Работа учителя с учащимися на уроках истории в 8-10 классах (Левин С. Е.) 1957 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника Работа учителя с учащимися на уроках истории в 8-10 классах (Левин С. Е.) 1957

Назначение: Из опыта учителя

© Издательство  Просвещение Москва 1957

Авторство: С. Е. Левин

Формат: DjVu, Размер файла: 1.53 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 В последние годы стала общепризнанной необходимость ликвидации имеющейся перегрузки учащихся. Меры, предпринимаемые в этом направлении, касаются главным образом известного сокращения программ и учебников. 

      Мне представляется, что наряду с дальнейшей работой в этом направлении (ибо здесь сделаны лишь первые шаги) незаслуженно остается в тени и другой не менее важный путь уменьшения нагрузки учащихся — совершенствование методов обучения, перенесение центра тяжести изучения нового материала на урок с тем, чтобы с помощью продуманного комплекса методических приемов обеспечить усвоение и в значительной мере запоминание изученного нового материала на уроке, сократив таким образом время, необходимое на приготовление домашних заданий учащимися. 

СМ. ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА...

      Еще К. Д. Ушинский писал: «Если бы наставники употребляли свои пять часов ежедневных занятий как следует и действительно заставляли бы работать детей в классе, то детям оставалось бы разве только повторить дома выученное в школе» г. 

      Сокращение объема изучаемого материала и активная работа всех учащихся на уроке в результате продуманного применения разнообразных методов и приемов могут и должны не только помочь ликвидировать перегрузку учащихся, но и обеспечить одновременно осознанные, прочные и глубокие знания учащихся. 

      1 К. Д. Ушинский, Избранные педагогические сочинения Учпедгиз, М., 1945, стр. 512 — 513. 

      В этой брошюре я и попытаюсь осветить мой трехлетний опыт работы в этом направлении в процессе преподавания истории в VIII — X классах. 

      Я заранее оговариваюсь, что не ставлю перед собой задачи освещения всего комплекса вопросов методики преподавания истории, а вскрою лишь некоторые стороны педагогического процесса, помогающие добиться сокращения нагрузки учащихся и обеспечивающие в то же время прочные и глубокие знания учащихся. 

      НЕКОТОРЫЕ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 

      Я не буду перечислять всех общедидактических требований к проведению урока, обеспечивающих необходимые условия для максимальной активизации учащихся на уроке, ограничусь лишь краткими указаниями на некоторые из них. 

      Возбудить интерес к изучаемому предмету. Первым и важнейшим условием, без соблюдения которого невозможно достичь сколько-нибудь значительных успехов в усвоении учащимися той или иной учебной дисциплины, является возбуждение у учащихся глубокого интереса к изучаемому предмету. Достижение этой цели возможно при условии сочетания строгой научности, высокого идейно-теоретического уровня, яркости, эмоциональности, доступности и четкости изложения учителем каждой темы курса при максимальном использовании наглядности в процессе преподавания. 

      К сожалению, еще весьма распространен среди преподавателей истории взгляд, что интересным может быть лишь урок, содержащий яркие, красочные факты (например, народные восстания, сражения и т. д.). Что же касается уроков, посвященных изучению экономики, государственного устройства, внутренней политики и т. д., то на таких уроках будто бы, как правило, невозможно по-настоящему заинтересовать учащихся. 

      Такое мнение глубоко ошибочно. На каждом уроке можно достичь напряженного внимания и интереса всего класса. Все дело заключается в том, какой материал для рассказа отобран и как учитель строит урок. Если вес элементы урока: опрос, рассказ учителя, закрепление, домашнее задание — будят самостоятельную мысль, способствуют творческому процессу мышления учащихся, то урок будет столь же увлекательным, интересным, как и урок, насыщенный яркими историческими фактами. Важно не столько преподносить учащимся готовые выводы и обобщения, сколько подводить их к этим выводам, чтобы каждый из них как бы самостоятельно «открывал» их. 

      Подробней и на конкретных примерах я покажу это ниже. Кроме того, как это прекрасно показала своей работе А. А. Вагин, вполне возможно даже такие, казалось бы, «скучные» уроки, как уроки, посвященные изучению экономики, оснастить интереснейшими, прямо-таки увлекательными и необычайно доходчивыми фактами. 

      Учитывать особенности каждого класса. Чрезвычайно важно в процессе преподавания учитывать конкретные особенности каждого класса, общий уровень его подготовки, имеющиеся навыки и т. д. и в соответствии с этим с разной глубиной раскрывать те или иные темы курса в различных, хотя и параллельных классах. Так, например, среди методистов-историков идет спор, надо ли вводить в восьмых классах понятия «производительные силы» и «производственные отношения». Как решить этот вопрос? Мне кажется, что, как правило, вводить их не следует, особенно понятие «производственные отношения»: оно недоступно учащимся восьмых классов. Но в минувшем 1955/56 учебном году у меня были восьмые классы с общим уровнем подготовки выше среднего. В этих классах для повышения интереса к истории я считал не только возможным, но и необходимым раскрыть эти понятия. 

      Надо было видеть, какой интерес это возбудило у учащихся, с каким напряженным вниманием они слушали объяснение. «У детей часто можно заметить, какое удовольствие доставляет им ясное сознание какого-либо нового предмета, новой мысли. Как будто какой-то свет озаряет их, глаза их светятся, все лицо как будто сияет, они начинают говорить от избытка чувства, выставляют свои соображения, планы и т. д. Это значит, что мысль усвоена ими с полнотой и ясностью, достаточной для того, чтобы возбудить в них внутреннее чувство. И счастлив 

      1 А. А. Вагин, Вопросы экономики в школьном курсе истории. Учпедгиз, М., 1955. 

      тот учитель, который умеет часто приводить своих учеников в такое состояние». 

      Применять разнообразные методы и приемы. Немаловажное значение имеет и применение разнообразных методов и приемов раскрытия материала в зависимости от его содержания. Невыполнение этого условия, стандартное, однообразное построение урока влечет за собой падение интереса к предмету, пассивность класса, а следовательно, учащиеся в лучшем случае будут лишь механически запоминать изученный материал; такие знания обычно весьма поверхностны и непрочны. 

      Подробней к этому вопросу я вернусь ниже. 

      Образовательно-воспитательные цели урока. Опыт руководства педагогической практикой студентов показывает, как трудно начинающему учителю (да зачастую и не только начинающему) четко определить образовательно-воспитательные цели урока в их неразрывном единстве и вычленить основные исторические понятия, формируемые в сознании учащихся на каждом данном уроке. 

      Прежде всего очень часто даже не делается попыток четко определить образовательно-воспитательные цели урока и основные понятия. А между тем вряд ли нужно доказывать, какое значение это имеет. Если сам учитель не определил эти цели и понятия, формируемые в сознании учащихся на данном уроке, то и весь урок будет рыхлым, распадется на не связанные или очень слабо связанные между собой части, не будет стержня, объединяющего их, ведущей идеи.

Скачать бесплатный учебник  СССР - Работа учителя с учащимися на уроках истории в 8-10 классах (Левин С. Е.) 1957 года

Скачать

Скачать...

  

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ИСТОРИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика