Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII в 1989 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII в (Епифанов, Епифанова) 1989

Назначение: Пособие для учителя

© Издательство  Просвещение Москва 1989

Авторство: Пётр Павлович Епифанов, Ольга Петровна Епифанова

Формат: DjVu, Размер файла: 7.49 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Первобытный и рабовладельческий строй 
Глава 1. Народы и государства на территории СССР в древности 6
Возникновение и развитие феодализма
Глава 2. Раннефеодальное государство — Киевская Русь 26
Глава 3. Феодальная раздробленность Руси 48
Глава 4. Закавказье и Средняя Азия в XI — начале XIII в. Утверждение феодальных отношений 57
Глава 5. Борьба русского народа и других народов нашей страны с монголотатарским нашествием 73
Глава 6. Народы Прибалтики в XII — XIII вв. Борьба с немецкими и шведскими феодалами. Образование Великого княжества Литовского 80
Глава 7. Образование Российского централизованного государства и свержение ига монголо-татарских ханов 89
Глава 8. Россия в XVI в. Феодальное хозяйство XVI в. Усиление крепостного права. Классовая борьба. Вотчины и поместья XVI в. Феодальный город 105
Глава 9. Развитие культуры в XIV — XVI вв. 141

См. оглавление полностью...


Глава 10. Россия в начале XVII в. Крестьянская война и иноземная интервенция 147
Глава 11. Россия в XVII в. Социально-экономический строй. Классовая борьба. Культура. Международные связи 170
Глава 12. Северная война 1700 — 1721 гг. Реформы в первой четверти XVIII в.
Образование Российской империи 212
Глава 13. Россия в середине XVIII в. Дворцовые перевороты. Участие России в Семилетней войне 247
Начало разложения феодализма.
Развитие капиталистических отношений в России
Глава 14. Российская империя во второй половине XVIII в. 255
Объяснительный словарь 279

Скачать бесплатный учебник  СССР - Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII в (Епифанов, Епифанова) 1989 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ
Важное место в системе школьного образования занимает изучение всемирной и особенно отечественной истории. Возросший интерес к прошлому — одно из проявлений патриотических чувств советских людей, их стремления постигнуть непрерывную связь времен, истоки прогрессивных народных традиций.
Наряду с другими общественными дисциплинами изучение истории представляет один из путей формирования у подрастающих поколений научно-материалистического мировоззрения. «Школа призвана прививать учащимся чувство любви к Родине...» (Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. — М., 1986. — С. 167). Изучение истории нашей Родины помогает воспитывать школьников в духе коллективистской, гуманистической, активной, деятельной морали.
Знание прошлого народов СССР, традиций совместной борьбы за социальную справедливость и национальную независимость, взаимообогащения культурными достижениями открывает возможность для воспитания высокой культуры межнационального общения.
Приступая к изучению отечественной истории, учащиеся должны понять, что историческая наука опирается не на умозрительные понятия, выведенные чисто логическим путем и ведущие к идеалистическому и субъективистскому толкованию явлений и событий прошлого, а на глубокий анализ и обобщение фактов действительности в ее развитии, на осмысление данных разнообразных источников.
Настоящая хрестоматия по истории СССР составлена в соответствии с программой и учебником и включает материалы по отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII в. с учетом новейших публикаций и исследований советских историков. Извлечения из документов снабжены краткими вводными примечаниями и комментариями, пояснениями устаревших слов, терминов и понятий. Ознакомление с различными типами и видами исторических источников — повествовательными (летописи, сказания современников, описания путешествий и др.), законодательными (сборники законов, сепаратные указы высшей и распорядительной власти, межгосударственные договоры, частноправовые акты »или грамоты и др.)» делопроизводственными (писцовые и переписные книги, документы административных и судебных учреждений и др.), литературно-публицистическими («Поучение» князя Владимира Моно-маха, «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Послания» Ивана Грозного и др.) должно обогатить знания учащихся о документальной базе истории и сделать более целенаправленными их первые шаги в самостоятельном, под руководством преподавателя, изучении исторических материалов.
Структура и содержание хрестоматии нацеливают учителя на последовательное освещение явлений и событий прошлого на основе всестороннего осмысления наследия Маркса, Энгельса, Ленина. С этой целью во вводных замечаниях к публикуемым документам приводятся высказывания и оценки основоположниками научного коммунизма отдельных событий, явлений, периодов истории. При изучении темы урока полезно не просто процитировать соответствующие положения, но и разъяснить их смысл и значение для правильного понимания сущности изучаемых фактов.
Научно-справочный аппарат хрестоматии составлен с учетом сложности языка и содержания источников, чтобы не снижать интереса учащихся к материалу и помочь сознательному усвоению ими изучаемого.
Развитию историзма мышления, понимания закономерности исторического процесса, особенностей социально-экономического развития, классовой борьбы, государственного устройства в отдельные периоды истории общества должно способствовать хорошее усвоение исторических терминов, понятий, определений, раскрывающих, например, общие черты и своеобразные признаки различных категорий (разрядов) феодально-зависимого населения и господствующего класса феодалов со времен Киевской Руси до конца XVIII в., классовый характер и эволюцию органов власти и управления с древних времен до абсолютизма XVIII в., особенности движений народных масс (крестьян и горожан) в разные периоды, характер культуры и общественной мысли.
Документальный материал хрестоматии помогает развивать устную речь учащихся. Она должна быть точной и выразительной, отвечающей обстоятельствам изучаемой эпохи, реальной обстановке событий, отношениям между людьми прошлых веков, их быту и нравам. «Канцелярские» обороты речи, жаргонный язык обычно сопутствуют вредной модернизации исторических явлений и событий, препятствуют правильному пониманию и объяснению учеником новых для него фактов истории.
Свободное пользование исторической терминологией служит вместе с тем необходимой предпосылкой для сознательного, а не механического овладения сложным материалом и развития первоначальных навыков самостоятельной работы учащихся с документами различного вида и происхождения, выяснения их классовой сущности и направленности, степени достоверности и т. д. С этой целью наиболее трудные тексты древней письменности даются в
переводе на современный русский язык, данные других из-за их большого объема и громоздкости приводятся в сокращенном и обобщенном виде.
Учитель, используя тот или иной методический прием, может по-разному применять материал хрестоматии на уроке. Документы, обладающие большой силой эмоционального воздействия, легче запоминающиеся, могут быть прочитаны учениками вслух на уроке, использованы при подготовке устных ответов по теме урока.
По другим, более трудным видам источников (законодательные сборники, уставы и регламенты и др.) можно провести на уроке коллективное обсуждение, а домашние задания распределить в индивидуальном порядке, чтобы устные сообщения или краткие письменные рефераты школьников содержали элементы самостоятельного анализа и оценки источника.
Некоторые документы литературного и мемуарного характера (например, воспоминания о событиях прошлого, описания путешествий современников) рекомендуются учащимся для ознакомления с целью расширения кругозора.
Опыт и знания преподавателя подскажут ему пути и способы наиболее полного, не формально-иллюстративного, использования «показаний» каждого документа.

 

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика