Skip to main content

Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории (Грицевский И. М.) 1987 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 

Обложка старого советского учебника Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории (Грицевский И. М.) 1987

Назначение: Книга для учителя истории

© Издательство  Просвещение Москва 1987

Авторство: Идель Матвеевич Грицевский

Формат: DjVu, Размер файла: 1.37 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 

Учебник — важнейшее орудие труда учителя 4 

Помощь учебника в определении целей урока 16 

Логика изложения темы в учебнике и логика изложения учителя 27 

Учебник — ориентир в поиске и отборе дополнительных материалов к уроку 37 

Опора на учебник при разработке системы приемов изучения материалов на уроке 51 

Заключение 74 

Приложение 75

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ


Скачать бесплатный учебник  СССР - Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории (Грицевский И. М.) 1987 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Предисловие 

      Учебникам н вопросам работы с ними посвящено множество книг, брошюр, статей, специальных исследований. Однако вся эта литература затрагивает в основном два вопроса: совершенствование самого учебника и организация работы учащихся с учебником. Учителю она необходима лишь в той мере, в какой он выступает как посредник между учебником и учеником. 

      Многочисленные беседы с учителями рисуют следующую картину подготовки их к урокам истории. Учитель, ознакомившись с программой, смотрит учебник, потом изучает методические пособия и все доступные ему методические поурочные разработки, затем стремится «начитаться» (выражение учителей) как можно больше исторической литературы по теме и собрать как можно больше средств наглядности. Главные трудности возникают при отборе материала. Учитель порой собирает его столько, что хватило бы на добрый десяток уроков. И в результате такой учитель перед уроком, как правило, испытывает чувство неуверенности, так как не хватает времени на обработку и систематизацию этих материалов. Сознание незавершенности работы рождает у некоторых учителей чувство неудовлетворенности. 

      Многолетний опыт обучения учителей работе с учебником показал, что положение может коренным образом измениться, труд учителя может быть ощутимо облегчен и будет более производительным, если изменится отношение к учебнику, если учитель на деле будет относиться к учебнику как к своему важнейшему орудию труда. Но что это значит? Какие возможности для учителя заложены в учебнике? Как извлечь эти возможности? Ответам на эти и некоторые другие вопросы посвящена предлагаемая книга. Настоятельная потребность в решении этих вопросов приобрела особое значение именно сейчас, когда реформой школы предусматривается решительно повысить уро- 

      вень обучения. Одним из путей решения этой задачи является совершенствование школьных учебников — с одной стороны, и наиболее полное использование учителем возможностей, заложенных в них, — с другой. Без последнего ни один даже самый совершенный учебник сам по себе не обеспечит желаемых результатов. В то же время умения извлекать заложенные в учебнике возможности не приходят к учителю автоматически: они, как и всякие профессиональные умения, требуют от него теоретической подготовки и практической работы. 

      Опыт обучения учителей работе с учебником проводился на материалах всех ныне действующих учебников истории. Разработанные приемы могут быть применены тем успешнее, чем совершеннее учебник. Поэтому автор ограничивается лишь примерами работы с учебниками истории древнего мира и истории средних веков и в отдельных необходимых случаях обращается к учебнику истории СССР для 7 класса1. 

      В целях удобства для читателей круг тем, на которых демонстрируются приемы работы с учебником, предельно ограничен. В тех случаях, когда материал избранных тем не позволяет достаточно рельефно показать суть той или иной стороны работы с учебником, привлекаются новые темы. Пример применения целостной системы приемов работы с учебником на материалах одной темы вынесен в приложение. 

      1 Коровкин Ф. П. История древнею мира: Учебник для 5 класса — М., 1984; Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учебник для 6 класса. — М., 1987; Рыбаков Б. А., Сахаров А. М., Преображенский А. А., Краснобаев Б. И. История СССР: Учебник для 7 класса. — М., 1987. В дальнейшем будет называться только класс, для которого предназначен учебник. 

      Автор сознает, что предпринятая в данной книге первая попытка раскрыть «технологию» работы учителя с учебником при подготовке к уроку не может быть полной. Совершенство в разработке любого вопроса достигается путем коллективного обсуждения и многократной проверки на практике. Поэтому автор будет весьма признателен за все советы и замечания, которые будут иметь целью содействовать решению затронутой проблемы. 

      

      Учебник — важнейшее орудие труда учителя 

      Выявление сути проблем о роли учебника в деятельности учителя предполагает рассмотрение следующих трех вопросов: 

      1. Почему учебник можно рассматривать как важнейшее орудие труда учителя? 

      2. Чем роль учебника в качестве орудия труда учителя отличается от роли его в качестве орудия труда ученика? 

      3. В чем особенность использования учебника в качестве орудия труда учителя? 

      В дидактике утвердилось определение современного школьного учебника как «массовой учебной книги, излагающей предметное содержание образования и определяющей виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей 

      Из сказанного следует, что хотя школьный учебник непосредственно предназначен ученику, он вместе с тем и в силу этого выступает в качестве орудия труда и для учителя. На это в свое время обратил внимание К. Д. Ушин-ский, который следующими выразительными словами характеризовал роль учебника для всего процесса обучения: «При хорошем учебнике и благоразумной методе посредственный (выделено мною. — Я. Г.) преподаватель может быть хорошим, а без того и другого лучший преподаватель... долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу»2. Такая оценка учебника сопряжена с гем, что он, выражаясь словами советских дидактов, «выступает в качестве основного источника построения всего (выделено мною. — И. Г.) учебного процесса»3, указывает его ход и направление, поскольку в нем «опредмечена и запрограммирована деятельность ученика и предполагаемая деятельность учителя»4. Поэтому есть основание утверждать, что учебник не менее важен для учителя, чем для ученика. Совсем не случайно Н. К. Крупская, выдвигая задачу, «чтобы учебник был необходимым орудием груда и для учителя и для ученика, прежде указывает учителя, а затем уже ученика. 

      Недостаточное внимание к учебнику, характерное для 

      1 Зуев Д. Д. Школьный учебник. — М., 1983. — С. 12. 

      2 Уши некий К. Д. Собр. соч. — М., 1952. — Т. II. — С. 48. 

      3Лернер И. Я. Состав содержания образования и пути его 

      воплощения в учебнике//Проблемы школьного учебника. — М., 1978. — Вып. 6. — С. 47. 

      4 К р а е в с к и й В. В. Определение функций учебника как методологическая проблема//Проблемы школьного учебника. — М., 1976. — Вып. 4. — С. 22. 

      5 Крупская Н. К. Пед соч.: В 10 т. — М., 1954. — Т. 3. — С. 111. 

      многих учителей, приводит к тому, что он не играет той роли, которую может играть. В данном случае наблюдается закономерность, общая для эффективности использования всех орудий труда: чем больше они изучены, тем более оказываются полезными, поскольку умножаются возможности для разностороннего их использования и совершенствования. 

      В книге известных советских дидактов М. Н. Скаткина и В. В. Краевского говорится: «Программы и учебники — нормативные документы, призванные направлять практическую деятельность обучения в школе, своего рода проекты или сценарии, по которым должна ориентироваться эта деятельность»1. Не будем касаться вопроса о точности этого сравнения. Главное — в другом. Программа и учебник — документы нормативного характера. Их нормативность предстает перед учителем прежде всего в плане определения круга знаний (понятий, закономерностей, основных фактов и т. п.), которые должны составить содержание обучения. Учебник определяет примерные параметры (и прежде всего минимум) глубины раскрытия этих знаний, мировоззренческую их направленность. Кроме того, в учебнике содержатся ориентиры для организации процесса усвоения знаний и умственного развития учащихся. 

      Как же должна строиться работа учителя с учебником с тем, чтобы выявить и использовать все заложенные в нем возможности, как явные, очевидные, так и неявные, скрытые, подспудные? Для решения этого вопроса необходимо рассмотреть прежде всего материалы учебника. 

      Перед учителем при подготовке к каждому уроку возникают проблемы, связанные с определением целей урока и путей их реализации. При этом разработка урока во всей конкретности должна отвечать целому ряду дидактических требований. Однако ведущая часть стоящих перед учителем задач уже получила определенное решение в учебнике, поскольку в нем «воплощены результаты научной работы многих исследователей-педагогов»2. 

      Найденные в учебнике решения имеют для учителя двоякую ценность. Во-первых, они составляют большую часть, а нередко и всю программу его совместной с учениками деятельности. Во-вторых, решения учебника могут 

      1 Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования, проблемы и перспективы. — М., 1981. — С. 64. 

      2 Там же. 

      служить учителю руководством при разработке замысла урока. Ввиду нормативного характера учебника его целевая и научная направленность составляют основу педагогического замысла и определяют его характер. Эта направленность не может быть прямо изложена в учебнике, но незримо присутствует в нем. Для ее выявления необходим анализ, при котором выявляется внутренний, скрытый смысл материалов учебника, их подтекст. 

      Слово «подтекст», заимствованное из литературоведения и лингвистики, употребляется здесь в расширительном значении. В этом значении оно, независимо от специфики объектов, по отношению к которым применено, обозначает неявно выраженный, но непременно предполагаемый, скрытый смысл. Так, говорят о подтексте отношений между кем-либо, о подтексте поступка, о подтексте деятельности, о подтексте любого произведения искусства и т. д. Поэтому вполне оправданно говорить о подтексте не только текстовых, но и внетекстовых материалов учебника. Такой подход представляется особенно правомерным, если учесть, что в семиотике — науке о знаках и знаковых системах — термин «текст» получил более широкое толкование, чем в лингвистике. Согласно семиотике, в качестве текста можно рассматривать любую систему знаков, содержащую сообщение. Текстом считают, например, любое произведение искусства: поэму, картину, симфонию, архитектурный ансамбль и пр. Само собой разумеется, что такое расширительное употребление слова «подтекст» выходит далеко за рамки того специфического смысла, который ему придается в литературоведении.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика