Методическое пособие по новой истории для 9-го класса (Аверьянов, Гольдберг, Молок, Орлов) 1961 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методическое пособие по новой истории для 9-го класса (Аверьянов, Гольдберг, Молок, Орлов) 1961

Назначение: Методическое пособие по новой истории для 9 класса

© УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР Москва 1961

Авторство: Александр Петрович Аверьянов, Николай Моисеевич Гольдберг, Александр Иванович Молок, Всеволод Алексеевич Орлов, Под редакцией члена-корреспондента АН СССР В.М. Хвостова

Формат: PDF Размер файла: 15.8 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие .... 3

Глава I. Франко-прусская война и Парижская коммуна .... 9

Глава II. Германия в конце XIX и начале XX века ... . . 36

Глава III. Англия в конце XIX — начале XX века ...... 67

Глава IV. Франция в конце XIX—начале XX века 102

Глава V. Южные и западные славяне в конце XIX — начале XX века 127

Глава VI. Соединенные штаты Америки в конце XIX—начале XX века 147

Глава VII. Китай в конце XIX—начале XX века .... . . 187

Глава VIII. Международное рабочее движение и II Интернационал . 202

Глава IX. Империализм как высшая и последняя стадия капитализма 214

Глава X. Международные отношения в конце .XIX — начале XX века 230

Глава XI. Первая мировая война (1914—1918) . г 248

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методическое пособие по новой истории для 9-го класса (Аверьянов, Гольдберг, Молок, Орлов) 1961 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс новой истории, изучаемый в IX классе, занимает значительное место в идейно-политическом воспитании наших школьников. Этот курс охватывает период начавшегося упадка капитализма, первого удара по капитализму со стороны Парижской коммуны, перерастания «свободного» капитализма в империализм и свержения капитализма в России силами Октябрьской революции, открывшей новую эру в истории человечества. Изучение учащимися экономических, социальных, политических и идеологических явлений этого периода подводит их к пониманию того важнейшего факта, что империализм явился кануном социалистической революции. Изучение событий конца XIX и начала XX в. и явлений, свойственных эпохе империализма, ознакомление с тяжелым положением трудящихся, с бедствиями, которые влечет колониальная система, с войнами, которые порождает империализм, в частности с первой мировой войной,— все это поможет учащимся правильно оценить и события сегодняшнего дня, понять неизмеримые преимущества социалистической системы перед системой капиталистической, закономерность и неизбежность конечной победы социализма во всем мире и будет содействовать воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и .пролетарского интернационализма.

Исключительно важное значение для повышения идейного уровня преподавания курса новой истории в средней школе, для улучшения политического воспитания учащихся имеют материалы XX и XXI съездов КПСС, Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий в Москве в ноябре 1960 г. XX и XXI съезды Коммунистической партии Советского Союза своевременно поставили и глубоко разработали ряд важнейших вопросов марксистско-ленинской теории. Эти документы должны быть использованы учителем в преподавании новой истории в IX классе.

КПСС решительно осудила чуждый марксизму идеалистический культ личности, который ведет к принижению роли народных масс в историческом процессе.

Учителю истории следует сосредоточить внимание учащихся на изучении роли народных масс, показать их как подлинных творцов истории.

Важное значение имеет разъяснение учащимся принципиального отличия революционного марксизма от реформизма. Для этого курс новой истории IX класса дает наибольшие возможности. Обязательной задачей курса является наглядный, максимально убедительный показ учащимся исторической правоты марксизма-ленинизма и разоблачение всех видов ревизионизма.

Изучение новой истории должно помочь учащимся понять международное значение ленинизма, а также образования в России партии нового типа. В этом отношении роль курса новой ис- ®эдии в IX классе особенно велика, поскольку в нем изучается эпоха, когда сложился большевизм и когда он вышел на международную арену.

Цель настоящего пособия и состоит в том, чтобы оказать педагогу посильную помощь в формировании у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения и воспитания их в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма.

При этом авторский коллектив стремился разрешить следующие задачи:

Во-первых, оказать помощь учителю в определении идейнополитической направленности каждой темы программы и каждого урока в духе решения указанных выше задач — воспитания советского патриотизма и формирования марксистско-ленинского мировоззрения учащихся.

Во-вторых, помочь преподавателю в разрешении тех методологических проблем, которые ставит перед ними преподавание курса новой истории.

В-третьих, обеспечить учителя известным дополнительным материалом к учебнику, дающим.ему возможность основательнее уяснить самому себе важнейшие события, а следовательно, дать учащимся более глубокое их изложение, шире раскрыть сжатые положения учебника, в некоторых случаях связать прошлое с современными событиями. При этом надо учесть, что дополнительный материал, приведенный в пособии, дается вовсе не для того, чтобы весь его использовать на уроках. В этом случае учитель перегрузил бы курс фактами и не сумел бы уложиться в отведенное программой время. Поэтому учителю необходимо произвести самостоятельный отбор нужных ему для каждого урока фактов.

В-четвертых, облегчить учителю методическую организацию урока. Для этого в пособии намечается разбивка материала каждой темы по урокам и дается примерный план опроса и изложения нового материала, причем в перечень вопросов для опроса включены основные и вспомогательные вопросы. Послед

ние выделены условным значком — звездочкой. Вспомогательные вопросы ставятся лишь в том случае, если учащиеся не дали исчерпывающего ответа на основной вопрос. Вопросы, приведенные в пособии, могут быть использованы как при фронтальном, так и при индивидуальном опросе.

Следует подчеркнуть, что установленная авторами пособия последовательность расположения материала внутри темы и внутри урока, само собой разумеется, не является обязательной для учителя, а приводится лишь как один из возможных вари-антов.

В-пятых, показать учителю ряд методических приемов изложения материала учащимся. Авторы при этом стремились к тому, чтобы методические приемы, рекомендованные пособием, ориентировали учителя на максимальную активизацию учащихся как на уроке, так и при выполнении домашних заданий. В связи с этим особое внимание обращается на сочетание рассказа с беседой и на подведение учащихся к самостоятельным выводам. В пособии даны краткие указания о домашних заданиях. И в этом случае авторы пособия не предполагают, что все приведенные в пособии методические приемы или различного типа домашние задания будут применяться учителем полностью. Учителю предоставляется свободный выбор с учетом имеющегося у него времени и возможностей класса. Методические советы имеют своей целью дать некоторые образцы и побудить учителя самостоятельно продумать методику урока.

Особое внимание при составлении пособия было уделено раскрытию основных исторических понятий данного курса. При этом авторы преимущественно ориентировали учителя на применение индуктивного метода. Они стремились вести учащихся от частного к общему, к тому, чтобы учащиеся постепенно, на основе изу-чения конкретного исторического материала, накапливали знания касательно отдельных признаков того или иного сложного для усвоения понятия.

В качестве примера остановимся на раскрытии учащимся понятия: империализм, как паразитический, загнивающий капитализм. Начало раскрытия этого понятия будет положено при изучении темы «Англия в конце XIX — начале XX в.», где учащиеся на фактическом материале знакомятся с тенденцией к замедлению развития промышленности. Эта работа продолжается при изучении истории экономического развития Франции. Здесь учащиеся, с одной стороны усваивают еще одно проявление загнивания капитализма — образование слоя рантье, а с другой—закрепляют с помощью новых фактов свои сведения об уже известном им явлении: о замедлении промышленного развития. Пути раскрытия этого понятия («империализм есть паразитический или загнивающий капитализм»), намеченные В. И. Лениным в работе «Империализм и раскол социализма» (В. И. Ленин,

Сочинения, т. 23, особенно стр. 95), убеждают в том, что именно через постепенное усвоение отдельных признаков этого понятия учащимся всего легче и целесообразнее им овладеть. К этому учитель будет стремиться и в обобщающей теме «Империализм как высшая и последняя стадия капитализма». Отказ учителя от подобной постепенности в раскрытии этой особенности империализма (как и вообще сложных понятий) приводит к тому, что преподавание сводится к формальному заучиванию. Так же обстоит дело и с методами усвоения понятия «монополи-стический капитал». И это понятие усваивается учащимися постепенно. Первые сведения о монополиях им сообщаются на уроках по истории Германии, на конкретном примере образования картелей и синдикатов в германской угольной промышленности. Процесс усвоения учащимися сложного для них понятия «монополистический капитал» ведется из темы к теме почти через весь курс. И только в обобщающей теме «Империализм как высшая и последняя стадия капитализма» это понятие раскрывается во всем его многообразии и полноте, и ставится в связь с другими признаками, характеризующими империализм.

Структура как программы, так и учебника новой истории для IX класса, по мнению авторов, создает весьма благоприятные условия для усвоения учащимися ряда важнейших исторических понятий.

Принцип полной преемственности преподавания является одним из обязательных условий успешной работы учителя над усвоением учащимися основных понятий. Учитель должен опереться на понятия, уже усвоенные при прохождении программы предшествующих курсов. Так, усвоение понятия «концентрация производства» и получение учащимися первоначальных сведений о том, что концентрация производства «...на известной ступени ее развития сама собою подводиг, можно сказать, вплотную к монополии» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 22, стр. 185), уже^бы- ло осуществлено в курсе истории СССР, при изучении промыш-ленного подъема в России в 90-х годах. Другой пример: четкое представление о капитализме, о сущности капиталистической эксплуатации, о таких явлениях, как конкуренция, анархия производства и периодичность кризисов, учащиеся должны получить еще в VIII классе в курсе новой истории и в IX классе в курсе истории СССР. Только при наличии такого представления о капитализме учащиеся усвоят понятие «империализм», в частности осознают, что империализм — это особая стадия ка-питализма.

Такая преемственность должна соблюдаться и по отношению к знаниям, полученным учащимися на уроках по другим предметам. Приступая к курсу новой истории в IX классе, учителю н”& обходимо отдать себе отчет о том, какие представления об империализме сложились у учащихся при изучении курса «Эко-номическая география зарубежных стран».

В пособии уделено значительное место повторению материала. В ряде тем в логической связи с вновь излагаемым материалом рекомендуется повторить старый учебный материал, изученный в курсе новой истории в VIII классе и в курсе истории СССР в IX классе.

Три обобщающие темы («Международное рабочее движение и II Интернационал», «Международные отношения в конце XIX и начале XX в.» и «Империализм как высшая и последняя стадия капитализма») открывают перед учителем широкие воз-можности не только для более глубокого раскрытия понятий и фактов, усвоенных учащимися при прохождении предшествующих тем курса, но и для творческого повторения материала данного курса. Авторы считают целесообразным за счет часов, выделенных для повторения, увеличить время для прохождения этих трех тем.

В пособии также нашел отражение опыт ряда учителей, практиковавших за последние годы повторительно-обо.бшающие уроки, охватывающие в своем содержании различные явления, свойственные нескольким странам. Так, например, после прохождения истории Германии и Англии, а затем после следующих за ними по программе тем по истории Франции и США проводи-* лись повторительно-обобщающие уроки по вопросам экономики, политического строя и рабочего движения обеих стран. В результате уроков подобного типа учащиеся глубже уясняли общие явления, свойственные всем капиталистическим странам в период империализма, а также своеобразие развития каждой страны. Они оказались также лучше подготовленными к уже упомянутым повторительно-обобщающим урокам, вошедшим в программную тематику.

Библиографические списки, помещенные в конце каждой главы пособия, предназначены для подготовки учителя к урокам. В ряде глав указана научно-популярная и художественная литература для учащихся. Во всех главах методического пособия рекомендуется привлекать документы из хрестоматии по но-вой истории IX класса (т. II, под ред. А. И. Молока и В. А. Орлова, М., 1959), а также пользоваться картами Атласа новой истории (ч. II, под обшей редакцией А. В. Ефимова и А. П. Аверьянова, М., 1953). Во избежание ненужного повторения ссылки на эти .пособия делаются в тексте в сокращенной форме: хрестоматия, атлас.

Пособие поможет учителю и будет содействовать повыше-' нию идейно-политического уровня преподавания только в том случае, если оно будет использовано учителем творчески, 'а не путем механического воспроизведения из года в год в его преподавательской практике приведенных в пособии приемов, указа-ний и советов.

Дополнительный фактический материал, указываемый в пособии, также рассчитан на то, что учитель самостоятельно от

берет нужные ему факты, памятуя при этом о недопустимости перегрузки урока избытком материала.

В составлении настоящего пособия принял участие коллектив преподавателей Московского и Ленинградского институтов усовершенствования учителей и историков-специалистов по второму периоду новой истории.

Глава I написана проф. А. И. Молоком.

Главы II, III, VII и IX написаны В. А. Орловым.

- Г л а в ы IV, VIII, X написаны Н. М. Гольдбергом и В. А. Орловым.

Глава V написана А. П. Аверьяновым.

Глава VI написана Н. М. Гольдбергом.

Глава XI написана А. П. Аверьяновым, проф. А. И. Молоком и //. М. Гольдбергом.

Повторительно-обобщающие уроки по истории Германии, Англии, Франции и США составлены В. А. Орловым, по- вторительно-обобшающий урок по первой мировой войне — А. П. Аверьяновым.

Глава I

ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА И ПАРИЖСКАЯ КОММУНА

ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА

С этой темы начинается изучение курса новой истории в IX классе средней школы. События 1870—1871 гг. (франко-прусская война и Парижская коммуна) открывают второй период новой истории, который продолжается до победы Великой Октябрьской социалистической революции и до окончания первой мировой войны. В то время как первый период (1642—1870), изучаемый в VIII классе, был периодом прогрессивного развития капитализма, второй период является временем его начав-шегося упадка. В 1871 г. произошла первая в истории пролетарская революция (Парижская коммуна); она потерпела поражение, но все же явилась первым ударом пролетариата по капитализму, по буржуазному государству. А так как предпосылки революции 1871 г. окончательно сложились во время франкопрусской войны, резко обострившей противоречия между пролетариатом и буржуазией во Франции, то изучение второго периода новой истории принято начинать именно с этой темы.

Цель изучения темы: 1) выяснить на конкретных фактах характер франко-прусской войны и показать, как эта война превратилась из прогрессивной со стороны Германии в захватническую; 2) рассказать учащимся о патриотизме французского на-рода, который с оружием в руках боролся против прусских милитаристов; 3) раскрыть изменническое поведение французской крупной буржуазии, которая в ходе войны предала национальные интересы страны и пошла на сговор с чужеземными захват-чиками ради подавления революционного движения и сохранения своих классовых привилегий; 4) разъяснить, что поражение Франции в франко-прусской войне привело к резкому обострению классовых противоречий и подъему революционного движения в стране.

Таким образом, учащиеся будут подготовлены к изучению следующих тем: истории Парижской коммуны, истории Германии и истории Франции в конце XIX и начале XX в.

1-й урок. Франко-прусская война 1870—1871 гг. и падение Второй империи во Франции

Задачи урока: 1) вскрыть причины франко-прусской войны и определить ее характер на первом этапе; 2) выяснить причины военного поражения Франции; 3) показать влияние военных неудач Франции на классовую борьбу в стране и объяснить причины падения Второй империи.

Чтобы облегчить усвоение учащимися содержания данной темы, следует связать его с содержанием предыдущих тем курса новой истории, изучаемых в VIII классе. Для этого учитель предварительно (на последнем уроке по истории СССР в IX классе), давая учащимся домашнее задание, предлагает им повторить по учебнику новой истории VIII класса главу «Объединение Германии» (параграф «Образование Северогерманского союза»), а также два последних параграфа из главы «Революция 1848 г. во Франции».

Приступая к изучению темы «Франко-прусская война», учитель проводит предварительно опрос по повторенному учащимися к данному уроку материалу. При этом учитель задает учащимся примерно такие вопросы:

1) Когда и при каких обстоятельствах установился во Франции режим Второй империи и какова была классовая сущность этого режима?

2) Что представляло собой политическое устройство Германии перед франко-прусской войной и какой класс занимал господствующее положение в Пруссии и во всем Северогерманском союзе?

3) Какая национальная задача стояла в это время перед немецким народом и каковы были возможные пути ее решения?

План изложения нового материала

1. Причины франко-прусской войны и ее характер на первом этапе.

2. Ход военных действий. Капитуляция французской армии при Седане.

3. Революция 4 сентября 1870 г. и свержение Второй империи.

Разбирая вопрос о причинах войны и руководствуясь материалом, данным в учебнике, учитель подчеркивает, что к войне стремились обе стороны, хотя и по мотивам различного порядка. К сказанному в учебнике можно добавить, что прусские юнкеры и капиталисты стремились захватить у Франции богатые и стратегически важные области — Эльзаски Лотарингию.

Правящие круги Франции рассчитывали укрепить посредством внешнеполитической авантюры пошатнувшееся положение императорского режима, сломить республиканскую оппозицию и разгромить революционное движение рабочего класса/они стремились захватить немецкие земли на левом берегу Рейна и помешать созданию сильного соседа в лице объединенной Германии.

Обе стороны искали предлогов для войны. Правительство Наполеона III стремилось раздуть дипломатический конфликт, возникший в связи с кандидатурой немецкого принца Леопольда (родственника прусского короля Вильгельма) на испанский трон, против чего возражала Франция. Принц Леопольд отказался от испанской короны. Тогда французский посол на курорте в Эмсе начал переговоры с Вильгельмом I и потребовал от него отказа от попыток посадить на испанский трон какого-либо дру^ того своего родственника. Король отклонил это требование. Учебник рассказывает о том, как Бисмарк, бывший в это время министром-президентом Пруссии и канцлером Северогерманского союза, ускорил развязывание войны тем, что исказил содержание Эмекой депеши Вильгельма I, придав ей вызывающий для Франции характер, и в таком виде опубликовал ее в печати.

Передовые рабочие Франции и Германии выступали против надвигавшейся войны и обменивались дружескими посланиями^ «Уже один этот великий факт, не имеющий себе равного в истории,— писал в этой связи Маркс,— открывает надежды на более светлое будущее. Он показывает, что в противоположность старому обществу с его экономической нищетой и политическим безумием нарождается новое общество, международным принципом которого будет — мир, ибо у каждого народа будет один и тот же властелин — труд\» Г

Учитель должен привести эти слова Карла Маркса и связать их с нашей современностью, с указанием Н. С. Хрущева на то, что в настоящее время «в представлении народов мир и коммунизм все более связываются воедино»1 2.

Особо останавливается учитель на вопросе о характере франко-прусской войны. Подчеркивая, что перед немецким народом стояла тогда исторически-прогрессивная задача объединения Германии и что правительство Наполеона III и крупная бур-жуазия Франции выступали против создания единого германского государства, учитель делает вывод, что объективно (т. е. независимо от захватнических намерений прусского юнкерства и от провокационных действий Бисмарка) война 1870—1871 гг. была на первом ее этапе прогрессивной со стороны Германии. «Война 1870—1871 года,— писал В. И. Ленин,— была историче- ски-прогрессивной со стороны Германии, пока не был побежден Наполеон III, ибо он, вместе с царем (имеется в виду Николай I, а затем Александр II.—А. Л4.), долгие годы угнетал Германию, поддерживая в ней феодальное раздробление. И как только война перешла в грабеж Франции (аннексия Эльзаса и Лотарингии), ААаркс и Энгельс решительно осудили немцев»3. Эти слова Ленина учитель может зачитать на уроке.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 17, стр. 5.

2 Н. С. Хрущев, За новые победы мирового коммунистического движения. «Коммунист», 1961, № 1, стр. 24.

3 В. И. Ленин, Сочинения, т. 21, стр. 280,

Затем учитель переходит к рассказу о ходе вой^ы. Излагая ход войны, учитель использует настенную карту Европы (1870— 1914) и такую же карту, приложенную к учебнику.

Рассказывая о сражении при Седане, учитель может использовать помещенную в учебнике иллюстрацию немецкого художника В. Дица, изобразившего один из эпизодов отступления французской армии за крепостные стены Седана. На этом рисунке изображен тот момент боя, когда французские войска, теснимые немецкими, спешили укрыться в крепости. Войска в панике двигались по мосту, перекинутому через ров и ведущему к входу в крепость. Мост оказался настолько забитым отступающими солдатами, что его перила не выдержали и обломились, вследствие чего многие солдаты упали в ров. При подготовке к уроку учитель может использовать отрывки из воспоминаний участника войны, французского генерала Лебрен/, дающие ясное представление о- количественном и качественном превосходстве немецких войск над французскими в битве при Седане (хрестоматия, стр. 15—17).

Седанская катастрофа нанесла последний удар прогнившему зданию Второй империи. Через два дня после этого сражения, 4 сентября 1870 г., в Париже вспыхнула революция (четвертая, по счету буржуазная революция в истории Франции). Решающую роль в этой революции, как и в предшествовавших ей рево-люциях 1789—1794 гг., 1830 г. и 1848 г., сыграли народные массы, особенно рабочие Парижа. Восставшие жители столицы ворвались в зал заседаний Законодательного корпуса и потребовали от него низложения Наполеона III и провозглашения респуб-лики. Хотя восстание было совершено народом, но вследствие недостаточной организованности рабочего класса власть оказалась в руках крупной буржуазии. Власть захватили буржуазные политические деятели; часть из них принадлежала к умеренным республиканцам, часть — к скрытым монархистам.

Задание на дом: учебник, § 1.

Вопросы

1) Причины франко-прусской войны.

2) События 4 сентября 1870 г.

2-й урок. Обострение противоречий между пролетариатом и буржуазией во Франции во время войны. Борьба народных масс против антинародной и предательской политики буржуазного правительства «национальной обороны»

Задачи урока: 1) разъяснить учащимся, как изменился характер франко-прусской войны после свержения Второй империи во Франции; 2) показать на конкретных фактах патриотический подъем народных масс во Франции после провозглашения республики; 3) раскрыть антинародную и предательскую сущность политики буржуазного правительства «национальной обороны»; 4) показать, как поражение в войне привело к обострению классовых противоречий во Франции. Таким путем учи

тель постепенно подводит учащихся к пониманию причин восстания 18 марта 1871 г.

Прежде чем перейти к изложению нового материала, учитель проводит опрос учащихся по пройденному материалу. При этом учащимся задаются примерно следующие вопросы:

1) Каковы были причины франко-прусской войны? При каких обстоятельствах возникла война, кто и как ее провоцировал?

2) Чем объясняется поражение французской армии при Седане?

3) Как произошло падение Второй империи? Каковы были результаты революции 4 сентября 1870 г.?

План изложения нового материала

1. Патриотический подъем народных масс во Франции после провозглашения республики.

2. Характер франко-прусской войны на каждом ее этапе (до и после событий 4 сентября).

3. Антинародная и предательская политика буржуазного правительства «национальной обороны».

4. Выборы в Национальное собрание и его политика.

Приступая к изложению нового материала, учитель предлагает учащимся вспомнить уже известное им положение о прогрессивном со стороны Германии характере войны 1870—1871 гг. на первом ее этапе. Учитель указывает далее, что после свержения Второй империи война приняла со стороны Германии открыто захватнический характер, что прусское юнкерство решило продолжать войну до полного разгрома Франции с целью насильственного отторжения от нее Эльзаса и Лотарингии. Со стороны Франции, добавляет учитель, война приняла с этого момента справедливый характер, вылилась в борьбу за освобождение французской территории, оккупированной немецкими войсками. При этом учитель может, если позволит время, сослаться на два обращения Генерального Совета I Интернационала по поводу франко-прусской войны, написанных Марксом. В первом из этих документов (он датирован 23 июля 1870 г.) Генеральный Совет заявлял, что «со стороны Германии война эта является оборонительной», прогрессивной, но одновременно призывал немецкий рабочий класс не допустить, чтобы она «выродилась в войну против французского народа»1. Во втором обращении (датированном 9 сентября 1870 г.) Генеральный Совет указывал, что характер войны изменился, что «прусская военная камарилья решилась превратить войну в завоевательную», но что немецкий рабочий класс выступает против этого, требуя «почетного для Франции мира и признания Французской республики» 2.

Говоря о жестоких действиях германских оккупантов во Франции в 1870—1871 гг., учитель может использовать и частично процитировать статью Энгельса, который писал: «Они при

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 17, стр. 3—4.

2 Там ж е, стр. 274, 279.

держиваются правила, что каждый город или деревня, где один или несколько жителей принимают участие в обороне, стреляют по их войскам или вообще помогают французам, подлежит сожжению, что каждый человек, который захвачен с оружием в руках, но не является, по их мнению, солдатом регулярной армии, должен быть расстрелян на месте...

Все делается по принятой системе и в соответствии с приказами: обреченное селение окружают, его жителей выгоняют, захватывают продовольствие и поджигают дома, а настоящие или подозреваемые виновники предстают перед военным судом, где их наверняка ожидает безжалостная расправа и полдюжины пуль... Один баварский офицер, находившийся в окрестностях Орлеана, пишет, что его отряд в течение двенадцати дней сжег пять деревень; можно без преувеличения сказать, что всюду, где в центре Франции проходят летучие немецкие отряды, их путь слишком часто отмечен огнем и кровью» L

В рассказах французского писателя Мопассана, очевидца этой войны,— «Два приятеля», «Папаша Милон», «Пленные» и др., а также в романе «Разгром» другого французского писателя — Золя, также бывшего очевидцем этих событий, изображены бесчинства прусских захватчиков и сопротивление, которое оказывали им французские патоиоты. Рассказы Мопассана и роман Золя учитель может использовать при подготовке к уроку и отчасти на самом уроке, прочитав на нем небольшие выдержки из этих произведений (например, из рассказа «Два приятеля»).,

Патриотический подъем, охвативший после провозглашения республики широкие слои французского народа, привел к созданию отрядов вольных стрелков, к партизанской народной войне против немецких захватчиков. Вот как описывала в октябре 1870 г. одна швейцарская газета боевые действия французских партизан и вольных стрелков на оккупированной территории Франции: «Область Вогезов в тылу у пруссаков вся охвачена восстанием и взялась за оружие против них. Там нет регулярных войс:, но каждый человек— солдат. У всех входов и выходов стоят часовые. Все горные проходы заняты вольными стрелками, которые не теряют времени на разговоры с врагом: каждый курьер, каждый улан, появляющийся в этих местах, расстреливается. Каждый деревенский домик представляет собой военный пост. Женщины воюют наравне с мужчинами»1 2.

Фактический материал о действиях партизанских отрядов, наносивших значительный ущерб оккупантам, учитель найдет в статье А. Молока «Вольные стрелки во Франции во время войны 1870—1871 гг.» («Исторический журнал», 1944, .№ 2—3). Из этого материала видно, что наряду с французскими патриотами в партизанской войне против немецких оккупантов участвовали прогрессивно настроенные добровольцы из других стран, сочувствовавшие борьбе республиканской Франции против нашествия войск германских милитаристов. Армия Вогезов, которой командовал знаменитый итальянский революционер Гарибальди, вся состояла из добровольческих отрядов, частью французских, частью иностранных.

Приводя примеры мужественной борьбы французских патриотов против немецких оккупантов, учитель добавляет, что традиции вольных стрелков 1870—1871 гг. возродились в 1940— 1944 гг.— в движении Сопротивления французского народа про

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 17, стр. 169—170.

2 Хрестоматия, стр. 18—19.

тив гитлеровских захватчиков, которое сыграло выдающуюся роль в национальном освобождении страны.

Далее учитель указывает, что поражение Франции в войне 1870—1871 гг. было вызвано изменой крупной буржуазии национальным интересам страны. Маркс, разоблачая эту измену, писал в своей работе «Гражданская война во Франции»: «Защищать Париж можно было, только вооружив его рабочих, образовав из них действительную военную силу, научив их военному искусству на самой войне. Но вооружить Париж значило вооружить революцию... Вынужденное выбирать между национальным долгом и классовыми интересами, правительство национальной обороны не колебалось ни минуты — оно превратилось в правительство национальной измены»1’.

Уже 4 сентября 1870 г. председатель вновь образованного правительства «национальной обороны» генерал Трошю, реакционер и монархист, заявил, что «при настоящем положении дел попытка отстоять Париж от прусской армии — чистое безумие». Люди, подобные Трошю, боялись своего народа гораздо больше, чем внешнего врага. Опасаясь, что затяжка войны может привести к тому, что трудящиеся массы вооружатся и обратят затем оружие против своей, французской буржуазии, члены правительства стремились к скорейшему прекращению войны. «План» Трошю, разъясняет учитель, состоял в том, чтобы не предпринимать активных наступательных действий против немецких войск, осаждавших Париж, и не давать оружия батальонам национальной гвардии рабочих кварталов, т. е. всячески саботировать оборону. За все время осады Парижа французское военное коман-дование провело только две крупные наступательные операции под Парижем (одну — 30 октября 1870 г., другую—19 января 1871 г.), причем обе были организованы так преступно небрежно, что окончились полной неудачей. Действуя таким образом, правительство стремилось отбить у широких масс населения желание продолжать борьбу и уверить их в безнадежности обороны Парижа.

Антинародный характер носила и продовольственная политика правительства «национальной обороны». Оно не принимало никаких мер для борьбы со спекуляцией; карточки на хлеб и другие продукты питания были введены не сразу; к тому же выдача продуктов производилась крайне нерегулярно и при этом по ценам, почти недоступным для трудящихся. Вследствие этого в рабочих кварталах царил голод, выстраивались длинные очереди за хлебом и кониной; зато в дорогих ресторанах, доступных только для богатых людей, можно было получить самые изысканные кушанья.

Учитель указывает, что антинародная, капитулянтская политика правительства «национальной обороны» вела к обострению

1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Сочинения, т. 17, стр. 321—322,

классовых противоречий во Франции, к росту революционных настроений в народных массах. Дважды (31 октября 1870 г. и 22 января 1871 г.) пытались трудящиеся Парижа свергнуть изменническое правительство, но обе попытки потерпели неудачу из-за отсутствия правильного руководства восставшими.

Объясняя причины победы монархистов на выборах в Национальное собрание в феврале 1871 г., учитель отмечает, что монархисты использовали политическую отсталость значительной части крестьянства; существенную роль сыграло и то, что в районах, оккупированных немецкими войсками, избиратели подвергались грубому давлению со стороны оккупантов, которые поддерживали реакционеров, так как знали, что они согласны на мир любой ценой.

Приводя содержащуюся в учебнике характеристику личности Тьера — главы созданного в феврале 1871 г. нового французского правительства, учитель дает пояснения к помещенной в учебнике карикатуре на .Тьера.

Карикатура эта принадлежит известному французскому художнику-демократу Оноре Домье и была напечатана в сатирическом журнале «Шаривари» 18 декабря 1848 г. Под карикатурой стояла подпись; «Гражданин Тьер, примеряющий новый, только чго прилаженный ему костюм». Художник имел в виду выборы президента Второй республики, которые проходили 10 декабря 1848 г., и роль в них Тьера, поддерживавшего кандидатуру принца Луи Наполеона Бонапарта — будущего императора Наполеона III.

Домье изобразил Тьера в костюме Наполеона I, намекнув этим на то, что Тьер, ранее сторонник Орлеанской династии, перебежал в лагерь бонапартистов. Внешний облик Тьера передан на этой карикатуре очень метко: маленький рост и большая голова на короткой шее, деланная улыбка на злом и надменном лице.

Излагая дальнейшее развитие событий, учитель отмечает, что действия Национального собрания (принятие тяжелых для Франции условий предварительного мирного договора, отмена отсрочки взноса квартирной платы, закрытие ряда демократических газет и т. д.) вызывали острое недовольство в широких слоях населения. Вызывающее поведение монархического большинства Национального собрания заставляло рабочих и демократов Парижа опасаться за судьбу республиканского строя.

В заключение учитель предлагает учащимся ответить на вопрос о причинах поражения Франции в войне 1870—1871 гг. Обобщая ответы учащихся, учитель указывает, что Франция потерпела поражение в результате авантюристической политики правительства Второй империи и вследствие измены господствующих классов, которые ради сохранения своих социальных привилегий и для подавления революционного движения пролетариата пошли на прямое предательство национальных интересов страны.

Задание на дом: учебник, §2.

Вопросы

1) Как изменился характер франко-прусской войны после свержения Второй империи во Франции?

2) Какой характер носила политика правительства «национальной обороны»?

3) Каковы были причины обострения классовой борьбы в Париже во время его осады немецкими войсками?

4) Чем объясняется победа монархистов на выборах в Национальное собрание в феврале 1871 г.?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Произведения основоположников марксизма-ленинизма

К. Маркс, Первое воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской войне. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 17, стр. 1—6.

К. Маркс, Второе воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской войне. К. Маркс и Ф. Энгельс,

Ф. Энгельс, Падение Меца, там же. стр. 153—156.

Ф. Э н г е л ь с, Борьба во Франции, там ж е, стр. 168—176.

Ф. Э н г е л ь с, Шансы войны, там же, стр. 200—205.

Ф. Энгельс, Положение дел во Франции с военной точки зрения, там ж е, стр. 260—263.

В. И. Лени н. Национальный вопрос в нашей программе. Сочинения, т. 6, стр. 419—420 (о предательстве крупной буржуазией Франции национальных интересов страны во время войны 1870—1871 гг.).

В. И. Лени н, Социализм и война. Сочинения, т. 21, стр. 272, 280 (о прогрессивном для Германии характере войны 1870—1871 гг. на первом ее этапе).

Прочая историческая литература

Ф. С. Грин, Джузеппе Гарибальди и правительство Трюшю (из истории иностранных добровольческих отрядов во Франции во время войны 1870— 1871 гг.), «Известия Воронежского государственного педагогического института», т. XIX, Воронеж, 1955.

Э. Ж е л у б о в с к а я, Крушение Второй империи и возникновение Третьей республики во Франции, М., 1956.

Э. А, Ж е л у б о в с к а я, Немецкие оккупанты во Франции в 1870—1871 годах, «Исторические записки», т. 15, М., 1945.

А. Молок, Вольные стрелки во Франции в войне 1870—1871 гг., «Исторический журнал», 1944, № 2—3.

Морис Шур и, Париж был предан... Истоки Парижской коммуны, М., 1961.

Ф. А. Ротштей н,-Две прусские войны, М., 1945.

Произведения художественной литературы

Э. 3 о л я, Разгром, М., 1946.

Г и де Мопассан, Рассказы о франко-прусской войне, М., 1945.

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1871 ГОДА

Данная тема, изучаемая в продолжение четырех уроков, занимает видное место в курсе новой истории в IX классе. Изучение этой темы имеет существенное значение для усвоения учащимися таких важнейших исторических понятий, как «пролетарская революция» и «диктатура пролетариата» Изучая мероприятия Коммуны, учащиеся убеждаются в том, что Коммуна пред

ставляла собой совершенно новый тип государства — диктатуру пролетариата.

Цель изучения темы: 1) выяснить предпосылки революции 18 марта 1871 г.; 2) познакомить учащихся с важнейшими мероприятиями Парижской коммуны; 3) раскрыть причины поражения Парижской коммуны; 4) подвести учащихся к пониманию исторического значения Парижской коммуны как первого опыта диктатуры пролетариата; 5) показать отношение Маркса и I Интернационала к Коммуне; 6) выяснить причины последующего роспуска I Интернационала и определить его историческое значение.

1-й урок. Революция 18 марта 1871 г. и возникновение Парижской коммуны

Задача урока: выяснить обстоятельства и причины, приведшие к революции 18 марта 1871 г. и возникновению Парижской коммуны.

Прежде чем приступить к изложению нового материала, учитель проводит опрос по пройденному ранее материалу и предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

1) Героическая борьба французского народа против немецких оккупантов. 2) Характер франко-прусской войны после революции 4 сентября 1870 г. 3) Причины обострения классовой борьбы во Франции в конце 1870 г. и в начале 1871 г.

.План изложения нового материала

1. Революция 18 марта 1871 г. Захват власти в Париже Центральным комитетом национальной гвардии.

2. Мероприятия Центрального комитета национальной гвардии и его ошибки.

3. Выборы в Парижскую коммуну и ее состав.

Излагая причины революции 18 марта 1871 г., учитель руководствуется следующими положениями статьи В. И. Ленина «Памяти Коммуны»: «Неудачная война с Германией, мучения во время осады, безработица среди пролетариата и разорение среди мелкой буржуазии; негодование массы против высших классов и против начальства, проявившего полную неспособность, смутное брожение в среде рабочего класса, недовольного своим положением и стремившегося к иному социальному укладу; реакционный состав Национального собрания, заставлявший опасаться за судьбу республики, — все это и многое другое соединилось для того, чтобы толкнуть парижское население к революции 18 марта, неожиданно передавшей власть в руки национальной гвардии, в руки рабочего класса и примкнувшей к нему мелкой буржуазии» Ч

В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 111.

Разбирая вопрос о предпосылках возникновения Коммуны, учитель указывает, что революция 18 марта 1871 г. означала превращение войны между государствами в войну гражданскую. Кончилась война между Францией и Германией, и началась война между французским пролетариатом и французской буржуазией.

Переходя к изложению событий 18 марта 1871 г., учитель указывает, что план правительства Тьера, заключавшийся в том, чтобы отнять у рабочих оружие и арестовать Центральный комитет национальной гвардии, был разработан заранее. Показательно письмо сотрудника военного министерства Клермон-Тон- нера военному министру генералу Лефло от 5 марта 1871 г.1. Это письмо учитель может использовать при подготовке к уроку.

Историю захвата власти в Париже вооруженными рабочими и национальными гвардейцами учитель излагает в соответствии с материалом, имеющимся в учебнике. В качестве дополнения к этому материалу могут быть использованы воспоминания члена Центрального комитета национальной гвардии Леона Бурсье, дающие представление о ходе событий и о действиях комитета в этот день2. В заключение учитель подчеркивает, что революция 18 марта 1871 г. была революцией пролетарской. В результате к власти пришел рабочий класс в лице Центрального комитета национальной гвардии.

При наличии времени учитель может зачитать на уроке следующий отрывок из парижской «Официальной газеты» от 21 марта 1871 г., которая так характеризовала классовую сущность этой революции: «Пролетарии столицы при виде обманов и измен правящих классов поняли, что настал час, когда они должны спасти положение, взяв управление общественными делами в свои руки... Пролетариат перед лицом постоянной угрозы своим правом и полного отрицания всех своих законных стремлений, видя разгром родины и крушение всех своих надежд, понял, что повелительный долг и безусловное право требуют, чтобы он взял в свои руки ее судьбы и обеспечил себе торжество, овладев властью».

Учителю нет необходимости подробно излагать события, происходившие в период, когда у власти стоял Центральный комитет национальной гвардии. Следует лишь подчеркнуть, что в эти десять дней Центральный комитет подготовил и провел выборы в Парижскую коммуну. Однако незрелость рабочего класса отразилась и на деятельности Центрального комитета. Он упустил благоприятное время для похода отрядов национальной гвардии на Версаль, где находились правительство Тьера и Национальное собрание, которых защищала малочисленная (27 тыс. человек) и плохо дисциплинированная армия. В результате версальское правительство получило передышку, сумело укрепить свою армию и подготовиться к вооруженной борьбе с революционным Парижем.

1 См. Хрестоматию, стр. 21—22.

2 Т а м же, стр. 22—24,

Маркс, критикуя Центральный комитет национальной гвардии за то, что он не организовал немедленного похода на Версаль, писал: «Момент был упущен из-за совестливости. Не хотели начинать гражданской войны, как будто бы чудовищный выродок Тьер не начал ее уже своей попыткой обезоружить Париж! Вторая ошибка: Центральный комитет слишком рано сложил свои полномочия, чтобы уступить место Коммуне. Опять- таки благодаря «честности», доведенной до мнительности!»1.

Рассказывая о торжественном провозглашении Парижской коммуны 28 марта 1871 г., учитель может использовать помещенную в учебнике иллюстрацию «Провозглашение Коммуны» (эта иллюстрация была напечатана на заглавном листе одного английского журнала 15 апреля 1871 г.). Изображенное здесь здание городской ратуши Парижа было построено еще в XVI в. и не раз являлось центром событий в революциях 1789—1794 гг., 1830 г., 1848 г., 1870 г. и 1871 г. Здесь заседала Коммуна с 28 марта (день ее провозглашения) до 21 мая (день ее последнего заседания). Чтобы придать больше эмоциональности своему рассказу, учитель может привести на уроке отрывки из воспоминаний очевидцев и участников Коммуны, описывающих сцену ее провозглашения. Яркое описание этой сцены дал демократический публицист Э. Лис- сагарэ в своей книге «История Парижской коммуны в 1871 г.» (СПБ, 1906, стр. 155). Можно использовать и описания других очевидцев и участников событий— М. Вильома («В дни Коммуны», Л., 1925), Ж. Валлеса (в книге А. И. Молока «Парижская коммуна 1871 г. в документах и материалах», Л., 1925, стр. 121—122), А. Арну («Народная история Парижской коммуны», Пг.. 1919, стр. 125—127).

Разбирая политический состав Коммуны, учитель подчеркивает, что Коммуне недоставало марксистской рабочей партии, что наряду с пролетарскими революционерами (социалистами, членами I Интернационала) в Коммуне имелось много мелкобуржуазных демократов.

Задание на дом: учебник, § 3.

Вопросы

1) Как произошла революция 18 марта 1871 г.?

2) Какие ошибки совершил Центральный комитет национальной гвардии в первые дни после революции 18 марта 1871 г.?

2-й урок. Парижская коммуна — первый в истории опыт диктатуры пролетариата

Задачи урока: 1) показать, что Коммуна была государством нового типа; 2) выяснить пролетарскую сущность политики Коммуны, ее социально-экономических мероприятий; 3) показать активную роль народных масс в дни Коммуны.

Прежде чем приступить к изложению нового материала, учитель проводит опрос по пройденному ранее материалу и предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

1) Каковы были причины революции 18 марта 1871 г. и какова была ее классовая сущность?

2) Каков был социальный состав Парижской коммуны?

План изложения нового материала

1. Мероприятия Коммуны по слому полицейско-бюрократической буржуазной государственной машины. Коммхна — государство нового типа.

2. Социально-экономические мероприятия Коммуны.

3. Роль народных масс и массовых революционных организаций в дни Коммуны.

4. Коммуна и крестьянство.

Характеризуя мероприятия Коммуны в области государственного строительства, учитель указывает, что Коммуна, ломая буржуазный государственный аппарат, являвшийся орудием угнетения трудящихся масс, строила новый аппарат власти, со-вершенно отличный от старого, прямо противоположный ему, создавала «государство нового типа». Раскрывая содержание понятия «государство нового типа», учитель перечисляет его основные признаки, указанные в статье В. И. Ленина «О двоевластии» (Сочинения, т. 24, стр. 20), и подчеркивает, что «государство нового типа» есть политическая форма диктатуры пролетариата.

Учитель использует уроки по истории Парижской коммуны, чтобы напомнить учащимся, что одним из коренных различий между буржуазной революцией и революцией пролетарской является слом пролетарской революцией буржуазной государственной машины и сохранение этой машины революцией буржуазной.

Разбирая политику Парижской коммуны в этом вопросе, учитель опирается на следующие слова Маркса из его письма к Кугельману от 12 апреля 1871 г.: «Если ты посмотришь последнюю главу моего «18 Брюмера», ты увидишь, что, по моему мнению, ближайший подъем французской революции будет попыткой не передать бюрократически-военную машину из одних рук в другие, как это бывало до сих пор, а разрушить эту машину. Такова как раз попытка наших геройских парижских то-варищей»... L

В учебнике указаны важнейшие декреты Коммуны, направленные к разрушению буржуазной государственной машины и созданию «государства нового типа». 

Для развития ПРОЕКТА!

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика