История СССР 7 класс 1971 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника История СССР 7 класс (Нечкина, Лейбенгруб) 1971

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 7 КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

© Издательство  Просвещение Москва 1971

Авторство: Милица Васильевна Нечкина, Павел Соломонович Лейбенгруб

Формат: DjVu, Размер файла: 8.94 MB

СОДЕРЖАНИЕ 

Письмо к семиклассникам от авторов учебного пособия 3
Как работать с учебным пособием 6

1. Первобытнообщинный и рабовладельческий строй

Глава I. Первобытнообщинный строй и рабовладельческий строй в истории нашей страны. Древние славяне
§ 1. Древнейшие жители нашей страны
§ 2. Поселения родовых общий
§ 3. Рабовладельческие государ ства Закавказья и Средней Азии
§ 4. Народы Северного Причер поморья в древности
§ 5. Восточные славяне в древности
Заключение к главе I

2. Возникновение и развитие феодализма

Глава II. Древняя Русь. Раннефеодальное государство с центром в Киеве (с IX в. до начала XII в.)
6. Образование классов у восточных славян
7. Образование древнерусского государства
8. Усиление древнерусского государства
9. Развитие феодальных отношений. «Русская Правда»
10. Народные восстания. Феодальные усобицы
§ 11. Культура древней Руси
Заключение к главе II

См. оглавление полностью...

Глава III. Феодальная раздробленность на территории нашей страны
§ 12. Феодальная раздробленность Руси
§ 13. Великое Владимирское княжество
§ 14. Великий Новгород
§ 15. Галицко-Волынское княжество. Последствия феодальной раздробленности Руси
§ 16. Развитие феодализма в Закавказье
§ 17. Развитие феодальных отношений в Средней Азин. Возвышение Хорезма 68
§ 18. Начало монголо-татарского нашествия. Борьба народов Средней Азии и Закавказья с монголо-татарскими завоевателями
§ 19. Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием
§ 20. Борьба русского народа и народов Прибалтики со шведскими и немецкими феодалами
§ 21. Народы Украины. Белоруссии и Литвы в борьбе с агрессией немецких феодалов
Заключение к главе III

Глава IV. Образование и развитие Русского централизованного государства
§ 22. Предпосылки образования и развития Русского централизованного государства
§ 23. Возвышение Москвы в XIV веке
§ 24. Куликовская битва
§ 25. Объединение русских земель в единое государстве. Свержение ига монголо-татарских ханов
§ 26. Русское централизованное государство в конце XV — начале XVI века
§ 27. Укрепление государственной власти при Иване IV
§ 28. Присоединение к Российскому государству Поволжья и Западной Сибири
§ 29. Борьба России за выход к Балтийскому морю
§ 30. Развитие культуры в XIV—XVI веках 120
Заключение к главе IV 128

Глава V. Крестьянская война в начале XVII века. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов 129
§ 31. Российское государство в конце XVI — начале XVII века
§ 32. Первая крестьянская война в России 131
§ 33. Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале XVII века 134
Заключение к главе V 139

Глава VI. Экономическое и политическое развитие страны в XVII веке 140
§ 34. Экономическое развитие России в XVII веке
§ 35. Политическое развитие России в XVII веке 144
§ 36. Угнетение украинского и белорусского народов польскими феодалами. Запорожская Сечь 151
§ 37. Освободительная война украинского и белорусского народов против польских феодалов. Воссоединение Украины с Россией 153
§ 38. Крестьянская война под предводительством Степана Разина 157
§ 39. Сибирь в XVII веке 162
§ 40. Развитие культуры России в XVII веке 166
Заключение к главе VI 174

Глава VII. Дальнейшее развитие феодальной России. Образование Российской империи 175
§ 41. Россия на рубеже XVII и XVIII веков
§ 42. Начало Северной войны 178
§ 43. Полтавская битва. Победы русского флота 180
§ 44. Экономическое развитие. Народные восстания 184
§ 45. Государственные реформы при Петре I 187
§ 46. Культура и просвещение. Значение преобразований Петра I 189
§ 47. Россия в середине XVIII века 196
Заключение к главе VII 200

3. Разложение феодализма и развитие капиталистических отношений в России

Глава VIII. Начало разложения феодализма и развитие капиталистических отношений в России во второй половине XVIII века 202
§ 48. Новые черты хозяйственной жизни Усиление крепостнического угнетения в период разложения феодализма
§ 49. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева 208
§ 50. Поражение крестьянской войны. Усиление диктатуры дворян 211
§ 51. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Русско-турецкие войны 214
§ 52. Царизм в борьбе против французской буржуазной революции 219
§ 53. Участие царизма в войнах с буржуазной Францией в конце XVIII века. Развитие русского военного искусства 221
§ 54. Культура России в середине и во второй половине XVIII века. Наука. Образование 226
§ 55. Развитие русского искусства. Архитектура 231 § 56. Живопись. Скульптура. Театр 235
§ 57. Первый революционный призыв к борьбе против крепостничества и самодержавия 241
Заключение к главе VIII 245
Хронологическая таблица 247
Исторические термины 249
Что можно прочитать по курсу истории СССР (VII класс) 251

Скачать бесплатный учебник  СССР - История СССР 7 класс (Нечкина, Лейбенгруб) 1971 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ПИСЬМО К СЕМИКЛАССНИКАМ ОТ АВТОРОВ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Дорогие друзья!
Вы перешли в VII класс. Новый учебник истории лежит перед вами. Вы знаете, что такое история. Еще в IV классе вы познакомились с рассказами по истории СССР. Два года изучали историю зарубежных стран: в V классе — историю древнего мира и в VI классе — историю средних веков. Не раз читали произведения художественной литературы на исторические темы.
Но в VII классе вам предстоит начать изучение курса, особенно важного для каждого гражданина нашей страны. Вы будете изучать историю своей Родины, своего Отечества — великого Советского Союза.
История нашей Родины особенно важна для нас и для передовых людей мира прежде всего потому, что это история страны, народы которой первыми свергли господство эксплуататоров, первыми построили социализм и ныне прокладывают человечеству путь к коммунизму.
У народов нашего Отечества долгая, волнующая история, полная непрерывного труда, героических подвигов в классовых битвах, в защите родной страны от внешних врагов и великой работы ученых, писателей, деятелей искусства.
Перед вами пройдут картины нашей древнейшей истории — жизни людей при первобытнообщинном строе, в рабовладельческих государствах Закавказья, Средней Азии, Причерноморья. Вы узнаете, как и почему в нашей стране возник феодальный строй, просуществовавший около тысячи лет.
Много важных событий произошло в истории нашей Родины.
Предки русского, украинского и белорусского народов столетиями вели героическую борьбу против кочевых племен Востока — хазар, печенегов, половцев. Множество иноземных вторжений испытали народы Средней Азии и Закавказья. Рука об руку с русским народом боролись против агрессии немецких феодалов народы Прибалтики.
В исторических судьбах народов нашей страны много общего. Не раз они вместе поднимались против классовых угнетателей. Не раз боролись против общих внешних врагов.
...Вот налетают на мирные города и деревни Средней Азии, Закавказья, Руси орды монгольских ханов, звенят мечи, рушатся крепостные стены, пылают города и деревни.
Более двух веков тяготеет иго завоевателей над нашей землей. Но она собирается с силами и дает отпор захватчикам. Кто не слышал об
Александре Невском и сражении тысяч людей на Чудском озере с немецкими рыцарями, о битве с монголо-татарскими поработителями на Куликовом поле!
Вы узнаете о том, как вырос некогда маленький город — Москва, как постепенно вокруг нее объединяются русские земли, складывается и возвышается Российское государство. Шли годы. К России были присоединены Поволжье, Сибирь; Украина добровольно воссоединилась с Россией. Выросло международное значение России. В Москву съезжаются послы от многих иностранных государств. Но страшная опасность подстерегает молодую объединившуюся страну в начале XVII в.: враги и с запада и с северо-запада обрушиваются на нее, грабят ее земли, расхватывают только что сложившуюся огромную державу. Ее спасает сам народ. Со всех сторон идут русские люди на защиту родины, объединенными усилиями они побеждают врагов. Кто не знает памятника Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади!
А дальше вы узнаете о последних веках феодального строя, о том, как его потрясали мощные крестьянские восстания под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева, о том, как жаждущий освобождения от феодалов-помещиков народ берег и любил свою родину.
...Огромная армия французского императора Наполеона Бонапарта обрушивается на Россию в 1812 г. — и завоеватель многих стран получает отпор: Россия не только слагает себя, но и всей Европе помогает освободиться от поработителей.
Вы узнаете о том, как возникло и выросло в нашей стране революционное движение.
...Туманным петербургским утром 14 декабря 1825 г. выступают на Сенатской площади дворянские революционеры-декабристы — первые борцы против самодержавия и крепостного права. За ними через четверть века продолжают борьбу революционные демократы — защитники интересов крестьян. Кто они? В чем их доблесть? Почему мы чтим их память? И на эти вопросы ответит вам курс истории СССР.
Вы узнаете и о том, как и почему на смену России феодальной пришла Россия капиталистическая, как вырастала в нашей стране самая могущественная общественная сила — рабочий класс. В середине прошлого века он уже вырос и развился во многих странах мира. Карл Маркс и Фридрих Энгельс стали глашатаями его идей. Брошен революционный клич—«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В эпоху капитализма появляется и растет пролетариат—могильщик капитализма, руководитель борьбы всех трудящихся и обездоленных.
Великий вождь пролетариата Владимир Ильич Ленин начал революционную борьбу в исходе прошлого века. Ленин создал большевистскую партию — партию коммунистов, которая повела на штурм эксплуататорского строя рабочих и крестьян всей России.
Рабочие и крестьяне всей России... Что же это значит?
Царская Россия была многонациональной страной. В ее границах объединялись к моменту Великого Октября и все те народы, которые частью добровольно вошли в нее, а частью были включены в результате завоевания. В составе пролетариата России было не только множество русских рабочих, но и украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, литовцы, латыши, эстонцы, узбеки и рабочие многих-многих других национальностей. И крестьян России составляли не только русские крестьяне, населявшие тысячи русских деревень, разбросанных по стране. В состав угнетенных крестьянских масс огромной России входили крестьяне всех ее национальностей, всех народов. Вот что означают слова «рабочие и крестьяне всей России». У них были общие враги — капиталисты и помещики. Именно этих врагов свергла в 1917 г. Великая Октябрьская социалистическая революция.
Под натиском трудовых масс, сплотившихся вокруг русского рабочего класса, впервые в мировой истории падают твердыни эксплуататорского строя. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества.
Отбив первое военное нападение международного империализма в 1918—1920 гг., коммунисты, комсомольцы, все патриоты Советской страны самоотверженным, героическим трудом превратили свою Отчизну из некогда отсталой в передовую, социалистическую державу и приступили к строительству коммунизма.
Великие преимущества страны социализма, горячая любовь советских людей к своей социалистической Родине с огромной силой проявились в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.), в ходе которой советский народ разгромил фашистских агрессоров и спас человечество от угрозы порабощения и гибели.
Кто бы вы ни были по национальности — русские или украинцы, эстонцы или грузины, белорусы или узбеки, таджики, казахи, киргизы, молдаване, латыши, литовцы, армяне, азербайджанцы, туркмены или дети других народов нашей страны — вы юные граждане Советского Союза, советские люди. Советский Союз — ваша Родина, ваше Отечество. Вы познакомитесь также с прошлым своей республики — Украины, Армении, Туркмении, Латвии, вы узнаете историю своего края — помните, что это часть истории всего нашего многонационального Отечества Советского Союза.
Как же не знать ее — историю своего Отечества! Вот мы и начнем изучать ее в VII классе. То, что вы узнаете, должно остаться с вами на всю жизнь.
Авторы учебного пособия

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНЫМ ПОСОБИЕМ
Вы знаете, что каждый учебник делится на разделы, разделы — на главы, а главы — на параграфы. Откройте оглавление в конце книги и прочитайте, из каких частей она состоит.
Как и в других учебниках истории, каждый параграф разделен на несколько небольших частей, заглавия которых врезаны в самый текст пособия и напечатаны слева более жирным шрифтом. Далее для краткости будем называть их пунктами. В каждом пункте разбирается отдельный вопрос, который и назван в его заглавии.
То, на что следует обратить особое внимание, выделено или жирным шрифтом, или курсивом, то есть письменным шрифтом.
В конце каждой главы дано «Заключение», в котором обобщено ее содержание, приведены вопросы и задания для повторения темы.
Вот несколько советов, как надо готовить урок.
1. Прочтите заданный урок целиком. Читая текст параграфа в первый раз, не стремитесь сразу запомнить содержание читаемого, а старайтесь только понять его, вникнуть в смысл.
2. Положите рядом с учебным пособием альбом исторических карт и откройте карту, соответствующую теме урока. Находите на карте все упоминаемые в тексте географические названия: реки, города, границы государств, места народных восстаний, крупнейших военных сражений и т. п. Постарайтесь словами определить, где они расположены.
3. Внимательно рассмотрите относящиеся к параграфу рисунки — они не только иллюстрируют текст учебного пособия, но и дополняют его.
4. Поняв прочитанный текст учебного пособия, подготовьте ответы на вопросы, помещенные в конце параграфа или названные учителем.
Многие вопросы потребуют от вас самостоятельных размышлений, разбора текста учебного пособия, помещенных в нем документов и иллюстраций
Если на уроке вы записали в тетради план темы или составили таблицу, прочтите свои записи при работе с учебным пособием.
5. Надо твердо знать, когда происходили изучаемые вами исторические события. Наиболее важные хронологические даты выделены в учебном пособии жирным шрифтом. Это значит, что их надо запомнить. Чтобы легче было их повторить, в конце учебного пособия приведена таблица основных хронологических дат.
6. Если вы встретите в тексте непонятное для вас слово, найдите в учебном пособии его объяснение. Тут вам поможет приведенная в конце учебного пособия таблица исторических терминов, в которой указаны параграфы и пункты, где дано им объяснение.
7. Расскажите заданный параграф. Если это трудно, прочтите его еще раз и попробуйте рассказать урок сначала по отдельным пунктам, но потом уже целиком. Лучше это сделать вслух. Заучивать наизусть текст учебного пособия не следует. Нужно уметь излагать своими словами основное содержание параграфа.


Первобытнообщинный и рабовладельческий строй

Глава I
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЯ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ. ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ

§ 1. Древнейшие жители нашей страны

Первобытнообщинный строй — первая, самая длительная ступень в прошлом человечества. Он существовал более миллиона лет. Сначала люди населяли Южную Азию, часть Африки, южные страны Европы. Позднее они расселились и в других районах земного шара, в том числе и на территории нашей страны. Нет в мире такого народа, который миновал бы в своем историческом развитии эту ступень. Прошли ее и предки всех народов СССР.

1. Первобытные люди. Первые люди появились в нашей стране в глубокой древности 700—600 тысяч лет назад. Климат был тогда мягче и теплее, чем сейчас, богатая южная растительность покрывала землю. Небольшие группы первобытных людей бродили в поисках пищи — собирали плоды, выкапывали съедобные корни, охотились за животными. Жизнь людей была нелегка и полна опасностей. Часто люди голодали. Хищные звери — саблезубые тигры, львы и пантеры — подстерегали человека, угрожали его жизни.
Но уже древнейшие люди отличались от животных: они умели делать орудия труда. Они могли приспособить палку и камень, чтобы охотиться, сбить плод, выкопать съедобные корни, защититься от зверей. Грубо оббив кусок кремня и сделав каменное рубило, человек шел с ним на охоту, потрошил добычу, резал мясо и шкуру. Люди рано узнали огонь — они видели, как загоралось дерево от молнии, как извергались вулканы. Они брали огонь и бережно хранили его, не давая ему угаснуть. Но потребовались многие тысячелетия, чтобы человек научился сам зажигать огонь Использование огня облегчило жизнь людей. Они могли обогреться у костра, защититься от холода, огнем можно было отпугивать зверей, улучшилась пища: люди стали готовить ее на огне.
Человек уже и в те древние времена жил не в одиночку, а вместе с другими людьми: один он погиб бы. Он не смог бы защититься от диких зверей, обеспечить себя пищей Сотни тысяч лет люди жили первобытными стадами (примерно 700— 100 тысяч лет назад). Было очень важно, что люди трудились сообща, это умножало их силу, увеличивало
Древнейшие каменные орудия (рубила, скребла)
Что должны были знать люди, чтобы изготовить такие орудия?
результаты труда, развивало способности и улучшало жизнь людей.
В совместном труде людей развивалась их речь. Они договаривались между собой, как действовать, передавали друг другу свой опыт. Речь помогала труду человека. Она была важным отличием человека от животных.
Труд создал человека, развил его мышление и речь.
Так прошло около шестисот тысяч лет. Медленно, но непрерывно развивались орудия труда и
умение человека работать. Умножались и разрастались человеческие коллективы. Постепенно в природе произошли события большой важности, сильно изменившие жизнь людей нашей страны.

2. Человек и великий ледник. Началось великое оледенение. С севера стал постепенно наползать огромнейший ледник. В Западной Европе ледник спустился южнее нынешнего Берлина, а в нашей стране— южнее места, где сейчас находится Киев. Двумя огромными языками он сполз по долинам Днепра и Дона, покрыв все пространство к северу толщей льда высотой иногда до двух-трех километров. Большая часть страны превратилась в ледяную пустыню, где свирепствовали морозы и бушевали снежные метели. Ледник то отступал, то наступал вновь. Наиболее суровое ледниковое время длилось около 100 тысяч лет. Не стало теплолюбивых растений, прежние животные вымерли или ушли на юг. Их сменили северные олени, песцы, пещерные медведи и громадные мамонты. У края ледника возникла тундра, южнее простерлись холодные степи, местами выросли сосновые и березовые леса. С ледника дули холодные ветры. Для людей настало время тяжелых испытаний. Чтобы выжить, человеку надо было теперь напрячь все свои силы в борьбе с суровой природой.
И человек не только выжил, но и развился дальше благодаря труду. Борьба с трудностями закалила и развила его. Раньше, в теплое время, можно было почти не заботиться об одежде — теперь человек научился ее изготовлять. Люди улучшили и умножили каменные орудия. Острым рубилом они очищали шкуру животного, затем разрезали ее и надевали на себя, чтобы защититься от холода. Люди поселялись в пещерах: жить без жилища стало невозможно.
Огонь — вот что было особенно важно! Без огня — гибель от холода. И человек научился добывать и лучше хранить огонь, умело пользоваться им. Горящий очаг стал центром жизни человеческой общины. Соединенными силами люди стали охотиться на крупных зверей, например устраивали сообща облаву на мамонта. Это давало им запас пищи на много дней. С помощью огня они выгоняли из пещеры огромного медведя и занимали ее под жилье.
Большое значение огня для людей отразилось в древних преданиях. Вы помните древнегреческий миф о Прометее, похитившем для людей огонь с неба? Там говорится, что за похищение огня боги приковали Прометея к горам Кавказа.

 

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика