Skip to main content

Кабинет истории в школе (Герасимов) 1954 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Кабинет истории в школе (Герасимов) 1954

Назначение: В данной брошюре излагается опыт работы преподавателя истории, заведующего школьным историческим кабинетом, организованным Институтом методов обучения Академии педагогических наук РСФСР при 315-й средней школе г. Москвы .

Автор ставил своей целью осветить главным образом практическую работу по созданию и использованию учебно-наглядных пособий по истории в школьных условиях. Автор намечает общие задачи по организации, структуре и направлению методической работы школьного исторического кабинета.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1954

Авторство: Трофим Андреевич, Герасимов

Формат: DjVu Размер файла: 7.54 MB

СОДЕРЖАНИЕ

I. Задачи, организация и структура кабинета истории в шкоде 3

II. Оборудование и учебно-наглядные пособия по истории . 10

III. Опыт создания учебно-наглядных пособий 14

IV. Работа с учащимися по изготовлению наглядных пособий 47

V. Методическая работа кабинета 86

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Кабинет истории в школе (Герасимов) 1954 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

I. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА КАБИНЕТА ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

В августе 1945 г. ЦК ВКП(б) дал указание Наркомпросу РСФСР и Академии педагогических наук РСФСР организовать в четырёх средних школах Москвы, Ленинграда, Горького и Сверд-ловска образцовые кабинеты не только по физике, химии, биологии, географии, но и по истории — предмету, по которому имеется лишь небольшое число наглядных пособий. Организация и оборудование школьного кабинета истории было новым делом, оно решало задачу: показать, каким должен быть учебный кабинет истории в школе по его содержанию, размещению, оборудованию и методике использования его оборудования в процессе обучения.

К концу 1948/49 учебного года эти кабинеты истории были организованы Отделом наглядных пособий Института методов обучения Академии педагогических наук РСФСР.

Однако с того времени они не получили широкого распространения в школах. Опыт организации кабинетов истории освещён мало; в методической литературе не разработаны принципы и- структура кабинета в той степени, в какой это сделано по физике,, химии, биологии и географии. Между тем назрела настоятельная необходимость в создании школьных исторических кабинетов.

Учебный кабинет истории призван содействовать дальнейшему улучшению постановки преподавания истории, осуществляя следующие задачи:

1) обеспечивать учебно-воспитательную работу правильно методологически и’ методически подобранными пособиями и вспомогательными приспособлениями (стендами, подставками, экраном и т. д.);

2) преодолевать в обучении остатки формально-словесного метода, добиваться образного и конкретного преподавания;

3) более широко развивать опыт создания самодельных учебно-наглядных пособий по истории;

4) применять разнообразные формы внеклассных занятий, строить их в неразрывной связи с учебно-воспитательной работой, учитывая возрастные особенности, интересы и наклонности учащихся.

Изложенные задачи кабинета истории показывают, что это не хранилище различных наглядных пособий по истории. Он не может быть и историческим музеем в школе, рассчитанным на зрительное впечатление учащихся, если даже в нём имеются хорошие художественные картины, иллюстративно-исторические таблицы, скульптура, собрания документов, материалы и выставки с иллюстрациями изучаемого курса истории.

Это база учебных занятий с учащимися, а также и методической работы учителей, их подготовки к урокам истории, место для активного и сознательного участия учащихся в изготовлении наглядных пособий по истории.

В Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР» указывается, что одним из важнейших условий прочного усвоения учащимися исторических знаний является наглядность в преподавании.

Опыт показывает, что применение наглядных пособий на уроках истории приобретает решающее значение. Факты говорят о том, что нередко учащиеся, оканчивающие среднюю школу, плохо знают материал по истории. Значит, важнейшие исторические явления слабо закрепляются в памяти учащихся, преподавание курса истории не всегда доступно учащимся, недостаточно наглядно и конкретно.

При изложении ученикам исторического материала, учитель в большинстве случаев не может опереться на личный опыт учащихся, на их непосредственные наблюдения. Образование у учащихся правильных представлений о прошлом, особенно далёком прошлом, просто невозможно без соответствующих наглядных пособий. Яркая речь учителя и применение в качестве иллюстрации литературно-художественного произведения, конечно, являются надёжными помощниками в деле создания у учащихся правильных образов. Но если мы, например, только с помощью «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина, без соответствующих наглядных иллюстраций, будем стараться создать у учащихся образ древнерусского князя, то вряд ли добьёмся, чтобы этот образ был конкретным, ярким и живым.

Отсутствием необходимых зрительных образов и объясняются довольно многочисленные случаи анахронизмов, которые допускают учащиеся, и той модернизации их представлений, которую так любят подхватывать некоторые экзаменаторы и превращать эти случаи в какие-то анекдоты. Если учащийся вооружает воинов, сражавшихся на Куликовом поле, пулемётами, а при изображении Бородинского сражения помещает в небе над полем боя самолёт, то причина этих явлений и заключается как раз в том, что своевременно ученику на помощь в образовании исторических представлений не была предложена хотя бы картина соответствующего содержания, не говоря уже о макете, панораме или другом наглядном пособии.

Вопросы наглядности в преподавании истории необходимо поставить на первый план.

Там, где на уроках применяются наглядные пособия, необычайно возрастает интерес учеников к предмету; они начинают заниматься по истории с любовью, которая и в дальнейшем поддерживается учителем с помощью новых наглядных пособий. Опытные и вдумчивые учителя применяют наглядность при обучении истории не как узкий дидактический приём, а как мощное учебно- воспитательное средство, как путь образования правильных исторических представлений и понятий на основе соединения деятельности органов чувств и мышления.

Однако состояние фонда учебно-наглядных пособий по истории ещё очень часто не даёт возможности вести её изучение наглядно. Отчасти это и понятно: история как учебный предмет в школе настолько обширна по своему содержанию и объёму, в ней так много разнообразных элементов, нуждающихся в конкретизации, что ни издательства, ни промышленность долго ещё не будут в состоянии удовлетворить потребности школы в учебно-наглядных пособиях по этому предмету.

Имеющийся в настоящее время в школах фонд наглядных пособий обычно содержит следующие виды: исторические карты, атласы, альбомы, стенные картины, схемы, портреты исторических деятелей и диапозитивы.

Даже беглое ознакомление с этими пособиями в школах и с обязательными списками оборудования школ показывает, что этот фонд пособий ни в коем случае не может обеспечить полностью наглядное преподавание истории по всем темам учебной программы V—X классов. Кроме того, ряд пособий (исторические атласы и альбомы) в силу их небольшого размера не могут быть использованы для демонстрации на уроках. Не представляется возможным и применить их как раздаточный материал из расчёта выдачи во время занятия одного пособия хотя бы на двух учеников. Мало ещё выпускается исторических атласов и альбомов, а поэтому они недоступны для приобретения их школами <в количестве 20—25 комплектов каждого наименования. Совсем не производятся для школ объёмные пособия по истории (модели, макеты, горельефы, барельефы, панорамы, слепки орудий и т. п.). Нет также разрезных листов для склеивания макетов исторических памятников. Совершенно нет в магазинах раздаточных учебных пособий, очень мало стенных таблиц. Массовый выпуск этих пособий не может быть осуществлён в ближайшее время главным образом потому, что слабо ведётся их разработка.

Поэтому необходимо создать в школе такой учебный кабинет истории, чтобы в нём, совершенствуя своё методическое мастерство, учителя имели возможность сами разрабатывать новые пособия, а учащиеся могли всесторонне развивать свои творческие силы в изготовлении учебно-наглядного оборудования. Разумеется, что участие учащихся в создании наглядных пособий по истории должно быть основано на проявлении их склонностей и интересов к этой работе. Но лиха беда начало, а от юных мастеров отбоя не будет. Причём, мастера будут со сметливым умом и золотыми руками. Например, учебный кабинет истории нашей школы стал не только местом учебных занятий, но и центром творческого труда учащихся по изготовлению пособий. В кабинете истории развивают свои способности школьники от юных художников до юных строителей и техников.

Таким образом, важнейшая роль его заключается в оформлении процесса обучения учащихся истории созданием системы разнообразных наглядных пособий.

В кабинете должна быть работа творческой. Например, если в кабинете будут сделаны для учебных занятий хорошие копии исторических картин, то эти картины придадут конкретность содержанию уроков и вместе с живым словом учителя, документом или художественным произведением создадут ощущение эпохи, в которую до некоторой степени вживутся учащиеся и запомнят её.

Ещё более глубокой будет работа при изготовлении учащимися под руководством учителя исторических таблиц, схем, характеризующих сложные исторические явления, как, например, образование централизованного русского государства и т. п.

Так как в советской школе даётся активное образование, имеющее своим основанием обогащение подрастающего поколения не только знаниями, но и навыками применять их в интересах общества, то самостоятельная работа школьников приобретает серьёзное педагогическое значение. Отсюда, обучая и воспитывая учащихся на уроках, во внеклассных занятиях и при выполнении учащимися обязательных домашних учебных заданий, учитель обязан создавать такие формы самостоятельной работы, которые давали бы возможность учащимся ещё в школе полнее использовать полученные знания.

Здесь они в докладах, диаграммах, схемах, рисунках, картограммах, лепке из папье-маше, моделировании и т. д., выполняя работу по теме, выбранной сообразно с интересами и наклонностями, проявляют творчество и показывают свои знания. Кружковцы, обрабатывая исторический материал, почти всегда употребляют все свои способности на создание таких пособий, которые действительно помогают лучше понимать исторические явления, облегчают детям запоминание исторических событий.

В результате, кабинет истории, правильно поставив и интересно организовав свою работу, может постепенно создать богатые фонды наглядных пособий по истории. Этим будет создано важнейшее условие для живого и конкретного изложения исторического материала, позволяющего прочно закреплять изученные факты в памяти учащихся, производить правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводить учащихся к марксистско-ленинскому пониманию истории.

Опираясь на вышесказанное, уже в целом можно сформулировать краткий перечень основных принципов организации учебного кабинета.

1. Кабинет организуется в соответствии с педагогическими и методическими требованиями к учебно-воспитательной работе по истории в средней школе.

2. В кабинете создаются наиболее благоприятные условия для дальнейшего усовершенствования преподавания предмета, развития педагогического мастерства учителей и повышения качества знаний учащихся.

3. 3. В целях наилучшего и полного использования учебного оборудования и наглядных пособий по истории кабинет должен быть местом для внеклассных и кружковых занятий с учащимися.

4. Все имеющиеся пособия сосредоточиваются в одном помещении и хранятся так, чтобы приготовление их для занятий производилось с минимальной затратой времени.

5. Кабинет — организатор педагогической работы учителей с учащимися по изготовлению самодельных наглядных пособий по истории.

Помещения. Для выполнения указанной выше работы необходимо выделить под кабинеты истории два смежных помещения: а) класс-аудиторию для уроков по истории;

6. лабораторию для хранения наглядных пособий, для внеклассных занятий учащихся и работы учителей.

Обычно ссылаются на невозможность выделения помещения для кабинета в связи с отсутствием в школах свободных комнат. Однако некоторые руководители школ находят выход из трудного положения.

Вот, что, например, пишет И. К. Новиков: «Мы в нашей практике, если не решили, то в значительной мере смягчили эту трудность. На каждые два класса мы дали одну классную комнату, вторая же идёт под кабинет. Составляя расписание уроков, мы придерживаемся такого порядка, что если один из спаренных классов занимается в своей комнате, то у другого назначена работа в одном из кабинетов»

Класс-аудитория. Обычная классная комната. На передней её стене вешается классная доска размером 3,7X1,5 м = 6,5 JH   . ПО истории такая доска нужна, чтобы можно было учителю нанести на ней рисунок или схему по материалу урока, делать записи плана изложения нового материала, новых имён, терминов, выводов и т. п. Не следует использовать классную доску в качестве вешалки для карт и других пособий.

 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика