История Молдавской ССР 7-8 класс (Драгнев, Советов) 1986 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ
Авторство: Демир Миронович Драгнев, Павел Васильевич Советов
Формат: DjVu, Размер файла: 8.13 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I.
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И ЕГО РАЗЛОЖЕНИЕ 5
Глава I. Древнейшее человеческое общество на территории Молдавии 5
§ 1. Появление людей на территории Молдавии. Зарождение родового строя 5
§ 2. Развитие родоплеменных отношений 7
Глава II. Фракийские и скифские племена в период разложения первобытнообщинного строя. Зарождение классов 11
§ 3. Геты и даки 11
§ 4 Начало складывания классового общества у гетов и даков. Скифы 13
§ 5. Карпато-Дунайские земли в период римских завоеваний 15
Часть II.
ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА 18
Раздел I. ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОЛДАВИЯ 18
Глава III. Славяне и волохи 18
§ 6. Славяне в Днестровско-Карпатских землях 18
§ 7. Волохи 20
Глава IV. Днестровско-Карпатские земли в составе Древнерусского государства и Галицко-Волынского княжества 22
§ 8. Древнерусское население в Поднестровье 22
§ 9. Галицко-Волынская Русь и борьба с нашествиями кочевников в Днестровско-Карпатских землях. Начало заселения края волохами 26
Глава V. Формирование молдавской народности и образование Молдавского государства 28
§ 10. Складывание молдавской народности 28
§ 11. Образование Молдавского раннефеодального государства 32
Раздел II. МОЛДАВИЯ В ПЕРИОД РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА (С XV В.—ДО ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.) 37
Глава VI. Переход от раннего к развитому феодализму. Развитый феодализм до установления османского ига (XV — начало XVI в.) 37
§ 12. Экономическое развитие Молдавского государства в XV — начале XVI в. 37
§ 13. Социальная история Молдавии XV — начала XVI в 41
§ 14. Государственный строй Молдавии в XV — начале XVI в. 45
§ 15. Политическое развитие Молдавии в XV — начале XVI в. 48
§ 16. Борьба молдавского народа против иноземных захватчиков во второй половине XV — начале XVI в. 50
Глава VII. Молдавия под османским владычеством (до начала XVIII в.) 56
§ 17. Установление и формы турецкого ига в Молдавии 56
§ 18. Экономическое положение Молдавии в период турецкого ига 60
§ 19. Общественный строй 65
§ 20. Обострение классовой борьбы 70
§ 21. Борьба молдавского народа против иноземной агрессии и османского ига в XVI в. 73
§ 22. Международное положение и молдавско-русско-украинские связи в XVII — начале XVIII в. 80
Глава VIII. Молдавия в период усиления турецко-фанариотского режима (1711—1768 гг.) 86
§ 23. Начало совместной вооруженной борьбы Молдавии и России против Османской империи 86
§ 24. Усиление турецко-фанариотского гнета в Молдавии 90
§ 25. Дальнейшее развитие русско-молдавского боевого содружества. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 г 95
Глава IX. Культура феодальной Молдавии (XIV — середина XVIII в4) 100
§ 26. Быт народа 100
§ 27. Молдавский фольклор ЮЗ
§ 28. Письменность и литература 106
§ 29. Просвещение и книгопечатание 113
§ 30. Искусство средневековой Молдавии 115
Раздел III. НАЧАЛО ПОЗДНЕГО ФЕОДАЛИЗМА. ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЛЕВОБЕРЕЖНОГО ПОДНЕСТРОВЬЯ И БЕССАРАБИИ К РОССИИ (ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII — НАЧАЛО XIX В.) 121
Глава X. Социально-экономическое развитие и культура Молдавии в последней четверти XVIII — начале XIX в 121
§ 31. Социально-экономическое положение 121
§ 32. Развитие культуры 127
Глава XI. Русско-турецкие войны конца XVIII — начала XIX в. и освободительная борьба молдавского народа против османского ига 131
§ 33. Усиление влияния России в Молдавии на рубеже XVIII—XIX вв. Присоединение Левобережного Поднестровья к Российскому государству 131
§ 34. Русско-турецкая война 1806—1812 гг. Освобождение Бессарабии от османского ига и ее присоединение к России 135
Раздел IV. РАЗЛОЖЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ И ФОРМИРОВАНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ В БЕССАРАБИИ И ЛЕВОБЕРЕЖНОМ ПОДНЕСТРОВЬЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. 139
Глава XII. Экономическое развитие Бессарабии и Левобережного Поднестровья в дореформенный период 139
§ 35. Административное устройство и заселение края 139
§ 36. Развитие сельского хозяйства и промышленности 143
§ 37. Развитие торговли и рост городов 147
Глава XIII. Социальные отношения и антифеодальная борьба в Бессарабии и Левобережном Поднестровье в дореформенный период 150
§ 38. Изменения в классовом составе села и города 150
§ 39. Классовая борьба крестьян и горожан 155
Глава XIV. Общественное движение в Бессарабии и Левобережном Поднестровье в.первой половине XIX в. 159
§ 40. Включение края в общероссийское революционно-освободительное движение 159
§ 41. Поддержка населением края борьбы балканских народов против османского владычества
§ 42. Распространение передовых идей
Глава XV. Развитие культуры в первой половине XIX в. 167
§ 43. Развитие литературы 168
§ 44. Просвещение, наука, искусство 172
§ 45. Быт и устное народное творчество 174
Часть III.
РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА 177
Раздел V. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В МОЛДАВИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В 177
Глава XVI. Буржуазные реформы в Молдавии в 60—70-х гг. XIX в. 177
§ 46. Причины буржуазных реформ и подготовка крестьянской реформы 177
§ 47. Проведение крестьянской и других буржуазных реформ в Бессарабии 180
Глава XVII. Развитие капитализма в Молдавии в пореформенный период 185
§ 48. Утверждение капитализма в сельском хозяйстве 185
§ 49. Развитие промышленности и торговли 190
§ 50. Образование классов капиталистического общества 192
Глава XVIII. Общественно-политическое и революционное движение в Молдавии в пореформенный период 194
§ 51. Распространение революционно-демократических идей. Народническое движение 194
§ 52. Молдавия и освободительная борьба балканских народов 198
§ 53. Начало рабочего движения в Молдавии 200
§ 54. Зарождение социал-демократического движения в Молдавии 202
Глава XIX. Культура Молдавии во второй половине XIX в. 204
§ 55. Изменения в быте и устном народном творчестве 204
§ 56. Просвещение, наука и искусство 206
§ 57. Литература 209
Хронологическая таблица 214
Скачать бесплатный учебник СССР - История Молдавской ССР 7-8 класс (Драгнев, Советов) 1986 года
СКАЧАТЬDjVu
Введение
Для чего нужно изучать историю союзной республики. История нашей Родины, первой в мире страны победившего социализма вызывает интерес не только советских людей, но и всего прогрессивного человечества. На протяжении четырех лет вам предстоит узнать много интересного из истории народов нашей страны.
Курс истории СССР содержит общие сведения по истории народов нашей Родины. Для населения союзных республик, в том числе и Молдавской ССР, важно также знание и конкретных сведений по истории своего края. В единой семье советских народов каждый из них вносит свой вклад в экономическое развитие страны, в единую многонациональную советскую культуру. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности для развития народов нашей страны. Советский народ тесно сплочен общей экономикой, единым социальным строем, общими идеалами созидания коммунистического общества. Советская Конституция узаконила равенство всех народов нашей многонациональной Родины. Их объединяют узы братской дружбы. Каковы исторические корни дружбы народов нашей страны, какие испытания прошла она на протяжении веков? Все это вы узнаете, изучив историю своего края.
А мало ли знаменательных дат содержит современная история союзных республик, связанных с общими успехами, в экономике, культуре, науке В каждой республике славятся имена передовиков производства, деятелей культуры и науки.
Обогатив себя знанием конкретных фактов по истории союзной республики, вы лучше поймете историю нашей необъятной Родины.
О чем рассказывает история Молдавской ССР. История Молдавской ССР— неотъемлемая частица истории СССР. В ней вы увидите и общие черты для всей нашей великой Родины и особенности развития края, в котором вы живете, учитесь, трудитесь.
Вы узнаете, когда впервые люди заселили территорию Молдавии, как они жили, добывали пищу и постепенно покорили силы природы. Поймете, как зародилось здесь деление людей на классы, как сформировался молдавский народ.
Народы никогда не жили обособленно. На территории Молдавии совместно с молдаванами живут русские, украинцы, болгары, гагаузы и др. Они всегда учились друг у друга, взаимообогащались.
Изучение истории Молдавии поможет вам понять, как зародилась дружба между молдавским, русским и украинским народами, как она крепла в борьбе против классовых угнетателей и общих внешних врагов, какое большое влияние она оказала на формирование и развитие молдавского народа и его культуры. Молдавский народ не сломили тяжелые испытания, выпавшие на его долю в период многовекового ига османских поработителей. Вы узнаете имена, которые стали символом борьбы против иноземных захватчиков, поймете, почему только с помощью великого русского и украинского народов наш край был освобожден, и его присоединение к России сыграло прогрессивную роль в развитии всех народов его населяющих.
С начала XIX в. экономика и культура Молдавии развивались в составе Российского государства. Изучив учебник по истории Молдавской ССР, вы узнаете, как трудящиеся края приобщались к передовому русскому освободительному движению и под руководством большевистской партии Ленина, вместе со всеми народами нашей Родины боролись против царизма, помещиков и капиталистов.
Настоящий учебник согласно программе излагает историю Молдавии до периода, предшествующего Великой Октябрьской социалистической революции. В 9—10 классах вы будете изучать героическую борьбу трудящихся Молдавии за победу Великой Октябрьской социалистической революции и установление Советской власти в крае. Славный путь прошла Советская Молдавия в братской семье народов СССР и достигла больших успехов в социалистических преобразованиях.
Часть I.
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И ЕГО РАЗЛОЖЕНИЕ
ДРЕВНЕЙШЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ МОЛДАВСКОЙ ССР
§ 1. Появление людей на территории Молдавии.
Зарождение родового строя
Стоянки первобытных людей. Территория Молдавии была заселена людьми примерно 300 тысяч лет тому назад. Это произошло в период потепления между двумя наступлениями великого оледенения. Прсле появления здесь человека ледник во время нового своего наступления довольно близко подошел к территории Молдавии. Опять установился очень холодный климат.
В это время древние люди жили в суровых условиях. Они приспосабливали под жилье пещеры или скальные навесы. У нынешнего села Бутешты Глодянского района, на берегу Прута, обнаружены остатки пещерной стоянки первобытных людей, которые жили здесь около 100 тысяч лет назад. Они постоянно жгли костер в пещере, где скрывались от непогоды и диких зверей. Вначале люди пользовались тем огнем, который давала им природа — молния, пожар и т. д. Постепенно люди сами научились добывать огонь. Теперь они могли разводить костры в любое время. Пищу уже не употребляли в сыром виде, а готовили на кострах. Главным средством добычи пищи была охота на животных и собирание плодов дикорастущих деревьев и кустарников. Древние люди были вооружены копьями и дротиками с насаженными на древко острыми наконечниками из камня.
Орудия труда и оружие на территории Молдавии делали из особого вида камня, который называется кремень. Кремневые рубила (примитивные топоры) и скребла (подобие ножа) найдены не только в пещере Бутешты, но и на других стоянках того времени. Камень очень долго был основным материалом, из которого люди делали свои орудия. Поэтому ту эпоху в истории человечества ученые называют каменным веком. Родовые общины. Древний каменный век на территории Молдавии продолжался сотни тысяч лет. В конце древнего каменного века (примерно 35—10 тысяч лет назад) произошли решительные перемены в жизни человеческого общества. Сложился современный внешний облик человека и на территории Молдавии. В гроте у села Дуруитор Рышканского района найдены останки одного из обитателей стоянки этих древних людей. Охотиться на мамонта, носорога и других крупных животных люди древнего каменного века могли только совместно, большими группами. Такая группа охотников, объединялась родовой общиной, которая состояла из большого числа близких и дальних родственников. В хозяйстве и быту этих общин большую роль играли женщины, и родство определялось по материнской линии (матриархат). Большая стоянка такой родовой общины открыта археологами на берегу реки Реут около нынешнего села Чутулешты Флорештского района. До наших дней сохранились остатки десятков кострищ (места, где разжигали костры) и сложенных из камня очагов, много кремневых орудий и костей животных. Люди, жившие здесь примерно 30 тысяч лет назад, сообща охотились на дикую лошадь, а также других животных.
В этот период зависимость человека от природы была очень велика. Природа казалась грозной и могущественной силой, которую надо отпугнуть или задобрить. Стали возникать религиозные верования в непонятные для человека силы природы. Для заклинания сил природы и животных, для удачной охоты древние люди делали охранительные амулеты и музыкальные инструменты. В гроте Брынзены Единецкого района найден амулет из бивня мамонта по форме напоминающий рыбу. На других стоянках обнаружены костяные флейты для звуковых заклинаний.
Около 10 тысяч лет назад ледник окончательно отступил с европейского материка. Более благоприятный для жизни людей теплый и влажный климат установился и по берегам Днестра и Прута. Исчезли холодолюбивые животные, особенно крупные. В новых условиях остались существовать лошадь, олень, кабан, волк, лиса, заяц и др. Крупным изобретением, облегчавшим охоту на небольших подвижных животных, стали
лук и стрелы с кремневыми наконечниками. Развивалась ловля рыбы в реках и озерах. Люди стали жить, охотиться и ловить рыбу небольшими группами, менявшими свои стоянки. Остатки таких кратковременных стоянок обнаружены у села Фрумушика Флорештского района и в других местах. В то время люди часто переходили жить с одного места на другое в поисках пищи.
§ 2. Развитие родоплеменных отношений
Первые земледельцы и скотоводы. Со временем люди стали приручать животных, выращивать растения, употреблять их в пищу и применять для хозяйственных нужд. На территории Молдавии вначале «одомашнили» свинью и быка. Через некоторое время здесь овладели первыми навыками обработки земли с помощью мотыг и научились выращивать пшеницу, ячмень и просо, которые были занесены сюда с Балканского полуострова. Занимаясь земледелием, люди уже постоянно находились около обрабатываемых земель.
Зависимость человека от сил природы начала ослабевать. Люди уже меньше зависели от удачи в охоте за дикими животными, в сборе плодов дикорастущих деревьев и кустарников. Значительным облегчением в быту и хозяйстве древних людей было появление на территории Молдавии посуды из обожженной глины.
Трипольские поселения. Новый подъем культуры был связан с распространением в труде и быту людей металлических медных предметов. На территории Молдавии не было месторождений меди. С IV тысячелетия до н. э. сначала готовые изделия, а потом и медную руду завозили сюда с Балкан и из Карпат. Со временем появились и свои, местные мастера, которые научились выплавлять медь, выковывать и отливать из нее топоры, тесла, иглы, украшения и другие предметы.
Люди, жившие на территории Молдавии и на соседних землях в это время,были создателями так называемой «трипольской культуры». Многочисленные большие поселки «трипольцев» IV—III тысячелетия до н. э. располагались по берегам рек на обширных пространствах от Днепра до Карпат. Один из трипольских поселков находился около села Варваровка Флорештского района. Здесь были сотни домов, построенных из жердей и глины, некоторые даже двухэтажные. Древние обитатели этих жилищ изготовляли из глины посуду разнообразных форм, украшенную великолепныv многоцветным орнаментом, который и сейчас вызывает чувство восхищения. Найдены глиняные Статуэтки матери-прародительницы, богини плодородия. «Трипольцы» поклонялись ей и надеялись, что эта богиня даст им богатый урожай и увеличит стада.
Обработкой земли в основном занимались женщины с помощью мотыг. Позже стали появляться примитивные пахотные орудия — рала, требовавшие применения мужской силы. Трипольцы выращивали пшеницу, овес, просо, ячмень, горох, бобы. Занимаясь скотоводством, предпочитали разводить крупный рогатый скот, а также овец, коз и свиней, приручили Лошадь.
Трипольцы жили родовыми общинами. У каждой родовой общины появилось специальное место захоронения — могильник. Такой могильник обнаружен вблизи теперешнего села Выхватинцы Рыбницкого района. Здесь выделяются некоторые погребения мужчин, которые были главами общины. На смену материнской приходила родовая патриархальная отцовская община. Главенствующую роль в ней играли мужчины, и родство определялось по отцовской линии. Происходил переход от матриархата к патриархату. Несколько родовых общин объединялись в более крупные коллективы людей — племена. Это вызывалось потребностями хозяйства и обеспечивало большую безопасность от внешних вторжений других племен.
Появление скотоводческих племен. Распространение орудий из бронзы.
Большинство трипольских поселков было разрушено пришедшим с востока кочевым скотоводческим населением. Оно передвигалось в поисках новых пастбищ. Постепенно эти скотоводческие племена начали также возделывать землю и перешли к оседлому образу жизни. Животных стали использовать при вспашке полей.
Со второй половины II тысячелетия до н. э. на территории Молдавии, наряду с прежними орудиями, широкое распространение получают изделия из бронзы — сплава меди и олова. Бронзовые топоры, тесла, ножи, серпы, посуда и другие предметы были прочнее и лучше. Они облегчили быт людей, их труд, сделали его более производительным. Этот период получил название эпохи бронзы.
Начало разложения первобытнообщинного строя. В эпоху бронзы более производительный труд, развитие земледелия и скотоводства способствовали созданию богатств, которые накоплялись в руках племенной знати. Она состояла из самых влиятельных людей — вождей, жрецов, старейшин родовых общин. Управляя жизнью племен, они использовали власть для личного обогащения. Источником создания богатств служила также добыча, взятая во время военных столкновений между племенами. О появлении богатств в руках знати свидетельствует Бородинский клад XV в. до н. э., найденный на юге Днестровско-Прутского междуречья.
★Все➙ Учебники 7 класс, ★Все➙ Учебники 8 класс, Все - Для учащихся старших классов, Для учащихся средних классов