Работа с хронологией в школе (Линко, Петрова) 1960 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Авторство: Григорий Михайлович Липко, Евгения Викторовна Петрова
Формат: DjVu, Размер файла: 1.16 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Изучение системы летосчисления 8
Глава II. Изучение хронологических дат путем введения их в характеристику исторического события 20
Глава III. Работа с хронологической таблицей 31
Глава IV. Работа с синхронистическими таблицами 45
Глава V. Работа над изучением исторических периодов 54
Таблица 1. Синхронистическая таблица по истории средних веков (XI — XV века) 70
Таблица 2. Развитие Русского государства в XVI — XVII веках 74
Таблица 3. Первобытнообщинный строй на территории СССР 76
Таблица 4. Основные периоды развития феодального строя 78
Таблица 5. Главные периоды истории Греции 79
Таблица 6. Разложение феодализма и зарождение капиталистических отношений 81
Скачать бесплатный учебник СССР - Работа с хронологией в школе (Линко, Петрова) 1960 года
СКАЧАТЬ DjVu
ВВЕДЕНИЕ
Установить законы развития общества историк может лишь изучая конкретные исторические события в их хронологической последовательности. Однако не всегда удается установить хронологическую последовательность исторических явлений без специальных изысканий, так как ряд фактов древней, средней, а иногда и новой истории с трудом поддается точному установлению времени, в которое они совершались. Кроме того, исторические события далекого прошлого зафиксированы источниками в датах современного им летосчисления и календаря. Эти даты подлежат переводу на современное летосчисление. Из потребности установить время исторических событий и их последовательность родилась вспомогательная историческая дисциплина — хронология.
Хронология запечатлевает последовательность во времени, в какой совершались исторические события, давая историку возможность изучать их в развитии, взаимосвязях и взаимодействии. Недаром хронологию называют «градусной сетью истории».
В школьной практике задача хронологии скромнее. Опираясь на установленные научными исследованиями даты исторических событий, хронология показывает учащимся последовательность исторических явлений, протяженность свершения их во времени, подводит учащихся к пониманию измерения времени, знакомит с системой летосчисления.
Опираясь на хронологическую последовательность исторических фактов, учитель подводит учащихся к изучению причинно-следственных связей, а через них — к раскрытию законов развития общества. Вот почему Совнарком и ЦК ВКП(б) требовали при прохождении истории в школе соблюдать историко-хронологическую последовательность в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся хронологических дат, без чего невозможны «...правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории». 1
Запоминание хронологических дат происходит на базе изучения исторического материала. Основные даты могут быть восприняты на почве смысловых связей и закреплены в памяти путем многократного механического повторения.
Психология учит, что запоминание основано на двух типах связей: связи по существу (смысловые связи) и связи по ассоциации, когда хронологическая дата просто ассоциируется в сознании с событием и запоминается не по смыслу, а чисто механически. Следовательно, при изучении хронологии у учащихся налицо два вида памяти — смысловая и механическая. Задачей учителя является как можно больше использовать запоминание по смысловым связям. Однако останется много и таких хронологических дат, которые могут быть усвоены механической памятью.
Раскрывая на уроках причинно-следственные связи исторических событий, учитель подводит учащихся к осмысленному изучению хронологии. Зная твердо главные, узловые даты исторических событий, учащийся может ясно представить себе весь ход исторического процесса и расставить во времени такие события, которые в школьном курсе истории не датированы.
Учащиеся овладевают знанием хронологии и умением оперировать ею не сразу. Работа над датами ведется во всех классах школы, но основы ее закладываются в четвертом классе, где учащиеся получают первые знания по хронологии. Они знакомятся с опорными датами отечественной истории, которые называют, рассказывая то или иное событие из истории СССР; учащиеся начинают понимать, что дата — один из элементов характеристики явления. Учащиеся умеют расставлять в хронологической
1 Сборник «К изучению истории», Госполитиздат, 1938, стр. 18,
последовательности исторические факты, отмечая век и тысячелетие. В некоторых случаях они могут сопоставить события, связанные между собой логической связью. Так, говоря о свержении татарского ига, учащиеся отмечают, что оно было через 240 лет после нашествия монголов и через сто лет после Куликовской битвы. Некоторые недатированные события учащиеся помещают по их логической связи; так, например, говоря о новом нашествии татар на Москву после Куликовской битвы, они отмечают, что это событие было после победы на Куликовом поле.
Учащиеся в четвертом классе начинают знакомиться с понятием время. Однако большие отрезки времени в сто, двести, тысячу лет остаются для них абстракцией.
Методика преподавания истории в начальной школе разработала ряд приемов, которые могут обеспечить первые знания по хронологии.
В первую очередь назовем составление учащимися хронологических таблиц.
Учащиеся пишут в хронологической последовательности даты и названия событий, иногда усложняют запись добавлением века и тысячелетия. Составление хронологических таблиц помогает закрепить в памяти даты и последовательность событий.
Ряд учителей заменяет составление хронологических таблиц работой с карточками. Каждое датированное событие воспроизводится на трех карточках: карточке с обозначением века, карточке года и карточке с названием события. Карточки выполняются на твердой бумаге, крупным плакатным шрифтом, чтобы надписи были видны всему классу. Эти карточки при работе накалываются кнопками на досу или вставляются в «наборное полотно» К
С карточками ведется разнообразная работа. Учащиеся составляют из них хронологические таблицы последовательности событий или подбирают их по тематическому принципу. Учащимся нравится работа с карточками, так как она напоминает игру. Некоторые учителя соединяют эту работу с подобранными иллюстрациями или используют настенные картины, изданные Учпедгизом,
1 В. Г. К а р ц е в, Методика преподавания истории в начальной школе, Учпедгиз, 1956, стр. 90 — 91
Учащийся должен расставить иллюстрации в хронологической последовательности и указать даты исторических событий, изображенных на картине.
Работа над пониманием времени ведется с помощью задач типа: «Сколько лет прошло от завоевания монголами Русского государства до освобождения от татарского ига?» «Сколько лет тому назад была первая русская революция?»
Иногда учителя стремятся выработать у учащихся понимание протяженности времени путем пространственной зрительной ассоциации при помощи так называемой ленты времени.
Наиболее интересную ленту времени предлагает И. В. Гиттис. Она рекомендует создавать ленту времени в виде широкой полосы, разделенной на века, а внутри века — на пятилетия. На ленте времени делаются прорези, куда вставляются карточки с названием событий и годов. При такой ленте времени перед глазами учащихся появляются годы и события, причем каждое событие фиксируется на ленте времени в точном соответствии с другими историческими событиями.1
Однако в четвертом классе начата лишь основная работа над изучением хронологии.
Дальнейшее изучение хронологии продолжается на основе знаний, полученных в IV классе, в V — VIII классах, где закладываются более прочные знания по хронологии и вырабатывается умение пользоваться ею при изучении истории.
Главная задача заключается в подведении учащихся к пониманию времени. Работа начинается с изучения системы летосчисления, принятого у нас. В связи с этим приходится поставить ряд упражнений по изучению «обратного счета», обратной последовательности лет, веков и тысячелетий.
Наряду с изучением новых опорных дат, учащиеся усваивают длительность событий и количество годов, лежащих между ними. Они знакомятся с понятием «темп» событий, учатся правильно определять последовательность исторических событий, не датированных учебниками.
1 И. Гиттис, История в начальной школе, «Исторический журнал», 1937, № 9, стр. 89
В IV — VIII классах начинается работа над показом взаимосвязей и взаимообусловленности исторических явлений. Для раскрытия этих связей применяются разнообразные хронологические и синхронистические таблицы.
Учащиеся постепенно приучаются характеризовать крупные хронологические периоды и подводятся к пониманию основных исторических закономерностей.
В старших классах работа над хронологией углубляется, причем делается ударение на использование знаний, полученных в восьмилетке. Продолжается работа над усвоением дат исторических событий, их последовательности, продолжительности, темпа, но учащиеся пользуются полученными в V — VIII классах умением и навыками запоминания, записями, таблицами и т. д. Учитель использует знания по хронологии для более глубокого понимания исторического процесса путем анализа таблиц. Углубляется работа над периодизацией, раскрытием характерных признаков формации и этапов.
Существует ряд методических приемов, поделиться которыми с читателями и намерены авторы этой книги.
Глава I
ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЯ
Учителю предстоит преодолеть большие трудности при раскрытии содержания системы летосчисления. Учащиеся с большим трудом и далеко не сразу усваивают особенности современного летосчисления, понятия эра, обратный счет, выражение «до новой эры». Поэтому на изучение системы летосчисления нельзя жалеть времени. Ее надо пройти основательно и «прочно. С этим положением согласны все учителя.
Большинство учителей, следуя программе, отводит специальный урок системе летосчисления, помещая его после прохождения разделов программы: «Что изучает история. Откуда мы знаем прошлое». Другие учителя переносят изучение системы летосчисления на несколько уроков вперед, до встречи учащихся с первой датой «до новой эры», считая, что из-за трудности изучаемого материала к изучению системы летосчисления на втором уроке приступать рано.
Некоторые учителя мотивируют перенесение изучения системы летосчисления тем, что учащиеся оперируют на уроке датами исторических событий, содержание которых им неизвестно.
Конечно, изучение системы летосчисления на втором уроке себя не оправдывает. Во-первых, учащимся трудно охватить протяженность времени в счете лет до и после новой эры. Во-вторых, учащиеся не знают еще конкретных исторических событий по истории древнего мира, за исключением, быть может, восстания Спартака, о котором они читали. Приводимые даты событий из истории древнего мира ничего не говорят ни уму, ни сердцу ре-
бенка. В-третьих, понятия эра и обратный счет гдо новой эры» усваиваются с трудом. Из материала урока учащиеся запоминают лишь мифического Иисуса Христа. В-четвертых, подсчет лет между событиями древней истории превращается в механическое решение арифметических задач. Большинство учащихся с первого раза еще не усвоило основного содержания системы летосчисления, а исторические факты, с датами которых они оперируют, им неизвестны.