Методическое пособие по истории СССР для 4 класса (Голубева, Геллерштейн) 1986 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Методическое пособие для 4 класса средней школы
Авторство: Т.С. Голубева, Л.С. Геллерштейн
Формат: DjVu, Размер файла: 8.55 MB
СОДЕРЖАНИЕ
I. Особенности обучения истории в 4 классе
§ 1. Образовательно-воспитательные задачи обучения истории в 4 классе
§ 2. Особенности урока истории в 4 классе
§ 3. Межкурсовые связи в изучении истории
II. Структура и примерное (вариативное) содержание уроков в 4 классе
Вводный урок. Наша Родина — СССР
Глава I. Наша Родина в далеком прошлом
Урок 1. Славянский поселок. § 1
Урок 2. Киевская Русь. § 2
Урок 3. Борьба с монголо-татарским нашествием. § 3
Урок 4. Разгром немецких рыцарей. § 4
Урок 5. Куликовская битва. § 5
Повторение темы «Наша Родина в далеком прошлом»
Глава II. Россия при крепостнических порядках
Урок 1. Москва — столица русского государства. § 6
Урок 2. Крепостные крестьяне. § 7
Урок 3. Навеки с русским народом. § 8
Урок 4. Русские землепроходцы и мореходы. § 9
Урок 5. Северная война. § 10
Урок 6. Петербург — новая столица России. Петр I
Урок 7. Михаил Васильевич Ломоносов. § 12
Урок 8. Крепостные крестьяне в XVIII в. § 13
Урок 9. Александр Васильевич Суворов. § 14
Уроки 10 — 11. Отечественная война 1812 г. § 15 — 16
Урок 10. Нашествие армии Наполеона. § 15
Урок 11. Разгром наполеоновского нашествия. § 16
Урок 12. Восстание декабристов. § 17
Повторение темы «Россия при крепостнических порядках».
Глава III. Россия при капиталистических порядках
Урок 1. Падение крепостного права. § 18
Урок 2. Переход России к капиталистическим порядкам. § 19
Урок 3. Положение народов в царской России. § 20
Урок 4. Рабочие-революционеры. § 21
Урок 5. Начало революционной деятельности Владимира Ильича Ленина. § 22
Урок 6. В. И. Ленин — основатель Коммунистической партии. § 23
Уроки 7 — 8. Первая революция в России. § 24 — 25
Урок 7. 195
Урок 8. 198
Урок 9. Народ свергает царя. § 26 199
Повторение темы «Россия при капиталистических порядках» 112
Глава IV. Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война 117
Урок 1. Большевики в борьбе за социалистическую революцию.
Уроки 2 — 8. Великая Октябрьская социалистическая революция. § 28 — 29 121
Урок 2 122
Урок 3 125
Урок 4. Начало иностранной интервенции и гражданской войны. § 30 127
Урок 5. В грозном девятнадцатом. § 31 132
Урок 6. «Этих дней не смолкнет слава!» § 32 138
Урок 7. Коммунистические субботники. § 33 139
Повторение темы «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война»
Глава V. Строительство социализма в СССР 147
Урок 1. Образование СССР. § 34 148
Урок 2. Ленин умер, но дело его живет. § 35 150
Урок 3. Первые пятилетки. § 36 153
Уроки 4 — 5. Крупнейшие стройки первых пятилеток. § 37 — 38 156
Урок 4. Днепрогэс, Магнитогорск, Турксиб
Урок 5. Комсомольск-на-Амуре. Москва социалистическая. Трудовой народ учится 157
Урок 6. Крестьяне строят новую жизнь. § 39 160
Урок 7. В СССР победил социализм. § 40 163
Повторение темы «Строительство социализма в СССР» 166
Глава VI. Великая Отечественная война Советского Союза 169
Урок 1. Начало Великой Отечественной войны. § 41 172
Урок 2. Все для фронта! Все для победы! § 42174
Урок 3. Битва за Москву. § 43 178
Урок 4. Непокоренный Ленинград. § 44 181
Урок 5. Сталинградская битва. § 45 182
Урок 6. В тылу врага. § 46 186
Урок 7. Освобождение. § 47 190
Урок 8. Великая Победа. § 48 194
Повторение темы «Великая Отечественная война Советского Союза» 197
Глава VII. Советские люди строят коммунизм 198
Урок 1. Подвиг возрождения. § 49 202
Урок 2. «...Плюс электрификация всей страны». § 50 203
Урок 3. Ученые ищут новые виды энергии. § 51 207
Урок 4. Наука и техника на службе человека. § 52 210
Урок 5. Освоение космоса. § 53 211
Урок 6. Байкало-Амурская магистраль. § 54 213
Урок 7. Современное сельское хозяйство. § 55 215
Урок 8. Основной Закон нашей страны. § 56 217
Урок 9. Труд — дело чести, доблести и геройства. § 57 223
Урок 10. Наша Родина в борьбе за мир и сотрудничество между народами. § 58 227
Урок 11. Коммунистическая партия Советского Союза ведет нас к коммунизму. § 59 230
Итоговое повторение 231
Приложение: список детской исторической литературы 235
Скачать бесплатный учебник СССР - Методическое пособие по истории СССР для 4 класса (Голубева, Геллерштейн) 1986 года
СКАЧАТЬ DjVu
Рекомендовано Главным управлением школ Министерства просвещения СССР. Издание пятое, переработанное и дополненное.
В связи с кончиной Л. С. Геллерштейна подготовка нового издания книги была осуществлена Т. С. Голубевой.
Рецензенты: учитель-методист М. Д. Парамонова; канд. пед. наук В. Д. Евсюкова.
Методическое пособие по истории СССР содержит основные указания о структуре курса, о планировании уроков в рамках отдельных тем, о проведении каждого урока. Пособие переработано с учетом изменений, внесенных в 13-е издание учебника для 4-го класса, а также новых явлений в общественно-экономической жизни СССР, и дополнено новыми материалами.
I. Особенности обучения истории в 4 классе
§ 1. Образовательно-воспитательные задачи обучения истории в 4 классе
В соответствии со сложившейся структурой школьного исторического образования в 4 классе изучаются эпизодические рассказы по истории СССР. «Задачи этого курса, — говорится в объяснительной записке к программе, — первоначальное ознакомление учащихся с отдельными наиболее важными эпизодами из истории СССР и на этой основе формирование у них начал коммунистического мировоззрения и воспитания высоких моральных качеств» (Программы восьмилетней и средней школы. М., Просвещение, 1983, с. 4).
Программа, как известно, определяет общие принципы курса и его основное содержание. Конкретная их реализация осуществляется в учебнике. От его содержания, формы изложения, методического аппарата зависит организация обучения большинством учителей. Учитель должен хорошо знать учебник — свой главный рабочий инструмент обучения, его возможности для обучения и воспитания учащихся. Хорошо представлять себе те выводы и обобщения, к которым он приведет учащихся.
Особенно велика роль учебника в работе с младшими учащимися, которые только начинают изучать новый для них предмет и приобретают первые навыки работы с историческим материалом. Для 10-летнего ученика непривычны и содержание, и логика изложения, и словарь, и особенно приемы учения. Он не подготовлен еще к полноценному усвоению учебного исторического материала. Новый учебный предмет должен научить приемам учебной работы. Вот почему место учебника на уроке значительно больше, чем в средних и старших классах. Рассмотрим образовательно-воспитательный потенциал ныне действующего учебника.
Самое непривычное для учителя истории в 4 классе — это отсутствие у четвероклассников навыка правильного, беглого, сознательного чтения. О каких навыках и умениях умственной работы можно говорить, если дети плохо читают! Это обстоятельство требует от учителя тщательного продумывания приемов работы со всеми компонентами учебника на уроке. Иначе, по меткому выражению К. Д. Ушинского, малейшая неясность в голове учителя превращается в полный мрак в головах его учеников.
С самого начала детей (и не только!) вводит в заблуждение непривычное для учебника название «Рассказы по истории СССР». Ребенку нет дела до программы, где предмет называется не привычным и простым словом «история», а «эпизодические рассказы по истории СССР». Не объяснишь ему, что это попросту начальный или краткий курс истории Родины, или, как его еще подчас называют, пропедевтический курс. Ребенок за 10 лет жизни усвоил мысль: если рассказы, то учить не нужно, можно только читать и, с точки зрения многих ребят, достаточно прочитать на уроке.
Первая мысль, которую должны усвоить учащиеся, что это не просто рассказы, знакомящие с отечественной историей, а учебник, по которому нужно учиться, за знание которого ставятся оценки. Внимание учителей мы хотели бы обратить на изменение роли учебника во всей системе учебного процесса. Современные учебники являются как бы фокусом педагогических исследований, реально соединяя в себе теорию и практику. Некоторые учебники, особенно для младших и средних классов, могут служить, по меткому выражению М. И. Кондакова, настоящим «сценарием учебного процесса», важным методическим пособием для самого учителя. Многие учителя используют учебники в основном для домашней работы учащихся. Этого, недостаточно. Нужно организовать активную работу с учебником в классе. Учителю следует построить урок так, чтобы можно было включить максимум материала учебника, использовать его задания и рисунки, карты и схемы, сделать дополнение, помогающее лучше раскрыть тему урока. Давая задание на дом, учитель должен пояснить ученикам, как лучше использовать вопросы к данному параграфу.
Учитель обязан помочь ученику (не поздно в любом классе) понять, что учебник учит школьника умению учиться. Для ученика 4 класса это понимание начинается с обращения авторов «Познакомьтесь с учебником» (с. 5).
Настоящее издание методического пособия сделано по учебнику «Рассказы по истории СССР», 13-е изд. М., Просвещение, 1984 и последующим изданиям на основе усовершенствованной программы эпизодических рассказов по истории СССР (1983).
Работа над учебником совпала с обсуждением реформы школы, и авторский коллектив стремился сделать все возможное, чтобы издание соответствовало ее букве и духу. Фактически заново написана глава «Советские люди строят коммунизм»1. Устремленность материала темы в современность направляла авторов на особенно тщательный, с партийных позиций отбор фактов, дающих учащимся образное представление и первоначальные понятия о своей Родине — первой стране социализма. Вся глава построена таким образом, что направляет на использование самой новой информации из газет, радио, телевидения и других внеклассных источников информации.
Изучение темы будет существенным вкладом в понимание младшими подростками общественно-политической жизни страны, их ориентировке в событиях международной жизни. Этим целям служат вновь написанные рассказы, а также обновление тех, которые сохранились (§ 54 «Байкало-Амурская магистраль», § 58 «Наша Родина в борьбе за мир и сотрудничество между народами», § 59 «КПСС ведет нас к коммунизму»).
О проблеме энергетических ресурсов рассказывает § 51 «Ученые ищут новые виды энергии». Энергетическая проблема — одна из острейших на современном этапе осуществления научно-технического прогресса. Показать это в доступной для младших подростков форме — задача школы. Учитель истории не будет вникать в техническую сторону проблемы — это не входит в нашу задачу. Но раскрыть общественный, государственный смысл энергосберегающей политики, показать прямую причастность к ней каждого гражданина — это задача историко-обществоведческих дисциплин. Партия призывает всех нас от общих пожеланий и рассуждений перейти к делу.
Требованиями времени продиктовано введение достаточно обширного природоохранительного материала (см. § 51, 52, 54 — 55, 57 — 58). Ведь по сути дела только на школе лежит задача воспитания ответственного отношения к природе, поскольку большинство родителей пока не готово к такой работе.
В соответствии с усовершенствованной программой проведены там, где это возможно и нужно, межпредметные связи. Это сделано главным образом через домашние задания. Чаще всего эти задания сформулированы без точного указания источника материала: «Расскажи о героической борьбе народов нашей страны против монголо-татарских завоевателей. Хорошо, если в свой рассказ ты включишь дополнительные сведения» (с. 23). Если все же источник ответа дается, то лишь в самом общем плане: «Подготовь рассказ о детстве и юных годах В. И. Ленина. Обязательно используй свои знания, полученные в I — III классах» (с. 99).
В стабильном учебнике, рассчитанном на всю страну, конкретные связи не устанавливаются. Ведь в каждой союзной республике действуют свои книги для чтения в начальной школе и рассказы по истории республики в 4 классе. Таким образом, источник ответа на вопрос (с. 23) у ученика, скажем, Узбекистана будет один, а у школьника Латвии — другой. Очень часто просто невозможно указывать источник знаний, так как само знание легло в сложившийся социальный опыт школьника. Лучше всего иллюстрирует эту мысль задание к статье «Школьники — помощники взрослых» (с. 235). Она заканчивается отрывком из письма полевода Т. С. Мальцева в «Пионерскую правду» о значении хлеба. Задание предлагает: «Прочти еще раз конец рассказа и поразмышляй над словами человека, всю свою .долгую жизнь отдавшего земле. А как ты относишься к хлебу, к земле? Твои товарищи? Всегда ли вы бываете бережливы?» Подобные задания не ставят своей целью дать рецепты на все случаи жизни, а лишь напоминают учителю об использовании всех возможностей систематизации знаний своих учащихся.
«Рассказы по истории СССР» — это общесоюзный учебник. Школьники читают его на своем родном языке. Они знакомятся с развитием и укреплением экономических, культурных и революционных связей между народами нашей страны, рождением первого в мире социалистического многонационального государства, с важнейшими событиями в истории братских народов СССР, которые совместно сражались под руководством Коммунистической партии в гражданской и Великой Отечественной войнах, построили социализм и строят коммунизм. Подбор материала о строительстве социализма и способы его раскрытия таковы, что показывают учащимся ленинскую национальную политику в действии. География строек, о которых рассказывает учебник, позволит учителю раскрыть интернациональный подвиг трудящихся, обеспечивший переход к социализму одновременно всех советских народов, показать участие всех народов СССР в создании и совершенствовании развитого социалистического общества. Текст, иллюстрации и особенно задания будут способствовать формированию у школьников интереса к событиям коммунистического строительства разных союзных республик.
Методический аппарат поможет учителям школ союзных республик организовать синхронное изучение рассказов по истории республики на базе и в органическом единстве с общесоюзным курсом, отраженном в стабильном учебнике. Покажем это на примере древней истории, где осуществить синхронное изучение труднее, чем, скажем, при изучении социалистического и коммунистического строительства, поскольку количество событий и фактов по древности, изучаемых в 4 классе, невелико. Но и здесь предусмотрено органичное сочетание и синхронное изучение событий общесоюзной истории и истории республики.
§ 3 «Борьба с монголо-татарским нашествием» повествует в основном о борьбе Руси, но есть в нем небольшой материал и о борьбе народов Средней Азии и Закавказья (см. с. 20).
За фразами учебника у школьников Средней Азии должны стоять картины борьбы Самарканда, Бухары, Ургенча, Отрара. Тогда выполнение задания: «Расскажи о героической борьбе народов нашей страны против монголо-татарских захватчиков» — будет включать не только рассказ о героическом Козельске, Рязани, Киеве, но и о среднеазиатских и казахских городах. Следует обратить внимание, что формулировка вопроса не ограничивается указанием рассказать только о борьбе русского народа. Таким образом, комплексное изучение заложено и в тексте, и в задании, что, как нам представляется, снимет перегрузку учащихся в школах союзных республик.
Характерная черта нашего времени — внимание к вопросам идейно-нравственного воспитания. На это нацеливают материалы XXVII съезда КПСС, которые дают учителю направления разработки системы идейно-нравственного воспитания. В учебник не вводятся фиксированные в научных определениях идейно-нравственные понятия (их нет в программе).
В 4 классе младшие подростки должны получить конкретные факты проявления высоких нравственных качеств исторических деятелей, социальных групп. Это скорее должны быть образные представления, а не понятия в их законченном виде, хотя в соответствующем контексте термины употребляются. Так, например, в рассказе о декабристах (§ 17, с. 75) говорится о таких качествах, присущих личности многих дворян-революционеров, как честность, неподкупность, справедливость. В тексте по темам советского периода раскрываются такие стороны морали, специфичные для коммунистического общества, как преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, бережное отношение к социалистической собственности, нравственно ориентированные потребности, добросовестное отношение к труду.
С классовых, партийных позиций, но с учетом психологических особенностей, социального опыта младшего подростка н уровня его гражданского сознания разработан учебный материал, дающий представления о таких общечеловеческих нормах нравственности, как добро, гуманность, справедливость, совесть, честь, бескорыстие, уважение человеческого достоинства, в том числе своего собственного, чувство и сознание моральной ответственности. В ряде случаев классовая характеристика дополняется морально-этической. Так сделано, например, в рассказе об усилении крепостного гнета в XVIII в.
Чтобы учитель успешнее мог осуществить воспитательное воздействие, учебник предлагает разработанную серию заданий не только для закрепления полученных знаний, но и для формирования убеждений, закрепления их в нормах поведения. Так, для осмысления и закрепления материала о декабристах к тексту дается вопрос: «Какими качествами человека и гражданина обладали дворяне-революционеры?» (с. 75). К тексту об освоении космоса: «Почему только высокообразованные специалисты могут работать в космосе? Какие еще качества должны иметь космонавты?» (с. 222). Домашнее задание направляет на использование других, кроме учебника, источников знаний. «Какими качествами обладают советские космонавты? Можно ответить на этот вопрос, опираясь только на рассказ учебника. Твой ответ будет полнее и интереснее, если ты используешь и другие известные тебе факты» (с. 226).
В нашей стране и во всем мире растет и множится экологическое движение. Настало время, когда общество должно утверждать новое отношение к природе, жизненно необходимое для человека сейчас и для будущих поколений. Отношение к природе, к животному миру входит в сферу нравственно значимого — этой идеей проникнуты рассказы «Охрана природы», «Ученые ищут новые виды энергии», «Будем бережливы», «На страже мира» и др.
Вводя природоохранительный материал, авторы стремились так изложить его, чтобы со страниц учебника звучали тревога и любовь, радость и возмущение, когда речь идет о фактах, которых не должно быть, обращаясь прямо к четвероклассникам: «Помни! Отношение к природе — один из показателей культуры, доброты человека. Каждый обязан не только не мешать природе, но и всеми силами помогать ей. Строить самое справедливое общество — коммунизм — нельзя без подлинной заботы каждого человека о природе, об окружающей среде» (с. 243).
Мы рассчитываем, что работа четвероклассников над экологическим материалом, направляемая соответствующими заданиями, будет вкладом в формирование у подрастающего поколения бережного отношения к природе, понимания неразрывной связи каждого человека с жизнью и здоровьем планеты.
Важнейшей чертой личности человека является его отношение к труду и людям труда. В результате совершенствования программы и учебника тема труда представлена довольно широко и разносторонне, начиная с первых рассказов. Особенно большие изменения претерпели главы «Строительство социализма в СССР» и «Советские люди строят коммунизм». Введен новый материал о строительстве Мавзолея В. И. Ленина, о развитии хозяйства и культуры союзных республик, вошедших в состав СССР. На конкретных фактах показывается, как в общем труде родились новые отношения между народами нашей страны — отношения дружбы, сотрудничества и взаимопомощи. Больше рассказывается о людях — героях первых пятилеток (Лихачев, Стаханов), конкретных стройках (Сталинградский тракторный завод, Магнитогорск, реконструкция Москвы). Рассказы о строительстве коммунизма рисуют сегодняшний и завтрашний день жизни нашего общества — общества развитого социализма. Дети — современники этого общества, будущие созидатели. Показ преобразующей силы труда, красоты трудового человека решается всем материалом темы — текстом, иллюстрациями, заданиями. В ней рассказывается о достижениях науки и техники, грандиозном размахе строек, последних достижениях в области освоения космоса. Через описание КамАЗа и др. показаны размеры современного предприятия, автоматизация производства и творческий труд людей, работающих на этих предприятиях. О настоящем и будущем села, выполнении продовольственной программы повествует § 55 «Современное сельское хозяйство».
Через весь материал темы проводится мысль — сегодня и завтра нашей Родины связаны с мерой труда каждого, с качеством труда и отношением к нему, с ответственностью каждого человека. Человек труда показан как человек образованный, с развитым чувством долга и ответственности за свое дело, любящий свою профессию. Рассказы темы профессионально ориентированы.
Особенно показателен § 57 «Труд — дело чести, доблести и геройства». Его идейно-нравственные установки: а) работа — великая радость для трудового человека нашей страны; б) труд — это творчество, которое обогащает человека, наполняет высоким смыслом его жизнь; в) труд для советского человека — это потребность. Не случайно включен в этот параграф материал о самообслуживании, прямо обращенный к четвероклассникам (с. 241). Вместе с вопросом «Как вы это понимаете?» этот текст призван помочь в формировании не вообще потребности в труде, но и в труде физическом, который должен быть составной частью жизни подрастающего поколения, поскольку в обозримом будущем физический труд останется еще общественной необходимостью.
Существенные изменения претерпели вопросы и задания, хотя принципы, на которых они построены, остались прежними. Учтены новые компоненты программы: перечень умений учащихся, основные понятия курса и межпредметные связи.
Принципиально новым в системе заданий явилась разработка вопросов и заданий, предназначенных для руководства формированием нравственно-этических понятий и выработки убеждений младших подростков. Увеличено число вопросов и заданий, связанных с жизнью, с современностью, с социальным опытом школьников. Они еще более усиливают воспитательное значение всех компонентов учебника, призванных нести основную образовательную функцию.
При разработке системы заданий мы руководствовались данными психологии. Умственная деятельность учащихся, как показывают исследования механизмов памяти и мышления, протекает в двух формах: 1. Умственная деятельность, воспроизводящая знания, полученные в готовом виде (от учителя или из учебника).
2. Самостоятельная деятельность по приобретению, осмыслению и применению усвоенных знаний. Против попыток их противопоставления выступал видный советский психолог С. Л. Рубинштейн. Психологические процессы, писал он, «...протекают сразу на разных уровнях... Всякое излишнее противопоставление «высших» психических процессов «низшим» неправомерно потому, что всякий «высший» психологический процесс предполагает «низшие» и строится на их основе... Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в своей реальной конкретности, совершается одновременно, на разных уровнях многопланово»1.
Система заданий учебника направлена на формирование умений и навыков учащихся, соответствует специфике умственной деятельности и двум указанным ее особенностям. В учебнике в достаточном объеме присутствуют задания, необходимые для привития практических умений и навыков учащимся. Их принято называть воспроизводящими. Они есть в «чистом» виде и как неотъемлемая часть сложных заданий, содействующих развитию самостоятельного мышления. Разработанная система заданий включает следующие виды:
I. Задания, направленные на развитие историко-временных представлений учащихся. Они имеют целью добиваться максимальной сознательности при изучении хронологии, с тем чтобы хронология была не самоцелью, а средством понимания закономерности исторического процесса.
II. Задания на развитие историко-пространственных представлений предусмотрены в основном двух видов: на показ объекта и его описание, хотя даются они в различной форме.
III. Задания на воспроизведение знаний, развитие познавательной самостоятельности, воспитание личности.
Подводя итог анализа заданий по содержанию, отмечаем общую их направленность на формирование навыков работы с книгой, развитие мышления, наблюдательности, внимания, воображения. За счет заданий викторинного типа к тематическому повторению облегчается подготовка учащихся к повторительно-обобщающим урокам.
Чтобы облегчить работу учителя по дифференцированному обучению, разработаны задания, необязательные для выполнения всеми учащимися, отмеченные звездочкой. Постарайся найти материал о жизни декабристов в Сибири. Расскажи об этом на уроке или на занятии кружка» (с. 78). О работе над этими заданиями и порядке работы с учебником говорится в небольшой статье — обращении авторов к учащимся, помещенном в самом начале книги. При умелом использовании необязательных заданий учащиеся получат первые навыки работы в будущих факультативах. Не случайна разная форма обращения к учащимся в вопросах и заданиях. В домашнем задании осталось единственное число: «Расскажи все, что ты знаешь о газете
«Искра». Начни свой рассказ с причин ее создания» (с. 102). В вопросах к тексту введено обращение во множественном числе, поскольку они предназначены для коллективной работы в классе: «Назовите стройки первых пятилеток своего края (с. 159). Запомните эту дату».
С заданиями связаны иллюстрации учебника.
Итак, мы видим, что содержание вопросов и заданий и их расположение на страницах осуществлено таким образом, чтобы служить основой организации работы учителя по приобретению и осмыслению учащимися знаний, руководства их мыслительной деятельностью, развития навыков и умений. Изучение систематических курсов строится не на голом месте, а с учетом достигнутого в 4 классе. Весь многолетний опыт преподавания историй показывает, что учащиеся 5 класса в целом подготовлены к усвоению сложного для них курса истории древнего мира (например, усвоению таких понятий, как «переход от одной общественно-экономической формации к другой», «государство», «власть», «законы», «эксплуататорское общество», «классы», «классовая борьба» и др.) прежде всего потому, что в 4 классе они получили первоначальное научное знание о тех же самых понятиях на материале из истории нашей Родины, истории, более близкой, понятной и доступной им по содержанию.
★Все➙ Учебники 4 класс, Методики преподавания , Автор - Геллерштейн Л.С., Автор - Голубева Т.С., Для учащихся средних классов