История древнего мира (С. И. Ковалёв) УЧЕБНИК ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ 1956 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника История древнего мира (С. И. Ковалёв) УЧЕБНИК ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ 1956

Назначение: Учебник для 5-6 классов средней школы

© УЧПЕДГИЗ РСФСР 1954

Авторство: С. И. Ковалёв

Формат: PDF, Размер файла: 4.24 MB

СОДЕРЖАНИЕ

См. оглавление полностью...

 Введение.
§ 1. Что изучает история 3
§ 2. Откуда мы знаем прошлое 4
§ 3. Как в истории исчисляется время 5

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ.

§ 4. Древние охотники 6
§ 5. Совместный труд и общая собственность 7
§ б. Язык древних людей
§ 7. Зарождение религии
§ 3. Первобытная орда и первобытный род
§ 9. Появление земледелии и скотоводства
§ 10. Род у земледельцев и скотоводов 19

ДРЕВНИЙ ВОСТОК.

1. Древний Египет.
§ 11. Природа Египта и занятия населения в древности 12
§ 12. Рабы и рабовладельцы. Богатые и бедные 14
§ 13. Возникновение государства
§ 14. Государственный строй древнего Египта 17
§ 15. Пирамиды и Большой сфинкс 17
§ 16. Восстания крестьян и рабов
§ 17. Религия в древнем Египте 20
§ 18. Культура Египта 21
§ 19. Войны Египта со странами Азии и Африки 28
§ 20. Ослабление Египта и падение его самостоятельности 30

2. Междуречье и древности.
§ 21. Природа Междуречья 30
§ 22, Древнейшие государства в Южном Междуречье 31
§ 23. Город Вавилон и Вавилонское царство 32
§ 24. Законы царя Хаммурагш
§ 25. Ассирийская военная держава 44
§ 26. Культура в странах Междуречья

3. Урарту — первое государство на территории нашей Родины.
§ 27. Страна и население
§ 28. Государство Урарту
§ 29. Культура Урарту
§ 30. Падение Урарту

4. Древняя Персия.
§ 31. Природа и население Иранского нагорья
§ 32, Персидское государство

5. Древняя Индия.
§ 33. Страна и население в древности
§ 31. Общественный строй Индии

6. Древний Китай.
§ 35. Природа Китая и его население в древности
§ 36. Возникновение государства в древнем Китае
§ 37. Восстание «Красных бровей» и «Жёлтых повязок»
§ 38. Культура древнего Китая 55

ГРЕЦИЯ И НАРОДЫ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ В ДРЕВНОСТИ.

1. Древнейшая Греция.
§ 39. Природа Греции и её население
§ 40. Общественный строй древнейшей Греции
§ 41. Греческая религия

2. Важнейшие греческие государства в VIII — VIвеках до н. э.
§ 42. Афинское государство
§ 43. Спарта

3. Северное Причерноморье в VII — V веках до н. э.
§ 44. Скифы а Причерноморье
§ 45. Греческие города в Причерноморье

4. Греко-персидские войны. Могущество и упадок Афин.
§ 46. Поход Дария на скифов
§ 47. Восстание малоазийских греков и его подавление
§ 48. Греко-персидские войны
§ 49. Рост рабства в Греции
§ 50. Афинская морская держава и расцвет Афин
§ 51. Пелопоннесская война и упадок Афин

5. Греческая культура V — IV веков до н. э.
§ 52. Олимпийские игры 103
§ 53. Театр
§ 54. Искусство
§ 55. Наука

6. Упадок Греции. Государство Александра Македонского и его распад.
§ 56. Упадок Греции в IV веке до н. э. 112
§ 57. Усиление Македонии
§ 58. Завоевание Греции Македонией
§ 59. Поход Александра Македонского на Восток

ДРЕВНИЙ РИМ.

1. Возникновение и возвышение Римской рабовладельческой республики.
§ 60. Природа и население древней Италии 123
§ 61. Возникновение Римской рабовладельческой аристократической республики 14
§ 62. Устройство Римской республики 128
§ 63. Завоевание И та ляп Римом 129
§ 64. Пунические войны 132
§ 65. Развитие рабовладения в Риме 136
§ 66. Восстание рабов в Сицилии 141
§ 67. Движение италийских крестьян 142

2. Обострение классовой борьбы в Риме и падение Римской республики
§ 68. Диктатура Суллы 146
§ 69. Восстание Спартака
§ 70. Борьба Цезаря и Помпея 132
§ 71. Диктатура Цезаря 154
§ 72. Установление власти Октавиана. Конец республики 155

3. Римская империя в I и начале II века н. э.
§ 73. Правление Августа 150
§ 74. Культура и быт Рима в I веке и. э.
§ 75. Правление Траяна

4. Кризис и падение Западной Римском империи.
§ 76. Ослабление Римской империи во И — III веках н. э. 162
§ 77. Христианство
§ 78. Император Диоклетиан, 166
§ 79. Император Константин 167
§ 80. Падение Западной Римской империи
Важнейшие даты по древней истории 172

Скачать бесплатный учебник  СССР - История древнего мира (С. И. Ковалёв) УЧЕБНИК ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ 1956 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 § 1. Что изучает история.
В мире всё изменяется. Огромные ледники сползают с гор и дают начало рекам. Реки прорезают глубокие ущелья в горах. Ветер и дождь разрушают крепкие скалы...
Меняется и жизнь человека. Сотни тысяч лет тому назад люди бродили небольшими группами по степям и лесам. Они были вооружены только дубинами и камнями и с трудом добывали себе пишу, охотясь на мелких животных и собирая съедобные растения. Люди тогда целиком зависели от природы. Их жизии постоянно грозила опасность от нападений хищных зверей, от голода и от грозных явлений природы — от наводнений, лесных пожаров, извержений вулканов...
Теперь человек меньше зависит от природы. Он становится её господином. Человек покоряет воздух, прокладывает подземные дороги. Он создаёт новые моря, меняет течение рек и орошает бесплодные пустыни.
Но люди страдали не только потому, что были бессильны в борьбе с природой. Они страдали от угнетения человека человеком, от насилия богатых людей, от бесправия, от нищеты и безработицы. И до сих пор миллионы трудящихся в капиталистических странах находятся под гнётом капиталистов и помещиков. Они работают на них и своим трудом создают все их богатства.
У нас в СССР пет капиталистов и помещиков, нет нищеты п безработицы. Советский народ построил социализм, при котором нет угнетения человека человеком. Теперь наш народ под руководством Коммунистической партии идёт вперёд — к коммунизму.
Как всё это произошло? Как люди жили в прошлом? Как изменялась их жизнь? Как люди живут теперь?
Ответы на эти вопросы даёт история. История — наука о жизни человеческого общества. Она изучает,
как жили первые люди, как им приходилось бороться с враждебной им природой; как они изобрели орудия труда « постепенно их улучшали; как люди научились использовать природу в своих интересах. История изучает, как появились богатые и бедные угнетатели и угнетенные. История рассказывает, как угнетённые ооролнсь со своими угнетателями за свободу и счастливую жизнь почему и как в Советском Союзе трудящиеся одержали победу над угнетателями и построили социализм.
Знание истории помогает нам понять, как изменяется жизнь людей и почему коммунизм должен победить во всём мире.

§ 2. Откуда мы знаем прошлое.
Откуда же мы знаем о прошлой жизни людей, о событиях которые давно прошли? Прошлое исчезает не бесследно. От давно живших людей остались различные предметы; орудия труда оружие, остатки жилищ, домашняя утварь, украшения. Изучая их, мы узнаем, как раньше жили люди. Наконец, события прошлого описаны в памятниках письменности, сохранившихся до нашего времени; в произведениях древних авторов, в различных надписях, вырезанных на скалах, камнях и другом материале. Остатки прошлого, которые служат для его изучения называются историческими источниками или историческими памятниками.
Многие памятники прошлого добывают из-под земли путём раскопок. Случалось иногда так, что целые города погибали, разрушенные врагами или землетрясением. Над их развалинами в течение тысячелетий нарастал большой слой земли. Учёные раскапывают его и находят остатки города, изучая которые, они восстанавливают прошлую жизнь людей, населявших его.
Раскопками и изучением добытых таким путём памятников прошлого занимается наука археология.
Больших успехов достигла археология в нашей стране. Советские археологи сделали замечательные открытия в Средней Азии, на берегах Чёрного моря в Закавказье, в Сибири. Найдены орудия труда первобытного человека, развалины древних городов, замечательные произведения древнего искусства.
Исторические памятники хранятся в музеях. В СССР много музеев, в каждой союзной республике и почти в каждом городе имеются свои местные музеи.
Памятники древней истории хранятся у нас главным образом в трех больших музеях; в Историческом музее и Музее изобразительных искусств в Москве и в государственном Эрмитаже в Ленинграде.

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

§ 4. Древние охотники.
Человек появился на земле сотни тысяч лет тому назад. Первые люди были беспомощны перед природой. Камень, тяжёлая дубина, заострённая палка служили им орудиями для добывания пищи.
Они не знали ни земледелия, ии разведения скота. С помощью грубых орудий первобытные люди сообща охотились па животных, собирали плоды и коренья. Одевались они в шкуры убитых зверей, жили в простых шалашах или в тёмных пещерах, которые всё-таки защищали от холода и от нападения диких зверей.
Однако в течение тысячелетий, в тяжёлой борьбе с природой человек понемногу улучшал условия своей жизни. Он научился тиспользовать огонь. Сначала люди брали огонь от горящих деревьев, зажжённых во время грозы ударом молнии. Затем огонь научились добывать трением друг о друга двух сухих кусков дерева.
Появление у людей огня имело для них огромное значение; огонь защищал от холода, отпугивал диких зверей; пища, приготовленная на костре, становилась более вкусной и питательной.
Постепенно человек научился обрабатывать камень. Первые каменные орудия были сделаны очень грубо. Какой-нибудь твердый камень, например кремень, оббивали, ударяя по нему другим камнем. Получался продолговатый и заострённый кусок. Его брали в руку и действовали им, как топором. Из камня делали также тонкие пластинки, которыми пользовались, как ножом.
В дальнейшем орудия делаются разнообразнее, и их лучше обрабатывают. Появляются каменные топоры, которые привязывают к деревянной рукоятке, наконечшжи для копий, Из кости делаются гарпуны для ловли рыб и животных, иглы для шитья одежды. Наконец, каменные орудия начинают шлифовать, то-есть делать их поверхность ровной и гладкой. Шлифовку производили посредством трения каменного орудия о другой камень или о песок.
Охота первобытных людей пошла успешнее, когда у них появился лук. Стрелой из лука можно было убивать зверя или птицу на значительном расстоянии.

§ 5. Совместный труд и общая собственность.
Орудия труда из камня и Кости были несовершешыми. Они быстро тупились или ломались. С их помощью людям: трудно было действовать в одиночку. Всякое дело — будь то охота, рыбная ловля, постройка жилища — требовало совместного, коллективного труда. В случае охоты, например, участники делались на два отряда: одни выгоняли зверя, другие метали в него копья, забрасывали камнями.
Поскольку люда трудились вместе, то и на продукт своего труда они смотрели как на общую, коллективную собственность. Общей собственностью была также земля, воды и леса, в которых люди охотились или ловили рыбу, ценные сорта камня, из которого изготовляли орудия труда. Только некоторые виды оружия, например лук, принадлежали отдельным людям.

§ 6. Язык древних людей
Совместный труд людей в первобытном обществе вызвал потребность передавать друг другу свои мысли. Так появилась человеческая речь как средство общения людей друг с другом. Речь первобытных людей была очень несовершенна. В ней насчитывалось мало слов. Этими немногими словами люди обозначали только самые необходимые для них предметы и действия. Звуки языка были грубыми: они походили на крики животных.
Однако первобытные люди резко отличались от животных: они изготовляли орчадая и пользовались ими для добывания пищи л борьбы с врагами. Постепенно человеческая речь стала развиваться: звуки её делались более членораздельными, количество слов увеличивалось. Это облегчало совместный труд людей. Вместе с языком развивались и мысли людей, так как люди могли выражать и передавать свои мысли только посредством слов.

§ 7. Зарождение религии.
Первобытные люди были совершенно беззащитны в борьбе с природой. Их страшили грозы и ураганы, опустошительные наводнения и извержения вулканов. Они не понимали их происхождения и не могли их объяснить. Да я в своей жизни люди постоянно сталкивались с такими страшными событиями, как, иа-йример, болезни или смерть, которых они не понимали.
Наряду с грозными и разрушительными силами природы были другие, которые приносили людям не зло, а добро. Так, солнце давало свет и тепло; под его лучами оживала вся природа. Бурные разливы рек причиняли много вреда земледельцам, но эти же реки орошали поля и покрывали их слоем плодородного ила.
Не понимая явлений природы, не умея ими управлять и боясь их, человек думал, что они вызываются какими-то высшими, сверхъестественными силами. Эти силы люди называли богами. Боясь сверхъестественных сил, человек надеялся задобрить их поклонением, молитвами или жертвами (подарками).
Вера в богов и поклонение им называется религией.

§ 8. Первобытная орда и первобытный род.
Благодаря тому, что труд был коллективным, первобытные люди никогда не жили в одиночку или (небольшой семьёй, а всегда группой в несколько десятков или сотен человек.
Сначала эти группы были непрочными и непостоянными: они легко распадались и снова объединялись. Такие самые ранние объединения первобытных людей называется первобытной ордой.
Но совместный труд всё больше объединял людей. Между ними появилось родство. Такая группа первобытных людей, которая занималась совместным трудом и была связана родством, называется родом.
Роды вели бродячий образ жизни, меняя свои стоянки в поисках дичи и съедобных растений. Большое значение в первобытном роде получили женщины. В то время как мужчины уходили на охоту, иногда на несколько дней, женщины находились в стоянке. Они собирали растения и ловили мелких животных, приготовляли и распределяли пишу, строили шалаши из древесных ветвей, разводили и поддерживали огонь, заботились о детях.

§ 9. Появление земледелия и скотоводства.

Возникновение земледелия. Собиранием дикорастущих съедобных растений земледелия, (плодов, ягод, злаков) занимались главным образом женщины. Они накопили в этой области много полезных сведений. Так, они заметили, что если в землю падало зерно, то через некоторое время из него вырастало новое растение.
Тогда женщины стали бросать зёрна в разрыхлённую почв); и поливать их. Так появилось земледелие.
Сначала им занимались исключительно женщины. Близ стоянки они вскапывали заострённой палкой-копалкой небольшой участок земли, сеяли на нём и выращивали растения. С течением времени копалку усовершенствовали: к концу палки стали прикреплять под углом острый камень — копалка превратилась в мотыгу.

Возникновение скотоводства. В то время как женщины занимались земледе-скотоводствд6 лием» мужчины-охотники приручали диких животных. Случалось, что у убитого на охоте животного оставались детёныши. Охотники часто ловили их живыми и приводили с собой. Животные вырастали, привыкали к человеку н становились ручными.
Бывало и так, что охотники загоняли в огороженное пространство целое стадо. Часть животных убивали на пищу, других же долго оставляли в живых, н они постепенно привыкали к человеку.
Прирученные, то-есть домашние, животные приносили людям большую пользу. Собаки охраняли стоянки и помогали во время охоты; мясо свиньи шло в пищу; рогатый скот давал молоко, мясо, кожу и служил в качестве рабочей силы. Вот почему люди стали разводить домашних животных. Так появилось скотоводство.

§ 10. Род у земледельцев и скотоводов.

Охота носила случайный характер: сегодня она была удачной, и люди были сыты, а потом, быть и скотоводства, может, в течение нескольких недель, охотники не приносили домой никакой добычи. В эго время приходилось питаться только ягодами и кореньями. При таких условиях нельзя было вести правильно организованное хозяйство: запасать про* дукты и делать какие-нибудь расчёты на будущее.
Возникновение земледелия и скотоводства внесло в жизнь людей большие изменения. Теперь человек гораздо меньше зависел от случайностей, Продукты земледелия и скотоводства стали служить важным подспорьем в хозяйстве, а в дальнейшем заняли в нём первое место; охота же теряла прежнее значение. Благодаря земледелию и скотоводству люди реже переходили с места на место, они начали строить постоянные жилища, откладывали излишки продуктов про запас. Жизнь людей улучшилась.

Земледелие, находившееся в руках женщин, увеличило их значение в роде. Приручение животных долго оставалось случайным занятием мужчин охотников. По своему значению оно уступало разведению полезных растений. При мотыжном земледелии женщины стали главными кормилицами рода, что и усилило их значение во всех делах. Старшая в роде женщана-мать распоряжалась хозяйством, к её мнению прислушивались при решении всех вопросов. Такой род называется материнским.
Однако материнский род существовал только при мотыжном земледелии. Дальнейшее развитие земледелия привело к «оявле-иию первобытного плуга. Это был простой обрубок дерева с большим острым суком. Обрубок волокли по земле, и сук проводил борозды, в которые бросали зёрна.
Сначала плуг тянули руками женщины, но при увеличении поля распашки такой способ уже не годился. В плуг стали впрягать приручённых животных, главным образом быков. Это способствовало развитию скотоводства, которым занимались мужчины. Поэтому развитие плужного земледелия повысило в жизни рода значение мужчин.
Старший в роде мужчина-отец становится теперь во главе рода. Мужчины ухаживают за рабочим скотом, занимаются пахотой и севом, руководят всем родовым хозяйством. Женщинам остаются второстепенные хозяйственные дела: приготовление пищи, изготовление одежды и домашней утвари, постройка жилища. Такой род называется отцовским.

При отцовском роде оседлые земледельцы жили большими родовыми общинами. Каждая община состояла из одного или неоколыких родов.
Родовая община занимала посёлок, окружённый рвом и валом для защиты от нападений врага и зверей. Иногда такие посёлки строили на озерах: в дно вбивали сваи, на них клали настал и строили хижвны. Посёлок соединялся с берегом мостками, которые убирались во время опасности.
Главным занятием жителей родовой общины было земледелие, скотоводство же играло подсобную роль. Поля и домашиие животные находились в обшей собственности.
Делами общины управлял выборный глава рода, родовой старейшина. Он назначал людей на работу, делил добычу и собранные продукты, решал споры между членами общины.

Племя. Несколько родственных общин составляли племя. Во главе племени стоял вождь, руководивший племенем во время войны. Вместе с вождём племенем управлял совет старейшин, куда входили родовые старейшины каждой общины. Самые важные дела решало племенное собрание, состоявшее из всех взрослых мужчин племени. Племенное собрание объявляло войну и заключало мир, выбирало вождя и судило за наиболее тяжёлые преступления, например за измену.

Долог и тяжёл был путь, который прошло человечество от бродячей жизни первобытных охотников до оседлого быта земледельцев. Неодинакова была жизнь людей в начале и в конце этого исторического пути. Однако их общественные порядки изменялись-мало: у людей преобладал коллективный труд, была коллективная собственность и отсутствовало угнетение человека человеком. Такой общественный строй, бывший у людей на заре их истории, называется первобытно-общинным.

 

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика