Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР 7—10 классы (Косова Г.Р.) 1987 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР 7—10 классы (Косова Г.Р.) 1987

Назначение: Библиотека учителя (7-10 классы)

© Просвещение Москва 1987

Авторство: Галина Рудольфовна Косова

Формат: DjVu, Размер файла: 6.53 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение 3 

Использование памятников культуры при изучении раздела «Первобытнообщинный и рабовладельческий строй» 9
Изучение памятников культуры в разделе «Возникновение и развитие феодализма» 24
Вопросы культуры при изучении раздела «Начало разложения феодализма»
Развитие капиталистических отношений в России 78
Изучение вопросов культуры в разделе «Разложение и кризис феодализма в России
Начало революционной борьбы против царизма и крепостничества» 92
Вопросы культуры при изучении раздела «Победа капитализма в России»
Революционно-демократический этап освободительного движения
Начало пролетарского этапа освободительного движения в России» 115

 

См. оглавление полностью...


Изучение культуры конца XIX — начала XX в в разделе «Период империализма — высшая и последняя стадия капитализма
Пролетарский этап освободительного движения и перемещение центров мирового революционного движения в Россию» 144
Вопросы культуры при изучении раздела «Великая Октябрьская социалистическая революция и победа социализма в СССР» 173
Изучение вопросов культуры в разделе «Упрочение и развитие социалистического общества в СССР» 197
Заключение 253

Скачать бесплатный учебник  СССР - Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР 7—10 классы (Косова Г.Р.) 1987 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Ставя задачу ускорения социально-экономического развития страны, что предполагает поистине революционную перестройку и обновление всех сфер общественной жизни, XXVII съезд КПСС, последующие пленумы ЦК КПСС подчеркивают, что успешное ее осуществление зависит прежде всего от человеческого фактора, требует формирования всесторонне развитой, общественно активной личности.
В этом важнейшая роль принадлежит школе: она осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций — воспитание нового человека.
В этом плане велика роль культурно-исторического материала, он есть в курсах разных предметов и в каждом случае имеет свою специфику, которую мы используем и реализуем в преподавании. Межпредметные связи способствуют созданию более целостной и многогранной картины развития отечественной и мировой культуры — достигается большая эффективность освоения культурного наследия.
Так, на уроках физики, химии, биологии и других предметов естественнонаучного цикла школьники узнают основные вехи развития соответствующей науки.
Предметы эстетического цикла — музыкальная культура, изобразительное искусство — знакомят учащихся с художественно-образным осмыслением мира в разных видах искусства, с присущим им изобразительно-выразительным языком, с отдельными выдающимися памятниками музыкального и изобразительного искусства. На уроках литературы школьники изучают произведения разных эпох, различных жанров, выразительные средства литературы как искусства.
Особая роль принадлежит такому предмету, как история: духовная культура в ней раскрывается как компонент общественно-экономической формации, многие проявления ее (образование и наука, общественная мысль, литература и искусство, письменность и книгоиздание, театр и т. д.) рассматриваются в их динамике, взаимосвязи и поступательном развитии, в их социальной обусловленности.
Памятники культуры полнее и глубже осознаются в связи с современной им жизнью общества и, в свою очередь, позволяют лучше, ярче, эмоциональнее ее осмыслить.
Обучая истории, мы формируем и углубляем понятие «культура» как целостное, системное единство составных ее частей — реальность духовной жизни человека и общества, прослеживаем развитие культуры как одной из сторон общественно-экономической формации и постепенное ее высвобождение от пут религиозной идеологии в ходе познания мира; само познание мира в двух его формах — наукой, раскрывающей закономерности жизни природы и общества, и искусством, познающим мир в художественных образах; активное воздействие науки и искусства на общество, их участие в преобразовании действительности; классовый характер культуры в классовоантагонистическом обществе и отражение в ней классовой, идеологической борьбы вплоть до открытого столкновения двух культур в культуре буржуазного общества; глобальный характер этого столкновения в свете противоборства двух систем и обострения идеологической борьбы в современном мире; изменение содержания, роли и значения культуры в обществе, строящем коммунизм, — расширение сферы культуры, ее всеохватывающий характер; роль народных масс в создании материальных и духовных ценностей, в их распределении и потреблении.
Формирование понятия «культура» завершается в курсе обществоведения на уроках о духовной культуре социалистического общества наших дней.
Основополагающим в определении содержания материала, принципов его отбора и подхода к памятникам культуры является учение В. И. Ленина о двух культурах (см. статью «Критические заметки по национальному вопросу» и другие работы об отношении к культурному наследию).
В. И. Ленин учит отстаивать наследство великих художников от реакционных посягательств, видеть то, что делает их нашими союзниками в борьбе за новое общество.
В то же время разного рода культурно-исторический материал требует к себе особого подхода и выполняет различную роль в образовательно-воспитательном процессе.
Показывая специфику религии, причины ее возникновения и существования, мы раскрываем школьникам фантастические представления людей о действительности, искаженное отражение реально существующих сил природы и общества, господствующих над человеком, объясняем классовый характер религии в эксплуататорском обществе, роль церкви как орудия духовного порабощения масс, пути ее воздействия на людей. Тем самым вносим существенный вклад в атеистическое воспитание учащихся.
Изучая развитие общественной мысли, мы выявляем тесную ее связь с политической и социально-экономической жизнью общества, отражением в ней отношений между классами, своеобразное выражение их борьбы в области идей.
Излагая вопросы просвещения, книгопечатания, развития книгоиздательского дела, по существу раскрываем некоторые аспекты распределения и потребления духовных ценностей в обществе.
Особая роль и место в обучении истории принадлежит произведениям литературы и искусства. Они выступают многопланово: как источник знаний эти памятники рассказывают о материальной и духовной жизни общества, прежде всего об идеологии и психологии людей. В таком качестве они чаще всего используются на уроках социально-политической истории.
Памятники литературы и искусства свидетельствуют о художественном развитии человечества, расширении сферы искусства, обогащении его изобразительно-выразительного языка. Они раскрывают этический и эстетический идеалы своего времени. Обо всем этом, как правило, мы говорим на уроках, посвященных соответствующим вопросам культуры, останавливаясь прежде всего на тех видах искусства, которые в данную эпоху играли ведущую роль в духовной жизни общества.
Произведения литературы и искусства являются результатом своеобразной духовно-практической деятельности человека — художника и творца, воплощающего в художественно-образной форме эстетическую оценку тех или иных явлений исторической действительности с позиций определенных классов и социальных групп общества. В обучении истории произведения искусства выступают и средством доведения до учащихся эстетических идеалов, оценок, могучим фактором эстетического воспитания.
Углубленному восприятию произведения искусства способствует предлагаемая нами схема, путь его анализа. Первый вопрос: что изображено? Ответ выявляет выбор темы, героя произведения, в значительной степени обусловленный социальной позицией художника. Выяснение того, как, какими средствами изображено, помогает понять, что выражено, ибо раскрывает не только содержание произведения, но и эмоционально-эстетическую оценку отразившегося в нем явления жизни. Затем устанавливаем, какие мысли и чувства вызывает художественное произведение, оказывая соответствующее воздействие на читателя, зрителя, слушателя. По мере накопления знаний учащимися, развития у них умений и навыков восприятия, эстетических чувств постижение произведения искусства может идти и по сокращенной схеме: ученик испытывает эстетическое переживание, разом охватывая и тему, и особенности, и идею произведения.
В произведениях искусства есть временное, конкретно-историческое, то, что принадлежит своему времени, и непреходящее, общечеловеческое, вечное. Новое в искусстве не перечеркивает старого, а пополняет сокровищницу гуманистического опыта человечества: шедевры не умирают, они вокруг нас, роль и значение их в жизни советского человека, в идеологической борьбе наших дней неуклонно возрастает. Поэтому столь насущной является задача формирования у учащихся самостоятельного подхода к явлениям художественной культуры с позиций марксистско-ленинской эстетики. Этому способствует определенная система теоретических знаний об искусстве, которую мы вырабатываем у учащихся в обучении истории. Она включает в себя такие понятия: искусство как своеобразная, художественно-образная форма познания действительности; исторйзм искусства (тематика, изобразительно-выразительные средства, виды и жанры его), воплощенного в нем эстетического идеала, временное и общечеловеческое в нем; классовый характер искусства в обществе классовом; своеобразие эмоционально-эстетического воздействия искусства.
Ученики узнают, что искусство выступает как своеобразное средство общения (новые знания, переживания, оценки, волевые импульсы); передает от поколения к поколению, от человека к человеку накопленный опыт, обогащает личный опыт воспринимающего; расширяет и углубляет видение мира, обогащает сферу человеческих чувств; формирует идеал как своеобразную установку в становлении личности, тем самым воспитывает человека в социально обусловленном направлении; несет людям эстетические переживания, эстетическое наслаждение, которые оказываются социально полезными, ибо развивают и оттачивают способность и желание человека творить по законам красоты; в целом выступает средством преобразования человека и окружающей его действительности.
Работа с произведениями искусства позволяет показать школьникам эстетическое осмысление разных сторон жизни общества и человека как его члена, научить эстетически воспринимать явления природы, прошлой и современной жизни, видеть прекрасное вокруг нас, стремиться активно бороться с безобразным и низменным.
Особое значение в наши дни приобретает освоение культурного наследия нашей Родины. Изучение в курсе истории СССР отечественной культуры позволяет показать учащимся такие важные положения, как движение культуры от культуры племен к культуре народностей, складывание общерусской культуры, наконец, в пору развития капитализма и формирования наций — культуры национальной; высокие достижения культуры русского и других народов нашей страны; роль культуры великого русского народа, ее влияние на культуру братских народов и одновременно растущий в ней интерес к культуре народов нашей страны; взаимосвязь и взаимодействие братских культур, прежде всего передовых их элементов, в значительной степени подготовивших идущий уже в советское время процесс сближения национальных культур, их интернационализацию — важный фактор образования новой социальной и интернациональной общности людей — советского народа, которому присуща и определенная духовно-культурная общность; неразрывная связь передовой культуры нашей страны с развитием освободительного движения; марксизм-ленинизм как высшее достижение мировой культуры; место и роль отечественной культуры в развитии мировой цивилизации.
Эти знания составляют основу для формирования у учащихся в курсе истории СССР советского периода и обществоведения таких понятий, как социалистическая культурная революция — историческая закономерность эпохи перехода от капитализма к социализму, к социалистической цивилизации; социалистическая культура; духовная культура социализма, ее роль и значение, ее место в идеологической борьбе наших дней, ее историческая миссия.
Решить эти задачи помогают не только межпредметные связи, о которых речь шла выше, но и связи межкурсовые и внутрикурсовые. В курсе истории СССР они позволяют раскрыть преемственность в развитии отечественной культуры, изменения в ней и причины, их обусловившие. Межкурсовые связи со всеобщей историей выявляют общее и особенное в развитии мировой и отечественной культуры, роль культуры русского и других народов нашей страны в истории и развитии мировой цивилизации.
Культурно-исторический материал, охватывающий всю сферу духовной культуры, духовной жизни общества, открывает широкие возможности для комплексного подхода к коммунистическому воспитанию в единстве идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания; на нем мы воспитываем советский патриотизм, пролетарский интернационализм, чувство дружбы народов нашей страны и общенациональной гордости советского человека.
Эта работа представляет значительные трудности и для учителя, и для ученика. Они обусловлены прежде всего сложностью самого материала, раскрывающего различные области духовной жизни, нередко удаленной от нас во времени, возрастом учащихся, а также содержанием образовательно-воспитательных задач, решаемых при его изучении. Так, ученикам трудно бывает понять поступательный ход развития науки, где, как известно, нередко новое открытие перекрывает, а то и отменяет прежнее знание. Школьники рубежа XX — XXI вв., времени освоения космоса, атомной энергии, электроники и генной инженерии, иной раз затрудняются в осмыслении великих достижений науки прошлого.
Усвоение и осмысление искусства затруднено специфическим его языком, а также системой идей и ценностей, нашедших в нем свое выражение, но чуждых нашему времени (см. прежде всего средневековое искусство).
Многоплановость культуры, необходимость выявления единства в этом многообразии духовной жизни общества представляют значительные сложности и для учителя. Преодолевать их помогает самостоятельная работа над расширением своих знаний в области культуры, изучение партийных документов, трудов основоположников марксизма-ленинизма, специальных монографий, книг, посвященных выдающимся деятелям или эпохам в истории культуры. Только свободное владение материалом позволит учителю эмоционально и красочно излагать его, заражая учеников своей увлеченностью, вызывая чувство сопричастности, сопереживания, осуществляя тем самым воспитание чувств.
Трудности порождает еще и отсутствие в школах единой системы работы учителей с культурно-историческим материалом, затрудняющее осуществление межпредметных и межкурсовых связей. Нередко нарушается преемственность в накоплении знаний, формировании умений и навыков учащихся при переходе из класса в класс, от
одного учителя к другому. Этого можно избежать, если работа в этой области станет предметом обсуждения методического объединения учителей истории и других предметов.
Сложность содержания и восприятия требует подчас неоднократного обращения к одному и тому же памятнику культуры, длительного его рассмотрения. Учитель может вместе с учениками собирать иллюстрации (альбомы, открытки, вырезки из журналов), создать школьный музей, устраивать тематические выставки.
В ходе преподавания необходимо учитывать сроки изучения материала в курсах других предметов: используем ли мы уже изученное, рассматриваем ли то, что будет пройдено позднее, излагаем ли материал синхронно — этим в значительной степени определяется методика работы с памятниками истории и культуры в курсе отечественной истории.
Своеобразие культурно-исторического материала, его роль и значение в обучении истории, важность решаемых с его помощью образовательно-воспитательных задач определяют место уроков по культуре в курсе истории и особенности самих этих уроков. Понять культуру страны, народа, эпохи можно, только зная особенности породившего эту культуру периода истории, а потому изучение культуры завершает соответствующий раздел курса. В зависимости от времени, отведенного программой, это может быть завершающая часть урока, или один-два урока, на которых раскрываются все стороны культуры, или, наконец, ряд уроков, каждый из которых посвящен отдельной области культуры, предусмотренной программой. В пособии мы показываем логику использования культурно-исторического материала, в ряде случаев план урока по культуре, приводим эти уроки, иногда предлагаем варианты прохождения материала.
Принципом отбора иллюстративного материала для урока является обеспечение его необходимыми, исключающими перегрузку документами и репродукциями. Это нужно для характеристики типичных явлений культуры в их сравнении и сопоставлении, для прослеживания развития культуры. Поэтому в пособии предлагаются прежде всего те иллюстрации и документы, которые не включены в учебник или дополняют его.
В основу работы легли школьная программа и учебники. Отбор материала, подход к нему, система его изучения, методы работы, варианты уроков отражают многолетний педагогический опыт автора, но не исчерпывают всей сложности проблемы.
Расширение и углубление работы с памятниками культуры во внеурочной и внешкольной деятельности делает ее более эффективной (выставки, конференции, вечера, экскурсии и т. д.).
Целенаправленное изучение в определенной методической системе культурно-исторического материала в обучении способствует овладению духовным богатством человечества, вносит значительный вклад в формирование внутренней культуры учащихся, в становление духовно богатой, творчески активной личности нового, социалистического типа.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ»
Первые знания о первобытном обществе и его культуре учащиеся получают в V классе на уроках истории древнего мира. В курсе истории СССР VII класса эти знания учитель развивает и углубляет. Нам предстоит показать семиклассникам, что элементы культуры, как материальной, так и духовной, возникают в глубокой древности в процессе трудовой деятельности и как ее результат, что эта деятельность была исходной для появления таких разных форм познания реального мира, как знание и искусство, что для древнейших этапов истории характерна нерасчлененность (синкретизм) человеческого сознания, в котором переплетаются элементы нравственные, религиозные, эстетические, а также начатки научных знаний, что в ходе общественной практики, производственной деятельности людей развивается и сам человек, и общество в целом.
Трудным для учащихся является важный мировоззренческий вопрос — о соотношении религии и искусства. Они должны уяснить, что трудовая деятельность человека была исходной для возникновения и искусства, и религии, понять их принципиальное различие, несмотря на то что религия и искусство длительное время существовали в тесном переплетении друг с другом: история древнейших этапов культуры показывает нам развитие здорового древа познания, в том числе в конкретных образах различных искусств — древние рисунки служили целям общения коллектива, передачи мыслей, наблюдений, знаний человека, выражали его творческую фантазию. Искусство, таким образом, предстает формой художественно-образного познания мира, господства над ним, религия — формой подчинения, зависимости человека от окружающего его мира. Возникновение искусства мы рассматриваем как свидетельство развития человека и общества и как фактор, это развитие стимулирующий. Появление ценностных ориентаций, свойственных только людям социально обусловленных чувств, означает окончательное выделение человека из животного мира.
Рассмотрение памятников первобытной культуры нашей страны позволяет показать школьникам ее место и значение на раннем этапе развития человечества.
На уроке «Древнейшее человечество» в ходе беседы отрабатываем знания, полученные учащимися еще в V классе: о главных отличиях человека от животного — способности изготавливать орудия труда и целенаправленно, обдуманно трудиться, изменениях самого человека и коллектива людей в процессе трудовой деятельности. Рассматривая изображение древнейшего орудия труда (см. с. 11 учебника), спрашиваем: «Что должны были знать люди, чтобы изготовить такое орудие труда? Какие занятия были тогда возможны?» Устанавливаем связь между занятиями людей, их знаниями и результатами их деятельности. Эту связь прослеживаем с учащимися и в дальнейшем.
Рассказываем об овладении огнем, усовершенствовании и дифференциации орудий труда, сделавших возможной охоту на крупных животных. Рассматриваем изображение некоторых из них (на с. 12 — 13 учебника). «Какие занятия стали возможны с появлением этих орудий труда?» Итак, охота на крупных животных, рыболовство, собирательство связаны с появлением новых орудий труда. Рассматривая их (табл. 1 Альбома по истории культуры СССР. М., 1971), отмечаем большее совершенство форм, пропорциональность, подчиненность назначению того или иного изделия, в целом — возросшую целесообразность его.
Новые орудия труда свидетельствуют и о расширении знаний первобытных людей, о качествах и свойствах различных материалов, встречающихся в природе, например камня и кости, о значении формы для выполнения определенной работы: иглы для прокалывания шкуры, скребка для соскребания с нее жира, копья и гарпуна для поражения животного на расстоянии и т. п.
Делаем вывод о возросшем мастерстве первобытного человека в изготовлении и применении орудий труда, накоплении древними людьми практических знаний и умений, расширении кругозора. У них появляется потребность осмыслить, оценить окружающий мир, закрепить свои знания и опыт. С этим связано возникновение искусства. Рассматриваем знаменитые изображения Каповой пещеры (пещера Шульван-Тан на Южном Урале в долине реки Белой — см. § 1), родственные художественным памятникам палеолита, ранее обнаруженным на юге Франции, севере Испании и Африканского континента. Спрашиваем, о чем свидетельствует, например, изображение мамонта. Семиклассники, опираясь на свои знания о первобытном искусстве, отвечают, что это изображение оставлено людьми, которые в древности жили в данном районе, охотились на мамонтов и хорошо знали их облик, привычки и особенности. Жили эти люди родовой общиной. У них уже были развиты ум, память, наблюдательность, воображение, достаточные для того, чтобы запомнить, представить животное; развиты руки и имелись приспособления, чтобы создать эти изображения, краски, чтобы их раскрасить.

 

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика