История древнего мира УЧЕБНИК ДЛЯ 5 КЛАССА 1962 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника История древнего мира УЧЕБНИК ДЛЯ 5 КЛАССА (Ф.П. Коровкин) 1962

Назначение: ДЛЯ 5 КЛАССА

© УЧПЕДГИЗ РСФСР 1962

Авторство: Фёдор Петрович Коровкин

Формат: DjVu, Размер файла: 23.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Глава I. Первобытнообщинный строй 8
§ 1. Первобытное стадо собирателей и охотников
§ 2. Образование родовых общин 11
§ 3. Первобытные скотоводы и земледельцы 14
§ 4. Возникновение религии у первобытных людей 18
§ 5. Счёт лет в истории 21

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Глава II. Древний Египет 25
§ 6. Природа и древнейшее население Египта
§ 7. Начало обработки металлов и развитие земледелия в древнем Египте 28
§ 8. Образование классов и государства в Египте 30
§ 9. Древнеегипетское государство 33
§ 10. Религиозные верования древних египтян 37
§ 11. Религия и искусство на службе у рабовладельцев 40
§ 12. Положение трудящихся в древнем Египте и их борьба с угнетателями 45
§ 13. Возникновение науки и письменности в древнем Египте 48
§ 14. Могущество древнеегипетского государства во II тысячелетии до н. э. и его падение 51

См. оглавление полностью...


Глава III. Междуречье в древности 56
§ 15. Образование древнейших государств в Междуречье
§ 16. Вавилонское царство 59
§ 17. Научные знания и искусство в древнем Междуречье 63

Глава IV. Древняя Индия 66
§ 18. Образование классов и государств в Индии
§ 19 Религиозные верования и культура древних индийцев 70

Глава V. Древний Китай
§ 20. Установление рабовладельческого строя в древнем Китае
§ 21. Объединение Китая в одном государстве 77
§ 22. Народные восстания в Китае 81
§ 23. Культура древнего Китая 85

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Глава VI. Греция в древнейшее время 92
§ 24. Природа и население древней Греции
§ 25. Мифы древней Греции 96
§ 26. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 99
§ 27. Зарождение классов в Греции в гомеровское время (XI — IX века до н. э.) 103
§ 28. Религия древних греков 107

Глава VII. Установление рабовладельческого строя и образование городов-государств в Греции в VIII — VI веках до н. э. 112
§ 29 — 30. Образование Афинского рабовладельческого государства 3
Афины при господстве аристократов в VIII — VII веках до н. э.
Победа демоса и укрепление государства в Афинах 116
§ 31. Спартанское рабовладельческое государство в VIII — VI веках до н. э 118
§ 32. Образование городов-государств в Греции и на берегах Средиземного и Чёрного морей 121

Глава VIII. Греко-персидские войны и развитие рабства в Греции 125
§ 33. Нашествия войск персов на Грецию
§ 34. Победа греков в войне с персами 129
§ 35. Рабство в Греции в V веке до н. э 134
§ 36. Расцвет Афин в середине V века до н. э 137

Глава IX. Расцвет культуры Греции в V — IV веках до н. э. 141
§ 37. Быт свободных греков. Олимпийские игры
§ 38. Театр в Греции 144
§ 39. Архитектура и скульптура древней Греции 147
§ 40. Письменность и наука в древней Греции 150

Глава X. Македонские завоевания и их последствия 153
§ 41. Упадок Греции и подчинение её Македонией —
§ 42. Образование и распад державы Александра Македонского 157
§ 43. Хозяйство и культура Восточного Средиземноморья в III — II веках до н. э 161

ДРЕВНИЙ РИМ

Глаза XI. Образование Римского рабовладельческого государства 170
§ 44. Возникновение города Рима
§ 45. Образование аристократической республики в Риме 173

Глава XII. Превращений Римской республики в сильнейшую рабовладельческую державу Средиземноморья 175
§ 46. Начало борьбы между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье
§ 47. Вторая Пуническая война 179
§ 48. Римские завоевания во II веке до н. э. 183
§ 49. Рабовладение в Риме во II веке до н. э. 187
§ 50. Разорение крестьян в Италии и их борьба за землю 190
§ 51. Восстание рабов под предводительством Спартака 193

Глава XIII. Падение республики в Риме. Римская империя в период её могущества 197
§ 52. Установление власти Цезаря в Риме
§ 53. Римская империя при Октавиане Августе и его преемниках 201

Глава XIV. Быт и культура Рима в начале империи 204
§ 54. Быт рабовладельцев и бедноты в Риме в I — II веках
§ 55. Техника и искусство в Риме 208

Глава XV. Упадок и гибель Римской империи 216
§ 56. Начало упадка рабовладельческой Римской империи в III веке
§ 57. Возникновение христианства 219
§ 58. Дальнейшее ухудшение положения Римской империи в IV веке 221
§ 59. Германцы в первые века нашей эры 224
§ 60. Падение Западной Римской империи 228
Приложение. Альбом карт.

Изображения на обложке учебника 1962 г.
Охота на оленей. Рисунок людей каменного века на скале в Испании (§ 3).
Пахота в Египте. Рисунок на стене гробницы в древйем Египте. II тысячелетие до н. э. (§ 10).
Кузнечная мастерская. Рисунок на древнегреческой вазе VI века до н. э. (§ 29 — 30).
Римские воины воздвигают столб с захваченными трофеями и тащат за волосы пленников. Вырезанное на камне римское изображение I века, прославлявшее императора Августа (§ 55).
На обратной стороне обложки в начале учебника — огромные фигуры фараона Рамсеса II на берегу Нила, в Нубии. II тысячелетие, до н. э. (§ 11).
На обратной стороне обложки в конце учебника — Парфенон — храм в Афинах V века до н. э. (§ 39).

Скачать бесплатный учебник  СССР - История древнего мира УЧЕБНИК ДЛЯ 5 КЛАССА 1962 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ

1. Что такое история. В IV классе вы познакомились с историей СССР за последние 1,5 тысячи лет. Вы узнали, как жили и трудились наши предки, как они боролись с захватчиками и угнетателями. Вы помните, что более 1000 лет назад образовалось древнерусское государство и около 500 лет назад Москва собрала вокруг себя русские земли.
Вы слышали и читали рассказы о том, как В. И. Ленин создал Коммунистическую партию, как победила в нашей стране Великая Октябрьская революция и как образовалось могучее социалистическое государство — Союз Советских Социалистических Республик.
Разве можно без волнения читать об истории своей Родины! Разве можно не чувствовать гордости за наш великий советский народ, строящий коммунизм!
В школе вы ещё очень много узнаете о славной истории своей Родины и об истории других стран мира.
История нашей страны и других стран началась сотни тысяч лет назад.
В те далёкие от нас времена не было на Земле ни городов, ни сёл, ни возделанных полей. Среди рощ и зарослей кустарников бродили небольшие группы древнейших людей. В руках у них были палки и камни. Ни одежд, ни жилищ у них не было (цветн. иллюстр. III).
История рассказывает, где и когда жили люди, как их труд преобразил Землю, как и почему постепенно изменялась их жизнь и как она стала такой, какой мы её знаем сейчас.
В истории нет вымыслов. История — наука. В ней рассказывается то, что учёные узнали о жизни народов, населявших раньше и населяющих в настоящее время Землю.
История народов всего мира с древнейших времён до наших дней называется всеобщей или всемирной историей.
В V классе вы будете изучать её первую часть — историю древнего мира.
Рис. 1. Археологические раскопки.
Археологи раскапывают древнюю могилу. Сняв землю, покрывавшую погребённого человека, они очищают ножом и кисточкой найденные в могиле кости и вещи. Археологическая работа требует большой тщательности, умения и знаний. Заниматься ею могут только люди, получившие специальную подготовку и имеющие разрешение на производство раскопок.

2. О чём рассказывает история древнего мира. Много интересного рассказывает история древнего мира.
Упорным трудом древние люди возделывали поля, прокладывали дороги, строили города.
Народы древних стран сделали важные изобретения и открытия. Многими из них мы пользуемся и сейчас. Например, книга создана трудом разных народов: бумагу изобрели китайцы, древние греки придумали буквы, которыми мы пишем, десять цифр — изобретение жителей Индии, переплетать книги стали впервые в Италии.
История древнего мира рассказывает, как жестоко богачи угнетали трудящихся и как те мужественно боролись с угнетателями. Вы узнаете из истории о народных вождях, выдающихся полководцах и знаменитых учёных, о древних сказаниях и о многом-многом другом.
Как же мы узнаём о жизни людей, умерших тысячи, десятки и сотни тысяч лет назад?

3. Что такое вещественные памятники. Древние люди оставили о себе память — сделанные ими вещи. Часть этих вещей сохранилась. Найти их нёлегко. Вы замечали, что вещи покрываются тонким слоем пыли, если её не стирать два-три дня. А за тысячи лет образовался слой пыли и песка в несколько метров толщиной. Поэтому вещи древних людей оказались глубоко в земле. Много вещей древние люди клали в могилы вместе с покойниками.
Учёные, обнаружив места, где жили или где были похоронены древние люди, производят раскопки. По найденным вещам учёные определяют, как жили люди, чем они занимались, что умели делать. Учёные сравнивают более поздние вещи с более ранними и узнают, как постепенно изменялась жизнь древних людей. Вещи древних людей называются вещественными памятниками:.
Наука, изучающая жизнь людей по вещественным памятникам, называется археологией. По-русски это значит «наука о древностях». Учёных, производящих раскопки и изучающих вещественные памятники, называют археологами. Вещественные памятники древних людей хранятся и изучаются в музеях (рис. 2).

4. Письменные памятники. Около пяти с половиной тысяч лет назад люди в некоторых странах изобрели письменность и научились писать. Они описали происходившие при них события, рассказали о выдающихся людях своего времени и записали многое другое. Эти люди оставили о своей жизни более богатую и полную память, чем те, у которых не было письменности. Записи древних людей называются письменными памятниками. (Древние письменные памятники изображены на рис. 37, 48 и др.)

Вопросы.
1. Как учёные узнают о жизни древних людей?
2. Что называют археологией?

Как работать с учебником дома.
Содержание учебника делится на четыре раздела, разделы — на главы, а главы — на параграфы. Открыв «Оглавление» в конце книги, на странице 237, можно увидеть, о чём рассказывается в учебнике и из каких частей он состоит.
Параграф разделён боковыми заголовками на несколько пунктов. Заголовки пунктов составляют его краткий план.
При выполнении домашнего задания по истории положите рядом с учебником приложенный к нему альбом цветных карт и откройте историческую карту, номер которой указан после названия параграфа.
Вспомните, что рассказывал учитель на уроке, на что он обратил ваше внимание.
Если перед параграфом есть вопросы, продумайте на них ответы. Это не только напомнит вам ранее изученное, но и поможет лучше разобраться в новом материале.
Внимательно прочтите заданный параграф целиком. То, на что следует обратить особое внимание, выделено или жирным, или письменным шрифтом. Письменный шрифт называется курсивом. Рассмотрите относящиеся к параграфу рисунки. Названные в учебнике моря, реки, страны, города найдите на карте.
После чтения подготовьте ответы на вопросы, помещённые в учебнике в конце параграфа или продиктованные учителем. Проверьте, понятны ли вам выводы и определения, напечатанные в учебнике курсивом.
Затем приготовьте рассказ по заданному параграфу. Сперва прочтите первый пункт и расскажите его, за ним так же следующие, а затем расскажите весь параграф целиком. Не старайтесь заучивать материал наизусть. Нужно уметь изложить своими словами основное содержание параграфа.
Если вы никому не мешаете громким разговором, то лучше рассказывать вслух. Хорошо также попросить старших проследить, правильно ли вы рассказываете. В своём рассказе называйте имеющиеся в учебнике годы событий, имена, названия. Годы важнейших событий напечатаны жирным шрифтом. Постарайтесь включить в свой рассказ то, что вы узнали из рисунков, а также то, что рассказал учитель на уроке.
Кроме учебника, есть много других книг по истории древнего мира. Наиболее интересные для вас книги указаны в конце некоторых глав.


ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Глава I. Первобытнообщинный строй

§ 1. ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО СОБИРАТЕЛЕЙ И ОХОТНИКОВ.

1. Древнейшие люди. Древнейшие люди, жившие 700 — 600 тысяч лет назад, значительно отличались от людей нашего времени. Они были похожи на крупных обезьян. Лбы у них были низкие и покатые. При ходьбе люди сильно наклонялись вперёд, а их руки свешивались ниже колен. Пальцы у них были неловкие. Человек мог выполнять своими руками только самую простую работу: копать землю, хватать, ударять.
Люди издавали лишь немногие отрывистые звуки. Этими звуками они выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
2. Орудия труда и занятия древнейших людей. Древнейшие люди отыскивали камни, которые было удобно держать в руке. У камней они заостряли один край. Для этого они откалывали от камня мелкие кусочки, ударяя по нему другим камнем. Заострённым краем камня можно было разрубить мясо и кости, вырубить дубину и заточить конец палки. Заострённый камень называют ручным рубйлом.
У людей не было таких крепких когтей и могучих лап, как у больших хищных зверей. Но рубило было крепче любых когтей и зубов, а удар тяжёлой дубиной был не слабее удара медвежьей лапы.
С помощью рубил, палок и дубин древнейшие люди добывали себе пищу.
Палками они выкапывали съедобные корни, личинки насекомых, разрывали норки небольших животных; они также собирали плоды и птичьи яйца. Такое занятие называется собирательством. Люди собирали то, что им давала природа.
Древнейшие люди охотились и на крупных зверей. Группа охотников, вооружённых камнями и дубинами, нападала на медведя, быка и других больших животных.
Ручные рубила, палки-копалки, дубины были первыми орудиями труда человека.
Ни одно животное не может сделать даже самого простого орудия труда. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейшего человека от животных.
3. Овладение огнём. Долгое время древнейшие люди боялись огня, как боятся его дикие звери. В страхе они убегали от лесного пожара, вспыхивавшего при ударе молнии. Ещё страшнее была огненная лава, разливавшаяся при извержении вулкана.
Но люди заметили, что огонь даёт тепло и защищает от хищных зверей. Ночью около огня были не так страшны свирепые хищники, бродившие вокруг в поисках добычи. Люди стали брать огонь при пожарах или извержениях, разводили костры и не давали им угаснуть. У костра всегда были люди, подбрасывавшие в него хворост.
Научившись пользоваться огнём, люди стали ещё больше отличаться от животных.
4. Первобытное стадо. Древнейших людей, выделившихся из мира животных, называют первобытными людьми.
Жизнь их была очень тяжёлой и полной опасностей. Больше половины людей не доживало даже до 20 лет: одни погибали в когтях хищни- Рис 4 Палка. ков, другие — от болезней и голода. копалка.
Рис. 36. Ручное рубило. (Сделано около 200 тыс. лет назад.)
Если бы первобытные люди жили в одиночку, они не добыли бы себе еды и не сумели бы поддерживать огонь. Люди вымерли бы от голода или стали бы добычей хищников. Поэтому они жили группами — коллективами, совместно добывали пищу и обогревались около общего костра.
В коллективе обычно было несколько десятков человек; большее число людей не прокормилось бы в одной местности. Коллективы людей не были постоянными. Они сходились и расходились, как сходятся и расходятся стада диких животных. Коллектив древнейших людей и называют первобытным стадом.
Цветная иллюстрация III. Первобытное стадо людей. На одном из островов Юго-Восточной Азии были найдены кости и каменные орудия труда древнейших людей. Эти люди изображены на картине. (Чем можно доказать, что изображены люди, а не животные? Могли ли эти люди жить в местностях с холодной, морозной зимой? Почему?)

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ
Археологи нашли в Азии, Африке и в Европе следы жизни древнейших людей. Очень важная для науки находка была сделана в Китае.
В большой пещере, расположенной среди невысоких холмов, были обнаружены кости, зола, угли; встречались также грубо обработанные камни. Археологи, производившие раскопки в пещере, установили, что около 500 тысяч лет назад она служила убежищем для людей.
По найденным костям людей учёные определили, какими были эти люди. Многие кости были повреждены — люди были ранены или убиты крупными животными.
Изучая найденные кости животных, учёные узнали, на каких зверей охотились первобытные люди. Были обнаружены также косточки плодов, принесённых людьми в пещеру.
В пещере был толстый слой золы и углей. Это показывает, что укрывавшиеся в ней люди пользовались огнём. Так как заострённым камнем было трудно рубить поленья, то на кострах жгли мелкие ветки.
Костры в пещере горели сотни или даже тысячи лет. Люди непрерывно поддерживали здесь огонь. Сменилось за это время много поколений людей. Но за тысячи лет и первобытные люди, и их орудия труда изменились очень незначительно.

Вопросы и задания.
1. Чем древнейшие люди отличались от современных нам людей?
2. В чём было главное отличие древнейших людей от животных?
3. Какие орудия труда были у древнейших людей?
4. Почему первобытные люди не могли жить в одиночку? Как называют древнейшие коллективы первобытных людей?
5. Лёгкой или тяжёлой была жизнь древнейших людей? Почему вы так думаете?

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ РОДОВЫХ ОБЩИН.

1. Похолодание на Земле. Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Особенно сильным оно было в Европе.
Зимы стали долгими и морозными. Постепенно всю северную половину Европы покрыл ледник — огромный слой льда толщиной до двух километров; он не стаивал даже летом. Южнее ледника расстилались тундры. Животные, привыкшие к тёплому климату, погибли или ушли далеко на юг.
Первобытные люди благодаря огню и орудиям труда приспособились к новым условиям жизни.
2. Улучшение орудий труда. Хотя орудия труда первобытных людей изменялись очень медленно, однако за сотни тысяч лет люди научились делать копья с каменными наконечниками, каменные скребки, проколки и пластинки, служившие ножами.
Время, когда люди пользовались каменными орудиями труда, называется каменным веком1.
1 Следует отличать каменный век, продолжавшийся сотни тысяч лет, от века-столетия.
Раскалывая кости, люди заметили, что из них можно сделать очень острые орудия труда. Из кости и рога люди стали вырезать шилья, иглы и гарпуны — зазубренные наконечники копий, застревавшие в теле животного.
Обрабатывая дерево, первобытные люди узнали, что трением одного сухого куска дерева о другой можно разжечь огонь. Для этого требовалось много труда и терпения. Научившись разжигать огонь, люди могли развести костёр, когда это им было нужно.
С изменением орудий труда изменялась и жизнь первобытных людей.
3. Охота и рыболовство. Охота стала главным занятием первобытных людей. Они охотились не только на отдельных животных, но и на целые стада оленей, быков и лошадей. Часть охотников пряталась в засаду, а другие, размахивая копьями и горящими ветками, гнали стадо к засаде.
Люди охотились также и на мамонтов — громадных слонов, покрытых рыжей шерстью. Они устраивали ловушки — закрывали ямы жердями и ветвями. Пугая мамонта огнём, охотники загоняли его к яме. Упав туда, мамонт ломал себе ноги, и охотники добивали его. Копьём с каменным наконечником можно было пробить даже толстую шкуру мамонта.
С изобретением гарпуна, люди стали заниматься рыболовством. Человек подстерегал, когда к берегу подплывёт крупная рыба, и поражал её гарпуном.
4. Как и почему изменились сами первобытные люди. Благодаря тому что древние люди трудились, они постепенно изменялись и сами.
Пальцы людей становились более ловкими. Человек мог выполнять и такую тонкую работу, как резать рог каменным ножичком или сшивать иглой шкуры животных.
Работая, люди должны были многое запоминать и обдумывать, .о многом говорить друг с другом. Например, перед охотой они должны были сговориться о том, где устроить засаду, как расставить охотников, куда гнать стадо. Поэтому в труде развивались и ум, и речь человека. Увеличивался его мозг, больше становился его лоб.
Эти изменения происходили очень медленно. Должны были смениться тысячи поколений людей, чтобы стало заметным, как изменился древний человек.
Около 40 тысяч лет назад древние люди стали такими же, как люди нашего времени: у них был высокий лоб, развитые руки, они ходили прямо.

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика