Хрестоматия по истории СССР, XIX в. 1991 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника Хрестоматия по истории СССР, XIX в. (Епифанов, Епифанова) 1991

Назначение: Книга для учителя

© Издательство  Просвещение Москва 1991

Авторство: Пётр Павлович Епифанов, Ольга Петровна Епифанова

Формат: DjVu, Размер файла: 9.28 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3
Глава 1. Россия в начале XIX в 5
Глава 2. Отечественная война 1812 г 22
Глава 3. Дворянский этап освободительного движения в России 37
Глава 4. Развитие капиталистических отношений во второй трети XIX в. Внутренняя политика царизма 46
Глава 5. Общественная жизнь страны в 20 — 50-х гг. XIX в 61
Глава 6. Внешняя политика 20 — 50-х гг. XIX в. Присоединение народов Средней Азии и Кавказа и развитие связей с ними 83
Глава 7. Крымская война 1853 — 1856 гг. Героическая оборона Севастополя 92
Глава 8. Культура России в первой половине XIX в 100
Глава 9. Подготовка крестьянской реформы 1861 г. Революционная ситуация 1859 — 1861 гг 109
Глава 10. Падение крепостного права в России. Выступления крестьян. Революционные демократы 60-х гг. XIX в 122
Глава 11. Буржуазные реформы 60 — 70-х гг. XIX в 154
Глава 12. Развитие капитализма в пореформенные годы 169
Глава 13. Присоединение Средней Азии к России 186
Глава 14. Русско-турецкая война 1877 — 1878 гг 191
Глава 15. Революционное народничество 70 — начала 80-х гг. Хождение в народ. «Земля и воля». «Народная воля» 214
Глава 16. Рабочее движение 70 — 80-х гг. Первые рабочие организации в России 227
Глава 17. Распространение идей марксизма и первые марксистские кружки и группы в России. Начало пролетарского этапа революционного движения и деятельности В. И. Ленина 242
Глава 18. Культура России в 60 — 90-х гг. XIX в. и ее мировое значение 253

Скачать бесплатный учебник  СССР - Хрестоматия по истории СССР, XIX в. (Епифанов, Епифанова) 1991 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая хрестоматия содержит письменные источники по истории СССР XIX в. — эпохи разложения и кризиса феодализма, становления и развития капитализма в России. В соответствии с программой курса истории СССР, изучаемого в IX классе средней школы и общепринятой научной периодизацией, хрестоматия состоит из двух разделов. В восьми главах первого раздела помещены документы, освещающие кризис феодализма и начало борьбы против царизма и крепостничества; в десяти главах второго раздела — документы, характеризующие процессы утверждения и развития капитализма, этап революционно-демократического движения и начало революционной борьбы пролетариата нашей страны. Документы хрестоматии в хронологической последовательности освещают закономерные процессы созревания капиталистического уклада в недрах феодального общества, углубления кризиса крепостничества в первые десятилетия XIX в., исторические предпосылки, сущность и последствия крестьянской реформы 1861 г. и последовавших за нею преобразований государственно-правового устройства Российской империи в 60 — 70-х гг., развития капитализма в сельском хозяйстве и в промышленности, роста капиталистического хозяйства «вширь», на окраины огромной многонациональной страны. Документы снабжены вводными замечаниями и необходимыми пояснениями.
Общественные процессы в XIX в. стали более сложными, чем в предшествующие столетия, события внутренней и внешней жизни страны более масштабными и напряженными. Это отразилось и на составе письменных источников. Их можно разделить на документы официального происхождения: акты верховной власти — законы, указы, уставы и др., делопроизводство государственных учреждений; документы политических партий и организаций: программы, протоколы, уставы, листовки и др.; документы частных предприятий — банков, акционерных, промышленных и железнодорожных обществ; статистические источники и исследования; органы периодической печати — газеты и журналы различных направлений; документы отдельных лиц — воспоминания, дневники, переписка исторических деятелей и т. п.
Особую сложность и научную важность представляет изучение многочисленных памятников общественной и революционной мысли, программ и уставов революционных организаций, а также законодательных актов, характеризующих внутреннюю и внешнюю политику России, государственные реформы 60 — 70-х гг. XIX в. Преподаватель истории должен быть готов к тому, чтобы удовлетворить любознательность учащихся, просто и доступно растолко-
вать содержание и смысл документов, а для этого надо, что называется, по пунктам разобрать его, выделить главное и существенное, но не упускать из виду и важных деталей.
Документы хрестоматии с комментариями к ним открывают возможность для использования их для занятий в классах и во внеурочной работе, для творческой инициативы преподавателя и для самостоятельного чтения учащимися под его руководством, для усвоения курса истории СССР и для подготовки выпускников школы к вступительным экзаменам на историческом и других гуманитарных факультетах.
Яркие, эмоционально заряженные документы, отрывки из мемуаров или стихотворений могут оживить урок, повысить интерес учащихся к вопросам, освещаемым преподавателем. Активную, заинтересованную работу на уроке и при выполнении домашних заданий, состязательность в подготовке к опросу может обеспечить подготовка учащимися устных сообщений по отдельному вопросу темы, небольших письменных докладов (сочинений) об исторических деятелях, народных восстаниях, крупных сражениях и т. д., исторических карт, планов, рисунков. Опыт учителя, творческое отношение к делу помогут избежать стереотипов и формализма, однообразия и шаблона, создать творческую атмосферу на каждом уроке, развивать активность и самостоятельность мышления учащихся, способность не только запоминать, но и защищать, аргументировать свои умозаключения, в бесконечном калейдоскопе исторических событий находить основную нить, отделять главное от второстепенного, закономерное от случайного, прогрессивное от реакционного.
Уроки отечественной истории должны прививать подрастающим поколениям чувства патриотизма и интернационализма, глубокой любви к нашей многонациональной Родине, глубокого уважения к трудовым свершениям наших предков, к героическим делам борцов за свободу, к подвижникам науки и техники, к деятелям передовой культуры, просвещения и искусства.
Вследствие ограниченного объема хрестоматии в нее включены материалы по наиболее важным, узловым вопросам истории XIX столетия, с учетом доступности источников и публикаций документов исторических исследований по ряду дискуссионных проблем.
Составители

Глава 1
РОССИЯ В НАЧАЛЕ XIX в.

1. Профессор К. И. Арсеньев о населении России и крепостном праве
Крупный прогрессивный ученый, К. И. Арсеньев (1789 — 1865) в 1821 г. был удален из Петербургского университета в связи с гонениями против передовой профессуры. Впоследствии был преподавателем у наследника престола, будущего императора Александра II.
...Все жители России могут быть разделены на два главные класса — класс производящий и класс непроизводящий. К первому относятся те, кои способствуют посредственно или непосредственно умножению народного богатства, каковы: земледельцы, мануфактуристы или ремесленники и купцы. Ко второму классу принадлежат все граждане, живущие за счет первого класса, каковы духовенство, дворянство, чины гражданские и военные, войско сухопутное и морское, служители и прочие...
Непроизводящий класс относится к производящему как 1 :9, или что 9 производителей содержат 1 потребителя...
Крепостность земледельцев есть также великая преграда для улучшения состояния земледелия. Человек, не уверенный в полном возмездии за труд свой, в половине не произведет того, что в состоянии сделать человек, свободный от вечных уз принуждения. Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакого качества, обработанная крепостными. Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленника и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного, и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый истинный источник величия и совершенства всех родов промышленности.
Арсеньев К. И. Начертание статистики Российского государства. — СПб., 1818. — Ч. 1. — С. 66 — 107.

 

 

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика