Подготовка к экзаменам по истории в 9-10 классах (Дайри Н. Г.) 1953 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Подготовка к экзаменам по истории в 9-10 классах

Назначение: Опыт передового учителя

© Государственное Учебно-Педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР МОСКВА 1953

Авторство: Н. Г. Дайри

Формат: DjVu, Размер файла: 1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 

  

 Введение 3 

 1. Основные задачи повторения и его значение 4 

 2. Методы повторения и его организации 16 

 3. Содержание курса повторения 37 

 4. Методика проведения уроков повторения 56

Скачать бесплатный учебник  СССР - Подготовка к экзаменам по истории в 9-10 классах (Дайри Н. Г.) 1953 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Главным мероприятием по подготовке учащихся к экзаменам является хорошо проведённое повторение. Осуществление его в IX классе, где сдаётся экзамен по новой истории за два года обучения и в X классе, где сдаётся экзамен по истории СССР за три года обучения, является одной из самых сложных методических и организационных задач. 

      В настоящей брошюре излагается опыт учителя Химкинской средней школы № 1, Московской области, его методы планирования и проведения повторительных уроков истории в IX — X классах. 

      Педагогическое чутьё подскажет преподавателю, какими сторонами этого опыта он может воспользоваться в конкретных условиях своей школы, не копируя его механически. 

      В IX — X классах автор увеличивает количество часов на повторение, отводимое примерным учебным планом. Разумеется иногда, исходя из конкретных условий, можно допускать небольшое изменение в плане, если оно не отразится отрицательно на изучении нового материала. 

      Издательство обращается с просьбой к учителям прислать свои отзывы на данную брошюру, а также поделиться опытом собственной работы по всем вопросам методики преподавания истории и конституции в средней школе. 

      Отзывы и рукописи следует направлять по адресу: Москва, Чистые пруды, 6, Учпедгиз, редакция истории. 

      

      I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОВТОРЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ 

      Содержание и методы повторения, как и отводимое на него время определяются конкретными задачами, поставленными учителем при подготовке учащихся к экзаменам. 

      Я решительно не согласен с теми учителями, которые повторяют либо только то, что слабее всего усвоено в течение учебного года, либо только то, что считают самым главным, выделяя из курса истории некоторую часть параграфов и билетов; либо, наконец, повторяют систематически, но без какого-либо обновления и обобщения, заботясь только о восстановлении и закреплении в памяти большего объёма пройденного материала. 

      Я ставлю перед собой в повторении и осуществляю следующие задачи: 

      1. Освещение последних достижений советской исторической науки и исправление в соответствии с уровнем современных исторических знаний тех или иных устаревших положений учебников. 

      2. Широкое обобщение событий и явлений, завершающее работу в школе по раскрытию закономерностей исторического развития и формированию диалектикоматериалистического мировоззрения у учащихся, по воспитанию советского патриотизма. 

      3. Повышение прочности знаний. 

      4. Мобилизацию знаний к экзаменам. 

      Важнейшей задачей в процессе повторения я считаю освещение всего материала с точки зрения современного уровня марксистской исторической науки, с точки зрения её последних достижений, а следовательно, и внесение некоторых исправлений и дополнений, иногда очень существенных, в тот материал, который изучался год или два тому назад. Необходимость таких дополнений и исправленийестественно вытекает из быстрого развития советской исторической науки. 

      Например, с десятиклассниками выпуска 1948/49 и 1949/50 учебных годов я очень подробно повторил раздел «Киевское государство»; привёл новый для них материал из книги Б. А. Рыбакова «Ремесло древней Руси»; рассказал, какое большое значение имеет эта книга для создания действительно научной истории Киевского государства, для подтверждения выводов о самобытности и высоком уровне его ремесла и культуры, для разгрома антинаучных теорий о том, что культура к восточным славянам была принесена норманнами или заимствована ими из Византии. 

      Ознакомить учащихся раньше с некоторыми фактами и основными выводами работы Б. А. Рыбакова нельзя было по той простой причине, что книга вышла в 1948 г., а мои десятиклассники выпуска 1949 и 1950 гг. изучали раздел «Киевское государство» в VIII классе ещё до выхода книги. 

      С выпускниками 1948/49 учебного года пришлось основательно повторить материал о Радищеве и декабристах, ибо в учебнике было неправильно освещено происхождение их взглядов. 

      Советская историческая наука признала глубоко ошибочным утверждение, что общественное движение в России в конце XVIII и начале XIX в явилось продук- 

      2 Подготовка к экзаменам по истории и в — 1( кл. 5 

      том влияния Западной Европы. Советская историческая наука показала это общественное движение как закономерный результат социально-экономического развития нашей страны, происходившего в условиях обострённой классовой борьбы, развития, которое поставило в порядок дня ликвидацию феодально-крепостного строя и переход к новому общественно-экономическому строю — капитализму. 

      В 1951/52 учебном году я рассказал учащимся о критике, которой подверглись на страницах журнала «Большевик» ошибочные взгляды акад. Тарле по некоторым вопросам войны 1812 г. 

      Кроме дополнений и исправлений, вытекающих из нового слова науки, существует также необходимость более ярко подчеркнуть какой-либо из пройденных ранее вопросов, ввести новый вопрос и т. д. Например, в 1950/51 учебном году в X классе при изучении разделов о первой мировой войне, Октябрьской революции и гражданской войне и интервенции 1918 — 1920 гг. в СССР я подробно раскрыл реакционную, агрессивную политику США, их яростную борьбу против Октябрьской революции, а затем — молодой Советской республики. После изучения этих разделов появился ряд новых материалов на эту тему, в том числе доклад т. Поспелова «О XXVII годовщине со дня смерти В. И. Ленина», в котором дана яркая ленинская характеристика грабительского, кровавого американского империализма. Учи-тывая большую актуальность разоблачения агрессивности американского империализма, показа исторических корней его стремления к мировому господству, разоблачения его преступной, кровавой войны против корейского народа и преступной политики разжигания войны против СССР и стран народной демократии, я во время повторения осветил этот вопрос ещё более широко, использовав для этого вышеуказанный доклад т. Поспелова и некоторые другие появившиеся в печати материалы. 

      Приведённых примеров достаточно для показа того, что повторение курса истории действительно не может не сопровождаться известными исправлениями, дополнениями, уточнениями, подчёркиваниями в соответствии с современным уровнем исторической науки и задачами идейно-политического воспитания. 

      Важнейшей задачей является углубление знаний учащихся, обобщение их, завершающее в рамках школьного курса истории работу по воспитанию диалектикоматериалистического мировоззрения и советского патриотизма. 

      Считая крайне важным мотивировать, какое неоценимое значение имеет повторение для реализации этой задачи, я подробно остановлюсь на роли повторения в усвоении учащимися сложных понятий и закономерностей исторического развития и для иллюстрации подробно приведу один пример. 

      Восьмиклассники в курсе истории СССР изучают многие очень сложные понятия. Примером может служить изучение темы «Образование Русского централизованного государства». Обычно учащиеся в соответствии с учебником отвечают, что причиной образования Русского централизованного государства был рост экономи-ческих связей между русскими землями и что процесс объединения ускорялся потребностью обороны от татар и других внешних врагов. 

      Значат ли эти правильные ответы, что работу над усвоением данной темы можно считать законченной, что учащиеся действительно сознательно, твёрдо и глубоко разобрались в существе проблемы? Опыт показывает, что это далеко не так. 

      В самом деле, какие есть педагогические основании утверждать, что усвоение этого вопроса восьмиклассниками завершено, что в дальнейшем его не нужно углублять, а достаточно лишь о нём напомнить? Ведь само по себе понятие «экономические связи» восьмиклассникам усвоить трудно. 

      Далее, ещё более трудным является объяснение того, почему рост экономических связей выступает как фактор, определяющий политическое объединение русских земель. Учащиеся обычно склонны видеть только одну причину образования централизованного Русского государства: необходимость сплочения для борьбы с внешними врагами. 

      Наконец, самым трудным является использование конкретного факта (роль экономических связей в образовании централизованного Русского государства) с целью хотя бы элементарного разъяснения учащимся того, что развитие экономики вообще является определяющей силой развития общества. Для такого обобщения у восьмиклассников не накопился необходимый фактический материал, а уже имеющийся по этому вопросу фактический материал недостаточно осознан. 

      Опыт год за годом подтверждает, что многие восьмиклассники недостаточно глубоко усваивают причины образования Русского централизованного государства, а некоторые не усваивают совсем и отвечают заученный текст, и что в целях действительно сознательного, действительно глубокого и прочного усвоения этого понятия к нему обязательно нужно вернуться ещё раз. 

      Этот вывод меня нисколько не смущает. Неправильно думать, что усвоение сложных исторических понятий юношами и девушками 14 — 17 лет дело простое, лёгкое и совершается быстро. В действительности, сложные исторические понятия вырабатываются на протяжении 8 

      длительного отрезка времени, поэтому к ним обязательно нужно многократно возвращаться в различных связях и на различных уровнях развития учащихся. 

      Здесь целиком применимо замечательное указание В. И. Ленина, сделанное в лекции «О государстве», прочитанной в Свердловском университете, о том, -как добиваться ясных, твёрдых и прочных знаний, «...никогда не следует ждать, чтобы можно было в краткой беседе, за один раз достигнуть полного выяснения этого вопроса. Следует после первой беседы об этом отметить себе непонятные или неясные места, чтобы вернуться к ним второй, третий и четвёртый раз... к этому вопросу каждому человеку, который хочет его серьёзно продумать и самостоятельно усвоить, необходимо подходить несколько раз, возвращаться к нему опять и опять, обдумывать вопрос с разных сторон, чтобы добиться ясного и твердого понимания»1. 

      Это ленинское требование означает, что и учителям необходимо возвращаться в X классе к сложным и трудным вопросам из курса VIII и IX классов. 

      Что даёт этот возврат, осуществляемый в порядке повторения? Очень много, как это со всей очевидностью подтверждает многолетняя практика. 

      Прежде всего укажем, что десятиклассники обладают более высоким уровнем развития, и это резко сказывается на всей работе. То, что в VIII классе усваивалось с большим трудом, в X классе усваивается гораздо легче, точнее, глубже и сознательнее. В силу этого у десятиклассников при повторении знание всего изученного в VIII и IX классах поднимается на более высокую ступень. 

      Основой этого углубления знаний является не только более высокий уровень мышления, но и новые конкретные сведения, полученные в процессе последующей учёбы. Проследим, как у старшеклассников накапливаются внания, помогающие им потом, при повторении в X классе, сознательно и глубоко усвоить причины образования централизованного Русского государства. 

      В VIII и IX классах учащиеся детально ознакомятся с понятием «экономические связи» при изучении экономической географии СССР, стран народной демократии и капиталистических государств. В курсе новой истории восьмиклассники изучают английскую и французскую буржуазные революции; они наглядно видят и в основном усваивают экономические предпосылки революций, видят, как внутри феодального строя растут капиталистические производительные силы, как их росту мешают господствующие феодальные производственные отношения, весь абсолютистско-феодальный строй и как это противоречие, проявляющееся в острой классовой борьбе, вызывает революцию. Они впервые знакомятся с понятиями «производительные силы» и «производственные отношения». В IX классе они знакомятся с ленинским учением об империализме. 

      В курсе истории СССР учащиеся узнают об экономических связях Московского государства в XVI в., об образовании всероссийского рынка в середине XVII в., о зарождении и развитии промышленного капитализма: о том, что сила экономического развития заставила самодержавие отменить крепостное право. Из курса советского периода они узнают, что одной из причин объединения советских республик в Союз Советских Социалистических Республик было внутреннее хозяйственное состояние республик и, в частности, «...сложившееся исторически естественное разделение труда, хозяйственное разделение труда, между различными районами н республиками нашей федерации»1. Учащиеся в X классе узнают о создании в СССР социалистического базиса и социалистической надстройки, о путях перехода от социализма к коммунизму. 

      Нельзя не видеть, что на базе этих знаний в области развития экономики, на базе более высокого общего уровня развития, десятиклассники при повторении сознательно и глубоко могут усвоить, и действительно усваивают, понятие «рост экономических связей в XIV — XV вв.». Большой фактический материал шаг за шагом действительно подводит старшеклассников к пониманию важного вывода о том, что развитие способа производства является определяющей силой развития общества, что сначала изменяется одна из сторон способа производства — производительные силы, а вслед за ними и в соответствии с ними изменяются и производственные отношения. Я полагаю, что для многих восьмиклассников рост экономических связей как одна из причин образования централизованного Русского государства — это факт, который они заучивают, ещё не уясняя достаточно сознательно и глубоко сути вопроса, тогда как десятиклассники воспринимают это понятие как проявление закономерности общественного развития. 

      Изучение экономических явлений, подводящее учащихся к пониманию роли экономического развития в жизни общества, должно быть завершено большим обобщением.

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика