Легенды и мифы древней Греции. Пособие для учителей (Кун Н.А.) 1975 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение:Пособие для учителей.Книга Н. А. Куна содержит научно-популярное изложение древнегреческих мифов и легенд о богах и героях.
Книга может быть использована учителем как на уроках истории, так и во внеклассной работе.
Авторство:Кун Н.А.
Формат:PDFРазмер файла:42.4 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БОГИ И ГЕРОИ
БОГИ
Происхождение мира и богов . 15
Зевс 16
Рождение Зевса —
Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами 17 Борьба Зевса с Тифоном . . 19
Олимп 21
Посейдон и божества моря . . 24
Царство мрачного Аида ... 26
Гера 29
Ио 30
Аполлон 31
Рождение Аполлона . . .
Борьба Аполлона с Пифоном и основание дельфийского
оракула 32
Дафна 33
Аполлон у Адмета .... 34
Аполлон и музы 36
Сыновья Алоэя 38
Марсий —
Асклепий (Эскулап) .... 40
Артемида 41
Актеон —
Афина-Паллада 44
Рождение Афины .... —
Арахна 46
Гермес 47
Гермес похищает коров Аполлона . 48
Арес, Афродита. Эрот и Гименей 51
Арес —
Афродита 52
Пигмалион 53
Нарцисс 54
Адонис 58
Эрот 60
Гименей —
Гефест 62
Деметра и Персефона .... 64
Похищение Персефоны Аидом —Триптолем 69
Эрисихтон 70
Ночь, Луна, Заря и Солнце . 71
Фаэтон 72
Дионис 76
Рождение и воспитание Диониса —Дионис и его свита .... 79
Ликург Дочери Миния
Тирренские морские разбойники 80
Икарий 83
Мидас 84
Пан 85
Пан и Сиринга 86
Состязание Пана с Аполлоном ГЕРОИ
Пять веков 87
Девкалион и Пирра .... 89
Прометей 90
Пандора 98
Эак 99
Данаиды 101
Персей 104
Рождение Персея —Персей убивает горгону Медузу 106
Персей и Атлас 109
Персей спасает Андромеду . 110
Свадьба Персея 112
Возвращение Персея на Сериф 114
Персей в Аргосе —
Сизиф 115
Беллерофонт 116
Тантал 119
Пелопс 121
Европа 124
Кадм 126
Зет и Амфион 130
Ниоба 132
Геракл 137
Рождение и воспитание Геракла —
Геракл в Фивах 140
Подвиги Геракла 142
Немейский лев (первый подвиг) —
Лернейская гидра (второй
подвиг) 144
Стимфалийские птицы (третий подвиг) 145
Керинейская лань (четвертый подвиг)
Эриманфский кабан и битва с кентаврами (пятый подвиг) 146
Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг) .... 148
Критский бык (седьмой подвиг) 149
Кони Диомеда (восьмой подвиг) —Геракл у Адмета 150
Пояс Ипполиты (девятый подвиг) 153
Геракл спасает Гесиону,
дочь Лаомедонта 155
Коровы Гериона (десятый
подвиг) . . 156
Кербер (одиннадцатый подвиг) . 158
Яблоки Гесперид (двенадцатый подвиг) 160
Геракл и Эврит 164
Геракл и Деянира . , . . 165
Геракл у Омфалы . . . . 169
Геракл берет Трою . . . . 170
Геракл сражается с гигантами 171
Смерть Геракла и принятие его в сонм олимпийских богов 173
Гераклиды 178
Кекроп, Эрихтоний и Эрехтей 179
Кефал и Прокрида 182
Прокна и Филомела .... 184
Борей и Орифия 186
Дедал и Икар 188
Тесей 191
Рождение и воспитание Тесея — Подвиги Тесея на пути вАфины 192
Тесей в Афинах 194
Путешествие Тесея на Крит 196 Тесей и амазонки .... 199
Тесей и Пейрифой .... 200
Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персефону. Смерть Тесея . . 202
Мелеагр 203
Кипарис 206
Орфей и Эвридика .... 207
Орфей в подземном царстве —Смерть Орфея 211
Гиацинт 213
Полифем, Акид и Галатея . . 214
Диоскуры, Кастор и Полидевк 215
Атрей и Фиест 216
Эсак и Гесперия 219
АРГОНАВТЫ
Фрике и Гелла 223
Рождение и воспитание Ясона 225
Ясон в Иолке —Ясон собирает спутников и готовится к походу в Колхиду . 227
Аргонавты на Лемносе . . . 228
Аргонавты на полуострове Кизик 229
Аргонавты в Мизии .... 230
Аргонавты в Вифинии (Амин) 231 Аргонавты у Финея .... 232
Симплегады 234
Остров Аретиада и прибытие вКолхиду 235
Гера и Афина у Афродиты . 236
Ясон у Эета 238
Аргонавты обращаются за помощью к Медее 239
Ясон исполняет поручение Эета 243 Медея помогает Ясону похититьзолотое руно 244
Возвращение аргонавтов . . 245
Ясон и Медея в Иолке. СмертьПелия 249
Ясон и Медея в Коринфе Смерть Ясона 251
ТРОЯНСКИЙ цикл
Елена, дочь Зевса и Леды . . 257
Пелей и Фетида 258
Суд Париса 260
Парис возвращается в Трою . 261
Парис похищает Елену . . . 262
Менелай готовится к войне против Трои 263
Ахилл 265
Троя 267
Герои Греции в Мизии . . . 269
Греки в Авлиде 271
Плавание греков к берегамТрои. Филоктет 275
Первые девять лет осады Трои 276 Ссора Ахилла с Агамемноном 281 Собрание ахейских воинов. Тер- сит 286
Поединок Менелая с Парисом 290 Пандар нарушает клятву. Битва 292
Гектор в Трое. Прощание Гектора с Андромахой 298
Продолжение битвы. ПоединокГектора с Аяксом 300
Победа троянцев 302
Агамемнон пытается примириться с Ахиллом 304
Одиссей и Диомед отправляются в стан троянцев. Кони Реса 306 Битва у стана ахейцев . . . 308
Бой у кораблей 311
Подвиги и смерть Патрокла . 315
Бой за тело Патрокла .... 320
Фетида у Гефеста. Оружие
Ахилла 325
Примирение Ахилла с Агамемноном 327
Ахилл вступает в битву с троянцами 329
Поединок Ахилла с Гектором . 334
Похороны Патрокла .... 337
Приам в шатре Ахилла. Погребение Гектора 341
Битва с амазонками. Пенфесилия 344
Битва с эфиопами. Мемнон . 347
Смерть Ахилла 349
Смерть Аякса Теламонида . . 350
Филоктет. Последние дни Трои 352 Падение Трои 355
Возвращение греков на родину 361 ОДИССЕЯ
Одиссей у нимфы Калипсо . 364
На Итаке в отсутствие Одиссея женихи бесчинствуют, расхищая его имущество .... —
Телемах у Нестора и у Менелая 368 Заговор женихов против Теле
маха 370
Одиссей покидает остров нимфы Калипсо 371
Одиссей и Навсикая .... 373
Одиссей у царя Алкиноя . .375
Одиссей рассказывает о своих
приключениях 380
Киконы и лотофаги .... —
Одиссей на острове циклопов.
Полифем 381
Одиссей на острове Эола . . 384
Одиссей у лестригонов . . . 385
Одиссей на острове волшебницы Кирки —
Одиссей сходит в царство
Аида 387
Плавание Одиссея мимо острова сирен и мимо Сциллы и
Харибды 390
Одиссей на острове Тринакрия. Гибель корабля Одиссея 392
Возвращение Одиссея на Итаку 394
Одиссей у Эвмея 395
Возвращение Телемаха на Итаку 397
Телемах приходит к Эвмею.
Одиссей и Телемах 399
Одиссей приходит под видом странника в свой дворец . . . 402
Одиссей и Пенелопа .... 406 Мщение Одиссея женихам . . 409
Одиссей открывается Пенелопе 414 Души женихов в царстве Аида 416
Одиссей у Лаэрта 417
Восстание граждан и примирение их с Одиссеем 419
АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ
Смерть Агамемнона .... 421
Орест мстит за убийство отца 423
Аполлон и Афина-Паллада спасают Ореста от преследования
Эриний 426
Орест едет в Тавриду за священным изображением Артемиды 428
ФИВАНСКИЙ цикл
Эдип. Его детство, юность и воз
вращение в Фивы 431
Эдип в Фивах 434
Смерть Эдипа 437
Семеро против Фив 443
Антигона 451
Поход эпигонов 454
Алкмеон 456
Переводы важнейших произведений древнегреческих и латинских авторов, содержащие изложение греческих мифов . 458
Книги, содержащие подробный разбор греческой мифологии, эпоса и драматургии .... 459
Книги, содержащие обзор археологических раскопок ... —
Скачать бесплатный учебник СССР -Легенды и мифы древней Греции. Пособие для учителей
(Кун Н.А.) 1975 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
Книга Н. А. Куна, одного из авторитетных советских ученых первой половины XX в., занимавшегося изучением древнегреческой культуры, содержит научно-популярный пересказ древнегреческих мифов, сказаний о фантастических существах: божествах, чудовищах, героях, будто бы обитавших в незапамятные времена в Греции и прилегающих к ней странах бассейна Эгейского моря.
В сознании древних обитателей Эгейского бассейна все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами — богами, которых они представляли в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку (радость, печаль, гнев, зависть, ненависть и т. д.).
Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств, частично же посвящены описанию подвигов и приключений героев — людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания и легенды, получившие широкое распространение у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В новое время они получили общее название — древнегреческой мифологии.
Возникнув первоначально в различных частях Эгейского бассейна (на островах Крит, Делос, западном побережье Малой Азии, в различных областях европейской Греции — Эпире, Пелопоннесе, Фессалии, Беотии, Аттике), отдельные циклы мифических сказаний постепенно слились в систему своеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлении непонятных явлений природы и почитании предков, особенно вождей племен, повсеместно объявлявшихся «богоравными героями».
Подобно легендам и сказаниям других народов древности, древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в ос
нову фабулы эпических поэм («Илиады», «Одиссеи», «Теогонии», «Аргонавтики» и т. д.), своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали. Характеризуя это обстоятельство, Ф. Энгельс писал: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения. Этот первоначальный процесс прослежен при помощи сравнительной мифологии... Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы,— силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил» *.
По мере развития общественных отношений — возникновения племенных объединений — создаются различные песни и гимны: песни земледельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гаменеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательстве в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Наиболее интенсивно процесс возникновения этих преданий и легенд происходил на рубеже II и I тысячелетий до н. э., когда древнейшее население Эгейского бассейна было частично потеснено, а частично уничтожено волной новых поселенцев, вторгшихся в Грецию из соседних областей. Создателями и распространителями легенд и сказаний были бродячие певцы — аэды. Переходя из одного поселения в другое, аэды мерным голосом декламировали, аккомпанируя себе на кифаре 1 2, песни и гимны в честь богов и героев, покровителей или мифических предков данного племени.
1К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 328—329.
2 Кифара — древнегреческий струнный музыкальный инструмент, подобный лире.
Постепенно в различных областях Греции сложились целые циклы сказаний о том или ином боге или герое. На острове Крите рассказывали о могучем боге Зевсе, похитившем, превратившись в быка, финикийскую царевну Европу, сделавшуюся прародительницей царей Крита, наиболее замечательным из которых был Минос. С его именем связан ряд легендарных сказаний.
На северо-западе Пелопоннеса популярным героем сказаний был Пелопс, давший название всему южному полуострову Греции. В Арголиде рассказывали о сыне Зевса Персее. Здесь же возникли сказания о правителе города Микен Атрее и его потомках, особенно о могущественном Агамемноне, совершившем поход против малоазийского города Трои, овладевшем им, но по возвращении предательски убитом своей женой Клитемнестрой и ее сообщниками, и о мести его сына Ореста матери и другим убийцам отца. В Беотии сложился цикл легенд об основателе города Фивы — Кадме и его потомках, наиболее популярным из которых был царь Эдип, совершивший бессознательно, по воле судьбы, ужасные преступления и искупивший их жестокими страданиями. В Аттике были распространены сказания о царе Тесее, которого считали сыном морского бога Посейдона. Тесей освободил Аттику от порабощения критским царем Миносом и, объединив ее, сделал Афины столицей государства.
Наконец, с севера, из Эпира, повсеместно распространились легенды о Геракле — могучем сыне Зевса, о его подвигах и трагической судьбе, о подчинении им острова Крит, организации игр в честь Зевса в Олимпии, о странствиях по малоизвестным странам, о превращении его после смерти в божество.
Популярны были повествования о походе группы героев из фессалийского города Иолка на корабле «Арго» в дальние страны на восточном побережье Понта Эвксинского К
Однако самыми распространенными были сказания об общегреческом походе племенных вождей против малоазийского города Трои, об осаде города, о приключениях и бедствиях многих героев, особенно Одиссея, при возвращении на родину.
На основе древних легенд и сказаний некоторые из аэдов создали большие эпические поэмы. Как указывалось выше, самым популярным был цикл произведений о войне союзных вождей против Трои. Основой этого цикла были сохранившиеся до наших дней поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых греки считали слепого певца Гомера. Первая поэма содержала описание десятого года войны против Трои — ссору Агамемнона с вождем Ахиллом и ее последствия. Вторая повествовала о приключениях Одиссея в далеких, сказочных, 1
1 Поит Эвксинскиа — греческое название Черного моря.
малоизвестных грекам странах Запада и о его счастливом возвращении на родной остров Итаку.
Несколько поколений поэмы Гомера передавались из уст в уста. Только в VI в. до н. э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения. Их изучали во всех школах Греции, позднее в школах эллинистических государств, созданных греко-македонскими завоевателями в странах восточного Средиземноморья, и, наконец, в учебных заведениях, существовавших в Римской империи. Герои поэм Гомера — Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон, Менелай, Парис, Телемах, Приам, Нестор, Андромаха, Елена, Пенелопа и др.— были чрезвычайно популярны в древности. Их изображали в живописи и скульптуре. Эпизоды поэм являлись темами для создания больших живописных композиций настенной живописи (фресок), найденных в Помпеях, или больших мозаичных произведений, сохранившихся в развалинах различных городов древности.
Исключительное значение эпических поэм Гомера для культурной жизни древнегреческого общества отметил еще живший в IV в. до н. э. древнегреческий философ Платон, писавший, что «этот поэт (Гомер.— А. Б.) воспитал Элладу». Но несмотря на широчайшую популярность Гомера, время его жизни, место рождения оставались неизвестными. В древней Греции семь городов спорили за право называться родиной этого замечательного поэта. Отсутствие биографических сведений о Гомере позволило некоторым европейским исследователям древнегреческой истории и литературы усомниться в исторической реальности личности поэта.
В конце XVIII в. немецкий филолог Вольф предложил считать «Илиаду* и «Одиссею» результатом безличного народного творчества. Вольф и его единомышленники считали поэмы механическим соединением многих песен, совершенным постепенно различными аэдами. Против подобного объяснения возникновения «Илиады» и «Одиссеи» выступил Фридрих Шиллер, доказывавший художественное единство обеих поэм и отстаивавший личное авторство Гомера.
Так возник «гомеровский вопрос», являвшийся неоднократно темой научных дискуссий в среде филологов и историков.
В XVIII и в первой половине XIX в. подавляющее большинство европейских исследователей древности рассматривало мифические повествования и содержание древнегреческих эпических поэм как чисто фантастические. Но в настоящее время благодаря археологическим открытиям это мнение не соответствует современным научным воззрениям.
Уже в 70-х годах XIX в. энтузиаст-археолог Г. Шлиман твердо установил местонахождение древнего города Трои, а в 80-х годах произвел успешные археологические раскопки в развалинах Микен и Тиринфа. В начале XX в. английский уче
ный А. Эванс открыл и детально обследовал огромный дворцовый комплекс на месте древнего Кносса на о. Крит. В последующие десятилетия греческие, итальянские и американские археологи открыли целый ряд древних поселений на Крите, в Пелопоннесе, в Средней Греции, на островах Эгейского архипелага. В развалинах некоторых из них (в Кноссе, Пилосе, Фивах) найдены глиняные таблички со своеобразными надписями. В 1953 г. эта древняя письменность, так называемое линейное письмо В, была прочтена английским ученым М. Вентрисом.
Результаты этих археологических открытий позволили совершенно по-новому рассматривать вопрос о возникновении древнегреческой мифологии и эпической поэзии. Если исследователи истории древнегреческой культуры XVIII и первой половины XIX в. представляли развитие древнего общества и культуры лишь с конца II тысячелетия до н. э., то в настоящее время твердо установлено появление и развитие очагов классового общества с конца III тысячелетия до н. э. Так, например, с конца III тысячелетия до н. э. сложилось классовое общество на о. Крит. Основным политическим центром его стал Кносс. Критские правители установили свое господство на соседних островах и, по-видимому, в некоторых районах Балканской Греции. Критские мореплаватели совершали дальние походы. Они установили сношения с Египтом, Северной Сирией. На западе критяне достигали островов Сицилия и Сардиния.
В середине XV в. до н. э. в центре Эгейского архипелага произошла геологическая катастрофа. Страшное извержение вулкана на о. Фера, повлекшее гибель расположенного на нем города, отразилось и на Крите. Часть населения острова погибла, часть покинула родину. Обезлюдевший Крит был колонизован ахейскими племенами, еще ранее заселившими Балканскую Грецию.
Крупнейшими центрами ахейских племен во второй половине II тысячелетия до н. э. стали Микены, Пилос, Тиринф. Здесь находились роскошные дворцы вождей племен. Стены дворцов украшали живописью. Во дворцах были большие кладовые, в которых хранились запасы зерна, масла, вина, различной посуды, бронзового оружия. В могильниках, раз- положенных возле дворцов, были найдены золотые украшения, свидетельствующие о большом богатстве ахейских правителей. Найдены и глиняные таблички с различными записями, которые говорят о резком имущественном неравенстве и о массовом применении труда рабов. Основным источником получения рабов были войны. Ахейцы предпринимали грабительские походы в различные районы Средиземноморского побережья. Одним из таких походов и было нападение ахейских вождей на малоазийский город Трою. По мнению современных ученых, этот поход был в середине XIII в. до н. э. (ок. 1260 г. до н. э.). В надписях, сохранившихся на глиняных табличках, упоминались и почитаемые ахейцами божества — Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Гермес и т. д.
В XII в. до н. э. с севера на Балканскую Грецию вторглись новые переселенцы — дорийские племена. Они частью покорили, частью оттеснили ахейцев. Микены, Пилос, Тиринф были сожжены. Дорийцы заняли Пелопоннес, а несколько позднее и Крит. Уцелевшие ахейцы расселились на западном берегу Малой Азии. Именно среди населения малоазийских греческих городов и сохранились воспоминания о жизни и быте ахейских вождей, об их дальних морских походах, наконец, о нападении на Трою. Постепенно передаваемые устно рассказы о реальном ходе событий переплелись со сказаниями о подвигах вождей-героев — участников похода против Трои и других экспедиций, о чудесных событиях, вмешательстве богов в военные действия между ахейцами и троянцами.
Из этих сказаний и черпали аэды сюжеты для своих песен. Вполне возможно, что один из аэдов, известный под именем Гомера, создал «Илиаду» и «Одиссею». Неграмотность поэта не могла помешать его творчеству. Традиция бесписьменного, устного поэтического творчества сохранялась до XX в. Таково было поэтическое творчество Джамбула и Сулеймана Сталь- ского. Не случайно последнего из них А. М. Горький назвал «Гомером XX века».
Со временем в передававшийся устным путем первоначальный текст «Илиады» и «Одиссеи» был внесен ряд добавлений, что не могли не заметить исследовавшие поэмы филологи.
У большинства советских историков вопрос об авторстве поэта, создавшего «Илиаду» и «Одиссею», в принципе не вызывает сомнений. Однако вопрос о том, действительно ли этот аэд носил имя «Гомер», или это было лишь его прозвище, остается открытым, неизвестны и какие-либо биографические данные о его жизни и творчестве.
Из других произведений древнегреческой литературы, в которых излагаются различные мифические сказания о божествах и героях, следует указать поэму «Теогонию», созданную беотийским уроженцем Гесиодом в VIII в. до н. э. Многие мифические эпизоды упоминает в своем произведении и «отец истории» Геродот (ок. 484—425 гг. до н. э.).
Подавляющее большинство трагедий афинских драматургов V в. до н. э.— Эсхила, Софокла, Еврипида — представляет собой художественную обработку мифических повествований о богах и героях. Мифические сказания излагали в своих произведениях и многие древнегреческие лирические поэты (Пиндар и др.). Ряд древнегреческих мифических сказаний содержится в произведениях греческих и римских авторов, живших в эпоху Римской империи. О них упоминает географ Страбон
(65 г. до н. э. — 25 г. н. э.) в своем капитальном труде «География». О взятии ахейцами и разрушении Трои подробно писал римский поэт Вергилий в поэме «Энеида». Многие мифические эпизоды изложил Овидий в своих поэмах «Метаморфозы » («Превращения») и «Героини». Наконец, отдельные циклы древнегреческой мифологии подробно даны в «Описании Эллады» греческого писателя Павсания (II в. н. э.).
В перечисленных выше произведениях античных писателей сохранились до настоящего времени целые мифические повествования; отдельные же упоминания божеств, тех или иных героев встречаются в подавляющем большинстве произведений античных авторов.
Как отмечалось выше, образы богов и героев воспроизведены в многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого, искусства. Отмечая эту черту античной греко-римской культуры, К. Маркс писал: «... греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву...» '.
Античная греко-римская культура оказала сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов. Ф. Энгельс, отмечая это, указывал: «...без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы...» 1 2.
Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь привлекли внимание и интерес господствующих слоев европейского феодального общества и зарождавшейся городской буржуазии. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран вновь стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины «Рождение Венеры», «Весна»), Тициана (картина «Венера перед зеркалом» и др.). Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.
В XVII—XVIII вв. заимствование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства получило широкое распространение. На сюжеты, взятые из древнегреческой мифологии, писали картины выдающиеся фламандские, французские, голландские художники: Рубенс («Персей и Андромеда», «Венера и Адонис» и др.), Ван-Дейк («Марс
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 12, стр. 736.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 185.
и Венера»), Рембрандт («Даная», «Голова Паллады Афины»), Пуссен («Эхо и Нарцисс», «Нимфа и сатир», «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Гераклом» и др.), Буше («Аполлон и Дафна») — и многие другие.
На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В. Шекспира «Троил и Крессида», поэма «Венера и Адонис». Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях Шекспира.
На заимствованные из греческой мифологии сюжеты писали произведения и выдающиеся французские драматурги второй половины XVII в.— Корнель и Расин.
На мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения XVI—XVIII вв. Таковы первые итальянские оперы конца XVI в.— «Дафна» и «Эвридика», оперы композиторов XVII в.: Перселла — «Дидона и Эней», Люлли — «Те- зей», Монтеверди—«Орфей» и «Ариадна». В XVIII в. были созданы оперы Рамо — «Кастор и Поллукс», Глюка — «Ифи- гения в Авлиде», «Орфей» и др., «Идоменей» —гениального Моцарта.
Русские писатели, художники и музыканты XVIII — начала XIX в. зачастую также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам и эпизодам древнегреческой мифологии. Одной из ранних опер, поставленных в России (1755 г.), была опера «Цефал и Прокрис» («Кефал и Прокрида»). Либретто оперы написал Сумароков, музыку — придворный композитор Арайя. Позднее Сумароков, взяв за фабулу другие мифические эпизоды, создал либретто оперы «Альце- ста» («Алкеста») и комедии «Нарцисс». В конце XVIII в. талантливый русский композитор Фомин создал мелодраму «Орфей», также заимствовав сюжет из древнегреческой мифологии.
Выдающийся русский скульптор Ф. Толстой создал замечательный бюст греческого божества сна Морфея, а художник К. П. Брюллов написал некоторые из своих картин на сюжеты античной мифологии («Встреча Аполлона и Дианы», «Сатурн и Нептун на Олимпе»).
Отдельные эпизоды и образы древнегреческой мифологии привлекли внимание выдающихся русских художников конца XIX — начала XX в.— В. А. Серова («Похищение Европы», «Одиссей и Навсикая»), М. А. Врубеля («Пан»).
Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Ленинграде в XVIII—XIX вв. Величественный портик колоннады Большого театра в Москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого бога Аполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. Такая же скульптурная группа возвышается и над портиком театра имени А. С. Пушкина
в Ленинграде. Большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают здания Адмиралтейства, Государственного Эрмитажа, аллеи Летнего сада в Ленинграде, внутренние помещения и великолепные парки Пушкина, Павловска, Петродворца, роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб XVIII в.— Кускова, Останкина, Архангельского, превращенных ныне в музеи.
Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И. А. Крылова, стихотворениях Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева и других.
Имена и образы древнегреческих мифических божеств и героев упоминали в качестве метафор основоположники марксизма. Еще в своей докторской диссертации, говоря о прогрессивных мыслителях, К. Маркс привел в качестве примера страданий за убеждения мифического героя — титана Прометея, восставшего против бога Зевса: «Прометей — самый
благородный святой и мученик в философском календаре» *.
В. И. Ленин в ряде своих выступлений и статей также приводил в качестве метафор различные образы из греческой мифологии. В «Письмах из далека», указывая на необходимость видеть в марксистской теории руководство к действию, В. И. Ленин писал, что «было бы величайшей ошибкой... укладывать сложные, насущные, быстро развивающиеся практические задачи революции в прокрустово ложе узко-понятой «теории» 1 2. Показывая политическое лицемерие заявления меньшевика Мартова по поводу контрреволюционного мятежа в Кронштадте, В. И. Ленин отметил, что «это именно образец самовлюбленного мещанского Нарцисса» 3. В статье «К четырехлетней годовщине Октябрьской революции», упоминая об уничтожении пережитков феодализма и ликвидации сословности, монархии, бесправия женщины, В. И. Ленин сравнивает эти отрицательные стороны дореволюционной действительности с мифологическим рассказом о крайне загрязненных «авгиевых конюшнях» 4.
В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, неподвижных звезд и целых созвездий взяты из античной мифологии 5.
В XVII—XX вв. многие военные суда различных европейских стран назывались именами древних божеств и героев
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, стр. 25.
2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 31, стр. 44.
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 43, стр. 239.
4 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 44, стр. 145.
5 Планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Венера, Меркурий,
Плутон; звезды Кастор и Поллукс и т. д.; созвездия Персея, Пегаса, Ориона, Андромеды, Кассиопеи и др.
античной мифологии. Русский героический шлюп «Меркурий», фрегат «Паллада» в XIX в., крейсеры эпохи первой мировой войны — «Аврора», «Паллада», «Диана», английский корабль начала XIX в.— «Беллерофонт», доставивший Наполеона на остров св. Елены, многие боевые корабли английского флота начала XX в. (эскадренные миноносцы «Нестор» и «Мельпомена », крейсер « Аретуза», броненосцы « Аякс», « Агамемнон» и т. д.). В германском флоте крейсер «Ариадна», во французском «Минерва» носили названия, заимствованные из древнегреческой мифологии.
Зачастую в обыденной речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят о «титанической борьбе», «гигантском размере», «пигмеях», «роге изобилия», «яблоке раздора», «паническом страхе», «олимпийском спокойствии», «ахиллесовой пяте», «муках Тантала», «сизифовом труде». Употребляя эти метафоры, многие не в состоянии точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с образами древнегреческой мифологии. Ознакомление с древнегреческой мифологией расширяет кругозор любого читателя. Знание античной мифологии совершенно необходимо преподавателям истории, языка и литературы, философии, искусствоведческих дисциплин, а также студентам соответствующих специальностей.
Знакомство с содержанием античной мифологии не только расширяет кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение читателю. В свое время К. Маркс писал: «Мужчина не может снова превратиться
в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка?.. И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло» \
А. Бокщанин
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 12, стр. 737 — 738.