................................................................... 33

2. Акустический аспект в изучении звуков языка..................................... 35

3. Биологический аспект в изучении звуков языка ............................. 37

4. Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков

языка. Понятие фонемы........................................................................ 44

5. Дифференциальные признаки фонемы и противопоставления фонем 55

,6- Чередования. Нейтрализация фонемных противопоставлений........ 58

7.: Слог...................................................... 66

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

8. Просодические явления ........................................................................ 72

9. Пояснения и примеры к таблицам гласных и согласных .................... 81

Глава III. Лексикология ............................................................................. 85

1. Слово как единица языка ...................................................................... 86

2. Лексическое значение слова............................................................. 90

3. Полисемия слова ............................................ 102

4. Омонимия слов.............................. 107

5. Мотивировка слова . . . ........................................................................ 111

6. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы .................................. 116

7. Лексикография ........................................................ 120

Глава IV. Грамматика........................................... 125

1. Вступительные замечания..................................................................... 125

2. Морфема — элементарная двусторонняя единица языка ................. 131

3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования .... 145

4. Части речи........................................................... 155

5. Синтаксис..................................................... 167

Глава V. Историческое развитие языков............................................... 186

1. Проблема происхождения языка.......................................................... 186

2. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи ........ 188

3. Исторические изменения в словарном составе .................................. 195

4. Исторические изменения в грамматическом строе............................. 210

5. Исторические изменения в звуковой стороне языка. Понятие о звуковом законе

................................................................................. 213

Глава VI. Сравнительно-историческое и типологическое языковедение . 221

1. Материальное сходство и родство языков. Сравнительно-историческое

языковедение ................................................................................... 221

2. Генеалогическая классификация языков............................................. 22.8

3. Лингвистическая типология.................................................................. 230

Глава VII. Письмо .......................... .................................................. 238

1. Вступительные замечания .................................................................... 238

2. Основные вехи в историческом развитии письма............................... 240

3. Алфавит, графика и орфография......................................................... 258

4. Транскрипция и транслитерация.......................................................... 262

Заключение ................................................................................. 263

Рекомендуемая литература ...................................................................... 264

Предметный указатель (Сост. С. А. Крылов) .............................................. 265

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Введение в языкознание (Маслов) 1975-87 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ЧТО ТАКОЕ НАУКА О ЯЗЫКЕ?

 

§ 1. На земном шаре существуют тысячи различных языков. И все же мы говорим не только о «языках», но также о «языке» — человеческом языке как о чем-то едином. Мы вправе поступать так потому, что при всех громадных различиях между языками они все в самом главном имеют между собой много общего.

 

Каждый язык — достояние какого-то коллектива и тем самым — явление общественно-историческое. Каждый язык — непременное условие развития человеческой культуры, поразительное но тонкости

 

исовершенству орудие общения, непревзойденное средство формирования мысли и передачи ее другим людям. При посредничестве языка происходит «...приобщение широких масс населения к достижениям науки, ценностям культуры; формирование всесторонне развитой личности» 1. Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. Каждый язык членоразделен: нормальное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.

 

Яз ы к о в е д е н и е (языкознание, лингвистика) — паука, изучающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную

 

иразветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее.

 

Ча с т н о е языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим 2 (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического языкове-

 

1Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 140.

 

2Синхронический (отдр.-греч. syn 'вместе с' и chronos 'время') значит 'относящий

ся к одному времени'; диахронический (от dia 'через, сквозь' и chronos) —'относящийся к изменению во времени',

4

дения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.

Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, гак и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые у н и в е р с а-л и и, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии).

 

Абсолютными универсалиями являются, например, следующие утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нём обязательно существует различие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения: древний и современный яванский).

 

Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких, например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя собственное» и т. п.

 

П р и к л а д н о е языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

 

Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специалиста в своей области. Курс «Введение в языкознание» есть начальный, элементарный курс общего языковедения, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься ни одним языком.

 

§ 2. Языковедение тесно связано со многими другими науками. Прежде всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления. Философской, методологической основой советского языковедения является диалектический материализм.

 

Так как язык — явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре, таких, как социология, история, этнография, археология. Анализируя общественную обусловленность языковых явлений, отражение в язык

5

и в истории языка истории народа, советское языковедение опирается на исторический материализм.

 

Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языковедением в контакте с антропологией.

 

Так как язык, как указывал М. Горький,— это «первоэлемент», «основное орудие» и «материал литературы» *, языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину — филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.

 

Так как паша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой — разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.

Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория информации и кибернетика.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания — социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.

1 Горький А. М, Беседа с молодыми // 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РАЗНЫМ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РАЗНЫМ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РАЗНЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РАЗНЫМ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика