Повышение эффективности обучения истории в средней школе (Гора П. В.) 1988 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника Повышение эффективности обучения истории в средней школе (Гора П. В.) 1988

Назначение: Библиотека учителя истории, основ советского государства и права, обществоведения

© Издательство  Просвещение Москва 1988

Авторство: Пётр Васильевич Гора

Формат: DjVu, Размер файла: 6.16 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

Общее понятие о методике и процессе школьного обучения истории 7 

§ 1. Процесс и методика школьного обучения истории. Знание закономерностей обучения — необходимое условие повышения его результативности. 

Цели обучения истории 12 

§ 2. Общешкольные цели обучения и общие цели обучения истории в школе 

§ 3. Влияние целей обучения на определение содержания школьных курсов истории 21 

§ 4. Курсовые и поурочные цели обучения истории. Пути определения целей учителем 23 

Познавательные возможности учащихся 33 

§ 5. Познавательные возможности учащихся. Подход учителя к их определению 34 

§ 6. Взаимосвязи познавательных возможностей учащихся со смежными факторами процесса обучения 41 

Учебная деятельность учителя и учащихся. Методы, методические приемы и средства деятельности учителя и учащихся 45 

§ 7. Общая характеристика учебной деятельности учителя и учащихся 

§ 8. Понятие о способах учебной деятельности 47 

§ 9. Методические приемы и средства преподавания и учения 50 

§ 10. Приемы учебной работы и познавательные умения 59 

Преподавание истории учителем 64 

§ 11. Функции преподавания истории 65 

СМ. ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ...

 

§ 12. Приемы и средства изложения главных исторических фактов и их важнейших деталей 72 

§ 13. Приемы и средства изложения неглавных исторических фактов и статистического материала 90 

§ 14. Приемы и средства изложения хронологии 98 

§ 15. Приемы и средства изложения картографического материала 109 

§ 16. Приемы и средства изложения теоретического материала 115 

Познавательная деятельность учащихся на уроках истории. Организация ее учителем 127 

§ 17. Влияние содержания и приемов преподавания истории на характер познавательной деятельности учащихся 

§ 18. Обучение учащихся приемам познавательной деятельности в первые два-три года изучения истории 131 

§ 19. Обучение учащихся приемам преобразующей деятельности в 6 — 7-х классах 144 

§ 20. Обучение учащихся приемам изучения неглавных исторических фактов, статистического, картографического и хронологического 

материала 165 

§ 21. Приемы и средства изучения исторических фактов и теоретических сведений в старших классах 173 

§ 22. Опыт изучения в старших классах произведений В. И. Ленина 182 

Урок истории 190 

§ 23. Подготовка учителя к уроку 

§ 24. Описание одного из уроков о декабристах 202

Скачать бесплатный учебник  СССР - Повышение эффективности обучения истории в средней школе (Гора П. В.) 1988 года

Скачать

Скачать...

СМ. ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА...

 Мы живем в обстановке революционных преобразований. Руководствуясь историческими решениями XXVII съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС, советский народ осуществляет перестройку всех сфер жизни. Не остается в стороне от происходящих преобразований и советская школа. Она перестраивает свою работу в соответствии с решениями XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, февральского (1988) Пленума ЦК КПСС. 

      Главной целью школьной реформы является повышение качества образования, коммунистического воспитания и всестороннего развития учащихся. Успешное осуществление реформы зависит прежде всего от человеческого фактора — от уровня методологической, научно-исторической и методической подготовки учителей, от их педагогического мастерства и честного творческого отношения к своей сложной, нелегкой, но почетной работе наставников и воспитателей подрастающих поколений. 

      К сожалению, сейчас нельзя сказать, что уже все учителя или хотя бы большинство из них, имеют достаточно хорошую профессиональную подготовку и работают творчески, увлеченно, с интересом. Многие еще нуждаются в научной и методической помощи. 

      Добрым помощником учителя всегда была и остается книга, в том числе педагогическая, содержащая советы и рекомендации по теории и практике школьного преподавания учебных предметов. 

      В последние годы издано и продолжает издаваться большое количество педагогических книг и статей. Однако их содержание еще недостаточно влияет на качество обучения и воспитания учащихся. Чтобы преодолеть этот недостаток, каждому учителю важно не только знакомиться с их содержанием, но и проверять на практике новые педагогические идеи и брать на вооружение те из них, которые помогают в работе, качественно совершенствуют ее результаты. 

      В серии «Библиотека учителя...» вышла очередная книга по методике. Она посвящена поискам методических путей повышения эффективности обучения истории. В книге описаны далеко не все возможные пути улучшения качества учительского труда, а лишь 

      некоторые из них. Читателю она даст представление о научных основах современной методики школьного обучения истории, познакомит с примерами передового педагогического опыта. 

      Начинающий учитель найдет в книге, кроме теоретических сведений, советы, помогающие обоснованно, в соответствии с целями и содержанием обучения, познавательными возможностями учащихся выбирать при подготовке к урокам такие приемы и средства преподавания различного по характеру исторического материала, которые обеспечивают устойчиво положительные результаты обучения. Помещенные в книге примеры из школьной практики познакомят с тем, как, опираясь на передовой учительский опыт, организовать и руководить познавательной деятельностью учащихся, как учить учеников приемам и умениям самостоятельной учебной работы, особенно на начальном этапе обучения истории в 4 — 6-х классах. 

      Квалифицированным учителям книга поможет соотнести свои методические знания и умения с основными факторами и закономерностями процесса школьного обучения истории, научно обосновать, а возможно, и откорректировать применяемую методику. Содержащиеся в книге примеры из учительской практики дадут возможность сравнить свои подходы к некоторым вопросам методики преподавания истории и организации познавательной деятельности учащихся с аналогичными подходами других опытных учителей. Такое сравнение поможет им взглянуть на свою работу как бы со стороны и внести в нее что-то новое, повышающее эффективность обучения истории. Особенно это касается теории и практики организации познавательной деятельности и обучения учащихся разных школьных возрастов приемам и умениям самостоятельной учебной работы. 

      Часть сведений, содержащихся в книге, многим учителям уже знакома, поскольку они были опубликованы в других методических сочинениях. Но, возможно, учителя найдут среди этих сведений и что-то новое, ранее неизвестное, либо забытое. 

      Вместе с тем книга познакомит учителей с ранее не публиковавшимися методическими идеями. При первом знакомстве какие-то из них могут показаться необычными, не вписывающимися в сложившуюся практику обучения. Но все новое требует проверки, и автор просит читателей не проходить мимо новых идей и теоретических понятий, не отвергать их «с порога», а попытаться проверить в своей работе. 

      Учителя, работающие в содружестве с автором, уже использовали предлагаемые методические рекомендации на практике и получали обнадеживающие результаты. Первое время в работе у них возникали трудности. Но когда был накоплен необходимый опыт, работа пошла быстрее, легче, продуктивнее. 

      Одна из упомянутых идей предполагает выделение из содержания урока главного и последующее определение целей урока на основе образовательных, воспитательных и развивающих функций (возможностей) главного. 

      Цели в книге рассматриваются как совокупности задач, реализация которых в совместной работе учителя и учащихся позволяет получить намеченные результаты обучения. Они определяют необоснованный выбор учителем приемов и средств преподавания и учения, отбор дополнительного содержания уроков. Тщательно не продумав целей, четко не сформулировав их, нельзя рассчитывать на положительные результаты обучения. 

      Вторая идея связана с дифференцированным подходом учителя к организации познавательной деятельности учащихся с учетом их сил и возможностей. В последние годы, в условиях всеобщего среднего образования, эта мысль получает в дидактике все более прочные позиции. Но в своей практике учителя истории еще мало используют опыт такой работы.

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика