Skip to main content

Сто игр по истории (Кулагина Г. А.) 1983 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 

Обложка старого советского учебника Сто игр по истории  (Кулагина Г. А.) 1983

Назначение: Пособие для учителя

© Издательство  Просвещение Москва 1983

Авторство: Галина Александровна Кулагина

Формат: DjVu, Размер файла: 7.62 MB

СОДЕРЖАНИЕ

      Предисловие 3 

      Психолого-педагогические основы исторических игр для школьников 5 

      Игры по истории для учащихся V класса 61 

      Игры по истории для учащихся VI класса 90 

      Игры по истории для учащихся VII—X классов 120

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Сто игр по истории  (Кулагина Г. А.) 1983 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» перед педагогическими коллективами, партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями школ поставлена задача «неуклонно повышать эффективность и качество учебной и воспитательной работы, добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний»1. 

      1 Правда, 1977, 29 дек. 

      Решению этой задачи, всемерной активизации самостоятельного, творческого мышления учащихся будет служить применение как в учебной, так и внеклассной работе исторических игр. Опыт их применения показал свою эффективность, увеличилось число кружков исторических игр (КИИ) в педвузах и школах. 

      В первом издании книги «Сто игр по истории», вышедшем в 1967 г., был представлен опыт работы КИИ Свердловского университета, а также некоторых учителей и методистов г. Свердловска. 

      За прошедшие с того времени годы появились новые игры, притом не только в Свердловске. Новый студенческий КИИ появился в Удмуртском университете. Хорошими пропагандистами исторических игр стали бывшие кружковцы, выпускники Уральского государственного университета, работающие ныне в различных городах и селах страны. 

      Широкое распространение исторических игр, постоянно возрастающий интерес к этой форме работы позволил в мае 1979 г. провести в Свердловске республиканскую олимпиаду среди студентов-историков, будущих учителей, прибывших из многих городов и сел страны. 

      Настоящая книга, предисловием к которой служат эти строки, не является простым повторением того, что было сдано в печать более пятнадцати лет назад. В ней делается попытка показать применение исторических игр как в учебной, так и внеклассной работе учителей не только города и Свердловской области, но и бывших членов КИИ, работающих ныне в различных уголках нашей страны. 

      Творческое применение исторических игр будет способствовать углублению знаний учащихся в области общественных наук, расширению их общественно-политического кругозора, развитию общей культуры, разносторонних интересов и способностей. 

     

      ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 

      1. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ 

      А. С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребенка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. В практике людей, работавших с этим замечательным педагогом, игра широко использовалась как могучее средство воздействия на детский коллектив. Игра порождала радость и бодрость, воодушевляла ребят, обогащала впечатлениями, помогала педагогам избегать назойливой назидательности, создавала в детском коллективе атмосферу дружелюбия. 

      В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием. 

      Против игр как простого средства развлечения в часы досуга, против недооценки познавательного и воспитательного значения игры в жизни ребенка наряду с А. С. Макаренко, Н. К. Крупской и другими советскими педагогами выступал А. М. Горький. Он писал, что «игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». 

      Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Но самое важное — это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, 

      1 Вполне понятно, что в данной книге речь пойдет не обо всем богатстве н разнообразий игр школьников (подвижные, ролевые и проч.). Наше внимание будет сосредоточено на дидактических играх, созданных на историческом материале, играх, которые помогут учителю истории не только организовать досуг учащихся, но и решать задачи умственного развития и коммунистического воспитания. 

      а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но может с умом пользоваться ее богатствами. 

      Игры помогают, по утверждению К. Д. Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Толковая игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие воспитания и обучения, требует значительного умственного напряжения от ее участников, приносит им в то же время большое удовлетворение. 

      А. М. Горький считал, что труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развитию воли и интеллекта.. Эту же мысль развивал и 

      А. С. Макаренко, считавший, что усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, что в игре незаметно для себя ребенок вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни. 

      Не следует забывать, что если в основе труда и учения лежит определенная программа и обусловленные требования, то в основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. Но игра, участниками которой будут ребята, потребует от них определенного умственного напряжения, настойчивости, терпения и организованности. Как тут установить грань между трудом и игрой, да и следует ли это делать? А если речь идет о создании новых игр, сделанных и оформленных самими учащимися, то это уже бесспорно труд, причем труд творческий, плодотворный. От коллектива ребят, занятых таким трудом, потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также самые разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучают выслушивать критические замечания товарищей и думать над устранением подмеченных в игре недостатков, развивают и укрепляют у учащихся чувство коллективизма. Последнее особенно полезно для детей с повышенным самолюбием, с болезненно развитым чувством превосходства. А из ребят, обладающих организаторскими способностями, в играх незаметно вырастают общепризнанные авторитеты, руководители пионерских отрядов и комсомольских организаций. 

      Моральные нормы, о соблюдении которых учитель часто и 

      многократно, но столь же и безуспешно напоминает ребятам, незаметно могут вырабатываться в ходе игры. Если же участники игры сами строго осуждают у товарищей проявление зазнайства, упрямства, несоблюдение существующих правил, то это благотворно повлияет на устранение таких недостатков у отдельных ребят. Недаром А. С. Макаренко высоко ценил играющий детский коллектив, в котором строгими судьями являются сами его участники. 

      Хочется указать еще на одну важную черту познавательных игр, превращающую их в орудие воспитания. 

      Они всегда ведутся по определенным правилам, в игре учащиеся должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащать себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе. 

      

      2. РОЛЬ И МЕСТО УЧИТЕЛЯ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ 

      Без учителя, без его поддержки многие интересные начинания ребят могут оказаться трудными и неосуществимыми для них. Учитель должен стать не только организатором игры, но и ее участником, так как простая отсылка ребят к игре (пусть даже очень хорошей!) не вызовет у них особого энтузиазма. Учитель должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести ребят в игру. Это не значит, конечно, что учитель идет вразрез с хорошими замыслами ребят, что он «навязывает» игру вопреки желаниям детского коллектива. 

      По мере того как исторические игры становятся более или менее постоянным занятием ребят, учитель постепенно как бы отходит на задний план. Но вначале он и высший авторитет, и судья во время возникающих споров и разногласий, и обязательно активный рядовой участник игр. Важно присутствие учителя, прекрасно владеющего предметом, в играх без определенных контрольных листов, играх, ответы в которых многообразны и могут поставить в затруднительное положение недостаточно знающего ученика. Так, без преподавателя истории невозможно на первых порах ввести хронологическую вертоли-ну, события в которой «привязаны» к таким большим периодам, как столетия. 

      Приведем в качестве примера игру, рекомендованную в первой нашей книге и уже проверенную учителями на практике. Для нее нужны некоторые несложные приспособления: игровая коробка с двумя колышками, два картонных диска с делениями, две цветные стрелки на игровом поле, направленные в сторону вращающихся на колышках дисков (см. рис. 1). 

      Первый вариант игры «Отвечай на вопрос». На правый колышек насажен диск с 10 делениями, в каждом из которых написана римская цифра, обозначающая века с X по XIX, на левый — диск со следующими вопросами: 

      1. Кто правил в Русском государстве? 

      2. Какие произошли войны? 

      3. Назови выдающегося полководца. 

      4. Какие битвы произошли на суше? 

      5. Какие битвы произошли на море? 

      6. Назови народные восстания и крестьянские войны. 

      7. Вспомни важнейшие законодательные акты. 

      8. Вспомни важнейшие события в истории культуры. 

      9. Назови видного деятеля науки, культуры, просвещения. 

      10. Важнейший памятник литературы и искусства. 

      Ведущий сначала приводит в движение левый диск и зачитывает вопрос, остановившийся против стрелки (например, вопрос № 8), потом приводит в движение правый диск и называет век, написанный в делении, остановившемся против стрелки (например, XVIII в.). В числе правильных могут оказаться многие ответы: «Открытие Академии наук в 1725 г.», «Открытие университета в 1755 г.» и др. Эта игра на запоминание различных событий приучает переводить века в конкретные даты. 

      Возможен и другой вариант игры, как, например, «Что произошло в этом году?». В этом случае на дисках пишутся различные даты, относящиеся к внутри- и внешнеполитической, а также культурной жизни государства. Диски приводятся в движение поочередно: сначала отыгрываются даты первого диска, потом — второго. Выигравшим является набравший большее количество очков за правильные ответы. 

      Как в такой игре обойтись без учителя? И дело не только в том, что он нужен во время возникающих споров. В его власти дать игре новый поворот, направить ее по новому руслу, усложнить, сделать еще более интересной, обратить внимание играющих на новые детали. Уточняющий вопрос учителя, вовремя поданная реплика, напоминание известного, облегчающее нахождение неизвестного, будут способствовать не только поддержанию интереса к игре на высоком уровне, но и дальнейшему упрочению авторитета самого учителя в среде учащихся. «Он все знает!» — говорят о таком с восхищением ребята и стремятся быть похожими на него. 

      Другой игрой, которую тоже лучше вести самому учителю, так как очень трудно заранее составить по ней исчерпывающий контрольный лист, является игра «Знаешь ли ты историю этих мест?». Для нее берется шесть одинаковых контурных карт (европейской и азиатской части СССР), они наклеиваются на картон и разрезаются на части (например: северо-западная 

      часть — Финский и Рижский заливы и прилегающая территория; другая часть — юго-западная — Поднепровье, Черное море и т. д.). Всем играющим выдаются одинаковые части карты (рис. 2). Ведущий засекает время (5 минут), участники записывают на листе бумаги исторические события, связанные с данной территорией. Выигрывает очко тот, кто один запишет правильно событие с датой. Если событие окажется записанным у двух участников игры, то каждому из них засчитывается по пол-очка. За событие, повторившееся в записях трех и более участников, очки не засчитываются (значит, событие очень известно и знание его не влечет за собой поощрения). 

      Если учащиеся не обладают достаточным навыком работы с контурной картой, игра может показаться трудной. Однако при повторных проигрывания, когда появляется умение ориентироваться по такой карте, накапливается историко-картографический материал, подобные игры принесут большую пользу учащимся. Эта игра может вестись и с указанием определенного времени, например: «Что здесь произошло в IX—XIV вв.; в XV—XVII вв.; в XVIII—XIX вв.?» Во втором случае, когда обусловлен век, проще составить контрольный лист, и тогда игрой может руководить любой ведущий. Но если отрезок времени неизвестен и играющие могут записывать все исторические события, связанные с этой территорией с древнейших времен до наших дней, то без учителя, его знаний и авторитета будут споры и неопределенность в результатах игры. Кроме того, учителю, участвующему в игре, легче влиять на коллектив, в играх он лучше узнает своих питомцев. 

      Вряд ли можно заранее в одном контрольном листе предусмотреть все возможные ответы и для такой игры, как вертоли-на «Советские композиторы», для которой на обе стороны диска наносятся фамилии композиторов, а учащиеся называют их произведения. Ведь осведомленность у играющих различная: одни из произведений С. Прокофьева назовут «Война и мир», «Семен Котко» и «Дуэнья»; другие — балет «Золушка», кантату «Александр Невский» или симфонию. Так и у В. Мурадели одни в первую очередь назовут «Бухенвальдский набат», а другие знакомы с его оперными произведениями. Есть и другое осложнение. Учащиеся знают больше произведений тех совет, ских композиторов, чьи имена не названы в учебнике по истории (И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, А. Пахмутовой и др.), и испытывают затруднения, когда нужно отвечать, например, о Ю. Шапорине. Вот почему на дисках вертолины вперемешку с именами известных композиторов-песенников нанесены и имена, названные в учебнике. 

      Некоторые учителя высказывают возражения против причисления подобных игр к историческим, так как об истории развития музыки, о композиторах, их жизни и деятельности, роли в развитии советского искусства ребята затрудняются рассказать. Другие, наоборот, считают, что при том минимальном времени, которое" можно уделить на уроке истории вопросам" развития советской музыки, при том материале, который дается в учебнике, игра эта очень полезна, особенно если она сопровождается проигрыванием пластинок или магнитофонных записей. Если к тому же в ходе вертолины ведущим задаются вопросы типа: какие исторические события положены в основу данного музыкального произведения? Когда они произошли? Какие исторические деятели выступают в качестве действующих лиц в этом произведении? и т. п., то историческое содержание этой игры становится очевидным. Вообще игры по истории культуры (литературные домино, музыкальные вертолины, квартеты по истории искусства и др.) требуют от ведущего осведомленности, эрудиции. Их, конечно, лучше всего вести самому учителю истории. 

      К числу игр, в которых роль учителя велика, следует отнести и ряд домино, где важно не просто выставить ту или иную фишку в соответствии с контрольным листом, а требуется и обоснование того или иного хода. Учитель, ведущий игру, всегда, а особенно в случае ошибочного ответа, может поставить перед игроками один из трех вопросов, которые требуют не простого знания (может быть, механически заученного ответа), а понимания. Например; «Чем можно доказать?», «Почему это было так?», «Могло ли быть иначе?», «Как это могло случиться?», «В чем причина?» и т. п. Это придает игре более творческий характер. 

      Например, к очень популярной среди семиклассников игре «Кто помнит?» также невозможно заранее составить контрольный лист. Это своеобразное состязание, в ходе которого события не систематизируются, а подбираются игроками по признаку связи с определенным местом. Удобна она и тем, что для 

      се проведения не нужно ничего, кроме карандаша и бумаги, и число участников может быть не ограничено. Учитель (а эту игру лучше всего проводить ему) просит приготовиться, обусловливает время и задает всем один вопрос: «Кто помнит больше событий, связанных с историей города Киева в XI в.?» По истечении времени ведется подсчет очков, при котором события, всем известные и упомянутые у трех и более игроков, вычеркиваются у всех (за них не присуждаются очки); события, упомянутые у двух игроков, дают каждому по пол-очка, упомянутые у одного дают зачетную единицу — очко. Игра эта хороша еще и тем, что проходит живо, с интересом, вызывает много споров, способствует не просто механическому повторению, но и пониманию учебного материала. К этой игре в течение учебного года учитель обращается неоднократно, некоторые используют ее на уроках. Приведенный ниже перечень вопросов для игры «Кто помнит?» построен на принципе постепенного усложнения и учитывает порядок прохождения материала. 

      Кто помнит больше исторических событий, связанных: с Северным Причерноморьем в VII—V вв. до н. э.; с Киевом в XI в.; с Новгородом в XIII в.; с Ростово-Суздальской землей в XIII в.; с Прибалтикой в XIII в.; с Москвой в XV в.; с Поволжьем в XVI в.; со Смоленском в XVII в.; с Сибирью в XVII в.; с Крымом в XVIII в.; с Астраханью в XVI—XVII вв.; с Казанью в XVI—XIX вв.; с Псковом (за всю его историю); с Петербургом в XVIII—XIX вв.; с Москвой в XVII—XIX вв.?

★Все➙ Конкурсы-Викторины

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика