Повышение эффективности обучения истории в средней школе (Гора П. В.) 1988 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника Повышение эффективности обучения истории в средней школе (Гора П. В.) 1988

Назначение: Библиотека учителя истории, основ советского государства и права, обществоведения

© Издательство  Просвещение Москва 1988

Авторство: Пётр Васильевич Гора

Формат: DjVu, Размер файла: 6.16 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

Общее понятие о методике и процессе школьного обучения истории 7 

§ 1. Процесс и методика школьного обучения истории. Знание закономерностей обучения — необходимое условие повышения его результативности. 

Цели обучения истории 12 

§ 2. Общешкольные цели обучения и общие цели обучения истории в школе 

§ 3. Влияние целей обучения на определение содержания школьных курсов истории 21 

§ 4. Курсовые и поурочные цели обучения истории. Пути определения целей учителем 23 

Познавательные возможности учащихся 33 

§ 5. Познавательные возможности учащихся. Подход учителя к их определению 34 

§ 6. Взаимосвязи познавательных возможностей учащихся со смежными факторами процесса обучения 41 

Учебная деятельность учителя и учащихся. Методы, методические приемы и средства деятельности учителя и учащихся 45 

§ 7. Общая характеристика учебной деятельности учителя и учащихся 

§ 8. Понятие о способах учебной деятельности 47 

§ 9. Методические приемы и средства преподавания и учения 50 

§ 10. Приемы учебной работы и познавательные умения 59 

Преподавание истории учителем 64 

§ 11. Функции преподавания истории 65 

СМ. ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ...

 

§ 12. Приемы и средства изложения главных исторических фактов и их важнейших деталей 72 

§ 13. Приемы и средства изложения неглавных исторических фактов и статистического материала 90 

§ 14. Приемы и средства изложения хронологии 98 

§ 15. Приемы и средства изложения картографического материала 109 

§ 16. Приемы и средства изложения теоретического материала 115 

Познавательная деятельность учащихся на уроках истории. Организация ее учителем 127 

§ 17. Влияние содержания и приемов преподавания истории на характер познавательной деятельности учащихся 

§ 18. Обучение учащихся приемам познавательной деятельности в первые два-три года изучения истории 131 

§ 19. Обучение учащихся приемам преобразующей деятельности в 6 — 7-х классах 144 

§ 20. Обучение учащихся приемам изучения неглавных исторических фактов, статистического, картографического и хронологического 

материала 165 

§ 21. Приемы и средства изучения исторических фактов и теоретических сведений в старших классах 173 

§ 22. Опыт изучения в старших классах произведений В. И. Ленина 182 

Урок истории 190 

§ 23. Подготовка учителя к уроку 

§ 24. Описание одного из уроков о декабристах 202

 

 

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Повышение эффективности обучения истории в средней школе (Гора П. В.) 1988 года

Скачать

Скачать...

СМ. ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА...

 Мы живем в обстановке революционных преобразований. Руководствуясь историческими решениями XXVII съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС, советский народ осуществляет перестройку всех сфер жизни. Не остается в стороне от происходящих преобразований и советская школа. Она перестраивает свою работу в соответствии с решениями XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, февральского (1988) Пленума ЦК КПСС. 

      Главной целью школьной реформы является повышение качества образования, коммунистического воспитания и всестороннего развития учащихся. Успешное осуществление реформы зависит прежде всего от человеческого фактора — от уровня методологической, научно-исторической и методической подготовки учителей, от их педагогического мастерства и честного творческого отношения к своей сложной, нелегкой, но почетной работе наставников и воспитателей подрастающих поколений. 

      К сожалению, сейчас нельзя сказать, что уже все учителя или хотя бы большинство из них, имеют достаточно хорошую профессиональную подготовку и работают творчески, увлеченно, с интересом. Многие еще нуждаются в научной и методической помощи. 

      Добрым помощником учителя всегда была и остается книга, в том числе педагогическая, содержащая советы и рекомендации по теории и практике школьного преподавания учебных предметов. 

      В последние годы издано и продолжает издаваться большое количество педагогических книг и статей. Однако их содержание еще недостаточно влияет на качество обучения и воспитания учащихся. Чтобы преодолеть этот недостаток, каждому учителю важно не только знакомиться с их содержанием, но и проверять на практике новые педагогические идеи и брать на вооружение те из них, которые помогают в работе, качественно совершенствуют ее результаты. 

      В серии «Библиотека учителя...» вышла очередная книга по методике. Она посвящена поискам методических путей повышения эффективности обучения истории. В книге описаны далеко не все возможные пути улучшения качества учительского труда, а лишь 

      некоторые из них. Читателю она даст представление о научных основах современной методики школьного обучения истории, познакомит с примерами передового педагогического опыта. 

      Начинающий учитель найдет в книге, кроме теоретических сведений, советы, помогающие обоснованно, в соответствии с целями и содержанием обучения, познавательными возможностями учащихся выбирать при подготовке к урокам такие приемы и средства преподавания различного по характеру исторического материала, которые обеспечивают устойчиво положительные результаты обучения. Помещенные в книге примеры из школьной практики познакомят с тем, как, опираясь на передовой учительский опыт, организовать и руководить познавательной деятельностью учащихся, как учить учеников приемам и умениям самостоятельной учебной работы, особенно на начальном этапе обучения истории в 4 — 6-х классах. 

      Квалифицированным учителям книга поможет соотнести свои методические знания и умения с основными факторами и закономерностями процесса школьного обучения истории, научно обосновать, а возможно, и откорректировать применяемую методику. Содержащиеся в книге примеры из учительской практики дадут возможность сравнить свои подходы к некоторым вопросам методики преподавания истории и организации познавательной деятельности учащихся с аналогичными подходами других опытных учителей. Такое сравнение поможет им взглянуть на свою работу как бы со стороны и внести в нее что-то новое, повышающее эффективность обучения истории. Особенно это касается теории и практики организации познавательной деятельности и обучения учащихся разных школьных возрастов приемам и умениям самостоятельной учебной работы. 

      Часть сведений, содержащихся в книге, многим учителям уже знакома, поскольку они были опубликованы в других методических сочинениях. Но, возможно, учителя найдут среди этих сведений и что-то новое, ранее неизвестное, либо забытое. 

      Вместе с тем книга познакомит учителей с ранее не публиковавшимися методическими идеями. При первом знакомстве какие-то из них могут показаться необычными, не вписывающимися в сложившуюся практику обучения. Но все новое требует проверки, и автор просит читателей не проходить мимо новых идей и теоретических понятий, не отвергать их «с порога», а попытаться проверить в своей работе. 

      Учителя, работающие в содружестве с автором, уже использовали предлагаемые методические рекомендации на практике и получали обнадеживающие результаты. Первое время в работе у них возникали трудности. Но когда был накоплен необходимый опыт, работа пошла быстрее, легче, продуктивнее. 

      Одна из упомянутых идей предполагает выделение из содержания урока главного и последующее определение целей урока на основе образовательных, воспитательных и развивающих функций (возможностей) главного. 

      Цели в книге рассматриваются как совокупности задач, реализация которых в совместной работе учителя и учащихся позволяет получить намеченные результаты обучения. Они определяют необоснованный выбор учителем приемов и средств преподавания и учения, отбор дополнительного содержания уроков. Тщательно не продумав целей, четко не сформулировав их, нельзя рассчитывать на положительные результаты обучения. 

      Вторая идея связана с дифференцированным подходом учителя к организации познавательной деятельности учащихся с учетом их сил и возможностей. В последние годы, в условиях всеобщего среднего образования, эта мысль получает в дидактике все более прочные позиции. Но в своей практике учителя истории еще мало используют опыт такой работы.

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика