Что такое история (Ерофеев)1976 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Что такое история (Ерофеев)1976 год - старые учебники

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

© Издательство  Наука Москва 1976

Авторство: Николай Александрович Ерофеев

Формат: DjVu, Размер файла: 6.8 MB

СОДЕРЖАНИЕ

К читателю 3 

 Глава 1. От мифа к науке 4 

 Глава 2. Накопление исторических знаний 37 

 Глава 3. Историк за работой 62 

 Глава 4. История и общество 115 

 Заключение 131 

 Предметный и именной указатель 132

 


Скачать бесплатный учебник  СССР - Что такое история (Ерофеев)1976 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Н. А. Ерофеев — доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории Академии наук СССР, специалист по новой и новейшей истории Великобритании. Его перу принадлежат книги «Чартистское движение в Англии» (М., 1960), «Народная эмиграция и классовая борьба в Англии в 1825 — 1850 гг.» (М., 1962), «Промышленная революция в Англии» (М., 1963), «Закат Британской империи» (М., 1967) и другие, а также ряд научно-исследовательских статей. 

      

      

      В основу книги положен курс лекций, который несколько лет автор читал на историческом факультете Московского государственного университета. Курс читался не только студентам, но и аспирантам, и преподавателям — людям разных поколений, обладающим разным опытом и разной подготовкой. 

      По ходу дела возникали вопросы, завязывались дискуссии. Те, кому читались лекции, специализировались в области всеобщей истории, в этой области работает и автор, чем и объясняется круг привлеченных материалов. И всеобщую историю, и сегодняшние острые проблемы зарубежной исторической науки мы обсуждали с позиций, которые занимают историки нашей страны. 

      И еще одно. Слово «история» имеет два основных значения: это — то, что было в прошлом (история-которая-происходила), и знание о том, что было (история-которая-пишется). Во всех случаях, когда это в тексте не оговорено, имеется в виду история во втором смысле слова. 

      

      

      Глава 1. ОТ МИФА К НАУКЕ 

      

      Для того чтобы лучше понять сущность, содержание и основные черты современной исторической науки, необходимо хотя бы коротко рассказать о пути, пройденном ею до сих пор. Как известно, именно исторический подход к любому явлению помогает раскрыть его сущность. 

      

      РОЖДЕНИЕ ИСТОРИИ 

      Элементы истории в форме песен и легенд прослеживаются в глубокой древности у всех народов. Постепенно из этих элементов складывался связный рассказ, повествование о реальных событиях, расставленных во временной последовательности. 

      Важнейшей из предпосылок для возникновения связного повествования о прошлом явилось осознание времени как непрерывного и необратимого процесса. Понимание это постепенно углублялось. Изучение детской психологии показало, что у ребенка оно возникает лишь на определенном этапе физического и умственного развития. Причем вначале представления ребенка о времени не очень отчетливы: прошлое для него — это все то, что было раньше настоящего. Лишь постепенно оно дифференцируется, и то, что было вчера, отделяется от того, что было позавчера. По-видимому, сходный путь к пониманию времени должен был проделать и древнейший человек: наблюдения этнографов над народами, которые задержались на ранних ступенях общественного и культурного развития, подтверждают это. 

      Архаическое понимание времени сильно отличается от нашего и поэтому может показаться странным и непонятным. Например, события прошлого — отдаленного и близкого — в глазах древних людей легко могли меняться местами. Вообще за пределами настоящего и совсем недавнего прошлого они ориентировались весьма приблизительно. Кроме того, у них отсутствовало понимание линейности времени, его движения и необратимости. Известно, что наши предки связывали смену циклических фаз луны, солнца и звезд с постоянным возвращением и повторением определенных событий. Для первобытного человека вместе с луной исчезало и время. Затем оно возвращалось или возрождалось — уже в ином, «очищенном» виде. Ритуальные пляски имели целью вернуть луну на место и с ней вернуть время. Когда колдун совершал обряд заклинания над умирающим месяцем, он был убежден, что такими действиями помогает месяцу возродиться. Он воспринимал время как повторяющуюся реальность, а свои действия рассматривал как необходимое условие повторения этой реальности. Настоящее казалось простым повторением того, что уже было, и только поэтому имело значение. 

      Обряды и ритуальные действия, которыми сопровождались все важнейшие события в жизни человека — рождение, брак, смерть и т. д., имели целью воссоздание реального прошлого, представлялись повторением какого-то события, в котором участвовали боги и герои. В то же время обряды и ритуалы связывали прошлое с настоящим. Это отвечало убеждению людей в неизменности существующего, в его постоянном повторении. 

      Другой чертой архаического сознания был его мифологический, религиозный характер: реальное прошлое, даже сравнительно недавнее, незаметно переходило в легенду и на каждом шагу смешивалось с нею. Религия освящала настоящее, связывая его с прошлым, и таким образом поддерживала преемственность взглядов и институтов. 

      Служители культа сделали знание прошлого своей привилегией. При их поддержке правители окружали свое происхождение легендой, возводили свою родословную прямо к богам и полумифическим героям и этим укрепляли свое господство. 

      Архаическое представление о времени было вполне естественным для общества, где изменения происходили очень медленно, почти незаметно для современников. Ощущение изменчивости окружающего возникло в результате ускорения ритма общественной жизни, 

      Важную роль в осознании хода времени сыграло изобретение письменности: она позволила людям дольше сохранять в памяти реальные факты, как бы удлинила прошлое и более резко отделила его от легенды. Конечно, письменная история не могла возникнуть сразу. Как справедливо заметил известный немецкий астролог Г. Винклер, «письменной традиции должен был предшествовать длительный период, в течение которого научились формулировать мысль для передачи ее в письменной форме и затем связно ее излагать. Чтобы письменные свидетельства стали возможными, надо было пройти эти этапы» 

      Историческое повествование возникло вначале в форме летописных записей. Эти записи преследовали вполне практические цели: сохранить в памяти народа все то, что тогда казалось существенным и важным. Так, храмовые записи в Древнем Египте фиксировали наблюдения за небосводом и разливами Нила, что имело жизненное значение для страны, земледелие которой зависело от этих разливов. Секрет письменности долго оставался монополией служителей культа. В их среде ранее всего и начали писать летописи. Многие из летописцев были искренне убеждены в том, что их дело — служение богу. Вот как- в драме Пушкина монах излагал свой взгляд на задачи летописания: 

      ...В часы, 

      Свободные от подвигов духовных, 

      Описывай, не мудрствуя лукаво, 

      Все то, чему свидетель в жизни будешь: 

      Войну и мир, управу государей, 

      Угодников святые чудеса, 

      Пророчества и знаменья небесны... 

      В действительности летописцы, разумеется, вовсе не являлись бесстрастными наблюдателями: они были неразрывно связаны с жизнью современного им общества, отражали интересы определенных классов того времени. 

      История как самостоятельный жанр литературы возникла в Древней Греции на рубеже VII и VI вв. до н. э. Греческое слово «история» («рассказ») имело два значения — широкое и узкое. В широком смысле история означала вообще всякое описание. Аристотель под историей понимал систематическое изложение сведений о природных явлениях: его описательная зоология носила название «История животных», а ученик Аристотеля Теофраст свою описательную ботанику озаглавил «История растений». В узком смысле под историей понимали рассказ о том, что имело место в прошлом. 

      Развитию исторического жанра способствовали рост торговли и установление международных связей, а также активная общественная жизнь Древней Греции. Ранние историки — они получили наименование логографов (от слова «логос» — «слово») — излагали главным образом историю отдельных городов или местностей. Большое внимание они уделяли фактам тогдашней политической и экономической жизни, войнам и дипломатии. Пересказывая мифы, логографы пытались истолковать эти мифы рационально. Один из наиболее известных логографов Гекатей Милетский (ок. 546 — 480 гг. до н. э.) писал: «Я хочу рассказать здесь о том, что мне кажется правдой» 2. Впрочем, это ему не удалось. 

      Первым крупным историком Древней Греции был Геродот из Галикарнаса (между 490 и 480 — 425 гг. до н. э.), который свое сочинение посвятил главному событию той эпохи — греко-персидским войнам. Геродота от его предшественников отличали обширные географические познания и разносторонние интересы: он подробно описывал различные народы, их быт, нравы и институты. Широта и полнота этих сведений дают ученым основание считать Геродота и первым серьезным этнографом. 

      Геродот не только описывал факты, он пытался проникнуть в глубину явлений, в частности, проследить характерные черты, отличающие цивилизации Греции и Востока; причину греко-персидских войн он искал в противоположности этих цивилизаций. Глубина мысли, умение облечь свой рассказ в великолепную литературную форму обеспечили Геродоту почетный титул «отца истории». 

      Следующий шаг в развитии жанра исторического повествования сделал младший современник Геродота — Фукидид (ок. 460 — 395 гг. до н. э.), автор «Истории Пелопоннесской войны». Политический деятель и участник войны, Фукидид решительно отвергал ссылки на рок и вмешательство богов в дела людей, объявляя это суеверием: будучи учеником софистов, он, подобно им, скептически относился к религии. На первое место Фукидид выдвигал точность и достоверность повествования, признавая, что это сопряжено с большими трудностями, прежде всего из-за ненадежности свидетельских показаний. «Люди, — отмечал Фукидид, — перенимают друг от друга предания о прошлом одинаково, без всякой критики», причем на их рассказ оказывают влияние их симпатии, а память людей ненадежна. Поэтому каждый из них излагает события по-своему, искажая правду. Исходя из этого, подчеркивал он, «я не считал согласным со своей задачей описывать то, что узнавал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого» 

      Много внимания точности рассказа уделял и Полибий (ок. 201 — ок. 120 гг. до н. э.), автор сорокатонмой «Истории». Полибий важнейшей задачей истории считал поиск и изложение причин событий и явлений. «Ибо простое описание происходившего, — писал он, — тоже интересно, однако оно не поучает: изучение истории становится плодотворным, лишь когда рассказ дополнен изложением причин»

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика