Skip to main content

Художественная литература в преподавании новой истории 1966 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 

Обложка старого советского учебника Художественная литература в преподавании новой истории 1966

Назначение: Хрестоматия для учителя

© Издательство  Просвещение Москва 1966

Авторство: Составитель Алексей Алексеевич Вагин

Формат: DjVu, Размер файла: 6.94 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 Использование художественней литературы в преподавании новой истории (методические указания) А. А. Вагин 3 

 Тема 1. НАЧАЛО НОВОЙ ИСТОРИИ 

 1. Английская буржуазная революция и народные массы (Арт. Фелине) 19 

 2. Оливер Кромвель и Карл I (А. В. Луначарский) 22 

 3. Попытка восстания уравнителей (Арт. Фелине) 26 

 4. Кромвель в Уиндзорском королевском замке (В. Скотт) 28 

 5. Движение луддитов (С. Львов) 31 

 6. «Песня для луддитов» (Дж. Байрон) 35 

 7. Начало войны за независимость английских колоний в Северной Америке (Ф. Купер) 

 8. Поражения и победы молодой американской республики (Л. Фейхтвангер) 40 

 

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Тема 2. ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII ВЕКА 

 9. Французская деревня до революции (Ч. Диккенс) 44 

 10. Маркиз в замке. Месть угнетенных (Ч. Диккенс) 45 

 11. Высказывания Вольтера 47 

 12. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (Л. Фейхтвангер) 49 

 13. Великая французская революция (В. Гюго) 51 

 14. В ночь на 14 июля 1789 года (Р. Роллан) 52 

 15. Штурм Бастилии (Ч. Диккенс) 54 

 16. «Четырнадцатое июля» (П.-Ж. Беранже) 55 

 17. Крестьяне жгут замки (Ал. Алтаев) 56 

 18. Марсельский батальон вступает в Авиньон (Ф. Гра) 58 

 19. «Марсельеза» (Руже де Лиль) 59 

 20. Восстание 10 августа 1792 года. Штурм Тюильрийского дворца (Ф. Гра). 61 

 21. Сражение при Вальми (Р. Роллан) 64 

 22. Подвиг юного Барра (О. Барбье) 66 

 23. По дорогам Франции осенью 1792 года (Ч. Диккенс) 

 24. Конвент 1793 года (В. Гюго) * 68 

 25. Конвент голосует за казнь короля (В. Гюго) 70 

 26. Парижские секции и положение Франции весной 1793 года (А. Франс) 71 

 27. Марат (Ф. Фрейлиграт) 74 

 28. Триумф Марата (А. Франс) 75 

 29. Очередь за хлебом {А. Франс) 76 

 30. Революционный террор (А. Франс) 78 

 31. Париж в 1793 году (В. Гюго) 81 

 32. «Дерево свободы» (Р. Бернс) 83 

 33. Республиканская армия и ее командиры (3. Эркман и А. Шатриан) 84 

 34. Борьба республики против церкви (А. Франс) 85 

 35. Якобинцы после казни дантонистов (Р. Роллан) 86 

 36. Робеспьер (Р. Роллан). 90 

 37. 9-е термидора (А. Франс) 93 

  

 Тема 3. ФРАНЦИЯ С 1794 ПО 1815 ГОД 

 38. Буржуазия, разбогатевшая во время французской революции XVIII века (О. Бальзак) 96 

 39. Народная война в Испании против гнета наполеоновской империи (Е. В. Тарле) 

 40. Перелом в войне 1812 года (Л. Н. Толстой) 97 

 41. Настроения народа во Франции после похода 1812 года в Россию 

 (А. Виноградов) 98 

 42. Ватерлоо (В, Гюго) 99 

 43. Разгром французской армии при Ватерлоо (Стендаль) 103 

 44. Войны Наполеона (А. Франс) 105 

  

 Тема 4. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В ЕВРОПЕ 

 45. Революционное движение 20-х годов XIX века и «Священный союз» (А. С. Пушкин) 107 

 46. Революции 1820 1823 годов в Испании и Италии (А. Виноградов) 

 47. «Песня греческих повстанцев» (Дж. Байрон) 111 

 48. Женщины героини борьбы греческого народа за независимость в 1821 1829 годах (Ж. Верн). 

  

 Тема 5. ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 

 49. Туссен Лувертюр (А. Зегерс) 112 

 50. Совещание у первого консула (А. Виноградов) 114 

 51. Положение французских интервентов на Гаити (А. Виноградов) 115 

 52. Революции в Южной Америке. Война Мексики за независимость (X. Марти) 116 

 53. Восставшая Куба провозглашает республику в 1869 году (X. Марти) 118 

  

 Тема 6. РЕСТАВРАЦИЯ БУРБОНОВ. ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1830 ГОДА И ИЮЛЬСКАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ 

 54. Возвращение дворян-эмигрантов (Я.-Ж. Беранже) 118 

 55. Июльские дни 1830 года (В. Гюго) 119 

 56. Июльская революция 1830 года во Франции (А. Виноградов)120 

 57. Значение Июльской революции 1830 года (П.-Ж. Беранже)121 

 58. Характеристика Июльской монархии (О. Бальзак) 122 

 59. Парижский буржуа времен Июльской монархии (О. Бальзак) 

 60. Положение крестьян во Франции в первой половине XIX века (О. Бальзак) 123 

 61. Деревенский ростовщик во Франции в первой половине XIX века (О. Бальзак) 124 

 62. Восставшие ткачи овладевают Лионом (1831) (Г. Серебрякова) 125 

  

 Тема 7. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В АНГЛИИ И ЧАРТИЗМ 

 63. Промышленная Англия (Ч. Диккенс) 128 

 64. Выборы в парламент в Англии (Ч. Диккенс) 129 

 65. Митинг чартистов (Д. Триз) 133 

 66. Конец чартистского движения. Срыв демонстрации 10 апреля 1848 года (Д. Линдсей) 134 

 67. Завоевательная политика Англии в первой половине XIX века (Г. Веерт) 138 

  

 Тема 8. РЕВОЛЮЦИЯ 1848 ГОДА ВО ФРАНЦИИ 

 68. Февральская революция 1848 года во Франции (Г. Флобер) 139 

 69. На баррикадах Парижа в феврале 1848 года (Э. Эркман и А. Шатриан) 142 

 70. Революция 1848 года в других странах Европы (Ф. Фрейлиграт) 147 

 71. Июньские дни 1848 года в Париже (А. И. Герцен) 148 

 72. Баррикады в дни Июньского восстания 1848 года в Париже {В. Гюго) 150 

 73. После подавления Июньского восстания 1848 года (Г. Флобер) 152 

  

 Тема 9. РЕВОЛЮЦИИ 1848 1849 ГОДОВ В ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ, АВСТРИИ, ВЕНГРИИ И ЧЕХИИ 

 74. Силезские ткачи (Г. Гейне) 155 

 75. Сопоставление английской революции XVII века, французской революции XVIII века и революции в Германии в середине XIX века (Гейне) 156 

 76. Раздробленность Германии (Г. Гервег) 157 

 77. Революция и контрреволюция в Германии (Ф. Фрейлиграт) 158 

 78. «Новая Рейнская газета» (Г. Веерт) 159 

 79. Немецкая буржуазия в революции 1848 года (Г. Гейне)160 

 80. Революция 1848 года в Италии (Дж. Кардуччи).161 

 8L Начало революции 1848 года в Венгрии (Ш. Петефи) 

 82. Восставшая Венгрия (М. Йокаи) 162 

 83. Венгерский народ сражается (Ш. Петефи) 

 84. Революционное движение в Чехии в 1848 году (А. Сташек) 155 

  

 Тема 10. ПЛАНТАЦИОННОЕ РАБСТВО И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США 

 85. Работорговля на Атлантическом океане в начале XIX века (Г. Гейне) 168

 86. Жизнь невольников (Э. Петри) 171 

 87. Негроловы (Г. Бичер-Стоу). 173 

 88. Г. Лонгфелло против невольничества 176 

 89. Восстания рабов в США в первой половине XIX века (Э. Петри) 177 

 90. «Подпольная железная дорога» и деятельность Гарриет Табмен (Петри) 178 

 91. Беглый раб (У. Уитмен) 183 

 92. Казнь Джона Брауна (Я. Кальма) 

 93. Негры и гражданская война (Л. В. Рубинштейн) 188 

 94. «Янки цдут» {Л. В. Рубинштейн) 189 

 95. Взятие Ричмонда войсками Севера (Л. В. Рубинштейн) 191 

 96. «Освобожденный» негр (Ж. Верн) 192 

  

 Тема 11. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ В ИНДИИ И КИТАЕ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА 

 97. Восстание сипаев в 1857 1859 годах (3. И. Выгодская) 193 

 98. Геройская гибель Лакшми Бай (В. Варма) 197 

 99. Восстание тайпинов (Л. В. Рубинштейн) 199 

  

 Тема 12. ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ 

 100. Облик Джузеппе Гарибальди (Я. Кальма) 204 

 101. Отплытие гарибальдийской «тысячи» из Генуи в Сицилию весной 1860 года (Я. Кальма) 

  

 Тема 13. I ИНТЕРНАЦИОНАЛ. КАРЛ МАРКС И ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС ОСНОВОПОЛОЖНИКИ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА 

 102. Образование I Интернационала (Г. Серебрякова) 207 

 103. К. Маркс и Ф.- Энгельс по воспоминаниям современников (В. Либкнехт и Я. Лафарг) 209 

 Тема 14. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА И ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 

 104. Окружение и разгром французской армии под Седаном 2 сентября 1870 года (Э. Золя) 216 

 105. Борьба французских крестьян против немецких захватчиков (Г. Мопассан) 217 

 106. Париж в осаде (Э. Золя) 221 

 107. Создание Центрального Комитета 20-ти округов (Ж. Валлес) 222 

 108. Провозглашение Коммуны 28 марта 1871 года (JI. Кладель) 223 

 109. Люди из народа указывают на ошибки руководителей Коммуны (Л. Кладель) 224 

 110. «Трубка коммунара» (И. Эренбург) 226 

 111. На баррикадах Парижа в майские дни 1871 года (Ж. Валлес) 230 

 112. Версальцы в Париже. Решение Коммуны об отпоре врагу (Д. Гранин) 231 

 113. Луиза Мишель (А. Барбюс) 234 

 114. Зверства версальцев (В. Гюго) 235 

 115. В Париже после подавления Коммуны 1871 года (Г. И. Успенский) 236 

 116. «Интернационал» (Э. Потье) 238 

  

 Тема 15. ГЕРМАНИЯ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА 

 117. Германская империя в конце XIX века (Г. Гервег) 239 

 118. Фабрика смерти (Ж. Верн) 240 

 119. Пушечный король герр Шульце (Ж. Верн) 241 

 120. Император Вильгельм II (Г. Манн).243 

 121. Август Бебель (В. Бред ель) « 245 

 122. Клара Цеткин на чрезвычайном конгрессе II Интернационала в Базеле в 1912 году (Л. Арагон) 247 

 123. Оппортунизм в германской социал-демократической партии (В. Бредель) 248 

  

 Тема 16. АНГЛИЯ И ФРАНЦИЯ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА 

 124. Буржуазная Англия на пороге XX века (Дж. Голсуорси) 251 

 125. Идеология британского империализма (Р. Киплинг) 252 

 126. Лондонские трущобы (Д. Лондон) 254 

 127. Ирландия борется (Ш. ОКейси) 256 

 128. Общественно-политический строй Франции в начале XX века (А. Франс) 260 

 129. Забастовка шоферов в Париже (Л. Арагон) 262 

 130. Обострение классовой борьбы во Франции в начале XX века 266 

  

 Тема 17. ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ В КОНЦЕ XIX ВЕКА 

 131. Зверства турок в Болгарии (И. Вазов) 267 

 132. Высадка отряда Христо Ботева на болгарском берегу Дуная весной 1876 года (И. Вазов) 268 

 133. Стихи Христо Ботева 270 

  

 Тема 18. США И СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА 

 134. Капиталистическое земледелие с применением машин в США (В. Г. Короленко) 271 

 135. Рост Чикаго в конце XIX века (Т. Драйзер) 273 

 136. Нью-Йорк в начале XX века (М. Горький) 

 137. Предвыборная борьба между республиканцами и демократами и подкуп избирателей (Т. Драйзер) 276 

 138. Продажность сенаторов (Т. Драйзер) 277 

 139. Империалистическая внешняя политика США (М. Твен) 279 

 140. Расправа над филиппинцами (М. Твен).280 

 141. Борьба трудящихся Мексики за победу буржуазно-демократической революции 1911 года (Д. Лондон) 282 

  

 Тема 19. ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ 

 142. Судьба бедняка (Лу Синь) 285 

 143. Положение крестьян в Индии (Р. Тагор) 291 

 144. Образование партии Индийский национальный конгресс и его умеренные элементы (Р. Тагор) 292 

 145. Иран в начале XX века (А. Лахути) 298 

 146. Нарастание революционного движения в Иране против мирового империализма (А. Лахути) 299 

  

 Тема 20. АФРИКА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА 

 147. Зверства империалистов-колонизаторов в Африке (Дж. Конрад) 299 

 148. Хозяйничанье бельгийских колонизаторов в Конго (М. Твен) 302 

 149. Восстание зулусов (Дж. Коуп) 304 

  

 Тема 21. ИМПЕРИАЛИЗМ КАК ВЫСШАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА 

 150. Собрание акционеров (Дж. Голсуорси) 307 

 151. Власть банков (3. Верхарн) 311 

 152. Образование треста путем скупки акций. Спекуляция акциями на бирже (Т. Драйзер) 312 

 153. Образование капиталистических монополий и рост финансового капитала (Т. Драйзер) 314 

 154. Рост милитаризма в Европе в конце XIX века (В. Гюго) 315 

  

 Тема 22. ПЕРВАЯ МИРО ВАЯ ВОЙНА 1914 1918 ГОДОВ 

 155. Виновники империалистической бойни (Б. Келлерман) 316 

 156. Окопная война на французском фронте (А. Барбюс) 317 

 157. На германском Западном фронте в 1916 году (Б. Келлерман) 321 

 158. Наступление русских армий в 1916 году и роль России в первой мировой войне (А. Н. Толстой) 322 

 159. Религия и война (Я. Гашек) 323 

 160. Артиллерийский обстрел (Э. М. Ремарк) 326 

 161. Немецкая революционная молодежь (В. Бредель) 327 

 162. Покончить с войной (А. Барбюс) 329 

 163. Восстание в полках французской армии в 1917 году (А. Барбюс) 331 

 164. Близ французского фронта весной 1918 года (Э. Синклер) 332 

 165. Наступление армий Антанты осенью 1918 года (Б. Келлерман) 334 

 166. Немецкий тыл к концу войны (Б. Келлерман) 335 

 167. Великая Октябрьская социалистическая революция в России и пролетариат Германии (В. Бредель) 337 

 168. Великая Октябрьская социалистическая революция начало новой эры в истории человечества (Б. Келлерман) 339

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Художественная литература в преподавании новой истории 1966 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 Художественная литература служит одним из важных источников ознакомления учащихся с историческим прошлым. В практике преподавания истории в советской школе произведения художественной литературы широко привлекаются учителем на уроке, в массовой внеклассной работе, рекомендуются учащимся для самостоятельного чтения. 

      Чем объясняется столь широкое применение художественной литературы в преподавании истории? Какие качества художественного образа определяют его ценность с точки зрения познавательно-воспитательных задач, разрешаемых в школьном курсе истории? 

      Прежде всего, подлинно художественный литературный образ, реалистически отражающий общественные явления определенной эпохи, есть типичный образ, с наибольшей полнотой и заостренностью выражающий сущность данного социального явления. 

      Художественный образ, отличаясь особой «наглядностью, меткостью живописного изображения» (Н. В. Гоголь), помогает показать историческое явление наиболее рельефно, красочно и наглядно. «Живописность» художественного образа делает его прекрасным средством, с помощью которого достигается картинность повествования и описания исторических явлений. Образы художественной литературы дают нам возможность хотя бы до некоторой степени приблизить восприятие школьником исторического материала к живому созерцанию событий и людей прошлого, воссоздать картины и образы прошлого, помогают созданию у учащихся полнокровных исторических представлений. 

      Меткостью и правдивостью художественного образа определяется его убедительность. Привлечение художественных образов повышает доказательную силу изложения. 

      Отличаясь особой эмоциональной насыщенностью, художественный образ не только повышает эмоциональное воздействие рассказа учителя, но и воспитывает у учащихся определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствие, восхищение, негодование, ненависть. 

      Подлинно художественный образ воздействует на все стороны личности учащегося — на его ум, чувства, волю, поведение. Исключительная сила нравственного воздействия художественного образа определяется его предельной конкретностью. Этические нормы и идеи выражены не в отвлеченных формулировках, а в ярких образах, действующих персонажах, конкретных жизненных ситуациях, служащих живым примером. 

      Служа богатейшим источником для учителя истории, художественная литература содержит ценнейший материал для утверждения в сознании учащихся нравственных принципов, сформулированных в моральном кодексе строителя коммунизма. 

      Типические литературные образы, привлекаемые учителем истории, усиливают идейную направленность урока, помогают довести до сознания учащихся его идейно-образовательное и идейно-воспитательное содержание в доступной и конкретной форме. 

      Образы художественной литературы, которыми пользуется учитель, усиливая внутреннюю наглядность и картинность изложения, способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся. При этом запоминаются не только сами исторические события и деятели, но и те общие понятия, выводы, закономерности, которые раскрываются особенно конкретно через художественные образы, в картинах прошлого. К. Д. Ушинский отмечал, что «в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания»; «к такой врезавшейся в нас картине,— писал он,— мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро» 

      Привлечение художественной литературы играет весьма существенную роль и в повышении педагогического мастерства самого учителя истории. Обращаясь к произведениям художественной литературы, учитель истории находит в них не только добавочный конкретный материал, обычно отсутствующий в учебных пособиях, но и те выразительные детали, которые помогают ему воссоздать перед учащимися обстановку и колорит эпохи, «дух времени» и облик его героев. Учитель находит там и яркие образы, и меткие характеристики, и другие выразительные средства для конкретизации своего изложения. Художественная литература в руках учителя, словно палитра в руках художника, предоставляет разнообразные краски для создания яркой картины, помогает сделать рассказ учителя ярким, образным, доходчивым. 

      При чтении художественной литературы начинающему учителю полезно делать краткие выписки, заимствуя для своего рассказа живые краски, выпуклые характеристики, яркие описания из исторических романов, правдиво изображающих прошлое. 

      В свой конспект учителю полезно включать меткие характеристики из художественной литературы, перлы народного творчества. Это шлифует и оттачивает мысль, обогащает и развивает язык учителя. 

      

      В какой мере, однако, можно говорить об образах художественной литературы как об источнике, обогащающем и уточняющем исторические знания учащихся? 

      Буржуазная методика отрицала и отрицает научно-познавательную ценность художественных образов, допускает их использование в преподавании истории лишь в качестве иллюстративного материала. Наука противопоставляется искусству в познавательном отношении. Такое противопоставление связано с идеалистической трактовкой художественного образа как продукта «свободной», субъективной интуиции художника, лишенной какого-либо социального содержания и объективной познавательной ценности. 

      Против такой концепции выступал в свое время В. Г. Белинский, отстаивая высокое познавательное значение искусства: «Политико-эконом, вооружась статистическими числами, доказывает, действуя на ум своих читателей или слушателей, что положение такого-то класса в обществе много улучшилось или много ухудшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт, вооружась живым и ярким изображением действительности, показывает, в верной картине, действуя на фантазию своих читателей, что положение такого-то класса в обществе действительно много улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой — картинами» *. 

      Марксизм высоко оценивает познавательную роль реалистического искусства, подчеркивая в то же время его специфичность в познавательном отношении сравнительно с наукой. 

      1 В. Г. Белинский, Собр. соч. в 3-х т., т, III, Гослитиздат, М., 1948, стр. 798. 

      Живое созерцание представляет собой исходную ступень познания. Дальнейший шаг к познанию сущности явлений состоит в анализе и обобщении фактов окружающей нас действительности. 

      Если результатом научного анализа и обобщения являются понятия, категории, то в искусстве результаты обобщения воплощаются в художественные образы. Типичные черты общественно-исторических явлений, тенденции и закономерности общественной жизни искусство раскрывает нам не в виде точных понятий и общих формулировок, а языком конкретных художественных образов. 

      Реалистическое искусство, особенно литература, отражая в художественных образах социальные сдвиги, факты и события общественной жизни, служит, вслед за наукой, важнейшим средством познания общественно-исторических явлений. 

      Классики марксизма-ленинизма часто использовали образы художественной литературы в своих научных исследованиях и в политической пропаганде. В «Капитале» К. Маркс широко привлекает образы античной мифологии, персонажи Шекспира, Гете и других классиков мировой литературы. В научном исследовании В. И. Ленина «Развитие капитализма в России» свыше тридцати ссылок на произведения художественной литературы. 

      Художественная литература использовалась Марксом, Энгельсом и Лениным, во-первых, как материал для научного анализа явлений общественной жизни, для формулировки выводов и обобщений; во-вторых, для иллюстрации и конкретизации научных положений; в-третьих, в качестве средства для выражения научных понятий с наибольшей точностью, живостью, яркостью и убедительностью. 

      

      Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений: 

      а) литературные памятники изучаемой эпохи и б) историческую беллетристику. 

      К литературным памятникам относятся произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т. е. произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий общественной жизни той эпохи. Например, описание июньских баррикад в Париже 1848 г., которое мы находим в романе В. Гюго «Отверженные» (см. материал 72), это — свидетельство очевидца, современника, точно так же, как рассказ А. Барбюса об окопах первой мировой войны в романе «Огонь» (см. материал 156). 

      Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Ф. Энгельс утверждал, что «Человеческая комедия» О. Бальзака дает самую замечательную реалистическую историю французского «общества» первой половины XIX в., из которой он (Энгельс) «даже в смысле экономических деталей узнал больше... чем из книг всех специалистов — историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых» Известно, что сам О. Бальзак, которого К. Маркс характеризовал как писателя, «вообще отличающегося глубоким пониманием реальных отношений» 2, целью своей «Человеческой комедии» ставил воспроизведение «живой истории современных нравов», «точное изображение общества» (см. материалы 38, 58—61). 

      Разумеется, литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора как представителя определенного класса своего времени. Необходим поэтому критический подход к художественному произведению, как, впрочем, и к любому историческому документу. Вместе с тем литературные памятники изучаемой эпохи могут быть широко использованы для изучения не только быта, обстановки и исторических событий, но и взглядов людей того времени. 

      Так, отрывки из философских сказок Вольтера «Кандид», «Царевна Вавилонская» и др. (см. материал 11) могут быть использованы для характеристики идей передовой буржуазии во Франции XVIII в.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика