Введение в языкознание (Маслов) 1975-87 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: В учебнике рассмотрены все разделы курса «Введение в языкознание». Теоретические положения разъясняются на конкретном материале славянских, германских, романских, а также латинского и некоторых других языков. Во 2-м издании (1-е —в 1975 г.) добавлены разделы о генеалогической классификации языков, о происхождении языка, отдельные разделы расширены и переработаны. В книге дан предметный указатель.
Авторство: Маслов Ю.С.
Формат: DjVu, Размер файла: 10.4 MB, Формат: PDF, Размер файла: 3.15 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Введение . Что такое наука о языке?. . . . . . . 4
Глава 1. Сущность языка: его общественные функции и его внутренняя
структура ..................... 7
1. Язык — важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования
и выражения мысли ............................................... 7
2. Язык — своеобразная знаковая система............................................. 24
Глава II. Фонетика и фонология ........................................................ 33
1. Вступительные замечания .................................................................... 33
2. Акустический аспект в изучении звуков языка..................................... 35
3. Биологический аспект в изучении звуков языка ............................. 37
4. Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков
языка. Понятие фонемы........................................................................ 44
5. Дифференциальные признаки фонемы и противопоставления фонем 55
,6- Чередования. Нейтрализация фонемных противопоставлений........ 58
7.: Слог...................................................... 66
8. Просодические явления ........................................................................ 72
9. Пояснения и примеры к таблицам гласных и согласных .................... 81
Глава III. Лексикология ............................................................................. 85
1. Слово как единица языка ...................................................................... 86
2. Лексическое значение слова............................................................. 90
3. Полисемия слова ............................................ 102
4. Омонимия слов.............................. 107
5. Мотивировка слова . . . ........................................................................ 111
6. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы .................................. 116
7. Лексикография ........................................................ 120
Глава IV. Грамматика........................................... 125
1. Вступительные замечания..................................................................... 125
2. Морфема — элементарная двусторонняя единица языка ................. 131
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования .... 145
4. Части речи........................................................... 155
5. Синтаксис..................................................... 167
Глава V. Историческое развитие языков............................................... 186
1. Проблема происхождения языка.......................................................... 186
2. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи ........ 188
3. Исторические изменения в словарном составе .................................. 195
4. Исторические изменения в грамматическом строе............................. 210
5. Исторические изменения в звуковой стороне языка. Понятие о звуковом законе
................................................................................. 213
Глава VI. Сравнительно-историческое и типологическое языковедение . 221
1. Материальное сходство и родство языков. Сравнительно-историческое
языковедение ................................................................................... 221
2. Генеалогическая классификация языков............................................. 22.8
3. Лингвистическая типология.................................................................. 230
Глава VII. Письмо .......................... .................................................. 238
1. Вступительные замечания .................................................................... 238
2. Основные вехи в историческом развитии письма............................... 240
3. Алфавит, графика и орфография......................................................... 258
4. Транскрипция и транслитерация.......................................................... 262
Заключение ................................................................................. 263
Рекомендуемая литература ...................................................................... 264
Предметный указатель (Сост. С. А. Крылов) .............................................. 265
Скачать бесплатный учебник СССР - Введение в языкознание (Маслов) 1975-87 года
СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu
ЧТО ТАКОЕ НАУКА О ЯЗЫКЕ?
§ 1. На земном шаре существуют тысячи различных языков. И все же мы говорим не только о «языках», но также о «языке» — человеческом языке как о чем-то едином. Мы вправе поступать так потому, что при всех громадных различиях между языками они все в самом главном имеют между собой много общего.
Каждый язык — достояние какого-то коллектива и тем самым — явление общественно-историческое. Каждый язык — непременное условие развития человеческой культуры, поразительное но тонкости
исовершенству орудие общения, непревзойденное средство формирования мысли и передачи ее другим людям. При посредничестве языка происходит «...приобщение широких масс населения к достижениям науки, ценностям культуры; формирование всесторонне развитой личности» 1. Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. Каждый язык членоразделен: нормальное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.
Яз ы к о в е д е н и е (языкознание, лингвистика) — паука, изучающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную
иразветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее.
Ча с т н о е языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим 2 (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического языкове-
1Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 140.
2Синхронический (отдр.-греч. syn 'вместе с' и chronos 'время') значит 'относящий
ся к одному времени'; диахронический (от dia 'через, сквозь' и chronos) —'относящийся к изменению во времени',
4
дения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.
Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, гак и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые у н и в е р с а-л и и, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии).
Абсолютными универсалиями являются, например, следующие утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нём обязательно существует различие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения: древний и современный яванский).
Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких, например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя собственное» и т. п.
П р и к л а д н о е языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.
Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специалиста в своей области. Курс «Введение в языкознание» есть начальный, элементарный курс общего языковедения, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься ни одним языком.
§ 2. Языковедение тесно связано со многими другими науками. Прежде всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления. Философской, методологической основой советского языковедения является диалектический материализм.
Так как язык — явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре, таких, как социология, история, этнография, археология. Анализируя общественную обусловленность языковых явлений, отражение в язык
5
и в истории языка истории народа, советское языковедение опирается на исторический материализм.
Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языковедением в контакте с антропологией.
Так как язык, как указывал М. Горький,— это «первоэлемент», «основное орудие» и «материал литературы» *, языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину — филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.
Так как паша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой — разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.
Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория информации и кибернетика.
В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания — социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.
1 Горький А. М, Беседа с молодыми //