Изучение элементарного курса истории СССР 7 класс (Лейбенгруб П.С.) 1962 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника Изучение элементарного курса истории СССР 7 класс (Лейбенгруб П.С.) 1962

Назначение: Педагогическая библиотека учителя. По материалам опытного преподавания. Книга представляет собой методическое пособие для учителя

© Государственное Учебно-Педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР МОСКВА 1962

Авторство: Павел Соломонович Лейбенгруб

Формат: DjVu, Размер файла: 7.42 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение 3 
 Содержание и образовательно-воспитательное значение элементарного курса истории СССР 6 
 Особенности элементарного курса истории СССР 11 
 Задачи и методы опытной работы по элементарному курсу истории СССР в школе 17 
 Раздел I. Наша Родина в древности 28 
 Тема I. Первобытнообщинной строй и рабовладельческий строй в истории нашей страны. Древние славяне 
 Раздел II. Возникновение и развитие феодализма на Руси 49 
 Тема II. Древнерусское феодальное государство с IX до начала XII в. 
 Тема III. Феодальная Русь в XII — XIII вв. 74 
 Тема IV. Монголо-татарское нашествие. Борьба с монголо-татарскими, немецкими и шведскими феодалами 86 
 Тема V. Образование и развитие Русского централизованного государства 101 
 Тема VI. Борьба народов нашей страны против польских и шведских феодалов в начале XVII в. 135 
 Тема VII. Освободительная борьба украинского и белорусского народов. Воссоединение Украины с Россией 154 
 Тема VIII. Усиление крепостного права и самодержавия в XVII в. Крестьянская война под предводительством Степана Разина 164 
 Раздел III. Утверждение капитализма в Западной Европе и в Северной Америке. Дальнейшее развитие феодальной России. Образование Российской империи 180 

СМ. ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ...

 Тема IX. Начало развития капитализма в Западной Европе. Образование Российской империи 

 Тема X. Дальнейшее развитие капитализма в Западной Европе и в Северной Америке 207 

 Тема XI. Разложение крепостничества и развитие капиталистических отношений в России (середина и 2-я половина XVIII в.) 246 

 Тема XII. Отечественная война 1812 г. Декабристы. Присоединение к России Закавказья и Молдавии 282 

 Раздел IV. Подъем рабочего и национально-освободительного движения в зарубежных странах. Возникновение научного коммунизма. Падение крепостного права в России 311 

 Тема XIII. Развитие капитализма и подъем революционного движения в середине XIX в. Возникновение научного коммунизма 

 Тема XIV. Развитие капитализма и революционная борьба во 2-й половине XIX в. Россия в период капитализма 368 

 Итоговое повторение 428 

 Заключение. Первые итоги опытного преподавания элементарного курса истории СССР в седьмом классе в 1960/61 учебном году 434 

 Список литературы для учителя 451

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Изучение элементарного курса истории СССР 7 класс (Лейбенгруб П.С.) 1962 года

Скачать

Скачать...

СМ. ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА...

 Печатается по решению Ученого совета Института общего и политехнического образования АПН РСФСР 

      Книга представляет собой методическое пособие для учителя по элементарному курсу истории СССР со сведениями из новой и новейшей истории зарубежных стран, изучение которого началось в школах страны в 1961/62 учебном году. 

      Пособие разбито на темы, каждая тема — на уроки. Во введении к каждой теме кратко формулируются ее основные задачи и особенности, намечаются связи темы с ранее изученным учебным материалом. По каждому уроку даются конкретные методические рекомендации о структуре, методах и приемах урока, приводится некоторый дополнительный материал, рассчитанный на конкретизацию основного содержания школьной программы (небольшие отрывки из документов и произведений художественной литературы, описание наглядных пособий и т. д.). В ряде случаев даются различные методические варианты уроков. 

      Существенным отличием пособия от ранее изданных методических пособий по другим курсам является органическое включение в него материалов опытной работы в школе. 

      Пособие написано в соответствии с программой Министерства просвещения РСФСР и применительно к учебному пособию акад. М. В. Нечкиной и проф. А. В. Фадеева (Учпедгиз, 1961). 

      Автором пособия является участник опытного преподавания нового курса заслуженный учитель школы РСФСР П. С. Лейбенгруб. 

      

      ВВЕДЕНИЕ 

      В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 г. «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» в VII — VIII классах восьмилетней школы изучается элементарный курс истории СССР с важнейшими сведениями об общественном и государственном устройстве Советского Союзаf а также сведениями из новой и новейшей истории зарубежных стран. 

      В 1961/62 учебном году изучение нового курса началось в седьмых классах, а в 1962/63 учебном году начнется в восьмых классах всех школ страны. 

      Введение курса отечественной истории в восьмилетней школе является одним из важнейших изменений, внесенных в систему исторического образования в средней школе. Этим ликвидируется главный недостаток действовавшей ранее структуры исторического образования, сложившейся в нашей стране в 30-е годы, при которой учащиеся, ограничивавшие свое образование неполной средней школой, выходили из ее стен со знанием древней истории и средних веков, с очень небольшими знаниями по отечественной истории, полученными в IV классе, и без всяких знаний по новой и новейшей истории зарубежных стран. 

      Теперь положение коренным образом меняется. Изучение учащимися восьмилетней школы истории Родины — страны, в которой впервые утвердилась диктатура пролетариата и победил социализм, страны, которая первой в истории прокладывает человечеству, путь к коммунизму, — имеет огромное образовательное и воспитательное значение. 

      Успешное осуществление стоящих перед учителем ответственных задач может быть достигнуто только при условии его постоянной творческой работы над повышением своего идейно-теоретического уровня. Учитель исто-рии, в каких бы классах он ни работал, обязан глубоко изучить решения съездов КПСС, материалы пленумов ЦК партии, сессий Верховного Совета СССР, выступления руководителей Коммунистической партии и Советского правительства, документы международного коммунистического движения, а также материалы периодической печати. 

      Особое внимание учитель уделит глубокому изучению исторических решений и материалов XXII съезда КПСС, в первую очередь новой Программы Коммунистической партии Советского Союза и докладов Н. С. Хрущева на XXII съезде. 

      В новой Программе Коммунистической партии Советского Союза дана развернутая характеристика современной эпохи, показываются основные закономерности развития капитализма — последнего эксплуататорского строя, подчеркивается, что мировая капиталистическая система в целом Узрела для социальной революции пролетариата, для замены капитализма высшим, коммунистическим общественным строем. Программа раскрывает всемирно-историческое значение Октябрьской революции и победы социализма в СССР, подводит итоги славного пути, пройденного советским народом под руководством Коммунистической партии. Впервые за всю историю человечества в Программе выдвигается научно обоснованный конкретный план построения коммунистического общества. Большое внимание в Программе уделяется вопросам идеологии, воспитания, образования, науки и культуры. Сформулированный партией моральный кодекс строителя коммунизма является и программой воспитательной работы среди молодежи, показывает, какие черты нового человека следует воспитывать в школьниках. 

      Каждый учитель не только сам глубоко изучит этот великий политический и теоретический марксистско-ленинский документ нашей эпохи, но и явится пламенным пропагандистом его идей среди молодежи, поможет учащимся яснее представить себе захватывающие перспективы коммунистического строительства, осознать и определить свой вклад в выполнение разработанного партией плана строительства коммунизма в СССР. 

      Большое внимание необходимо уделять систематическому повышению своих научных знаний и методического мастерства, тщательно продумывать содержание, структуру и методы преподавания каждой темы курса и отдельного урока. 

      Прежде всего каждому учителю, приступающему к преподаванию нового курса, необходимо глубоко изучить его программу и соответствующую историческую и методическую литературу. По-разному надо готовиться учителям, которые впервые приступают к преподаванию отечественной истории, и тем, кто ранее вел курс истории СССР в старших классах. Для первых важно прежде всего овладеть содержанием курса. Для вторых необходимо не только несколько обновить и пополнить свои знания, но и тщательно отобрать то, что входит в элементарный курс, ни в коем случае не допуская перенесения содержания уроков старших классов в VII — VIII классы. Наконец, и тем и другим учителям следует совершенствовать свое методическое мастерство, овладевать разнообразными приемами активизации познавательной деятельности учащихся в классе и вне уроков, заблаговременно подбирать интересные исторические факты, отрывки из художественной литературы, документов, разнообразные наглядные пособия — и все это с учетом не только общего содержания курса, но и его особенностей, с учетом возраста учащихся и имеющихся у них знаний и умений. Данное пособие призвано оказать учителю конкретную помощь в этом отношении, но ни в коем случае не может заменить его самостоятельной творческой работы по подготовке к каждому уроку с учетом конкретных условий школы, класса и методов работы каждого преподавателя. Творческий подход учителя к преподаванию особенно необходим при введении нового курса, по которому еще нет и не может быть достаточно проверенного опыта 

      1 Краткую характеристику общих методических условий и рекомендаций, необходимых для успешного усвоения нового курса учащимися, см. в заключении «Первые итоги опытного преподавания элементарного курса истории CGCP в седьмом классе в 1960/61 учебном году». 

      Содержание и образовательно-воспитательное значение элементарного курса истории СССР 

      В курсе в хронологической последовательности, в живой занимательной форме излагается история СССР, включающая историю русского и других народов нашей страны (из 177 учебных часов, отводимых на историю в VII — VIII классах, на изучение отечественной истории приходится примерно 110 часов). 

      В основу программы элементарного курса положена научная периодизация истории человечества. Так, первый раздел курса «Наша Родина в древности» знакомит учащихся с историей нашей страны в период первобытнообщинного строя и с рабовладельческим строем в ее южных областях. Второй раздел посвящен истории возникновения и развития феодализма (от образования Древнерусского феодального государства у восточных славян с центром в Киеве до образования Российской империи и дальнейшего развития крепостничества в середине 

      XVIII в. включительно). В отдельные разделы курса выделены такие периоды в истории нашей страны, как разложение крепостничества и развитие капиталистических отношений в России (2-я половина XVIII в. — 1-я половина XIX в.), Россия в период домонополистического капитализма (от падения крепостного права до конца 

      XIX в.), переход капитализма в высшую и последнюю стадию — империализм и буржуазно-демократические революции в России (с конца XIX в. до победы Февральской буржуазно-демократической революции), победа Великой Октябрьской социалистической революции и построение социализма в СССР и т. д. 

      В VII классе изучается история нашей страны с древнейших времен до конца XIX в., в VIII классе — с конца XIX в. до наших дней. Ярко и красочно, в доступном для учащихся 13 — 15 лет объеме, перед школьниками раскрывается многовековая история Родины. Они узнают о славных традициях героической борьбы народов нашей страны за независимость, о революционной борьбе трудящихся против помещиков и капиталистов, о достижениях в области культуры, о великих боевых и трудовых подвигах советских людей, руководимых Коммунистической партией в борьбе за победу социализма и коммунизма, за мир между народами. 

      Для более глубокого понимания истории нашей страны, ее связей с историей зарубежных стран, роли в мировом историческом процессе, а также для подведения учащихся к правильной оценке явлений современности в курс включаются сведения из новой и, что особенно важно, новейшей истории зарубежных стран. 

      Так, в VII классе школьники знакомятся, в доступном для их возраста объеме, с такими важнейшими событиями мировой истории, как английская буржуазная революция XVII в. и промышленный переворот в Англии, образование США, французская буржуазная революция конца XVIII в. Учащимся рассказывается об эксплуатации рабочих капиталистами, о подъеме рабочего движения в Западной Европе в 30 — 40-е годы XIX в., о революционной деятельности Карла Маркса и Фридриха Энгельса и их учении о неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма. Школьники узнают о событиях революции 1848 г. во Франции, о народном восстании 1857 — 1859 гг. в Индии,« о гражданской войне в США, об основании и значении Международного Товарищества Рабочих — I Интернационала и, наконец, о Парижской Коммуне 1871 г. 

      В VIII классе большое значение будет иметь ознакомление учащихся с высшей и последней ступенью капитализма — империализмом, с всемирно-историческим значением Великой Октябрьской социалистической революции, с образованием и укреплением мировой социалистической системы, распадом колониальной системы империализма, развитием ряда стран капиталистического мира после второй мировой войны, современным международным коммунистическим и рабочим движением (на сведения из новой и новейшей истории зарубежных стран программа отводит около 50 учебных часов). 

      Последний, завершающий раздел курса истории в VIII классе посвящается изучению важнейших сведений об общественном и государственном устройстве нашей страны, ознакомлению школьников с основными правами и обязанностями советских граждан (на этот раздел отводится 19 учебных часов). 

      В союзных республиках в тесной связи с историей СССР изучается история данной союзной республики. 

 

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика