Методическое пособие по новой истории 1640-1870 - 9 класс (Аверьянов, Грибов, Козленко) 1991 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методическое пособие по новой истории 1640-1870 9 класс (Аверьянов, Грибов, Козленко) 1991

Назначение: Пособие для учителя, Рекомендовано Главным управлением общего среднего образования Государственного комитета СССР по народному образованию. 

Пособие содержит поурочные методические рекомендации и нацелено на оказание помощи учителям, прежде всего начинающим, в решении учебно-воспитательных задач курса новой истории (1640—1870 гг.). Особое внимание уделено вариантам планирования, отбору материала к урокам, выделению в нем главного, выбору методов и средств обучения. При этом использованы практический опыт и новые данные исторической науки, дидактики и методики обучения.

Пособие написано применительно к учебной программе 1989 г. и учебнику «Новая история» под редакцией А. Л. Нарочницкого, вышедшему первым изданием, в 1987 г. и вторым в 1989 г.

© "Просвещение" Москва 1991 

Авторство: Аверьянов Александр Петрович, Грибов Владлен Самуилович, Козленко Сергей Иванович

Формат: PDF Размер файла: 13.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение 3

Вводное занятие 7

Раздел I. Начало нового времени. Становление капитализма 11

Тема 1. Победа и утверждение капитализма в Англии

Тема 2. Война за независимость американских колоний Англии — первая буржуазная революция в Северной Америке. Образование США .... 28

Раздел II. Утверждение и развитие капитализма. Развитие рабочего движения и возникновение научного социализма

Тема 1. Великая французская буржуазная революция XVIII в

Тема 2. Западная и центральная Европа после французской революции XVIII в. (1794—1815) 78

Тема 3. Национально-освободительные революции в Латинской Америке . . 96

Тема 4. Развитие капитализма в Европе. Первые выступления рабочих как са-мостоятельной политической силы 105

Тема 5. Возникновение научного социализма. К. Маркс и Ф. Энгельс ... 123

Тема 6. Революции 1848—1849 гг. в Европе 148

Тема 7. Образование национальных государств в Италии и Германии . . . 178

Тема 8. Англия в 50—60-е гг * 191

Тема 9. США в первой половине XIX в. Гражданская война — вторая буржуазная революция в США 199

Тема 10. Антиколониальное и антифеодальное движение в странах Азии и Африки 211

Тема 11. I Интернационал (до 1870 г.) 234

Тема 12. Культура XVIII — первой половины XIX в 250

Итоговое обобщение по курсу новой истории (1640—1870) 271

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методическое пособие по новой истории 1640-1870 - 9 класс (Аверьянов, Грибов, Козленко) 1991 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ

Школьный курс истории играет большую роль в духовном развитии учащихся, в выработке у них диалектического мышления, способностей к самостоятельному суждению, в воспитании убежденного, активного гражданина социалистического общества, преданного патриота и интернационалиста.

Курс новой истории 9 класса имеет основополагающее значение для формирования мировоззрения, исторического сознания, умения оценивать явления истории и современности. Изучение главных событий и фактов, причинно-следственных связей между ними, усвоение ведущих идей и понятий этого курса, знакомство с развитием науки и культуры способствуют развитию высоких духовных запросов и эстетических вкусов.

Данное пособие призвано оказывать учителям, прежде всего начинающим, содействие в успешной реализации учебно-воспитательных задач курса. Авторы уделили особое внимание проблемам отбора материала к урокам, вычленения в нем главного, выбора методов и средств обучения. При этом они активно использовали лучший практический опыт и последние данные исторической науки, дидактики и методики обучения.

Пособие написано применительно к учебной программе 1989 г. и к учебнику «Новая история. 1640—1870», вышедшего первым изданием в 1987 г. и вторым в 1989 г.

Учебник нацелен на формирование у учащихся представления о становлении капиталистической общественно-экономической формации, об экономическом и политическом развитии домонополистического капитализма в передовых странах Европы и Северной Америки, о его утверждении в мировом масштабе. Большое внимание уделено развитию рабочего класса, зарождению классовой борьбы, возникновению научного социализма, борьбе угнетенных народов Азии, Латинской Америки и Африки против европейских колонизаторов. Показана также перспектива исторического процесса, в первую очередь при изучении результатов буржуазных революций и первых выступлений пролетариата. В специальной главе дан обзор технических достижений, развития науки и культуры в изучаемый исторический период.

Большая часть вопросов и заданий, помещенных в учебнике, имеет целью закрепление изученного на уроке и при выполнении домашних заданий. Среди них преобладают задания проблемно-поискового характера, нацеленные на развитие мыслительной деятельности. Около трети заданий имеют целью проверку и самопроверку усвоения основных идей и ведущих понятий курса. Часть вопросов и заданий связана с самостоятельным чтением работ и фрагментов из работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, исторических документов. Это направлено на достижение глубокого понимания прочитанного, формирование умений выделять главное, характеризовать события, явления, исторических деятелей; на развитие умений сопоставлять однородные явления, анализировать и систематизировать исторические события, факты, процессы, формулировать выводы; на рационализацию самостоятельной работы с текстом учебника, его документами, картами, схемами, таблицами, диаграммами, иллюстрациями; на работу с контурными картами, использование научно-популярной и художественной литературы.

В методическом пособии содержатся рекомендации по использованию вопросов и заданий, основного текста, документов и иллюстраций, для развития обще учебных и специальных умений и навыков учебного труда.

Между учебником и программой имеются незначительные расхождения. Это оговаривается в пособии. В отдельных случаях авторы предлагают разные варианты планирования учебного материала (по учебнику и по программе). Учителя сами выбирают вариант.

Содержание и структуру пособия авторы строили, исходя из положения об учебной теме и уроке как основе организации изучения курса.

Для тем и уроков определены цели и задачи освоения исторического материала, ведущие идеи и основные понятия, составляющие методологическую основу курса, важнейшие события. Таким образом, на протяжении всего курса последовательно раскрываются закономерности общественного развития, система мировоззренческих идей и понятий, отражающих суть исторического процесса в зарубежных странах в 1640—1870 гг.

Внимание учителей обращается на значение многих вопросов и заданий для раскрытия связей внутри- и межкурсовых, межпредметных, а также связей изучаемых событий с современностью.

Пособие ориентировано на помощь учителям в выборе оптимальных методов и форм обучения, соответствующих конкретным условиям работы.

Методы преподавания призваны способствовать интенсификации учебно-воспитательного процесса, повышению удельного веса творческой познавательной деятельности школьников, создавать атмосферу для свободного обсуждения изучаемых вопросов. В этих целях в пособие включены вариативные рекомендации по планированию тем и уроков и по методам обучения. Последние базируются на различных подходах к использованию основного и дополнительного текстов учебника, его методического аппарата, документов и иллюстраций. Эти рекомендации, как и предлагаемая последовательность этапов уроков, даны для ориентации учителя. Во всех 4

случаях учитель сам решает, как будет строиться урок, какие рекомендации, с какой полнотой будут им использованы.

В пособии рекомендуются методические приемы, направленные на развитие у школьников интереса к истории, на познание ими логики исторического процесса, на побуждение к овладению знаниями сверх очерченных учебной программой. В связи с этим в дополнение к учебнику введен ряд познавательных задач и заданий для самостоятельной работы. Развитию исторического мышления способствуют такие активные формы занятий, как семинары, дискуссии, конференции. Они учат школьников самостоятельно классифицировать исторические факты и явления, связывать их с временными и пространственными границами, переносить приобретенные знания в новую ситуацию, мыслить альтернативно. Соответствующие рекомендации включены в пособие.

Пособие содержит конкретные советы по использованию уроков истории для развития речевых умений школьников, навыков работы с книгой, ориентации в исторической, художественной и справочной литературе, исторических картах, аудиовизуальных средствах. Отсутствие советов по использованию телевизионных передач по школьному курсу истории объясняется ежегодной сменяемостью их программы.

Авторы пособия считают полезным иметь в старших классах тетради по истории и дают рекомендации по их ведению, чтобы они не превращались в конспект учебника.

Пособие содержит также рекомендации по учету и контролю результатов преподавания, по корректированию выявленных в нем недостатков, аргументированию оценок.

В ряде случаев для учителя дается материал, выходящий за рамки программы и учебника. Он полезен для лучшей ориентации в истории той или иной страны, для анализа изучаемых в школе исторических явлений и процессов, конкретизации понятий и закономерностей. Часть этого дополнительного материала может быть использована для удовлетворения повышенного интереса многих учеников к истории.

По каждой теме пособие рекомендует литературу, содействующую полноценной подготовке учителя к уроку.

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧИТЕЛЮ ПО ВСЕМУ КУРСУ

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии (любое издание).

Маркс К. К критике политэкономии (предисловие) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.—2-е изд.—Т. 13.

Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке Ц Там же.— Т. 19. Энгельс Ф. Роль насилия в истории Ц Там же.— Т. 21.

Ленин В. И. Исторические судьбы учения Карла Маркса // Поли. собр. соч.— Т. 23.

Ленин В. И. О праве наций на самоопределение // Там же.— Т. 25.

Ленин В. И. Под чужим флагом // Там же.— Т. 26.

Новая история. Ч. 1. 1640—1870: Учебник для пединститутов/Под ред. А. Л. На-рочницкого.— М., 1986.

Новая история: Первый период / Под ред. Е. Е. Юровской, И. М. Кривогуза, М. Л. Полтавского.— 2-е изд.— М., 1983.

Новая история стран Европы и Америки: Первый период / Под ред. А. В. Адо.— М„ 1986.

История дипломатии.— М., 1959—1979.— Т. 1.

Международное рабочее движение: Вопросы истории и теории.— М., 1976.— Т. 1, 2.

Политические деятели античности, средневековья и нового времени.— Л., 1983. Рабочий класс в прошлом и настоящем.— М., 1983.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей.— М., 1978.—Ч. 1, 2.

Боголюбов Л. Н. Идейное воспитание на уроках истории: Пособие для учителей.—М., 1981.

Методы обучения в современной школе: Сб. статей.— М.» 1983. (Особенно статья «Пути повышения эффективности методов обучения истории», см. с. 57—76.)

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.— М., 1984. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пединститутов.— М.» 1986.

Изучение произведений классиков марксизма-ленинизма на занятиях по гума-нитарным предметам.— М., 1985.

Клокова Г. В. Методика факультативных занятий по истории.— М., 1985.

Полторак Д. И. и др. Методика использования средств обучения в преподавании истории.— М., 1987.

Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения.— М., 1985.

Егоров В. В. Телевидение в школе: Проблемы учебного телевидения.— М., 1982.

Донской Г. М. Задания для самостоятельной работы по новой истории, 9 класс.— М., 1989.

Авторами отдельных тем и уроков являются: А. П. Аверьянов (введение — совместно с В. С. Грибовым; вводное занятие; в разделе II: тема 1; тема 2; урок обобщения; в теме 4 уроки 2 и 3; тема 6; в теме 10 урок 4; итоговое обобщение); В. С. Грибов (введение — совместно с А. П. Аверьяновым; раздел I; в разделе II: тема 3; в теме 4 уроки 1 и 4; тема 5; темы 7—9; в теме 10 уроки 1—3; тема 11); С. И. Козленко (тема 12).

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

На вводное занятие программа рекомендует отвести два урока, однако если учитель вел учеников класса в предыдущие годы обучения, то на него достаточно одного урока. В новом для учителя классе важно выяснить представления школьников об истории вообще, об истории древнего мира и средних веков в зарубежных странах и на территории СССР в частности, об исторических понятиях, о навыках работы с учебником и другими учебными материалами. Тогда на вводное занятие целесообразно отвести два урока.

Задачи вводного занятия: вызвать или возобновить интерес учащихся к изучению истории; разъяснить суть курса новой истории 9 класса, его значение для понимания современности; рассказать об учебнике, вспомогательной литературе и других пособиях по новой истории; объяснить необходимость использования приоб-ретенных в прошлые годы умений и навыков учебного труда для успешного усвоения курса.

Содержание и метод проведения вводного занятия зависит от знания учителем класса. Легче всего его провести в форме беседы, перемежающейся с вопросами к ученикам и чтением «Введения» учебника.

План вводного занятия

1. Что такое история? Почему надо знать историю нашей и других стран?

2. Что было изучено в курсах древней истории и средних веков, в курсе истории СССР?

3. Курсы истории 9 класса; основное содержание курса новой истории.

4. Учебник новой истории 9 класса.

5. Мир к началу новой истории (к середине XVII в.).

Ведущие идеи и понятия, повторяемые на вводном занятии (они известны учащимся из предыдущих курсов истории): человеческое общество, его прогрессивное развитие; производительные силы общества; капиталистические отношения; капитализм; классы и классовая борьба; государство; революция; буржуазная революция; колонии.

Учебные пособия к занятиям: карта мира в середине XVII в. (настенная); цветные карты 2 и 3 атласа учебника новой истории; стенная или начерченная на доске таблица «Основные этапы общественного развития» (воспроизведение таблицы на с. 282 учебника); диафильм «Мир к началу нового времени» (кадры 20—40).

I. Кто-нибудь из учеников наверняка ответит на вопрос о том, что такое история, скажет, что история — это наука, описывающая развитие общественного или природного явления. Необходимо уточнить, что учебный предмет, который для краткости в школьных учебных планах называется «история», есть история человеческого общества, т. е. описание его прошлого, процесса его возникновения и развития. Есть история человечества в целом (всемирная история), история отдельных стран, регионов, народов, отдельных явлений, событий.

Почему надо знать историю своей страны, своего местожительства и историю зарубежных стран? На первый взгляд каждый ученик должен суметь ответить на этот вопрос. Однако это далеко не так. Многие ничего вразумительного об этом сказать не могут. Учитель должен восполнить этот пробел. Во-первых, объяснить, что каждый человек любой страны, чтобы сознательно жить, работать, общаться, творить сообща с другими, должен знать хотя бы в общих чертах законы развития общества, а также прошлое всего человечества, других стран и подробнее — своей страны. Знание прошлого освещает путь вперед. Не знающий истории человек подобен слепцу, который ценой ушибов и увечий движется с большим трудом по пересеченной местности. Во-вторых, сознательный гражданин должен разбираться в текущих событиях внутренней и международной жизни, понимать сообщения средств массовой информации, чему способствует знание истории.

2. Для последующего развития вводного занятия ученики изучают таблицу «Основные этапы истории общественного развития», помещенную в учебнике на с. 282 (подобная таблица может быть вывешена в классе), отвечают на вопрос: каковы были основные черты первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального строя. Можно ограничиться общими ответами, например: в первобытном обществе люди занимались собирательством, охотой, появились зачатки скотоводства, земледелия и ремесла; жили люди небольшими общинами, родами; позже появились более крупные племена. Внутри общины существовала общая собственность на землю и орудия производства. В первобытном обществе постепенно возникло неравенство, появились вожди, священнослужители, воины.

В рабовладельческом обществе значительно развились земледелие, скотоводство, ремесла. Общество разделилось на два основных класса — рабовладельцев и рабов; выросло количество воинов и священнослужителей; возникли государство и обширная прослойка государственных служащих. Ученики вспомнят рабовладельческие государства, которые они изучали в курсах истории древнего мира и истории СССР.

О феодальном строе можно только упомянуть, поскольку о нем будет подробный разговор во время изучения истории английской и Великой французской буржуазных революций.

Хронологические рамки древней истории и истории средних веков даны в таблице (с. 282 учебника).

В этой части занятия ученики читают в учебнике раздел «Этапы прогрессивного развития общества» (с. 6—7), отмечают это понятие и понятие «производительные силы общества».

3. Спросив учащихся о том, что такое капиталистические отношения, о которых они знают из курсов истории средних веков и истории СССР, учитель говорит о двух курсах истории 9 класса, предлагает прочитать напечатанные полужирным шрифтом на с. 7— 8 учебника положения об основном содержании и хронологических рамках новой истории (см. таблицу на с. 282), о ее периодах.

Если позволит время, учитель напомнит о назревании в передовых странах Европы в конце средневековья условий для перехода от феодализма к капитализму, о буржуазной революции в Нидерландах XVI в. (см. соответствующий раздел на с. 7—8 учебника).

4. Рекомендуется рассказать об учебнике по новой истории под редакцией академика А. Л. Нарочницкого. Внимательное чтение оглавления (названий глав) дает первое представление о его содержании. Основное в нем — история: а) буржуазных революций в Англии, Франции, странах Центральной Европы и Северной Америки, приведших к замене в них феодального строя капиталистическим; б) рабочего движения и возникновения научного социализма; в) национальной освободительной борьбы народов Латинской Америки, Азии и Африки против европейских колонизаторов.

В главе XIV дается краткий обзор развития науки, техники, естествознания, литературы и искусства.

В тексте учебника выделены жирным шрифтом подлежащие запоминанию основные даты, имена исторических деятелей, географические названия. Основные даты помещены на форзацах учебника и в синхронистической таблице на с. 276—281.

Для понимания сущности и значения исторических фактов, событий, явлений и процессов большое значение имеет усвоение понятий, напечатанных курсивом и объясненных там, где они изложены впервые. Документы и материалы рекомендуется читать там, где на них даны ссылки в тексте.

В учебнике широко используются отрывки из произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Их надо читать особенно внимательно.

Почти перед каждым параграфом даны вопросы и задания, цель которых — вспомнить ранее изученное. Ответив или выполнив их, будет легче связать вновь изучаемые исторические факты и явления с ранее изученным, легче понять развитие исторического процесса. Вопросы и задания, помещенные в конце параграфов и глав, помогут повторить изученное на последнем уроке или по всей последней теме, выполнить домашнее задание.

Каждый упомянутый в тексте историко-географический пункт надо найти на цветной или текстовой карте. Приступая к чтению карты, полезно изучить ее легенду. Объяснение всем непонятным словам и терминам надо находить в словаре. Иллюстрации следует рассматривать повнимательнее. Они, как правило, взяты из современных источников и поэтому дают образное представление об упоминаемых фактах и событиях.

Тем, кто особенно интересуется историей, поможет список научно- популярной и художественной литературы на с. 283—286.

Необходимо сказать учащимся, что, читая учебник, отвечая на вопросы, выполняя задания, надо помнить советы, которые давались в предыдущих классах о том, как лучше, с наибольшей пользой читать книги по истории, отмечать, запоминать, а если нужно, то и записывать главное, наиболее существенное; анализировать и сопоставлять события, явления и причины действия народных масс и отдельных исторических личностей, изучаемых в истории разных стран и периодов.

5. В конце вводного занятия учитель делает обзор «Мир к началу новой истории», для которого раскрывается содержание настенной карты и карт Xs 2 и 3 цветного атласа учебника. На первой из них четко обозначены европейские и азиатские государства, а также охватывавшие несколько континентов территории Российского государства и Османской империи, колонии Испании, Португалии, Нидерландов, Англии и Франции. Попутно объясняются понятия «колония» и «метрополия», упоминается борьба порабощаемого населения с колонизаторами (см. на с. 8 учебника раздел «Колониальные захваты»). На карте Xs 3 показаны территории Германии и Италии, раздробленные на многочисленные мелкие государства.

Предложив учащимся прочитать третий абзац с. 7 учебника, учитель еще раз повторяет, что тогда существовало одно раннебуржуазное государство — Нидерланды (Голландия), в феодальных государствах Азии и Северной Африки сохранились пережитки рабства, первобытнообщинным строем жили коренные жители Центральной и Южной Африки, азиатского Севера, островов Океании.

Раздел I. I НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ. СТАНОВЛЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА

Тема 1. ПОБЕДА И УТВЕРЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА В АНГЛИИ

В советской историографии английская буржуазная революция рассматривается как рубеж, отделяющий новое время от средневековья. Будучи первой революцией «европейского масштаба» (К. Маркс), она отразила потребности не только развития Англии, но еще более «...потребности всего тогдашнего мира...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.—2-е изд.— Т. 16.— С. 115). Эти два положения определяют место и роль данной учебной темы в курсе новой истории 9 класса.

Задачи изучения темы состоят в том, чтобы на фактическом материале из истории революции XVII в. в Англии заложить фундамент усвоения и осознания учащимися ряда важнейших закономерностей и основных понятий, прежде всего: производительные силы и производственные отношения; промышленный переворот; основные черты капиталистического строя; революция — коренной переворот в жизни общества; буржуазная революция; английская буржуазная революция — начало исторической эпохи капитализма; революционная ситуация; вопрос о власти — главный вопрос революции; буржуазное государство; парламентская монархия.

На изучение темы рекомендуется отвести четыре урока. Материал по урокам можно распределить по-разному. Один из вариантов — по §§ 1—4 учебника. Другой вариант (по нему строятся приводимые ниже поурочные рекомендации):

Урок 1. Причины и начало революции в Англии.

У р о к 2. Гражданская война.

У р о к 3. Значение английской буржуазной революции.

У р о к 4. Начало промышленного переворота в Англии.

В данном варианте возможны некоторые изменения в. распределении материала по урокам, о чем будет сказано во введении к уроку 3.

Из практики известен еще один вариант. Изучение нового материала проводится на трех уроках: уроки 1 и 2— английская буржуазная революция, ее результаты и значение; урок 3— начало промышленного переворота; урок 4 используется для углубления и закрепления ведущих идей и основных понятий, на базе которых строится изучение исторических событий нового времени.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Маркс К., Энгельс Ф. Рецензия на книгу Гизо «Почему удалась английская революция? Рассуждение об истории английской революции» Париж. 1850// Соч.— 2-е изд.— Т. 7.— С. 218—223.

Энгельс Ф. Введение к английскому изданию «Развитие социализма от утопии к науке» Ц Там же.— Т. 22.— С. 294—320.

Маркс — Энгельсу: (Письмо), 28 января 1863 г. // Там же.— Т. 30.— С. 260—265.

Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Там же.— Т. 2.— С. 271 — 517

Б а р г М. А. Кромвель и его время.— М., 1960.

Вертинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI—XIX вв.— М., 1984.

Ерофеев Н. А. Промышленная революция в Англии.— М., 1963.

Лавровский В. М., Барг М. А. Английская буржуазная революция.— М., 1958.

Павлова Т. А. Кромвель.— М., 1980.

Павлова Т. А. Повесть о Джерарде Уинстенли.— М., 1985?

Средства обучения: карта «Европа в начале нового времени»; транспаранты «Причины английской буржуазной революции», «Результаты английской буржуазной революции»; диафильм «Английская буржуазная революция XVII в.».

Урок 1. Причины и начало революции в Англии

На уроке раскрываются и анализируются такие важные стороны революции, как ее предпосылки, причины и задачи, характер и движущие силы.

Учитывая важность для успеха последующей учебной работы, грамотного использования источников знаний, рекомендуется на этом уроке уделить специальное внимание некоторым умениям работы с текстом учебника, таким, как выделение главного, использование иллюстраций, методического и справочного аппарата.

План изучения нового материала

1. Феодальные порядки и развитие капиталистических отношений накануне революции.

2. Причины революции.

3. Начало революции.

4. Задачи революции, ее характер, движущие силы.

Ведущие идеи и основные понятия: феодально-абсолютистский строй — оковы для нарождающихся капиталистических отношений; противоречия между феодальными порядками и потребностями капиталистического хозяйства; буржуазные революции ведут к замене феодального строя капиталистическим; движущие силы революции.

Важнейшие события: 1640 г.— начало английской буржуазной революции; 1640—1653 гг.— деятельность Долгого парламента.

Во вступительной части учитель объявляет название всей темы и в ходе беседы помогает учащимся вспомнить: какую буржуазную революцию они изучили в курсе истории средних веков (нидерландская буржуазная революция, 1566—1609 гг.); почему эта революция 12

называлась буржуазной (она была направлена против феодального строя, тем самым расчищала путь для буржуазного, капиталистического развития); что такое революция в обществе (социальная революция — переворот в жизни общества, который приводит к смене одного строя другим). (См.: Агибалова Е. В., Д опекой Г. М. История средних веков: Учебник для 6 класса средней школы.— М., 1989.— §§ 52, 53.)

В данном случае можно ограничиться только напоминанием о содержании названных понятий для обеспечения осознанного восприятия событий английской буржуазной революции.

Полезным также будет краткое обсуждение вопроса о том, почему первая по времени буржуазная революция изучается в курсе средних веков, охватывающем эпоху господства феодальных отношений, а не в курсе новой истории, который рассматривает утверждение и развитие капитализма. Такое обсуждение (нидерландская буржуазная революция принесла результаты только самим Нидерландам, точнее — только Северным Нидерландам) позволит дать пред-варительное представление о значении английской буржуазной революции: ее размах и глубокое содержание принесли исторически прогрессивные результаты не только самой Англии. Такое представление стимулирует интерес и внимание к изучению ее истории. Затем объясняются тема урока и его задачи.

Повсеместное распространение получила практика предварительной записи на классной доске темы урока и плана, а также заполнение специальных планшетов «Понятия» и «Важнейшие события». Мы считаем более целесообразным заполнять планшеты и работать с планом (включая запись его в тетради) по ходу изучения. Можно рекомендовать следующую последовательность организации этой работы. Поначалу по указанию учителя делается запись каждого из вопросов плана после изучения соответствующей части материала. Затем — просьба к учащимся самим сформулировать как вопрос плана изученную часть материала. Позже — задание учащимся самостоятельно, на черновике, составить план изучаемого материала и после коллективного обсуждения записать его в тетради. Последовательно же идет переход от простого плана к сложному. Темпы движения зависят от начального опыта, уровня подготовленности учеников. Возможен и дифференцированный подход к учащимся.

Это не исключает случаев предварительного ознакомления учеников с планом изучения нового материала. Так, при формах, близких к лекционной, при некоторых видах самостоятельной работы такое ознакомление просто необходимо.

Различные содержательные записи в тетрадях должны вестись не отдельно от плана, а под соответственными его вопросами и подвопросами.

1. Первый вопрос может быть рассмотрен в форме рассказа учителя с элементами беседы.

Указав на господство феодальных отношений в Англии начала

XVII в., учитель убеждается, что ученикам известны основные признаки феодального строя.

Раскрываются экономические предпосылки революции. В начале XVII в. Англия достигла значительных успехов в развитии промышленности и торговли. Так, к середине века в стране добывалось около 80% европейского угля (около 3 млн. т); Англия стала основным поставщиком некрашеных сукон на европейские рынки; заморская торговля за 40 лет возросла в 2 раза. Основой экономического прогресса явилось развитие капиталистической мануфактуры. Здесь учитель просит учащихся дать характеристику данной формы производства. Важным фактором явилось проникновение капиталистических элементов в деревню, становление капиталистических арендаторов и сельских рабочих-батраков.

Далее в ходе беседы выясняется, каким образом феодальные порядки (абсолютизм, налоговая политика королей, цеховые регламенты, феодальная зависимость крестьянства) становились все большим тормозом развития капиталистической мануфактуры на пути свободной конкуренции и свободного предпринимательства.

Опорой английского абсолютизма была государственная англиканская церковь. Поскольку она и в наши дни играет в жизни Англии видную роль, целесообразно сообщить учащимся о ней краткие сведения. Англиканская церковь возникла в период Реформации XVI в. Это одна из протестантских церквей. Ее культ и органи-зационные принципы ближе к католической церкви, чем у других протестантских церквей. Главой ее является король. Два архиепископа (Кентерберийский и Йоркский) и 24 епископа являются членами палаты лордов.

Штурм абсолютизма в Англии начался с атаки на его идеологию, этику и мораль, которые воплотились в англиканстве. Борьба против государственной церкви, религиозная борьба стала идеологической драпировкой ее классовых и политических целей. К. Маркс писал, что «Кромвель и английский народ воспользовались для своей буржуазной революции языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого завета» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 8.— С. 120). Антиангликанская идеология (пуританизм) на первом этапе революции сплотила все течения религиозной и политической оппозиции абсолютизму.

Английская буржуазная революция была последним революционным движением в Европе, проходившим под средневековым знаменем религиозной борьбы.

В этой же части урока учащиеся должны получить ясное представление о классовой структуре английского общества в XVII в. Целесообразно сделать запись о классах и социальных группах, сопровождая ее краткой характеристикой каждого класса и социальной группы. Здесь же уместно закрепить понимание сущности обще-ственного класса. В готовой записи можно предложить учащимся выделить подчеркиванием классы (неподчеркнутыми окажутся социальные группы). Запись рекомендуется оформить как часть табли- 14

Таблица

Расстановка классовых сил в английской буржуазной революции (сторонники революции — <+>; противники революции цы, заполнение и анализ которой будут продолжены на следующих уроках.

Приведем вариант такой заполненной таблицы. На данном уроке заполняется только первая графа.

Обращаем внимание учителя на точное, локальное значение названия «Англия», обозначающего среднюю и южную часть острова Великобритания,— в отличие от распространенного широкого символа этого названия, употребляемого для обозначения всего государства.

2. Учитель рассказывает о складывании в Англии революционной ситуации (сам термин «революционная ситуация» еще не вводится: опыт показывает, что это целесообразнее сделать при изучении истории Великой французской революции XVIII в.).

В отличие от предыдущей династии (Тюдоров), Стюарты, утвердившиеся на английском престоле (с 1603 г.) в период кризиса и разложения абсолютизма, перешли к режиму открытой диктатуры, вступив в острый конфликт с парламентом. Постановкой вопросов учитель напоминает основные данные о парламенте: представительное учреждение, впервые в Англии и образованное в XIII в. Название — от французского слова parler («парле» — говорить). Состоял из двух палат: верхней — палаты лордов, ее члены назначались королем пожизненно, с вечным наследованием, и нижней — палаты общин, члены которой избирались (первоначально по два дворянина от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города). Парламент являлся органом сословного представительства и главным образом выдавал королю формальное разрешение на сбор

налогов. До революционных событий реального значения деятельность парламента не имела.

Отражая назревший к началу XVII в. социально-экономический конфликт, палата общин оказывала ожесточенное сопротивление королю в праве собирать налоги, выражала возмущение внешней политикой (политикой союза с Испанией, которую буржуазия рассматривала как главного врага для развития английской торговли и колониальных захватов). Яков I Стюарт (1603—1625) трижды разгонял парламент, пытался пополнить казну «внепарламентскими путями» (введение новых налогов, взыскание старых феодальных повинностей, торговля титулами, должностями и т. п.). Политика Карла I (1625—1649) еще более обострила конфликт короны с парламентом. Попытка последнего пресечь королевский произвол (так называемая «Петиция о праве», 1628) вызвала разгон парламента и беспарламентное правление (1629—1640). Политика короля в этот период привела к росту недовольства и возмущения внутри страны и усиленной эмиграции наиболее предприимчивых элементов за океан, в Северную Америку. Провалом закончилась и политика Карла I, направленная на ограбление и усиление зависимости Ирландии и Шотландии. Шотландская армия нанесла поражение королю (1638). Происходившие в 20-е и 30-е гг. крестьянские и городские волнения и открытые восстания ускорили начало рево-люции.

Сообщаемые учителем факты подводят учащихся к осознанию причин революции, суть которых сформулирована в учебнике на с. 10 и 11 (см. полужирный курсив).

3. Изучение начала революции можно провести в форме самостоятельной работы учащихся с текстом учебника (с. 11) и беседы, в ходе которой закрепляется понимание смысла и значения событий 1640—1642 гг.

Эту же работу целесообразно использовать для формирования навыков внимательного, вдумчивого чтения, развития любознательности и стремления добраться до сути. Приведем в связи с этим некоторые примеры и рекомендации.

Обычный после самостоятельного чтения вопрос учителя — «Все ли понятно?» и обычный ответ — «Все1». В этом «все» стоит разобраться, показать учащимся некоторую их самонадеянность.

Почему о законе, лишившем короля права распускать парламент, говорится как об имевшем наиважнейшее значение? Какие явления прошлого стоят за этим законом? Кстати, название Долгого парламент получил не после 1653 г., а гораздо раньше. Дело в том, что 13 апреля 1640 г. Карл I созвал парламент, чтобы добиться субсидий для ведения Шотландской войны. Но парламент оказался несговорчивым — и через 22 дня (5 мая) он был распущен. В истории он остался под названием Короткого.

Дальше. Почему король был вынужден утвердить решения Долгого парламента? Почему он так стал бояться народных масс? Здесь уместно привести запись одного современника революции: 16

«Когда что-либо предполагалось в палате общин и думали, что лорды будут препятствовать этому или король не даст на это согласия, около парламента постепенно собиралась толпа и требовала такого решения, которое ей было внушено» (цит. по: Хрестоматия по новой истории. Ч. 1. 1642—1870.— М., 1958.— С. 12).

А что это за «лондонская милиция»? Этот вопрос правомерен, поскольку для учащихся «милиция» — это административно-исполнительный орган, охраняющий порядок (полиция). Речь же в учебнике идет о войске палаты общин, вооруженном народе, народном ополчении (от лат. militio — войско).

Наконец, разве не интересно узнать, что кроется за четырьмя всего словами «первый министр был казнен»? Хотите услышать? Послушайте. Речь идет о Томасе Уэтуорте (1593—1641), графе Страффорде, лорде-наместнике (вице-короле) Ирландии (с 1632 г.), одном из ближайших советников Карла I. Страффорд происходил из богатой семьи джентри. В 1614 г. был избран в палату общин (от графства Йоркшир). В 20-е гг. стал одним из лидеров парламентской оппозиции, но скоро вступил в конфликт с другими ее лидерами и от оппозиции отошел. В конце 20-х гг. перешел на службу к королю, получил титул барона, а затем (в 1640 г.) и графа, занял видное положение в правительстве. Будучи лордом-наместником Ирландии, готовил там армию для подавления крестьянского и национального движения в Ирландии и оппозиции в Англии. После отказа палаты лордов (выполняющей функции высшего суда) осудить Страффорда по обвинению в государственной измене палата общин, поддержанная мощными выступлениями народных масс Лондона, приняла специальный закон, позволявший судить лорда в чрезвычайном порядке. 12 мая 1641 г. Страффорд был казнен. Процесс над ним и казнь были важными вехами первого этапа революции.

Мы привели лишь несколько фрагментов возможной беседы после самостоятельного прочтения учащимися текста учебника. Подобная работа и на последующих уроках будет стимулировать обращение учеников к словарям, энциклопедиям, к дополнительной литературе, будет способствовать формированию культуры чтения и, конечно, глубокому знанию истории.

4. Последняя часть урока проводится как повторительно-обоб- щающая беседа. В ходе ее отчетливо формулируются: цель и задачи революции; ее характер, определяемый целью революции; движущие силы, заинтересованные в решении задач революции, двигающие революцию к победе.

Задание на дом: прочитать три первых раздела § 1 (с. 9— 11) и подготовить ответы на вопросы 1—4 «Вопросов и заданий» к § 1 (с. 14).

Целесообразно на этом же уроке поручить одному или нескольким ученикам подготовку для урока 4 сообщения о технических изобретениях, обеспечивших переход от мануфактуры к фабрике. Наряду с материалом из § 3 учебника (с. 22—24) для подготовки сообщений можно рекомендовать: Маркс — Энгельсу: (Письмо), 28 января

1863 г. // Соч.—2-е изд.— Т. 30.— С. 260—265; Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI—XIX веков.— М., 1984.—С. 152—155, 158—159, 177—178, 193—196; Боголюбов А. Н. Творения рук человеческих: Естественная история машин.—М., 1988,—С. 31—32, 33—34, 36—38.

Урок 2. Гражданская война в Англии

На базе материала о развитии революции рассматриваются формы и методы борьбы, роль в ней народных масс и изменение позиции буржуазии по мере усиления размаха революционного движения.

На уроке продолжается работа по формированию навыков использования исторических карт и документов.

План урока

1. Повторение материала о причинах и характере революции.

2. Изучение нового материала:

2.1 — история гражданской войны;

2.2 — роль О. Кромвеля и армии «нового образца» в борьбе против королевских войск;

2.3 — политика парламента;

2.4 — движение народных масс и провозглашение республики;

2.5 — политика парламента в 1649—1653 гг.

3. Задание на дом.

Ведущие идеи и основные понятия: гражданская война — вооруженная борьба между враждебными классами общества; революционная армия; ограниченная монархия; республика.

Важнейшие события: 1642—1646 гг.— гражданская война в Англии (первая); 1645 г., июнь — битва при Нейзби; 1649 г.— казнь короля и провозглашение республики.

1. Урок начинается с повторения, которое служит базой для изучения нового материала. Повторение может быть построено по вопросам 2, 3 и 4 «Вопросов и заданий» к § 1. Непосредственный переход к новому материалу обеспечит рассказ ученика о главных событиях 1640—1642 гг., прежде всего о мероприятиях Долгого парламента.

2.1. Рассмотрение хода всей (первой) гражданской войны можно провести путем анализа настенной карты, дублируемого анализом карты на с. 2 «Атласа новой истории. 8 класс» (М., 1987). При отсутствии атласа ученики пользуются картой на с. 12 учебника. Учитель обращает внимание на то, что историческая карта при вни-мательном ее прочтении может служить надежным и достаточно полным источником знаний.

Анализ карты начинается с вычленения частей (национальных областей) острова Великобритания — Англии, Уэльса, Шотландии и острова Ирландия.

Затем выделяются районы сельскохозяйственного производства

капиталистического типа и отсталого сельского хозяйства, а также главные центры мануфактурного производства. Это, в частности, объяснит, почему именно на север бежал король, почему именно на севере и западе находил он поддержку.

Далее, используя обозначенные на карте территории, в разное время находившиеся под властью парламента и короля, а также места сражений (в хронологическом порядке), учитель коротко описывает ход всей (первой) гражданской войны. Особо выделяется битва при Нейзби. Эту битву ученики могут изучить и самостоятельно по картосхеме на с. 14 учебника и документу к § 1 (с. 13—14); для этого надо выделить специальное время.

Анализ по карте хода гражданской войны завершается беседой, в ходе которой закрепляется понимание учащимися сущности гражданской войны как вооруженной борьбы между враждебными друг другу (антагонистическими) классами.

Выше говорилось о войне 1642—1646 гг. как о первой гражданской. Дело в том, что весной 1648 г. вспыхнула так называемая вторая гражданская война. Решительная победа над сторонниками короля — роялистами (от франц, roi — «руа», король) была одержана 17—19 августа того же года в битве при Престоне (графство Ланкашир).

2.2. Вопрос о роли Оливера Кромвеля и армии «нового образца» в борьбе против королевских войск может быть рассмотрен на основе текста учебника (с. 12—13).

Личность Кромвеля достаточно интересна, колоритна, и хорошо, если учитель сможет дать дополнительные о нем сведения. Их можно почерпнуть из рекомендованной литературы.

Внимание учащихся обращается на помещенный в учебнике (с. 13) портрет. Это воспроизведение портрета, написанного в 1650 г. английским художником Робертом Уокером. Кромвель изображен в возрасте 51 года. По описаниям современников, Кромвель был энергичным человеком среднего роста, крепкого телосложения, с некрасивым, всегда несколько красноватым, как бы обветренным лицом. У него был резкий голос, речь его была пылкой и убедительной. Отличался он глубокой религиозностью.

Некоторое представление о характере Кромвеля дает отрывок из его письма (август 1643 г.), когда Кромвель и его сторонники требовали создания революционной боеспособной армии. К этому времени слабость парламентской армии обнаружилась полностью. Адресуясь к комитету графства Сэффолк, Кромвель писал:

«Поторопитесь с созданием вашей кавалерии. Будьте особенно осторожны при назначении кавалерийских капитанов^

Если вы выберете благочестивых честных людей кавалерийскими капитанами... за ними последуют другие честные люди, и они смогут поднять таких людей. Я бы предпочел простого офицера, вышедшего из нижних чинов, лишь бы он знал, за что он сражается и сочувствует этому делу, чем такого, кого вы называете джентльменом и у которого нет больше никаких других достоинств» (цит.

по: Хрестоматия по новой истории. Ч. 1. 1642—1870.— М.» 1958.— С. 13).

Среди военачальников революционной армии было немало та* лантливых и верных идеям революции выходцев из среды мелкой буржуазии и простолюдинов. Так, известными полковниками были Прайд — извозчик (о нем сказано в §2 учебника), Хьюсон — сапожник, Рейнсборо — шкипер. При характеристике армии «нового образца» как армии подлинно революционной важно указать, что в нее призывались добровольцы из крестьян, ремесленников, мелких торговцев. Насчитывавшая вначале 22 тыс. солдат, она быстро достигла численности в 70 тыс.

О судьбе короля: летом 1646 г., потерпев поражение, он бежал к шотландцам. Но те выдали его за денежный выкуп парламенту.

2.3. На данном этапе урока целесообразно разобраться в позиции классов и отдельных социальных групп в период до победы над королем. Итоги беседы по этому вопросу фиксируются в графе 2 таблицы «Расстановка классовых сил...».

Далее учитель называет и комментирует основные мероприятия Долгого парламента, показывает их преемственность с мероприятиями 1640—1642 гг.

В подтверждение слов учебника о том, что почти все конфискованные в ходе войны земли были скуплены буржуазией и джентри, можно привести следующие данные. Из общего числа покупателей этих земель 38,3% составляли лондонские банкиры, купцы и мастера; 20% — офицеры; 17,5% — новое дворянство и частично аристократия; 13% — провинциальные купцы. Остальные 11,2% составляют чиновники (4,6%), арендаторы земель (4,2%) и пр. (см.: Архангельский С. И. Аграрное законодательство английской революции. 1649—1660.— М.; Л., 1940.— С. 255).

Здесь же подчеркивается классовый характер политики парламента, игнорировавшего интересы тех, чьими руками буржуазия и джентри завоевали политическую власть. Эта политика привела к расслоению революционного лагеря.

2.4. Теперь борьбу за дальнейшее развитие революции продолжали народные массы. Банкиры, торгово-промышленная буржуазия, большая часть средних буржуа и джентри, считавшие революцию завершенной, увидели в движении народных масс опасность своим завоеваниям. Таким образом, буржуазия и джентри становятся силой, вставшей на пути развития революции, становятся силой контрреволюционной. Этот факт также фиксируется в таблице «Расстановка классовых сил...» в графе 3.

Учитель рассказывает о левеллерах. При этом отмечается объективно обусловленная буржуазная ограниченность идей Лильберна, их непоследовательность. Последнее отчетливо проявилось в игнорировании интересов крестьян, на которых по-прежнему давил гнет феодальных повинностей. Тем не менее’по достоинству должна быть оценена прогрессивность и широта взглядов Лильберна, пропаганди- 20

ровавшего в пору абсолютизма идеи равенства и естественных прав человека.

Нас. 15 помещена репродукция гравированного портрета Джона Лильберна (1618—1657) (один из оттисков гравюры находится в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Эта гравюра была сделана по случаю освобождения Лильберна из тюрьмы осенью 1649 г. Суд (25—26 сентября 1649 г.) неожиданно превратился в триумф Лильберна. Умело ведя свою собственную защиту, он воспользовался отсутствием конкретных обвинений. Когда присяжные объявили, что он невиновен, публика встретила его длительными и шумными овациями. Хотя фактически Лильберна освободили лишь через несколько дней, а из зала суда увели обратно в Тауэр, в Лондоне в этот вечер была устроена иллюминация, народ ликовал, радуясь оправданию «честного Джона».

Портрет изображает Джона Лильберна стоящим перед барьером в зале суда, видимо, в момент произнесения защитительной речи. Художник передал убежденность Лильберна в своей правоте и решимость эту правоту отстаивать. Лильберн одет в форму кавалерийского офицера. На нем темная куртка с кружевными воротником и манжетами, короткие, до колен штаны с нашивками и сапоги со шпорами. В руках Лильберн держит книгу с одним из своих памфлетов.

В верхней части гравюры помещено изображение обеих сторон серебряной медали, отлитой в память оправдания Лильберна. На лицевой ее стороне (слева), вокруг портрета Лильберна, написано: «Джон Лильберн, освобожденный властью бога и добросовестностью своих присяжных, которые являются судьями закона так же, как и факта. Октябрь. 26.1649»; справа воспроизведена оборотная сторона медали с надписью «Имена судей жизни и смерти» и перечислением имен присяжных; в центре — изображение распустившейся розы.

Раскол в лагере революции вылился поначалу в конфликт между парламентом и революционной армией. Решительная позиция поддержанной народом армии сорвала попытку сговора умеренной части парламента с королем. Революция достигла высшей точки. Англия стала республикой.

Приведем Акт об объявлении Англии Республикой (от 19 мая 1649 г.): «Объявляется и утверждается ныне существующим парламентом, что народ Англии и всех принадлежащих ей владений и территорий есть и будет... Республикой и свободным государством, и что отныне он будет управляться как Республика и свободное государство верховной властью английской нации, представителями народа в парламенте и теми, кого они назначат и определят как подчиненных им должностных лиц и чиновников ко благу народа и без какого бы то ни было короля и палаты лордов» (цит. по: Хрестоматия по новой истории. Ч. 1. 1642—1870.— М., 1958.— С. 19).

2.5. Стоявшие у власти буржуазия и новое дворянство не провели дальнейших демократических преобразований: не дали поли

тических прав народу, не реформировали избирательной системы в духе требований левеллеров. Республика не стала демократической. Вся политика проводилась в интересах двух классов-союзников. Буржуазно-дворянская сущность республики обнаженно проявилась в окончательном завоевании Ирландии, а затем и Шотландии. Материал об этих завоеваниях ученики могут рассмотреть самостоя-тельно дома. Учитель обратит их внимание на вывод о перерождении армии «нового образца» (с. 18).

3. Задание на дом: повторить материал разделов 4 и 5 § 1 (с. 11—13) и разделов 1—4 § 2 (с. 15—18). Подготовить ответы на вопросы 6, 7 и 10 «Вопросов и заданий» к $ 1 и вопросы 1—3 к § 2.

Урок 3. Значение английской буржуазной революции

На уроке рассматриваются события 1653—1689 гг. и анализируется историческое значение революции. Сопоставление задач и реальных результатов революции, повторение основных факторов, отражающих расстановку классовых сил в разные ее периоды, оценка политики господствующих классов должны подвести учащихся к осознанию сущности закономерностей исторического развития, проявившихся и отразившихся в изученных событиях.

План урока

1. Повторение: содержание и значение событий революции до 1653 г.

2. Изучение нового материала:

2.1 —военная диктатура Кромвеля;

2.2 — парламентская монархия;

2.3 — результаты и значение английской буржуазной революции.

Строго говоря, события 1653—1689 гг. хронологически выходят за рамки английской буржуазной революции. Поэтому не исключается возможность рассмотрения вопросов 2.1 и 2.2 после анализа значения революции. Еще лучше — рассмотреть эти (2.1 и 2.2) вопросы на следующем уроке, вместе с материалом первых трех разделов § 3. Правда, практически это можно сделать при условии, что для изучения темы «Начало промышленного переворота» (материал, изложенный в разделе 4 § 3 и в § 4) есть возможность выделить в ней отдельный, дополнительный урок 5. Учитывая перспективную значимость материала данной темы, а также несколько сниженную в первые недели учебного года интенсивность работы учеников, мы настоятельно рекомендовали бы учителю такую возможность изыскать.

Ведущие идеи и основные понятия: протекторат; военная диктатура; реставрация; ограниченная (конституционная) монархия; незавершенная буржуазная революция.

Важнейшие события: 1653—1658 гг.— протекторат Кромвеля; 1660—1688 гг.— реставрация Стюартов; 1689 г.— принятие Билля о правах.

1. В ходе повторения учитель просит учеников: 1) охарактеризовать расстановку классовых сил в революции. Это можно сделать, в зависимости от подготовленности того или иного школьника, пользуясь готовой таблицей в тетради, либо без таблицы, либо предварительно написав эту таблицу на доске; 2) рассказать о ходе и событиях гражданской войны. Кроме того, один из учеников, по желанию, может отдельно рассказать о битве при Нейзби; 3) рассказать о событиях после окончания гражданской войны и дать им классовую характеристику. Это могут последовательно сделать несколько учеников, охватив в своих сообщениях движение народных масс, установление республики и завоевание Ирландии и Шотландии.

Подытоживая состоявшееся повторение, учитель обратит внимание на обострение классовых противоречий в революционном лагере по мере развития революции, а также на проявления этого обострения, связанные со стремлением буржуазии и нового дворянства закрепить и использовать в своих классовых целях политическую власть. Эти события подкрепляют положение о том, что главным вопросом революции является вопрос о власти.

2.1. Рассказывая о событиях, приведших к установлению протектората Кромвеля, учитель выделяет два обстоятельства: 1) переворот 1653 г. был контрреволюционным, он положил конец республике и революции; 2) режим протектората представлял собой военную диктатуру, т. е. неограниченную власть ставленника буржуазии и дворянства, опиравшегося на военную силу.

Сам себя Кромвель называл «констеблем (полицейским) всей страны». Англия была разделена на военные округа во главе с генералами.

Годы протектората не принесли ни политической, ни социальной стабильности. В кругах джентри и буржуазии многие стали склоняться к монархии. В ней они видели более эффективное орудие укрощения народных масс, прочную защиту своего положения. Развитие контрреволюции вело к реставрации монархии.

2.2. Карл II согласился санкционировать основные завоевания буржуазной революции. Однако на деле он скоро обнаружил стремление к абсолютистской политике. Начались репрессии и казни участников революции (поруганию подверглись останки Кромвеля). Политическая реакция, беспринципная внешняя политика, роскошь и развлечения «веселого короля» вызвали кризис в стране, привели к объединению партий и группировок буржуазно-дворянского союза, на противоречиях которых играл Карл II. Кризис усилился, когда на престол вступил католик Яков II (1685 г.).

В 1688—1689 гг. произошел практически бескровный переворот (в английской буржуазной историографии эти события получили название «Славной революции»), окончательно утвердивший власть буржуазии и нового дворянства.

Принципы взаимоотношений нового короля Вильгельма III и парламента были зафиксированы в «Билле о правах» (октябрь 1689 г.). Его статьи четко устанавливали конституционные гарантии

власти парламента. «...Все, что Их Величествам благоугодно и на что они изъявили согласие,— говорилось в этом законе,— должно быть объявлено, узаконено и установлено властью настоящего Парламента... И это объявляется, узаконяется и устанавливается Их Величествами с совета и согласия духовных и светских лордов и общин, собранных в том Парламенте и властью их же» (Конституции буржуазных государств Европы.— М., 1957.— С. 181).

«Билль о правах» заложил правовые основы конституционной монархии, т. е. буржуазной государственности, которая и начала оформляться в Англии в результате революции середины XVII в.

При необходимости учитель пояснит, что, в отличие от большинства имеющих конституции государств, в Великобритании роль конституции (основного закона) выполняет не один законодательный акт, а совокупность нескольких: «Великая хартия вольностей» (1215 г.), «Билль о правах» (23 октября 1689 г.), «Акт о дальней-шем ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного» (1701 г.), «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (1679 г.), «Акт о Парламенте» (1911 г.), «Вестминстерский статут 1931 г.», «Акт о постановлениях, изданных во исполнение статусов» (1946 г.), «Закон 1949 г. об изменениях Закона о Парламенте 1911 г.», «Акт о народном представительстве» (1949 г.) (см.: Указ. соч.— С. 163—332).

Завершая рассмотрение этого вопроса, учитель дает характеристику государственного строя Англии в конце XVII—XVIII в. в объеме содержания раздела 1 § 3 (с. 21). Внимание учеников обращается на сущность понятия «парламентская (или «парламентарная») монархия».

2.3. Анализ результатов революции целесообразно провести путем сопоставления задач антифеодальной, буржуазной революции и реальными результатами — как для общества в целом, так и для отдельных классов. Затем в обобщенном виде повторяется и анализируется расстановка классовых сил. Этот анализ приводит к выводу о незавершенности, половинчатости результатов английской буржуазной революции.

Далее обсуждается вопрос о классовой направленности реальных политических и экономических результатов революции. Такое обсуждение приведет к выводу о создании условий для бурного развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве.

Уместным здесь будет формулирование развернутого определения: революция — это коренной переворот в жизни общества, высшая форма классовой борьбы, в результате которой власть переходит в руки нового класса, осуществляется смена старого общественного строя новым, более прогрессивным. Определение может быть записано в тетради.

Наконец, учитель указывает на то, что размах английской буржуазной революции, ее глубокое содержание принесли исторически прогрессивные результаты не только самой Аяглии. Ее собы- 24

тия (в первую очередь свержение монархии) вызвали бурную реакцию во многих странах. Английская буржуазная революция наложила глубокую печать на всю последующую историю Европы и Америки. Идеологи и деятели будущих буржуазных революций XVIII в. заимствовали у английских революционеров их богатый идейно-политический опыт и методы борьбы.

Внимание учащихся обращается на таблицу «Основные этапы истории общественного развития» (учебник, с. 282). Она ясно указывает, что новая история, история капиталистического строя, начинает отсчет с середины XVII в., т. е. с английской буржуазной революции. Об этом же говорит синхронистическая таблица событий новой истории (учебник, с. 276). Этот период открывается буржуазной революцией — изученной нами революцией в Англии.

Урок 4. Начало промышленного переворота в Англии

На уроке рассматриваются предпосылки промышленного переворота и главные его стороны: техническая (переход к машинному производству) и общественная (формирование основных классов капиталистического общества).

План изучения нового материала

1. Предпосылки и причины промышленного переворота.

2. Переход от мануфактуры к фабрике.

3. Формирование основных классов капиталистического общества. Промышленный пролетариат, его положение, начало его самостоятельной борьбы. Движение луддитов.

4. Сущность капиталистической эксплуатации.

Ведущие идеи и основные понятия: производительность труда; разделение труда; пролетариат и буржуазия — основные классы капиталистического общества; средства производства; производительные силы общества; производственные отношения; классовая борьба между пролетариатом и буржуазией.

Важнейшие события: технические изобретения, обеспечившие переход от мануфактуры к фабрике,— вторая половина XVIII — начало XIX в.; начало промышленного переворота — 60—80-е гг. XVIII в.

1. Кратко, в объеме учебника (разделы 2 и 3 § 3), учитель рассказывает о завершении аграрного переворота и обогащении буржуазии. При этом привлекаются знания учащихся о результатах английской буржуазной революции и подчеркивается значение ее победы как решающего условия быстрого развития капитализма. В ходе беседы повторяются (или напоминаются учителем) основные предпосылки и условия развития капиталистической промышленности: наличие свободной рабочей силы, капиталов и спроса на товары. Внимание учащихся фиксируется на содержании понятий «аграрная революция», «разделение труда», «производительность труда». Если учитель сочтет нужным, то определение последнего понятия, приведенное на с. 22, он несколько расширит. Производительность труда — это эффективность затрат труда. Она выражается

в количестве продукции, производимой работником в единицу времени, или в величине затрат рабочего времени на изготовление единицы продукции. Иными словами, более высокая производительность труда дает возможность при меньшей затрате рабочего времени производить больше продукции.

2. В данной части урока заслушиваются сообщения учеников, получивших соответственные поручения на первом уроке темы. Если такое задание не давалось, то вопрос о переходе от мануфактуры к фабрике может быть изучен путем самостоятельного чтения учащимися раздела 4 § 3 (с. 22—24) с последующей беседой по вопросам 2 и 3 «Вопросов и заданий» к § 3 (с. 25).

3. Учитель отмечает, что наряду с технико-экономической сущностью промышленная революция имела глубокое социальное содержание. Формируются основные классы капиталистического общества: буржуазия и пролетариат. В ходе промышленного переворота на фабриках концентрировалась значительная, первоначально неоднородная масса населения. Люди здесь объединялись самими условиями производства, ставились в одинаковые условия: лишенные источников существования, они жили только продажей своей рабочей силы. В этих условиях постепенно формировался фабрично-заводской рабочий класс. В конце XVIII в. в Англии насчитывалось уже около полутора миллионов рабочих. Не случайно именно здесь сложился «...самый многочисленный, самый концентрированный, самый классический пролетариат...» (Маркс К., Э н г е л ь с Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 5.— С. 300).

Значительно возросла по сравнению с мануфактурным периодом эксплуатация трудящихся, распространившаяся на женщин и детей — самую дешевую рабочую силу. Вопрос о причинах распространения детского труда с началом промышленного переворота можно поставить перед учащимися как логическую задачу. Применение машин превратило работников в их придаток. Кроме того, машина позволила удлинить рабочий день до 15—18 часов, а введение газового освещения ввело в практику ночную смену. Труд на капиталистической фабрике физически и морально уродовал рабочих. Постоянно подавленное состояние фабричных рабочих точно передал один английский историк: «Пролетариат выковали в пламени мощными ударами молота... Типичными условиями были условия подчинения и страха — страха перед голодом, изгнанием, тюремным заключением для тех, кто не повиновался новым промышленным порядкам» (цит. по: Новая история стран Европы и Америки: Первый период/Под ред. А. В. Адо.— М., 1986.— С. 64).

Царившая на фабриках казарменная дисциплина, антисанитария, придирки надсмотрщиков и безжалостные по любому поводу штрафы — вся совокупность суровых условий на производстве, социальная приниженность, безрадостная жизнь в копоти трущоб, полу- нищенский быт заставляли рабочих задумываться над своей участью и вступать в борьбу за достойную трудящегося человека жизнь.

 

 
 
 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика