Первобытнообщинный строй на территории Колымы и Чукотки (Орехов А. А.) 1988 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Первобытнообщинный строй на территории Колымы и Чукотки

Назначение: Пособие для учителей истории

© Магаданское книжное издательство Магадан 1988

Авторство: Александр Александрович Орехов

Формат: DjVu, Размер файла: 7.89 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4 

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КОЛЫМЫ И ЧУКОТКИ В ДРЕВНОСТИ 5 

Палеолит 5 

Занятие 1. Первоначальное заселение Северо-Востока Азии 5 

Занятие 2. Проблемы палеолита 12 

Мезолит 18 

Занятие 3. Проблемы мезолита: сумнагинская и малтанская культуры 18 

Неолит и проблема этногенеза народов Колымы и Чукотки 24 

Занятие 4. Континентальные культуры эпохи неолита 25 

Занятие 5. Приморские культуры эпохи неолита 35 

Эпоха палеометалла 48 

Занятие 6. Приморские и континентальные культуры 48 

Занятие 7. Приморские культуры Чукотского полуострова 56 

См. оглавление полностью...

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КОЛЫМЫ И ЧУКОТКИ 64 

Занятие 8. Наивно-реалистические представления 64 

Занятие 9. Религиозные представления 70 

Общие выводы 74 

Примечания 80 

Литература 84

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Первобытнообщинный строй на территории Колымы и Чукотки (Орехов А. А.) 1988 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 

      КСИА — Краткие сообщении Института археологии 

      ОКМ — Областной краеведческий музей 

      СЛ — Советская археология 

      СЭ — Советская этнографии 

      СВКНИИ — Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт ЧОКМ — Чукотский окружной краеведческий музей 

      

      Введение 

      Пособие содержит проблемный анализ и обобщает результаты новейших археологических исследований Северо-Востока Азии. В пособии использованы материалы ведущего специалиста области по археологии чл.-корр. AН СССР 11. II. Дьякова (СВКНИИ), а также исследователей М. А. Кирьяк (ОКМ), А. И. Лебединцева (Токаревская культура, с. 36 — 39, СВКНИИ) и Т. С. Теина (СВКНИИ). Использованы работы акад. А. П. Окладникова, д. и. и. Р. С. Васильевского, других советских археологов, а также этнографов и антропологов. 

      Структура пособия соответствует «Программе факультатива по истории Магаданской области» (Допляева Н. С., Магадан, 1985). Материал пособия поможет сформировать у учащихся четкое представление о закономерностях и особенностях исторического развития региона в древности. 

      Пособие рассчитано на использование в школьной практике для подготовки уроков по истории края, факультативных и кружковых занятий. Методика и форма проведения факультативных занятий может быть разнообразной по выбору учителя: лекция, беседа, семинар, сообщения учеников, экскурсия и т. д. 

      На первом вводном занятии следует рассмотреть вопросы: 

      1. Типы н виды памятников истории и культуры. Задачи их изучения и охраны (см.: Диков, 1958; Цепляева, 1972; Райзман, 1986). 

      2. История изучения края (см.: Диков, 1977, с. 7 — 42). 

      Итоговое занятие по разделу «Первобытнообщинный строй на территории Колымы и Чукотки» целесообразно провести в форме беседы или конференции. 

      Материальная культура народов Колымы к Чукотки в древности 

      Цель: показать, как п в каких условиях человек осваивал Север в древности, этапы, закономерности и особенности развития первобытного общества на территории Колымы н Чукотки, развитие производительных сил и ранних форм общественного сознания. 

      Первобытнообщинный строй у племен Колымы и Чукотки развивался в соответствии с общими закономерностями, но имел и свои особенности. Пережитки этого строя сохранились у народов нашего края до начала XX в. 

      

      ПАЛЕОЛИТ 

      Оборудование: физико-географическая карта Магаданской области; картины 3. Бурриана, JT, Елинек — «Большой иллюстрированный атлас первобытного человека», М.: Артня, 1983; карточки с основными понятиями (палеолит, кроманьонский человек, homo sapiens, Берингия, Арктида, нуклеус, чоппер). (История Магаданской области, с. 5 — 9). 

      

      ЗАНЯТИЕ 1. Первоначальное заселение Северо-Востока Азин 

      1. Проблема происхождения современного человека (homo sapiens) . 

      2. Палеолит — ранний этап развития человеческого общества. 

      3. Проблема первоначального заселения Северо-Востока Азии и Северной Америки. 

      Цель: дать понятие проблемы происхождения современного человека, палеолита — как раннего этапа развития человеческого общества; показать причины н этапы первоначального заселения Северо-Востока Азии и Северной Америки. 

      Открытие древнейших археологических памятников в Таджикистане В. А. Ра новым и в Закарпатье В. Н. Гладилиным позволило пересмотреть вопрос о начале заселения территории нашей страны человеком в древности. Сейчас начало этого процесса датируется 1 млн. лет назад. Однако это не исключает возможности обнаружения более ранних памятников. Заселение и освоение европейской и азиатской частей нашей страны шло почти одновременно. 

      На очень ранний возраст стоянок Ул ал инка, Фили мошки (около 1 млн. лет) указывал А. П. Окладников. Такой же возраст для стоянки Кумары-I был доказан А. П. Деревянко. Типологически к этим памятникам, вероятно, можно отмести и самую северную стоянку Диринг-Юрях. Исследующие этот памятник Ю. А. Мочанов и С. А. Федосеева в первой научной публикации сообщают, что «...на галечнике найдены многочисленные кварцитовые гальки со следами сколов, кварцитовые отщепы и осколки... Будущие работы должны определить, относятся ли обработанные гальки к дюк-тайской культуре, или они представляют более древний этап заселения Северо-Восточной Азин»1. В отличие от их сенсационных научно-популярных информаций о Диринг-Юряхе в данном случае якутские археологи дают весьма осторожную датировку памятника. 

      С проблемой происхождения современного человека самым тесным образом связана проблема первоначального заселения Северо-Восточной Азин и Северной Америки. Общепризнано, что Америка заселялась со стороны Северо-Восточной Азии человеком современного вида. Существует моноцентрическое и полицентрическое решение проблемы сапиентации. «Если принять моноцентрическую гипотезу и признать, что современный человек сперва появился на западе Старого Света, а затем оттуда заселял Восточную Азию, ассимилируя или вытесняя местных палеоантропов, то ясно, что в таком случае должно было пройти более продолжительное время до его распространения на крайний Северо-Восток и в Америку чем если бы на Востоке Азии, согласно полицентрической гипотезе был свой собственный очаг сапиентации» 2. Находка остатков синантропов в Китае (пещера Чжоукоудянь) п наличие в Сибири и на Дальнем Востоке стоянок, возраст которых, возможно достигает 1 млн. лет, свидетельствуют в пользу существованья очага сапиентации на Востоке Азии, 

      Первые люди современного типа представляли такое же единство в своем физическом разнообразии, как и современное человечество. Это землепроходцы, первооткрыватели Америки и А ветра-тип Этот человек, получив в наследство деятельный мозг и практичную технологию, проявил себя новатором и изобретателем, совершил невиданный «прыжок» вперед. В эстетике, в развитии оо-щения п систем символов, в технологии изготовления орудии и активном приспособлении к внешним условиям, в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным эти первые современные люди совершили переворот, значение которого трудно переоценить и последствия которого неисчислимы. 

      В эпоху верхнего палеолита зарождаются обряды и культы, закладываются традиции и возникают первые представления о мироздании. Тайна внезапного исчезновения неандертальцев неотделима от тайны возникновения кроманьонцев. Здесь мнения учёных различны. В эпоху палеолита сложилась и первая общественно-экономическая формация — первобытнообщинный строй. 

      Другая проблема — роль природной среды в становлении человека, в развитии его культуры н общества. Усиливающаяся нестабильность климата Земли неизбежно влияла на ландшафт, растительный и животный мир, а через них на образ жизни, культуру и Общество, а также на биологическую природу человека. 

      Генетическое многообразие впервые в истории жизни на Земле оказалось под воздействием человеческой культуры. Она явилась не только экраном, охраняющим от воздействия природной среды, но и сама стала активной составляющей среды, в которой  человек. 

      Взаимодействие природной среды и человеческого общества является важнейшей проблемой, решаемой исторической наукой. Условия природной среды во многом определяют облик материальной культуры. «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы н историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга»

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика