Skip to main content

История

История — увлекательная наука (Сказкин С. Д.) 1961 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 

Обложка старого советского учебника История — увлекательная наука (Сказкин С. Д.) 1961

Назначение: Пособие для учителя

© Издательство  Знание Москва 1961

Авторство: Сергей Данилович Сказкин

Формат: DjVu, Размер файла: 1.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Обращение ученых 3 

 Когда и как история стала наукой 5 

 Какое значение имело открытие Марксом и Энгельсом нового понимания истории 9 

 Народ — творец истории 11 

 История пишется заново 13 

 Деление истории на древнюю, средневековую и новую историю 16 

 История имеет вспомогательные науки 18 

 Изучение первобытно-общинной формации 23 

 Изучение рабовладельческой формации 24 

 История средних веков 28 

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

История нового времени 35 

 История новейшего времени 41 

 Приложение: «Интересно, полезно знать» 49 

 Иллюстрации 61

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - История — увлекательная наука (Сказкин С. Д.) 1961 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! 

      Мы хотим обратиться к вам, участникам великого похода за знания, со словами доброго совета, товарищеского напутствия. 

      Знания — наша сила, наша победа, наше будущее. 

      Чтобы ускорить построение коммунизма, осуществив вековую мечту человечества, нужно формировать человека будущего. Современное производство, все‘ более обогащающееся сложной новейшей техникой, требует работников высокой общей культуры, способных решать сложнейшие задачи, смело ориентироваться во всех областях науки и техники. Мы должны воспитывать «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, которые умеют все делать» (Ленин), добиться уничтожения грани между людьми физического и умственного, труда, воспитывать активных и сознательных строителей коммунизма. 

      Вот почему по призыву нашей партии в самых глубинах народных масс нашей страны ширится поход за культуру, за знания. Вот почему ударники, бригады и предприятия коммунистического труда — эти разведчики будущего — сделали одной из своих заповедей борьбу за знания, за свой идейно-политический и производственный рост, за свое нравственное и культурное совершенствование. Вот почему как подлинное детище народа родились и работают по всей стране народные университеты культуры, эти замечательные опорные пункты широкого самообразования трудящихся, в которых учится уже более миллиона человек. 

      Друзья! Дерзновенна человеческая мысль и безгранично человеческое познание. Удивительно ли, что многие из нас чувствуют себя еще только у подножья вершины, имя которой ЗНАНИЕ. 

      Нет предела в овладении знаниями, и учиться надо каждому всю свою жизнь. Никогда не поздно, если надо, начинать и с малого. Конечно, путь к овладению науками не легок и подчас тернист. Не только ученых имел в виду К. Маркс, когда писал: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». 

      Мы уверены, дорогие товарищи, что вас не устрашит усталость, не остановят трудности, что, включившись в поход за знания, вы не остановитесь на полпути. 

      Мы, ученые страны, специалисты самых разнообразных отраслей знаний, окажем вам помощь. Мы будем работать в народных университетах культуры, создавать для вас книги и брошюры, отвечать на ваши вопросы, стремясь давать знания в форме доступной и интересной, яркой и увлекательной, раскрывая вместе с вами конкретные возможности применения этих знаний в практике коммунистического строительства. 

      Пусть же ярче горит свет народных университетов культуры! Пусть все шире растет массовое движение за самообразование, за упорное и систематическое овладение знаниями! 

      Рука об руку в поход за знания, дорогие друзья! 

      Артоболевский И. И., академик 

      Иогансон Б. В., народный художник СССР 

      Курсанов A. Л., академик 

      Лобанов П. П., академик ВАСХНИЛ 

      Митин М. Б., академик 

      Несмеянов А. Н., академик 

      Семенов Н. Н., академик 

      Сказкин С. Д., академик 

      Тимофеев Л. И., член-корреспондент АН СССР 

      Топчиев А. В., академик 

      Федоров Е. К., академик 

      Францев Ю. П., член-корреспондент АН СССР 

      

      «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. 

      Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания...». 

      К. Маркой Ф. Энгельс. 

      Когда и как история стала наукой 

      

      Что это за наука — история, в чем заключается ее важность для мировоззрения людей социалистического общества, ее увлекательность? 

      Занятия историей никогда не были простым любопытством, уходом в прошлое ради самого прошлого. Люди всегда стремились найти в истории объяснение настоящему и, изучив прошлое, предвидеть будущее. Так как история человеческого общества есть история борьбы классов, то и историческая наука была и остается классовой, партийной наукой. 

      Итак, история есть наука. И как всякая наука, она имеет своей целью вскрыть определенные закономерности. В отличие от естествознания, которое изучает законы природы, история изучает закономерности развития человеческого общества от самого примитивного его состояния вплоть до социализма и коммунизма. 

      Такой история стала не сразу, ибо и она, история, имеет свою историю. Можно даже сказать, что история стала наукой позже, чем все другие науки. И действительно, самое сложное, что создала природа, — это разумное существо, именуемое человеком, и общество таких разумных существ, которые не только живут на земле, но и умеют работать, приспособлять природу к 

      своим нуждам и при помощи науки и техники использовать закономерности, царящие в мире, подчинять их себе. Поэтому и наука о человеческом обществе и законах его развития оказалась для человека труднее, чем наука о природе и ее законах. Мы сейчас убедимся в этом. 

      Человек — венец творения, когда-то говорили наши предки, которые верили в то, что весь мир сотворен богом. Мы теперь знаем, что библейский рассказ о сотворении мира есть миф, легенда, созданная младенческим воображением первобытного человека. Мы знаем, что человек сам является результатом многих миллионов лет развития природы и что человекообразная обезьяна, от которой произошел человек, стала превращаться в человека с того времени, когда она в своем стремлении поддерживать свое существование научилась не только пользоваться предметами внешнего мира, но научилась изготовлять орудия труда. Именно труд превратил это человекоподобное животное в разумного человека. 

      Откуда мы это знаем? Об этом нам говорят исследования о тех давних временах, когда человек еще только становился человеком, хотя никаких письменных сведений до нас, разумеется, от этого времени не дошло. Но зато до нас дошли орудия труда этих полулюдей-полу-животных, ибо значительная часть их орудий была сделана из камня и сохранилась до наших дней. 

      Эти орудия повествуют нам о том, как трудна была для людей того времени жизнь и как все же, несмотря на все трудности, человеческий разум, направляясь прежде всего на совершенствование орудий труда, облегчал жизнь первобытного человека. 

      Тот отдел исторической науки, который изучает жизнь прошлых поколений на основании памятников труда и быта, называется археологией. С ней связана другая наука, дающая важный материал для истории, — наука о жизни и быте различных народов, населяющих нашу планету, — этнография. Но, конечно, ни археология, ни этнография не были бы науками, если бы занимались только собиранием и отыскиванием остатков предметов труда и культуры первобытных или современных людей- Во всякой науке самое главное и самое интересное — это не собирание фактов и не описывание отдельных явлений, а установление закономерностей этих фактов и явлений как в природе, так и в обществе. 

      Великий математик и физик Ньютон на основании таких обыденных фактов, как падение всякого брошенного вверх тела на землю, открыл закон всемирного тяготения и математически точно доказал, что падение спелого яблока с дерева на землю и вращение планет вокруг Солнца суть явления, подчиненные одному и тому же закону всемирного тяготения. 

      В области наук об обществе и прежде всего в основной науке об общественном развитии — в истории, установление закономерностей — дело исключительно трудное. Но именно в этой работе человеческого разума — главный смысл и привлекательность истории как науки. 

      Археолог, когда он (находит остатки древних и самых примитивных культур человеческого общества, не останавливается на описании найденных предметов. Он стремится восстановить своей мыслью культуру такого общества, его материальную и духовную жизнь, его общественную структуру, его нравы и обычаи и, наконец, его верования и представления об окружающем мире. 

      Возникает вопрос: каким образом и на основании каких данных археолог может восстановить, хотя бы приблизительно, жизнь первобытного человека, например, каменного века, т. е. того времени, когда человек не знал еще металла и его орудиями были палка, камень, и от которого в руках археолога имеются лишь жалкие остатки древней культуры, вроде каких-нибудь глиняных черепков первобытной посуды. 

      Конечно, многое он мвжет реконструировать своей мыслью на основании изучения жизни и быта некоторых ныне существующих народов. Но эти отставшие в своем развитии народы подвергались влиянию со стороны других народов, которые достигли высокого развития человеческой культуры. Поэтому использовать знания о жизни отставших народов, об их обычаях и нравах для суждения о далекой древности можно лишь с осторожностью. 

      Археологи, конечно, выводят некоторые закономерности из непосредственного наблюдения над вещами, найденными ими при раскопках. Так, они без особого затруднения установили, раскапывая древние слои почвы, в которых находят остатки первобытного человека, что орудия труда его состояли главным образом из грубо обработанных кусков камня. Позже человек научился обрабатывать камень, делать из него скребки, ножи и топоры, наконечники стрел и т. д. Значительно позже человеку стали известны металлы, сначала бронза (т. е. сплав меди и олова), а затем и железо, -из которых он научился делать необходимые орудия труда. 

      Одновременно с усложнением и развитием орудий труда, т. е. техники, развивались и другие стороны жизни: совершенствовалось жилище, развивалась духовная культура первобытного человека. Рисунки на стенах скал и пещер, в которых ютился первобытный человек, показывают, что он был острым наблюдателем и умел хорошо изображать животных, на которых охотился, людей, своих сородичей, сообща с которыми нападал на диких зверей, создавая запасы пищи. Он искусно делал подобные же рисунки на сосудах из глины, остатки которых в изобилии находят археологи в древних могильниках и раскопках становищ первобытного человека. По этим рисункам археологи пытаются восстановить представления первобытных людей о природе, их элементарные научные представления, их верования. И именно в этих выводах, в этих представлениях о первобытной человеческой культуре в целом и заключается главный интерес той части исторической науки, которая носит название археологии. 

      Спрашивается, как же археолог должен мыслить для того, чтобы его представления о жизни давно прошедших времен были правильными, а с другой стороны, для чего нам нужно знать жизнь предшествующих поколений людей, живших до нас и давным-давно уже переставших существовать? 

      Вот об этом обо всем и говорит нам наука история. 

      Как строгая наука об общественном развитии она существует с недавних времен, будучи результатом гениальных умов, которые вскрыли закономерности исторического развития уже после того, как человечество прожило долгое время и развилось от первобытного существования вплоть почти до нашего времени. Этими гениальными мыслителями были К. Маркс, Ф. Энгельс и развивший их теоретические положения В. И. Ленин.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика