Skip to main content

История труда - краткое руководство политической экономии (Тюменев) 1924 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 История труда - краткое руководство политической экономии (Тюменев) 1924

 

Назначение: Настоящий курс составлен применительно к программе второй ступени трудовой школы. Незначительные отступления допущены лишь в расположении материала и последовательности изложения.

Помимо того, в текст внесены некоторые дополнительные отделы, не имеющиеся в программе. Дополнения эти сделаны прежде всего в интересах большей полноты и законченности курса, предназначаемого автором не только для пользования в школе, но и для самообразования. При преподавании дополнения эти легко могут быть опущены, но в то же время не без пользы прочтутся и теми учащимися, которые захотели бы составить себе более полное представление о предмете. С тою же целью—дать возможность желающим ориентироваться в отдельных вопросах экономической науки, равно как облегчить учащимся пользование литературой при составлении рефератов на специальные темы, к руководству приложен указатель.
По вполне понятным причинам, в книге, являющейся прежде всего учебным руководством, дан указатель исключительно литературы на русском языке, журнальная литература также оставлена совершенно в стороне. В указанных книгах желающие всегда могут найти дальнейшие сведения и ссылки как на иностранную, так и на журнальную литературу.

Рабочее Издательство "ПРИБОЙ" Ленинград 1924

Авторство: Тюменев А.И. 

Формат: PDF, Размер файла: 14 MB, Формат: DjVu, Размер файла: 13.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 7

Введение. Предмет истории труда 9

Глава I. Первобытный коммунизм.

1. Жизнь первобытного человека.- Первые орудия производства ... 11

2. Первые общественные объединения.-Изолированное хозяйство. - Отсутствие прибавочного труда 13

3. Простое сотрудничество.-Первобытный коммунизм 15

4.Зачатки разделения труда  16

Г л а в а II. Родовая община.

1.Примитивное земледелие и начало хозяйственной деятельности. - Матриархальная община 18

2.Возникновение скотоводства 20

3.Развитие орудий и техники производства.-Разделение труда . .21

4.Патриархальная родовая община, патриарх-организатор.-Начало эксплуатации 23

5.Развитие частной собственности.-Возникновение обмена ....25

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Глава III. Патриархальная земледельческая община. - Соседская община.

1.Успехи земледельческой техники.-Начало оседлости 28

2.Земледельческая родовая и семейная община 30

3.Возникновение соседской деревенской общины.  31

Глава IV. Поместье и поместное хозяйство.

1.Возникновение землевладельческого класса 34

2.Развитие поземельно-зависимых отношений 36

3.Поместье и сельская община.-Поместное хозяйство .... .39

Глава V. Возникновение городской рыночной торговли и ремесла.

1.Возникновение периодических ярмарок 42

2.Образование городов.-Город-крепость и город-рынок44

3.Обмен между городом и деревней. - Городская рыночная торговля 45

Глава VI. Районное городское хозяйство. 1.Районное хозяйство города 47

2.Городское население.-Патриции купеческая гильдия 49

3.Ремесленные цехи 51

4.Ученичество.-Ученик, подмастерье, мастер 54

Глава VII. Развитие денежного обмена и влияние его на жизнь деревни.

1.Денежная форма обмена.-Металлические деньги 57

2.Деньги, как мера ценности, как средства обращения и как средства накопления 58

3.Разложение поместного хозяйства o ... . ... . 59

4.Ослабление крепостной зависимости СО

Глава VIII. Между коммунальная торговля и возникновение национального хозяйства.

1.Между коммунальная (между городская) торговля в средние века и в древности 63

2.Торговые союзы и товарищества 65

3.Городская торговая политика 66

4.Ростовщический капитал.-Банки и денежная торговля€7

5.Специализация производства по городам и развитие местной между коммунальной торговли 69

6.Возникновение национального хозяйства 70

Глава IX. Разложение цехового строя.

1.Расширение производства и превращение цеховых мастеров в предпринимателей 71

2.Подчинение ремесла капиталу 72

3.Разложение цехов 74

Глава X. Способы первичного накопления капитала: колониальное хозяйство.J

1.Накопление капитала, как необходимое предварительное условие

для развития крупного производства 76

2.Условия и приемы накопления торгового капитала-

3.Колониальное хозяйство нового времени 78

4.Оживление торговли. - Торговое соперничество европейских

государств 79

5.Акционерные компании.-Биржи 81

Глава XI. Способы первичного накопления капитала: кустарная промышленность.

1.Присвоение торговым капиталло-прибавочного труда ремесленников 83

2.Эксплуатация сельских кустарей 84

3.Распространение кустарной промышленности 85

Глава XII. Пролетаризация крестьянства и образование рабочего класса.

1.Вовлечение в товарный обмен продуктов сельского хозяйства. . 86

2.Повышение денежных повинностей и усиление эксплуатации крестьян 87

3.Сельскохозяйственный прогресс и падение крепостной зависимости 88

4.Пролетаризация крестьянства 89

Глава XIII. Капитал, как средства эксплуатации.

1.Капитал, как средства производства, ставшие средством эксплуатации 91

2.Разобщение производителя от рынка 92

3.Эксплуатация труда сельских кустарей и городских ремесленников . . . -

Глава XIV. Мануфактурная промышленность.

1.Возникновение мануфактуры 94

2.Преимущества мануфактурного способа производства.-Разделение труда95

3.Мануфактура и ремесло 97

4.Эксплуатация труда мануфактурных рабочих. - Женский и детский труд 98

Глава XV. Развитие международной торговли и расширение рынка.

1.Международная торговля в XVI-XVIII в.в.- Меркантилизм . . 99

2.Ослабление системы меркантилизма. - Потребность в массовом производстве 101

Глава XVI. Машинный способ производства. - Рабочий и машина.

1.Возникновение машинного способа производства 102

2.Рабочий и машина 103

3.Прибавочная ценность, как средство накопления капитала . . .104

4.Резервная рабочая армия -106

Глава XVII. Промышленный капитализм; товарное производство; рабочая сила, как товар.

1.Товарное хозяйство 107

2.Сущность товара.-Потребительная и меновая ценность 108

3.Общественный характер товарного обмена.-Товарный фетишизм. 109

4.Труд, как мерило ценности 110

5.Рабочая сила, как товар .. 111

Глава XVIII. Прибыль и заработная плата.

1.Строение капитала: капитал постоянный и переменный.-Норма прибавочной ценности 118

2.Прибыль, как реализация прибавочной ценности. - Норма прибыли 114

3.Деление капитала в зависимости от быстроты обращения его частей: капитал основной и оборотный ...... 117

4.Заработная плата.-Виды и способы расплаты 118

Глава XIX. Возникновение мирового хозяйства.-Рост производства и конкуренции.

1.Развитие путей и способов сообщения 119

2.Возникновение мирового хозяйства 120

3.Расширение производства и развитие конкуренции 121

Глава XX. Промышленные кризисы.

1.Причины возникновения кризисов: перепроизводство, неорганизованность производства 123

2.Промышленный кризис 125

Глава XXI. Условия развития сельского хозяйства в капиталистическую эпоху.-Крупное и мелкое хозяйство. - Конкуренция.

1.Сельское хозяйство и мировой рынок.127

2.Сельскохозяйственный прогресс.-Крупное и мелкое хозяйство. 130

3.Конкуренция хлебов на мировом рынке 132

Глава ХХП. Расслоение крестьянства и рост городов.

1.Мобилизация земли и расслоение крестьянства 133

2.Отход в город и рост городского населения 134

Глава XXIII. Концентрация производства.-Финансовый капитал. 1. Концентрация производства 136

3.Акционерные предприятия 137

4.Банки.-Пассивные и активные операции 138

5. Финансовый капитал 140

Глава XXIV. Синдикаты и тресты.-Империализм.

1.Стремление к объединению промышленных предприятий. - Различные формы объединения (корнеры и ринги, синдикаты, тресты) 142

2.Развитие синдикатского движения. - Возникновение международных синдикатов 143

3.Устранение торгового посредничества 144

4.Империализм и борьба за мировые рынки 145

5.Империалистические стремления ирост милитаризма.-Мировая

война 147

Глава XXV. Обострение классовых противоречий. 1.Обострение классовых противоречий 148

2.06'единение рабочих и союзы предпринимателей 149

Глава XXVI. Экономическая борьба рабочего класса. 1.Рабочие союзы 151

3.Способы и средства экономической борьбы: стачка, бойкот и лэбель. - Коллективный договор 153

4.Кооперативное движение среди рабочих. - Производительная и потребительная кооперация 155

Глава XXV, Политическая борьба рабочего класса.

1. Условия, возникновения политической борьбы. - Профессиональные союзы и политическое движение 157

2. Интернационал и рабочие партии 159

/3. Средства политической борьбы: парламентская борьба, всеобщая стачка.  161

4. Социальная революция 163

Глава XXVIII. Неорганизованность капиталистического хозяйства.-Анархия производства.

1.Основное противоречие капиталистического строя 164

2.Анархия производства 165

3.Капитализм и мировое хозяйство 166

4.Социализм, как необходимое завершение современного капиталистического развития-167

Глава XXIX. Социализм.

1.Обобществление средств производства и социалистическая организация общества 168

2.Общественное производство.-Экономия труда и сокращение рабочего времени 169

3.Технический прогресс при социализме 171

4.Организация распределения 172

5.Единое планомерное мировое хозяйство 173

Заключение. Наука политической экономии.-Ее методы и значение.

1.Предмет и содержание политической экономии 175

2.Методы политической экономии 177

3.Практическое значение политической экономии 178

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - История труда - краткое руководство политической экономии (Тюменев) 1924 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ.

Настоящий курс составлен применительно к программе второй ступени трудовой школы. Незначительные отступления допущены лишь в расположении материала и последовательности изложения. Помимо того, в текст внесены некоторые дополнительные отделы, не имеющиеся в программе. Дополнения эти сделаны прежде всего в интересах большей полноты и законченности курса, предназначаемого автором не только для пользования в школе, но и для самообразования. При преподавании дополнения эти легко могут быть опущены, но в то же время не без пользы прочтутся и теми учащимися, которые захотели бы составить себе более полное представление о предмете. С тою же целью-дать возможность желающим ориентироваться в отдельных вопросах экономической науки, равно как облегчить учащимся пользование литературой при составлении рефератов на специальные темы, к руководству приложен указатель. По вполне понятным причинам, в книге, являющейся прежде всего учебным руководством, дан указатель исключительно литературы на русском языке, журнальная литература также оставлена совершенно в стороне. В указанных книгах желающие всегда могут найти дальнейшие сведения и ссылки как на иностранную, так и на журнальную литературу.

31 октября 1921 года.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ.

Настоящее издание является точной перепечаткой предыдущего третьего издания, подвергшегося значительным исправлениям и переработке.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ШЕСТОМУ ИЗДАНИЮ.

"Указатель литературы" для настоящего издания значительно дополнен и выделен в особую книжку, выпускаемую одновременно отдельным изданием. В остальном книга является точной перепечаткой предыдущего четвертого издания.

ВВЕДЕНИЕ.

Предмет истории труда.

Трудом мы называем производительную деятельность человека, имеющую целью добывание средств существования. Для того, чтобы существовать, чтобы обеспечить себе пищу, одежду, жилище, люди должны затрачивать *на их приобретение и изготовление известный труд. Труд составляет поэтому первое и необходимейшее условие существования как отдельных людей, так и образуемых ими общественных групп и соединений. Правда, нередко случается, что целые общественные группы и классы живут, не трудясь сами, но в таком случае они пользуются чужим трудом, перелагают свой труд на других. В конце концов, таким образом, и существование нетрудящейся, непроизводительной части населения точно также основывается на труде.

Во все времена и при всяких условиях именно труд, именно производительная деятельность лежала и лежит в основе частной и общественной жизни. Само собою, однако, при этом разумеется, что в различные эпохи и условия труда не были одинаковы. С течением времени изменяются прежде всего самые роды и способы добывания пищи, улучшаются и совершенствуются приемы и способы производства. Человек был охотником раньше, чем сделался земледельцем или ремесленником; разрыхлял землю при помощи кирки или мотыги прежде, чем додумался до употребления плуга; пользовался несовершенными ремесленными орудиями, прежде чем изобрели паровые, электрические машины и двигатели.

Рядом с изменением способов и орудий производства не менее существенное значение имеют изменения, происходящие в организации труда, т.-е. в тех взаимных отношениях, в каких находятся между собою отдельные производители. Понятно, что результат труда будет совершенно иным в зависимости от того, добывает ли и вырабатывает ли каждый все необходимое сам, как умеет, или же между отдельными производителями устанавливается известное распределение труда, при чем каждый изготовляет лишь те или иные. определенные продукты и изделия. Такое распределение, или, как обычно принято говорить, разделение труда, в значительной мере повышает его производительность. Ясное дело, что человек, посвятивший себя известному специальному роду деятельности, будет работать и лучше, и быстрее, нежели неспециалист. Чем более, следовательно, развито в обществе разделение* труда, тем производительнее, тем плодотворнее по своим результатам оказывается и все общественное производство. Разделение труда может существовать при этом как внутри каждого отдельного хозяйства, внутри каждого отдельного предприятия, так и между целыми группами и классами производителей, например между земледельцами и ремесленниками.

Итак, в развитии производительной деятельности мы должны различать прежде всего две стороны: 1) изменения в способах и приемах производства и 2) изменения, совершающиеся в формах организации труда. Рядом с этим необходимо иметь в виду и общественные отношения, возникающие на основе той или иной организации труда и производства. Труд может быть свободным или подневольным (рабским или крепостным); может иметь целью изготовление предметов непосредственного потребления самого производителя и его семьи (так называемое натуральное хозяйство), исполненные работы на заказ или же, наконец, производство для продажи (меновое или товарное хозяйство); может производиться при помощи собственных инструментов, как, например, труд ремесленника, или при помощи орудий и из материалов, получаемых от владельца предприятия, и в таком случае это будет труд наемного рабочего.

Предмет истории труда и составляет таким образом: 1) изображение последовательного развития способов и приемов производства; 2) происходящей в связи с изменением способов производства смены различных форм организации труда и 3) вытекающих из этих форм общественных или, иначе, производственных отношений между различными классами общества.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

Первобытный коммунизм.

1.Жизнь первобытного человека.-Первые орудия производства.-В момент своего появления на земле человек мало чем выделялся из среды окружавшего его животного мира. О какой-либо собственно производительной деятельности в это время не могло быть и речи. Подобно животным, люди довольствовались исключительно той животной и растительной пищей, которую находили в данной местности и которую потребляли тут же на месте в сыром виде. Они питались плодами, ягодами, выкапывали съедобные клубни и корни, ловили насекомых, собирали червей и улиток, охотились на мелкую дичь, которую можно было схватить руками. Такова была обычная их пища. Более крупными животными удавалось овладеть человеку лишь после долгого преследования или нападая на них не в одиночку, а сообща целой толпой, подобно стаям животных хищников. Род питания первых людей зависел, таким образом, исключительно от богатства местности той или иной пищей так же, как и от счастья и удачи в поисках пищи.

Не имея обеспеченного пропитания, человек должен был постоянно менять свое местопребывание. Он не знал еще оседлого жилища, обычно довольствовался какими-либо естественными убежищами, походившими скорее на норы и логовища зверей, чем на собственно человеческое жилье. Пещеры, ветви деревьев, в лучшем случае наскоро сделанный из сучьев шалаш доставляли ему приют на ночь, служили защитой от холода и непогоды, укрывали в случае опасности.

Не производя ничего собственным трудом, пользуясь лишь тем, что находил вокруг себя в готовом виде, первобытный человек оказывался вместе с этим в полной зависимости от окружающих природных условий. В освобождении от этой зависимости и заключалось прежде всего значение всего дальнейшего развития. Первым шагом в этом направлении послужило применение хотя бы самых примитивных орудий. Однако, и этот первый шаг был сделан далеко не сразу.

Палка или камень, за которые человек инстинктивно хватался в погоне за дичью или в минуту опасности, долгое время составляли его единственное оружие нападения и защиты. Тот же камень и палка служили одинаково и для выкапывания из земли корнем, червей и пр.

Как ни просты были эти орудия, однако, и они сыграли огромную роль в развитии первобытного человека. Чем чаще приходилось человеку прибегать к этим примитивным орудиям, тем более рука его, в связи с этим преобразовывалась в специально хватательный орган и переставала служить ему в качестве органа лазанья или передвиженья, как у его полу обезьяньего предка. Единственной опорой при ходьбе сделались для человека его задние конечности, кисти которых вместе с этим развились в ступни ног. Из четверорукого животного человек обратился таким образом в двуногое, и туловище его, вместо горизонтального, получало вертикальное направление, что, в свою очередь, имело огромнейшее значение для всего его дальнейшего развития, в частности для развития его черепа и мозга. Рука, вооруженная камнем или палкой, заменяла человеку многие другие органы животных: когти, клыки, сильные челюсти и пр. Камень увеличивал силу удара, служил для раскапывания земли, для разрывания добычи; палка удлиняла руку и позволяла таким образом действовать на расстоянии. Но если пользование примитивными орудиями способствовало образованию рук человека, то и обратно-развитие рук сделало возможным дальнейшее развитие орудий. Благодаря своим свободным при всяком положении тела рукам, человек имел возможность заменить прежнюю необходимость телесной приспособляемости к окружающим условиям специальными приспособлениями и искусственными орудиями вне телесного происхождения. Камень и палка долгое время служили единственным орудием человека. Лишь медленно и постепенно, путем бесконечного ряда отдельных наблюдений, пришел человек к мысли воспользоваться этими естественными данными для изготовления более специальных и отвечавших своему назначению орудий.

Десятки тысячелетий прошли, прежде чем человек научился обтесывать камень и, навязывая или насаживая его для увеличения силы удара на палку, придавать обделанному таким образом камню вид топора, копья, ножа, скребка, кирки для вскапывания земли (так называемый старый каменный век). Немного лишь меньший срок понадобился на дальнейшее усовершенствование этих примитивных орудий. Важнейшее из этих усовершенствований заключалось в искусстве шлифовки, т.-е. сглаживании поверхности камня путем трения его о другой камень (новый каменный век). Изготовление такого шлифованного орудия требовало очень продолжительного времени и больших усилий: более тщательная отделка какого-нибудь каменного орудия иногда производилась несколькими поколениями. И все же обработанное с таким трудом орудие все еще действовало плохо и слабо. Каменные копья и стрелы наносили животным лишь раны, но не убивали их. Работы, производившиеся при помощи каменных орудий, требовали невероятной затраты труда и времени. Это можно еще и теперь наблюдать на примере некоторых из современных дикарей, пользующихся каменными орудиями. Североамериканские индейцы употребляют, например, несколько лег на то, чтобы выдолбить из дерева челн, при чем дерево иногда успевает загнить ранее, чем работа будет закончена.

Точно также далеко не сразу далось людям и их первое великое открытие, именно открытие способа добывания огня посредством трения или высекания. В настоящее время не существует уже более народов, которые не знали бы употребления огня, но средства, применяемые для его получения, у большинства диких племен оказываются еще настолько сложными и трудными, что многие дикари, например в Австралии, предпочитают переносить с собою горящие головни, чем разводить огонь на каждом новом месте стоянки. Но и научившись добывать огонь, люди не сразу оценили его полезные свойства и долгое время пользовались им исключительно как источником света и тепла и средством защиты от диких зверей.

2.Первые общественные объединения.-Изолированное хозяйство.-Отсутствие прибавочного труда.-Необеспеченность существования и беспомощность в борьбе с окружающими опасностями заставляли первых людей держаться вместе-более или менее значительными группами. Связи, обусловливавшие эти первые общественные объединения, основывались исключительно на кровном родстве и на общности происхождения. Причины, заставлявшие людей держаться вместе, были, в сущности, те же, что и причины, объединяющие животных в стада, именно-необходимость совместной защиты и совместной деятельности при добывании пищи. Возникновение таких объединений зависело прежде всего от окружающих внешних условий. Вот почему и самые размеры, и прочность первых человеческих обществ точно так же зависели преимущественно от характера местности, от величины опасностей, которыми она угрожала человеку, от обилия или недостатка необходимых средств пропитания. Была данная местность богата разного рода пищей, требовали местные условия для добывания пищи совместной деятельности людей-и группы охотников, державшихся вместе, были там и более значительны и более постоянны, и устойчивы. Напротив, пустынные и бедные пищей местности, но, препятствовали образованию сколько-нибудь значительных групп, при чем, в случае ухудшения условий питания, и эти небольшие группы легко распадались на отдельные семьи и даже на отдельных одиночек, на собственный риск и страх добывавших себе пропитание. Это мы можем наблюдать еще в жизни некоторых современных диких племен, живущих в неблагоприятных условиях. Так, бушмены, огнеземельцы, многие австралийские племена скитаются, по большей части, либо небольшими группами, либо отдельными семьями.

Первые объединения людей отличались, таким образом, своей малочисленностью и непрочностью. Даже наиболее крупные из них не могли быть особенно значительными. В то время, когда люди жили и питались только тем, что находили вокруг себя, когда они не знали еще ни земледелия, ни скотоводства, требовалось очень обширное пространство для пропитания даже сравнительно небольшой группы. Незначительность группы при обширности занимаемого ею пространства-такова прежде всего отличительная черта всякого первобытного общества. Каждая отдельная группа держится совершенно обособленно и изолированно от других. Между соседними группами никаких иных отношений, кроме враждебных, не существует. И чем многочисленнее, вследствие естественного прироста, становились отдельные группы, тем труднее было им добывать себе пищу, тем теснее чувствовали они себя на занимаемой ими территории, тем враждебнее вместе с этим становились их отношения с соседями и чаще должны были возникать столкновения.

Необходимость в обширной территории обусловливалась не только примитивными способами добывания пищи, но также и отсутствием какой-либо планомерной хозяйственной деятельности. Собственно хозяйственная деятельность начинается с собирания запасов, обеспечивающих будущее. Но на первых ступенях развития никакого хозяйства в этом смысле не было, да и не могло быть. В поисках за пропитанием человек довольствовался простым потреблением готовых естественных продуктов, не подвергая их какой-либо обработке. Примитивные орудия едва дозволяли ему прокармливать себя и обороняться от диких зверей. Весь труд, все время первого человека уходили на добывание необходимых в данный момент средств существования. Труд был, таким образом, исключительно необходимым трудом. Всякий прибавочный труд, т.-е. труд, производящий более, нежели то необходимо для поддержания жизни самого трудящегося в данный момент, отсутствовал. Самая мысль о таком труде, о заготовлении запасов на будущее время оставалась еще совершенно чуждой и незнакомой для первобытного человека. Еще и многие современные дикари отличаются полнейшей беспечностью относительно будущего. "Самая забота о существовании-говорит один путешественник о туземцах Нового Валлиса в Австралии-никогда не идет у них далее настоящего момента. У них нет завтрашнего дня. Они едят и пьют, пробуждаются и ищут себе пищу". Дикарь трудится, таким образом, лишь постольку, поскольку это необходимо, чтобы не умереть с голода. Он не только не заготовляет никаких запасов, но не откладывает про запас даже тех излишков, какие случайно оказываются в его распоряжении. Если ему удается напасть на обильные пищей места или на крупного зверя, он не знает никакой меры и наедается до пресыщения. Насытившись же, бросает остатки, хотя, быть может, спустя короткое время, при менее удачной охоте, ему придется голодать целыми днями.

3.Простое сотрудничество.-Первобытный коммунизм.-Простоте орудий и зачаточному состоянию производительной деятельности соответствовала и столь же примитивная форма древнейшей организации труда. Ни о каком разделении труда, основанном на специализации отдельных производителей, не могло быть и речи. Каждый обладал теми же орудиями (первоначально камнем и палкой), каждый умел делась то же, что и другие, каждый добывал себе пищу одними и теми же способами. Отношения между людьми, объединениями в одну группу, представлялись, таким образом, в виде простого сотрудничества (кооперации). Единственное значение такого сотрудничества заключалось в том, что совместными силами легко можно было достичь результатов, оказывавшихся не под силу одному человеку, например при облаве и охоте на более крупных животных, равно как и при обороне от крупных хищников.

Простое сотрудничество, объединившее первых людей в более значительные группы, имело своей целью, таким образом, не обработку естественных продуктов, не производство в собственном смысле слова, но точно так же, как и труд и деятельность отдельных охотников, прежде всего добывание пищи. Все принимали одинаковое участие в общих охотничьих предприятиях; естественно, что и результаты охоты считались поэтому общим достоянием. Добыча делится между всеми участниками охоты и обычно тут же на месте и потребляется. Большее или меньшее счастье отдельных охотников при этом совершенно не принимается во внимание. И теперь еще у многих диких народов принято при находке какой-либо добычи сзывать остальных членов племени для совместного ее потребления. Частной собственности, собственности, принадлежавшей отдельным лицам, в те отдаленные времена еще не существовало. Самое представление о такой собственности не могло создаться, раз человек жил исключительно настоящей минутой, не задумываясь о будущем. Насытившись, дикарь, как мы видели, бросает остаток пищи на произвол судьбы. Никому и в голову не приходило называть своими те средства пропитания, те дары природы, которые люди находили вокруг себя, так же, как и в настоящее время никто не пред'- являет прав собственности на солнечный свет или на воздух. Единственной собственностью при таких условиях могли быть только орудия, изготовленные самим человеком. И орудия, действительно, прежде всего обратились в предметы частной собственности. Однако и это произошло не сразу; первоначально и орудия составляли предмет общего пользования всех членов данной группы охотников. Отношения, существовавшие внутри отдельных общественных соединений первых людей, могут быть охарактеризованы поэтому как отношения "первобытного коммунизма"

4.Зачатки разделения труда.-В обществе, где единственной возможной формой организации производства было простое сотрудничество, где не существовало никакого разделения труда, естественно, не было места и для каких-либо общественных разделений, для каких-либо общественных классов. Древнейшее деление общества, так же, как и само первобытное общество, основывается на естественные причинах, именно на различии возрастай пола. Возрастные группы определенно выступают еще у многих современных диких племен. Дети находятся на попечении матерей, отца они в большинстве случаев и не знают. Молодежь, не достигшая еще зрелого возраста и постепенно обучающаяся военным и охотничьим приемам под руководством старших, составляет вторую возрастную группу. Обычно, молодые люди держатся обособленно, образуя нередко специальные союзы молодежи. По достижении известного возраста и после определенных испытаний, молодые люди допускаются в группу взрослых трудоспособных мужчин. Лишь позднее, по мере того как с развитием производительной деятельности все большую роль начинает играть опыт и руководство старших, выдвигается возрастная группа стариков-старейшин и вождей.

5.Следы и пережитки первобытного коммунизма наблюдаются еще и в настоящее время среди многих диких народов. По рассказам путешественников, бушмены и огнеземельцы, получив в подарок или в обмен какую- либо вещь, делятся с другими членами своей группы. То же самое рассказывают и о калифорнийцах. У жителей Каролинских островов, островов Самоа, Дружбы, так же, как и у южноамериканских индейцев и у многих других племен, двери жилищ широко открыты для каждого. Всякий нуждающийся в чем-либо единоплеменник, всякий проголодавшийся путник может зайти в любой дом и пользоваться всем, что найдет там, не спрашивая разрешения и даже не благодаря хозяев. Такие порядки существовали и у древних германцев, и у славян. Обычай этот, описываемый большей частью наблюдателей как широко развитое гостеприимство, на самом деле есть также не что иное, как отголосок времени, когда не существовало еще никакого представления о частной собственности Е Э- общ, и все предметы находились в общем пользовании. Зато и к чужой собственности большинство дикарей относится так же свободно. Путешественники часто жалуются на наклонность многих диких племен к воровству, хотя и в этом случае так ясе мало можно говорить о воровстве, как в приведенных выше примерах о гостеприимстве.

Рядом с возрастным делением существует еще деление по полу. Оба пола во всех возрастных группах обычно держатся обособленно. Хотя такое обособление мужской и женской групп вытекает прежде всего из чисто естественного полового различия, однако, оно основывается не только на этом различии, но и на выступающем уже очень рано различии в способах пропитания.

Первоначально такого различия почти не существовало. Лишь по мере того, как с развитием орудий простые поиски пищи уступали место более систематической охоте и преследованию дичи, и мужчина вместе с этим все более превращался в охотника, выступало более определенно и различие в способах добывания пищи обоими полами. Охота требовала силы, напряжения, выносливости, и уже по одной этой причине оказывалась непосильной для женщины. Но и помимо такого чисто физического различия в силах охотничий образ жизни, связанный с постоянной переменой места, был менее доступен для обремененной детьми женщины, нежели для свободного в этом отношении мужчины. Семейной жизни в собственном смысле в те отдаленные времена еще не существовало. Забота о детях лежала поэтому исключительно на матери. А имея постоянно при себе ребенка, женщина не могла так же свободно годиться за дичью, как охотник-мужчина. Вот почему в то время, как мужчины питались преимущественно мясом убитых ими животных, женщины вынуждены были по-прежнему довольствоваться собираемой ими с деревьев или выкапываемой из земли растительной пищей. Это не было еще разделение труда в собственном смысле, но скорее различие в способах питания. Каждый обычно потреблял свою добычу на месте, и охотники-мужчины не имели обыкновения делиться своей пищей с женщинами.

Благодаря такому различию в способах питания, мужчины и женщины привыкали держаться отдельно и обособленно. При этом у мужчин, благодаря постоянному сотрудничеству и совместным действиям во время охоты, равно как совместному потреблению добычи, соответственно гораздо сильнее развита была и привычка к общественной жизни. У многих современных диких народов существуют специальные мужские дома, являющиеся местом общих трапез, ночлега и, наконец, обычного времяпрепровождения мужчин. Такие мужские дома встречаются в Австралии и в Меланезии, частью на островах Индийского архипелага, наконец, среди индейских племен Бразилии. В Африке, где большая часть негрских племен перешла уже от охоты к земледелию и скотоводству, особые мужские дома в настоящее время попадаются редко, но многие пережитки свидетельствуют, что ранее и здесь они были широко распространены. Следы обособления мужчин можно встретить даже и в некоторых обычаях исторических народов. Таковы, например, общеизвестные спартанские сессии. Женские союзы и специальные дома для женщин встречаются значительно реже. Обыкновенно женщины с детьми живут каждая в особой хижине.

ГЛАВА ВТОРАЯ.

р о 9 о 6 а я общий а.

1.Примитивное земледелие и начало хозяйственной деятельности.-Матриархальная община.-Различие в способах питания превратилось в настоящее разделение труда лишь с того времени, когда от простого собирания и потребления пищи на месте люди перешли к более планомерной хозяйственной деятельности. Первый шаг в этом направлении сделан был женщинами. Связанные детьми, они уже очень рано начали вести полуоседлый образ жизни, устраивая для себя и для детей жилище и поддерживая в этом жилище постоянный огонь. В то же время забота о детях и самый род пищи, созревавшей лишь в определенное время года, заставлял женщину-мать быть более предусмотрительной и откладывать собранные излишки в виде запасов на будущее время. От простого собирания запасов естественно было в свою очередь перейти к специальному разведению и посеву питательных растений.

Наблюдая, что из случайно оброненных зерен или брошенных клубней вырастают новые растения, женщины стали специально разбрасывать зерна и, таким образом, производить посев. Дальнейшее наблюдение, показавшее, что на взрыхленном месте семена дают лучший урожай, навело их на мысль о подготовке почвы для посева. Такая подготовка, состоявшая первоначально в простом вскапывании земли, производилась исключительно руками при помощи тех же примитивных орудий, которые служили для выкапывания из земли съедобных корней. Вся внутренняя Африка и Полинезия, несмотря на широкое распространение там земледелия, обходятся совершенно без употребления плуга. Сперва начинают возделываться такие растения, которые сами обращают на себя внимание быстротой роста и урожайностью. Таковы маис и кукуруза в Америке, особое растение сорго, известное также под названием негритянской ржи- в Африке и рис - в Азии. Маис в одно лето вырастает до восьми футов, дает урожай 180 и 200. Не меньшей урожайностью отличается и сорго, достигающее в вышину 16 футов. В Египте особое распространение получило просо. В северных странах ранее других злаков начали сеять ячмень. На островах Тихого океана и в Индийском архипелаге широко распространена также культура хлебного дерева, банана, кокосовой пальмы.

Земледелие еще более привязывало женщин к месту, между тем как мужчины продолжали своп охотничий бродячий образ жизни. Такое различие в условиях жизни до сих пор наблюдается у многих племен Бразилии и различных местностей Африки. Район охоты, однако, с течением времени стеснялся все более, результаты охоты вместе с этим становились менее успешными и менее надежными. И в то же время даже примитивное земледелие, культивируемое женщинами, доставляло хотя и скудное, но достаточное и притом обеспеченное пропитание. В случае неудачи, охотникам все чаще приходилось пользоваться собранной женщинами растительной пищей. В свою очередь, и они сами начинают приносить домой свою добычу, часть которой в высушенном виде также откладывается про запас. Так впервые создаются условия для совместного хозяйства с настоящим разделением труда. У многих земледельческих народов внутренней Африки мужчины продолжают еще держаться обособленно, но пищу они получают уже от женщин. Такое же совместное хозяйство существует и среди большей части североамериканских племен, у которых охота составляет занятие мужчин, земледелие-женщин.

Планомерная хозяйственная деятельность, основанная уже не на простом сотрудничестве, а хотя бы еще и слабо выраженном разделении труда, в гораздо большей степени, нежели исполненный случайностей охотничий образ жизни, обеспечивала существование и в то же время теснее связывала между собою членов каждой отдельной группы. С большей обеспеченностью существования и с установлением более прочных связей сделались возможными и более обширные и более устойчивые общественные объединения. На место первобытной подвижной и легко распадающейся орды становятся род и родовая община, отдельные члены которой не только находятся между собою в родственных отношениях, но и связаны общностью хозяйственных интересов. Несколько близких между собою родов образуют племя. Численность отдельных североамериканских племен достигает 10.000 человек, поселения же заключают в себе по несколько сот жителей. Хозяйство в родовой общине ведется по-прежнему еще на коммунистических началах. Только орудия и украшения и то не всегда составляют предмет частной собственности.

Видное значение, какое приобретают в хозяйстве добываемые женщинами растительные продукты, с одной стороны, первенствующая хозяйственная роль женщин, с другой, поднимают значение женской группы и нередко создают условия для господствующего положения женщин (так наз. матриархата). Повсюду, где существует примитивное женское земледелие, -в С. Америке, во внутренней Африке, в Полинезии, женщины пользуются большим почетом и уважением. Родство обычно считается не по мужской, как впоследствии, а по женской линии. В отдельных, правда, редких случаях женщины и фактически стоят во главе рода и даже племени в качестве вождей. Чаще роль вождя играет ближайший родственник, брат "матери", старшей в роде женщины.

2.Возникновение скотоводства.-Как земледелие, возникшее из собирания растительной пищи, было первоначально исключительным занятием женской группы, так, напротив, скотоводство, развившееся из охоты, составляло преимущественное занятие мужчин. Причины, вызвавшие переход от исполненного случайностей охотничьего образа жизни к приручению и специальному разведению животных, заключались прежде всего в абсолютном перенаселении, т.-е. в росте населения, делавшем границы участка охотничьей группы слишком для нее тесными. Однако, как и всякий другой шаг вперед в развитии первобытного человека, приручение животных явилось результатом не какого-либо преднамеренного действия, но целого ряда случайных совпадений и наблюдений.

Первыми прирученными животными были, по всей вероятности, детеныши, следовавшие за своей убитой матерью или подобранные людьми ради забавы. Первоначально человек вообще держал животных при себе не столько ради пользы, сколько ради забавы. Зачастую это были совершенно бесполезные животные. В шалаше бразильского индейца можно встретить ручных обезьян, попугаев, даже ящериц. Первым полезным домашним животным была собака, за собакой последовательно были приручены домашние птицы и мелкий скот-коза, овца, свинья, осел, и, наконец, затем уже только крупный рогатый скот и лошадь. Приручение больших стад обычно совершается таким образом, что охотники, первоначально только следуют за пасущимися стадами, затем места пастбищ обносятся изгородью, так что животные уже не могут их покинуть, и лишь после этого развивается скотоводство в собственном смысле с постоянной сменой места пастбищ и с систематическим разведением скота.

Содержание больших стад возможно лишь там, где имеется достаточное количество травянистой растительной пищи. Вот почему настоящее скотоводство, связанное с кочевым образом жизни, успело развиться лишь в степных равнинных местностях Азии и восточной Африки. В большинстве же случаев оно соединяется с земледелием и с охотой, являясь первоначально простым дополнением этой последней. Охотничий инстинкт еще долгое время дает себя знать

в хищнических набегах на стада соседей. Спор из-за пастбищ представляет другой, не менее частый повод к кровавым столкновениям между соседними племенами. Война, таким образом, также неизбежно связана со скотоводческим, как и с охотничьим образом жизни. Она доставляет скотоводам новые стада, а вместе с этим и военнопленных рабов, труд которых только теперь впервые начинает цениться и применяется по преимуществу для надзора за стадами.

3.Развитие орудий и техники производства. - Разделение труда. Переход от простого разыскивания случайной пищи к планомерному хозяйству, от простого потребления готовых продуктов к производительной деятельности и к заготовлению запасов сопровождался и соответственным развитием техники. Человек научился изготовлять себе более усовершенствованные и более отвечавшие своему назначению орудия и инструменты, обзавелся различной хозяйственной утварью, вместо звериных шкур начал одеваться в специально сотканные одежды, устроил себе более удобное и прочное жилище.

С открытием искусства плавки металлов орудия стали делать уже не из камня, а из бронзы, т.-е. из сплава меди с оловом, прибавлявшегося для придания меди большей твердости (так наз. бронзовый век) и, наконец после того, как найдена была железная руда, и из железа (железный век). Первым предметом утвари были, по-видимому, плетеные корзины, употреблявшиеся для собирания и хранения запасов пищи. С искусством варки появляется и глиняная огнеупорная посуда. Первоначально это была та же плетушка, обмазанная глиной для того, чтобы ее можно было ставить на огонь, впоследствии стали лепить горшки и прочую утварь прямо из глины, еще позже вошел в употребление гончарный круг. То же плетение из дерева послужило образцом и для искусства тканья, после того как женщины обратили внимание на волокнистые стебли конопли и льна и научились делать из них пряжу и тянуть нитки. Одежда из холста заменила вместе с этим прежние звериные шкуры. Одновременно мужчины начали обделывать кожи, вместе с чем появилось кожаное производство.

Не довольствуясь уже более случайными естественными убежищами, человек стал устраивать себе специальные жилища. Сплетаемые из веток заслоны от ветра составили первый шаг в этом направлении. В дальнейшем такие плетеные стенки начали обмазывать глиной или обшивать корой. Настоящие деревянные постройки так же, как и постройки, сложенные из камня, появляются еще позднее. Для безопасности от диких зверей человек устраивал эти первые свои жилища на сваях над водой, а иногда и на суше. Следы таких так называемых свайных построек открыты в Европе (на Цюрихском озере в Швейцарии). Подобные же свайные постройки встречаются и у многих современных диких народов, в особенности на островах Малайского архипелага. Жилища скотоводов кочевников приспособлены к их подвижному образу жизни и устраиваются таким образом, чтобы их легко можно было разбирать и перевозить.

Прогресс в способах добывания пищи и в производительной деятельности повлек за собой и дальнейшие изменения в формах организации труда. Родовая группа становится обширнее и сплоченнее. Разделение труда между мужчинами и женщинами выступает с большей определенностью. Мужчины-по преимуществу охотники и скотоводы. Пастух, владелец стад, гордится своим богатством, он не допускает женщин к скоту, сам и ухаживает за ним и доит его. Женщинам предоставляются исключительно домашние работы, при смешанных формах хозяйства на них же лежат сверх того все земледельческие работы.

Как и в первобытной общине, каждый пол самостоятельно изготовляет необходимые для своей хозяйственной деятельности инструменты и орудия. Плавка металлов, кузнечное ремесло, изделия из дерева, обработка кож-все эти и подобные работы выполняются мужчинами. Изготовление домашней утвари и прежде всего гончарное ремесло, напротив, дело женских рук. В Африке, Америке, Меланезии и Полинезии гончарные изделия производятся почти исключительно женщинами. Прядение и ткачество в большинстве случаев также женские работы. Плетением занимаются оба пола. Сохраняется отчасти еще и древнее обыкновение, согласно которому женщина, на которой лежит все домоводство, берет на себя и постройку самого жилища. У многих африканских племен женщины играют немаловажную роль при постройке и внутреннем устройстве жилищ; у скотоводов Азии женщины точно так же принимают ближайшее участие в разбивке шатров.

Разделение труда не ограничивается уже различием в деятельности обоих полов. Чем разностороннее и разнообразнее становилась хозяйственная жизнь общины, тем сложнее делалось и разделение труда. Рядом с охотниками, скотоводами выступают специалисты по выделке разного рода орудий и хозяйственных предметов, вместе с тем впервые зарождается ремесло. Первоначально в качестве ремесленников выступают непригодные для войны старики и инвалиды. Рядом с ними с течением времени все чаще появляются более способные и искусные мастера. На первом месте стоит при этом изготовление оружия и кузнечный промысел, затем обособляются также в качестве особых ремесел строение лодок, домов, вязанье сетей, резьба по камню и по дереву, дубление кож, изготовление разного рода домашней утвари. Нередко случается, что, в зависимости большею частью от местных условий, целые общины, целые деревни посвящают себя какому-либо известному ремеслу. Так, в местностях, богатых рудой, возникает кузнечный промысел, в местностях, богатых лучшими сортами глины, -гончарный. В первом случае все или почти все мужчины данной общины или даже племени становятся кузнецами, во втором случае все женщины 1 посвящают себя гончарному ремеслу. В других общинах, также в зависимости от местных условий, развивается добыча соли, выработка пальмового вина (у некоторых Южно-Африканских народов), изготовление челнов, оружия, выделка тканей, плетение гамаков, циновок, корзин и пр. С развитием такого группового ремесла разделение труда выходит уже за пределы отдельных общин и, становясь между общинным, служит, как увидим, одной из причин первоначального возникновения между- общинного обмена и между общинной торговли.

4.Патриархальная родовая община, - Патриарх-организатор. - Начало эксплуатации. -В связи с расширением общины, с развитием разделения труда внутри нее, с необходимостью заботиться о заготовке и хранении запасов создается потребность в едином планомерном руководстве всей хозяйственной деятельностью общины. В первобытной орде при простом сотрудничестве такое руководство требовалось лишь временно во время крупных облав или охоты и военных экспедиций, и потому, временно же, и исполнялось отдельными более предприимчивыми членами племени. В сложном хозяйстве родовой общины, напротив нужда в руководстве становится и более постоянной, и более настоятельной. В результате, от исполнительского, т.-е. собственно производительного труда всех членов общества обособляется специально организаторская деятельность лица, стоящего во главе общины. Руководя всей хозяйственной жизнью общины, организатор не принимает уже непосредственного участия в производительном труде.

Поскольку такая организаторская роль становится необходимой уже на первых ступенях развития при существовании патриархальных родов, роль эта выполняется обычно дядей по матери, т.-е. ближайшие родственником старшей в роде женщины. С развитием скотоводства и с переходом от примитивного земледелия к плужной обработке земли, выдвигается значение отца-владельца стад и землепашца. Вместе с этим возникает патриархальная родовая община с более или менее исключительной властью отца-патриарха над остальными членами рода. Патриарх становится во главе рода, организует всю хозяйственную деятельность, распределяет труд и обязанности так же, как и хозяйственные продукты между отдельными членами рода. Патриархальный род охватывает несколько

24 _ семейств, имеющих общее происхождение и продолжающих, вести совместную жизнь п совместное хозяйство.

В дальнейшем единый первоначально род распадается на отдельные семьи. Почти у всех известных нам пастушеских народов родовая община оказывается уже распавшейся. Однако, в тех отдельных семьях, на которые распадается род, обычно еще в течение долгого времени сохраняются прежние родовые порядки. Каждая из них в большинстве случаев состоит из нескольких поколений родственников, ведущих совместное хозяйство на коммунистических началах. От первоначального собственно родового единства у многих пастушеских народов сохранилась еще общая собственность родственных семей на пастбища и некоторые обычаи, свидетельствующие о существовании некогда среди них такой же собственности и на скот. У многих кочевых племен выбор пастбищ и определение времени перекочевки зависит от племенного или родового старейшины.

В результате обращения от случайного собирания пищи к земледелию и скотоводству, с одной стороны, развития техники и разделения труда-с другой, в значительной степени повысилась производительность труда. Теперь уже не все время уходило на удовлетворение только потребностей данной минуты. Рядом с необходимым появляется, таким образом, прибавочный труд, который может быть употреблен на изготовление некоторых излишков, образующих хозяйственные запасы, на более совершенную и тщательную отделку орудий и пр.

С возникновением прибавочного труда впервые появляется возможность эксплуатации чужого труда. Пока труд человека был только необходимым трудом, пока все его время уходило на то, чтобы поддерживать свое собственное существование, для пользования чужим трудом, естественно, не оставалось места. Только после того, как человек начал производить более, чем то было необходимо для него самого, сделалось возможным присвоение продуктов чужого прибавочного труда. Соответственно различным способам такого присвоения, и первоначальная эксплуатация выливалась в различные формы. Самой простой и непосредственной формой эксплуатации чужого труда является рабство. Военнопленные не избиваются и не истребляются, как ранее, но обращаются в рабство. Рабы и рабыни помогают женщинам в их земледельческих и других хозяйственных работах, ходят за скотом, перетаскивают тяжести, выполняют различные, более тяжелые и неприятные, работы. Другой способ эксплуатации представляет подчинение всего побежденного племени с возложением на него обязанности уплачивать известную дань. Дань, в сущности, есть не что иное, как уступка со стороны зависимого племени в пользу победителя части продуктов прибавочного труда. Третья форма эксплуатации развивается внутри самой патриархальной общины. Именно, по мере того, как патриарх-организатор и его семья все в меньшей степени принимают непосредственное участие в производительной деятельности, источником их существования, вместе с этим, становится прибавочный труд других членов общины. С течением времени, по мере расширения границ общины и усложнения ее общественного устройства, рядом с семьей патриарха выдвигаются другие, близкие к нему правящие семьи, находящиеся в таком же привилегированном положении и образующие, таким образом, зародыш господствующего класса.

5.Развитие частной собственности.-Возникновение обмена. Пока человек пользовался только тем, что давала ему окружающая природа, не было и не могло быть никакого представления о частной собственности. Лишь с началом собственно производительной деятельности появляется и частная собственность. Первыми предметами собственности были орудия и оружие. Мало того, что это были изделия собственных рук человека, они всегда могли ему потребоваться, и потому он постоянно должен был иметь их при себе. Впоследствии, когда люди перешли к планомерной хозяйственной деятельности, все хозяйственные предметы, равно как и запасы пищи, естественно стали считаться принадлежностью каждого отдельного хозяйства, каждой отдельной родовой или семейной общины. Прирученный скот точно так же не рассматривался уже более, подобно диким животным, как добыча всякого счастливого охотника, но составлял предмет родовой или-с распадением рода - семейной собственности, в конце же концов обращался в частную собственность глав отдельных семей. С обращением военнопленных в рабство появляется собственность па людей.

Позднее всего развивается земельная собственность. Представление о собственности на землю менее всего могло сложиться у первобытного охотника, постоянно менявшего свое местопребывание. Землей непосредственно он не пользовался, и потому она и не представляла в его глазах никакой ценности. Однако, чем более росло население, тем теснее становилось отдельным группам охотников внутри их охотничьей территории, тем труднее было добывать им необходимую пищу. Каждая отдельная орда начинает поэтому предъявлять права на известный район охоты, куда старается не допускать соседей. Право орды на район охоты не представляет еще, впрочем, собственности на землю, но лишь на обретающуюся в районе ее дичь. Такое же право на пастбища всей родовой общины существует и среди скотоводов. И у этих последних признается, однако, лишь родовая или племенная, но не частная собственность на пастбищные земли. Пастбища, как мы уже знаем, остаются в общей собственности рода и после того, как стада перешли уже в собственность отдельных семейных общин. Примитивное земледелие еще менее, чем скотоводство, могло послужить основой для возникновения частной собственности на землю, так как и само это земледелие не было еще оседлым. После нескольких посевов почва истощалась и тогда ее покидали, и переходили на новое место. Право собственности ограничивалось поэтому лишь посевами, но не распространялось на самую землю. На описываемой ступени развития существовала, таким образом, только общественная, но не частная собственность на землю.

С появлением частного имущества возникает и имущественное неравенство. Пока собственность ограничивалась предметами вооружения или украшения, имущественное неравенство не могло еще иметь большого значения. Совсем другое дело у скотоводов. Там, где все благосостояние человека зависит от числа принадлежащих ему голов скота, естественно, и имущественное неравенство приобретает исключительное значение. Вот почему только у пастушеских народов впервые выступает различие между имущими и неимущими, между богатыми и бедными.

Развитие производительной деятельности, повлекшее за собою решительную перемену как в формах организации труда, так и в общественных условиях, существовавших внутри каждой отдельной группы, не осталось в конце концов без влияния и на характер взаимоотношений между различными общественными группами. С возникновением скотоводства и земледелия, с развитием производительной техники, рядом с охотничьими племенами появляются племена и общины, достигшие более высокой техники в обработке тех или иных орудий и изделий. Разделение труда не ограничивается уже, таким образом, пределами отдельных общин, но распространяется и на между общинные отношения. Хозяйственные продукты отдельных общин оказываются теперь совершенно различными. Охотничьи племена имеют мясо и шкуры, скотоводы сверх того молоко и молочные продукты, шерсть, щетину и пр., земледельцы получают со своего хозяйства хлеб, крупу, различные плоды и овощи; одни общины выделяются своим искусством в изготовлении оружия, другие своими гончарными изделиями. В то же время возникновение прибавочного труда сделало возможным не только заготовление запасов, но и появление хозяйственных излишков. У одних общинных групп образуется, таким образом, излишек продуктов, в которых у других, напротив, ощущается недостаток.

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ★Все➙ Старинные издания, Автор - Тюменев А.И.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика