Skip to main content

Исторические дисциплины

Реставрация настенных росписей Афрасиаба (Абдуразаков, Камбаров) 1975 - старые книги

Советская академическая и специальная литература

Реставрация настенных росписей Афрасиаба (Абдуразаков, Камбаров) 1975

 

Назначение: Книга рассчитана на широкий круг специалистов — археологов, химиков, реставраторов, музейных работников и лиц, интересующихся историей химии и химических производств Средней Азии.

В работе приводятся новейшие экспериментальные данные, полученные при исследовании уникальных произведений древнего искусства — скульптур, настенных росписей и различных пористых предметов, имеющих красочные покрытия. Описывается химический состав материалов и использованных минеральных Kpacoic Значительное место отведено изучению причин разрушения древних памятников и разработке оптимальных условий их реставрации и консервации.

© "ФАН" Ташкент 1975

Авторство: А. А. Абдуразаков, М.К. Камбаров Под редакцией академика А. С. Садыкова

Формат: PDF Размер файла: 8.36 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От ответственного редактора 3

Введение. 4

Глава /. Методы консервации произведений древней монументальной живописи 9

Глава II. Настенная живопись Афрасиаба и техника ее исполнения . 12

Глава III. Физико-химическое исследование полимерных закрепляющих материалов 19

Влияние химических закрепителей на фактуру минеральных красок живописи Афрасиаба. 19

Механическая прочность образцов, закрепленных разными пропитывающими составами 28

Влияние основных климатических факторов на сохранность закрепленных

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

росписей Афрасиаба 33

Влияние температуры и влажности окружающей среды на закрепленные объекты . 33

Воздействие отрицательных температур на сохранность закрепленных памятников 39

Влияние ультрафиолетового облучения на сохранность закрепленных археологических объектов 39

Г лава IV. Минеральные соли археологических объектов и способы борьбы с ними 42

Глава V. Почвенные микроорганизмы и их влияние на химические закрепляющие средства 52

Заключение. 55

Литература 59

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатно Академическое и специальное издание времен СССР - Реставрация настенных росписей Афрасиаба (Абдуразаков, Камбаров) 1975 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ОТ ОТВЕТСТВЕННОГО РЕДАКТОРА

Узбекистан— страна древней культуры. В и его городах сосредоточены всемирно известные архитектурные сооружения прошлых эпох, которые не перестают восхищать людей планеты своей величественностью, неповторимостью, изумительным блеском и совершенством технологии. Огромный научный и художественный интерес, наряду с архитектурными деталями и сооружениями, представляют уникальные - монументальной живописи, произведения

скульптуры и другие исторические памятники, в которых воплощены многовековые культурные, эстетические, духовные и технологические традиции народов Средней Азии.

Партия и правительство оказывают постоянную заботу о сохранении памятников, на ремонт и восстановление их выделяются огромные средства. В наши дни вопросы охраны и реставрации памятников прошлого стали общегосударственным делом. Наряду с искусствоведами, археологами в их решении все чаще начинают принимать участие специалисты различных отраслей естественных наук — химики, технологи, физики, биологи и др. Данное явление — специфическая особенность нашего времени — времени контактов и синтеза наук.

В этом плане характерно появление работы, посвященной весьма актуальной проблеме— исследованию и реставрации древних настенных росписей. Основным объектом исследования авторов послужила монументальная стенная живопись дворцового зала правителей Согда VII в. и. э., открытого на городище Афрасиаб в Самарканде.

Это и понятно, так как живопись Афра- сиаба является жемчужиной древнего -искусства Самарканда. Ее сцены отличаются богатством сюжетов, реалистичностью исполнения, свидетельствующими о высоком художественном мастерстве согдийской школы искусства. Поэтому вопросы ее сохранения приобретают важное научное и прикладное значение. Научные результаты данного исследования выходят далеко за пределы Афрасиаба. Они могут явиться основой для изучения и разработки методики реставрации произведений монументальной живописи Средней Азии в целом.

В работе собраны сведения по реставрации живописи на лессовом и известковом основании. Дается критический анализ известных методов и средств реставрации. В отличие от имеющихся в данной области публикаций в монографии для решения поставленных задач впервые используется комплексная методика исследований, применяемых в различных, весьма далеких друг от друга областях науки—полимерной химии, химической технологии силикатов, биологии и др. Выбор и обоснование методов отличаются большой скрупулезностью и достаточной аргументацией.

Как первая публикация подобного рода, книга не лишена отдельных дискуссионных положений. Мы считаем, что критические замечания н предложения по работе послужат дальнейшему развитию реставрационной науки и практики в нашей стране.

А. С. Садыков

В 1965 г. произошло крупное событие в исследовании истории материальной культуры народов Средней Азии — в Самарканде был открыт дворцовый комплекс с настенными росписями на Афрасиабе, относящийся к доарабскому времени (VII в. и. э.). Настенная живопись Афрасиаба—яркое свидетельство высокого уровня развития искусства и художественного ремесла в Средней Азии.

Являясь вершиной художественного мастерства VII в., эти произведения по технике исполнения значительно отличаются от памятников древности других стран. Ценность их заключается еще и в том, что в них аккумулированы многовековые художественные традиции, опыт, знания и жизнь далеких предков. Следовательно, изучая эти шедевры, можно восстанавливать многие ранее неизвестные стороны деятельности людей той эпохи. С другой стороны, если учесть, что "здесь нашли применение различные минеральные краски и клеи, то данные образцы древней монументальной живописи являются также ценным и незаменимым источником "для исследования и воссоздания истории химических, геологических и других наук в Срелней Азии.

Открытие стенной жизописи на Афрасиабе— явление не случайное. Во многих районах Средней Азин подобные памятники встречались и ранее. К наиболее древним образцам ’живописи можно отнести наскальные изображения, пункты находок которых только на территории Узбекистана насчитываются сотнями (7, 20, 49, 85). В этих примитивных произведениях живописи, относящихся к каменному веку — позднему палеолиту, самым ограниченным числом минеральных красок в схематичной и условной форме изображены различные сцены—люди, животные, охота на диких животных и мн. др.

Успехи советской археологической науки привели к открытию прекрасных памятников

настенной живописи в Средней Азии, относящихся к античному и средневековому периодам. Особое развитие данный вид искусства начинает получать в I—III и особенно VI— VIII вв. и. э., когда Средняя Азия переживала период экономического и культурного подъема.

Первые находки настенных росписей зафиксированы еще до революции. В 1913 г. известный исследователь Самарканда В. Л. Вяткин на стене одного из помещений западной части городища Афрасиаб обнаружил остатки росписей — изображение трех человеческих фигур. Ориентировочно они датируются VI—VIII вв. н. э. (42). К сожалению, низкий уровень реставрационных знаний и отсутствие специальных методов и средств закрепления не позволили своевременно их закрепить и поэтому они были утрачены безвозвратно.

Значительные открытия монументальной живописи сделаны лишь в советское время. В 1933 г. на горе Муг в Северном Таджикистане был найден кожаный щит с изображением всадника. Это произведение, хотя и не монументальное, но тесно связано с традициями монументальной живописи начала VIII в. (42, 120).

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

История стран Азии, Консервация и реставрация музейных предметов, Автор - Абдуразаков А.А. , История стран Средней Азии , Автор - Камбаров М.К., Афрасиаб

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

БОЛЬШЕ НЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика