Skip to main content

Новая история 1650—1870 учебник для 8 класса (Ефимов А. В.) 1969 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 учебник Новая история 1650—1870

Назначение: учебник для 8 класса средней школы

© Издательство  Просвещение Москва 1969

Авторство: Алексей Владимирович Ефимов

Формат: DjVu, Размер файла: 25.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Мир к началу повой истории

1. От первобытнообщинного строя к классовым обществам 3

2. Неравномерность развития континентов и стран 6

Раздел I. Начало нового времени

Глава 1. Английская буржуазная революция XVII века и начало промышленного переворота е Англии 11

1. Причины революции

2. Начало революции. Гражданская воина 14

3. Парламент и армия против короля. Выступление буржуазии против народных масс 17

4. Последствия и значение английской буржуазной революции 21

5. Начало промышленного переворота в Англии 25

6. Пролетариат и буржуазия 23

Глава 2. Война за независимость английских колоний в Северной Америке и образование США 34

7. Английские колонии в Америке, их восстание

8. Война за независимость, принятие конституции 43

Раздел II. Великан французская буржуазная революции XVIII века. Развитие капитализма в первой половине XIX века. Возникновение научного коммунизма

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Глава 3. Великая французская буржуазная революция XVIII века 55

9. Франция в XVII—XVIII веках. Назревание революции

10. Сословный строй во Франции. Причины революции

11. Иден передовой буржуазии и народных масс 65

12. Начало революции 69

13. Крупная буржуазия у власти 75

14. Свержение монархии. Конвент 81

15. Наивысший подъем революции 89

16. Ослабление и крушение якобинской диктатуры. Значение французской буржуазном революции 96

Глава 4. Европа после французской революции 102

17. От термидорианского переворота к империи

18. Завоевательные войны империи и ее крушение 110

19. Венский конгресс, Реакция в Европе. Революция в Испании 118

Глава 5. Образование независимых государств в Латинской Америке 121

20. Образование республики Гаити. Испанские колонии в Америке перед революцией

21. Революции в Мексике и Южной Америке 127

Глава 6. Развитие капитализма во Франции и Англии с 1815 по 1848 год. Первые выступления рабочих как политической силы 133

22. Франция в 1815—1847 годах. Лионские восстания 134

23. Развитие капитализма в Англии. Завершение промышленного переворота 140

24. Парламентская реформа 1832 года. Начало чартистского движения 145

25. Ход чартистского движения 150

Глава 7. Утопический социализм. Сен-Симон. Фурье. Оуэн 152

Глава 8. Возникновение научного коммунизма. К. Маркс и Ф. Энгельс (до 1848 года) 158

27. Как возник научный коммунизм

28. «Союз коммунистов» 166

29—30. «Манифест Коммунистической партии». Основные идеи главы I «Манифеста» 170

31. Основные идеи главы II «Манифеста Коммунистической партии» и его заключительной части. Значение «Манифеста» 175

Глава 9. Революции 1848—1849 годов в Европе 179

32. Причины и начало революции во Франции

33. Июньское восстание в Париже. Установление Второй империи 184

34. Революция в Германии 192

35. Революция в Австрийской империи. Значение революций 1848—1849 годов 199

Раздел III. Европа в 50—60-х годах. США. Страны Азии. Основные итоги общественного развития

Глава 10. Англия в 50—60-х годах 209

Глава 11. Объединение Италии. Объединение Германии 213

37. Объединение Италии

38. Объединение Германии 222

Глава 12. США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 228

39. США между двумя революциями

40. Назревание и начало гражданской войны в США 238

41. Гражданская война в США 244

 

Глава 13. Страны Азии 255

42. Индия в XVI—XIX веках. Захват Индии Англией. Народное восстание 1857—1859 годов

43. Феодальный Китай (Цинская монархия). Восстание тайпинов 263

 

Глава 14. Первый Интернационал (до 1870 года) 268

44. Основание I Интернационала. Борьба марксистов против враждебного буржуазного влияния в среде рабочих

45. I Интернационал и массовое рабочее движение. Значение I Интернационала 275

 

Глава 15. Литература и искусство 281

46. Литература

47. Великие композиторы и художники 289

Глава 16. Основные итоги первого периода новой истории — периода победы и утверждения капитализма (1640—1870) 294

48. Промышленность, земледелие, транспорт и связь

49. Развитие математики, химии, физики. Новое в учении о жизни 298

50. Социально-политические итоги периода победы и утверждения капитализма 301

Хронологическая таблица (1640—1870) 311

Литература для внеклассного чтения 312

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Новая история часть 1, 1650—1870 гг. учебник для 8 класса 1969 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Мир к началу новой истории



1. От первобытнообщинного строя к классовым обществам
Вы уже изучили курсы истории древнего мира и средних веков и знаете, что вслед за доклассовым первобытнообщинным строем возникли классовые общества — рабовладельческие и феодальные.
Первобытнообщинный строй, рабовладельческий и феодальный— это три ступени общественного развития. На каждой новой ступени применялись более совершенные орудия и приемы труда, труд становился более производительным, увеличивалось накопление продуктов, изделий, возникали новые отношения между собственниками и трудящимися.
Первые классовые общества возникли в долинах Нила и Евфрата в IV тысячелетии до нашей эры. Там складывалось рабовладельческое общество.
Если в первобытной общине все совместно пользовались охотничьими угодьями, выгонами, пашнями, то в рабовладельческом обществе в связи с ростом производительности труда, применением металлических орудий, развитием скотоводства род распался на семьи. Некоторые из этих семей стали собственниками земли и рабов. Рабы же не имели собственности и сами были собственностью своих хозяев.
Рабовладельческое общество было первым в истории обществом, основанным на эксплуатации, т. е. на присвоении собственниками плодов чужого труда. Рабов сгоняли строить огромные оросительные системы, они работали на полях, строили дороги, храмы, дворцы, работали в рудниках. Труд огромных масс рабов делал возможным грандиозные сооружения. Возникали города, которых при первобытнообщинном строе не было. Богачи покупали рабов на рынках для домашних услуг. При домах богачей трудились десятки рабов, искусных в ремесле.
Появилась потребность в разработке некоторых теоретических основ постройки крупных сооружений. В эпоху рабовладения стали развиваться зачатки наук — математики, астрономии и медицины. Сношения с соседними странами, а иной раз и с отдаленными давали некоторые сведения по географии. Для украшения зданий создавались скульптуры, делалась художественная роспись стен во дворцах и храмах. Для театральных представлений писались пьесы. За счет тяжелого труда рабов создавалась высокая для того времени культура.
Эксплуатацию рабов поддерживало государство, которое подавляло восстания рабов и путем войн захватывало новых невольников. Опорой рабовладельцев была и религия. Жрецы требовали от рабов повиновения их хозяевам.
В рабовладельческих обществах существовало свободное население городов, в сельских местностях часто имелись колоны, положения которых мало отличалось от положения рабов.
Наибольшего расцвета рабовладельческий строй достиг в Греции и Риме. Рабовладельческие общества существовали в окружении народов, живших первобытнообщинным строем. Из этой среды путем набегов, грабительской торговли и войн рабовладельцы добывали рабов. Рабовладельческие общества существовали примерно до III—VII вв. нашей эры, в Европе до V в.
Падение рабовладельческих обществ и государств было вызвано следующими основными причинами: труд рабов был менее производительным, чем труд крестьян. Рабы боролись против угнетателей, все более усиливались их восстания. Падению рабовладельческого строя в Европе способствовало вторжение германских и славянских племен, состоявших из лично свободных общинников.
На смену рабовладельческому обществу пришло, феодальное с более производительным трудом крестьян, которые за пользование землей феодалов несли повинности — барщину, оброк. При феодализме крепостных крестьян можно было продать, но обычно только с землей, на которой они работали. Кроме того, в отличие от рабов, феодальные крестьяне имели свой инвентарь — орудия сельскохозяйственного труда, а также рабочий скот.
При феодализме развивалась торговля, выросли города, еще большие, чем те, которые были разрушены или пришли в упадок при крушении рабовладения. Были изобретены книгопечатание, огнестрельное оружие. Получили дальнейшее развитие основы наук и искусств.
Когда появились феодальные государства, еще существовали и рабовладельческие страны, и огромные районы с первобытнообщинным строем. Но феодализм был более высокой ступенью в развитии общества, и он открыл новую эпоху в истории человечества.
Таковы три ступени развития общества: первобытнообщинный строй, рабовладение и феодализм. Однако это не значит, что все народы обязательно должны пройти каждую из этих ступеней развития. Как вы знаете, германцы в начале нашей эры перешли от общинного строя к феодальному, минуя рабовладение. Древняя Русь также перешла от первобытных общин к феодальному строю, минуя рабовладельческий строй.

Вопросы
1. Чем отличается рабовладельческий строй от первобытнообщинного? 2. Чем отличается феодальное общество от рабовладельческого? 3. Что вызвало переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и от рабовладения к крепостничеству?

2. Неравномерность развития континентов и стран

Европа. В Европе в XVI—XVII вв. феодализм уже изживал себя и начались буржуазные революции.
В период позднего феодализма появилось капиталистическое производство — мануфактуры в промышленности, а в сельском хозяйстве— наемный труд батраков. Когда возникло капиталистическое производство, для него стали препятствием феодальные порядки. Произвол неограниченных монархов и чиновников, господство паразитической аристократии и духовенства, эксплуатировавших крестьян, вели к упадку сельского хозяйства. Цехи тормозили развитие промышленности. Все классы, кроме дворян-помещиков, были бесправны. Церковь боролась против науки, душила свободную мысль.
Феодальный строй пал под ударами революционных народных масс, возглавленных буржуазией. Нидерландская революция XVI в. была первой в мировой истории буржуазной революцией. Вслед за нидерландской революцией развитие капитализма в Западной Европе привело к новым революциям. В Англии в середине XVII столетия произошла еще более мощная буржуазная революция, чем в Нидерландах: Эта революция открыла эпоху капитализма в мировой истории, явилась началом нового времени. О том, почему не нидерландская, а английская революция явилась началом нового времени, говорится в учебнике дальше.
К середине XVII в. в остальных странах Европы господствовали еще феодальные порядки. В России капиталистические отношения только зарождались. Там усилились крестьянские восстания и были изданы законы, завершившие закрепощение крестьян.

Америка. Как полагают ученые, в Америку человек пришел 20 или 30 тысяч лет назад из Азии, через Берингов пролив. Эго были предки индейцев и эскимосов. Много лет волны переселенцев продвигались в Америке с севера, от Аляски, до Огненной Земли, до крайнего юга Америки. Переселенцы тратили много сил на приспособление к новым условиям жизни, а это задерживало их хозяйственные и культурные успехи. Когда европейцы вместе с Колумбом и вслед за ним колонизовали Америку, им были уже известны компас, колесный транспорт, станки для печатания книг и огнестрельное оружие, а индейцы всего этого не знали.
Если население Северной Америки — индейцы и эскимосы — жило первобытнообщинным строем, то в древней Мексике уже возникли рабовладельческие государства ацтеков и майя, а в древнем Перу — инков. С XVI в., когда толпы жадных колонизаторов нагрянули в Америку, началась одна из самых ужасных трагедий в истории человечества. В погоне за золотом и серебром испанцы и португальцы уничтожили миллионы индейцев Центральной и Южной Америки, а оставшихся в живых, применяя чудовищные жестокости, обращали в рабов. В Северной же Америке англичане и другие колонизаторы истребляли индейцев, чтобы захватить их земли. И в Южной и в Северной Америке индейцы в течение ряда столетий мужественно сражались против захватчиков-колонизаторов.

Африка. Народы Африки еще в древности создали одну из самых высоких культур того времени — египетскую. В средние века в Западном Судане, в городе Тимбукту, был университет, где имелось свыше 100 ученых и писателей. Африканские племена и народы в XV в. находились на разных ступенях развития, но все они умели уже изготовлять железные изделия. В Африке были феодальные и рабовладельческие государства, но были племена, жившие еще первобытнообщинным строем.
В XV в. в Африку хлынули из Португалии толпы охотников за людьми, а затем начался вывоз миллионов чернокожих рабов в Америку. Подсчитано, что за четыре с половиной века из Африки в Америку вывезли 15—20 йлн. рабов-негров. А на каждого раба, доставленного в Америку, приходилось три-четыре погиб-щих в дороге или убитых во время охоты за ними. Рабы гибли, когда их гнали к побережью для погрузки на корабли. Груды костей валялись на торговых путях Африки. Целые деревни становились безлюдными. История Африки знает героическое сопро-
тиьление банту, кафров и других народов и племен европейским колонизаторам. Развитие народов Африки было надолго задержано тем, что Африка стала «заповедным полем охоты на чернокожих» (Маркс).

Азия. В Азии преобладал феодальный строй, причем в ряде районов еще долго сохранялось рабство. В странах Востока — Индии, Китае, Корее, Японии — возникли в древности и в средние века высокие культуры, но эти культуры были достоянием господствующих классов. Деспотический строй государств, тяжкая эксплуатация крестъян-общинников, вторжения в ряд стран кочевников замедляли развитие азиатских стран. После вторжения европейцев в этих странах начались длительные войны против колонизаторов.

Австралия. Далекое от мировых путей торговли и передвижения народов, население Австралии, открытой европейцами в начале XVII в., не знало земледелия и скотоводства, жило собиранием черепах, съедобных плодов и корней и отчасти охотой на кенгуру и страусов. Позже австралийцы были в большинстве истреблены английскими колонизаторами. На земле австралийцев колонизаторы занялись разведением десятков тысяч овец. Так, второй раз в истории (после Англии) безобидные овцы «поели людей».
Колонии. С середины XVII в. неравномерность развития отдельных стран и целых континентов усилилась в связи с разделением мира на страны, владевшие колониями,— метрополии и зависевшие от них колонии.

Колонии существовали еще в древнем мире и в средние века. Эти колонии были выселками из метрополии, хозяйственно они были слабо связаны с ней. Иное дело — колонии в новое время. Сначала в колонии устремились толпы жадных авантюристов, которые грабили местное население. Но затем туда направилась масса разоренных в результате огораживаний крестьян, а также и ремесленников.
В одних колониях все коренное население было уничтожено колонизаторами — так, например, обстояло дело на островах Вест-Индии (Гаити, Ямайке и др.), в большей части Австралии, на большом острове Тасмания. Такие колонии либо заселялись свободными земледельцами или животноводами из стран, откуда шла колонизация (как в Австралии), либо неграми-рабами, захваченными в Африке (как на островах Гаити и Ямайка).
В других колониях, где было многочисленное население, где уже сложился феодальный строй и имелась высокая культура, коренное население ограблялось властями метрополии; народы колоний страдали от дани, налогов, разных поборов, произвола чиновников, бесправия.
В испанских колониях всю землю объявили собственностью короля, который раздавал ее своим приближенным, а также офицерам и солдатам колониальных войск.
Церковники всячески помогали ограблению местного населения колонизаторами. Вот, например, что сказал племенной вождь на Гавайских островах о появлении там проповедников христианской религии — миссионеров: «Американские миссионеры приехали на наш остров и сказали, чтобы я поднял глаза к небу. Пока я смотрел на небо, американцы украли землю из-под моих ног».
О том, какими способами колонизаторы подчиняли коренное население захваченных колоний, говорит, например, такой факт: в 1550 г. в Чили испанский дворянин, офицер колониальных войск Вальдипиа приказал отобрать из 2000 пленных индейцев две сотни, отрубить им руки и отрезать носы. Затем, сделав внушение о покорности, отослал несчастных изувеченных домой.
Возникла торговля промышленных стран с колонистами, переселившимися за океан. В колонии вывозили мануфактурные изделия: ткани, скобяной товар, стекло, а оттуда — предметы питания и сырье для промышленности: сахар, хлопок, лес и т. п. Сырье из колоний вывозилось по самым дешевым ценам. Торговля метрополий с колониями была больше похожа на грабеж, чем на торговлю. При этом промышленные изделия передовых стран продавались втридорога. В странах, захвативших колонии, в метрополиях, ускоряется развитие промышленности. При этом правящие классы метрополий стараются не допустить развития промышленности в колониях.
Развитие колоний тормозится, замедляется, развитие метрополий ускоряется. Ужасающие страдания испытывало порабощенное население колоний — нищету, голод, эпидемии. Как указывали Маркс и Энгельс, разделение мира в хозяйственном отношении ка метрополии с развивающейся промышленностью и на аграрные колонии сложилось в XVII в. С начала захвата колоний начинается борьба их народов за освобождение.

Вопросы
1. Каковы причины отставания внеевропейских континентов и стран к началу новой истории (указать по каждому континенту в отдельности)? 2. Почему колониальные захваты усилили неравномерность развития стран мира?


РАЗДЕЛ I
Начало нового времена

Глава 1. Английская буржуазная революция XVII века и начало промышленного переворота е Англии

1. Причины революции

Промышленность и сельское хозяйство. Из курса истории средних веков вы знаете, как возникало капиталистическое производство в Англии. Там появились и росли мануфактуры. В Англии крестьяне разорялись и шли работать батраками к помещикам и предпринимателям — новым дворянам н к фермерам-богатеям. Часть крестьян шла работать на мануфактуры.
* Фермер — собственник земли или арендатор. Крупные фермеры применяли наемный труд, мелкие фермеры вели хозяйство сами.
К середине XVII в. Англия отставала от Голландии по своим мануфактурам, торговле и флоту. Голландия в то время была самым передовым государством в Европе, так как там уже произошла буржуазная революция. Но в Англии быстрее, чем в Голландии, развивались мануфактуры в сельских местностях. Основать мануфактуру в английском городе было трудно, так как этому мешали многочисленные цеховые ограничения. В сельских же местностях препятствий к промышленной деятельности былозначительно меньше, и там во множестве возникали мануфактуры, особенно сукнодельные. Эта отрасль промышленности заняла в Англии первое место. Бывало, что один купец-мануфактурист раздавал на дом сырье для изготовления сукна сотням и даже тысячам работников.
Шерстяные мануфактуры перерабатывали так много шерсти, что ее перестали вывозить из Англии. На больших ручных станках стали вырабатывать широкие сукна. Славились бумазея и байка, в то время изготовлявшиеся из шерсти. Ввиду того что вырубили много лесов, стали в большом количестве добывать каменный уголь, главным образом для отопления жилищ. Много угля ввозили в быстро растущие города, где из 5,5 миллиона населения Англии жило 1,4 миллиона человек. Особенно быстро росло население Лондона, которое с XVI по XVII в. увеличилось почти в 8 раз, с 60 до 460 тысяч.
Развитие мануфактур и рост городов приводили к большим сдвигам и в сельском хозяйстве. Если раньше каждый год обрабатывалась половина полей, а другая стояла под паром, то теперь стали обрабатывать 2/3, а иногда и 3/4 полей. Однако общинные порядки, при которых весной скот выгоняли на стоящие под паром земли, тормозили введение более продуктивного трехпольного или четырехпольного земледелия.
Компании капиталистов осушали болота в Восточной Англии, а затем путем огораживания захватывали бывшие общинные земли.
Улучшалось животноводство, выводили породистых свиней, племенной рогатый скот. На юго-востоке новые дворяне и фермеры все больше продавали хлеб, мясо, кожу, молочные продукты в города. Благодаря росту мануфактур и товарного сельского хозяйства Англия начала обгонять Голландию и Францию.
Однако в Англии феодальные порядки задерживали развитие сельского хозяйства. Правда, барщина мало где сохранилась. Но почти все крестьяне платили помещикам оброк за пользование землей, которая являлась собственностью помещиков. Оброк выплачивали продуктами, скотом или деньгами. Особенно много феодальных повинностей несли крестьяне отсталых районов — на Севере и на Западе.
В среде крестьян наблюдалось большое имущественное расслоение. Часть самостоятельных крестьян (йоменов) имела батраков и опутывала долгами своих соседей. Об этих зажиточных крестьянах беднота говорила, что они «спят на пуховиках» и «едят на серебре». В то же время на Юге было особенно много крестьян, живших в страшной бедности на земле помещика и имевших только небольшую хижину. Их домики были сложены из необтесанного камня или, чаще, сделаны из жердей, обмазанных глиной. Крышей служил настил из камыша или дерна. Топили «по-черному», без трубы, причем дым выходил через отверстие в крыше, наполняя при этом все жилье. Спали на мешках соломы. Тут же рядом с людьми находился скот. Бедняки батрачили у помещиков или у богатых фермеров, снимавших у помещиков крупные участки земли. Чем более росло овцеводство, тем выгоднее для помещиков становилось сгонять с земли крестьян и заводить овцеводческие фермы.
Многие крестьяне, согнанные в результате огораживаний со своей земли, становились бродягами, скитались по дорогам в поисках куска хлеба. Крестьяне, доведенные до крайней нишеты, восставали, сопротивляясь огораживаниям. Они требовали также отмены всех платежей помещикам.
Безземельную деревенскую бедноту все больше привлекала мысль о возврате отнятых помещиками земель. Крестьяне перекапывали земли и засыпали канавы, которые прорыли помещики, чтобы указать границы своих владений. Крестьянские движения особенно усилились с 1640 г. и не прекращались в последующее десятилетие.

Королевская власть. Развитие промышленности, сельского хозяйства и торговли тормозил также произвол королевской власти. Правившие в Англии короли из династии Стюартов взо-дили все новые налоги на железо, вино, пиво и т. д. Капиталист-собственник какого-либо промышленного или торгового предприятия—испытывал много затруднений. Ему мешали стеснительные цеховые ограничения, но не только они. Любой чиновник мог потребовать «подарок», т. е. взятку. Судьи решали дела в пользу того, кто дал взятку покрупнее. Мануфактуристы, купцы требовали, чтобы они могли свободно распоряжаться своей собственностью. Между тем король Карл I Стюарт, который вступил на престол в 1625 г., все чаще требовал от богатых людей «подарков», а тех, кто отказывался преподносить их, он отправлял в тюрьму.
При Карле I чрезвычайно усилилась англиканская церковь, возникшая в XVI в., в период реформации в Англии. Главой этой церкви был король; церковь имела большие земельные владения и взимала огромные поборы с крестьян за аренду земли, а также десятину (т. е. десятую часть доходов, а иной раз и большую). Эти поборы вызывали большое недовольство. Но всякий протест против них сурово наказывался.
За издание листовок и брошюр против короля и англиканской церкви виновного привязывали к позорному столбу, надев на шею тяжелые колодки. Палач отсекал ему оба уха, его били плетьми.
Карл I распустил парламент и 11 лет не созывал его. Стремление Карла I править самодержавно вызвало протесты буржуазии и нового дворянства, которые требовали созыва парламента.
Главное же — против королевской власти зрела ненависть в народных массах.
К середине XVII в. в Англии:
1) произошли значительные сдвиги в сельском хозяйстве, а также возникло много мануфактур;
2) резко ухудшилось положение крестьян и ремесленников;
3) произошел раскол в среде имущих классов. Новые дворяне вместе с буро/суазией, опираясь на парламент, выступали против короля, которого поддерживали феодалы;
4) у крестьян и ремесленников появился руководитель в революционней борьбе — новое дворянство и буржуазия.
В Англии назрела и стала неизбежной революция.

Вопросы
1. В чем выражалась неравномерность развития разных районов Англии? 2. Докажите на примерах, что в Англии происходило развитие капиталистического производства в сельском хозяйстве и промышленности. Какие классы имелись в Англии в середине XVII в.? 3. Что тормозило развитие в Англии более производительного капиталистического хозяйства?

★Все➙ Учебники 8 класс, Все - Для учащихся старших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика