Уроки истории средних веков в седьмом классе (Агибалова) 1959 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: ПОУРОЧНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (Из опыта работы)
Пособие составлено применительно к ныне действующим программе и учебнику Е. А. Косминского по истории средних веков для VII класса. Однако и при перестройке работы по новым учебным планам и программам учитель, особенно начинающий, может почерпнуть из данного пособия много полезных методических советов, а также фактический, дополнительный к тексту учебника, материал.
Авторство: Е. В. АГИБАЛОВА
Формат: PDF Размер файла: 54.4 MB
СОДЕРЖАНИЕ
УКРЕПЛЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ
Тема I. Развитие ремесла и торговли. Рост городов
Урок 1. Возникновение городов . . . 3
Урок 2. Организация ремесленников и купцов 8
Урок 3. Борьба городов с сеньорами 13
Урок 4. Внутренняя борьба в. городах ...... 17
Урок 5. Быт и культура горожан 20
Урок 6. Торговля, ярмарки и банки. Последствия развития городов и торговли для феодального общества 24
Литература : : 29
Тема И. Крестовые походы
Урок 7. Начало крестовых походов 30
Урок 8. Государство крестоносцев. Четвертый крестовый поход .... 34
Урок. 9. Конец и последствия крестовых походов .. , 40
Литература : ; 43
Тема III. Нашествие монголов
Урок 10. Монголы и монгольские завоевания в начале XIII века. . . .44
Урок 11. Завоевание монголами Восточной Европы 47
Литература : : 49
Тема IV. Образование централизованных государств в Европе (XII—XV века)
Урок 12. Франция в IX—XI веках. Начало усиления королевской власти
в XII веке 50
Урок 13. Генеральные штаты во Франции. Начало Столетней войны ... 53
Урок 14. Крестьянское восстание во Франции — Жакерия 61
Урок 15. Патриотический подъем во Франции и конец Столетней войны . 67
Урок 16. Объединение Франции в конце XV века 71
Урок 17. Усиление королевской власти в Англии в XI—XII веках . 4 . . 76
Урок 18. Великая хартия вольностей и начало парламента в Англии . . 80
Урок 19. Восстание Уота Тайлера 86
Урок 20. Феодальные войны в Англии в XV веке. Усиление королевской
власти : 92
Урок 21. Повторительно-обобщающий на тему «Образование централизованных государств в Европе в (XII—XV века)» 97
Литература : : 101
Т е м а V. Натиск немецких феодалов на Восток и его провал
Урок 22. Борьба западных славян и народов Прибалтики против натиска немецких феодалов. Провал попытки немецких феодалов покорить
Русь * *
Урок 23. Литва и Польша в борьбе с натиском немецких феодалов . . .107
Литература 108
Тема VI. Борьба с немецким засильем и крестьянская война в Чехии
Урок 24. Чехия в XIII—XIV веках 111
Урок 25. Начало освободительной войны чешского народа ... - . . 115
Урок 26. Гуситские войны в Чехии : - .121
Литература . . * . . . * 125
Тема VII. Турецкие завоевания
Урок 27. Начало турецких завоеваний на Балканском полуострове 3 . .126
Урок 28. Падение Византии. Турецкое иго и борьба с ним угнетенных народов * 128
Литература . . ; 1З0
Тема VIII. Культура Западной Европы в XII—XIII веках
Урок 29. Господство религии и церкви в средние века . . ..... 1ЗЗ
Урок 30. Школа и наука в XII—XIII веках 138
Урок 31. Искусство в Западной Европе в XII—XIII веках ..... .142
Литература * 145
Тема IX. Зарождение буржуазии и буржуазной культуры
Урок 32. Италия в XIV веке и зарождение буржуазии . . ..... 146
Урок 33. Восстание чомпи во Флоренции 150
Урок 34. Зарождение буржуазной культуры (итальянское Возрождение) .154 Урок 35. Крупнейшие деятели литературы, науки и искусства итальянского
Возрождения 160
Урок 36. Начало книгопечатания в Западной Европе 162
Литература . « . а ® . : 166
Урок 37. Повторительно-обобщающий урок на тему «Второй период средневековья—период укрепления и дальнейшего развития феодального строя и образования централизованных государств» . . .167
НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ЗАРОЖДЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ
Тема X. Географические открытия конца XV — начала XVI века. Колониальные захваты
Урок 38. Зарождение капиталистических отношений в Европе . . ; . .172
Урок 39. Поиски путей на Восток 176
Урок 40. Открытие Америки и морского пути в Индию. Первое кругосветное путешествие 179
Урок 41. Колониальные захваты европейцев 182
Урок 42. Последствия географических открытий 186
Литература 190
Тема XI. Реформация и Крестьянская война в Германии
Урок 43. Германия перед реформацией : 191
Урок 44. Начало реформации в Германии .196
Урок 45. Крестьянская война в Германии 202
Урок 46. Борьба католической церкви против реформации * . . . . .206
Урок 47. Упадок Германии в XVI—XVII веках 211
Литература ....... . 217
Тема XII. Абсолютная монархия во Франции
Урок 48 Укрепление королевской власти. Положение крестьянства . . 217
Урок 49 Дворянство и буржуазия во Франции в XVI веке 222
Урок 50. Гражданские войны во Франции в XVI веке 227
Урок 51. Укрепление королевского абсолютизма Ришелье 232
Литература 236
Тема XIII. Англия в XVI веке
Уроки 52 и 53. Начало капиталистического развития Англии 237
Урок 54. Развитие английской торговли. Абсолютизм Тюдоров 247
Литература 252
Тема XIV. Нидерландская буржуазная революция
Урок 55. Нидерланды под испанским владычеством . .252
Урок 56. Начало революции в Нидерландах ... .258
Урок 57. Революция в Нидерландах. Ее последствия и историческое значение
Урок 58. Голландия в XVII веке 267
Литература 271
Тема XV. Китай в XIV—XVII веках
Урок 59. Свержение монгольского ига. Империя Мин 271
Урок 60. Крестьянская война и маньчжурское завоевание 276
Урок 61. Повторительно-обобщающий на тему «Китай в XIV—XVII веках»279
Литература 281
Тема XVI. Культура в XVI—XVII веках
Урок 62. Развитие техники в XVI—XVII веках 282
Урок 63. Развитие науки в XVI—XVII веках 287
Урок 64. Великие писатели XVI—XVII веков 292
Литература 296
Урок 65. Повторительно-обобщающий на тему «Борьба крестьян против
феодального гнета в средние века» 297
Урок 66. Повторительно-обобщающий на тему «Феодализм и периоды его развития» 301
Скачать бесплатный учебник СССР - Уроки истории средних веков в седьмом классе (Агибалова) 1959 года
СКАЧАТЬ PDF
Тема I
РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ
Урок I. Возникновение городов
Цель урока заключается в том, чтобы показать процесс возникновения городов в средневековой Европе как результат отделения ремесла от сельского хозяйства. Важно, чтобы учащиеся поняли, что этот процесс обусловливался ростом производительных сил общества и обострением классовой борьбы в X—XI вв.
Ученики должны понять, что возникновение городов содействовало росту производительности труда и, следовательно, было больших шагом вперед в жизни феодального общества.
Урок «Возникновение городов» — первый по истории средних веков в VII классе, поэтому он в значительной части является вступительным уроком к разделу. Перед учителем в ходе изучения темы стоит задача — воспроизвести в памяти учащихся наиболее существенные черты феодального строя, что послужит связью новой темы (и всего курса VII класса) с материалом, изучавшимся в VI классе.
Начиная урок, сообщаю учащимся, что в VII классе продолжается изучение эпохи средневековья, историю которого они начали изучать в VI классе. Обращаюсь к классу с вопросами:
1) Когда пала Западная Римская империя?
2) Какой общественный строй пришел на смену рабовладельческому строю?
Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся вспоминают, что установление феодального строя в Западной Европе относится к IX—XI вв. Напоминаю учащимся, что в VI классе они изучали первый период эпохи средневековья — установление феодального строя. Теперь они будут изучать второй период — период укрепления и дальнейшего развития феодального строя. В течение этого времени в странах Западной Европы произошло значительное развитие хозяйства, наметился дальнейший подъем культы усилилась борьба трудящихся против феодальной эксплуатации произошли крупные крестьянские восстания, потрясшие
основы феодального строя.
В своем дальнейшем развитии феодальное общество прошло еще один, третий, период — период начала разложения феодализма и зарождения новых, капиталистических отношений.
* *
*
Начиная изучение темы «Развитие ремесла и торговли. Рост городов», подчеркиваю, что в X—XI столетиях в Западной Европе произошли важные по своим последствиям изменения: там в это время возникали города, которые становились центрами промышленной и торговой деятельности. Это представляло собой новый шаг в дальнейшем развитии общества.
Называю тему урока, записываю ее на доске и делаю к ней вводные разъяснения. Ввиду ограниченности времени не записываю план урока на доске.
При подготовке к каждому уроку разрабатываю детальный план изложения нового материала, который до сведения учеников не довожу. Это план для самого учителя. Во время рассказа я строго придерживаюсь пунктов этого плана и тем самым обеспечиваю последовательность в изложении материала урока.
По данному уроку план выглядит так:
1Л Развитие ремесла и отделение его от сельского хозяйства.
1) Успехи хозяйственного развития Европы в IX—X вв. и начало отделения ремесла от сельского хозяйства.
2) Уход ремесленников из феодального поместья.
II. Возникновение городов.
1) Места поселений ремесленников. Возникновение городов. Рост городского населения.
2) Города — центры ремесла и торговли. Купцы.
3) Роль обмена в отношениях между городом и деревней.
4) Значение возникновения городов. Рост производительности общественного труда.
Рассказ начинаю с характеристики успехов в хозяйственном развитии стран Западной Европы. Указав на распространение в IX—X вв. огородничества, садоводства, виноградарства, подчеркиваю, что само развитие и успехи в области сельского хозяйства вызвали большой спрос на орудия земледелия (плуги, вилы и др.), домашнюю утварь и многое другое. Говоря о развитии сельскохозяйственной техники в IX—X вв., обращаю внимание учащихся на иллюстрацию, помещенную в учебнике (стр. 57): «Плуг, запряженный быками» 1.
1 См. Д. Н. Никифоров, Объяснения к рисункам в учебнике истории средних веков, Учпедгиз, 1956.
Напоминаю учащимся, что крестьяне в IX—X вв. были уже закрепощены, крепостная деревня представляла собой главную ячейку феодального поместья. Спрашиваю: «Откуда брали феодалы одежду, обувь?» Учащиеся отвечают, что все это феодалы получали от своих крепостных, которые выплачивали им натуральный оброк не только продуктами сельского хозяйства, но и ремесленными изделиями. Далее указываю, что в поместье на господском дворе было некоторое количество крепостных людей, работавших в мастерских. Они, впрочем, использовались при случае и на всяких других работах. Спрашиваю учащихся: «Где бра- ли крестьяне нужные им орудия земледелия, одежду, обувь, домашнюю утварь?» Добиваюсь четкого представления о том, что все эти вещи изготовлялись в самой деревне, что каждая крестьянская семья сама изготовляла все, что ей было необходимо.
Учащиеся вспоминают, как определяется характер хозяйства, господствовавшего в период установления феодального строя. Это — натуральное хозяйство. Обращаю внимание учащихся на то, что в основе его лежало соединение сельскохозяйственного производства с ремесленным.
Далее перехожу к выяснению вопроса о том, как ремесло начало отделяться от сельского хозяйства. Вместе с улучшением орудий земледельческого труда, с повышением продуктивности сельского хозяйства улучшилась и обработка металлов, дерева, изготовление одежды, оружия. Дается объяснение, что представляло собой ремесло как особый вид производства, требовавший специализации и работника и его орудий.
По мере развития и усовершенствования отдельных отраслей ремесла и увеличения опроса на изделия' ремесленников возникала потребность в более сложных приемах труда, в специальном оборудовании. На занятия ремеслом необходимо было тратить много времени, нужны были опыт и знания. Например, сооружение построек из камня было делом более сложным, чем строительство деревянных сооружений, производство сукна — сложнее, чем обработка льняных тканей, и др. Так постепенно из среды крестьян начали выделяться люди, которые специально занимались различными видами ремесла. Феодалы стали требовать от них оброк исключительно изделиями их труда.
Люди, которые специально занимались изготовлением ремесленных изделий на заказ или для обмена на другие необходимые им продукты, назывались ремесленниками. Подвожу учащихся к пониманию того, что в феодальном поместье с дальнейшим развитием хозяйства появляется все больше ремесленников-профессионалов, занятых только изготовлением изделий.
Затем перехожу к вопросу об уходе ремесленников из феодального поместья. Рассказываю, что в это время возрастал спрос на ремесленные изделия, что ремесленникам было выгодно работать на заказчика или на покупателя. В деревне у них все отбирал в форме оброка феодал.