Первобытнообщинный строй на территории Колымы и Чукотки (Орехов А. А.) 1988 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Первобытнообщинный строй на территории Колымы и Чукотки

Назначение: Пособие для учителей истории

© Магаданское книжное издательство Магадан 1988

Авторство: Александр Александрович Орехов

Формат: DjVu, Размер файла: 7.89 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4 

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КОЛЫМЫ И ЧУКОТКИ В ДРЕВНОСТИ 5 

Палеолит 5 

Занятие 1. Первоначальное заселение Северо-Востока Азии 5 

Занятие 2. Проблемы палеолита 12 

Мезолит 18 

Занятие 3. Проблемы мезолита: сумнагинская и малтанская культуры 18 

Неолит и проблема этногенеза народов Колымы и Чукотки 24 

Занятие 4. Континентальные культуры эпохи неолита 25 

Занятие 5. Приморские культуры эпохи неолита 35 

Эпоха палеометалла 48 

Занятие 6. Приморские и континентальные культуры 48 

Занятие 7. Приморские культуры Чукотского полуострова 56 

См. оглавление полностью...

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КОЛЫМЫ И ЧУКОТКИ 64 

Занятие 8. Наивно-реалистические представления 64 

Занятие 9. Религиозные представления 70 

Общие выводы 74 

Примечания 80 

Литература 84

Скачать бесплатный учебник  СССР - Первобытнообщинный строй на территории Колымы и Чукотки (Орехов А. А.) 1988 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 

      КСИА — Краткие сообщении Института археологии 

      ОКМ — Областной краеведческий музей 

      СЛ — Советская археология 

      СЭ — Советская этнографии 

      СВКНИИ — Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт ЧОКМ — Чукотский окружной краеведческий музей 

      

      Введение 

      Пособие содержит проблемный анализ и обобщает результаты новейших археологических исследований Северо-Востока Азии. В пособии использованы материалы ведущего специалиста области по археологии чл.-корр. AН СССР 11. II. Дьякова (СВКНИИ), а также исследователей М. А. Кирьяк (ОКМ), А. И. Лебединцева (Токаревская культура, с. 36 — 39, СВКНИИ) и Т. С. Теина (СВКНИИ). Использованы работы акад. А. П. Окладникова, д. и. и. Р. С. Васильевского, других советских археологов, а также этнографов и антропологов. 

      Структура пособия соответствует «Программе факультатива по истории Магаданской области» (Допляева Н. С., Магадан, 1985). Материал пособия поможет сформировать у учащихся четкое представление о закономерностях и особенностях исторического развития региона в древности. 

      Пособие рассчитано на использование в школьной практике для подготовки уроков по истории края, факультативных и кружковых занятий. Методика и форма проведения факультативных занятий может быть разнообразной по выбору учителя: лекция, беседа, семинар, сообщения учеников, экскурсия и т. д. 

      На первом вводном занятии следует рассмотреть вопросы: 

      1. Типы н виды памятников истории и культуры. Задачи их изучения и охраны (см.: Диков, 1958; Цепляева, 1972; Райзман, 1986). 

      2. История изучения края (см.: Диков, 1977, с. 7 — 42). 

      Итоговое занятие по разделу «Первобытнообщинный строй на территории Колымы и Чукотки» целесообразно провести в форме беседы или конференции. 

      Материальная культура народов Колымы к Чукотки в древности 

      Цель: показать, как п в каких условиях человек осваивал Север в древности, этапы, закономерности и особенности развития первобытного общества на территории Колымы н Чукотки, развитие производительных сил и ранних форм общественного сознания. 

      Первобытнообщинный строй у племен Колымы и Чукотки развивался в соответствии с общими закономерностями, но имел и свои особенности. Пережитки этого строя сохранились у народов нашего края до начала XX в. 

      

      ПАЛЕОЛИТ 

      Оборудование: физико-географическая карта Магаданской области; картины 3. Бурриана, JT, Елинек — «Большой иллюстрированный атлас первобытного человека», М.: Артня, 1983; карточки с основными понятиями (палеолит, кроманьонский человек, homo sapiens, Берингия, Арктида, нуклеус, чоппер). (История Магаданской области, с. 5 — 9). 

      

      ЗАНЯТИЕ 1. Первоначальное заселение Северо-Востока Азин 

      1. Проблема происхождения современного человека (homo sapiens) . 

      2. Палеолит — ранний этап развития человеческого общества. 

      3. Проблема первоначального заселения Северо-Востока Азии и Северной Америки. 

      Цель: дать понятие проблемы происхождения современного человека, палеолита — как раннего этапа развития человеческого общества; показать причины н этапы первоначального заселения Северо-Востока Азии и Северной Америки. 

      Открытие древнейших археологических памятников в Таджикистане В. А. Ра новым и в Закарпатье В. Н. Гладилиным позволило пересмотреть вопрос о начале заселения территории нашей страны человеком в древности. Сейчас начало этого процесса датируется 1 млн. лет назад. Однако это не исключает возможности обнаружения более ранних памятников. Заселение и освоение европейской и азиатской частей нашей страны шло почти одновременно. 

      На очень ранний возраст стоянок Ул ал инка, Фили мошки (около 1 млн. лет) указывал А. П. Окладников. Такой же возраст для стоянки Кумары-I был доказан А. П. Деревянко. Типологически к этим памятникам, вероятно, можно отмести и самую северную стоянку Диринг-Юрях. Исследующие этот памятник Ю. А. Мочанов и С. А. Федосеева в первой научной публикации сообщают, что «...на галечнике найдены многочисленные кварцитовые гальки со следами сколов, кварцитовые отщепы и осколки... Будущие работы должны определить, относятся ли обработанные гальки к дюк-тайской культуре, или они представляют более древний этап заселения Северо-Восточной Азин»1. В отличие от их сенсационных научно-популярных информаций о Диринг-Юряхе в данном случае якутские археологи дают весьма осторожную датировку памятника. 

      С проблемой происхождения современного человека самым тесным образом связана проблема первоначального заселения Северо-Восточной Азин и Северной Америки. Общепризнано, что Америка заселялась со стороны Северо-Восточной Азии человеком современного вида. Существует моноцентрическое и полицентрическое решение проблемы сапиентации. «Если принять моноцентрическую гипотезу и признать, что современный человек сперва появился на западе Старого Света, а затем оттуда заселял Восточную Азию, ассимилируя или вытесняя местных палеоантропов, то ясно, что в таком случае должно было пройти более продолжительное время до его распространения на крайний Северо-Восток и в Америку чем если бы на Востоке Азии, согласно полицентрической гипотезе был свой собственный очаг сапиентации» 2. Находка остатков синантропов в Китае (пещера Чжоукоудянь) п наличие в Сибири и на Дальнем Востоке стоянок, возраст которых, возможно достигает 1 млн. лет, свидетельствуют в пользу существованья очага сапиентации на Востоке Азии, 

      Первые люди современного типа представляли такое же единство в своем физическом разнообразии, как и современное человечество. Это землепроходцы, первооткрыватели Америки и А ветра-тип Этот человек, получив в наследство деятельный мозг и практичную технологию, проявил себя новатором и изобретателем, совершил невиданный «прыжок» вперед. В эстетике, в развитии оо-щения п систем символов, в технологии изготовления орудии и активном приспособлении к внешним условиям, в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным эти первые современные люди совершили переворот, значение которого трудно переоценить и последствия которого неисчислимы. 

      В эпоху верхнего палеолита зарождаются обряды и культы, закладываются традиции и возникают первые представления о мироздании. Тайна внезапного исчезновения неандертальцев неотделима от тайны возникновения кроманьонцев. Здесь мнения учёных различны. В эпоху палеолита сложилась и первая общественно-экономическая формация — первобытнообщинный строй. 

      Другая проблема — роль природной среды в становлении человека, в развитии его культуры н общества. Усиливающаяся нестабильность климата Земли неизбежно влияла на ландшафт, растительный и животный мир, а через них на образ жизни, культуру и Общество, а также на биологическую природу человека. 

      Генетическое многообразие впервые в истории жизни на Земле оказалось под воздействием человеческой культуры. Она явилась не только экраном, охраняющим от воздействия природной среды, но и сама стала активной составляющей среды, в которой  человек. 

      Взаимодействие природной среды и человеческого общества является важнейшей проблемой, решаемой исторической наукой. Условия природной среды во многом определяют облик материальной культуры. «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы н историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга»

 

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика