Skip to main content

Тематические вечера по истории в VIII—X классах (Терехов) 1957 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Тематические вечера по истории в VIII—X классах (Терехов) 1957

Назначение: Для 8-10 классов средней школы

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР, МОСКВА 1957

Авторство: М. А. Терехов

Формат: DjVu, Размер файла: 1.45 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 

 I. Содержание тематических вечеров по истории в старших классах средней школы 

 II. Организация и подготовка тематических вечеров по истории 

 III. Проведение тематических вечеров по истории в школе и их результаты 

 IV. Примерные программы проведенных тематических вечеров и их краткий анализ 

 V. Литература к школьным тематическим вечерам по истории СССР

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Тематические вечера по истории в VIII—X классах (Терехов) 1957 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ 

      Тематические вечера по истории, в особенности в старших классах средней школы, с каждым годом все более и более привлекают внимание учителей истории. Школьные и общеклассные вечера являются одним из важных средств формирования мировоззрения, воспитания коммунистической морали подрастающего поколения. Поэтому они не случайно начинают занимать видное место в системе внеклассной работы. 

      Наряду с этим многие стороны данного вопроса слабо освещены в методической литературе или находятся в печати в несистематизированном виде, поэтому нередко малоопытные учителя истории при организации тематических вечеров в школе встречают трудности и не достигают осуществления поставленных воспитательных задач. Таким образом, необходимо дать в первую очередь молодым учителям истории методические основы и ряд практических советов по организации и проведению тематических вечеров в школе. 

      В данной брошюре описан опыт организации и проведения тематических вечеров по истории студентов IV курса исторического факультета Рязанского государственного педагогического института во время педагогической практики, а также обобщен опыт молодых, но творчески работающих учителей истории городских и сельских средних школ. 

      Автор выражает благодарность за присланный ценный материал по проведению вечеров учителям истории Рязанской области: Л. А. Бурмистровой (Большесельская средняя школа), В. П. Лидиной-Бегловой (б. Можарская 

      з 

      Средняя школа), А. М. Сидоровой (б. Ношуповская средняя школа), Е. С. Гречихикой (б. Морозо-Боркозская средняя, школ а, в данное время аспирантка педагогического института), А. А. Черниковой (Пронская средняя школа) и коллективу учителей средней школы № 16 г. Рязани, где студенты-практиканты совместно с учителями истории, литературы, пения и рисования под руководством автора как группового методиста в течение ряда лет провели несколько тематических вечеров. 

      Автор. 

      

      I. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЕЧЕРОВ ПО ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 

      XX съезд КПСС в своих решениях отмечает, что коммунистическое воспитание молодого поколения является важнейшей задачей и обязывает партийные организации в этих целях полнее и активнее использовать все средства идейного воспитания, в том числе науку, литературу и искусство. 

      XX съезд КПСС подвергнул суровой критике воспитательную работу подрастающего поколения в школах и выдвинул задачу — коренным образом улучшить воспитание молодежи, чтобы она была глубоко образованной, с политехническим кругозором, в моральном отношении устойчивой, физически выносливой, любящей труд и свою родину не на словах, а на деле, чтобы молодежь по окончании средней школы представляла собой «строителей нового общества, людей большой души и возвышенных идеалов, беззаветного служения своему народу, который идет в авангарде всего прогрессивного человечества» 

      Огромную роль в формировании молодого подрастающего поколения играет советская школа, которая должна использовать разнообразные формы и средства коммунистического воспитания молодежи. Одной из таких форм является внеклассная работа, в частности тематические вечера по истории СССР. 

      1 Н. С. X р у щ е в, Отчетный доклад Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза XX съезду партии, Господигиздат, 1956, стр. 95. 

      В системе учебно-воспитательной работы тематические вечера по истории СССР, как показывает опыт, являются важным фактором коммунистического воспитания молодого поколения. 

      Высшая идейно-политическая направленность вечеров достигается прежде всего содержанием темы и формой ее раскрытия — доступностью, эмоциональностью. При проведении вечеров привлекаются разнообразные виды искусства (художественное чтение, пение, музыка, инсценировка, художественное оформление зала и т. д.). 

      Виды тематических вечеров по исто- рии и их место в системе внеклассной работы. Формы и виды внеклассной работы по истории разнообразны. Основной формой организации внеклассной работы является кружок, организованный на добровольных началах, с твердым составом учащихся, с определенной программой занятий на год или полугодие, с установленным временем для занятий. 

      Другой формой организации внеклассной работы по истории являются те или иные мероприятия эпизодического характера, проводимые в основном в одном-двух классах. Сюда относятся: экскурсии в музеи, к историческим местам и памятникам прошлого, внеклассное чтение художественно-исторической литературы, просмотр диафильмов и кинофильмов, проведение классных тематических конференций, викторин и т. д. 

      Массовой формой внеклассной работы по истории в старших классах являются школьные тематические вечера, конференции, вечера-спектакли исторического содержания. 

      Все эти формы внеклассной работы и их разновидности иногда переплетаются между собой, дополняют друг друга, взаимосвязаны. В последние годы так называемые «исторические вечера» все шире и шире стали использоваться в школах. Это нашло свое отражение и в методической литературе. 

      Что же представляют собой школьные вечера по истории, или, как их называют, «тематические вечера по истории»? В методической литературе по этому вопросу не дается определенного понятия, не показываются признаки этого понятия, если не считать некоторых высказываний по данной проблеме А. Ф. Родина в его пособии по внеклассной работе «История родного села» (стр. 94 — 95). 

      В методической литературе, а также в практике отдельных учителей истории понятие «тематические вечера» толкуется по-разному. В печати мы встречаем такие названия: «вечера-монтажи», «вечера-конференции», «вечера-спектакли», «школьные исторические вечера», «тематические вечера и конференции», «ученические конференции по истории», «исторические конференции», «вечера-праздники», «вечера отдыха, развлечений» и т. д. Разные виды вечеров смешиваются с тематическими вечерами по истории (в собственном смысле этого слова). 

      Целесообразно остановиться в основном на трех видах вечеров и условно принять следующие формулировки: 

      1. Вечера по истории как литературно-музыкальные монтажи на исторической основе, по определенной теме (это и будут тематические вечера). 

      2. Тематические конференции по истории как второй вид вечеров, но их не следует называть вечерами, чтобы не путать с тематическими вечерами. 

      3. Вечера-спектакли, инсценировки согласно программе исторического курса. 

      Каковы же основные признаки и отличия условно вышеназванных вечеров? Тематические вечера по истории в старших классах представляют собой в основном литературно-музыкальные монтажи исторического содержания, куда входят (не всегда) краткие доклады-выступления примерно на 20 — 30 минут и главным образом материал художественной самодеятельности учащихся, рассчитанный на 60 — 80 минут. Кроме кратких докладов, на тематических вечерах может быть художественное чтение стихотворений и отрывков из прозы, выступление хора, солистов, оркестра и отдельных исполнителей на музыкальных инструментах, выступление хореографической группы и исполнителей отдельных сцен из соответствующих по содержанию пьес. Иногда на тематических вечерах по истории выступают участники исторических событий. В последнем случае доклады учащихся целесообразно опустить. Все номера программы вечера, как правило, связаны текстом ведущего. 

      На тематических вечерах по истории в старших классах часто бывает занято очень много учащихся: только число выступающих по программе вечера нередко доходит до 25 — 30 человек, не считая хора, оркестра, хореографической группы, а также участников по оформлению зала. 

      Всего в подготовке и проведении вечера иногда участвует до 60 — 80 учащихся. Программа тематических вечеров обычно рассчитана на IV2 — 2 часа с небольшим перерывом. 

      Таким образом, в понятие тематических вечеров по истории входят такие признаки, как: 

      а) преобладание в программе вечера разнообразного материала из художественной литературы, музыкальных произведений и других видов искусства над материалом делового характера; 

      б) преобладание воздействия на чувства зрителей путем устного образного слова и разных средств искусства; 

      в) как правило, максимальное количество участников в организации и проведении вечера; 

      г) как правило, широкий охват учащихся старших классов тематическими вечерами с целью воспитания их в духе высокой коммунистической нравственности; 

      д) связь содержания вечера с программой изучаемого курса или с современностью. 

      Тематические конференции по истории в VIII — X классах чаще всего представляют собой тоже монтажи, основным содержанием которых являются доклады — сообщения делового характера, и в дополнение к этому привлекается материал из художественной литературы, музыкальных произведений и других видов искусства. Таким образом, на тематических конференциях по истории преобладает материал познавательного характера и, как правило, участников на конференции меньше, чем на вечерах. По длительности времени конференции иногда превышают тематические вечера, как этого требует сообщение материала делового характера. 

      Вечера-спектакли, инсценировки содержат материал, состоящий из пьесы или ряда инсценировок исторического содержания, рассчитанных примерно наР/г — 2 часа. Не исключена возможность, когда при небольшой по объему инсценировке включается в программу вечера художественное чтение, выступление хора, оркестра, хореографической группы, сольных номеров, конечно, в соответствии с целенаправленностью вечера. 

      Основным критерием каждого из указанных видов вечеров по истории является содержание и форма передачи материала, т. е. преобладание в программе докладов-выступлений научно-популярного характера пли художественного чтения, использование разных видов искусства. Другой материал для раскрытия темы привлекается как дополнительный. Наряду с этим следует иметь в виду и другие признаки первых двух видов вечеров. 

      Данную классификацию видов вечеров по истории следует принять как примерную, условную. 

      Каковы же цели и задачи тематических вечеров по истории СССР в старших классах средней школы? 

      Учитель истории, учитывая решения XX съезда партии и последующих пленумов ЦК КПСС, должен максимально использовать в системе внеклассной работы тематические вечера по истории СССР

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика