Skip to main content

Факультативные занятия по истории и обществоведению Сборник статей (Клокова)1973 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Факультативные занятия по истории и обществоведению Сборник статей (Клокова)1973

Назначение: Факультативные занятия (сборник статей)

© Издательство  Просвещение Москва 1973

Авторство: Сост. Г. В. Клокова

Формат: DjVu, Размер файла: 3.72 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Г. В. Клокова. Некоторые вопросы содержания и методики 

 факультативных занятий по истории и обществоведению 3 

 О. А. Лысенко, А. А. Чухман. Из опыта преподавания в школах Ленинграда факультативного курса «Страницы боевого прошлого народов нашей страны» 34 

 И. М. Скрипкин. Содержание и методика факультативного курса «История Великой Октябрьской социалистической революции» 49 

 Е. А. Бобовская, И. Н. Канторович, И. М. Кривогуз. Из опыта преподавания факультативного курса «Современное международное коммунистическое и рабочее движение» 57 

 Г. И. Шиндер. Роль факультативных занятий по истории международных отношений и внешней политики СССР в идейно-политическом воспитании учащихся 70 

 Л. С. Трубникова. Факультативные занятия по истории отечественной культуры (из опыта работы) 81 

 М. М. Винокурова. Освещение деятельности В. И. Ленина как великого ученого-революционера (из опыта изучения в VIII — X классах основных и факультативных курсов по истории) 94 

 М. И. Левин. Изучение произведений В. И. Ленина на факультативных занятиях 109 

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Л. Б. Розенберг. Патриотическое воспитание учащихся в процессе факультативных занятий по курсу «Из истории отечественного и зарубежного военного искусства» 119 

 Л. Н. Боголюбов. Лекционные, семинарские и практические занятия в процессе углубленного изучения истории 126 

 С.И. Исянов. Образовательно-воспитательное значение факультативных занятий по основам советского законодательства 155 

 М. П. Овчинникова. Из опыта работы факультатива по основам марксистско-ленинской философии 161 

 Л. И. Вассерман, В. М. Шуберт. О содержании и методике факультатива «Основы диалектического материализма и некоторые философские проблемы естествознания» 175

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Факультативные занятия по истории и обществоведению Сборник статей (Клокова)1973 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 НИИ содержания и методов обучения АПН СССР 

      НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ 

      И МЕТОДИКИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ 

      В решении важнейшей задачи, поставленной перед советской школой XXIV съездом КПСС, — дальнейшем совершенствовании всего учебно-воспитательного процесса, определенную роль призваны сыграть факультативные занятия. 

      Современный этап развития советского общества, воздействие научно-технической революции, неуклонный рост информации остро ставят перед школой проблему дифференциации обучения и в то же время повышения удельного веса обобщенных теоретических знаний. 

      Факультативные занятия являются качественно новой, массовой формой дифференциации, при которой сохраняются все преимущества единой политехнической школы и в то же время создаются условия для углубления школьного обучения на завершающем его этапе в соответствии со склонностями и способностями учащихся, для индивидуализации занятий и повышения их эффективности, роста удельного веса самостоятельной работы учащихся. 

      Факультативные занятия помогают реализовать в рамках средней школы отмеченную XXIV съездом КПСС задачу усиления работы по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонностей молодежи и потребностей народного хозяйства. 

      Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах улучшения работы средней общеобразовательной школы» определило задачи факультативных занятий по всем предметам — углубить знания школьников, развить их разносторонние интересы и способности. 

      Факультативные занятия по истории и обществоведению, содействуя углублению знаний учащихся в области общественных наук, развитию разносторонних интересов и способностей школьников, являются важным средством идейного воздействия на старшеклассников, формирования у них марксистско-ленинского мировоззрения, классового подхода к общественным явлениям, способствуют расширению общественно-политического кругозора учащихся, развивают их общую культуру, подготавливают к активному участию в общественной жизни. 

      Разработка содержания и методики факультативных занятий по истории и обществоведению была начата в 1966/67 учебном году лабораторией обучения истории Института содержания и методов обучения АПН СССР. Были разработаны примерная тематика факультативов и утвержденные затем Министерством просвещения СССР программы некоторых факультативных курсов. 

      В последующие годы в работу включались многие научно-исследовательские институты педагогики, министерства просвещения союзных республик, ИУУ, школы РСФСР, Украины, Латвии и других республик. Продолжалась работа по созданию новых факультативных курсов, совершенствовались уже введенные курсы, усилилось внимание к методике их проведения. 

      В 1972 г. вышел из печати подготовленный Институтом содержания и методов обучения АПН СССР сборник, в котором опубликованы программы факультативных курсов, разработанные учеными и учителями и прошедшие опытную проверку в течение нескольких лет в ряде республик и областей. Эти программы рекомендованы Министерством просвещения СССР для широкого использования в школах. 

      В сборнике наряду с программами, действующими в школах в течение ряда лет («Страницы боевого прошлого народов нашей страны», «Основные проблемы отечественной истории XIX — XX вв.», «История международных отношений и внешней политики СССР»: «Основы советского законодательства»), публикуются и программы новых курсов: «Произведения В. И. Ленина о трех революциях в России», «Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества», «История Великой Октябрьской социалистической революции», «Современное международное коммунистическое и рабочее движение», «Из истории отечественного и зарубежного военного искусства», «Из истории Великой Отечественной войны Советского Союза и второй мировой войны», «История русской культуры IX — начала XIX в.», «История русской культуры XIX — начала XX в.», «Основы экономических знаний о социалистическом производстве»1. 

      Наряду с программами факультативов, утвержденных Министерством просвещения, в ряде областей и городов ученые и учителя разрабатывают проекты программ новых факультативных курсов, предложенных на местах, ведется их опытное преподавание. 

      Во многих школах получили распространение факультативы по истории своей союзной республики, истории родного края, основам этнографии, археологии, краеведения. 

      Проверка программ факультативных курсов на практике в течение нескольких лет, их обсуждение с участием многих историков, методистов, учителей позволили авторам значительно усовершенствовать их. Большую помощь оказали и специальные семинары по методике изучения факультативных курсов, организованные некоторыми институтами усовершенствования учителей. 

      Безусловно, нельзя считать законченной работу по созданию программ факультативов; более того, они нуждаются в дальнейшем совершенствовании содержания и методического аппарата. Не вполне решены в программах такие задачи, как объем изучаемого материала, его соотношение с основными курсами истории; 

      1 В составлении программ участвовали П. С. Лейбенгруб, И. С. Кремер, А. О. Чубарьян, И. П. Рахманова, В. А. Орлов, Г. В. Клокова, А. Т. Кинкулькин. Ф. Г. Паначин, И. М. Скрипкин, И. М. Кривогуз, А. М. Сахаров, Б. И. Краснобаев, Л. В. Кошман, М. Г. Кириченко, Г. П. Давыдов, В. И. Мазуренко, Л. Г. Бескровный, Е. А. Бо-бовская, Д. М. Гурвич, И. Н. Канторович, П. М. Кузьмичев, А. П. Бар-басов, Ф. С. Криницын, В. Г. Клевцов, Ф. Н. Утенков, М. М. Винокурова, И. Ф. Гончарова. 

      тематика и характер семинаров и практикумов; отбор необходимых источников и литературы и т. д. 

      Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующее. 

      Все программы факультативных курсов являются примерными. Они помогают учителю определить соотношение основного и факультативного курсов. Так как факультативы частично рассматривают вопросы, так или иначе изучавшиеся в основном курсе, то некоторого дублирования подчас избежать не удается. Да оно в какой-то мере и необходимо, ибо направлено на углубление и расширение уже изученных ранее проблем, на активное применение уже накопленных знаний для анализа источников и дополнительного материала. Успех во многом зависит от умелого выделения на факультативных занятиях нового аспекта рассмотрения тех или иных вопросов, а также более глубокого изучения материала по сравнению с основным курсом. 

      Перспективным для развития факультативов является создание сравнительно узких специальных курсов, не слишком больших по объему изучаемого материала, но вместе с тем располагающих достаточным количеством часов, а значит, и серьезными возможностями для углубления знании, для развития творческой самостоятельности учащихся, их способностей к занятиям историей. Основой таких курсов должна являться многообразная самостоятельная работа учащихся с различными историческими источниками. 

      Возможно создание комплекса факультативных курсов по единой проблеме, рассчитанных на изучение в нескольких классах и дающих сравнительно полное и глубокое ее раскрытие. Такой комплекс складывается, например, уже сейчас по проблемам военной истории на основе следующих программ: 

      VIII класс — «Страницы боевого прошлого народов нашей страны» (до конца XIX в.); 

      IX класс — «Из истории отечественного и зарубежного военного искусства» (до 1939 г.); 

      X класс — «Из истории Великой Отечественной войны Советского Союза и второй мировой войны». 

      Известную полноту получает освещение вопросов истории культуры в программах таких курсов: 

      VIII класс — «История русской культуры IX — начала XIX В.»; 

      IX класс — «История русской культуры XIX — начала XX в.»; 

      X класс — «Из истории мировой культуры нового и новейшего времени». 

      Очевидно, имеет смысл продолжить разработку этого комплекса, подготовив программы по истории русской культуры советского времени, по истории культуры народов СССР, по истории мировой культуры древности, средневековья, начала нового времени. 

      Складывается комплекс программ по истории российского и международного освободительного, революционного и рабочего движения на основе программ для IX — X классов: 

      «Основные проблемы отечественной истории XIX — XX вв.»; 

      «Произведения В. И. Ленина о трех революциях в России»; 

      «Современное международное коммунистическое и рабочее движение»; 

      «История Великой Октябрьской социалистической революции»; «КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества». 

      В ряде городов и областей известное распространение получили факультативные занятия по ленинской теме. Так, имели место факультативы, связанные с углубленным изучением биографии В. И. Ленина. В основном эти занятия шли в VIII — IX классах. Учащиеся широко использовали текст научной биографии вождя, воспоминания о нем современников, художественную литературу. В ходе занятий расширялись знания учащихся по истории Коммунистической партии, Советского государства. Иной характер носили занятия в IX — X классах, посвященные углубленному изучению ленинских произведений. Можно условно выделить такие возможные типы занятий. 

      Один — это углубленное изучение определенного исторического периода, прежде всего на основе ленинских статей как важнейших исторических, методологических источников (например, революции 1905 — 1907 гг., Великой Октябрьской революции, плана построения социализма в СССР). Подобные занятия, основанные на самостоятельной работе учащихся, прежде всего усиливают теоретические знания учащихся, глубину проникновения их в сложные исторические явления на основе овладения марксистской методологией. 

      Другой тип занятий — это изучение в течение года одной-двух ленинских работ, с глубоким анализом и разбором их содержания, с привлечением материала современности. Так, вполне возможно в X классе изучение работы «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», с анализом материала по истории международного рабочего и коммунистического движения. Аналогичная работа с привлечением материала по современному империализму возможна на основе глубокого изучения ленинского труда «Империализм, как высшая стадия капитализма». Главное в таком факультативе — избежать поверхностности, верхоглядства, требуется внимательное, серьезное изучение ленинского текста в органическом единстве с материалом истории и современности. 

      Одна из особенностей программ большинства факультативных курсов — включение в них для изучения довольно значительного числа ленинских работ. Это обстоятельство открывает большие возможности для углубленного изучения ведущих проблем курсов на основе ленинских произведений, с раскрытием учащимся логики ленинского анализа. Изучение ленинских работ позволяет использовать их в двух основных направлениях: как исторические источники и как методологические труды по истории того или иного периода. 

      В работе над ленинскими статьями учащиеся повторяют известные им важнейшие факты и события, знакомятся с новыми фактами, неизвестными им из учебника или объяснения учителя. В то же время изучение ленинских статей раскрывает марксистскую оценку этих фактов, на знакомом и доступном -учащимся материале показывает диалектико-материалистический принцип объяснения исторического процесса, практическое применение марксизма к конкретному историческому явлению. Конечно, в подобном раскрытии значения ленинских работ большая роль принадлежит учителю, так как самостоятельно учащиеся подняться до такого анализа, как правило, не могут. 

      Методика обучения любому предмету определяется прежде всего содержанием изучаемой науки, специфическими задачами и целями обучения, а также возрастными особенностями состава учащихся. В этом общем положении лежит ключ к решению вопроса об особенностях методики факультативов по сравнению с методикой общих курсов. И те и другие освещают одну и ту же науку — историю, рассчитаны на один и тот же состав учащихся, но наряду с общими задачами, решаемыми в основных и факультативных курсах, факультативные занятия должны решить и специфические задачи — углубить знания школьников, развить их разносторонние интересы и способности. Именно эти задачи факультативов определяют особые моменты в методике их преподавания. Будучи тесно связанной с методикой общих исторических курсов и не имея принципиальных отличий от нее, методика факультативов в то же время значительно усиливает отдельные ее аспекты (что придает ей известную специфику). 

      Одна из важнейших задач факультативных занятий — развитие интереса учащихся к науке, в данном случае — к истории. Без этого не могут быть решены и другие задачи: углубление знаний и развитие способностей учащихся, ибо интерес к науке — это первая ступень к ее познанию и к развитию возможностей для занятий ею. Развитие интереса к науке — важная задача преподавания основных курсов, так как именно они развивают интерес к истории. Но на факультативных занятиях эта работа должна быть углублена и расширена; важно при этом изменить стихийный и нередко весьма поверхностный интерес учащихся к истории, сделать его осознанным, основанным на понимании существа исторической науки. От учителя требуется специальная, целенаправленная деятельность, возбуждающая и развивающая интерес школьников к истории. 

      Интерес к истории основан прежде всего на ярких образах, сюжетах, событиях, знакомых учащимся не только из учебника и уроков, но и по художественной литературе, кинофильмам, телевидению и т. д. 

      На факультативных занятиях этот сюжетный, событийный материал должен быть усилен. С каждого занятия учащиеся должны уходить с большим багажом, с познанием всех сторон известных им или неизвестных ранее фактов. 

      Педагогика разрабатывает эффективные пути формирования устойчивого интереса учащихся к науке. Можно отметить те из них, которые могут быть осуществлены в практике факультативов. 

      Прежде всего это повышение идейно-теоретического уровня преподавания, более глубокое изучение ведущих закономерностей общественного развития, научных теорий, раскрытие их сложности, внутренней логики. 

      Учащимся необходимо показывать не только достигнутый наукой уровень познания исторического процесса, но и нерешенные еще наукой проблемы, ее тайны, противоречия, дискуссионные вопросы. 

      Не меньшую роль в развитии интереса к истории может сыграть и раскрытие истории крупнейших научных открытий, позволяющее знакомить учащихся с внутренней «лабораторией науки», ее методами исследования. 

      Возбуждение и развитие интереса к науке зависит, в частности, и от особого искусства «заражать» учащихся увлеченностью наукой, от умения ярко, образно, эмоционально показывать специфику и значение исторической науки. 

      Интерес рождается не только от простой информации о науке, но и от ее образности, увлекательности. Нередко приходится сталкиваться с глубоко ошибочным мнением: главное — это правильно, научно изложить основы своего предмета. Но ведь существенно и то, как изложить! Важно самому быть увлеченным своим предметом, переживать на каждом занятии описываемые явления, рисовать перед учащимися образную картину событий, будить не только ум, но и чувства учащихся. Все это требует от учителя особой заботы, тренировки, внимания. 

      Интересу учащихся к истории будет способствовать и их знакомство с творчеством выдающихся историков, их мемуарами, в которых они могут увидеть этих ученых не только в конце пути, но и «на старте» научной деятельности, когда они учились постигать тайны науки, овладевали ее методами. При этом определенное воспитательное значение для формирования личности учащихся может иметь знакомство с биографиями крупнейших ученых-историков. 

      Одним из путей развития интереса к истории должен служить показ ее связей с жизнью, значения для настоя- 

      щего и будущего развития общества, применение в практической деятельности человека. История как наука здесь находится в особом положении. Всей массе учащихся, в пору их гражданского возмужания, вне зависимости от специфических интересов «техников» и «гуманитаров», свойствен особый, повышенный интерес к общественно-политическим проблемам, к пониманию окружающей жизни, к определению своего места в ней. И этот интерес всех учащихся к общественным наукам должен быть закреплен и развит на факультативных занятиях. 

      Развитию интереса, увлеченности наукой будет способствовать и специфическая работа учителя, показывающего учащимся их относительное незнание исторической науки. Понимание ограниченности собственных знаний является толчком, стимулом для стремления овладеть этими знаниями. При этом учителю необходимо показывать и имеющиеся у каждого ученика интеллектуальные возможности для преодоления своего незнания. 

      Вполне понятно, что развитие интереса к науке, к истории возможно лишь в деятельности самих учащихся, через их активную самостоятельную работу. 

      Диалектика развития интереса к науке состоит в том, что, чем больше человек проникает в сущность науки, в ее глубины, тем большим становится его интерес к ней, его увлеченность ею. Существует прямо пропорциональная зависимость между глубиной интереса и глубиной знаний. Отсюда — важнейший вывод: подлинный интерес учащихся к истории может быть сформирован на основе глубоких знаний истории. Еще Лев Николаевич Толстой писал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя и науку». 

      В анкетах, проведенных в школах, где успешно шли факультативы по истории, учащиеся пишут, что «углубленные занятия историей ... помогли им расширить свой кругозор, духовно обогатиться, лучше разобраться в истории; к истории появился больший интерес»; «теперь нам хочется больше знать, глубже изучать историю». 

      Выяснение роли факультативов, внутренних факторов, влияющих на развитие и укрепление интереса к истории, проведение социологических исследований среди различных групп учащихся, собирание и обобщение лучшего опыта учителей-энтузиастов, умеющих развить стойкий интерес к истории, — все это насущные задачи научно-исследовательской и методической работы. 

      

      * * * 

      

      Проблема углубления знаний учащихся на факультативных занятиях сегодня является центральной в практике факультативов. Ее решение возможно лишь в совокупности нескольких направлений деятельности учителя и учащихся. Важнейшими из этих направлений представляются следующие. 

      Прежде всего значительное расширение объема конкретного фактического материала, неизвестных сюжетов, событий, явлений, образов. Причем на факультативных занятиях происходит увеличение объема как за счет ранее неизвестного материала, так и за счет более подробного, детального рассмотрения уже изученных ранее сюжетов. 

      Но главный смысл увеличения объема конкретного материала состоит в том, что он вводится не только в изложение учителя, но прежде всего на основе новых источников, самостоятельно проработанных учащимися (например, документы Генуэзской конференции, материалы по истории мюнхенского сговора, договоры, государственные акты, мемуары крупнейших дипломатов в курсе «История международных отношений и внешней политики СССР»). 

      Более значительное углубление исторических знаний учащихся на факультативах возможно за счет основательного изучения важнейших исторических понятий, мировоззренческих идей, ведущих закономерностей общественного развития. На факультативных занятиях происходит более глубокий анализ и синтез исторического материала, значительно увеличивается объем изучаемых понятий, шире рассматриваются их составные части и взаимосвязи с другими понятиями, вводятся незнакомые ранее понятия и закономерности. В этом увеличении объема и характера теоретического, мировоззренческого материала — одна из особенностей факультативных занятий. Причем процесс углубления также происходит за счет расширения источниковедческой базы, на основе углубленной самостоятельной работы учащихся. 

      Учителю важно уметь выделить тот новый более сложный аспект рассмотрения, который он применит к изучению в какой-то мере знакомого для учащихся материала. Решению этой задачи могут способствовать специальные задания, система вопросов, позволяющих включать уже усвоенный ранее материал в новые связи и отношения, поднять его до уровня мировоззренческих выводов. 

      Одним из важнейших путей углубления знаний является овладение учащимися в доступной для них форме элементами методов исследования, применяемых, в исторической науке, более глубокое развитие исторического мышления школьников. 

      На факультативных занятиях еще в большей степени, чем в общем курсе, учащиеся должны чувствовать, что они изучают не просто сумму фактов и теоретических положений, а науку, отражающую конкретную действительность, науку, имеющую свой предмет, свои методы и язык. Учащимся надо помочь разобраться в логике истории, ее структуре, ее месте в ряду других наук, раскрыть ее границы и связи с другими науками, помочь увидеть главные направления ее развития и источники знаний, методы, которыми познаются изучаемые историей явления. 

      Знакомство с этими методами происходит как в изложении учителя, так и в практической работе по их освоению через активную самостоятельную работу учащихся. 

      Представляется необходимым, чтобы изучение каждой крупной темы или проблемы того или иного курса учитель предварил источниковедческим и историографическим обзором, показом того, как складывалась современная историческая концепция этой проблемы. 

      Одним из направлений в углублении знаний является также значительное расширение самостоятельной работы учащихся на факультативных занятиях. 

      Общепризнано, что удельный вес самостоятельной работы учащихся на факультативах должен быть очень значительным. Но, очевидно, дело не только в увеличении объема самостоятельной работы, но и в ее качественном изменении, в приобретении ею проблемного характера. В то же время задания для самостоятельной работы должны носить более индивидуализированный характер, с учетом склонностей и способностей отдельных учащихся. 

      Изменяется и соотношение фронтальных занятий в классе и домашней работы учащихся. Думается, что факультативы должны способствовать развитию самостоятельности учащихся в приобретении и применении знаний. 

      Рост удельного веса самостоятельной работы учащихся на факультативах меняет и соотношение отдельных сторон классно-урочной системы. Так, очевидно, разбор определенной темы должен предваряться вступительной лекцией учителя, беседой с учащимися, где будет кратко воспроизведено то, что известно учащимся из основного курса; затем будет выдвинут на обсуждение ряд новых проблем и углублены их трактовка и понимание; в конце даются задания для самостоятельной работы. 

      На втором этапе главное — самостоятельная работа учащихся (в классе и дома). И учителя, ведущие факультатив, должны предусмотреть условия для ее организации. 

      И наконец, итоговое рассмотрение разбираемой проблемы на основе проделанной самостоятельной работы учащихся в форме заключительного семинара, конференции или другой формы обсуждения.

★ВСЕ➙СБОРНИКИ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика