Что такое история (Ерофеев)1976 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Что такое история (Ерофеев)1976 год - старые учебники

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

© Издательство  Наука Москва 1976

Авторство: Николай Александрович Ерофеев

Формат: DjVu, Размер файла: 6.8 MB

СОДЕРЖАНИЕ

К читателю 3 

 Глава 1. От мифа к науке 4 

 Глава 2. Накопление исторических знаний 37 

 Глава 3. Историк за работой 62 

 Глава 4. История и общество 115 

 Заключение 131 

 Предметный и именной указатель 132

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Что такое история (Ерофеев)1976 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Н. А. Ерофеев — доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории Академии наук СССР, специалист по новой и новейшей истории Великобритании. Его перу принадлежат книги «Чартистское движение в Англии» (М., 1960), «Народная эмиграция и классовая борьба в Англии в 1825 — 1850 гг.» (М., 1962), «Промышленная революция в Англии» (М., 1963), «Закат Британской империи» (М., 1967) и другие, а также ряд научно-исследовательских статей. 

      

      

      В основу книги положен курс лекций, который несколько лет автор читал на историческом факультете Московского государственного университета. Курс читался не только студентам, но и аспирантам, и преподавателям — людям разных поколений, обладающим разным опытом и разной подготовкой. 

      По ходу дела возникали вопросы, завязывались дискуссии. Те, кому читались лекции, специализировались в области всеобщей истории, в этой области работает и автор, чем и объясняется круг привлеченных материалов. И всеобщую историю, и сегодняшние острые проблемы зарубежной исторической науки мы обсуждали с позиций, которые занимают историки нашей страны. 

      И еще одно. Слово «история» имеет два основных значения: это — то, что было в прошлом (история-которая-происходила), и знание о том, что было (история-которая-пишется). Во всех случаях, когда это в тексте не оговорено, имеется в виду история во втором смысле слова. 

      

      

      Глава 1. ОТ МИФА К НАУКЕ 

      

      Для того чтобы лучше понять сущность, содержание и основные черты современной исторической науки, необходимо хотя бы коротко рассказать о пути, пройденном ею до сих пор. Как известно, именно исторический подход к любому явлению помогает раскрыть его сущность. 

      

      РОЖДЕНИЕ ИСТОРИИ 

      Элементы истории в форме песен и легенд прослеживаются в глубокой древности у всех народов. Постепенно из этих элементов складывался связный рассказ, повествование о реальных событиях, расставленных во временной последовательности. 

      Важнейшей из предпосылок для возникновения связного повествования о прошлом явилось осознание времени как непрерывного и необратимого процесса. Понимание это постепенно углублялось. Изучение детской психологии показало, что у ребенка оно возникает лишь на определенном этапе физического и умственного развития. Причем вначале представления ребенка о времени не очень отчетливы: прошлое для него — это все то, что было раньше настоящего. Лишь постепенно оно дифференцируется, и то, что было вчера, отделяется от того, что было позавчера. По-видимому, сходный путь к пониманию времени должен был проделать и древнейший человек: наблюдения этнографов над народами, которые задержались на ранних ступенях общественного и культурного развития, подтверждают это. 

      Архаическое понимание времени сильно отличается от нашего и поэтому может показаться странным и непонятным. Например, события прошлого — отдаленного и близкого — в глазах древних людей легко могли меняться местами. Вообще за пределами настоящего и совсем недавнего прошлого они ориентировались весьма приблизительно. Кроме того, у них отсутствовало понимание линейности времени, его движения и необратимости. Известно, что наши предки связывали смену циклических фаз луны, солнца и звезд с постоянным возвращением и повторением определенных событий. Для первобытного человека вместе с луной исчезало и время. Затем оно возвращалось или возрождалось — уже в ином, «очищенном» виде. Ритуальные пляски имели целью вернуть луну на место и с ней вернуть время. Когда колдун совершал обряд заклинания над умирающим месяцем, он был убежден, что такими действиями помогает месяцу возродиться. Он воспринимал время как повторяющуюся реальность, а свои действия рассматривал как необходимое условие повторения этой реальности. Настоящее казалось простым повторением того, что уже было, и только поэтому имело значение. 

      Обряды и ритуальные действия, которыми сопровождались все важнейшие события в жизни человека — рождение, брак, смерть и т. д., имели целью воссоздание реального прошлого, представлялись повторением какого-то события, в котором участвовали боги и герои. В то же время обряды и ритуалы связывали прошлое с настоящим. Это отвечало убеждению людей в неизменности существующего, в его постоянном повторении. 

      Другой чертой архаического сознания был его мифологический, религиозный характер: реальное прошлое, даже сравнительно недавнее, незаметно переходило в легенду и на каждом шагу смешивалось с нею. Религия освящала настоящее, связывая его с прошлым, и таким образом поддерживала преемственность взглядов и институтов. 

      Служители культа сделали знание прошлого своей привилегией. При их поддержке правители окружали свое происхождение легендой, возводили свою родословную прямо к богам и полумифическим героям и этим укрепляли свое господство. 

      Архаическое представление о времени было вполне естественным для общества, где изменения происходили очень медленно, почти незаметно для современников. Ощущение изменчивости окружающего возникло в результате ускорения ритма общественной жизни, 

      Важную роль в осознании хода времени сыграло изобретение письменности: она позволила людям дольше сохранять в памяти реальные факты, как бы удлинила прошлое и более резко отделила его от легенды. Конечно, письменная история не могла возникнуть сразу. Как справедливо заметил известный немецкий астролог Г. Винклер, «письменной традиции должен был предшествовать длительный период, в течение которого научились формулировать мысль для передачи ее в письменной форме и затем связно ее излагать. Чтобы письменные свидетельства стали возможными, надо было пройти эти этапы» 

      Историческое повествование возникло вначале в форме летописных записей. Эти записи преследовали вполне практические цели: сохранить в памяти народа все то, что тогда казалось существенным и важным. Так, храмовые записи в Древнем Египте фиксировали наблюдения за небосводом и разливами Нила, что имело жизненное значение для страны, земледелие которой зависело от этих разливов. Секрет письменности долго оставался монополией служителей культа. В их среде ранее всего и начали писать летописи. Многие из летописцев были искренне убеждены в том, что их дело — служение богу. Вот как- в драме Пушкина монах излагал свой взгляд на задачи летописания: 

      ...В часы, 

      Свободные от подвигов духовных, 

      Описывай, не мудрствуя лукаво, 

      Все то, чему свидетель в жизни будешь: 

      Войну и мир, управу государей, 

      Угодников святые чудеса, 

      Пророчества и знаменья небесны... 

      В действительности летописцы, разумеется, вовсе не являлись бесстрастными наблюдателями: они были неразрывно связаны с жизнью современного им общества, отражали интересы определенных классов того времени. 

      История как самостоятельный жанр литературы возникла в Древней Греции на рубеже VII и VI вв. до н. э. Греческое слово «история» («рассказ») имело два значения — широкое и узкое. В широком смысле история означала вообще всякое описание. Аристотель под историей понимал систематическое изложение сведений о природных явлениях: его описательная зоология носила название «История животных», а ученик Аристотеля Теофраст свою описательную ботанику озаглавил «История растений». В узком смысле под историей понимали рассказ о том, что имело место в прошлом. 

      Развитию исторического жанра способствовали рост торговли и установление международных связей, а также активная общественная жизнь Древней Греции. Ранние историки — они получили наименование логографов (от слова «логос» — «слово») — излагали главным образом историю отдельных городов или местностей. Большое внимание они уделяли фактам тогдашней политической и экономической жизни, войнам и дипломатии. Пересказывая мифы, логографы пытались истолковать эти мифы рационально. Один из наиболее известных логографов Гекатей Милетский (ок. 546 — 480 гг. до н. э.) писал: «Я хочу рассказать здесь о том, что мне кажется правдой» 2. Впрочем, это ему не удалось. 

      Первым крупным историком Древней Греции был Геродот из Галикарнаса (между 490 и 480 — 425 гг. до н. э.), который свое сочинение посвятил главному событию той эпохи — греко-персидским войнам. Геродота от его предшественников отличали обширные географические познания и разносторонние интересы: он подробно описывал различные народы, их быт, нравы и институты. Широта и полнота этих сведений дают ученым основание считать Геродота и первым серьезным этнографом. 

      Геродот не только описывал факты, он пытался проникнуть в глубину явлений, в частности, проследить характерные черты, отличающие цивилизации Греции и Востока; причину греко-персидских войн он искал в противоположности этих цивилизаций. Глубина мысли, умение облечь свой рассказ в великолепную литературную форму обеспечили Геродоту почетный титул «отца истории». 

      Следующий шаг в развитии жанра исторического повествования сделал младший современник Геродота — Фукидид (ок. 460 — 395 гг. до н. э.), автор «Истории Пелопоннесской войны». Политический деятель и участник войны, Фукидид решительно отвергал ссылки на рок и вмешательство богов в дела людей, объявляя это суеверием: будучи учеником софистов, он, подобно им, скептически относился к религии. На первое место Фукидид выдвигал точность и достоверность повествования, признавая, что это сопряжено с большими трудностями, прежде всего из-за ненадежности свидетельских показаний. «Люди, — отмечал Фукидид, — перенимают друг от друга предания о прошлом одинаково, без всякой критики», причем на их рассказ оказывают влияние их симпатии, а память людей ненадежна. Поэтому каждый из них излагает события по-своему, искажая правду. Исходя из этого, подчеркивал он, «я не считал согласным со своей задачей описывать то, что узнавал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого» 

      Много внимания точности рассказа уделял и Полибий (ок. 201 — ок. 120 гг. до н. э.), автор сорокатонмой «Истории». Полибий важнейшей задачей истории считал поиск и изложение причин событий и явлений. «Ибо простое описание происходившего, — писал он, — тоже интересно, однако оно не поучает: изучение истории становится плодотворным, лишь когда рассказ дополнен изложением причин»

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика