Работа учителя с учащимися на уроках истории в 8-10 классах (Левин С. Е.) 1957 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника Работа учителя с учащимися на уроках истории в 8-10 классах (Левин С. Е.) 1957

Назначение: Из опыта учителя

© Издательство  Просвещение Москва 1957

Авторство: С. Е. Левин

Формат: DjVu, Размер файла: 1.53 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 В последние годы стала общепризнанной необходимость ликвидации имеющейся перегрузки учащихся. Меры, предпринимаемые в этом направлении, касаются главным образом известного сокращения программ и учебников. 

      Мне представляется, что наряду с дальнейшей работой в этом направлении (ибо здесь сделаны лишь первые шаги) незаслуженно остается в тени и другой не менее важный путь уменьшения нагрузки учащихся — совершенствование методов обучения, перенесение центра тяжести изучения нового материала на урок с тем, чтобы с помощью продуманного комплекса методических приемов обеспечить усвоение и в значительной мере запоминание изученного нового материала на уроке, сократив таким образом время, необходимое на приготовление домашних заданий учащимися. 

СМ. ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА...

      Еще К. Д. Ушинский писал: «Если бы наставники употребляли свои пять часов ежедневных занятий как следует и действительно заставляли бы работать детей в классе, то детям оставалось бы разве только повторить дома выученное в школе» г. 

      Сокращение объема изучаемого материала и активная работа всех учащихся на уроке в результате продуманного применения разнообразных методов и приемов могут и должны не только помочь ликвидировать перегрузку учащихся, но и обеспечить одновременно осознанные, прочные и глубокие знания учащихся. 

      1 К. Д. Ушинский, Избранные педагогические сочинения Учпедгиз, М., 1945, стр. 512 — 513. 

      В этой брошюре я и попытаюсь осветить мой трехлетний опыт работы в этом направлении в процессе преподавания истории в VIII — X классах. 

      Я заранее оговариваюсь, что не ставлю перед собой задачи освещения всего комплекса вопросов методики преподавания истории, а вскрою лишь некоторые стороны педагогического процесса, помогающие добиться сокращения нагрузки учащихся и обеспечивающие в то же время прочные и глубокие знания учащихся. 

 

      НЕКОТОРЫЕ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 

      Я не буду перечислять всех общедидактических требований к проведению урока, обеспечивающих необходимые условия для максимальной активизации учащихся на уроке, ограничусь лишь краткими указаниями на некоторые из них. 

      Возбудить интерес к изучаемому предмету. Первым и важнейшим условием, без соблюдения которого невозможно достичь сколько-нибудь значительных успехов в усвоении учащимися той или иной учебной дисциплины, является возбуждение у учащихся глубокого интереса к изучаемому предмету. Достижение этой цели возможно при условии сочетания строгой научности, высокого идейно-теоретического уровня, яркости, эмоциональности, доступности и четкости изложения учителем каждой темы курса при максимальном использовании наглядности в процессе преподавания. 

      К сожалению, еще весьма распространен среди преподавателей истории взгляд, что интересным может быть лишь урок, содержащий яркие, красочные факты (например, народные восстания, сражения и т. д.). Что же касается уроков, посвященных изучению экономики, государственного устройства, внутренней политики и т. д., то на таких уроках будто бы, как правило, невозможно по-настоящему заинтересовать учащихся. 

      Такое мнение глубоко ошибочно. На каждом уроке можно достичь напряженного внимания и интереса всего класса. Все дело заключается в том, какой материал для рассказа отобран и как учитель строит урок. Если вес элементы урока: опрос, рассказ учителя, закрепление, домашнее задание — будят самостоятельную мысль, способствуют творческому процессу мышления учащихся, то урок будет столь же увлекательным, интересным, как и урок, насыщенный яркими историческими фактами. Важно не столько преподносить учащимся готовые выводы и обобщения, сколько подводить их к этим выводам, чтобы каждый из них как бы самостоятельно «открывал» их. 

      Подробней и на конкретных примерах я покажу это ниже. Кроме того, как это прекрасно показала своей работе А. А. Вагин, вполне возможно даже такие, казалось бы, «скучные» уроки, как уроки, посвященные изучению экономики, оснастить интереснейшими, прямо-таки увлекательными и необычайно доходчивыми фактами. 

      Учитывать особенности каждого класса. Чрезвычайно важно в процессе преподавания учитывать конкретные особенности каждого класса, общий уровень его подготовки, имеющиеся навыки и т. д. и в соответствии с этим с разной глубиной раскрывать те или иные темы курса в различных, хотя и параллельных классах. Так, например, среди методистов-историков идет спор, надо ли вводить в восьмых классах понятия «производительные силы» и «производственные отношения». Как решить этот вопрос? Мне кажется, что, как правило, вводить их не следует, особенно понятие «производственные отношения»: оно недоступно учащимся восьмых классов. Но в минувшем 1955/56 учебном году у меня были восьмые классы с общим уровнем подготовки выше среднего. В этих классах для повышения интереса к истории я считал не только возможным, но и необходимым раскрыть эти понятия. 

      Надо было видеть, какой интерес это возбудило у учащихся, с каким напряженным вниманием они слушали объяснение. «У детей часто можно заметить, какое удовольствие доставляет им ясное сознание какого-либо нового предмета, новой мысли. Как будто какой-то свет озаряет их, глаза их светятся, все лицо как будто сияет, они начинают говорить от избытка чувства, выставляют свои соображения, планы и т. д. Это значит, что мысль усвоена ими с полнотой и ясностью, достаточной для того, чтобы возбудить в них внутреннее чувство. И счастлив 

      1 А. А. Вагин, Вопросы экономики в школьном курсе истории. Учпедгиз, М., 1955. 

      тот учитель, который умеет часто приводить своих учеников в такое состояние». 

      Применять разнообразные методы и приемы. Немаловажное значение имеет и применение разнообразных методов и приемов раскрытия материала в зависимости от его содержания. Невыполнение этого условия, стандартное, однообразное построение урока влечет за собой падение интереса к предмету, пассивность класса, а следовательно, учащиеся в лучшем случае будут лишь механически запоминать изученный материал; такие знания обычно весьма поверхностны и непрочны. 

      Подробней к этому вопросу я вернусь ниже. 

      Образовательно-воспитательные цели урока. Опыт руководства педагогической практикой студентов показывает, как трудно начинающему учителю (да зачастую и не только начинающему) четко определить образовательно-воспитательные цели урока в их неразрывном единстве и вычленить основные исторические понятия, формируемые в сознании учащихся на каждом данном уроке. 

      Прежде всего очень часто даже не делается попыток четко определить образовательно-воспитательные цели урока и основные понятия. А между тем вряд ли нужно доказывать, какое значение это имеет. Если сам учитель не определил эти цели и понятия, формируемые в сознании учащихся на данном уроке, то и весь урок будет рыхлым, распадется на не связанные или очень слабо связанные между собой части, не будет стержня, объединяющего их, ведущей идеи.

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Работа учителя с учащимися на уроках истории в 8-10 классах (Левин С. Е.) 1957 года

Скачать

Скачать...

  

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика